Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основными итогами изучения метода Реджио Эмилия, по мнению специалистов, являются следующие

В области проектирования: следует отдавать предпочтение развитию возникших идей, а не жесткому соблюдению абстрактного плана. Над проектом работает малая группа из 2 —б детей. Хорошо удается раскрыть темы, не связанные непосредственно с повседневным опытом. Детей стимулируют делать что-нибудь большое и сложное. Не следует отказываться от эмоционально сложных тем. Проект должен предстать перед ребенком как возможность проявить себя и общаться. Любые проблемы можно решать методом «мозговой атаки». Воспитатели должны предусмотреть возможность включить учебное содержание в определенные моменты, возникающие по ходу осуществления проекта.

В области изобразительной деятельности: дети могут копировать изображения, сделанные взрослыми, например карты; пытаться изображать звуки, чувства и др. Детям показывают их собственные фотографии за работой. С рисунков начинаются более сложные изображения. Первые наброски следует делать быстро. На их основании дети развивают свои «наивные» теории. Следует делать копии детских символов и использовать их в разнообразных контекстах. Дети должны учиться связывать между собой символы и описания. Из одной символической области должна развиваться другая. Не следует концентрироваться на том, что искусство — это эстетическое освоение мира; к нему нужно относиться как к инструменту мышления. Наблюдение и воображение должны интегрироваться в рисунке. Один и тот же объект или систему нужно рисовать с разных точек зрения (перспектив). Один и тот же предмет следует изображать в протяженном времени, например удлиняющиеся тени, живые растения.

В области взаимоотношений в группе (в коллективе): взрослые должны демонстрировать тот тип взаимоотношений, к которому должны стремиться дети (демократическое участие, обучение через сотрудничество, преодоление конфликтных ситуаций). Дети должны сравнивать между собой свои работы и подвергать их критике. От разницы во мнениях дети должны переходить к решению проблем. Внутригрупповые отношения — средство обучения. В проектировании должны быть заняты группы с разным количеством участников. Следует поощрять разные стили выполнения задач и доверять детям самостоятельное обсуждение. Социальный план работы поощряется выдвижением на передний план понятия «мы». Через социальный конфликт происходит построение социальных идей. Дети заинтересованы в создании правил, и это может стать средством обучения. Кульминация проекта становится событием для более широкой общественности.

В области обучения: нужно выстраивать ситуации, которые провоцируют ребенка интеллектуально и эмоционально; записывать то, что говорят дети; подавать реплики, стимулирующие обсуждение; давать детям обсуждать самое интересное из изображений, средств коммуникации. Техническим приемам обучают в ходе работы, например, с глиной. При этом следует комментировать саму работу, а не уровень умений детей. Работая над совершенствованием конкретных навыков, следует переходить к их осмыслению на интеллектуальном уровне (для этого удобно использовать фотоснимки). Объекты и материалы можно применить в неожиданных вариантах (например, то, что используется внутри помещения, выносится наружу, и наоборот). Воспитатели должны учиться у детей так же, как и дети учатся у взрослых. Детям нужно давать действовать медленно, не торопясь, столько времени, сколько им нужно.

В когнитивной области: детей нужно поощрять думать о том, чем что-то не является; чем оно могло бы быть; о взаимовлиянии одного на другое. Нужно помогать отличать праздники от повседневности; подчеркивать важность глубинного познания целостных систем; давать понимать, что работа не завершена, и обсуждать это.

В области интерпретации детского творчества: главное — документально фиксировать все, что делают дети. Документы демонстрируют родителям, детям, коллегам, публике. Нужно стараться смотреть на все с позиций исследователя. Во вчерашних записях можно найти задачи, которые следует поставить перед детьми сегодня. Записи рассказов детей и фотографии детей следует обсуждать с самими детьми. Дети должны стараться возвращаться к сделанному изображению, постоянно перерабатывая его. Все ответы рассматриваются как варианты, к которым приводит определенное логическое рассуждение; задача состоит в том, чтобы понять эту логику.

В Реджио Эмилия говорят, что любое представление о действительности у каждого свое, непохожее на других; индивидуально возникают гипотезы о действительности, а затем они перепроверяются, отбрасываются или уточняются. Магазины детской одежды, популярные журналы, образ младенца Христа, психоаналитические представления о влиянии детских впечатлений на формирование личности, роль женщины как матери — все это влияет на общественное мнение, на ожидания взрослых в отношении своего ребенка и чужих детей. Семья делает политический, экономический и социальный выбор, а на самом деле следовало бы заниматься подлинными проблемами ребенка. Ребенок, по мнению специалистов Реджио Эмилия, с самого начала — богатый, сильный, компетентный, не обязательно вписывающийся в ту схему, которая задана общественными ожиданиями. Ребенок открыт для нового, которое он хочет познать, в отличие от взрослого. Ребенок не требует ответа на все вопросы сразу, он способен постоянно достраивать картину мира. Ребенок конструирует для себя уникальную систему своих собственных прав.

Детский сад — это место, где могут осуществляться права детей. Он не должен отчитываться перед родителями за то, что сделано для детей, но очень важно, чтобы родители имели как можно более полную информацию обо всем, в чем участвует их ребенок и как он ведет себя в детском саду. Недостаточно осуществить деятельность, чтобы сказать, что ребенок чему-то научен. Важны его рассуждения о самой деятельности, осознание того, что происходит с ним. Творческое и индивидуальное изучение действительности должно быть и у взрослого, и у ребенка. Дети учатся не только у нас, но и через множество других влияний. Воспитатель должен создать контекст, в котором ребенка можно выслушать, так, чтобы он знал, что взрослым важно узнать его гипотезу. Исходя из определенной точки зрения, интерпретируются зарегистрированные наблюдения. В Реджио Эмилия считают, что учить ребенка можно только тому, чему он сам хочет научиться. Есть тысячи гипотез о действительности, тысячи способов провести проект; обсуждение проекта проходит как бы на песке, а сам проект как бы вырубается в скале; но пока мы выбираем один (из тысячи) вариант, мы гибки в выборе каждого последующего шага.

Первоначальная идея сотрудничества всех во имя детей, во имя будущего коммуны сохранилась до сих пор. В создании педагогики участвовали также теоретики, непосредственно трудившиеся с детьми. До сих пор такие дошкольные учреждения, как в Реджио Эмилия, для Италии (да и вообще для всего мира) — редкость. Правда, институт по изучению этого опыта возник в США, и там же попытались перенести этот педагогический метод в школу (пока достаточно удачно). В Реджио Эмилия при переходе в школу у детей и учителей взаимно возникают трудности, и, хотя многое уже сделано для их преодоления, все равно школа пока не готова принять детей «нового типа»: осознающих свои права, на равных беседующих со взрослым, привыкших задавать вопросы и обсуждать со сверстниками будущую деятельность прежде, чем начинать выполнять задания.

На свободное решение детьми разнообразных умственных и художественных задач собственными методами направлены идеи Л. Малагуцци, воплощенные в американской педагогике начальной школы, работающей по его методу. Все этапы поискового мышления детей фиксируются, что позволяет понять, как на самом деле складываются их представления о мире. Важным аспектом этой работы является такая ее характеристика, как максимальная протяженность во времени. Этот аспект — растянутое проживание изучаемого, обращенность к проблемам, поставленным самими детьми, — противостоит методам интенсивного обучения. Если первые предполагают вдумчивую работу с каждым учащимся, углубленное постижение всеобщих законов мироздания на небольшом участке окружающего, то вторые направлены на сконцентрированную краткосрочную мобилизацию сил организма. Интенсивная педагогика, апеллируя к одновременной активизации зрительного и слухового восприятия, соединенной с движением, достигает хорошего запоминания препарированного материала (отечественный корифей дошкольной психологии и педагогики А. В. Запорожец предостерегал против интенсификации дошкольного образования). При таком подходе используется много игр с правилами, позволяющих повторять один и тот же материал так, чтобы не наступала усталость. Важная составляющая — проведение дискуссий в детском коллективе, выработка общих позиций, рассуждение о структуре собственной деятельности и приобретенного опыта. Плотное по времени разучивание того, что относится к определенным областям знания, как правило, соединяется с экстенсивным расширением этих сфер изучения.


<== предыдущая | следующая ==>
С помощью матрицы алгебраических дополнений | Движение - жизнь, или что нужно знать о гиподинамии

Date: 2015-09-02; view: 284; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию