Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Текст № 13
(1) Вечером 27 января 1837 года по Петербургу разнеслась страшная весть: на дуэли ранен Пушкин!.. (2) Этому не хотели верить, хотя муссировавшиеся в последние дни сплетни, исходившие от представителей определённых кругов и оскорблявшие честь поэта, честь его семьи, давали повод к рождению трагической развязки. (3) И вот преступление свершилось. (4) Близ столицы, около Чёрной речки, в сосновой роще в пять часов, когда сумерки только-только стали окутывать покрытую толстым слоем снега землю, а усилившийся ветер стал гнать белую пыль из снежинок, раздался роковой выстрел Дантеса. (5) Тяжело раненный, поэт упал лицом в снег... (6) В эти дни все, кому были дороги слава и величие России, жили одной мыслью, одной надеждой: лишь бы выжил! (7) Толпы людей стояли у дома поэта, бросаясь к каждому выходящему из подъезда с одним и тем же тревожным вопросом. (8) Две ночи в доме Пушкина не гас свет. (9) В одной из комнат находились друзья поэта — Жуковский, Вяземский, Даль... (10)29 января 1837 года по старому календарю в 2 часа 45 минут перестало биться его сердце... (11) В эти тяжёлые часы корнет лейб-гвардии гусарского полка Михаил Юрьевич Лермонтов, которому судьба спустя несколько лет уготовила подобный конец, сочинял строки своего ставшего знаменитым стихотворения «На смерть поэта». (12) Из уст в уста передавались слова, полные горечи и гнева: Погиб поэт! - невольник чести - Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. (13)И Пушкин, и Лермонтов погибли на дуэли, один - защищая честь семьи, другой - свою. (14) С тех пор прошло более века. (15) Мы живём в другую эпоху. (16) Многое из прошлого кануло в Лету. (17) Не стало больше и дуэлей. (18) Но это не означает, что сегодня люди больше не должны беречь своё достоинство, поддерживать свою честь! (19) А порою, к сожалению, подобное случается. (20)… Пожилой писатель ехал в электричке домой, а рядом сидел человек, который без особых на то причин изощрялся в оскорблениях человечества вообще и двух сидящих напротив женщин в частности. (21) Писатель не выдержал и заявил, что, если хулиган немедленно не успокоится, он вынужден будет отвести его в милицию. (22) – Да бросьте, и охота вам была - говорит и пусть себе говорит, мы привыкли... — возразили женщины. (23) – И очень жаль, — грустно заметил писатель. (24) – Чего жаль-то? - переспросила одна из женщин. (25) – Вашего достоинства, раз вы к этому привыкли... (26) Писатель, в котором исповедуемые им моральные принципы выработали чуткую и неуступчивую гражданскую совесть, стал на защиту достоинства и чести окружающих, то есть моральных ценностей, которые как бы стабилизируют добропорядочность личности, а тем самым общества в целом. (27) Благодаря выработанности в нас этих моральных качеств мы оказываемся в силах сохранить за собой нравственные позиции, чётко видеть границу между добром и злом, между истиной и ложью, между сиюминутной утилитарной выгодой для себя и непреходящим истинным благом народа, общества, человечества. (28) Ещё мыслители древнего мира аккумулировали в своих суждениях и выводах общечеловеческое стремление разобраться в основаниях, придающих позитивную значимость мотивам поведения и самим действиям, установить, какой жизнью и какими поступками завоёвывается уважение людей и право быть человеком. (29) Герои великого певца Древней Греции Гомера вступили в войну, известную как Троянская, из-за оскорбления чести одного из своих товарищей; другая его героиня — Пенелопа, жена Одиссея, оберегала своё женское достоинство долгие годы разлуки с мужем. (30) О том, что у афинян было сильно развито чувство чести, говорил ученик Сократа Ксенофонт... (31) От эпохи к эпохе формировалась мысль о том, что истинная ценность человеческой жизни утверждается нравственными деяниями, что важнейшим атрибутом личности следует признать сознание собственного достоинства, умение беречь свою честь. (По Т. Джафарли*) *Джафарли Теймураз Мамедович - публицист, автор книг на морально-этические темы.
Date: 2015-08-22; view: 726; Нарушение авторских прав |