Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская наука не только одна из самых великих в мире, она еще является кузницей кадров для других стран

В мире даже существует такой термин «русская наука», хотя многие из ученых, которых именуют так, уже давно не живут в России, но учились здесь.

1. П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин — первая в мире электрическая лампочка

2. А.С. Попов — радио

3. В.К.Зворыкин (первый в мире электронный микроскоп, телевизор и телевещание)

4. А.Ф. Можайский — изобретатель первого в мире самолета

5. И.И. Сикорский — великий авиаконструктор, создал первый в мире вертолет, первый в мире бомбардировщик

6. А.М. Понятов — первый в мире видеомагнитофон

7. С.П.Королев — первая в мире баллистическая ракета, космический корабль, первый спутник Земли

8. А.М.Прохоров и Н.Г. Басов — первый в мире квантовый генератор — мазер

9. С. В.Ковалевская (первая в мире женщина — профессор)

10. С.М. Прокудин-Горский — первая в мире цветная фотография

11. А.А.Алексеев — создатель игольчатого экрана

12. Ф.А. Пироцкий — первый в мире электрический трамвай

13. Ф.А.Блинов — первый в мире гусеничный трактор

14. В.А. Старевич — объемно-мультипликационное кино

15. Е.М. Артамонов — изобрёл первый в мире велосипед с педалями, рулем, поворачивающимся колесом

16. О.В. Лосев — первый в мире усилительный и генерирующий полупроводниковый прибор

17. В.П. Мутилин — первый в мире навесной строительный комбайн

18. А. Р. Власенко — первая в мире зерноуборочная машина

19. В.П. Демихов — первым в мире осуществил пересадку легких и первым создал модель искусственного сердца

20. А.П. Виноградов — создал новое направление в науке — геохимию изотопов

21. И.И. Ползунов — первый в мире тепловой двигатель

22. Г. Е. Котельников — первый ранцевый спасательный парашют

23. И.В. Курчатов — первая в мире АЭС (Обнинская), также под его руководством была разработана первая в мире водородная бомба мощностью 400 кт, подорванная 12 августа 1953 года. Именно Курчатовский коллектив разработал термоядерную бомбу РДС-202 (Царь-бомба) рекордной мощности 52 000 кт.

24. М. О. Доливо-Добровольский — изобрёл систему трехфазного тока, построил трехфазный трансформатор, чем поставил точку в споре сторонников постоянного (Эдисон) и переменного тока

25. В. П. Вологдин — первый в мире высоковольтный ртутный выпрямитель с жидким катодом, разработал индукционные печи для использования токов высокой частоты в промышленности

26. С.О. Костович — создал в 1879 году первый в мире бензиновый двигатель

27. В.П.Глушко — первый в мире эл/термический ракетный двигатель

28. В. В. Петров — открыл явление дугового разряда

29. Н. Г. Славянов — дуговая электросварка

30. И. Ф. Александровский — изобрёл стереофотоаппарат

31. Д.П. Григорович — создатель гидросамолета

32. В.Г.Федоров — первый в мире автомат

33. А.К.Нартов — построил первый в мире токарный станок с подвижным суппортом

34. М.В.Ломоносов — впервые в науке сформулировал принцип сохранения материи и движения, впервые в мире начал читать курс физической химии, впервые обнаружил на Венере существование атмосферы

35. И.П.Кулибин — механик, разработал проект первого в мире деревянного арочного однопролетного моста, изобретатель прожектора

36. В.В.Петров — физик, разработал самую большую в мире гальваническую батарею; открыл электрическую дугу

37. П.И.Прокопович — впервые в мире изобрёл рамочный улей, в котором применил магазин с рамками

38. Н.И.Лобачевский — Математик, создатель «неевклидовой геометрии»

39. Д.А.Загряжский — изобрёл гусеничный ход

40. Б.О.Якоби — изобрёл гальванопластику и первый в мире электродвигатель с непосредственным вращением рабочего вала

41. П.П.Аносов — металлург, раскрыл тайну изготовления древних булатов

42. Д.И.Журавский — впервые разработал теорию расчетов мостовых ферм, применяемую в настоящее время во всем мире

43. Н.И.Пирогов — впервые в мире составил атлас «Топографическая анатомия», не имеющий аналогов, изобрел наркоз, гипс и многое другое

44. И.Р. Германн — впервые в мире составил сводку урановых минералов

45. А.М.Бутлеров — впервые сформулировал основные положения теории строения органических соединений

46. И.М.Сеченов — создатель эволюционной и других школ физиологии, опубликовал свой основной труд «Рефлексы головного мозга»

47. Д.И.Менделеев — открыл периодический закон химических элементов, создатель одноименной таблицы

48. М.А.Новинский — ветеринарный врач, заложил основы экспериментальной онкологии

49. Г.Г.Игнатьев — впервые в мире разработал систему одновременного телефонирования и телеграфирования по одному кабелю

50. К.С.Джевецкий — построил первую в мире подводную лодку с электродвигателем

51. Н.И.Кибальчич — впервые в мире разработал схему ракетного летательного аппарата

52. Н.Н.Бенардос — изобрёл электросварку

53. В.В.Докучаев — заложил основы генетического почвоведения

54. В.И.Срезневский — Инженер, изобрёл первый в мире аэрофотоаппарат

55. А.Г.Столетов — физик, впервые в мире создал фотоэлемент, основанный на внешнем фотоэффекте

56. П.Д.Кузьминский — построил первую в мире газовую турбину радиального действия

57. И.В. Болдырев — первая гибкая светочувствительная негорючая пленка, легла в основу создания кинематографа

58. И.А.Тимченко — разработал первый в мире киноаппарат

59. С.М.Апостолов-Бердичевский и М.Ф.Фрейденберг — создали первую в мире автоматическую телефонную станцию

60. Н.Д.Пильчиков — физик, впервые в мире создал и успешно демонстрировал систему беспроводного управления

61. В.А.Гассиев — инженер, построил первую в мире фотонаборную машину

62. К.Э.Циолковский — основоположник космонавтики

63. П.Н.Лебедев — физик, впервые в науке экспериментально доказал существование давления света на твердые тела

64. И.П.Павлов — создатель науки о высшей нервной деятельности

65. В.И.Вернадский — естествоиспытатель, создатель многих научных школ

66. А.Н.Скрябин — композитор, впервые в мире использовал световые эффекты в симфонической поэме «Прометей»

67. Н.Е.Жуковский — создатель аэродинамики

68. С.В.Лебедев — впервые получил искусственный каучук

69. Г.А.Тихов — астроном, впервые в мире установил, что Земля при наблюдении ее из космоса должна иметь голубой цвет. В дальнейшем, как известно, это подтвердилось при съемках нашей планеты из космоса

70. Н.Д.Зелинский — разработал первый в мире угольный высокоэффективный противогаз

71. Н.П. Дубинин — генетик, открыл делимость гена

72. М.А. Капелюшников — изобрел турбобур в 1922 году

73. Е.К. Завойский открыл электрический парамагнитный резонанс

74. Н.И. Лунин — доказал, что в организме живых существ есть витамины

75. Н.П. Вагнер — открыл педогенез насекомых

76. Святослав Федоров — первый в мире провёл операцию по лечению глаукомы

77. С.С. Юдин — впервые применил в клинике переливание крови внезапно умерших людей

78. А.В. Шубников — предсказал существование и впервые создал пьезоэлектрические текстуры

79. Л.В. Шубников — эффект Шубникова-де Хааза (магнитные свойства сверхпроводников)

80. Н.А. Изгарышев — открыл явление пассивности металлов в неводных электролитах

81. П.П. Лазарев — создатель ионной теории возбуждения

82. П.А. Молчанов — метеоролог, создал первый в мире радиозонд

83. Н.А. Умов — физик, уравнение движения энергии, понятие потока энергии; кстати, первым объяснил практически и без эфира заблуждения теории относительности

84. Е.С. Федоров — основоположник кристаллографии

85. Г.С. Петров — химик, первое в мире синтетическое моющее средство

86. В.Ф. Петрушевский — ученый и генерал, изобрел дальномер для артиллеристов

87. И.И. Орлов — изобрел способ изготовления тканых кредитных билетов и способ однопрогонной многократной печати (орловская печать)

88. Михаил Остроградский — математик, формула О. (кратный интеграл)

89. П.Л. Чебышев — математик, многочлены Ч. (ортогональная система функций), параллелограмм

90. П.А. Черенков — физик, излучение Ч. (новый оптический эффект), счетчик Ч. (детектор ядерных излучений в ядерной физике)

91. Д.К. Чернов — точки Ч. (критические точки фазовых превращений стали)

92. В.И. Калашников — это не тот Калашников, а другой, который первым в мире оснастил речные суда паровой машиной с многократным расширением пара

93. А.В. Кирсанов — химик-органик, реакция К. (фосфозореакция)

94. А.М. Ляпунов — математик, создал теорию устойчивости, равновесия и движения механических систем с конечным числом параметров, а также теорему Л. (одна из предельных теорем теории вероятности)

95. Дмитрий Коновалов — химик, законы Коновалова (упругости парарастворов)

96. С.Н. Реформатский — химик-органик, реакция Реформатского

97. В.А.Семенников — металлург, первым в мире осуществил бессемерование медного штейна и получил черновую медь

98. И.Р. Пригожин — физик, теорема П. (термодинамика неравновесных процессов)

99. М.М. Протодьяконов — ученый, разработал общепринятую в мире шкалу крепости горных пород

100. М.Ф. Шостаковский — химик-органик, бальзам Ш. (винилин)

101. М.С. Цвет — метод Цвета (хромотография пигментов растений)

102. А.Н. Туполев — сконструировал первый в мире реактивный пассажирский самолет и первый сверхзвуковой пассажирский самолет

103. А.С. Фаминцын — физиолог растений, первым разработал метод осуществления фотосинтетических процессов при искусственном освещении

104. Б.С. Стечкин — создал две великих теории — теплового расчета авиационных двигателей и воздушно-реактивных двигателей

105. А.И. Лейпунский — физик, открыл явление передачи энергии возбужденными атомами и

молекулами свободным электронам при столкновениях

106. Д.Д. Максутов — оптик, телескоп М. (менисковая система оптических приборов)

107. Н.А. Меншуткин — химик, открыл влияние растворителя на скорость химической реакции

108. И.И. Мечников — основоположников эволюционной эмбриологии

109. С.Н. Виноградский — открыл хемосинтез

110. В.С. Пятов — металлург, изобрел способ производства броневых плит прокатным методом

111. А.И. Бахмутский — изобрел первый в мире угольный комбайн (для добычи угля)

112. А.Н. Белозерский — открыл ДНК в высших растениях

113. С.С. Брюхоненко — физиолог, создал первый аппарат искусственного кровообращения в мире (автожектор)

114. Г.П. Георгиев — биохимик, открыл РНК в ядрах клеток животных

115. E. А. Мурзин — изобрел первый в мире оптико-электронный синтезатор «АНС»

116. П.М. Голубицкий — русский изобретатель в области телефонии

117. В. Ф. Миткевич — впервые в мире предложил применять трехфазную дугу для сварки металлов

118. Л.Н. Гобято — полковник, первый в мире миномет был изобретен в России в 1904 году

119. В.Г. Шухов — изобретатель, первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки

120. И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский — совершили первое русское кругосветное путешествие, изучили острова Тихого океана, описали жизнь Камчатки и о. Сахалин

121. Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев — открыли Антарктиду

122. Первый в мире ледокол современного типа — пароход русского флота «Пайлот» (1864), первый арктический ледокол — «Ермак», построен в 1899 под руководством С.О. Макарова.

123. В.Н. --чев — основоположник биогеоценологии, один из основоположников учения о фитоценозе, его структуре, классификации, динамике, взаимосвязях со средой и его животным населением

124. Александр Hесмеянов, Александр Арбузов, Григорий Разуваев — создание химии элементоорганических соединений.

125. В.И. Левков — под его руководством впервые в мире были созданы аппараты на воздушной подушке

126. Г.Н. Бабакин — русский конструктор, создатель советских луноходов

127. П.Н. Нестеров — первым в мире выполнил на самолете замкнутую кривую в вертикальной плоскости, «мертвую петлю», названную впоследствии «петлей Нестерова»

128. Б. Б. Голицын — стал основателем новой науки сейсмологии

Чуть-чуть ПОДРОБНЕЕ …..:

http://www.my-works.org/text_84061.html

Классик — это один из ключевых создателей научного или технического направления, автор оригинальных открытий и трудов мирового значения, признанный авторитет,основатель.
Пионер — первопроходец, впервые вступивший в область, где до него никто не бывал, в данном случае что-то открывший или создавший в совершенно новой области науки или техники.
Педагог — тот, кто создал свою самобытную школу по данному направлению и подготовил талантливых учеников, продолживших это направление развивать.)

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ Иван Федорович (1817-1894) изобретатель торпеды, а также первой нормальной подводной лодки (1866г.)

АЛЕКСЕЕВ Ростислав Евгеньевич (1916-1980) конструктор-кораблестроитель, создатель уникальных и рекордных экранопланов и экранолётов

АНДРОНОВ Александр Александрович (1901-1952) математик и физик, пионер и классик теории колебаний и динамики систем, педагог

АНОСОВ Павел Петрович (1796-1851) учёный-металлург и горный инженер, основатель металлургии легированных сталей, впервые использовал методы металлографии, открыл секрет булатной стали

АРТОБОЛЕВСКИЙ Иван Иванович (1905-1977) классик теории машин и механизмов

АФАНАСЬЕВ Василий Иванович (1849-1904) врач-патологоанатом, впервые обнаружил в крови человека возбудителя тропической малярии и предположил его паразитарную природу (1879)

АФОНАСЬЕВ Василий Иванович (1843-1913) морской инженер, учёный, классик кораблестроения, один из создателей первого ледокола арктического класса «Ермак», впервые предложил формулу для определения мощности судовых машин (1889г.)

БАБАКИН Георгий Николаевич (1914-1971) пионер практической космонавтики, конструктор уникальных космических аппаратов и планетоходов

БАДАЕВ Семён Иванович (1778-1847) металлург, в начале 19 века значительно усовершенствовал процесс производства стали, получив лучшую для того времени инструментальную «бадаевскую сталь»

БАРАНОВСКИЙ Владимир Степанович (1846-1879) изобретатель первой скорострельной пушки (1872г.)

БЕЛОПОЛЬСКИЙ Аристарх Аполлонович (1854-1934) астроном, классик астрофизики

БЕЛОУСОВ Борис Павлович (1893-1970) химик и биофизик, открыл колебательные химические реакции (1951)

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857-1927) основоположник рефлексологии, классик психиатрии, неврологии, физиологии, морфологии и психологии

БЕХТЕРЕВА Наталья Петровна (1924-2008) классик нейрофизиологии

БЛИНОВ Фёдор Абрамович (1827-1899) изобретатель парового гусеничного трактора (патент 1879, построен в 1888)

БОГДАНОВ (наст. фамилия МАЛИНОВСКИЙ) Александр Александрович (1873–1928) пионер кибернетики и теории систем

БОГОЛЮБОВ Николай Николаевич (старший) (1909-1992) математик и физик-теоретик, классик нелинейной механики, статистической физики, квантовой теории поля, педагог

БОЛДЫРЕВ Иван Васильевич (1850 - после 1917) пионер фотографии, художник, изобретатель в области фотографии, изобрёл фотоплёнку («смоловидная лента», 1878)

БОНДАРЮК Михаил Макарович (1908-1969) классик конструирования прямоточных РД для крылатых и зенитных ракет, в том числе гиперзвуковых

БОТКИН Сергей Петрович (1832-1889) классик медицины (болезнь Боткина и проч.), педагог

БОЧВАР Андрей Анатольевич (1902-1984) классик металловедения

БРЕДИХИН Фёдор Александрович (1831-1904) астроном, педагог, организатор, пионер астрофизики, классик теории комет

БРИТНЕВ Михаил Осипович (1822-1889) предприниматель, организатор, инженер, изобретатель первого ледокольного судна (1864г.)

БРУНОВ Анатолий Григорьевич (1905-1972) гл. конструктор самых массовых и распространённых в мире реактивных истребителей (Миг-15/17, Миг-21)

БРЮХОНЕНКО Сергей Сергеевич (1890-1960) физиолог, инженер, автор многих изобретений, создал первый аппарат искусственного кровообращения, демонстрировал живую собачью голову (1928)

БУБНОВ Иван Григорьевич (1872-1919) математик, классик кораблестроения, основатель строительной механики корабля как научной дисциплины, педагог

БУТЛЕРОВ Александр Михайлович (1828-1886) классик химии, создатель теории химического строения

БУТУЗОВ Василий Павлович (William Paul Butusov, 1846-?, работал в США) пионер авиации, конструктор и испытатель планёров, изобрёл вертикальные и горизонтальные рули управления, которые позднее использовали братья Райт в конструкции своего аэроплана

БЫЗОВ Борис Васильевич (1880-1934) химик-технолог, разработал технологию получения синтетического каучука гидролизом нефти (1913г.)

БЫСТРОВ Алексей Петрович (1899-1959) классик палеонтологии

ВАВИЛОВ Николай Иванович (1887-1943) классик генетики, ботаники, селекции, создатель учения о мировых центрах происхождения культурных растений, открыл закон гомологических рядов

ВАВИЛОВ Сергей Иванович (1891-1951) один из создателей нелинейной оптики и микрооптики, нобелист

ВЕРИГИН Константин Михайлович (1899-1982) (работал во Франции) химик, парфюмер, автор ряда известных французских духов, вместе с Эрнестом Бо (французом, родившемся в Москве) принимал участие в создании революционных «Шанель №5» (1921)

ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863-1945) философ-естествоиспытатель, эколог, создатель биогеохимии

ВЕТЧИНКИН Владимир Петрович (1888-1950) классик аэродинамики, пионер ветроэнергетики

ВИНОГРАДОВ Иван Матвеевич (1891-1983) математик, классик теории чисел (теорема Виноградова и т. п.)

ВЛАСЕНКО Андрей Романович (?-?) агроном, изобретатель зерноуборочного комбайна («жнея-молотилка», 1868)

ВЛАСОВ Анатолий Александрович (1908-1975) основатель теории плазмы

ВЛАСОВ Семён Прокофьевич (1789-1821) физик и химик, автор множества изобретений (хим.составы для пожаротушения, электродетонатор, гидростатическая машина для орошения полей и т. д.)

ВЛАСЬЕВ Сергей Николаевич (1880-1955), ГОБЯТО Леонид Николаевич Гобято (1875-1915) изобретатели миномёта (1904г.)

ВОЕЙКОВ Александр Иванович (1842-1916) классик климатологии

ВОРОНЦОВ-ВЕЛЬЯМИНОВ Борис Александрович (1904-1994) классик астрофизики, автор галактических каталогов и учебников по астрономии

ВОСКОБОЙНИКОВ Николай Иванович (1801- после 1846) горный инженер, построил один из первых нефтеперегонных заводов (1837), инициировал первое разведывательное бурение нефти (1846)

ВЫШНЕГРАДСКИЙ Иван Алексеевич (1831-1895) гос.деятель, учёный-механик, основоположник теории автоматического регулирования

ГАЛЁРКИН Борис Григорьевич (1871-1945) математик, классик теории упругости (метод Галёркина и т. п.)

ГАМОВ Георгий Антонович (1904-1968) пионер физики атомного ядра

ГВОЗДЕВ Евгений Иванович (1847-1896) изобрёл систему одновременной передачи множества телефонных и телеграфных сообщений по одной линии — то есть первый мультиплексор (1887)

ГЛАДИЛИН Игорь Александрович (1907-1975) конструктор спортивных автомобилей и двигателей к ним, в 1960-х годах создал выдающийся болид класса «Формула-1»

ГЛИНКОВ Родион А. (1729-1789) механик, изобретатель, в 1760 году построил первую в мире механическую прядильную фабрику со станками своей конструкции

ГЛУШКО Валентин Петрович (1908-1989) классик космонавтики, основатель ракетного двигателестроения в СССР

ГЛУШКОВ Виктор Михайлович (1923-1982) пионер электронной вычислительной техники, классик кибернетики, создатель теории цифровых автоматов

ГОЛИЦЫН Борис Борисович (1862-1916) геофизик, пионер термодинамики и сейсмологии, изобретатель электромагнитного сейсмографа

ГОЛУБИЦКИЙ Павел Михайлович (1845-1911) изобретатель первых телефона и телефонной станции, годных для массового применения на дальних расстояниях

ГОРОХОВ Арсений Анатольевич (род. 1935) изобретатель «интеллектора» — прототипа персонального компьютера (патент 1968г.)

ГРОМЕКА Ипполит Степанович (1851-1889) основатель математической теории капиллярности

ГРУШИН Пётр Дмитриевич (1906-1993) авиаконструктор, конструктор уникальных ракетно-зенитных комплексов, в том числе С-300

ГУРЬЕВ Семён Емельянович (1766-1813) математик, механик, педагог, пионер теории машин и механизмов

ГУСЕВ Александр Иванович (род.1946) классик физики твёрдого тела

ДЕМИХОВ Владимир Петрович (1916-1998) физиолог, хирург-экспериментатор, основоположник трансплантологии

ДОКУЧАЕВ Василий Васильевич (1846-1903) геолог, классик почвоведения, основатель географии почв, педагог

ДОЛИВО-ДОБРОВОЛЬСКИЙ Михаил Осипович (1861-1919) (работал в Германии) «отец» техники трёхфазного переменного тока – основы промышленного производства 20-21 веков

ДУБИНИН Василий с братьями построили первый в мире нефтеперегонный завод (1823г.)

ЕРШОВ Андрей Петрович (1931-1988) математик, классик программирования, педагог

ЖУКОВСКИЙ Николай Егорович (1847-1921) классик гидродинамики

ЖУРАВСКИЙ Дмитрий Иванович (1821-1891) учёный и инженер-мостостроитель, пионер прочностных расчётов строительных конструкций, классик сопромата (теорема Журавского и т.п.)

ЗАГРЯЖСКИЙ Дмитрий Андреевич (1807-после 1860) изобретатель гусеничного движителя (1837г.)

ЗАЛЕСОВ Поликарп Михайлович (1772-1837) горный инженер, изобретатель, с 1806г. спроектировал несколько оригинальных активных паровых турбин

ЗВОРЫКИН Владимир Козьмич (1888-1982) инженер, изобретатель и зачинатель главного направления в электронном телевидении

ЗЕЛИНСКИЙ Николай Дмитриевич (1861-1953) один из основоположников органического катализа и нефтехимии, педагог, изобретатель фильтрующего угольного противогаза

ЗИНИН Николай Николаевич (1812-1880) классик органической химии (реакция Зинина и т.п.), педагог

ИВАНЕНКО Дмитрий Дмитриевич (1904-1994) классик ядерной физики и теоретической физики в целом

ИВАНОВ Илья Иванович (1870-1932) классик физиологии и биологии искусственного оплодотворения высших животных, проводил уникальные опыты по межвидовому скрещиванию (в том числе человека с обезьяной)

ИГНАТЬЕВ Александр Михайлович (1879-1936) изобретатель самозатачивающегося режущего инструмента

ИГНАТЬЕВ Григорий Григорьевич (1846-1898) пионер электросвязи, разработал систему одновременного телеграфирования и телефонирования по одному и тому же проводу (1880)

ИПАТЬЕВ Владимир Николаевич (1867-1952) классик органической химии (учения о катализе), организатор промышленности, педагог

ИСАНИН Николай Никитич (1904-1990) инженер-кораблестроитель, конструктор надводных и подводных кораблей многих типов, создатель самой быстрой в мире подводной лодки (проект 661 «Анчар», 1968)

КАВЕРЗНЕВ Афанасий Аввакумович (1748-1820-е) биолог, опубликовал труд (впервые в 1775г. на немецком), излагающий теорию происхождения видов путём эволюции (изменчивости под влиянием внешней среды)

КАЙДАНОВ Яков Кузьмич (1779-1855) врач и естествоиспытатель, один из ранних (додарвиновских) эволюционистов, пионер научной ветеринарии, педагог

КАЛАШНИКОВ Михаил Тимофеевич (род.1919) создатель самого распространённого в мире стрелкового оружия — автомата АК (в мире выпущено более 100 млн. экз.)

КАНТОРОВИЧ Леонид Витальевич (1912-1986) математик, экономист, классик линейного программирования, нобелист

КАПИЦА Пётр Леонидович (1894-1984) пионер экспериментальной физики, нобелист

КАРПИНСКИЙ Александр Петрович (1847-1936) пионер и классик геологии и палеонтологии, педагог

КАРЦЕВ Леонид Николаевич (род. 1922) конструктор танка Т-72 — по совокупности характеристик лучшего, а также самого массового и распространённого танка второй половины XX века

КАРЦЕВ Михаил Александрович (1923-1983) разработчик суперкомпьютеров

КАТОРГИН Борис Иванович (род.1934) учёный, инженер, изобретатель, классик современного ракетного двигателестроения, один из ключевых создателей лучшего в мире ЖРД (РД-180)

КЕЛДЫШ Мстислав Всеволодович (1911-1978) организатор-технократ, главный инициатор научно-технического прогресса в СССР

КЛЕЙМЁНОВ Иван Терентьевич (1898-1938), ЛАНГЕМАК Георгий Эрихович (1898-1938) ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ Борис Сергеевич (1898-1933) разработчики реактивных снарядов для авиации, наземных войск и ВМФ, в т.ч. для реактивных систем залпового огня «Катюша»

КЛИМОВ Николай Андреевич (1922-1977) конструктор рекордных глубоководных аппаратов, в том числе самой глубоководной атомной подводной лодки (проект 685 «Плавник»)

КНОРОЗОВ Юрий Валентинович (1922-1999) классик этнографии, педагог, дешифровал письменность цивилизации майя

КНЯГИНИНСКИЙ Пётр Петрович (ок. 1839-в конце 1870-х гг.) изобретатель, создал первую автоматическую наборную машину (1867)

КОВАЛЕВСКАЯ Софья Васильевна (1850-1891) математик, автор ряда выдающихся достижений в этой науке

КОВАЛЕВСКИЙ Александр Онуфриевич (1840-1901) биолог, классик зоологии беспозвоночных, пионер эволюционной эмбриологии и физиологии

КОВАЛЕВСКИЙ Пётр Петрович (1808-1855) военный инженер, ракетчик, создал установку для залповой стрельбы ракетами из-под воды (1834)

КОВАЛЁВ Сергей Никитич (1919-2011) конструктор атомных подводных крейсеров стратегического назначения, в том числе самой большой в истории подводной лодки (проект 941 «Акула», 1981)

КОЗЫРЕВ Николай Александрович (1908-1983) астрофизик, совершивший ряд важных открытий (лунный вулканизм и проч.), выдвинул альтернативную физическую теорию времени (причинную механику)

КОЛЕСНИК-КУЛЕВИЧ М.И. (?-?) инженер, в 1888г. в работе «О противопожарных средствах» впервые научно обосновал методы газового и порошкового тушения пожаров

КОЛМОГОРОВ Андрей Николаевич (1903-1987) один из крупнейших математиков ХХ века, классик ряда направлений математики (теории вероятностей, топологии и т. д.), педагог

КОЛЬЦОВ Николай Константинович (1872-1940) пионер и классик молекулярной биологии и генетики, открыл матричный синтез в хромосомах

КОНДРАТЬЕВ Николай Дмитриевич (1892-1938) экономист, автор теории экономических циклов, идеолог НЭПа

КОРОЛЁВ Сергей Павлович (1906-1966) основатель практической космонавтики, конструктор самолётов, крылатых, баллистических и космических ракет, космических аппаратов

КОСТЕНКО Владимир Полиевктович (1881-1956) учёный-гидродинамик, классик кораблестроения

КОСТЕНКО Михаил Полиевктович (1889-1976) учёный, изобретатель, классик электротехники, в т.ч. теории электрических машин, автор теории «всеобщего трансформатора», педагог

КОСТИКОВ-АЛМАЗОВ Александр Петрович (?-?) инженер, изобретатель, пионер авиации и воздухоплавания, в 1889 запатентовал движитель с гусеницами, натянутыми на колёса экипажа, с поддерживающими и опорными катками

КОТЕЛЬНИКОВ Глеб Евгеньевич (1872-1944) изобретатель ранцевого парашюта (1911г.)

КОШКИН Михаил Ильич (1898-1940) конструктор, создатель лучшего среднего танка II Мировой войны – Т-34

КРАИНСКИЙ Андрей Васильевич (18??-19??) микробиолог, открыл антибиотик стрептомицин (1914)

КРАШЕНИННИКОВ Степан Петрович (1711-1755) естествоиспытатель, землепроходец, исследователь Сибири и Камчатки, автор труда «Описание земли Камчатки» (1756)

КРОПОТКИН Пётр Алексеевич (1842-1921) один из главных теоретиков анархизма, географ и путешественник, первооткрыватель, классик геологии, впервые доказал существование в прошлом ледниковых периодов, ввёл понятие «вечная мерзлота»

КРЫЛОВ Алексей Николаевич (1863-1945) математик, механик, классик гидродинамики и судостроения, создатель теории непотопляемости

КУЗНЕЦОВ Владимир Дмитриевич (1887-1963) физик, создатель теории сверхскоростного резания металлов

КУЗНЕЦОВ Николай Дмитриевич (1911-1995) конструктор турбовинтовых, турбореактивных и ракетных двигателей с выдающимися характеристиками (всего 57 двигателей)

КУЛЕБЯКО Алексей Александрович (1866-1930) физиолог, проводил успешные опыты по оживлению органов, оживил отрезанную голову рыбы (1902)

КУЛИБИН Иван Петрович (1735-1818) инженер, механик, оптик, автор множества изобретений (арочный мост и т.д.)

КУРНАКОВ Николай Семёнович (1860-1941) химик, пионер физико-химического анализа

КУРЧАТОВ Игорь Васильевич (1903-1960) физик, пионер освоения ядерной энергии, организатор промышленности

ЛАЗАРЕВ Пётр Петрович (1878-1942) классик биофизики и геофизики

ЛАЧИНОВ Дмитрий Александрович (1842-1902) учёный в области электротехники и климатологии, основатель высоковольтной электропередачи, автор множества выдающихся изобретений

ЛЕБЕДЕВ Пётр Николаевич (1866-1912) физик, классик электромагнетизма, педагог, открыл давление света

ЛЕБЕДЕВ Сергей Алексеевич (1902-1974) пионер электронной вычислительной техники, создатель первой в континентальной Европе ЭВМ, рекордных суперкомпьютеров, и т.д.

ЛЕБЕДЕВ Сергей Васильевич (1874-1934) химик, впервые получил синтетический бутадиеновый каучук (1910), основал промышленность синтетических каучуков

ЛЕТНИЙ Александр Александрович (1848-1883) химик-технолог, открыл пиролиз нефти и её тяжёлых фракций (1875г., это открытие лежит в основе крекинга нефти)

ЛЕТОХОВ Владилен Степанович (1939-2009) пионер лазерной физики и классик лазерного охлаждения

ЛОБАЧЕВСКИЙ Николай Иванович (1792-1856) создатель неевклидовой геометрии — «Коперник геометрии», педагог, организатор

ЛОГУНОВ Анатолий Алексеевич (род.1926) классик квантовой физики, создатель релятивистской теории гравитации

ЛОДЫГИН Александр Николаевич (1847-1923) изобретатель электрической лампы накаливания современного типа (вакуумная или заполненная инертным газом стеклянная колба с тугоплавкой металлической спиралью в качестве источника света)

ЛОЗИНО-ЛОЗИНСКИЙ Глеб Евгеньевич (1909/10-2001) авиаконструктор, изобретатель, автор множества уникальных проектов летательных аппаратов и двигателей к ним, в том числе многоразовых космических транспортных систем и космических самолётов («Спираль», «Буран» и т.п.)

ЛОМОНОСОВ Михайло Васильевич (1711-1765) русский Леонардо да Винчи, художник и поэт, естествоиспытатель, учёный-энциклопедист, изобретатель, реформатор и организатор

ЛОСЕВ Олег Владимирович (1903-1942) пионер полупроводниковой техники, открыл полупроводимость (p-n переход), усилительные свойства полупроводниковых приборов, электролюминесценцию, на основе этих открытий изобрёл светодиод, туннельный диод и т.п.

ЛУКОВКИН Константин Семёнович (?) автор множества изобретений в области автоматизации металлорежущих станков, изобретатель станков с ЧПУ

ЛУЦКИЙ (ЛУЦКОЙ) Борис Григорьевич (1865-после 1935) инженер, изобретатель, пионер конструирования ДВС, автомобиле- и авиастроения (работал в Германии и США)

ЛЮЛЬКА Архип Михайлович (1908-1984) пионер и идеолог конструирования реактивных двигателей

ЛЯПУНОВ Александр Михайлович (1857-1918) классик математики и механики устойчивости, педагог

МАКАРОВ Степан Осипович (1848-1904) вице-адмирал, океанограф, полярный исследователь, идеолог создания первого ледокола арктического класса «Ермак», организатор и руководитель полярных экспедиций на этом ледоколе

МАКЕЕВ Виктор Петрович (1924-1985) учёный, изобретатель в области ракетостроения, создатель первой баллистической ракеты с подводным стартом, первой МБР морского базирования, наиболее совершенной по показателю энерго-массового совершенства МБР морского базирования и т.п.

МАКСУТОВ Дмитрий Дмитриевич (1896-1964) классик оптики, изобретатель менискового телескопа и ряда других оптических приборов

МАЛЫШЕВ Александр Петрович (1879-1962) классик теории машин и механизмов

МАМИН Яков Васильевич (1873-1955) сконструировал бескомпрессорный двигатель внутреннего сгорания, работавший на нефти (привилегия 1903г.), первый дизельный трактор (1893г.)

МАРКОВ Андрей Андреевич (1856-1922) основатель направлений в математике и математической физике, педагог

МАРКОВНИКОВ Владимир Васильевич (1837-1904) классик органической химии, автор «правила Марковникова» и т.д.

МЕДВЕДЕВ Всеволод Иванович (1924-2008) классик физиологии стресса и адаптации

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович (1834-1907) классик химии, организатор науки и производства, популяризатор, автор фундаментального периодического закона химических элементов («таблицы Менделеева»)

МЕЧНИКОВ Илья Ильич (1845-1916) классик биологии и медицины, нобелист

МЕЩЕРСКИЙ Иван Всеволодович (1859-1935) основоположник механики тел переменной массы

МИКУЛИН Александр Александрович (1895-1985) конструктор авиационных двигателей, в т.ч. для рекордных самолётов, автор оригинальной системы оздоровления «активное долголетие»

МИКЛУХО-МАКЛАЙ Николай Николаевич (1846-1888) классик антропологии (расологии) и этнографии, выдающийся путешественник

МИЧУРИН Иван Владимирович (1855-1935) биолог, классик селекции (гибридизации) плодовых и ягодных культур

МОЖАЙСКИЙ Александр Фёдорович (1825-1890) морской офицер, инженер и изобретатель, пионер авиации. Спроектировал, построил и испытал с пилотом на борту первый в истории моторный аэроплан (1882г.). Аппарат был спроектирован в соответствии с тогдашними научными представлениями о летательных аппаратах тяжелее воздуха, поэтому не был способен к устойчивому управляемому полёту.

МОРОЗОВ Николай Александрович (1854-1946) революционер, писатель и поэт, учёный-энциклопедист, изобретатель, основатель научной исторической хронологии

МЯСИЩЕВ Владимир Михайлович (1902-1978) авиаконструктор, создатель первого в мире реактивного стратегического бомбардировщика (1953), рекордных самолётов

НАРТОВ Андрей Константинович (1693-1756) учёный-механик, изобретатель, создал первый в мире токарно-винторезный станок с механизированным суппортом (1738)

НЕПОБЕДИМЫЙ Сергей Павлович (род. 1921) конструктор уникального ракетного вооружения, пионер систем активной защиты

НЕСМЕЯНОВ Александр Николаевич (1899-1980) классик органической химии

НИКИТИН Николай Васильевич (1907-1973) архитектор, учёный, конструктор уникальных высотных зданий и сооружений (Останкинская Башня, МГУ и проч.)

ОБУХОВ Павел Матвеевич (1820-1869) металлург, разработал промышленный метод получения лучшей в 19 веке литой стали для ружейных и пушечных стволов и других применений («златоустовская сталь»)

ОГНЁВ Сергей Иванович (1886-1951) биолог и зоолог, систематик, «русский Альфред Брем», автор многих томов классических трудов по зоологии, педагог

ОПАРИН Александр Иванович (1894-1980) биолог и биохимик, создавший теорию возникновения жизни на Земле из абиотических компонентов (коацерватная теория, 1924г.)

ОСТРОГРАДСКИЙ Михаил Васильевич (1801-1861) классик математических основ механики и физики, педагог

ОЩЕПКОВ Павел Кондратьевич (1908-1992) изобретатель радара

ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936) биолог и физиолог, общественный деятель, педагог, нобелист

ПАВЛОВ Михаил Григорьевич (1793-1840) философ, агробиолог, педагог, автор ранней планетарной модели строения атома

ПАЖИТНОВ Алексей Леонидович (род.1956) создатель компьютерной игры «Тетрис»

ПАЛЛАДИН Владимир Иванович (1859-1922) классик биохимии и физиологии растений, создатель ферментативной теории дыхания растений, педагог

ПЕТРОВ Анатолий Борисович (1923-1982), РУСАНОВ Михаил Георгиевич (1909-1986) инженеры-кораблестроители, создатели уникальных подводных лодок («Подводный истребитель» проекта 705 «Лира»)

ПЕТРОВ Василий Владимирович (1761-1834) физик, пионер электротехники, открыл электрическую дугу (1802)

ПЕТРОВ Николай Павлович (1836-1920) учёный и инженер, основоположник гидродинамической теории смазки

ПЕТРУШЕВСКИЙ Василий Фомич (1829-1891) химик, военный инженер, изобретатель «русского динамита» (1866г.)

ПИРОГОВ Николай Иванович (1810-1881) хирург, основатель военно-полевой хирургии

ПИРОГОВ Николай Николаевич (1843-1891) пионер термодинамики и статистической физики

ПОКРОВСКИЙ Георгий Иосифович (1901-1979) физик, генерал-майор, пионер физики и техники направленного взрыва, процессов кумуляции

ПОЛЗУНОВ Иван Иванович (1728-1766) горный инженер, организатор, механик, изобретатель; взяв за основу схему пароатмосферного двигателя Ньюкомена, создал двухцилиндровый паровой двигатель – прототип универсальной паровой машины («огнедействующая машина», 1766)

ПОЛИКАРПОВ Николай Николаевич (1892-1944) классик конструирования истребителей, его машины определили облик типичного истребителя II Мировой войны; конструктор рекордных самолётов, конструктор одного из самых массовых в истории самолётов (По-2, произведено >40 тыс. машин)

ПОЛОТЕБНОВ Алексей Герасимович (1838-1907) классик дерматологии, в 1872г. в статье «Патологическое значение плесени» сообщил об открытии антибиотического действия грибка рода Penicillium и предложил использовать препараты на его основе в медицинской практике

ПОНТРЯГИН Лев Семёнович (1908-1988) классик многих разделов математики (топологии, теории колебаний, теории управления, теории игр и т. п.), педагог

ПОПОВ Александр Степанович (1859-1905) физик и электротехник, изобретатель радиотелеграфа (публичная демонстрация в 1895г.), его статья с подробным описанием изобретения, растиражированная техническими журналами в 1895-96гг., сыграла огромную роль в дальнейшем развитии беспроводной связи

ПОСОШКОВ Иван Тихонович (1652-1726) один из первых в мире учёных-экономистов, написал фундаментальный экономический трактат в духе институционализма

ПРОКУДИН-ГОРСКИЙ Сергей Михайлович (1863-1944) химик, изобретатель, педагог, пионер цветной фотографии, усовершенствовал химию цветной (трёхцветной) фотографии, ещё в начале 20 века добившись уникального (близкого к современному) качества цветных снимков

ПЯТОВ Василий Степанович (1823(или 1824)-1892) металлург, изобретатель, разработал революционную для своего времени технологию изготовления броневых плит с заменой ковки прокаткой и последующей химико-термической обработкой (1859)

РЕМЕЗОВ Семён Ульянович (ок.1642 - после 1720) архитектор, картограф, исследователь, историк и летописец Сибири. Известен в первую очередь как автор подробных карт, атласов и описаний Сибири конца XVII – начала XVIII веков.

РОЗИНГ Борис Львович (1869-1933) физик, инженер, основоположник электронного телевидения, педагог

РОЩЕПЕЙ (РОЩЕПИЙ) Яков Устинович (1879-1958) конструктор-пионер автоматического оружия

РЯБУШИНСКИЙ Дмитрий Павлович (1882-1962) гидродинамик, математик, основатель первого в мире аэродинамического института, автор ряда перспективных изобретений (безоткатное орудие и т.д.)

САДОВСКИЙ Александр Иванович (1859-1923) физик, теоретически предсказал наличие момента импульса у эллиптически поляризованной световой волны (эффект Садовского, 1898)

САМОЙЛОВИЧ Данило Самойлович (1744-1811) учёный-медик, один из основателей научной эпидемиологии

САХАРОВ Андрей Дмитриевич (1921-1989) физик, автор оригинальных идей по созданию ОМП, теоретик и конструктор самой мощной в истории бомбы

СЕВЕРЦОВ Алексей Николаевич (1866-1936) биолог-эволюционист, основатель эволюционной морфологии животных

СЕВЕРЦОВ Николай Алексеевич (1827-1885) биолог, геолог, этнограф, путешественник, основоположник зоогеографии и пионер экологии

СЕДОВ Леонид Иванович (1907-1999) классик механики жидкости и газа, основоположник теории сильного взрыва

СЕМЁНОВ Николай Николаевич (1896-1986) один из основоположников химической физики, классик теории теплового взрыва, нобелист

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829-1905) классик физиологии, философ

СИКОРСКИЙ Игорь Иванович (1889-1972) пионер и классик конструирования первых крупных аэропланов, конструктор рекордных вертолётов и гидропланов, лётчик-испытатель

СИЛИН Виктор Павлович (род. 1926) классик физики плазмы, педагог

СЛАВЯНОВ Николай Гаврилович (1854-1897) «отец» электродуговой сварки (1888г.)

СМИРНОВ Владимир Иванович (1887-1974) классик математики, физики волновых процессов, педагог

СОБОЛЕВ Сергей Львович (1908-1989) классик математики и математической физики (пространства Соболева и т. п.)

СОКОЛОВ Борис Сергеевич (род. 1914) классик геологии и палеонтологии, первооткрыватель вендского периода

СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович (1772-1839) математик, советник Александра I, выдающийся реформатор

СТЕЧКИН Борис Сергеевич (1891-1969) учёный-теплотехник и гидроаэромеханик, классик теории тепловых двигателей

СТОЛЕТОВ Александр Григорьевич (1839-1896) физик, автор множества открытий и изобретений (закона внешнего фотоэффекта, петля гистерезиса, константы Столетова и т.д.)

СТРУВЕ Василий Яковлевич (Фридрих Георг Вильгельм Струве 1793-1864) организатор, педагог, классик звёздной астрономии, открыл межзвёздное поглощение света, впервые достоверно измерил расстояние до другой звезды

СУХОЙ Павел Осипович (1895-1975) основатель направления в авиаконструировании, ученик Туполева

ТВЕРСКОЙ Н.Н. (18??-?) инженер-механик, изобретатель технически совершенного роторного парового двигателя (привилегия 1885г.)

ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич (1843-1920) естествоиспытатель, классик физиологии растений

ТИМОШЕНКО Степан Прокофьевич (1878-1972) основатель современной механики сплошных сред, классик теории прочности (сопромата) и упругости конструкций машин, строений, педагог

ТИМОФЕЕВ-РЕСОВСКИЙ Николай Владимирович (1900-1981) классик популяционной и радиационной генетики (работал в Германии и CCCР)

ТОКИН Борис Петрович (1900-1984) биолог, классик эмбриологии, открыл фитонциды (1928)

ТОЛМАЧЁВ Виктор Ильич (род.1934) гл. конструктор самого тяжёлого в мире самолёта Ан-225 «Мрия» (первый полёт в 1988г.)

ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич (1888-1972) классик авиаконструирования, организатор, педагог

УМОВ Николай Алексеевич (1846-1915) физик, ввёл понятие плотности потока энергии, указывал на эквивалентность массы и энергии, и т.д.

УСАГИН Иван Филиппович (1855-1919) учёный-экспериментатор и изобретатель, конструктор физических приборов, создал первый разделительный трансформатор (1881)

УФИМЦЕВ Пётр Яковлевич (род.1931) физик, специалист дифракции электромагнитных волн, главный теоретик технологии «стелс» (с 1990 г. в США)

ФАВОРСКИЙ Алексей Евграфович (1860-1945) химик-органик, классик органического синтеза (реакция Фаворского и проч.)

ФАМИНЦЫН Андрей Сергеевич (1835-1918) ботаник, классик физиологии растений, педагог, создатель теории симбиогенеза

ФЁДОРОВ Владимир Григорьевич (1874-1966) пионер и классик конструирования автоматического стрелкового оружия, педагог, создатель первой практически пригодной для армии автоматической винтовки (1913г.)

ФЁДОРОВ Евграф Степанович (1853-1919) минералог, математик, классик петрографии и кристаллографии

ФИЛИППОВ Михаил Михайлович (1858-1903) философ, писатель, учёный-энциклопедист, проводил опыты по электромагнитной передаче взрывного воздействия (о подобных опытах заявлял также Никола Тесла)

ФОМЕНКО Анатолий Тимофеевич (род.1945) учёный, обогативший многие разделы высшей математики, автор классических работ (учебников), переведённых на многие языки, педагог, классик революционного направления в исторической науке («новая хронология», в России фактически под запретом)

ФРОЛОВ Козьма Дмитриевич (1726-1800) инженер-гидротехник, конструктор уникальных горнодобывающих и горнообрабатывающих машин и гидросооружений, построил первую горнообогатительную фабрику (1764г.), разработал систему автоматического пожаротушения спринклерного типа (1770г.)

ХРИСТИАНОВИЧ Сергей Алексеевич (1908-2000) классик аэродинамики, педагог

ЧАПЛЫГИН Сергей Алексеевич (1869-1942) классик математических основ гидрогазодинамики, педагог

ЧАРОМСКИЙ Алексей Дмитриевич (1899-1982) генерал-майор, конструктор, классик дизелестроения для самолётов и танков (в т.ч. КВ, Т-34)

ЧЕБЫШЕВ (ЧЕБЫШЁВ) Пафнутий Львович (1821-1894) классик математики, педагог

ЧЕЛОМЕЙ Владимир Николаевич (1914-1984) пионер практической космонавтики, конструктор (совместно с Глушко) космической ракеты «Протон», орбитальных станций «Алмаз» и т.д.

ЧЕРЕНКОВ Павел Алексеевич (1904-1990) физик, экспериментально открыл новое физическое явление (свечение Черенкова), оказавшее большое влияние на экспериментальную физику, нобелист

ЧЕРЁМУХИН Алексей Михайлович (1895-1958) изобретатель, конструктор выдающихся летательных аппаратов, создатель и испытатель первого в мире хорошо летавшего вертолёта (1930-32г.г.)

ЧЕРНОВ Дмитрий Константинович (1839-1921) пионер металловедения, «отец» металлографии, открыл фазовую диаграмму железо-углерод с точками полиморфических превращений (точки Чернова)

ЧИКОЛЁВ Владимир Николаевич (1845-1898) пионер электротехники, популяризатор, педагог, автор множества изобретений, в том числе первого электрифицированного станка

ЧИСТЯКОВ Иван Дорофеевич (1843-1877) ботаник, профессор Московского университета, педагог, открыл клеточный митоз (1874г.)

ЧИЧЕРИН Борис Николаевич (1828-1904) философ, учёный, правовед, педагог, общественный деятель, в 1888г. подробно описал планетарную модель атома

ЧОХОВ Ондрей (Чехов Андрей) (?-1629) пушечный мастер, литейщик пушечного двора в Москве, в 1586г. отлил рекордную 40 тонную «Царь-пушку» (мортиру для стрельбы картечью)

ШАФАРЕВИЧ Игорь Ростиславович (род.1923) классик алгебры, теории чисел и алгебраической геометрии, педагог

ШУБИН Семён Петрович (1908-1938) физик в области квантовой механики, автор зонной теории жидких металлов (1933)

ШУХОВ Владимир Григорьевич (1853-1939) учёный, инженер и архитектор, пионер техники магистрального трубопроводного и нефтеналивного транспорта, автор промышленного метода крекинга нефти (1891г.), изобретатель стальных сетчатых оболочек и конструкций в архитектуре

ЮРЬЕВ Борис Николаевич (1889-1957) учёный-аэродинамик, инженер, изобретатель автомата перекоса кольцевого типа (применяется в большинстве вертолётов)

ЯБЛОЧКОВ Павел Николаевич (1847-1894) пионер электротехники, предприниматель, автор множества изобретений, среди которых первая массовая электродуговая лампа, генератор и трансформатор переменного тока и т. п.

Кто стоял у истоков европейского автопрома?

Русский инженер Борис Луцкий

Проблема «утечки мозгов» — одна из самых острых проблем России.

Сегодня наши соотечественники с успехом работают в Силиконовой долине, на европейских и американских авиационных и космических предприятиях, в компаниях, занимающихся научными разработками и т. д. Встречаются русские фамилии и среди дизайнеров, работающих на крупнейших мировых автомобильных производителей. Как к этому относиться? С одной стороны, испытываешь гордость за свою столь богатую талантами страну, с другой — сожаление по поводу того, что все эти таланты не смогли найти себе достойного применения в родном Отечестве. Между тем проблема не нова. И пример тому — история жизни нашего соотечественника, инженера Бориса Григорьевича Луцкого, который в свое время стоял у истоков двигателестроения и грузового автомобилестроения. Достоверных фактов о жизни Бориса Григорьевича известно мало, многие сведения искажены, полны домыслов, не подтвержденных документально. Начнем хотя бы с того, что до сих пор нет ни одного портрета или фотографии, которые давали бы право уверенно утверждать, что изображенный на них человек — действительно Луцкий. Даже написание фамилии еще при жизни инженера было искажено — вместо «Луцкий» писали «Луцкой». Одним из немногих биографических источников, заслуживающих доверия, является письмо, написанное самим инженером русскому военному атташе в Берлине князю П. Н. Енгалычеву. Конструктор предлагал российскому военному ведомству обратить внимание на изобретенные им автомобили и сообщал ряд сведений о себе. Согласно этому документу, Борис Григорьевич Луцкий родился в 1865 году под городом Бердянском Таврической губернии. Учился в Константиновском реальном училище в Севастополе, которое успешно окончил в 1882 г. Наиболее преуспевших в науках учеников посылали за границу для продолжения образования. Борис Луцкий, несомненно, относился к их числу, поскольку о его командировании за границу хлопотал сам директор училища князь Урусов. Так юноша был направлен в Мюнхен. Поступив в технологический институт, он с головой погрузился в учебу и практическую инженерную деятельность. Предметом изучения стали двигатели внутреннего сгорания. Еще не закончив института, он выдвинулся в число самых перспективных разработчиков газовых моторов. Неудивительно, что одновременно с вручением инженерного диплома, Борис получил целый ряд приглашений от немецких компаний. Вот тогда-то перед молодым человеком и встала дилемма: вернуться на родину и попытаться найти себя там либо принять одно из предложений и остаться в Германии. Причем Борис Григорьевич наверняка понимал, что в России ему не удастся полностью реализовать свой потенциал. Тем не менее Луцкий решил вернуться для «отбытия воинской повинности», отложив окончательный выбор на потом. Отбыв «повинность», он все-таки решил уехать, но и порывать связей с родиной тоже не захотел.

В Германии Луцкий получил место инженера на фирме «Ландес и Машиностроительная Компания». Вскоре появился его новый газовый двигатель, который в 1888 г. экспонировался на Мюнхенской выставке. Дебют оказался успешным — «машина заслужила внимание профессоров технологического института и предпринимателей». Там же на выставке фирма Koebers-Eisenberg приобрела патент на двигатель Луцкого. Из-за того что действие «привилегии» распространялось только на Северную Германию, конструктору пришлось переехать в небольшой городок Гарбург.

В конце 1890 г. Борис Григорьевич получил новое приглашение — на сей раз от одной из крупнейших машиностроительных фирм Германии — «Нюренбергской машиностроительной компании». Ему предлагалось место главного инженера этой фирмы.

Через два года он стал главным инженером фирмы "Нюрнберг", которая в 1898 была преобразована в фирму "MAN" ("МАН").(http://www.orencar.ru/info/view_znaminfo.php?id=106).

Одновременно компания купила патент на его газовый мотор, а действие патента стало распространяться на всю Германию. Какой настоящий инженер откажется от столь заманчивого предложения? И в скором времени Луцкий оказался в Нюрнберге, где и прошли следующие шесть лет его жизни. За это время им было налажено серийное производство двигателей внутреннего сгорания и разработано несколько новых экспериментальных моделей.

Год 1897-й стал определяющим в судьбе Бориса Григорьевича. Именно тогда, по его собственному признанию, он «получил от нюренбергских промышленников предложение заняться разработкой автомобилизма». Эта проблема уже давно интересовала инженера, поэтому он согласился переехать в Берлин, где в скором времени появилась новая фирма — Gesellschaft fur Automobil-Wagenbau, на которой он и стал работать.

Осенью того же года Луцкий вместе с Г. Даймлером, Р. Дизелем, Л. Лонером, Э. Румплером и Э. Ван дер Зипеном стал одним из основателей «Европейского автомобильного союза».

Взявшись за разработку автомобилей, конструктор продвигался вперед поэтапно, создавая трициклы, легкие колясочки и, наконец, настоящие автомобили, включая тяжелые грузовики. Впервые автомобили с маркой Loutzky появились на выставке в Берлине в 1899 г. Они были построены уже упомянутой фирмой Gesellschaft fur Automobil-Wagenbau, причем Луцкий к тому времени уже стал ее директором.

Из всех экспонатов наиболее интересными оказались три автомобиля моделей «А», «В» и «С». Модель «А» имела 1-цилиндровый двигатель и управлялась при помощи рычага. Автомобиль модели «В» был оснащен 2-цилиндровым мотором, наклонной рулевой колонкой с настоящим рулевым колесом. Модель «С» предназначалась для доставки почтовых отправлений. Как и у двух предыдущих автомобилей, ее 2-цилиндровый двигатель располагался под сиденьем, а ящик для почты занимал всю переднюю часть. Почтовая машина имела особенность — ее мотор запускался прямо с места водителя при помощи специального рычага, что было по тем временам большой редкостью. Заинтересовал публику и трицикл модели «D». Работая над усовершенствованием автомобилей, Луцкий не преследовал коммерческого интереса, нередко отказываясь от весьма выгодных в финансовом плане предложений. Его занимала идея как таковая. Не имея собственного производственного предприятия, конструктор на протяжении всей жизни сотрудничал с различными фирмами. Одной из них была компания Daimler, которая многим обязана русскому инженеру.

Достаточно сказать, что Луцкий участвовал в разработке первых грузовых автомобилей этой фирмы. Решив окончательно связать свою жизнь с Германией, Борис Григорьевич тем не менее хотел быть полезным и своему отечеству. Считая автомобиль транспортом будущего, он полагал для себя делом чести начать его распространение и в России. Хорошо зная российские порядки, Луцкий прекрасно понимал, что эту проблему можно решить только «сверху». Неформального выхода на российские правительственные круги у инженера не было, поэтому он решил идти официальным путем. В 1900 г. Борис Григорьевич обратился с письмом (тем самым, которое потом отыскалось в военном архиве) к русскому военному агенту в Берлине. В нем он предложил России свои услуги и проект нового автомобиля, оснащенного орудиями. Согласно описанию самого конструктора, это был «четырехколесный самокат весом в 400 килограмм для передвижения скорострельного орудия, 500 патронов и трех человек». Этот «пулеметный» автомобиль развивал скорость до 45-55 верст в час.

Вот выдержка, где Луцкий объясняет причины, побудившие его обратиться к русскому правительству: «Желая посильно быть полезным своему отечеству, я позволю себе сделать Вашему сиятельству некоторое сообщение о моих последних изобретениях по применению автомобиля для передвижения скорострельных орудий... В последнее время я сосредоточил свою деятельность на изыскании средств к применению автомобилизма к военному делу. Придя в этом вопросе к значительным результатам, я считаю, как русский подданный, своей священною обязанностью сообщить о таковых Вашему сиятельству...» Разумеется, Луцкий прекрасно сознавал, что в Германии его изобретение будет реализовано скорее, нежели в России, но поскольку дело касалось обороноспособности государства, он предложил свои услуги именно русскому военному министерству и был готов приехать в Петербург для проведения переговоров. Из-за того что на эксперименты с новым автомобилем уходили практически все зарабатываемые им деньги, инженер был вынужден просить у русского правительства на продолжение работ субсидию в 4 тыс. рублей. Скорее всего, именно поэтому предложение Луцкого осталось без положительного ответа. Но если Артиллерийский комитет, куда в конечном итоге попало письмо, не воспользовался предложением изобретателя, то Морское ведомство решило иначе. Оно заказало для своих нужд грузовик грузоподъемностью в 300 пудов. Машина была доставлена в Санкт-Петербург и использовалась для доставки грузов из Колпина в Петербург и обратно. Автомобильная транспортировка оказалась в пять с лишним раз дешевле, чем применение гужевого транспорта. Вскоре были приобретены еще два автомобиля, построенных компанией Daimler по проекту Луцкого. Все они прибыли на Ижорский завод под Санкт-Петербургом в марте 1901 г. Если верить журналам того времени, то вклад русского инженера в дело совершенствования бензиновых и спиртовых моторов был огромен. Луцкий принимал участие в создании не только автомобильных двигателей, но и мощных стационарных моторов, один из которых размещался на заводе в Мариенфельде и имел мощность 1200 л.с. Стационарные газовые двигатели Луцкого, в отличие от его автомобильных разработок, заинтересовали российских промышленников, и в конце лета 1901 г. петербургская фирма «Г.А. Лесснер» начала переговоры с заводом Daimler о постройке бензиновых и спиртовых двигателей Луцкого на своем заводе в Санкт-Петербурге. В 1902 г. был подписан договор, по которому «Лесснер» получала право на производство в России автомобилей и двигателей системы «Даймлер-Луцкий». Не теряя надежды оснастить автомобилями русскую армию, Борис Григорьевич предложил попробовать свои машины на ежегодных военных маневрах. Военное ведомство дало согласие, и летом 1902 г. на маневрах под Курском дебют наконец состоялся. Любопытно, что Луцкий не только «взялся доставить автомобили в штаб Южной армии, но и содержать их во все время маневров на собственный счет без всяких расходов от казны». И вот 28 августа на маневрах появились две новых машины: грузовик на 150 пудов с двигателем 16 л.с. и 4-местный легковой автомобиль, предназначавшийся «для штабной службы». Помимо автомобилей Луцкого, в учениях участвовали грузовики и легковые автомобили русской фабрики «П.А. Фрезе». Всего набралось 10 механических экипажей, за работой которых наблюдала специальная комиссия. После окончания маневров она представила соответствующий доклад. В целом итог был положительным, однако грузовик Луцкого оказался несколько тяжеловат для русских дорог, а вот легковой автомобиль подошел как нельзя лучше. Весной следующего года этот автомобиль поступил в штаб Киевского военного округа для дальнейшего «прохождения службы»... Если вспомнить, что в начале нынешнего века «автомобилями» называли не только сухопутные экипажи, но и дирижабли, моторные лодки, аэропланы и все другие транспортные средства, способные двигаться самостоятельно, то вряд ли стоит удивляться, что моторы Луцкого работали также на воде и в воздухе.

В 1913 г. в статье о работах Луцкого, опубликованной в русском журнале «Мотор», отмечалось, что еще в 1904 г. он сконструировал быстроходную моторную лодку «Лукерья». Скорость судна превышала 10 узлов (18,52 км/ч). При непосредственном участии Луцкого в 1907 г. для русского миноносца «Видный» был построен «величайший в мире двигатель внутреннего сгорания мощностью в 6 тыс. л.с.». Продолжая работать на Daimler, Луцкий в 1908 г. занимался и разработкой авиационных моторов. И эта сторона деятельности инженера не прошла мимо России. Пытаясь заинтересовать русское правительство своими самолетами, он в 1910 г. в присутствии русских военных, дипломатических и правительственных представителей устроил испытания одной из трех своих моделей. О последнем периоде жизни Бориса Григорьевича почти ничего неизвестно. Писали, что в 1913 г. он приезжал в Петербург, где 31 декабря выступал в Русском техническом обществе с докладом о своей деятельности. После начала Первой мировой войны инженер был арестован в Берлине — в это время в Германии брали под стражу всех русских подданных. Во время ареста Луцкий оказал сопротивление, был отправлен в тюрьму Шпандау, где провел несколько лет, и был освобожден лишь после подписания мирного договора. Каких-либо документов о дальнейшей судьбе русского инженера Бориса Григорьевича Луцкого разыскать пока не удалось, и поэтому даже точная дата его смерти неизвестна. По слухам, он скончался в 1920 г.

Возможно, что в музее "Мерседес-Бенц" имеются неизвестные нам материалы о периоде его работы на "Даймлере".(http://katalogmarokavto.narod.ru/lutskij.htm).

Текст К. Шляхтинский (http://www.autoindex.ru/reviews/russkii-inzjener-boris-luckii)


<== предыдущая | следующая ==>
Syria Land of Civilizations. Between the ninth and fifteenth centuries, Muslim scholars, especially those living in Syria, distinguished themselves in most fields of scientific | РАННИЙ РИМ. До недавнего времени ранняя история Рима была известна преимущественно по сочинениям поздних античных авторов

Date: 2015-08-22; view: 394; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию