Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип доступности. Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны





 

Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, и закономерностей возрастного развития школьников, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся – с другой. Доступным для ребенка является лишь то, что соответствует его уровню мышления, объему накопленных знаний, умений, способов мышления.

Известны классические правила, практически реализующие принцип доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения:

...

• не забывайте наставления Я.А. Коменского: все подлежащее изучению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте;

• помните, что ум ученика должен быть подготовлен к изучению определенного предмета;

• обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учеников, их возможностей, жизненного опыта, интересов;

• учитывайте возрастные особенности детей так, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие;

• обязательно учитывайте особенности обучения разных групп школьников. Объединяйте их в дифференцированные подгруппы с одинаковыми возможностями;

• учебный процесс ведите в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных, развивать быстроту действия у средних и слабых;

• обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствует, дети отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учениками, как правило, ниже возможных и посильных для них. В соответствии с конкретными условиями устанавливайте оптимум, при необходимости изменяйте его;

• используйте новейшие достижения педагогики и психологии: конкретные знания, умения формируйте с помощью маленьких шагов, обобщенные – с помощью увеличенных шагов, укрупненных единиц знаний;

• для доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление;

• при изучении сложного материала привлекайте сильных учеников, при закреплении – средних и слабых;

• введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения;

• торопитесь медленно! Не форсируйте без нужды процесс обучения, не стремитесь к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны;

• не принимайте мимолетный проблеск мысли ученика за акт познания, используйте его как начало познания;

• доступность зависит от ясности изложения и речи учителя: четко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы;

• не злоупотребляйте монологом: тонко чувствуйте, что необходимо объяснить, а что дети сообразят самостоятельно, не объясняйте того, что может быть легко усвоено ими самими;

• на первом этапе обучения изучайте не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы ученики его хорошо усвоили, при закреплении вводите новые примеры, уточняющие изученное;

• реализуя принцип доступности, главное внимание уделяйте управлению познавательной деятельностью учеников: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший – учит ее находить, делая доступным процесс поиска;

• доступность не означает легкость обучения, и функция учителя вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд учеников: помочь, направить, непонятное раскрыть через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа, ободрить – это и есть будни доступного обучения;

• доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя ее, приучайте школьников осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность – снижаем барьер доступности обучения.

 

Date: 2015-09-02; view: 345; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию