Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Контрольная работаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Дисциплина: История Наименование темы: Социально- экономическое развитие России в (1907-1914г.) Третьеиюньская монархия. Реформы П.А. Столыпина Кафедра: Социально- гуманитарных наук Шифр работы КП/КР Шифр: 08.03.01
Содержание. Введение. 3 1.Социально-экономическое развитие России в 1907- 1914гг. 4 1.1Деятельность III Государственной думы. Первый опыт российского парламентаризма. 4-5 1.2 Новый подъем общедемократического движения. 5-8 1.3Экономика России в годы I мировой войны. 8-11 2.Третьеиюньская монархия. 11-13 3. Реформы П.М. Столыпина. 13 3.1 Переселенческая политика. 13-14 3.2 Другие реформы. 14-15 3.3 Результат реформ. 15 4. Заключение 15-16 5.Термины. 16 6. Характеристика и анализ 16 6.1 М. В. Ломоносов 16-18 6.2 В. М. Молотов 18-21 7. “Союз борьбы за освобождение рабочего класса” Таблица. 21-22 8.Литература. 22
Введение. Цели: Социально- экономическое развитие России в (1907-1914г.) Третьеиюньская монархия. Реформы П.А. Столыпина. Задачи. По этому вопросу рассматриваются 3 вопроса: 1. Социально-экономическое развитие России в 1907- 1914гг. 2. Третьеиюньская монархия. 3. Реформы П.М. Столыпина. Существует множество источников, рассматривающих период 1907-1914 гг., который представляет особый интерес тем, что он является периодом активных реформ. В существующей литературе мнения авторов значительно отличаются друг от друга в оценках этих вопросов. Но большинство экспертов сходятся во мнении, что в тот период во главе правительства стоял настоящий патриот, талантливый и деятельный человек – П. А. Столыпин. Реформы под руководством Столыпина достаточно значимы и вызывают интерес тем, что оказали большое влияние на положительное развитие России. Их опыт остается актуальным и на современном этапе. В России вопрос о реформах всегда стоит очень остро и сводится к тому, как провести их мирным путем. Исторический опыт проявляет аналогию и цикличность процессов, происходящих в обществе. И те события, которые рассматриваются в данном реферате, заслуживают внимания и имеют ценность при анализе развития современного общества. Чем более дальновидными и действенными оказываются руководители, стоящие у власти, тем эффективнее и безболезненнее происходит процесс развития общества. 1 Социально-экономическое развитие России в 1907- 1914гг. 1.1 Деятельность III Государственной думы. Первый опыт российского парламентаризма.
1.2 Новый подъем общедемократического движения. Третьеиюньская система не оправдала тех надежд, которые возлагали на нее сторонники постепенного буржуазного реформирования. Крах бонапартизма в России был предопределен. Потерпели провал попытки создания прочного политического и экономического союза поместного дворянства и буржуазии. В России, в отличие от Западной Европы, отсутствовал многочисленный средний класс (зажиточное крестьянство, мелкая буржуазия города, рабочая аристократия), который объективно заинтересован в стабильности и реформизме и мог стать прочной основой политики лавирования. Столыпинские преобразования, которые должны были ускорить процесс его формирования, потерпели крах. Государственная дума как инструмент буржуазного реформирования России оказалась несовершенна. Свое полное бессилие показала III Государственная дума, обсуждавшая аграрный, рабочий, национальный вопросы. Удалось провести закон лишь о столыпинской аграрной реформе. Попытка введения земств в Западном крае завершилась правительственным кризисом. В 1910–1911 гг. Дума приняла ряд законов, ограничивавших автономию Великого княжества Финляндского. Закон о выделении из состава Царства Польского Холмской губернии, ставшей внутренней губернией Российской империи, был принят Думой в апреле 1912 г. несмотря на резкие протесты польского коло, называвшего это "четвертым разделом Польши". Обсуждение этого вопроса в Думе затронуло и более общие вопросы: о положении Царства Польского в составе Российской империи и об остатках былой автономии. По еврейскому вопросу Дума никаких законов не приняла, но дебаты по нему возникали в связи с действиями черносотенцев и полиции против евреев (погромы, облавы в городах вне черты еврейской оседлости и массовые выселения, "процентные нормы" приема евреев в гимназии и университеты. В IV Государственной думе (1912–1917 гг., председатель – октябрист М.В. Родзянко) фракция октябристов сохранила роль центра, хотя и уменьшилась численно (места распределились следующим образом: октябристы – 98, националисты и правые – 186, кадеты – 59, прогрессисты – 48, национальные группы – 21, социал-демократы – 13, трудовики – 10, беспартийные – 7). В IV Государственной думе чаще, чем в третьей, складывалось октябристско-кадетское большинство. Оно проявило себя и в оппозиционных правительству голосованиях, и в попытках самостоятельной законодательной инициативы. Однако практического значения это не имело: либеральные законопроекты либо застревали в комиссиях, либо блокировались Государственным советом. Кроме того, правительство пошло по пути внесения в Думу незначительных законопроектов, в то же время широко практикуя внедумское законодательство. С начала I мировой войны сессии Государственной думы созывались нерегулярно, основное законодательство осуществлялось правительством помимо Думы. Кризис третьеиюньской системы, провал столыпинской политики "успокоения и реформ" предопределили обострение политической борьбы. С середины 1910 г. наметился подъем общедемократического движения в стране. Он охватывал все слои российского общества. Усилилось студенческое движение. Царское правительство запретило деятельность всех студенческих организаций, на что студенты ответили всероссийской забастовкой. Поддержать действия властей отказалась значительная часть профессоров и преподавателей, среди которых были ректор Московского университета кадет А.А. Мануилов, ученые с мировым именем К.А. Тимирязев, Н.Д. Зелинский, ВИ. Вернадский, П.Н. Лебедев и др. Прогрессивная общественность поднялась в защиту подавших в отставку профессоров. Оживляется и профсоюзное движение, растет число профсоюзов. Если в 1909 г. в стране насчитывалось всего 63 профсоюза (16 тыс. членов), то в 1913 г. – уже 119 профсоюзов (45 тыс. членов). Нарастало забастовочное движение. Условия труда и жизни рабочих продолжали оставаться тяжелыми. Всю Россию потрясли события, которые произошли в апреле 1912 г. на Ленских золотых приисках. В результате расправы над бастующими рабочими, требовавшими 8-часового рабочего дня, увеличения зарплаты, отмены штрафов, организации медицинской помощи, улучшения продовольственного снабжения и др., 270 человек было убито и 250 ранено. По стране прокатились массовые акции протеста. Кризис правительственной политики вызвал не только новый революционный подъем, но и рост либеральной оппозиционности. Даже октябристы заговорили об обреченности проводимой царизмом политики. Еще активнее повели себя в Думе и в прессе кадеты и прогрессисты. Они поняли, что царизм не желает идти на проведение реформ и не сможет обеспечить мирного развития страны. Не отказываясь от поиска компромиссов с правительством, либеральная буржуазия решила использовать нараставшее забастовочное движение в своих целях, с тем чтобы оказать давление на царизм, провести в стране прогрессивные реформы. Либералы искали пути сближения с любой оппозицией. Представители прогрессистов и левые кадеты зимой и весной 1914 г. призывали к радикализации и широкой мобилизации общественных сил внутри и вне Государственной думы. Эта мобилизация должна была осуществляться в союзе с партиями и фракциями крайне левых сил (в том числе с большевиками) и предполагала призыв к различным массовым выступлениям, включая политические забастовки.
1.3 Экономика России в годы I мировой войны. Война явилась серьезным испытанием для российской экономики. Были нарушены традиционные экономические рыночные связи. Не приспособленной к военному положению оказалась транспортная система страны. Ярко проявились слабость экономических ресурсов и техническое отставание промышленности, что вело к хозяйственной разрухе. С началом войны сократились добыча нефти, угля, производство металла. Закрывались заводы: одни – из-за нехватки сырья, другие – в результате невозможности получить необходимые станки и оборудование за границей. Тяжелые последствия, несмотря на осуществлявшуюся эвакуацию, имела оккупация ряда областей Российской империи, промышленность которых давала до войны 1/5 часть стоимости валовой продукции страны. Производительность труда в промышленности в первый год войны резко упала из-за мобилизации на фронт квалифицированных рабочих. В последующие годы рост ее наблюдался только в военных отраслях, получивших приоритетное развитие. Правящие круги России взяли курс на форсирование производства продукции военного назначения. Создавалась сеть новых заводов по производству винтовок, орудий, взрывчатых веществ и т.д. Сотни мелких заводов, мастерских привлекли к обеспечению нужд фронта. В Петрограде действовал Комитет военно-научной помощи – объединение выдающихся российских ученых, внедрявших свои изобретения, усовершенствования в военное производство. В результате принятых мер в период с января 1915 г. по январь 1916 г. возросло производство продукции металлообрабатывающей (на 300 %) и химической (на 250 %) промышленности, производство винтовок (в 3 раза), орудий (в 4–8 раз), боеприпасов (в 2,5–5 раз) и других вооружений. И хотя перестройка экономики на военный лад происходила медленно, к 1916 г. положение с обеспечением армии начало выправляться. Войска получили в достаточном количестве снаряды и патроны, снаряжение, обмундирование, обувь (правда, по сравнению с противником все еще низкой оставалась насыщенность пулеметами, тяжелыми орудиями, самолетами). Однако колоссальный рост вооружений и военного имущества осуществлялся за счет отраслей, производивших мирную продукцию; начиная с 1917 г. они находились в глубоком кризисе. Промышленные предприятия, не связанные военными заказами, сокращали выпуск продукции. Закрывались мелкие предприятия. Так, ценой перенапряжения экономики Россия выходила из кризиса в снабжении армии оружием и боеприпасами. Ведение войны сопровождалось увеличением военных расходов и падением жизненного уровня основной массы населения. Общие расходы на войну к марту 1917 г. уже превысили 30 млрд. руб., что привело к увеличению общего количества денег в стране. Покупательная способность рубля упала, цены возросли. В условиях обесценивания денег и дефицита, вызванного сокращением производства гражданской продукции, товарно-денежные отношения постепенно вытеснялись натуральным обменом. Росла спекуляция. Сильно пострадало в результате войны сельское хозяйство, прежде всего потому, что лишилось рабочих рук (в армию была призвана почти половина мужчин-крестьян). В сельском хозяйстве, как и в промышленности, широкое распространение получил труд женщин и подростков (к 1917 г. его доля в промышленности составила уже 54%), а также военнопленных (около 600 тыс. чел.), но он был малопроизводителен. Резко сократились посевные площади (в том числе и в результате оккупации), поголовье крупного рогатого скота и лошадей, урожайность зерновых. Уменьшился валовой сбор хлеба, но в первую очередь упало производство товарного хлеба. Были сорваны хлебозаготовки. Продовольственный кризис, порожденный войной, грозил голодом. В 1916 г. правительство вынуждено было прибегнуть к такой мере, как продразверстка – изъятие у крестьян излишков хлеба. Но проблему решить не удалось. Первая мировая война, выявив недостатки экономики России, вместе с тем ускорила развитие капитализма. Усилилась концентрация производства и капитала: наблюдался рост численности акционерных обществ; создавались тресты и концерны, поддерживаемые капиталом. Между монополиями шла жесткая борьба за рынок и военные заказы, за источники сырья, топлива. Значительно возросла роль банков, усилился финансовый капитал. К 1917 г. крупнейшие российские банки господствовали в железнодорожных обществах, машиностроении, контролировали до 60 % акционерных капиталов в черной и цветной металлургии, нефтяной, лесной и многих иных отраслях промышленности. Новые средства вливались преимущественно в военную промышленность, дававшую огромные прибыли финансовой олигархии. Для распределения военных заказов и поставок, для мобилизации промышленности на нужды войны были созданы по инициативе российской буржуазии специальные органы. В начале войны были созданы Земский и Городской союзы, позже (в 1915 г.) – Объединенный комитет Всероссийского земского союза и Союза городов (Земгор). Земгор с согласия правительства (которое рассчитывало с его помощью разгрузить крупные военные заводы от производства ряда предметов) осуществлял некоторые государственные, военно-хозяйственные функции: мобилизация в военных целях кустарной промышленности и распределение заказов, организация заготовки сырья и материалов, содействие эвакуации промышленных предприятий, размещение беженцев, военно-санитарное дело и др. В мае 1915 г. было принято решение о создании Военно-промышленных комитетов (утверждено императором в августе 1915 г.). Военно-промышленные комитеты (ВПК) – общественные организации, созданные во время Первой мировой войны для содействия правительству в мобилизации промышленности под лозунгом “Все для фронта, все для победы”. Территориальные и функциональные подразделения возглавлял Центральный военно-промышленный комитет (ЦВПК). ВПК сыграли определенную роль в привлечении к выполнению заказов мелких и средних предприятий, приспособлении промышленного производства к нуждам войны. Итак, в России в годы Первой мировой войны, как и в других странах, усилилась тенденция вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь, развивались элементы государственно-монополистического капитализма (ГМК). Однако уровень развития ГМК в России не достиг той степени зрелости, когда происходит подчинение государственного аппарата монополиям. Этот процесс сковывался и притормаживался существовавшим в стране политическим строем. Стремление же государства в экстремальных условиях военного времени руководить всей хозяйственной жизнью страны традиционными методами произвольного казенно-бюрократического вмешательства, попечительства и опеки не могло не обусловливать громоздкости, нерациональности и неэффективности стихийно складывавшейся системы ГМК, оказывая тем самым отрицательное воздействие на всю экономическую жизнь. Складывание государственно-монополистического капитализма не предотвратило хозяйственной разрухи и продовольственного кризиса. Экономические трудности заставили правительство обратиться за помощью к союзникам. Россия остро нуждалась в кредитах, в поставках недостававшего ей вооружения, снаряжения, боеприпасов и различной военной техники, как и некоторых видов стратегического сырья, транспортного и промышленного оборудования. Многочисленные займы и военные заказы увеличили государственный долг России на 1 января 1917 г. до 33,6 млрд. руб. Капиталовложения иностранных держав достигли в 1916 г. 50 % от всего основного капитала русской промышленности. Зависимость России от иностранного капитала в годы войны усилилась, и союзники использовали создавшееся положение в своих интересах. В свою очередь, Англия, Франция и Италия находились в большой зависимости от России как фактора военной силы – от ее многомиллионной армии, без содействия которой западные державы были обречены на поражение как в 1914–1915 гг., так и в 1916 г. Такой фактор, как военная сила России во многом определял ее роль и место в системе Антанты.
2 Третьеиюньская монархия 1907 - 1914 гг.
3 Реформы П. А. Столыпина Для предотвращения нового социального взрыва следовало было провести ряд социально-экономических реформ. Первым министром, которому принадлежала инициатива срочного реформаторства, был П. А. Столыпин. В августе 1907 года, Столыпин разработал правительственную программу, в которой обосновал необходимость немедленного реформаторства аграрного сектора хозяйства страны. Одновременно готовились законопроекты, которые защищали экономические и социальные права рабочего класса. Первым шагом правительства навстречу крестьянскому классу было официальное разрешения свободного выхода из сельской общины с правом дальнейшего частного владения земельным наделом. Государство, таким образом, находило опору в лице сильных фермеров, которые работая на собственном хозяйстве, одновременно делают вклад в экономику. Однако реформа принесла весьма неожиданные для правительства результаты: вместе с зажиточными крестьянами, с общин начала выходить беднота, которая руководствовалась желанием не работать на земле, а продавать ее крупным помещикам. Оказавшись без земли и денег, низы крестьянского сословия начали совершать ограбления фермерских хозяйств.
3.1 Переселенческая политика. Для того чтобы успокоить безземельное крестьянство, правительство преступило к внедрению переселенческой политики. Им предоставлялось право бесплатного владения земли на территориях Дальнего Востока и Сибири. Желающим переселиться в эти регионы, государство предоставляло ряд поощрений и льгот, в частности: освобождение от налогообложения, военной повинности и выплату денежного пособия, которое составляло 200 рублей в месяц на семью. Первоначально, множество крестьян с энтузиазмом отправилось осваивать новые территории в период 1907 1910 года, из центральных губерний выехало более 3 млн. человек. Однако до 1914 года, 20% из них вернулось обратно: многие не выдержали суровых погодных условий, а земли оказались не такими плодородными, как в центре.
3.2 Другие реформы. Как уже говорилось выше, 6 марта 1907 г. Столыпин выступил перед второй Думой с программой своих реформ. Помимо аграрных мероприятий, программа включала в себя и другие реформы. Несколько законопроектов касались свободы совести (переход из одного вероисповедания в другое, беспрепятственное «богомоление», закон о старообрядческих общинах и т. д.). Были обещаны законопроекты о неприкосновенности личности и введении волостного земства; рабочим – профессиональные союзы и государственное страхование, стране в целом – реформа образования. Большое значение в программе придавалось «возрождению» боевой мощи армии и флота, утраченной в Русско-японскую войну. Столыпин твердо дал понять, что режим не намерен делиться своей властью с «народным представительством». Об этом свидетельствовали заключительные фразы речи. Заявив, что «правительство для реализации этой программы готово совместно с законодательными учреждениями приложить величайшие усилия», оратор пояснил, какое правительство он имеет в виду: «правительство, которое хранит исторические заветы России», т. е. самодержавно монархическую власть; «правительство, которое восстановит в ней порядок и спокойствие, т. е. стойкое и чисто русское правительство, каковым должно быть и будет правительство его величества».
3.3 Результат реформ. Развитие коопераций. Власть понимала, что положительнее результаты преобразований Столыпина будут заметны минимум через 20 лет. Однако, начиная уже с 1909 года, уровень экономики государства начал постепенно подниматься площадь посевных территорий выросла на 15%, значительно увеличился уровень экспорта зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Частные фермеры массово начали закупать технику для обработки земли. Подъем сельского хозяйства сказался и на укреплении промышленности перед началом Первой Мировой войны, Российская Империя имела самые высокие темпы развития промышленного производства в мире. Значительно укрепились в этот период и кооперации. Фермеры все чаще формировали между собой внутренние хозяйственные и экономические связи, которые способствовали росту уровня производства. К 1914 году, на территории империи существовало более 50000 тыс. коопераций, которые объединяли более 10 млн. частных производителей.
4 Заключение Период России с1904 по 1914г. были отмечены реформами П. А. Столыпина. Таким образом, реформы Столыпина были нацелены на то, чтобы положить начало культурной революции в российской деревне. Мыслилось, что именно такие меры, как рост образовательного уровня крестьянской массы, широкое участие крестьян в местном самоуправлении, уравнение их в правах с другими слоями населения, будут служить развитию частной и общественной предприимчивости, приблизят Россию к западной модели. Предполагалось такое же развитие реформ, как и в прошлом веке: начатые в 1861 г. с крестьянских преобразований, они получили свое продолжение в последующие 60—70-е гг. и включили в себя глубокие изменения в политической, культурной и других областях российской жизни. Однако проекты предполагаемых реформ Столыпина были отклонены Государственным советом. В итоге попытки Столыпина подвести социально-экономический фундамент под предложенную «сверху» альтернативу революции — ограничение монархии вместо ее свержения — провалились.
5 Термины Чересполосица - поземельное владение, при котором земли одного владельца находятся не в одном отрубе или меже, а разбросаны по разным местам среди других владений и не представляют хозяйственного целого.
Бонапартизм – лавирование в политической игре между разными партиями и социальными слоями, как сторонниками, так и противниками преобразований.
|