Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семинар 13. Проблемы теории познания
Вопросы к семинарскому занятию 1. Познание как культурно-исторический процесс. Единство познавательной, предметно-практической деятельности и коммуникации. 2. Специфика чувственной и рациональной форм познания. 3. Проблема истинности познания. Возможности познания.
Темы докладов и рефератов 1. Есть ли предел познаваемости мира? 2. В чем социальная опасность искажения истины? 3. Знание и вера: общее и особенное. 4. Познание и интуиция. 5. Почему не может быть одного универсального критерия истинности знания? 6. Интуиция, роль бессознательных процессов в структуре познания. 7. Сомнение. Скептицизм и его исторические типы. 8. Обыденное знание: здравый смысл, «пред-рассудки», «пред-мнения», их предпосылочные функции. 9. Знание и вера.
& Литература к теме 1. Вригт, Г.Х. Логико-философские исследования: Избранные труды / Г.Х. Вригт. – М.: Прогресс, 1986. 2. Герасимова, И.А. Музыкальное понимание / И.А. Герасимова // Эволюция, культура, познание. – М.: ИФ РАН, 1996. – С. 110–128. 3. Герасимова, И.А. Танец: эволюция кинестезического мышления / И.А. Герасимова // Эволюция. Язык. Познание. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 84–113. 4. Информационное взаимодействие как объект научного исследования / Кузнецов Н.А. и др. // Вопросы философии. – 1999. – № 1. – С. 77–87. 5. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая / В.А. Лекторский. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. 6. Лоренц К. Кантовская концепция a priori в свете современной биологии / К. Лоренц // Эволюция. Язык. Познание. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 15–42. 7. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц. – М.: Республика, 1998. 8. Мангейм, К. Очерки социологии знания (теория познания – мировоззрение – историзм) / К. Мангейм. – М.: ИНИОН РАН, 1998. 9. Марголис, Дж. Личность и сознание / Дж. Марголис. – М.: Прогресс, 1986. 10. Микешина, Л.А. Философия познания. Полемические главы / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс – Традиция, 2002. 11. Микешина Л.А. Новые образы познания и реальности / Л.А. Микешина, М.Ю. Опенков – М.: РОССПЭН, 1997. – 240 с. 12. Морозов, И.М. Природа интуиции / И.М. Морозов. – Минск: Университетское, 1990. 13. Пиаже, Ж. Генетическая эпистемология / Ж. Пиаже // Вопросы философии. – 1993. – № 5. – С. 54–64. 14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: Международная психологическая академия, 1994. 15. Рузавин, Г.И. Эволюционная эпистемология и самоорганизация / Г.И. Рузавин // Вопросы философии. – 1999. – № 11. – С. 90–101. 16. Хилл, Т.И. Современные теории познания / Т.И. Хилл. – М.: Прогресс, 1965. Тема 14. Научное познание. Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Этапы и уровни научного познания. Представления о методах научного познания и их классификации. Значение эвристических методов исследования. Формы научного познания. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение. Специфика социального познания. Социальное прогнозирование; его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки). Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Проблема классификации наук. Общенаучные проблемы и их динамика в ходе исторического процесса познания. Логико-гносеологические проблемы современной науки: периодизации; теоретизации; описания и его видов; математизации; компьютеризации; единства наук; общности идеалов и норм научности. Онтологические проблемы современной науки: уровней организации реальности; ее единства и многообразия; системности организации природы, общества, человека и культуры; редукционизма; детерминизма; глобального эволюционизма; единой картины мира. Аксиологические проблемы современной науки: суверенности науки; нравственного облика ученого; социальных последствий внедрения научных открытий; ответственности ученого за выбор методов исследования и его результаты. Философские проблемы естественных, точных, технических, социальных и гуманитарных наук. Семинар 14. Научное познание. Вопросы к семинарскому занятию 1. Место науки в структуре познания. Сциентизм и антисциентизм. 2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного познания 3. Научные и технические революции. 4. Философские проблемы естественных, технических, гуманитарных наук. Темы докладов и рефератов 1. Предположение и гипотеза. 2. Наука и основные стадии ее исторического развития. 3. Техника и технология. 4. Техника и исторические этапы ее развития. 5. Естествознание и техникознание. 6. Гуманитарные науки: pro et contra.
& Литература к теме 1. Банников, К.Л. Наука и шаманство. Диалог мировоззрений / К.Л. Банников // Восток. – 1997. – № 5. – С. 158–164. 2. Гегель, Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1999. 3. Гегель, Г.В.Ф. Система наук. Ч 1: Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. – СПб.: Наука, 1999. 4. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания / А.А. Горелов. – М.: Центр, 1997. 5. История философии: Запад–Россия–Восток: Учеб. для вузов / Под ред. Н.В. Мотрошиловой // Философия XV–XIX вв. – М.: Греко-латинский кабинет, 1995. 6. История диалектики. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль, 1978. 7. История марксистской диалектики: от возникновения марксизма до ленинского этапа. – М.: Мысль, 1991. 8. Ефремов, Ю.Н. О так называемой «новой хронологии» А.Т. Фоменко / Ю.Н.Ефремов, Ю.А. Завенягин // Вестник РАН. – 1999. – Т. 69. – № 12. – С. 1081–1092. 9. Косарев, А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость / А. Косарев. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 304 с. 10. Лекторский, В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница / В.А. Лекторский // Научные и вненаучные формы мышления: Сборник докладов. – М.: ИФ РАН,1996. – С. 27–46. 11. Маракушев, А.А. Астробиология – иллюзорная наука / А.А. Маракушев // Вестник РАН. – 2000. – Т. 70. – № 3. – С. 223–226. 12. Митрохин, Л.Н. Научное знание и религия на рубеже 21 века / Л.Н. Митрохин // Вестник РАН. – 2000. – Т. 70. – № 1. – С. 3–20. 13. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Мысль, 1983. 14. Сперри, Р.У. Перспективы менталистской революции и возникновение нового научного мировоззрения / Р.У. Сперри // Мозг и разум. – М.: Наука, 1994. 15. Степин, В.С. Основания науки и их социокультурная размерность / В.С. Степин // Научные и вненаучные формы мышления: Сборник докладов. – М.: ИФ РАН,1996. – С. 8–27. 16. Янин, В.Л. «Зияющие высоты» академика Фоменко / В.Л. Янин // Вестник РАН. – 2000. – Т. 70. – № 5. – С. 387–392. Date: 2015-09-02; view: 1073; Нарушение авторских прав |