Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Послекультовые проблемы: точка зрения консультанта по выходу





Кэрол Джиамбалво

Эта глава написана с точки зрения консультанта по выходу, имеющей дело с клиентами как во время воздействия, так и в течение их процесса выздоровления, с точки зрения моего опыта в качестве бывшего национального координатора FOCUS (Сети поддержки бывших членов культа) и моего собственного выздоровления как бывшего члена культа.

Когда была опубликована работа Борьба против культового контроля сознания (Hassan, 1988), я начала получать много телефонных звонков от бывших членов культа, которые, читая эту книгу, наконец, узнали, что они могут получить помощь для некоторых из остаточных последствий их культового опыта - или, по крайней мере, могли начать понимать, что с ними случилось. В определенный момент эти звонки насчитывали более двух сотен в месяц. Некоторые бывшие члены культа покинули свои группы более чем за пять лет до чтения книги Хассэна. Из этой книги, говорили они, они, наконец, поняли некоторые из проблемы, которые они переживали, и, в определенном смысле, возникало ощущение, что они совсем недавно ушли из группы.

КЛАССИФИКАЦИИ ЭКС-КУЛЬТИСТОВ

Существует несколько классификаций экс-культистов, основанных на том, как они покинули культ. Бывшие члены подходят обычно под одну из следующих категорий:

1. Те, кто прошел через воздействие

2. Те, кто покинул культ самостоятельно, или ушедшие добровольно

3. Те, кого изгнали, или отверженные.

Ушедшие добровольно и отверженные нуждаются в наибольшей помощи в понимании своего процесса выздоровления. Бывшие члены, которые были изгнаны из культа, особенно уязвимы; они часто чувствуют себя неполноценными, виноватыми и разгневанными. Большинство культов реагируют на критику самого культа, оборачивая критику против индивидуального члена. Всякий раз, когда что-нибудь не в порядке, это не руководство или организация, это индивид. Таким образом, когда кому-нибудь приказывают покинуть культ, этот человек несет двойное бремя чувства вины и стыда. Иногда ушедшие добровольно также несут в себе ощущение неполноценности. Часто они могут обдумать эти ощущения интеллектуально, но эмоционально с такими чувствами справиться трудно.

Фактором в любом выздоровлении экс-культиста является то, доступна ли поддержка семьи и друзей, когда он или она выходят из культового мира. Бывшие члены, прошедшие семейное воздействие и, в некоторых случаях, имевшие благоприятную возможность провести время в соответствующим образом сориентированном реабилитационном предприятии, выглядят совершающими скачки в своем процессе выздоровления (смотрите в Главе 10 описание реабилитационных предприятий). Из-за образовательного процесса, присущего воздействиям консультирования о выходе, и доступного в специализированных реабилитационных центрах, эти бывшие члены рано оказываются снабженными в своей послекультовой жизни инструментами, необходимыми для того, чтобы начать интегрировать свой опыт и перестраивать свою жизнь.

АСПЕКТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ОБДУМАТЬ В ПОСЛЕКУЛЬТОВОМ ВЫЗДОРОВЛЕНИИ

Существуют многочисленные аспекты, которые следует обдумать, когда вы работаете с человеком, оставившим культ. Эти факторы часто будут воздействовать на типы проблем, с которыми экс-культисту необходимо справиться. Некоторые аспекты, влияющие на процесс выздоровления, которые я определила в своей работе с экс-культистами, следующие:

4. Как они покинули группу

5. Длительность времени в группе

6. Были ли они в руководящей позиции в группе или нет

7. Наличие семейной и/или социальной сети поддержки, когда они уходят из группы

8. Имеются ли у них профессиональные умения или достаточное образование, чтобы обеспечить себя работой

9. Интенсивность остаточных эмоциональных и психологических последствий их опыта

10.Финансовые ресурсы, доступные для них, или способность получить помощь, когда они в ней нуждаются

11.Их возраст (например, женщины, покидающие культ после своего детородного возраста, или молодые люди, которые выросли в культе)

12.Брачный статус и/или семья, которая у них есть в группе; является ли это до сих пор неповрежденным

Некоторые бывшие члены звонили мне с выраженным желанием и очевидной потребностью в консультировании о выходе, но они не могли себе это позволить. Фактически, они не могли себе позволить даже оплату телефонного звонка на дальнее расстояние. Существует громадная потребность в финансовой поддержке бывших членов, которые взывают о помощи.

ИНСТРУМЕНТЫ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ

По моему опыту, самым полезным инструментом выздоровления культистов является обучение тому, что такое контроль сознания и как он используется в их конкретном культе. Понимание того, что существуют остаточные последствия окружающей среды, контролирующей сознание, - и что эти последствия часто являются преходящими по своей природе - помогает снимать напряжение тревоги. Клиенты, особенно добровольно ушедшие и отверженные, чувствуют облегчение, когда они узнают, что в данной ситуации то, что они испытывают, является нормальным, и последствия не будут существовать вечно.


Также существенным для процесса выздоровления является развитие установки на то, что существует нечто позитивное, что следует извлечь из культового опыта. Когда бывшие члены узнают о контроле сознания, они могут использовать это понимание для того, чтобы разобраться в своем культовом опыте, увидеть, как они пришли к перемене своего поведения и убеждений в результате контроля сознания. Они тогда могут оценить, что из этого опыта является хорошим и обоснованным для них, чего они могли бы придерживаться.

Когда экс-культисты живут на территории, где действуют активные встречи группы поддержки FOCUS, для них часто полезно в это принимать участие. FOCUS является международной сетью индивидов, которые когда-то в своей жизни были связаны с группами, стоящими на крайних позициях. FOCUS предлагает поддержку, справки и благоприятную возможность встречаться - как неофициально, так и на конференциях - чтобы обсуждать общий опыт и помогать друг другу в приспособлении к жизни после культовой или тоталитарной вовлеченности. Встречи обеспечивают безопасное место для бывших членов культов, чтобы обсудить их заботы с другими, которые имеют дело с подобными проблемами. В этом окружении никто не будет смотреть на них так, точно у них две головы.

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОСЛЕКУЛЬТОВОМ ВЫЗДОРОВЛЕНИИ

Некоторые из проблем выздоровления, которые стойко повторяются в моей работе, заключаются в следующем:

13.Ощущение бесцельности, пребывания в состоянии разобщенности. Они оставили группу, которая имела мощную цель и напряженную напористость; они не сумели удержаться на высоте опыта, производимого интенсивностью и групповой динамикой.

14.Депрессия.

15.Огорчение из-за других членов группы, из-за чувства потери в их жизни.

16.Чувство вины. Бывшие члены чувствуют себя очень виноватыми, прежде всего, из-за того, что оказались вовлеченными, из-за тех людей, которых они завербовали в группу, и из-за того, что они делали, пока были в группе.

17.Гнев. Это будет испытываться относительно группы и/или лидеров. По временам этот гнев неправильно направляется на самих себя.

18.Отчуждение. Они будут чувствовать отчуждение от группы, часто от старых друзей (то есть, от тех, которые были друзьями до их участия в культе) и иногда от семьи.

19.Изоляция. Для экс-культистов ни один “оттуда” не кажется понимающим то, через что они проходят, особенно их семьи.

20.Недоверие. Это распространяется на групповые позиции и часто на организованные религии (если они были в религиозном культе) или организации вообще (в зависимости от типа культа, в котором они были). Существует также общее недоверие к своей собственной способности распознавать, когда и на самом ли деле ими вновь манипулируют. Это рассеивается после того, как они узнают больше о контроле сознания и начинают снова слушать свой собственный внутренний голос.


21.Страх перед тем, что они сходят с ума. Это особенно широко распространено после опыта “плавания” (“floating”) (смотрите пункт 18 внизу с объяснением того, что такое “плавание”).

22.Страх перед тем, что то, что должно с ними случиться, по словам культа, если они уйдут, действительно случится.

23.Тенденция мыслить в терминах черного и белого, как это обусловлено культом. Они нуждаются в практике поиска серых областей.

24.Одушевление всего. Это остаточное явление длится иногда довольно долго. Бывших членов следует поощрять искать логические причины того, почему вещи случаются, и иметь дело с реальностью, избавляться от их волшебного мышления.

25.Неспособность принимать решения. Эта характеристика отражает зависимость, которая поощрялась культом.

26.Низкое чувство собственного достоинства. Это обычно исходит из тех переживаний, общих для большинства культов, когда время от времени членам говорят, что они ничего не стоят.

27.Замешательство. Это выражение неспособности говорить об их опыте, объяснять, как и почему они оказались вовлеченными или что они делали в течение этого времени. Это часто проявляется в интенсивном ощущении, что им не по себе как в неформальной, так и в рабочей ситуации. Также часто существует чувство отсутствия синхронизации со всеми другими, прохождения через культурный шок из-за того, что они жили в замкнутой окружающей среде и были лишены возможностей участвовать в повседневной культуре.

28.Проблемы с работой и/или с карьерой. Бывшие члены сталкиваются лицом к лицу с дилеммой, что привести в действие, чтобы покрыть пустые годы культового членства.

29.Расщепление личности. Этому также благоприятствовал культ. Активно или пассивно это период, когда человек не находится в соприкосновении с реальностью или с теми, кто их окружает, неспособность общаться.

30.“Плавание” (floating). Это серия воспоминаний, прерывающих настоящее, чтобы вернуться к прошлому в культовое состояние ума. Это может также принять форму интенсивной эмоциональной реакции, которая является несоответствующей конкретным стимулам.

31.Ночные кошмары. Некоторые люди также испытывают галлюцинации или слышат голоса. Небольшой процент бывших членов нуждается в госпитализации благодаря этому типу остаточных явлений.

32.Семейные проблемы.

33.Проблемы зависимости.

34.Проблемы сексуальности.

35.Духовные (или философские) проблемы. Бывшие члены часто сталкиваются со сложными вопросами: Куда я могу пойти, чтобы удовлетворить свои духовные потребности (или веру)? Во что я верю теперь? Что существует такого, во что можно верить, чему можно доверять?

36.Неспособность к концентрации, потеря кратковременной памяти.


37.Возникновение вновь докультовых эмоциональных или психологических проблем.

38.Нетерпение в отношении процесса выздоровления.

По моему опыту, не существует разницы в последствиях, переживаемых теми людьми, которые прошли семейное вмешательство или теми, кто ушел добровольно или был исключен из культа. Большинство экс-культистов - независимо от метода ухода из культа - испытывают некоторые или все эти остаточные явления. Различия заключаются в том, что индивиды, которые прошли вмешательство, оказываются более подготовленными к тому, чтобы иметь с ними дело, особенно те, кто отправился в реабилитационное предприятие.

Важно отметить и обратить на это внимание экс-культистов, что каждый процесс выздоровления индивида различен, и не существует руководства, которому можно следовать шаг за шагом, говорящего вам, “Как выздороветь после культового опыта”. Фактически, желание быстрого и легкого выздоровления само по себе может быть остаточным воздействием культа.

ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Сингер и Офше (Singer & Ofshe, 1990) описывают типы психологических реакций людей, покидающих программы реформирования мышления или то, что они называют “группами контроля сознания”. Большинство реакций являются “разной степенью нарушения закона - чувства отчуждения и путаницы, возникающего из-за потери или ослабления ранее ценимых норм, идеалов или целей” (p. 191). Большинству бывших культистов “необходимо собрать вместе раздробленное или раздвоившееся собственное “я”, которое у них удерживалось, пока они были в группе, и прийти к согласию со своим догрупповым чувством “я” (p. 191). Дополнительно к разобщающим, депрессивным расстройствам и расстройствам, вызванным тревогой, наиболее общими психиатрическими расстройствами у бывших членов являются:

39.Возвратные, похожие на шизоаффектные, психозы, случающиеся у индивидов, которые не имели явной личной или семейной истории душевного расстройства

40.Посттравматическое стрессовое расстройство

41.Нетипичное диссоциативное расстройство

42.Порождаемая релаксацией тревога, похожая на то, о чем сообщали Хайд и Борковец (Heide & Borkovec, 1983, 1984) и Хайд (Heide, 1985), и тревога, возникающая в результате медитации, монотонного пения или других вызывающих транс упражнений

43.Разнообразные реакции, включающие трудности в концентрации, ухудшение памяти, фобии, нанесение увечий самому себе и так далее

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

В заключение я хотела бы процитировать письмо ‑ одно из сотен в моих папках ‑ датированное 15 апреля 1991 года. Я полагаю, что это письмо подчеркивает распространенность культовой проблемы и растущую необходимость повышающегося понимания со стороны семей, оказывающих помощь профессионалов и духовенства - и равно настоятельную потребность расширенных услуг для бывших членов культа.

Дорогая Кэрол!

Сейчас я нахожусь в Саудовской Аравии. Мое армейское резервное подразделение было вызвано на активное дежурство в _____. Я была в Саудовской Аравии с _____ и участвовала в “Операции Щит Пустыни/Штурм”.

В октябре 1990 года я покинула _____церковь после участия в ней в течение шести лет. Поскольку у меня некоторые трудности в приспособлении к жизни, мои родители убедили меня искать консультирования. У меня было только одно занятие с терапевтом до получения приказов о развертывании в Саудовской Аравии. Передислокация назад в Штаты является долгим процессом, а командир моего подразделения не знает, сколько мы здесь пробудем. Я готова оставаться в Саудовской Аравии сколь угодно долго для выполнения нашей миссии.

Хотя я приписана к группе священника и получаю массу духовного просвещения, я не нашла никого, кто мог бы рассказать о моем опыте в культе. Письмо в вашу организацию является выстрелом в темноту, но я чувствовала, что стоит попытаться. Мне нужен кто-нибудь, кому можно было бы рассказать о моем опыте в культе. Это чрезвычайно помогло бы мне справиться с моей нынешней ситуацией здесь. Можете ли вы помочь?

Искренне,

(подписано женщиной-офицером)

ССЫЛКИ

Hassan, S. (1988). Combatting cult mind control. Rochester, VT: Park Street Press.

Heide, F. J. (1985, April). Relaxation: The storm before the calm. Psychology Today, 19, pp. 18-19.

Heide, F.J., & Borkovec, T. D. (1983). Relaxation-induced anxiety: Paradoxical anxiety enhansment due to relaxation training. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 51, 171 - 182.

Heide, F. J., & Borkovec, T. D. (1984). Relaxation-induced anxiety: Mechanism and theoretical implications. Behavior Research and Therapy, 22, 1 - 12.

Singer, M. T., & Ofshe, R. (1990). Thought reform programs and the production of psychiatric casualties. Psychiatric Annals, 20(4), 188 - 193.


КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ О ВЫХОДЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Дэвид Кларк

Кэрол Джиамбалво

Ноэль Джиамбалво, M.S.

Кевин Гарви

Майкл Д. Лангоуни, Ph.D.*

David Clark, Carol Giambalvo, Noel Giambalvo, M.S., Kevin Garvey, and Michael D. Langone, Ph.D. Exit Counseling: A Practical Overview. Из:Recovery from Cults: Help For Victims of Psychological and Spiritual Abuse. Ed. M. D. Langone. W. W. Norton, NY, 1995, pp. 155-180. Эта статья была также воспроизведена в: Giambalvo, Carol. Exit Counseling: A Family Intervention. AFF, 1995.

Перевод с англ. ‑ Е. Н. Волков, И. Н. Волкова.

© 1993 American Family Foundation

© 1999 Е. Н. Волков, перевод с англ.

 

Консультирование о выходе является добровольным, интенсивным, ограниченным по времени, договорным просветительским (образовательным) процессом, который придает особое значение информированию членов эксплуататорски манипулятивных групп, обычно называемых культами. Консультирование о выходе отличается от депрограммирования, которое получило большое освещение в средствах массовой информации в конце 1970-х и в 1980-е годы, здесь первое является добровольным процессом, в то время как последнее обычно ассоциируется с временным ограничением культиста.

Многие консультанты по выходу, включая авторов этой главы, сообщая о своих услугах, предпочитают называть себя "консультантом по информации о культах". Однако, по крайней мере в настоящее время, "консультирование о выходе" является термином, который использует большинство людей, когда они обращаются к добровольным воздействиям, спланированным с целью помочь культистам переоценить свою преданность группе. Консультирования о выходе обычно начинаются по инициативе родителей или супруга/супруги члена группы.

Что влечет за собой консультирование о выходе? Коротко, родитель или супруг/супруга, обеспокоенные участием близкого в культе, будут договариваться о встрече наедине или о телефонной консультации с консультантом по выходу или с "командой" консультирующих по выходу. Если консультант по выходу считает случай подходящим, и клиент соглашается, они будут действовать. Во-первых, родители или супруг/супруга должны узнать о культовом манипулировании (особенно о том, которое использует группа их близкого) и о моделях общения, которые могут помешать их отношениям с культистом. Если необходимо, они могут участвовать в семейных консультациях с психотерапевтами или, в некоторых случаях, с консультантом по выходу. Затем консультант по выходу и клиент примут решение о том, как эффективнее всего убедить культиста поговорить с консультантом по выходу.

Когда семья представляет консультанта по выходу культисту, консультант обычно будет представлять дело (участия в культе) как семейную проблему, каковой оно действительно является. Консультант по выходу просит культиста принять участие в просмотре информации, которая может помочь ему и его семье лучше понять и справиться со своими проблемами. Если культист соглашается, что случается в большинстве случаев, консультант по выходу может потратить один или несколько дней, обсуждая культы и психологическое манипулирование, проводя обзор письменных материалов, просматривая и обсуждая видеофильмы и обсуждая уместность этой информации для культиста и семьи. Консультант по выходу, хотя и не прячет свои взгляды относительно культов, стремится не оказывать давление и не манипулировать культистом, который решает, как реагировать на эту информацию.

Консультант по выходу уважает окончательное решение культиста, заключается ли оно в том, чтобы остаться в группе, или в том, чтобы уйти. Если культист покидает группу, консультант по выходу обеспечивает наличие информации о том, как продолжать просветительский (образовательный) процесс, начатый во время консультирования о выходе, и где получить помощь для того, чтобы справиться с послекультовыми проблемами.

Хотя существуют различные подходы к консультированию о выходе, все они отвечают потребностям семьи и ее члена, попавшего в культ, и стремятся помочь культистам, обеспечивая их информацией, о которой они не знают. Конечной целью той формы консультирования о выходе, которая описана в этой главе, является восстановление у культистов индивидуальной рассудительности (критического суждения) и усиление информированного самоопределения (свободного волеизъявления); цель не заключается в том, чтобы заставить их уйти из группы. Этот подход можно назвать информационно сфокусированным консультированием о выходе. Он родственен, но, тем не менее, отличается от процессуально сфокусированного консультирования о выходе, или от того, что Хассэн (Hassan, 1991) называет " терапией стратегического воздействия", и от подходов, которые выдвигают на первый план специфическую теологическую повестку дня.

Подход, описанный в этой главе, предполагает, что семьи и близкие, которые ищут помощи консультанта по выходу, имеют шесть общих потребностей, проистекающих из их желания помочь вовлеченному в культ человеку. Вот они:

44.Обнаружение информации, подходящей для оценки, принятия решений и осуществления выбранного семьей образа действий

45.Эффективная связь с культистом

46.Оценка природы, охвата и степени деструктивности поведенческих и личностных изменений культиста

47.Изучение и оценка вариантов выбора, относящихся к воздействию

48.Принятие решения

49.Осуществление решения







Date: 2015-08-24; view: 387; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию