Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Духовного(идеального)§ Индивидуализированного духовного-наш внутренний мир,нет нас–мир уходит с нами.Мы произвольны в формировании своего дух. мира(он субъективен). § Объективированного духовного–не зависит от конкретного индивида. Например, Тургенев написал роман «Отцы т дети»–вначале-это И.Д,, после роман стал существовать сам по себе–О.Д. Парадокс взаимоотношения И.Д. и О.Д.: источник О.Д,-созн-е,оно может существовать благодаря индивидуальному созн-ю, но от него не зависит. § Социального духовного–форм общ-ва. Итог: Бытие- существование во всех его многообразных формах.Бытие–категория единая,его деление произведено в познавательных целях. 27.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛ КАТЕГОРИИ “МАТЕРИЯ”. Материя-фундаментальная исходная кате-гория фил.,от того или иного ее понимания зависит реше-ние практ всех других проблем.От лат.-вещ-во.Это ве-ществ.знач-е удерживалось до 20в.,когда произошла револ в физике.1ой ступенью в осознании материальности мира был стих.материализм. Началом форм понятия материи явился переход от качеств разнообразия сущ.вещей к понятию единой,объемлющей это кач.разнообразие основы мира-первоматерии.Это абстрагирование сложно. Поэтому сначала все кач.разнообр.миравыводилось из какого-либо одного тоже качеств.определенного,эмпир. воспринимаемого эл-та.(огонь,вода.)Но уже Демокрит заметил,что с помощью одного кач.определ-я в-ва невозможно объяснить происхожд другого,т.к.он не содержит принципа своего превращения.Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике. Атомы тоже истолковывались как вещ-во,как кирпичи всего сущест-вующего.Так зародилась дискретная картина мира.Она была очень плодотворной для ф-и и науки в целом.С этой теорией связаны многие открытия в физике(тяжесть,со-хранение в-ва).Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явл.и событий мира на основе взаимодей-я атомов.Казалось еще чуть-чуть и физ.картина мира полу-чит полную завершенность.Лиргоф:“Разве осталось еще что-нибудь открывать?”Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов.Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва.Открытие электромагн.полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту.Поле-принципиально отличное от в-ва состояние материи.Первоначально поле понималось как окруж какой-нибудь предмет пространство,для каждой точки кот можно определить величину и направл силы взаимодей-я м/д данным объектом и другим.(поле - атрибут в-ва).Но затем было доказано,что поле не только атрибут объекта, но и самостоят.реальность,т.е. нов.вид материи,основным св-вом кот.является непрерывность.Все это привело к фил.кризису-“Материя исчезла”.Этот кризис связан с утратой представл-я о материи как о вещ-ве.Изменение массы электр.при измен усл-й поля или скорости,ядерные реакции-превращение в-ва в энергию.Ужас...Невозмож-ность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к матем.моделям.Нек-ые предали при этом материю забвению=идеализм.К этому привело и то,что материализм традиционно был связан с механи-чески-вещественным пониманием материи.Был этот мир глубокой тьмой окутан./ Да будет свет!\ И вот явился Ньютон.\ Но сатана недолго ждал реванша.\ Пришел Эйнштейн - и стало все как раньше\. Диалектико-материалист.понятие материи. Необходимо было осво-бодить категорию материи от ее будто бы неразрывной связи с понятием в-ва.Ленин замечал,что исчезла не материя,а метафиз.представление о ней.Единственное св-во материи-“быть объективной реальностью, сущ-ть вне нашего созн-я.” Короче “материя есть фил.категория для обозначения объективной реальности,кот.дана челу в ощущениях,кот.копируется,фотографируется,отображает-ся нашими ощущениями,существуя независимо от них”- Гольбах.Строение материи-физич.?.А? об отн-и нашего позн-я к миру-фил.проблема.Поэтому нельзя дать опреде-ления центр.категории теории позн-я как только через ее соотнесение с др, столь же шир.категорией-созн-ем и определением того,что из них берется за первичное. При-чем противопол.материи и созн-я имеет абсол.значение только в пределах очень огранич.области:искл-но в пре-делах основного гносеолог.? о том,что признать превич-ным.За этими пределами относительность данного противоположения несомненна”. 28.Движение -способ существования материи,ее всеобщий атрибут,проявляющийся в непрерывном взаимодей-ии и изменении материальных образований.Выделяют основные, специфические и общие формы движения материи. Критериями их классификации явл.след.признаки: 1)наличие специф.материального носителя,т.е. соотнесенность с опред.уровнем организации неорганической,живой или соц.материи;2)наличие специф.или системы специф.взаимодей-ий м/д объектами,образующими опред.уровень организации материи;3)наличие относительно замкнутой системы з-ов,управляющих специф.взаимодей-ями;4)генетическая связь высших форм движения с предшествующими(высшая форма движения возникла на основе предшествующей и ее законы не противоречат законам последней);5)несводимость высших форм движения к предшествующим(лежащие в основе предшествующих форм движения взаимодей-я и управляющие ими законы не охватывают всего содержания взаимодей-й и з-ов,присущих высшим формам движения).На основе отмеченных критериев выделяют 5 основных форм движения материи: механическую- пространственное перемещение любых материальных образований, представляющее собой внеш.форму специф.материальных процессов; физическую- охватывает взаимодей-е материальных образований и сопутствующие им изменения на субмикроэлементарном, микроэлементарном,ядерном и атомном уровнях.Особо выделяются процессы кристаллизации,смены агрегатных состояний вещества, движения в газах, жидкостях и телах и другие, носителями к-ых являются молекулы; химическую- вкл.:процессы взаимодей-я и изменения материальных образований на атомном и молекулярном уровнях (химические реакции-процессы взаимодей-я атомов и молекул).Носителями хим.формы движения являются также ионы,радикалы,макромолекулы и др.комплексные соединения; биологическую- взаимодей-я и сопутствующие им изменения объектов, образующих уровни организации живой материи.Это процессы обмена вещ-в в организмах, их самовоспроизведения и приспособляемости,образования и изменения видов и биоценозов; социальную- вкл.:процессы взаимодей-я соц.групп и институтов,изменения их структуры и функций в рамках общ-ва как целостной системы. Специфические формы движения материи предполагают наличие особого материального носителя и в основном соответствуют уровням организации материи.В их сов-сти выделяют микроэлементарную, внутриядерную, внутриатомную,молекулярную,планетарную,внутризвездную,галактическую и др. Общие формы движения материи,к числу к-ых относят механическую,тепловую, кибернетическую,гравитационную и электромагнитную,-общий способ бытия,общий тип функционирования материальных систем. Неразрывная связь движения с материей- важн. хар-ка как движения(оно,как и материя,неуничтожимо),так и материи(движение-способ существования материи).К важн.хар-кам движения относятся также его абсолютность и противоречивость. Движение противоречиво,поск-ку оно-ед-во изменчивости и стабильности (покоя), непрерывности и прерывности,абсолютного и относительного.Оно абсолютно,поск-ку стабильность (покой)невозможна во всех формах движения одновременно,имея место в одной из них,она устраняется совокупным движением материи. 29.прост-во и временя в ф-и. То или иное понимание прост-ва и времени складывается в зависимости от хар-ра взаимодей-я материи и движения, движения и покоя. Демокрит:вводит понятие пустого прост-ва для движения атомов как необходимого объективного усл-я;прост-во Демокрита бесконечно и однородно,оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой вечного движения;вся природа представлялась в вечном и неустанном движении. Пространство и время рассм-лись в кач-ве усл-й и при-чины её движения.Такой подход к пониманию прост-ва и времени был хар-н для мн.материалистов Др.Греции. Идеалисты: Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто вневременное,божественное, сверх-природное, совершенное. Аристотель:отвергал существо-вание пустого,однородного и бесконечного прост-ва.Оно у Аристотеля неоднородно и конечно.Время выражает число движений и течет равномерно. Ньютон:у него абсолютное прост-во было демакритовой пустотой,оно неподвижно,однородно,непрерывно,бесконечно,трехмер-ное вместилище всех материальных тел и их движений.Время-чистое,однородное,равномерное, непре-рывное, вечная и неизменная длительность,оно имеет одно направление и течет от прошлого через наст.к будущему и поэтому одномерно.Прост-во и время не от чего не зависят.Такое понимание прост-ва и времени было хар-но для Лейбница, Декарта и др. Лейбниц:ни пустоты,ни чистой длительности,как самостоятельных начал бытия,-нет.Прост-во-порядок взаиморасположения тел,а время-порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел,т.е.прост-во и время у него зависят от простейших субстанций,монад,к-ые активны,абладают движением,наделены способностью самодвижения.В тесных рамках идеализма,но глубоко диалектически пытался решить эту проблему Гегель:он считал,что только в движении прост-во и время действительны,они неразделимы и определяют друг друга как ед-во противоположностей.Диалектика прост-ва,времени и движения лежит в мировом духе в потусторонней мощи божеств.духа.Субъективные идеалисты:Беркли,Юм,Кант, отчасти Мах. Кант:считал прост-во и время в качестве априорных,доопытных и врожденных св-в чел.созн-я как чистые формы созерцания,благодаря к-ым чел воспри-нимает явления внеш.мира в прост-ве и во времени.Кант считает,что тела представляются нам как имевшие опред.геометрическую форму,протяженность,потому что так устроено созн-е чела.Мах:прост-во и время-упорядо-ченные ряды ощущений.Диалектический материализм: прост-во и время-форы или способы существования материи. Св-ва прост-ва и времени. 1.Общие св-ва:1). объективность;2).абсолютность–движение,как и прост-во и время,носит всеобщий хар-р;3).относительность–содер-жанием прост-ва и времени является движущаяся материя,поэтому прост-во и время меняются в разл.частях света,на разных уровнях, в движущейся мате-рии;4).бесконечность–понимается в смысле бесконечно-сти всеобщности бытия.2.Специфические св-ва:1).непре-рывность и прерывность–св-во связано с движением прост-ва и время прерывно,поск-ку в движении осущет-ся переход от одних пространственно-временных струк-тур к другим;2).мерность–пространственно-временные отн-я м.б.описаны при помощи 3х пространственных отн-й и одного временного отн-я; существует понятие n-мерного прост-ва,т.е.добавляются др.хар-ки:t,p.3).Время одномерно–т.е.оно необратимо,это св-во обусловлено хар-ом причинно-следственных отн-й. Прост-во- когда любой объект занимает место,т.е.обладает протяженно-стью,находится на каком-то расстоянии от др.объектов, т.е.взаимодей-ет с ними и обладает определенной кон-фигурацией. Время –1)длительность явления;2)следова-ние сменяющих друг друга событий и явлений, имеющих одно измерение. 30.Диaлеkтиka и ее альтернативы. Д.-учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Понятие диалектики родилось в античной культуре и означало<вести беседу>.Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкновения и согласования различных противопо-ложных точек зрения.Элементы диалектики содержатся уже в фил. учениях в Др.Китае,Индии, Греции.Гераклит представлял мир как огонь мерами возгорающий мерами затухающий или как поток реки,в к-ый нельзя войти дважды. Всё в мире развивается, все явления взаимосвязаны между собой. У греч. философов преобладала идея круговорота: всё в мире подвержено циклическим возвратным изменениям, главенствует идея о <золотом веке>. В христианской фил. истории возникает представление о временной направлен-ности(у Августина).Это положило начало пониманию развития как качественных изменений. Важный шаг к идее развития мира внёс Декарт. Бог создал мир и дал ему импульс развития. Декарт не распространял развитие на общество.Эпоха буржуазных революций пробудила интерес к истории. Французские просве-тители Вольтер, Руссо выдвинули идеи исторического развития. Кондорсе дополнил их взгляды учением о непрерывном прогрессе. В немецкой классической Ф. диалектика предстала в виде стройной теоретической модели. Её развивали Кант, Гегель. Кант применил понятие развития к Солнечной системе. Поставил вопрос о развитии нравственности. Гегель разработал с позиции объективного идеализма целостную концепцию развития и прежде всего исторического развития человечества. Осн.принципы Д.-всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.П.целостности:проблема несводимости це-лостности к простой сумме частей заключается в связи,объединяющей предметы в сложные комп-лексы,во взамовлиянии частей.П.детерминизма: реальные природные, обществ. и психич. явления и процессы детерминированны,т.е.возникают,развива-ются и уничтожаются закономерно,в рез-те действия опред.причин, обусловлены ими.В марксизме Д.вы-ступает как учение о всеобщих связях,о наиболее общих законах развития бытия и мышления.Мате-риалистич.Д. выражается в системе филос. категорий и законов.Главные законы:1)превраще-ние количества в качество,2)взаимное проникнове-ние полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности(единство и борьба противоположно-стей),3)развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма развития. Для Д. характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные" стороны целостных явлений,процессов.Категории. Единичное хар-ет отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки.Явление внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета.Содержание-сов-сть различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.Форма-принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.Причина-следствие. Качество- целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в)в системе его связей и отношений с другими предметами.Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера-диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок-переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры).Категории системного исследо-вания:система- упорядоченное мн-во взаимо-связанных эл-тов, обладающее структурой и организацией;эл-т- неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов;структура-относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого. 31.З-н диалектики -форма фил.зн-я,выражающая все-общую связь явлений природы,общ-ва и мышления, обуславливающие их развитие.З-ны диалектики внутренне связаны м/д собой.В реальном мире они дей-ют в системе целостного механизма развития.Ге- гелем были сформулированиы 3 осн.з-на:з-н ед-ва и борьбы противоположностей (расскрывает хар-р ис-точника развития);з-н взаимного перехода качеств.и колич.изменей(представления о форме,в к-ой осущ-ется процесс развития);з-н отрицания отрицания(ме-ханизмы преемственности и цикличности развития). 1.З-н ед-ва и борьбы противоположностей. Этот з-н наз.ядром диалектики: он объясняет источник разви-тия,движущие силы развития. В основе всякого само-развития лежит ед-во и борьба противоположностей. Этот з-н раскрывается через след. категории:-Тожде-ства,-Различие,-Противоположность,-Противоречие,-Ед-во и борьба.Тождество-равенство явления самому себе,момент устойчивости явлений.Различие-момент изменчивости явлений.Тождество и различие диалект. хар-ки любого изменяющегося предмета. Диалект. противоположности-такие стороны,тенденции цело-стного изменяющегося предмета,процесса,кот.однов-ременно искл-ет и взаимно предполагают друг друга. Диалект.противоречие-сложное взаимоотн-е м/у про-тивоположностями.Диалект.противоречия не лежат на поверхности явлений,а связаны с глубинной сутью предмета.Ступени развития и разрешения противоре-чия:1)Тождество2)Несущественное различие3)Сущес-твенное различие.4)Конфликт.5)Неизбежное разреше-ние противоречий и возникновение новых противопо-ложностей.Противоречие не сущ. как пара замкнутых противоположностей,а рассм-ется в контексте разл. взаимосвязей.Они присущи всем предметам и явле-ниям и определяют их бытие от возникновения до уничтожения.Ед-во противоположностей условно, временно,относительно преходяще,борьба абсолютна. Новое возникает в рез-те борьбы.Противоречия бы-вают внутр.и внеш.,основные и не основные,в общ-ве антагонистические и неантагонистические.Антаго-нист.противоречия-противоречия м/д соц.группами с непримиримыми интересами. 2.З-н перехода кол-веных и качественных изменений. Мир многообразен. Это мн-во предметов с разл.св-вами.Св-во-сторона предмета,обуславливающая его сходство и различие с др.предметами,проявляющаяся во взаимодей-и с ни-ми.Св-ва вещей объективны.Специф.св-ва вещей-при-знаки.Неотъемлемые-атрибут.Кач-во внутр.опреде-ленность предмета,проявляющаяся в целостной хар-ке его существ.св-в при взаимодей-и его с др,предме-тами.При утрате кач-ной определенности предмет перестает быть самим собой.Кол-во-фил.категория, выражающая такую определенность пр-та,кот.хар-ет его с т-ки зрения числа,величины,объема,темпа про-текания процессов.К-во-кач-во в его пространствен-но-временном аспекте.Не сущ,отдельно кач-во и кол-во.Мера-диалект.ед-во кач-ва и кол-ва или такой ин-тервал кол-нных изменений,в пределах кот.сохраняет-ся кач-ная определенность предмета.Суть з-н:посте-пенные кол-ные изменения, постоянно совершающие-ся в предметах,но до поры до времени не меняющие его осн.черт при достижении границ меры приводят к кач-ным изменениям.Не кол-во переходит в кач-во,а одно кач-во-в др.кач-во путем кол-ных изменений. Происх.нарушение старой меры и установление но-вой.З-н носит всеобщий универс.хар-р,раскрывает многокачественность мира и механизм развития.Пе- реход от одного кач-ва к др.происх в рез-те наруше-ния меры,в виде скачка.Скачки бывают взрывные(с ярко выр.границей перехода от одн.кач-ва к др.),по-степенные.Понятие скачка относительное.Необх. учитывать, относит-но чего рассм-ется скачок,уч. масштаб кач-го изменения. 3.З-н отрицания отрица-ния. Всякая конечная сис-ма развивается на основе ед-в и борьбы противоположностей и проходит ряд внут-рене связанных этапов.Предыдущий этап развития от-рицается по след.этапам.В тоже время сущ.преемст-венность развития,связь м/д тапами.Ед-во преемст-венности и поступательности составляет содержание и суть з-на отрицания отрицания.Отрицание-необхо-димый момент всякого развития.Отрицаемое явление не м.б.абсолютно уничтожено в силу принципа не сотворимости и не уничтожимости материи.Различа-ют 3вида отрицания:1)Формальнологическое2)Мета-физическое.Его источник-внеш.источник,а не ед-во и борьба противоположностей.3)Диалектич.отрицание, кот.разворачивается на основе ед-ва и борьбы проти-воположностей.Две разновидности диалектического отрицания:1)Конструктивная,с преобладанием сози-дательных моментов.2)Деструктивная,с преоблада-нием разрушит.момента.Структура отрицания:1)Те-зис(исходное положение);2)Антитезис(самоотрицание исходного положения);3)Синтез(возврат к исходному положению на новой стадии развития с удержанием положительного).Развитие спиралевидно.Спирале-видность развития-ед-во преемственности поступате-льности и направленности.Развитие не возможно понять либо как сугубо прогрессивное или регрессив-ное.Развитие-всегда ед-во прогресса и регрес-са.Прогресс-развитие от простого к сложно-му,регресс-наоборот. 32.Единичное,общее,особенное,целое и часть,система, структура,элемент,содержание и форма. В практ.воздей-я на мир чел сталкивается с отдельными материальными образованиями и вещами.Ни общее,ни единичное не обладают самостоятельным существ-ем,они не сущ-ют «как таковые».Самостоятельно сущ-ют отд.предметы, явления,процессы. Общее же и единичное сущ-ют лишь в отдельном.всякое отдельное представляет собой единство противоположностей.В одно и тоже время оно и единичное и общее.Единичное схватывает неповторимые черты отдельного,а общее отражает то,что повторяется и в др.материальных образованиях.При опред.усл-ях развития отдельного единичное может становится общим,общее-единичным(мода).чтобы составить себе более полное полное представление о том или ином объекте,надо установить не только то,что у него явл.общим с др.мате-риальными образованиями,но и то,что отличает его от др.матер.образ-й.В процессе позн-я мы ищем общее м/д иследуемыми и уже изученными явлениями,а затем пере-ходим к поиску единичного.Единичное и общее взаимос-вязаны м/д собой и связь выражается категорией особенного. Особенное- такие общие черты,свойственные индивид.предмету,к-ые отличают его от нек-ых др.пред-метов. Часть и целое -фил.категории,отражающие отн-е м/д сторонами отд.предмета.Люб.предмет состоит из частей. Целое не сводится к сумме его частей.Оно вкл.и способ соединения этих частей,их взаимосвязи и мн.др.Предмет не может быть представлен через сумму составляющих его частей потому,что они возникают и сущ-ют только в единой системе.Мировое целое-целое,составленное из частей,а не целое,разделенное на части.Первичное-части,а не целое.Таким мир сформировался в нашем созн-и,таким он остается в нем до сих пор.Целое-исходный пункт теорет.анализа именно потому,что оно представляет собой ту форму,поср-вом к-ой осущ-ется проникновение в сущ-ть вещей.Категории«целое»и«часть»сходны и взаи-мосвязаны с понятиями«система»,«структура»,«элемент». Система(от гр.составленное из частей,целое)-сов-ть эле-ментов,находящихся в отн-ях и связях друг с другом,к-ая образует опред.целостность,ед-во.Структура(отлат.стро-ение,порядок)-сов-ть устойчивых связей объекта,обеспе-чивающих его целостность и тождественность самому се-бе,т.е.сохранение осн.св-в при различных внеш.и внутр. Изменениях.Элемент-(лат.стихия,первонач.вещ-во)-поня-тие,означающее превич.частицы,простейшие звенья сис-темы,из конбинаций к-ых она складывается.Системы делят на целостные(связи м/д элементами прочнее,чем связи этих элементов со средой) и суммативные(связи одного порядка).Различают динамические системы(изме-няющиеся с теч.времени)и статические;открытые(обмени-вающиеся с окруж.средой вещ-ом,инфой)и закрытые;са-моорганизующиеся(их изменения происходят автом-ки)и неорганизованные и т.д.Категория,охватывающая сов-ть всех компонентов вещи,явления,процесса, их взаимодей-й и измененийназывается содержанием. Вкл.:внутренее и внешнее взаимодей-я.Форма-органиация устойчивых связей м/д компонентами содержания.Люб.система всегда имеет как форму,так и содержание.Нет бессодержатель-ной формы и неоформленного содержания.Находясь во взаимосвязи,форма и содержание выражают противопо-ложные стремления предмета.Содержание стремится к изменчивости,форма-к постаянству.Содержание опреде-ляет форму,но и форма активно влияет на содержание. Категории имеют мировоззренческое значение, т.к. отра-жают объект.мир,раскрывают его сущность 33. Причина и следствие,необходимость и случайность,воз-можность и дей-ть. Причина-дей-е,обусловливающее опреде-ленное изменение.Следствие-рез-т взаимодей-я явлений,в к-ом фиксируется то новое,что побуждалось причиной.Причи-на и следствие не являются застывшими сторонами дей-ти.Они переходят друг в друга,меняются местами.То,что в одинх усл-ях явл-ся причиной,в др.-следствием и наоборот. Чтобы изучить предмет всесторонне,нужно его рассм-ть и как причину и как следствие взаимодей-я опред.явлений.Од-но и то же следствие может возникнуть в рез-те дей-я разных причин.Если одно и то же явление может вызывать-ся к жизни разн.причинами,то сущ-ет мн-во путей достижения одного и того рез-та.Нужно выбрать наиб.эф-фект.путь.Различают причины:внутренние(пораждаются взаимодей-ем м/д элементами целостными)и внешние(выте-кают из взаимодей-я м/д предметами,процессами).Опреде-ляющую роль играют внутр.Сложилось 2 осн.подхода пони-мания-детерменизм(усчение о всеобщей,закономерной свя-зи,причинной обусловленности явлений)и индетерменизм (хар-но отрицание всеобщего хар-ра причинности,в край-ней форме отрицает все вообще).Последовательный детер-зм утверждает объект.хар-р причинности(нет явлений без причины).Необходимость первонач-но была замечана в пр-ссе позн-я причинно-следственных отн-й.Осмысливая связь следствия с причиной,обнаруживаем,что за известной при-чиной следует не любое,а строго опред.следствие.Необходи-мость есть то,что обязательно должно произойти в конкрет-ных усл-ях.Она вытекает из внутр.основы явления, его сущ-ности.Случайность-то,что м.б.,а может и не быть,может произойти,а может и нет.Она имеет основание не в сущно-сти данного явления,а в взаимодей-и на данное явление др.явлений.Необх.и слу-ть не сущ-ют раздельно.Каждое яв-ление в одно и то же время и необходимо и случайно.Случ-ть выступает как форма проявления необходимости.Нахо-дясь в орган.взаимосвязи и взаимозависимости,случайность и необходимость в ходе движения и развития объекта пере-ходят друг в друга,меняются местами:случайное становится необходимым,необходимое-случайным.Т.к.необходимое при опред.усл-ях может становиться случайным,а случай-ное-необходимым,то,познав эти усл-я,можно создать их ис-куственно и превратить случайные св-ва,соответствую-щие практ.интересам,в необходимое,а необходимые - в случай-ные.Одна из сторон взаимосвязи м/д объективно существу-ющими и возникающими на их основе нов.явлениями пред-ставлена в теории диалект.материализма категориями дей-ть и возможность.Возм-ть-то,чего еще нет,но оно м.б.,дей-ть-ставшая,реализовавшаяся возможность.Возм-ть и дей-ть выступают как тесно связанные противоположности,к-ые подвижны.В пр-ссе развития они могут меняться местами. Чтобы быть результат-ой,практ-ая дея-ть должна опираться на дей-ть.Возм-ть м.б.прогресивными(ускоряют развитие)и реакционными(тормозят его).Возможности,порождённые за-кономерным развитием системы и необходимыми связями и отн-ями,называются реальными.Формальные возм-ти опи-раются на случайность как дополнение необходимости(пр. каждый чел может стать милионером).Различают:абстракт-ные(общий признак-отсутствие в дей-ти достаточных для их реализации усл-й и факторов);конкретные(для их осущ-я имеются необход.усл-я)возможности.Всякая возм-ть начи-нает проявляться в виде абстр.,а реализовываться способна лишь конкретной.Наш выбор всегда связан с возм-ями. Возм-ть выбора-великое благо.Гл-ое-не упустить время. Время сокращает эту возм-ть.Выбрать всегда труднее,чем просто найти.Категории имеют мировоззренческое значение,т.к.отражают объект.мир,раскрывают его сущность 34. Взаимодей-е общ-ва и природы является одной из актуальных проблем соц.ф-и.Не так давно чел-во лишь"эксплуатировало"природу,беспечно считая ее ресурсы неисчерпаемыми,безграничными и бесконечными.Адекватное понимание знач-я природы дли жизни и развития общ-ва не сформировалось полностью и по сей день.Но сегодня эта проблема из чисто теорет.превратилась в злободневную практическую,решение к-ой во многом может повлиять на будущее всего чел-ва.В широком смысле слова природа-все сущее,весь мир в многообразии его форм и проявлений.В более узком смысле-объект исследований естествозн-я.В лит-ре часто встречается толкование понятия"природа"как сов-сти естественных усл-й существования чел.общ-ва.Данный термин используется и для обозначения созданных челом материальных ср-в своей жизни и дея-сти-"второй природы".Как заметил еще Маркс,постоянное осуществление обмена вещ-в м/д челом и природой-закон,регулирующий общ.пр-во;без такого обмена была бы невозможйа сама чел.жизнь.В истории взаимодей-я природы и общ-ва можно выделить 4 типа отн-я чела к природе: Первый- древнейший.Хар-но присвоение и использование готовых продуктов природы с помощью примитивных орудий труда.Осн.видами дея-сти были собирательство,охота,рыболовство.В качестве жилищ использовались природные укрытия. Крупн.достижения этого этапа-овладение огнем,отбор нек-ых наиболее ценных для чела видов растений и животных.Но в целом чел еще был"в плену"у природы;В торой- аграрный, т.к.гл.сферами дея-сти людей становятся земледелие и животноводство,начинают развиваться ремесла,появляются города.К концу этого периода достигает значительного прогресса простое товарное пр-во,возникает мануфактура.Истор-ки данный этап охватывает древнюю и средневек.эпохи чел-ва.В качестве источника энергии использовались мускульная сила чела и животных,энергия ветра и воды;Т ретий- промышленный.В области энергетики формирование этого типа отн-й началось с применения в пр-ве пара,а затем и электричества.В производств.целях стали создавать машины,использование к-ых резко повысило производительность труда людей.В хозяйственный оборот было вовлечено огромное кол-во разл.минеральных,органических и иных ресурсов.Дальнейшее развитие получают с/х и транспорт.Интенсивно развивается наука,превращаясь в важный фактор прогресса чел-ва.Природные ресурсы планеты уже не считаются практически не исчерпаемыми.Мощь чел-ва сопоставима с мощью природных стихий.Ведущей сферой общ.пр-ва становятся промышленность,машинное пр-во;Ч етвертый( совр-ый)хар-ется бурным науч.-техн.развитием,превращением науч.-техн.дея-сти в ведущую сферу общ.пр-ва.На этом этапе прослеживается не только тенденция возрастания масштабов потребления природных и чел.ресурсов,но и стремление к их воссозданию в необходимых размерах,что порождает ряд проблем,имеющих глобальный хар-р.И прежде всего проблему управления биосферой,решение к-ой возможно лишь на основе науч.управления всеми общ.процессами.Хар-ной особенностью 4ого типа взаимодей-я природы и общ-ва является возрастание степени сложности проблем, к-ые возникают в русле этого процесса. Совр.чел-во живет в эпоху небывалого развития науки и техники,сопровождающегося активным воздей-ем на природную среду.И хотя в последние годы принимаются меры по ее охране и оздоровлению,тем не менее общее состояние окруж.среды продолжает ухудшаться.К чему это приведет в ближайшем и отдаленном будущем?Однозначного ответа на этот? прогностика не дает.Будучи чрезвычайно сложным и неоднозначным,термин" коэволюция "требует пояснений.Коэв-я предполагает невысокую скорость изменения параметров биосферы под воздей-ем антропогенных факторов,что делает реальной адаптацию чела к изменяющимся внеш.усл-ям,к-ые должны носить адаптационный хар-р целенаправленного изменения параметров биосферы.Возможности чела по сравнению с мощью биосферы пока еще малы,но он своей дея-стью может нарушить ее такое равновесие,в результате к-ого биосфера перейдет в такое состояние,где места челу уже нет.Биосфера является чрезвычайно сложной нелинейной системой,состояние равновесия к-ой зависит от мн.параметров.И каждый из этих параметров может допускать критические значения,переход через к-ые будет означать начало необратимого процесса перестройки биосферы.А это приведет к совершенно новому ее состоянию,к-ое сегодня не известно.Биосфера Земли не раз проходила через подобные критические состояния.Подтверждение тому-катастрофические смены флоры и фауны.И очень важно понять,что катастрофические"перестройки"биосферы могут произойти вследствие не грандиозных явлений космического масштаба,а незначительного изменения того или иного параметра биосферы.Все это и породило проблему коэволюции природы и общ-ва. Содержание понятия"коэв-я"связано с теорией ноосферы,изучающей усл-я,при к-ых изменение хар-стик биосферы происходит в направлении,содей-ющем упрочению,расширению области гомеостазиса вида хомо сапиенс.Подобная интерпретация термина"коэв-я"может стать отправной точкой в изучении проблемы целей общ.жизнедея-сти,поск-ку она требует прежде всего изучения влияния антропогенных факторов на параметры биосферы.Перечень и хар-р целей должны основываться на знании критич.параметров биосферы,неучет к-ых может привести к необратимым процессам. Необходимо знать,напр.,допустимые пределы увеличения углекислого газа в атмосфере.В рез-те выбросов углекислоты в атмосферу увеличивается средняя температура,изменяется хар-р циркуляции атмосферы,начинается таяние ледников и т.д.Связь этих явлений с их первопричиной-добычей и сжиганием углеродистого топлива-достаточно опосредована. Кроме того,на энергетику биосферы оказывают влияние процессы биотической природы, происходящие как на суше,так и в океане.Поэтому оценить допустимые границы развития углеводородной энергетики можно лишь в рез-те комплексного системного исследования динамики биосферы.В качестве альтернативы развитию углевородородной энергетики обычно рассм-ют ядерную энергетику.Нельзя забывать о том,что она способна оказывать непосредственное влияние и на чела.Увеличение пр-ва радиоактивного углерода может иметь серьезные генетические последствия.Важно оценить вообще допустимые пределы пр-ва челом энергии,к-ое не м.б.бесконечно большим,ибо вся энергия,согласно 2ому з-ну термодинамики,в конечном счете рассеивается,в частности,идет на нагревание атмосферы.Сегодня пр-во энергии относительно невелико оно составляет лишь десятые доли процента той солнечной энергии к-ая поступает на Землю.Однако же кол-во искусственно производимой энергии удваивается каждые 15—20 лет.Если удастся использовать(а это удастся!)энергию термоядерного синтеза,то этот процесс пойдет значительно быстрее.Через неск-ко десятков лет он может привести к тому,что объем антропогенной энергии достигнет процента(или нескольких процентов)энергии солнечной радиации.А это будет означать повышение средней температуры атмосферы,что может стать началом глубочайшей перестройки всей атмосферы.Чел еще долго будет расходовать земные ресурсы и перестраивать биосферу.Но вся эта дея-сть не должна нарушать усл-й коэв-ции,не должна выводить биосферу на тот режим необратимой эволюции,к-ый может грозить челу исчезновением его как вида.Совр.общ-во способно воспринять идеи сосуществования чела и биосферы и мирное сосуществование людей.Совр.период истории чел-ва и планеты в целом-переход к тому новому состоянию биосферы,к-ый Вернадский назвал ноосферой.Для него хар-но резкое ускорение всех эволюционных процессов. Возникновение техносферы как неотъемлемой части ноосферы и рост антропогенных нагрузок не меняют методологических принципов,к-ые лежат в основе любой эволюционной теории.Поэтому по-прежнему должны вырабатываться опред.принципы отбора,с помощью к-ых можно будет оценить вероятность тех или иных тенденций.Но теперь речь идет об отборе вариантов развития чел-ва,к-ые определяются дей-ями людей. Все рассмотренные?? требуют объединения усилий специалистов разл.профиля,глубокого науч.синтеза естественных,техн.и общ.наук. 35. Антропосоциогенез. Проблема происхождения чела стала акт.в естествознании 19в. объяснить происхождение чела чисто биолог.причинами не удавалось.Согласно Дарвину, происхождение чела является необход.звеном естественной эволюции жизни на Земле.Но вывести происхождение чела из биологической эволюции прапредков чела не удалось.Не удавалось объяснить,как возникают соц.организации,индивид.различия,сама культура.Решающий шаг был сделан Марксом и Энгельсом,подчеркнули знач-е материального пр-ва.Все известные ранее трактовки чела-как сущ-ва разумного,морального,как полит.животного и т.д.-м.б.выведены из материально-практ.дей-я.Чел и общ-во возникли одновременно.Биолог.организация сменялась социальной. Становление чела (антропогенез) и становление общ-ва (социогенез) составляют 2 стороны единого процесса- антропосоциогенеза, продолжавшегося 3-4 млн.лет.Важную роль в прояснении общего смысла антропосоциогенеза сыграла"трудовая"гипотеза Энгельса-"труд создал чела".Труд.дея-сть во многом обусловливала направленность жизн.процессов и способствовала естественному отбору.Под влиянием труда сформировались специфические качества чела:созн-е,язык,творч.способности.Идеи Энгельса были поддержаны ф-фами,археологами.Вместе с тем гипотеза Ф.Энгельса не лишена недостатков,поск-ку и сам труд должен был сформироваться,он не был одним и тем же.Не вполне понятно и то, как, при каких усл-ях прапредки людей были вынуждены трудиться.Необходимо более полно учитывать противоречивое влияние орудий труда,ведь они могли использоваться и вагрессивных целях и,значит,тормозить развитие чела.Наряду с орудийной дея-стью боль.роль играли одомашнение животных,игра и др.проявления жизнедея-сти.Одним из осн.факторов очеловечивания были нравств.отн-я. Запрет агрессивных дей-й по отн-ю к членам рода,забота каждого о пропитании своих близких-все это способствовало укреплению рода.Следует также принимать. человек, с одной стороны, представляет собою биологический организм, особь вида Гомо Сапиенс, а с другой – всегда выступает как член того или иного социального организма, как представитель общества на определенной ступени его развития, стало быть – как представитель определенного класса, профессии, той или иной социальной группы. Это значит, что любое социальное отправление, любое действие, любое проявление социальной жизни в человеке обеспечиваются биологическими механизмами, прежде всего – механизмами нервной системы. С другой же стороны, все биологические функции организма человека до такой степени подчинены выполнению его социальных функций, что вся биология становится здесь лишь формой проявления совсем иного по природе начала. Поэтому тут всегда и возникает возможность двух полярных толкований любого конкретного, любого частного случая. А именно – можно биологические функции организма рассматривать как форму проявления социальных, исторически определенных функций данного индивида, а можно – как раз наоборот – рассматривать социальные функции как форму проявления естественно-природных, «родовых» особенностей человеческого организма, как лишь внешнюю форму обнаружения органически встроенных в этот организм функций. С чисто логической, с формально-логической точки зрения оба подхода одинаково правомерны. Поэтому и получаются две встречных, прямо обратных логики рассмотрения одного и того же факта. И вот эта возможность мыслить один и тот же факт на взаимно обратных путях и создает возможность возникновения тут спора уже не формального.
36.Проблема жизни и смерти. Аспекты проблемы смерти:1.Как определить,что данный чел уже умер?2.М.б. имеет смысл определить,что этому челу уже пора умереть?3.Непримеримость чел.созн-я,гордого чел.духа с фактом своей физ.смерти.Ситуация глобального цивилизационного кризиса,к-ый может привести к гибели всего чел-ва:цена чел.жизни возросла,а ценность упала. Сейчас осозн-е своей смертности вызывает сильнейшие эмоцион.потрясения у людей.Шкала ценностей: 1.шкала биологическая–феномен самопорождения жизни, ее саморазвитие.Право на жизнь для любого живого сущ-ва в силу его рождения.2.Акцентирует внимание на специфику чел.жизни.Чел.жизнь отличается от жизни всего другого.Жизнь и смерть не связаны с чел.разумом,с оценками его совр-ами и потомками.3.Идея обретения бессмертия.Волнует всех зрелых людей. Различные категории людей определяют бессмертие по-разному: 1.бессмертие в генах потомства–увековечить себя в своих детях.2.Мумификация тела с расчетом на его вечное хранение–хар-на для тоталитарных общ-в.3.Упование на растворение тела и духа в космическом бессмертии–хар-но для восточных религ.и фил.течений.4.Результаты чел. тв-ва–произведения,идеологические концепции5.Дости-жение различных состояний,смерть–возможный прорыв в др.миры. Средневек.ф-я:жизнь чела–мука,настоящая жизнь насту-пит после смерти.Древний мир:жизнь–пир–кровавый или веселый.Эпоха рационализма:чел–механизм,его задача–не умереть раньше времени,нужно вовремя его отремонтировать.Эпоха просвещения:в своей жизни руководствоваться дух.ценностями.Экзистенциальная ф-я: преддверие смерти заставляет чела всерьез ощутить ценность своей жизни.Христ-во:стремление к жизни вечной,к-ая наступит после жизни телесной.Ислам: исходит из факта того,что все подчинено воле Аллаха, более легкое отн-е к смерти,чел более легко может стать причастным к смерти чела.Та религия,к-ая постоянно разрастается.Общее для христ-ва и ислама:чел живет для того,чтобы умереть и воскреснуть.Буддизм:чел живет для того,чтобы,умерев,прервать цепь возрождений,не возрож-даться в этом виде.Марксистская ф-я:смерть–естественный конец всего живого,обмен м/д органической и и неорганической природой. Жизнь сама является смыслом,страдание–тоже жизнь. Смысл жизни имеет биолог.происхождение: 1.Жизнь для себя,подпитывается инстинктом самосохра-нения.2.Жизня для семьи–подпитывется половым инстинктом.3. Жизнь для вида,для коллектива. Проблема:право на жизнь и право на смерть.Все, рожденное женщиной–чел,имеет право на жизнь,все живое должно жить. Категорический эмпиратив Канта: «Жизнь человека ценна сама по себе».Проблема эвтаназии:как быть с теми людьми,к-ые обречены на смерть.Чел должен иметь право на достойную смерть–позиция патерналистов.Позиция антипатерналистов–за эвтаназию. Патерналисты:эвтаназия недопустима,чел,к-ый решил уй-ти из жизни,приносит страдания близким,возникают проблемы:кто это сделает,«дурной пример»,вдруг изобретут лекарство и чела можно будет спасти. Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Личностный выбор. что «человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения». Иными словами, независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен узнать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить свое отношение к собственной судьбе. Сила человека заключается именно в этом – в способности занять определенную позицию, принять конкретное решение, каким бы незначительным оно ни было. Именно поэтому человек в конечном итоге свободен, и не может довериться случаю. процесс принятия решения присутствует в любом акте сознания. Принятие решения не зависит целиком и полностью от внешней ситуации, и не определяется ей в полной мере. Решение включает в себе фактор случайности, элемент «скачка», движения в новом направлении, которое, возможно, и не было доступно предсказанию. Итак, выбор оказывается в центре вопросов человеческого существования, основополагающей его характеристикой, уникальной особенностью и непременным условием того, чтобы принимать ответственность за собственное «Я». Более того, любой выбор оказывается затрагивающим личность человека, определяющим ее, и, следовательно, любой выбор оказывается личностным. Подобное понимание личностного выбора, хоть и выводит на первый план данное понятие, все же оставляет довольно размытыми границы его теоретического определения и неопределенными - возможности практических исследований в этом русле.Рассматривая личностный выбор в свете проблем развития человеческой личности, мы можем отметить особое место подросткового и юношеского возрастов, которые традиционно представляются временем принятия решений о себе, собственной личности и своем жизненном пути. 37.Генезис. Созн-е сущ-ло не всегда.Они возникло в ходе истор.развития материальных образований в рез-те усложнения их форм,как св-во высокоорганизованных материальных систем.Неистор.подход к созн-ю привел нек-ых ф-ов к утверждению,что созн-е присуще всей матери.Подобное возрение наз-ся гилозоизм.(вещ-во и жизнь).Созн-е-особый вид отражения.Отражением обладают все материальные образования.Оно является моментом,стороной любого взаимодей-я.Отражение-рез-т взаимодей-я,в к-ом фиксировано то,что принадлежит отражаемому телу.материя пораждает разл.формы отражения(напр.изоморфное отображение,отпечатки,возникающие в рез-те взаимодей-я 2-х и более объектов).Как св-во живого организма выступает раздражимость,к-ая проявляется в виде физиолог.реакций.Она-ср-во управления,регулирования приспособительного поведения.Дальнейший этап в развитии форм отражения-чуствительность-способность иметь ощущения,отражающие св-ва предметов,воздей-ющих на организм.Ощущения составляют нач.форму психики животных.Она-св-во высших форм органической материи.Психика-способность живых сущ-в создавать чувственные и обобщенные образы внеш.дей-сти и реагировать на них сообразно своим потребностям.присуща челу.Психика чела-сов-ть явлений и состояний его внутр.мира.Созн-е – часть психики.к-ая охватывает сознательные,подсознательные и бессознательные процессы.Созн-е могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованнго мозга,к-ый сформировался под влиянием труда и речи.«Сначала труд.а затем и вместе с ним членораздельная речь явились 2мя самыми гл.стимулами,под влиянием к-ых мозг обезьяны постепенно превратился в чел.мозг,к-ый при всем своем сходстве с обезьянами далеко превосходит его по величине и совершенству».(Маркс,Энгельс). Трудовые операции сыграли решающую роль в формировании чела и его созн-я:мозг стал развиваться вслед за развитием руки как органа труда.Активно действующая рука учила голову думать,прежде чем сама стала орудием выполнения воли головы,заведомо планирующей практ.дей-я.Т.о.ключ к разгадке,к-ую представляет для каждого чела происхождение его созн-я,закл-ется в труде.Созн-е хар-ется активным отн-ем к внеш.миру,к самому себе.Мозг чела как управляющая система высокой степени сложности устроен так,чтобы не только получать,хранить инфу,но и формировать плин дей-й и осуществлять активное управление ими.В отражение мысль предвосхищает естественный ход событий.И в этом смысле созн-е может отрываться от непосредственного отражения дей-сти.Конечная цель чела-в преобразующем мир практ.дей-и,по отн-ю к к-ому оно выступает в качестве необходимого ср-ва.Все элементы мысленно творимого заимствуются из наличного бытия,из окруж.природы.Суверенитет разума состоит в способности прежде всего правильно отражать существующее,предвидеть будущее и на основе отражения,через практ.дея-сть творить мир.Когда говорят о тв-ве,то имеют в виду лишь гениальные произведения лит-ры,открытия в науке.Между тем тв-во-св-во созн-я вообще.Вся история развития чел-ва связана с такой дея-стью людей,к-ая дает новые рез-ты,имеющие общ.значение,а это и есть тв-во. Созн-е связано с языком-наиб.эфф-ый способ передачи соц.инфы.Участвует в осуществление практ-ки всех высших псих.фцнкций.Хар-ны функции:экспресивная(поср-вом языка чел выражает мысли);когнитивная(служи важн.ср-вом позн-я);коммуника-тивная(осуществление общения м/д людьми);кумулятивная (обеспеч.накопление и сохранение зн-й).Расширение потребностей чела в общении и позн-и приводит к созданию «искусственных языков»(язык формул и графиков).Т.О.труд и язык-мощные соц.факторы,стимулирующие процесс развития созн-я. 38. Для правильного подхода к проблеме языка и мышления надо прежде всего четко отделить то, что мы знаем о мышлении, от того, что мы не знаем.Мы знаем, что мышление — это процесс, происходящий в нервных сетях мозга. Поскольку термин «представление» у нас означает состояние какой-то подсистемы мозга, можно сказать, что мышление — это процесс изменения совокупности представлений. Но в каждый данный момент времени только какая-то (очевидно, небольшая) часть этих представлений доступна, как мы говорим, нашему сознанию. Эти представления можно объединить в одно представление (ибо несколько подсистем составляют в совокупности новую подсистему), которое есть состояние сознания в данный момент. Итак, у мышления есть внешняя, проявляющаяся сторона — поток сознательных представлений. Этот поток поддается фиксации и изучению, из него мы пытаемся косвенным образом делать выводы о тех процессах в мозгу, которые не освещаются сознанием. Кое-что о потоке сознания мы знаем довольно твердо. Мы знаем, что в значительной степени он регулируется ассоциациями представлений, которые образуются под воздействием опыта и отражают свойства среды, в которой мы живем. В частности, благодаря ассоциации представлений мы получаем способность в той или иной степени предвидеть будущие ситуации. Мы знаем также, что человек в отличие от животных обладает способностью управлять ассоциированием, которая проявляется как воображение, кодирование, сознательное запоминание. Но мы не знаем конкретного кибернетического механизма этой способности, как, впрочем, и механизма ассоциации представлений. Эти механизмы не даны нам также и субъективно; в потоке сознания мы наблюдаем лишь их проявление, результат их действия. Наконец, субъективно нам дано ощущение свободы выбора своих поступков — свободы воли. Свобода воли проявляется и в мышлении. Мы можем по желанию переключать мысли, думать о том или ином предмете. Кибернетического истолкования свободы воли мы также не знаем, и здесь дело обстоит, пожалуй, хуже всего. Языковая деятельность:Среди всех представлений выделенное место в процессе мышления занимают представления о языковых объектах — словах и предложениях. Эти представления всегда (за исключением, конечно, глухонемых) являются единством слуховых и моторных представлений, а у людей, с детства имеющих дело с письменностью, к ним может присоединиться и зрительная компонента. Представляя в уме какое-либо слово, мы мысленно произносим его, слышим и, возможно, видим написанным. Будем для краткости называть их языковыми представлениями. Именно поток языковых представлений называют обычно мышлением. Наличие этого потока является специфической особенностью человека; у животных он отсутствует. Так называемое абстрактное мышление на деле — мышление словами, поток языковых представлений. Достижения мысли, которыми так гордится человечество, были бы невозможны без мышления словами.Значение языковых представлений состоит в том, что они однозначно связаны со словами и предложениями как материальными элементами материальной системы «язык». Эта последняя система есть совокупность всех слов и предложений, произносимых устно, передаваемых по телефону и радио, написанных или напечатанных на бумаге, закодированных на перфокартах для вычислительных машин и т. д., — одним словом, то, что мы назвали выше нервной системой материального тела культуры. Функционально поток языковых представлений ничем не отличается от последовательности их материальных коррелятов — слов. Внешнюю, наблюдаемую сторону мышления можно описать как деятельность, состоящую в создании некоторых материальных языковых объектов, например, произнесение предложений вслух (к сожалению, эти объекты очень недолговечны) или написание их на бумаге. Такую деятельность мы будем называть языковой. Есть веские основания именно языковую деятельность считать основной, первичной стороной мышления, а поток языковых представлений — лишь переходным элементом, формой связи между материальными языковыми объектами и совокупностью всех (а не только языковых) представлений. В самом деле, ведь именно языковые объекты являются хранителями и передатчиками информации, а также элементами языковых моделей действительности. Ребенка обучают языковой деятельности подобно тому, как его обучают другим видам деятельности: хождению, стрельбе из лука, забиванию гвоздей. В результате он как бы подключается к языку, использует уже имеющиеся в нем модели и обогащает его новыми. В частности, он может использовать его и некоммуникативно («для себя»), как юноша Уу из племени Ням-Ням, который считал врагов по пальцам. При некоммуникативном использовании языка возможно наличие потока языковых представлений без явной деятельности («я думаю!»), но ведь эти представления возникли и приобрели смысл в результате деятельности с вещественными материальными языковыми объектами! И нередко в процессе размышления мы шепчем отдельные слова и целые фразы, возвращая им материальную оболочку. Первичность вещественной языковой деятельности особенно ясно видна, когда мы имеем дело с научными моделями действительности. Человек может в уме перемножить несколько больших чисел или привести подобные члены в несложном алгебраическом выражении, но это следствие того, что его учили делать это с реальными, написанными символами. Задайте ему задачу посложнее, и он потребует карандаш и бумагу! что сознательность присуща только живым организмам и что она требует высокоразвитой центральной нервной системы, составляет основной постулат материалистического и механистического мировоззрения. Сознание рассматривается как продукт высокоорганизованной материи (центральной нервной системы) и как эпифеномен физиологических процессов в головном мозге. Эту концепцию в наиболее сжатом виде выразили "вульгарные материалисты". Они отказывались признавать, что сознание чем-либо отличается от других физиологических функций, и утверждали, что мозг вырабатывает сознание точно так же, как почки - мочу. Вера в то, что сознание производится головным мозгом, разумеется, не совсем произвольна. Она основывается на большом числе наблюдений в клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии, которые указывают на тесную связь между различными аспектами сознания и физиологическими или патологическими процессами в головном мозге - такими, как травмы, опухоли или инфекции. Например, контузия мозга или кислородная недостаточность могут привести к потере сознания. Опухоль или травма височной доли влекут за собой иные искажения сознательных процессов. Эти наблюдения без всякого сомнения демонстрируют существование тесной связи между сознанием и головным мозгом, однако, не обязательно доказывают, что сознание является продуктом мозга. Иску́сственный интелле́кт (ИИ) (англ. Artificial intelligence, AI) — это наука и разработка интеллектуальных машин и систем, особенно интеллектуальных компьютерных программ, направленных на то, чтобы понять человеческий интеллект. При этом используемые методы не обязательно биологически правдоподобны. Но проблема состоит в том, что неизвестно какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. А так как мы понимаем только некоторые механизмы интеллекта, то под интеллектом в пределах этой науки мы понимаем только вычислительную часть способности достигать целей в мире.Различные виды и степени интеллекта существуют у многих людей, животных и некоторых машин, интеллектуальных информационных систем и различных моделей экспертных систем с различными базами знаний. При этом как видим такое определение интеллекта не связано с пониманием интеллекта у человека — это разные вещи. Более того, эта наука моделирует человеческий интеллект, так как с одной стороны, можно изучить кое-что о том, как заставить машины решить проблемы, наблюдая других людей, а с другой стороны, большинство работ в ИИ вовлекают изучение проблем, которые требуется решать человечеству в промышленном и технологическом смысле. Поэтому ИИ-исследователи вольны использовать методы, которые не наблюдаются у людей, если это необходимо для решения конкретных проблем.Именно в таком смысле термин ввел Джон Маккарти в 1956 году на конференции в Дартмутском университете, и до сих пор несмотря на критику тех, кто считает, что интеллект — это только биологический феномен, в научной среде термин сохранил свой первоначальный смысл, несмотря на явные противоречия с точки зрения человеческого интеллекта.В философии не решён вопрос о природе и статусе человеческого интеллекта. Нет и точного критерия достижения компьютерами «разумности», хотя на заре искусственного интеллекта был предложен ряд гипотез, например, тест Тьюринга или гипотеза Ньюэлла — Саймона. Поэтому несмотря на наличие множества подходов как к пониманию задач ИИ, так и созданию интеллектуальных информационных систем можно выделить два основных подхода к разработке ИИ:нисходящий (англ. Top-Down AI), семиотический — создание экспертных систем, баз знаний и систем логического вывода, имитирующие высокоуровневые психические процессы: мышление, рассуждение, речь, эмоции, творчество и т. д.; восходящий (англ. Bottom-Up AI), биологический — изучение нейронных сетей и эволюционных вычислений, моделирующих интеллектуальное поведение на основе более мелких «неинтеллектуальных» элементов. Последний подход, строго говоря, не относится к науке о ИИ в смысле данном Джоном Маккарти — их объединяет только общая конечная цель.Ключевым фактором, определяющим сегодня развитие ИИ-технологий, считается темп роста вычислительной мощности компьютеров, так как принципы работы человеческой психики по-прежнему остаются неясными (на доступном для моделирования уровне детализации). Поэтому тематика ИИ-конференций выглядит достаточно стандартно и по составу почти не меняется уже довольно давно. Но рост производительности современных компьютеров в сочетании с повышением качества алгоритмов периодически делает возможным применение различных научных методов на практике. Так случилось с интеллектуальными игрушками, так происходит с домашними роботами.Снова будут интенсивно развиваться временно забытые методы простого перебора вариантов (как в шахматных программах), обходящиеся крайне упрощенным описанием объектов. Но с помощью такого подхода (главный ресурс для его успешного применения - производительность) удастся решить, как ожидается, множество самых разных задач (например, из области криптографии). Уверенно действовать автономным устройствам в сложном мире помогут достаточно простые, но ресурсоемкие алгоритмы адаптивного поведения. При этом ставится цель разрабатывать системы, не внешне похожие на человека, а действующие, как человек.Ученые пытаются заглянуть и в более отдаленное будущее. Можно ли создать автономные устройства, способные при необходимости самостоятельно собирать себе подобные копии (размножаться)? Способна ли наука создать соответствующие алгоритмы? Сможем ли мы контролировать такие машины? Ответов на эти вопросы пока нет.Продолжится активное внедрение формальной логики в прикладные системы представления и обработки знаний. В то же время такая логика не способна полноценно отразить реальную жизнь, и произойдет интеграция различных систем логического вывода в единых оболочках. При этом, возможно, удастся перейти от концепции детального представления информации об объектах и приемов манипулирования этой информацией к более абстрактным формальным описаниям и применению универсальных механизмов вывода, а сами объекты будут характеризоваться небольшим массивом данных, основанных на вероятностных распределениях характеристик.Сфера ИИ, ставшая зрелой наукой, развивается постепенно - медленно, но неуклонно продвигаясь вперед. Поэтому результаты достаточно хорошо прогнозируемы, хотя на этом пути не исключены и внезапные прорывы, связанные со стратегическими инициативами. Например, в 80-х годах национальная компьютерная инициатива США вывела немало направлений ИИ из лабораторий и оказала существенное влияние на развитие теории высокопроизводительных вычислений и ее применение во множестве прикладных проектов. Такие инициативы будут появляться ско
|