Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 13. Проблемы теории познания





Вопросы к семинарскому занятию

1. Познание как культурно-исторический процесс. Единство познавательной, предметно-практической деятельности и коммуникации.

2. Специфика чувственной и рациональной форм познания.

3. Проблема истинности познания. Возможности познания.

 

Темы докладов и рефератов

1. Есть ли предел познаваемости мира?

2. В чем социальная опасность искажения истины?

3. Знание и вера: общее и особенное.

4. Познание и интуиция.

5. Почему не может быть одного универсального критерия истинности знания?

6. Интуиция, роль бессознательных процессов в структуре познания.

7. Сомнение. Скептицизм и его исторические типы.

8. Обыденное знание: здравый смысл, «пред-рассудки», «пред-мне­ния», их предпосылочные функции.

9. Знание и вера.

 

& Литература к теме

1. Вригт, Г.Х. Логико-философские исследования: Избранные труды / Г.Х. Вригт. – М.: Прогресс, 1986.

2. Герасимова, И.А. Музыкальное понимание / И.А. Герасимова // Эволюция, культура, познание. – М.: ИФ РАН, 1996. – С. 110–128.

3. Герасимова, И.А. Танец: эволюция кинестезического мышления / И.А. Герасимова // Эволюция. Язык. Познание. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 84–113.

4. Информационное взаимодействие как объект научного исследования / Кузнецов Н.А. и др. // Вопросы философии. – 1999. – № 1. – С. 77–87.

5. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая / В.А. Лекторский. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

6. Лоренц К. Кантовская концепция a priori в свете современной биологии / К. Лоренц // Эволюция. Язык. Познание. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 15–42.

7. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. – М.: Республика, 1998.

8. Мангейм, К. Очерки социологии знания (теория познания – мировоззрение – историзм) / К. Мангейм. – М.: ИНИОН РАН, 1998.

9. Марголис, Дж. Личность и сознание / Дж. Марголис. – М.: Прогресс, 1986.

10. Микешина, Л.А. Философия познания. Полемические главы / Л.А. Ми­кешина. – М.: Прогресс – Традиция, 2002.

11. Микешина Л.А. Новые образы познания и реальности / Л.А. Микешина, М.Ю. Опенков – М.: РОССПЭН, 1997. – 240 с.

12. Морозов, И.М. Природа интуиции / И.М. Морозов. – Минск: Университетское, 1990.

13. Пиаже, Ж. Генетическая эпистемология / Ж. Пиаже // Вопросы философии. – 1993. – № 5. – С. 54–64.

14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: Международная психологическая академия, 1994.

15. Рузавин, Г.И. Эволюционная эпистемология и самоорганизация / Г.И. Рузавин // Вопросы философии. – 1999. – № 11. – С. 90–101.

16. Хилл, Т.И. Современные теории познания / Т.И. Хилл. – М.: Прогресс, 1965.

Тема 14. Научное познание.
Философские проблемы науки и техники

Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Системность как фундаментальный принцип научного познания.

Этапы и уровни научного познания. Представления о методах научного познания и их классификации. Значение эвристических методов исследования. Формы научного познания. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение.

Специфика социального познания. Социальное прогнозирование; его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки).

Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

Проблема классификации наук. Общенаучные проблемы и их динамика в ходе исторического процесса познания. Логико-гносеологические проблемы современной науки: периодизации; теоретизации; описания и его видов; математизации; компьютеризации; единства наук; общности идеалов и норм научности. Онтологические проблемы современной науки: уровней организации реальности; ее единства и многообразия; системности организации природы, общества, человека и культуры; редукционизма; детерминизма; глобального эволюционизма; единой картины мира. Аксиологические проблемы современной науки: суверенности науки; нравственного облика ученого; социальных последствий внедрения научных открытий; ответственности ученого за выбор методов исследования и его результаты. Философские проблемы естественных, точных, технических, социальных и гуманитарных наук.


Семинар 14. Научное познание.
Философские проблемы науки и техники

Вопросы к семинарскому занятию

1. Место науки в структуре познания. Сциентизм и антисциентизм.

2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного познания

3. Научные и технические революции.

4. Философские проблемы естественных, технических, гуманитарных наук.

Темы докладов и рефератов

1. Предположение и гипотеза.

2. Наука и основные стадии ее исторического развития.

3. Техника и технология.

4. Техника и исторические этапы ее развития.

5. Естествознание и техникознание.

6. Гуманитарные науки: pro et contra.

 

& Литература к теме

1. Банников, К.Л. Наука и шаманство. Диалог мировоззрений / К.Л. Банников // Восток. – 1997. – № 5. – С. 158–164.

2. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1999.

3. Гегель, Г.В.Ф. Система наук. Ч 1: Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. – СПб.: Наука, 1999.

4. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания / А.А. Горелов. – М.: Центр, 1997.

5. История философии: Запад–Россия–Восток: Учеб. для вузов / Под ред. Н.В. Мотрошиловой // Философия XV–XIX вв. – М.: Греко-латинский кабинет, 1995.

6. История диалектики. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль, 1978.

7. История марксистской диалектики: от возникновения марксизма до ленинского этапа. – М.: Мысль, 1991.

8. Ефремов, Ю.Н. О так называемой «новой хронологии» А.Т. Фоменко / Ю.Н.Ефремов, Ю.А. Завенягин // Вестник РАН. – 1999. – Т. 69. – № 12. – С. 1081–1092.

9. Косарев, А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость / А. Косарев. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 304 с.

10. Лекторский, В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница / В.А. Лекторский // Научные и вненаучные формы мышления: Сборник докладов. – М.: ИФ РАН,1996. – С. 27–46.

11. Маракушев, А.А. Астробиология – иллюзорная наука / А.А. Маракушев // Вестник РАН. – 2000. – Т. 70. – № 3. – С. 223–226.

12. Митрохин, Л.Н. Научное знание и религия на рубеже 21 века / Л.Н. Митрохин // Вестник РАН. – 2000. – Т. 70. – № 1. – С. 3–20.

13. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Мысль, 1983.

14. Сперри, Р.У. Перспективы менталистской революции и возникновение нового научного мировоззрения / Р.У. Сперри // Мозг и разум. – М.: Наука, 1994.

15. Степин, В.С. Основания науки и их социокультурная размерность / В.С. Степин // Научные и вненаучные формы мышления: Сборник докладов. – М.: ИФ РАН,1996. – С. 8–27.

16. Янин, В.Л. «Зияющие высоты» академика Фоменко / В.Л. Янин // Вестник РАН. – 2000. – Т. 70. – № 5. – С. 387–392.







Date: 2015-09-02; view: 1073; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию