Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соц-экон кризиз перд НЭПом

Потребность в изменении внутриполит курса советск гос-ва после оконч гражд войны была вызвана кризисом,кот приобрел тотальн харак-р,затронув область эконом,полит и соц отнош.Гос политика распределения не выполнила задачу обеспечения городск насел продовольствием.Политика «воен коммунизма»придала развит эк-ки односторн хар-р и стала тормозом расширенного воспроизводства.Требовалось восстановление разрушен войной и воен коммуниз хоз-ва.Экон прроблемы тесено переплетались с важнейш вопросамиполитик,такими,как отнош к советс власти.Нежелание терпеть продразверстку привело к созд повстанческ очагов в средн поволжье,на дону,кубани.В туркестане активизировались басмачи.Заподносибирск повстанцы созд вооруж формирования в несклько тыс чел.1 марта 1921 мятеж в кронштадте.Забастовки и демонстрации рабочих.С критикой чрезвыч мер в эк-ке выступали предстваители партий умерен социалистов,поддерживавших борьбу большевиков с белыми и интервенцами.В результате советск режим столкнулся с серьезн внутриполит кризисом.Возникла угроза власти большевиков.В усл отсутствия мировой революц только соглаш с крест-вом могло спасти полож.Вопрос об изменении эконом курса-замене продразверстки натуральн налогом оказался в центре партийн дисскусий.

Осн положения НЭП: 1) Замена продразверстки продна­логом, стимулирование кресть­янских хозяйств, возможность аренды земли и наём рабочих. 2) Создание мелких предприятий государственно-частной формы. 3) Перестройка управления национальным хозяйством. 4) Изме­нение оплаты труд на сдельную. 5) Создание новых рабочих мест для военнослужащих, уволенных в запас и выдача пособий по безработице должны сократить дефицит в рабочей силе.К концу гражданской войны ясно, что политика военного коммунизма исчерпана себя: а) В стране росла политическая и социальная напряжённость. б) Экономика разрушена. С/х деградировало от неправильной экономической политики (продразвёрстка => нет стимулов у производителей).К началу 1921 руководство пришло к выводу о выборе нового курса. Первый политический деятель в отмену военного коммунизма – Г.Х. Ларин. 01.1920 (за год до НЭПа) на 3-ем съезде – решение об упразднении продразвёрстки (натуральный налог). Через месяц (фев.) Троцкий предложил заменить продразвёрстку продналогом. 03.1921 10-й съезд РКПб – НЭП (не появилась как законодательная система в один момент, формируется). НЭП (эл-ты): а) Сохранение командных высот в политике и экономике за пролетарским государством => гарантировало развитие страны в направлении к социализму.б) Замена продразвёрстки продналогом. Продналог в 2 раза меньше продразвёрстки. У крестьянина появились стимулы расширять посевные площади.в) Допущена частная торговля – налаживание товарных отношений.г) Ликвидация милитаризации труда. Милитаризация появилась в годы гражданской войны. д) Допускался государственный капитализм в экономической жизни. е) Вводится хозрасчёт (в общественном секторе + в личной деятельности). ж) Развитие кооперации. Кооперация способствовала переводу на рельсы социализма мелких производителей (мелкотоварное производство). Хронологич рамки НЭПа-03.1921 (10-й съезд партии)-в нашей лит-ре до 1936 (они считали, что НЭП рассчитан на переходный период от капитализма к социализму). Бухарин: «Сталин свернул шею НЭПу». Рубеж 20-х-30-х свёртываются товарно-денежные отношения. 1929- коллективизация. Дальше (после 1929) достраивается социализм (почти вернулись к военному коммунизму). Миф о том, что НЭП означает расцвет рыночной экономики, что Сталин уничтожил рыночную экономику. На самом деле всё сложнее. Конечно, сталинский фактор сыграл роль, но если бы не было других факторов. НЭП обречён: 1)Политика.У НЭПа не было политических гарантий (политической крыши, не было политических партий, которые могли защитить). 2)Соц-экон:не эффективно работала наша промышленность (не хватало экономической самостоятельности, малые темпы), НЭП не был распространён на внешнюю торговлю, слабо привлекался иностранный капитал, кризис в отношении города и деревни (трудно заготавливать хлеб, у города не хватало средств закупать товары мелкой пром-ти). 3)Шир слои населения недовольны НЭПом – безработица, проституция.

 

вопрос43.Хоз-ная реформа 1921-1923.

Вводимый вместо продразверстки продовольствен налог был вдвое меньше разверстки,его размер объявлялся заранее и не мог быть увеличен в теч года.Излишки,оставашиеся у крест,разрешалось продавать по рыночн ценам.Право у кресть на свободн торговлю хлебом.В 1922 по нов земельн кодексу допускалась сдача земли в долгосрочн аренду,выделение крест из общины для организации хуторск и отрубн хоз-в.Снимался запрет с применения наемного труда и созд кредитн товариществ.Сокращалась общ сумма единого сельхозналога.В деревне развит различн форм кооперации.Кооперативн собствен-ть рассматривалась как форма социалистич собствен-ти.Кооперация стала самодеятельной организацией,кот характеризовало добровольн членство,первые взносы,принцип материальн заинтересованности и хозрасчета.Возрожд с.х.рынка,подъем промыш-ти,введение твердой валюты стимулировали восстановлен россиск деревни.Восстанавливаются посевн площади.Развивается экспорт за границу с.х.продукции и сырья.

 

вопрос44.Финанс с-ма в период НЕПа.

Финанс политика в годы нэпа характеризовалась децентрализацией кредитн сист.Воссоздан Гос банк,создан Центральн С.Х.Банк.Введена сист прямых и косвен налогов.Денежн реф стабилизировала финанс полож. В обращ выпущена устойчивая,конвертируемая валюта-червонец. 1) Подавление бесконтрольной эмиссии бумажных денег. 2) Созда­ние местных бюджетов, лишь час­тично финансируемых ми­нистерством финансов. 3) Новая систем прямых и косвенных налогов. 4)Внедрение червонца, имеющего свободное хож­дение за рубежом со стабильным курсом.

 

вопрос45.Индустриализация в СССР, ее особенности. Итога первых пятилеток

Индустриализация: 1926(29)-1940. 1)Определение: индустриализация - это процесс создания крупного машинного пр-ва во всех отраслях н/х и в первую очередь в промышленности. 2)Предпосылки индустриализации. В 1928 страна закончила восстановительный период, достигла уровня 1913 года, но западные страны за это время ушли далеко вперед. Вследствие этого наметилось отставание СССР.Технико-экономическая отсталость могла стать хронической и перейти в историческую Þ необходимость индустриализации. 3)Необходимость индустриализации. экономическая - крупная пр-ть и в первую очередь группа А (пр-во средств- пр-ва) определяет экономическое развитие страны в целом и развитие с/х в частности. Социальная - без индустриализации невозможно развитие экономики, а следовательно и социальной сферы: образования, здравоохранения, сферы отдыха, социального обеспечения. Военно-политическая- без индустриализации невозможно обеспечить технико-экономическую независимость страны и ее оборонную мощь. 4)Условия индустриализации: до конца не устранены последствия разрухи, не налажены международные экономические связи, не хватает опытных кадров, потребность в машинах удовлетворяется за счет импорта. 5)Цели, методы, источники, сроки и сценарий индустриализации. Цели: превращение России из аграрно-индустриальной страны в индустриальную державу, обеспечение технико-экономической независимости, укрепление оборонной способности и поднятие благосостояния народа, демонстрация преимуществ социализма. Источники: Внутренние накопления: внутренние займы, выкачивание средств из деревни, доходы от внешней торговли, дешевая рабочая сила, энтузиазм трудящихся, труд заключенных. Методы: Гос. инициатива поддержана энтузиазмом снизу. Доминируют командно-административные методы Þ планомерный характер индустриализации. Сроки и темпы: Сжатые сроки индустриализации и ударные темпы ее осуществления.Рост пр-ти планировался 20% в год. Сценарий: опора на частный капитал и внешние связи (традиционный метод), сбалансированное развитие с/х и пр-ти (слишком долгие сроки), командно-административные методы за счет внутренних источников (был осуществлен). 6)Начало индустриализации. Декабрь 1925 - 14 съезд партии подчеркнул безусловную возможность победы социализма в одной стране и взял курс на индустриализацию. 1925 - закончился восстановительный период и начался период реконструкции н/х. 1926 -начало практического осуществления индустриализации. В пр-ть вложено около 1 млрд. рублей. Это в 2.5 раза больше, чем в 25 году. В 1926-28 крупная пр-ть выросла в 2 раза, а валовая пр-ть достигла 132% от 1913. 7)Негативные моменты индустриализации: товарный голод, продовольственные карточки (1928-1935), снижение заработной платы, нехватка высококвалифицир кадров, миграция населения и обострение жилищных проблем, трудности с налаживанием нового пр-ва, массовые аварии и поломки Þ поиск виновных. 8)Довоенные пятилетки. 1) пятилетка - пятилетний план экономического и социалистического развития СССР. Всего 12 пятилеток. Последняя 86-90. 2) 1932 - 1 пятилетка - 1937 - 2 пятилетка. 3) основные направления хоз. деятельности: ускоренные темпы развития группы А, годовой прирост промышленной продукции 20%, главная задача - создание второй угольно-металлургической базы на востоке (урало-кузнецкий производственный комплекс), создание новых отраслей пр-ти, борьба за овладение новой техникой, развитие энергетической базы, подготовка квалифицированной рабочей силы и ЭТР. Кадры решают все. Председатель госплана - Куйбышев, председатель ВСНК - Орджоникидзе.1930 -покончено с безработицей. 1 пятилетка выполнена за 4 года и 3 месяца. 1929-1930 удельный вес пр-ти превысил объем с/х. С 1930 начинают создаваться отраслевые наркоматы с учетом усложнения задач по управлению промышленностью. 4) Главные новостройки первых пятилеток. Днепрогаз - самая мощная ЭС в Европе; Сталинградский и челябинский тракторные заводы; криворожский, магнитогорский и кузнецкий металлургические комбинаты; Уралмаш, Турсиб, московский и горьковский автозаводы; московский и горьковский станкостроительные заводы; беломор канал, канал москва-волга. 5) Трудовой энтузиазм и героизм.Роль и значение моральных факторов были велики. Соцсоревнования ДИП (догони и перегони капитализм). Движение «пятилетку в 4 года», «стахановское движение» (Стаханов - забойщик). 9)Итоги и значение индустриализации. Итоги: введено в действие 9 тыс. крупных промпредприятий, оснащенных самой передовой техникой, созданы новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная, авиационная, танковая, химическая, станкостроительная, валовая продукция пр-ти возросла в 6.5 раз, в том числе группа А в 10 раз, по объему промышленной продукции СССР вышел на первое место в Европе и на второе место в мире, промышленное строительство распространилось на удаленные районы и национальные окраины, изменилась социальная структура и демографическая ситуация в стране (40% городского населения в стране). Резко возросло число рабочих и инженерно-технической интеллигенции, индустриализация существенно повлияла на благосостояние советского народа. Значение: индустриализация обеспечила технико-экономическую независимость страны и оборонную мощь страны, индустриализация превратила СССР из аграрно-индустриальной страны в индустриальную, индустриализация продемонстрировала мобилизационные возможности социализма и неисчерпаемые возможности России.

 

вопрос46.Коллективизация в СССР и ее рез-таты.

1)Определение: коллективизация - замена системы мелкособственнического крестьянского хоз-ва крупными обобществленными с/х производителями. Мелкие и частные хоз-ва заменяются крупными. 2)Ленин и коллективизация Ленинский план кооперации предусматривал постепенность и поэтапность, т.е. движение от простейших форм кооперации к более сложным.Кооперация - сотрудничество, объединение усилий. Коллективизация - высший этап кооперации, который Ленин относил к проблемному будущему. Считать Ленина автором коллективизации некорректно. 3)Предпосылки коллективизации. Две проблемы: в какой мере соотносятся национальные особенности России (крестьянская поземельная община) и коллективизация и в какой мере строительство социализма предполагает коллективизацию. 4)Экон предпосылки: с/х в 1925 - размер посевов почти сравнялся с уровнем 1913 года, а валовой сбор зерновых даже превысил довоенный. Купля-продажа земли запрещена, но разрешена аренда. Общее кол-во хозяйств - 24 млн. крестьянских хоз-в (основная масса середняки - 61%). 1926 -27 посевные площади на 10% превосходят довоенные. Валовой сбор превосходит довоенный на 18-20%. Общее кол-во хоз-в 25 млн. (основная масса по-прежнему середняки 63%). Базы: ручной труд. Валовой сбор зерна растет, а товарный хлеб почти не увеличивается. Возникают трудности с хлебозаготовками, которые в 1927-28 перерастают в кризис: срыв плана хлебозаготовок, введение в городах карточек. Причины кризиса: низкая производит-ть, низкая товарность, хлебные стачки порождены неэквивалентным обменом между городом и деревней. Низкие закупочные цены на хлеб толкают крестьян на саботаж хлебозаготовок, а правительство в ответ прибегает к чрезвычайным мерам: увеличение налогов, жесткая дисциплина в сроках платежей, конфискация, репрессии, раскулачивание. 4)Полит предпосылки. Связаны с волевым решением советского руководства - оно делает вывод о несостоятельности мелкого крестьянства в сложившейся ситуации и ставит задачу обеспечения госконтроля над с/х и тем самым решается проблема бесперебойного поступления средств на индустриализацию. Попутно деревня становится социалистической и с/х принимает современные формы. В основу курса на коллективизацию легли выводы экономиста и статистика Немчинова. Курс на коллективизацию (принял 15-й съезд партии в 1927). Началу коллективизации предшествовала подготовка к ней. Она состояла: в технической помощи селу (тракторы), в создании МТС, в развитии кооперации, в финансовой помощи колхозам и совхозам, в политике ограничения кулачества, в помощи рабочего класса.Основные формы кооперирования: ТОЗы (товарищества по обработке земли), артели (колхозы), коммуны (обобществление достигает крайней степени).Коллективизация и внутрипартийная борьба (правая оппозиция). Год великого перелома 1929. Статья Сталина, которая стала идеологическим обоснованием форсированной коллективизации: «В колхоз пошли середняки, значит можно начинать форсирование коллективизации. В 1929-1930 приняты ряд постановлений ЦК. ЦИК и СНК, которые конкретизировали курс на сплошную коллективизацию и ликвидацию кулачества как класса. Меры против кулаков: против активных противников советской власти - карательные меры, против кулаков 2 категории - выселение в отдаленные районы, против 3 категории - получали землю за пределами колхозного массива. Критерии разделения кулаков и подкулачников были очень нечеткими (иногда попадали зажиточные крестьяне). Раскулачено около 1 млн. хоз-в. Перегибы в коллективизации: принуждение к вступлению в колхоз, необоснованное раскулачивание, принудительное обобществление жилых построек, мелкого скота, птицы, огородов. Как результат: массовый убой скота (уничтожена 1/2 поголовья), массовый выход крестьян из колхоза. 2.03.1930-статья Сталина «Головокружение от успехов» - осуждает перегибы. 14.03.1930-постановление ЦК о борьбе с искривлением партийной линии в колхозном движении - началось преодоление перегибов и как следствие резкое сокращение числа колхозов. Новый подъем колхозного движения приходится на осень 1930 и 1931 год. К концу 1932 в колхозах и совхозах состояло 60% хоз-в - сплошная коллективизация в основном была завершена. Голод 1932-33. Причины: неблагоприятные метеорологические условия (засуха), падение урожайности в связи с реорганизацией села и отсталой технической базой, рост заготовок (в города и на экспорт), голод властью использовался как урок непокорным. В начале 30-х в СССР был принят закон, предусматривающий десятилетний срок заключения или расстрел за хищение колхозного имущества. География голода - Украина, Юж Урал, Сев Кавказ, Казахстан и Поволжье. Жертвы голода- 3-4 млн человек. Завершение коллективизации. В 1932 была преодолена уравнительность в колхозах - введены трудодни, сдельщина, бригадная организация труда. В 1933 созданы политические отделы и МТС. В 1934 - было 280 тыс. тракторов. 1935 - отменена карточная система. 1937 - колхозам вручены госакты на вечное владение землей. Колхозный строй победил окончательно. 90% хоз-в состояло в колхозах и совхозах. «Коллективизация - вторая октябрьская революция». Сталин. Итоги коллективизации: негативные - сокращение с/х пр-ва, коренное изменение уклада жизни основной массы населения страны (раскрестьянивание), большие людские потери - 7-8 млн (голод, раскулачивание, переселение).Позитивные - высвобождение значительной части рабочих рук для других сфер производства, создание условий для модернизации аграрного сектора. Постановка продовольственного дела под контроль государства в преддверии ВОВ. Обеспечение средств для индустриализации. Проблемные - колхоз - уникальная форма хозяйствования.

 

вопрос47.Экономика «гос» социализма,признаки.

К концу 20-х гг нар хоз СССР в основном достигло дореволюцион. уровня развития (показателей 1916).Имевшиеся резервы оборудования были исчерпаны, обострился топливный, металлический, товарный голод. Индустриализация на основе НЭПа зашла в тупик. В партии в 1928-1929гг. столкнулись две линии. Бухаринская группа (редакт. «Правды», лидер Коминтерна Бухарин, председ. Совнаркома Рыков, лидер профсюзов Томский и др.) объяснила кризис просчетами партийно-гос. руководства, выступала против применения чрезвычайных мер весной 1929, за стабилизацию положения в с/х на основе рыночных методов (импорт хлеба, корректировка политики цен и др.) умеренные темпы индустриализ. на основе сбалансированного подъема тяжелой и легкой промыш. и др. Сталинская группа (ген. сек. ЦК ВКП(б) Сталин, председат. ВСНХ СССР Куйбышев, нарком обороны Ворошилов и др.) считала кризис неизбежным результатом ускоренной индустриализации при отсутствии внешних источников финансирования. Ее программ включала макс. концентрацию ресурсов в тяжелой пром. за счет перекачки средств из легкой, укрупнение с/х производства на путях коллективизации. Объединенный пленум ЦК и ЦКК в 04.1929 выступил в поддержку сталинской группы. В 1930 ликвидируется коммерческий кредит, осуществл. переход к централиз. кредитованию (через Госбанк). В 1930-31гг. множество налогов заменяется одним – налогом с оборота. Промышленность делится между отраслевыми монополиями, производств. программы которых Госплан и Совнарком согласовывали путем усиления директивного планирования. Плановые показатели из ориентиров превращаются в прямые задания предприятиям. Чтобы прекратить падение с/х производства, обеспечить бесперебойное снабжение городов продуктами, поставить деревню под админ. контроль, партийно-гос. руководство осенью-зимой 1929-30гг. берет курс на сплошную коллективизацию и ликвидацию кулачества как класса. Насильственное насаждение колхозов стало главной задачей «года великого перелома», объявленного Сталиным в ноябре 1929 г. Этот курс осуществлялся под сильным экономическим и административным нажимом, включая высылку в отдаленные регионы страны в течение 1930-31гг. 381 тыс. кулацких семей (всего было выслано около 3,5 млн. крестьян). На 1932г. в СССР было коллективиз. 61,5% крестьянских хозяйств, на 1937-й – 93%. В ходе коллективиз. произошло падение с/х производства. Стабилизация положения в деревне произошла в середине 30-х гг. и была достигнута за счет жесткого контроля над эконом. и полит. жизнью аграрного сектора, на селе было внедрено директивное планирование. С 1930г. разрабатываются гос. посевные планы, с 1932 – планы тракторных работ МТС, с 1935 – гос. планы развития животноводства. С начала 1930-х г. «население» Главного управления лагерей (ГУЛАГа) в условиях сотворения и реализации мифа «о всеобщем заговоре» росло. К 1937 году в системе исправительно-трудовых колоний и исправительно-трудовых лагерей (ИТК и ИТЛ) находилось более 2,5 млн. человек, в том числе и «раскулаченные». В чрезвычайных условиях конца 20-30-х гг. в советской модели индустриализации акцент делался не на постепенном замещении импорта все более сложных промышленных изделий, а на развитии самых передовых в ту эпоху отраслей: энергетики, металлургии, хим. пром., машиностроении, являвшихся основой современного формировавшегося военно-промышленного комплекса. В условиях нехватки капиталов этот курс сопровождался сверхцентрализацией экономической жизни, перераспределением ресурсов в интересах ведущих отраслей. Численность городского населения увеличилась с 26 млн. (18%) в 1926 до 60 млн. человек (32%) в 1939г. численность рабочих – с 8-9 млн. в 1928гю до 23-24 млн. человек в 1940г. Удельный вес промышленности в нац. доходе вырос с 41,7% в 1929г. до 53,1% в 1937г. По абсолютным показателям пром. производства СССР переместился с 5 в 1913г. на 2 после США в мире в 1937г. Развитие с/х в этот период было прямо подчинено потребностям пром. роста. Его главной задачами являлись обеспечение промыш. рабочей силой. Это было достигнуто.

Вопрос49.Внеш политика СССР в 1921-1929гг.

I мир война привела не тока к росту революц движения. Рухнули Германская, Австро-Венгерская,Османская империи, возникли новые г-ва. Ситуация в мире значит изменилась. Сложн внутриэкон и полит положение западн стран, рост национально освободит борьбы в Индии, Китае, Турции, Афганистане и др странах, заинтересованность в получении сырья из Рос и в исп-нии рос рынка для сбыта товаров диктовали западн странам необходимость мирного сосуществования с СССР. СССР было заинтересовано в получении западных кредитов, машин и оборудования, в исп-нии европ и амер специалистов для подъема экономики. Проводя активную внешнюю политику, СССР к концу 1920г заключила мирные договоры с рядом стран, прежде всего с прибалт. республиками. В 03.1921 было заключено торговое соглашение с Англией, в мае с Германией, затем с Италией, Норвегией и др. В то же время западные г-ва, и прежде всего США, продолжали политику экон блокады СССР, поддерживали контрреволюционные эмигрантские силы и антисоветские вооруж форм-ния, размещ вблизи границ Рос, осущ-ляли полит и воен провокации. Наиб успешно развивались внешнеполит отношения со странами Востока.СССР ликвидировал неравноправные кабальные договоры,заключенные царизмом; заключил новые равноправные договоры с Ираном, Турцией, Афганистаном и др. Эта политика СССР оказала положит воздействие на всю Азию. Внешнеполит положение Рос в междунар делах упрочилось, но оставалось сложным. Отказ западных стран в предоставлении кредитов, накопившаяся за годы гражд войны и интервенции ненависть друг к другу вынуждали СССР делать ставку на внутр. ресурсы. Главной задачей теперь являлось восстановление разрушенной экономики, подведение экон. основы под Советскую власть.

вопрос50.Внеш политика СССР в 1929-1941 гг.

В середине 30-х гг СССР добился укрепления своего междунар. положения, установив дипломатич. отношения почти со всем миром. В 1934 было приглашение СССР в Лигу Наций. 23.08.1939 СССР заключил договор с Германией «О дружбе и границе» (о ненападении) сроком на 10 лет.1 сент 1939 Зап Украина и Зап Белоруссия присоединились к СССР из-за нападения Германии на Польшу. Были заключены договоры с Литвой, Латвией и Эстонией о размещении баз советских войск на их территориях. В 08.1940 эти 3 страны вошли в состав СССР. В 1940 Бессарабия вошла в состав Молдавии, а Сев. Буковина – в состав Украины, т.е. СССР. 104 дня шла Советско-Финская война (11.1030-03.1940),связ. с попыткой СССР отодвинуть границу от Ленинграда после отказа Финляндии передать ему в аренду часть Карельского перешейка. Война закончилась договором: СССР получил территорию на Карельском перешейке и полу-остров Ханко в аренду + отказ от участия в антисоветских договорах. На этих территориях была образована Карело-Финская союзная республика. СССР исключили из Лиги Наций в декабре1939 как агрессора. Теперь СССР включал 16 союзных республик, западные границы были отодвинуты дальше на Запад, но новые границы не были оборудованы должным образом.

вопрос53.Обьединение усилий антифаш сил миров сообщ-ва в гг войны. Антигитл коалиция.

Расчеты Гитлера, развязавшего войну против СССР, на международную изоляцию Сов г-ва не оправдались. В день начала фашистской агрессии премьер-министр Великобритании У. Черчилль, несмотря на свой антикоммунизм, заявил: “Всякий, кто сражается против Гитлера, — друг Англии; всякий, кто воюет на его стороне, — враг Англии”. Начавшиеся советско-английские переговоры о совместных действиях в войне против Германии завершились подписанием 12 июля 1941 г. в Москве соглашения. Обе стороны обязались не заключать сепаратный мир с Германией. Позже было подписано соглашение о торговле и кредитах. Заявление о том, что его страна окажет “всю возможную помощь Советскому Союзу” в борьбе с гитлеризмом, сделал и президент США Ф. Рузвельт. Он же в соответствии с законом о ленд-лизе дал согласие предоставить СССР первый беспроцентный заем в 1млрд долларов. Общие принципы национальной политики США и Великобритании в условиях второй мировой войны были изложены в Атлантической хартии (август 1941 г.). В этой англо-американской декларации, разработанной при встрече Рузвельта и Черчилля, были определены цели союзников в ройне. 24 сентября 1941 г. к этой хартии присоединился и Советский Союз, выразив свое согласие с ее основными принципами. Складыванию антигитлеровской коалиции способствовало проведение осенью 1941 г. Московской конференции с участием представителей СССР, США и Великобритании по вопросу о военных поставках. Было подписано трехстороннее соглашение о поставках в СССР вооружений, военного снаряжения и продовольствия. Значительную роль в развитии военно-политического сотрудничества сыграла подписанная в Вашингтоне в январе 1942 г. “Декларация Объединенных Наций”, к которой присоединились 26 государств, находившихся в состоянии войны с Германией. Процесс создания коалиции завершился подписанием советско-английского договора от 26 мая и советско-американского соглашения от Ц июня 1942 г. о союзе в войне против Германии и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны. Первыми совместными действиями союзников стали оккупация Ирана, а также оказание давления на Турцию с целью добиться ее благожелательного нейтралитета. Следует особо отметить важную роль союзнических поставок по ленд-лизу. Не менее важно было и то, что советский народ знал: он не одинок в смертельной борьбе с фашистской Германией. Хотя и с большой задержкой, союзники выполнили требование СССР об открытии второго фронта. В ходе зимней кампании 1945 г. получила развитие координация действий вооруженных сил союзников по антигитлеровской коалиции. Когда в Арденнах англоамерик войска оказались в тяжелом положении, советские армии по просьбе Черчилля ранее запланированного срока перешли в наступление широким фронтом от Балтики до Карпат, оказав тем самым эффективную помощь союзникам. Как страны антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритания решали вопросы о судьбе побежденной Германии, наказании нацистских преступников и послевоенном устройстве мира на конференциях в Тегеране, Ялте и Потсдаме. Однако при реализации ряда этих договоренностей после войны, в ходе выработки условий послевоенного урегулирования в Европе, возникли разногласия, приведшие к противоборству СССР и прежних союзников, биполяризации мира и “холодной войне”.

вопрос52.Вклад СССР в победу над фашистской Герм.

Победа в ВОВ не была дарована нашему народу великой личностью или счастливым случаем. Она была достигнута кровью и безвозмездными жертвами советских людей. Источниками Победы были: сплоченность советского общества, дружба народов СССР, вставших на защиту своего многонационального государства; героизм, мужество и стойкость бойцов и командиров Красной Армии, проявленные в боях на советско-германском фронте; самоотверженный труд рабочих и крестьян, инженеров и конструкторов-всех тружеников тыла, ковавших “оружие Победы”; военное искусство выдающихся советских полководцев-Жукова,Василевского,Рокоссовского,Конева и др; материально-техническая и военная помощь по ленд-лизу союзников по антигитлеровской коалиции. В достижении победы над врагом важную роль сыграла КПСС, мобилизовавшая советский народ на отпор агрессору. Главные итоги и всемирно-историческое значение Победы: был разгромлен фашизм; народы Европы, да и всего мира (учитывая претензии нацистов на глобальное господство) избавились от угрозы порабощения. Победа открыла перед человечеством возможность жить в мирных условиях, вселила в сердца людей надежду на окончательное избавление от войн. После войны СССР стал одной из ведущих держав мира. Если в 1941 дипломатич отношения с Советским Союзом поддерживали 26 государств, то в 1945 уже 52. СССР расширил свою территорию на западе и на Дальнем Востоке. Под его влиянием изменился общественный строй в ряде стран Восточной Европы, активизировалась национально-освободительная борьба народов колониальных и полуколониальных стран. Победа досталась СССР дорогой ценой. Война унесла до 28 млн человеческих жизней, в том числе на фронтах наши потери составили, по последним данным, 8 млн 668 тыс. 400 человек (по другим оценкам — до 10 млн). Бцла уничтожена треть национального богатства страны (для сравнения: Англия потеряла 0,8%, Франция — 1,5%, а США — 0%, получив за время войны 117 млрд долларов чистой прибыли). Мы понесли большие потери, чем^Германия, людские потери которой составили 5,5 млн человек. Это, в частности, объясняется тем, что война более трех лет велась на нашей территории. К тому же СССР вел оборонительную войну, а фашистская Германия — захватническую, в программу которой входило истребление максимального количества советских людей.

 

вопрос51.Сов об-во в гг ВОВ: единство фронта и тыла.

Утрата знач части эконом. Потенциала, огромные разрушения и людские потери, вызванные вторжением германских войск на территорию СССР, привели к резкому сокращению пром. и с/х производства. Это потребовало от руководства страны принятия экстренных мер по укреплению экономики и ее оборонных отраслей. 22.06.1941 Президиум Верховного Совета СССР принимает указ «О военном положении», предусматривавший введение трудовой повинности и регулирование работы пром. предприятий. 24 июня при СНК создается Совет по эвакуации. Под руководством Совета из районов, которым грозила опасность, на Урал, в Поволжье, Сибирь и Среднюю Азию с 07 по 12.1941 было эвакуировано 2593 пром. предприятия, более 12 млн. человек и около 2,4 млн. человек. 26.06.1941 Верховный Совет СССР принимает указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», вводивший сверхурочные роботы. 30.06.1941 создается Комитет по распределению рабочей силы при Бюро Совнаркома. В целях ускорения ввода в действие объектов индустрии 11 сентября 1941г. принимается постановление «О строительстве пром. предприятий в условиях военного времени». Президиум Верховного Совета СССР принял 13.02.1942 указ «О мобилизации для работы на производстве и в строительстве». Основную часть мобилизованных составили женщины. Вклад узников ГУЛАГа в победу над фашизмом был также очень велик. Составной частью военной экономики была и вся система Главного управления исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР. Военный период характерен постепенным сокращением численности заключенных. 12.07 и 24.11.1941 в соответствии с указами Президиума Верховного Совета СССР были досрочно освобождены 420 тыс. человек. В течении 1942-43 спец. постановлениями ГКО было произведено досрочное освобождение с передачей в действующую армию еще 157 тыс. заключенных. Всего за 3 года ВОВ в ряды красной армии было передано около 1 млн. бывших заключенных ГУЛАГа. Многие из них, проявив мужество и героизм не фронте, были награждены медалями и орденами, а 5 стали Героями Советского Союза. ГУЛАГ также являлся поставщиком рабочей силы для многих оборонных предприятий.

вопрос54.Итоги соц-экон и полит развития СССР к нач1980-х гг.

Уже к концу 60-х гг. реформа промышленности выдыхается, были попытки внедрить наукоемкие производства (микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехноло­гия), развернуть сеть научно-производственных объединений не приносили ожидаемого результата.Практически полностью были исчерпаны свободные людские ресурсы, причем из-за снижения рождаемости от пятилетки к пятилетке уменьшалась доля молодежи, приходящей в обще­ственное производство (с 12млн чел в 1971-1975 до 3млн в 1981-1985). Стоимость незанятых рабочих мест в народном хозяйстве страны достигла критического уровня-более 12% от общей стоимости основных производственных фондов. На вновь строящихся заводах и фабриках уже физически некому было работать.Из-за перемещения сырьевой базы в суровые и труднодо­ступные районы Севера и Сибири лавинообразно нарастали некогда незначительные затраты на добычу и доставку природных ресурсов.С/х приходило во все больший упадок, ограничивая возможности развития промышленности, особенно в выпуске товаров народного потреб­ления.В промышленном строительстве начиная с девятой пяти­летки (1971-1975) акцент переносится на создание десят­ков гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК): Западно-Сибирского по добыче и переработке нефти, Павлодарско-Экибастузского и Канско-Ачинского по добыче угля, Саяно-Шушенского по обработке цветных металлов и др. В целях ускоренного развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974-1984 была проложена Байкало-Амурская магистраль.Главный же способ избежать экономического краха власти усмотрели в форсировании поставок на западный рынок энергоносителей, тем более что цены на них возросли там только за 70-е гг почти в 20раз. За 1960-1985 доля топливно-сырьевого экспорта в СССР поднялась с 16,2 до 54,4%, а доля машин и сложной техники упала с 20,7 до 12,5%.Согласно переписи 1979г., общая численность населения СССР достигла 262,4 млн. человек. Причем его прирост произошел главным образом за счет жителей Казахстана и Средней Азии. (Там он был выше общесоюзного в 2-3р). В 60-е гг. числен­ность горожан впервые превысила половину всего населения страны и к 1979 равнялась 62%.Со 2пол70-х гг углубляется товарный голод-дефицит сначала на престижные и высокока­чественные изделия, затем и на обыденные. Во многих регионах СССР, занимавшего в целом лишь 77-е место в мире по уровню потребления на душу населения, укореняется де-факто карточ­ная система распределения продуктов.На здравоохранение тратилось не более 4% национального дохода (в развитых странах-около 12%). 1970-1985-на два года уменьшилась средняя продолжительность жизни и по этому важнейшему показателю СССР откатился на 35-е место в мире, по уровню детской смертности-на 50-е.В 1977 была принята новая Конституция СССР.Ужесточались цензура, идеологический контроль над дея­тельностью творческой и научной интеллигенции. Многие талантливые писатели и поэты были лишены возможности публиковать свои произведения. К концу 70-ых гг значительно выросла доля лиц с высшим и средним, полным и не полным, образованием (до 87%), но наряду с этим сказывалось уже тогда серьёзное отставание от требований научно-технического прогресса. Правительство сокращало финансирование в таких промышленностях, как военная и космическая.

 

вопрос55. Попытка либерализации сов об-ва. Хрущ оттепель.

Либерализация внешнеполит курса. Междунар связи в 50-е гг. Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской оттепели велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. Военно-политические блоки были призваны сдерживать влияние «социалистического лагеря». В 1955 в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и европейскими соц странами (Организация Варшавского Договора – ОВД). Задача ОВД – обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе.Одним из последствий возникновения новых военно-политических блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Для ослабления ее требовались иные, более гибкие дипломатические средства, новые, более продуманные подходы к решению мировых проблем. Становилась все более очевидной необходимость отказа от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях.Руководство страны во главе с Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира. Восстановились дипломатические связи с Австрией и ФРГ, подписано соглашение о прекращении войны между СССР и Японией(1956). Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. К концу 50-х СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами. Уделялось большое внимание развитию отношений со странами третьего мира.Противоречия внешнеполитического курса. Новые подходы к решению внешнеполитических проблем четко определились в середине 50-х, после ХХ съезда КПСС. Съезд уделил большое внимание вопросам международной обстановки и перспективам мирового развития. Сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. 2пол50-х-дальнейшая активизация СССР на междунар арене. Стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами. Основные направления сотрудничества:внешняя торговля,координация народнохозяйственных планов,контакты в области научно-технической политики,культурные связи. Между тем участились конфликтные ситуации: СССР отступает от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, были признаны многовариантность путей к социализму, суверенность и независимость стран восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых гос-в. Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгос отношений. Получили новое развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. Это привело к кратковременному смягчению международной обстановки.

 

вопрос56. Направления и итоги социально-экономического развития СССР в 1953-1965гг
Эк-ка
. Во 2пол1953 начались кардинальные преобразования в экономике страны.Их характер и направленность свидетельствовали о некотором изменении экономического курса.Перемены касались с/х производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности-сырьем.Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства.Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики, основы которой были утверждены на сентябрьском (1953) Пленуме ЦК КПСС.Центральное место в ней занимали:повышение гос закупочных цен на с/х продукцию,увеличение финансирования отраслей агросферы,совершенствования налоговой политики.Изменялась система планирования с/х производства.Отныне г-во определяло лишь объем заготовок подлежащей сдаче продукции.Начался новый этап укрупнения колхозов и сселения неперспективных деревень.Осуществлялись массовые преобразования колхозов в государственные с/х предприятия (совхозы).Действовали силовые методы управления отраслями агросферы.Результатом непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы.В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.Переориентирование экономики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратковременным.У руководства страны отсутствовала развернутая концепция преобразований в области экономики.Восстанавливался принцип приоритетного развития производства средств пр-ва.Высокими темпами развивалось машиностроение и приборостроение.Продолжалась механизация производственных процессов в пром-ти.Широкие масштабы приобрело капитальное строит-во.Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных промышленных предприятий.Развивались новые промышленные отрасли.Во 2пол50-х гг пром-ть поднялась на новую ступень.Но жесткая, централизованная с-ма упр-ния тормозила развитие пром-ти.В 1957 был принят закон о перестройке управления промышленностью и строительством.Отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства.Основной организационной формой управления стали Советы нар хоз-ва-совнархозы.Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик.Но этого не произошло.Админ методы хозяйствования сохранялись.Была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей. Соц сфера. К концу 50-х произошли изменения в социальной структуре общества, что отразила проведенная в 1959 Всесоюзная перепись населения СССР (1939г – 190млн, 1959 – 208млн).Освоение природных богатств восточных районов привело к росту населения Зап и Вост Сибири, Дальн Востока.Доля горожан-48%.Увеличилась численность рабочих в общем составе населения, сократился процент сельских жителей и колхозного крестьянства.Осуществление мероприятий по повышению благосостояния народа.Сокращение рабочего дня. 1956-закон о гос пенсиях.Постепенное осущ-ние программы повышения зарплаты низкооплачиваемым группам рабочих и служащих.

 

вопрос57.Экон р-рма 1965, осн направления.

Отставка Хрущева - отказ от энергичного проведения реформ, и в этом смысле она могла показаться успехом консервативных сил. Причины: необходимости сохранить коллективную вл-ть и контроль высших партийных органов за всеми сторонами жизни общ-ва, положить конец "реформаторству", порождавшему нестабильность в парийных кадрах, обеспечить нормальное функционирование п-ких и гос стр-р, поэтому следовало найти решения, стабилизировавшие бы административную с-му, а также улучшить контроль за кадрами. Реформаторская дея-ть:1)проведения новой административной централизации, 2)упразднения совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств, 3)создание крупных гос-ных комитетов (Госкомцен, Госснаб и Госкомитет по науке и технике). 4)предприятия получали некоторую автономию (хозрасчет) Число обязательных показателей было сведено до min. Часть доходов оставалась в распоряжении пред-тий. (предполагалось, что каждое пред-е будет более свободно обращаться с пятилетним планом, т.е. попытка предоставить более широкие возможности тем ответственным лицам, кот. принимали решения в сфере н/х; 5)создание фонда стимулирования. Фонд стимулирования был разделен на три части: мат. поощрения, "соцкульт-быта" - для строительства жилья, и фонд самофинансирования. Причины непоследовательности и противоречия: 1)два трудносочетаемых аспекта дея-ти: последовательная консервативная идеологическая п-ка, с одной стороны, и эк реформа-с другой, 2)глубокие расхождения между возглавляемыми Брежневым сторонниками ограниченной децентрализации при сохранении неприкосновенности п-ко-административной с-мы и объединившимися вокруг Косыгина приверженцами частичных рыночных реформ; 3)несоответствия, касавшиеся темпа и глубины проведения реформы и противоречивый подход к решающей проблеме распределения вл-ти, 4)сочетание расширение самостоятельности пред-тий с усиление административных и эк. полномочий министерств. 5)Создание Госснаба противоречило провозглашенной самостоятельности пред-тий. Причины провала: выбор лёгких решений, отказ от рациональных преобразований, желание решить проблемы, не затрагивая причин их возникновения: централизации, бюрократизма органов управления. В чём выразился: 1)поощрительные фонды не смогли должным образом стимулировать рабочую силу: предназначенные рабочим премии были слишком небольшими, чтобы вызывать интерес; 2)каждый нижестоящий орган взаимодействовал только с вышестоящей инстанцией. Связи были вертикальными и отсутствовали между соседними предприятиями и орг-циями, 3)пред-я как и прежде, не могли свободно выбирать поставщика и потребителя, 4)снабжение не обеспечивалось и было низкого кач-ва, а потому и выпуск производимой пр-ции оставался нерегулярным, связ с постоянными простоями. Итоги: 1)крупные инвестиции в с/х; 2)запуск инфляц процессов в сочетании с нов админ централизацией эк-ки; 3)осн усилия направлялись на развитие оборонной пром-ти, энергетики, с/х и Сибири; 4)торможение, а затем и провал реформы-всё это обусловило вползание в кризис.

вопрос58.СССР в сер60-х-нач80-х.

1)Новое руководство СССР. Его полит и соц-экон курс. Брежнев Л.И.-генсек ЦК КПСС (1964-82), с 1977 председатель президиума верховного совета и генсек. Косыгин - председатель совмина 1964-80. Подгорный - председатель президиума верх совета 1965-1977 (1964-65 - Микоян). Курс: через наведение порядка в обществе и г-ве обеспечить стабильный рост мощи СССР и устойчивое благосостояние всего народа. 2)Экон р-рма 1965. 3)Пром-сть в 70-80. Пятилетнее планирование: 9, 10 и 11 пятилетки. Основные направления хоз деятельности: преимущественное развитие группы А, дальнейшее освоение природных богатств Сибири и севера (нефтедоллары), концентрация производства (создание производственных объединений) и НПО, создание территориально-производственных комплексов, БАМ (1974-84), НТР. Негативные тенденции в развитии промышленного производства: преимущественно экстенсивный путь развития, который требует дополнительных материальных и трудовых ресурсов, капитальных вложений Þ рост незавершенки. Централизм в управлении, тотальность планирования, отсутствие связи между производством и потребителем. Уравниловка. Низкие темпы развития, научно-техническое отставание в ряде отраслей от развитых стран (застой). Причины негативных тенденций: консерватизм управления, отсутствие материальной заинтересованности, милитаризация экономики. 4)НТР: успехи и проблемы. 24 съезд КПСС (1971) - курс на интенсификацию производства, на соединение достижений НТР с преимуществами социализма. Успехи СССР в области НТР - фундаментальная наука, космос, вооружение, тяжелая промышленность, новые материалы и технологии. Отставание по ряду показателей от ведущих стран запада. Причины отставания: незаинтересованность предприятий в достижениях НТР, и как следствие этого - невостребованность многих достижений; некомпетентность управления (поворот рек, хлопководство в казахстане). 5)С/х в 70-80: усилия по стабилизации положения в с/х - улучшение финансирования, повышение закупочных цен, внедрение хозрасчета, социальное развитие села, преодоление перегибов относительно личного подсобного хоз-ва. Основные направления развития: агропромышленная интеграция, ликвидация неперспективных деревень, мелиорация, продовольственна программа (1982 майский пленум ЦК). Негативные тенденции: директивность управления, неэквивалентный обмен между городом и деревней, рост числа убыточных хоз-в, гарантированная оплата труда, неперспективные деревни, отток квалифицированных кадров в города, рост импорта продовольствия, пресечение попыток изменить ситуацию (Худенко). Причины: неэффективное и некомпетентное управление. Итог: в середине 80-х начинает вводится нормированное продовольственное снабжение. 6)Итоги экономического развития: 2 этап экономического развития: до 1970 осуществлялось успешно, 70-80 - резкое падение темпов роста. Попытка Андропова (1983) выправить положение с помощью ужесточения трудовой дисциплины. Итог: СССР не сумел выйти на первое место в мире по производству ни на душу населения, ни по уровню производительности труда(производительность труда в США в области промышленности в 2 раза выше, в области с/х - в 5 раз), не сумел добиться наивысшего в мире жизненного уровня народа., общество требовало перемен, авторитет КПСС упал. 7)Соц отношения. Соц стр-ра сов об-ва:раб класс и служащие, колхозное крестьянство, интеллигенция, партийно-гос бюрократия. Межнациональные отношения: расцвет и сближение наций(официальная точка зрения), реально - серьезные национальные противоречия и конфликты отсутствовали. Социальные гарантии: бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, социальное обеспечение, общественные фонды потребления. Достаточно высокий уровень жизни населения. Показатели: рост продолжительности жизни, снижение заболеваемости, устойчивая рождаемость. Негативные тенденции: ножницы между денежными доходами и их товарным обеспечением, появление дефицита, рост социальной дифференциации (привилегии, нетрудовые доходы), рост иждивенчества преступности пьянства, массовость мелких хищений.

вопрос61.Перестройка. Р-рмы полит с-мы.

Признание несовершенства полит с-мы требовало решит перемен в этой сфере. Концепция полит реформ-19 всесоюзн конфер-ия КПСС, на янв пленуме ЦК КПСС 1987 и 02.1988. Задачи: 1)вовлеч миллионов трудящихся в действит правление страной, 2)создание эффект мех-ма обеспечения самообновления полит с-мы. Цель: всестороннее обогащение прав ч-ка, повышение соц активности. Пути достижения цели: 1)изменить избират с-му (12.1988-закон о выборе нар депутатов, 26.03.1989-первые выборы на альтерн основе. 2)Реорганизовать стр-ру органов вл-ти и упр-ния (в центре и в респ. созданы новые стр-ры вл-ти, избраны ВС,кот работали уже на пост основе.Наличие новых стр-тур вл-ти-законодат и исполнит-призвано было обеспеч разграничения в-тей. Возрождалась и укрепл в-ть Советов нар депутатов. 3)Обновление законодат-ва:отказ партии от выполнения админ-управленч ф-ций, кот выполняли теперь Советы. В 1990 закон "О печати и ср-вах массовой инф-ции" отменил цензуру. Закон о свободе совести. В СССР стал реален полит плюрализм-образование мн-ва партий и политико-обществ орг-ций. Профсоюзы вышли из подчинения КПСС. Противники реформ-путч 19-21.08.1991. Итоги: полит р-рма оказалась наиб эффект из всех преобразований, демократизация осн сфер жизни об-ва получила необратимый процесс.

вопрос59.Хол война: причины, ход, следствие.

Горбачев и Рейган подписывают договор о ликвидации ракет ср и меньш дальности. 8.12.1987. Хол война была гигантской ошибкой, стоившей миру огромн напряжения сил и гигантских матер и людск потерь в 1945-1991. Одинаковую ответственность за это несут политики как Москве, так и в Вашингтоне. Начало советско-амер сотруднич-ва ничего подобного не предвещало. Президент Рузвельт после нападения Герм на СССР в июне 1941 написал, что «это означает освобождение Европы от нацистск доминирования. В то же время я не думаю, что нам следует беспокоиться о какой-либо возможности русского доминирования». Рузвельт полагал, что великий союз держав-победительниц может продолжать действовать и после 2 мир войны, а предотвращение взаимного недоверия между союзниками он считал одной из главной своих задач. Дети - солдаты Холодной войны. Ливан, 1982г. С окончанием войны полярность мира резко изменилась-старые колониальные страны Европы и Япония лежали в руинах, зато вперед выдвинулись СССР и США, незначит. вовлеченные в миров. соотношение сил до этого момента и заполнившие теперь своеобразный вакуум, образовавш. после крушения стран оси. И с этого момента интересы двух сверхдержав вошли в противоречие – и СССР, и США стремились как можно дальше расширить пределы своего влияния, началась борьба по всем направлениям: в идеологии, чтобы завоевать умы и сердца людей; в стремлении вырваться вперед в гонке вооружений, чтобы разговаривать с противоположной стороной с позиции силы; в экон показателях-чтобы продемонстрировать превосходство своего обществ. строя; даже в спорте-как сказал Кеннеди, «междунар престиж страны измер-ся 2 вещами: ядер ракетами и золот олимп медалями». Запад выиграл Хол войну, а СССР ее проиграл. Теперь, распустив Орг-цию Варшавск Договора и Совет Экон Взаимопомощи, сломав «желез занавес» и объединив Германию, разрушив сверхдержаву и запретив коммунизм, Россия в ХХI может убедиться в том, что тока геополитич интересы превалируют в западн политич мышлении. Придвинув границы НАТО вплотную к границам России, расположив свои воен базы в половине республик бывшего СССР, амер политики все чаще обращ-ся к риторике времен Хол войны, демонизируя Россию в глазах миров сообщ-ва. В наступившей эпохе глобализации Россия медленно, но верно интегрируется в миров сообщ-во, рос компании выходят на заруб рынки, а запад корпорации приходят в Россию и тока ядер война может помешать, к примеру, Гугл и Микрософт заниматься разработками своих высокотехнологич продуктов, а Форд изготавливать свои авто в России. Ну а миллионам простых людей в мире главное-«чтобы не было войны»-ни горячей, ни хол.

вопрос60.Престройка в СССР: попытки экон реформ.

В эк. плане итоги семи посл. лет представл. катастрофич. Ситуация в н/х не переставала ухудшаться. Уровень жизни стремительно упал. Рассужд. об эк. реформе все меннее заслуж. доверия. Придя к вл-ти, Горб. окружил себя группой эк-тов, социологов, политологов (Абалкин,Заславская,проф.Бурлацкий). Осн. напр-ия предполаг-х реформ совпад. с предложениями, сформ-ыми в Новосибирском докладе. Скоро было достигнуто единое мнение о необходим. расширения самост-ти пред-тий, кот. должны были управл-ся исодя из принципов самоокупаемости и самофинансирования. Значительно возрастали права трудовых коллективов, предприятий, орг-ций. Предусматривалось поощрять развертыв. частной инициативы, особ. в с/х, сфере индивид. труд. дея-ти, услуг. Частн. сектор, ин. капиталовлож. должны были стать стимулом к развит. пред-тий, что способств. бы осущ. эк. реформы. С нач. перестройки развитие реформы определ. 2 осн. тенденции: расширение самост-ти гос. пред-тий и расшир. сферы дея-ти част. сектора. Закон "О гос. пред-тии" - хоз.расчет и самофин-ние. Пред-е получило право устан. прямые связи с др. пред-ями, вместо Госплана. Некот. было разрешено вступ. в контакт с ин. пред-ями. Реформы: 1) перстроить организ. стр-ру управления в центре и на местах с целью повыш. его эффект. 2) Обеспеч. развитие кооперативн. движения, разннобр. форм подряда, аренды 3) вып. прогр. фин. оздоровл. нар. хоз-ва (реформа ценообраз-ия, навед. порядка в бюджете, фин.-кред. с-ме, деят-ти банков). Реорг-ция органов упр-ния привела к сокращ 1млн чел. Причины провала: 1) осущ. планов реформы проис. по многим напр., но единой, до конца продум. прог-мы преобр. принято не было, хотя они и разраб. в парлам. 2) очень долго шел поиск путей радик-ой эк. реф. Только на 28 съезде КПСС 90 г. был сделан вывод о необх. формир-ия нов. модели эк-ки с рын. инфрастуктурой и разнообр. формами соб-ти. 3) В короткий срок была демонтир. прежняя с-ма упр-ия. Затян. введение новых 4) больш. трудности возник. в процессе реализ. реф. 5) Рук-во страны медленно уходило от ошибок в осущ. эк. пол-ки, а иногда не желало их замечать. 6) не удалось произвести фин. оздоровление эк-ки 7) проблемой остав. реф. ценообраз. 8) осущ. эк. преобраз. осложн. усилением соц. напряж-ти, в связи с резким сниж. жизн. уровня 9)неблагоприя-е - авария на Чер АЭС, землетр. в Армении, снижение цен на нефть 10)Обостр-е п-кой сит-ции - распад СССР и вын. отставка Горбачёва.

 

вопрос62.Новое полит мышление.

В первые годы после прихода к власти администрация Горбачева подтвердила трад внешнеполит приоритеты СССР. Но в рамках провозглашенной внешнеполитической доктрины, получившей название «нового политического мышления», эти ориентиры подверглись существенной корректировке.«Новое политическое мышление» предусматривало: отказ от раскола современного мира на 2 противоположные общественно–политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым; объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов баланса интересов различных гос-в; признание приоритета общечел. ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, религиозными). Ведущим внешнеполит направлением стало развитие взаимоотношений с США. С 1985 встречи Горбачева с президентами США стали ежегодными. Были подписаны двусторонние обязат-ва об уничтожении ракет средней и меньшей дальности и об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ–1), правда, в немалой степени за счет ракетного потенциала СССР. «Урожайным» на внешнеполитические события оказался 1989. В феврале был завершен вывод советского ограниченного контингента из Афганистана. Начался вывод советских войск из стран Центральной и Восточной Европы и ряда стран Азии. Советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии. Были нормализованы отношения, налажено экономическое и культурное сотрудничество с Китаем. Существенной корректировке подверглось и восточное направление внешней политики. СССР отказался от прямого вмешательства во внутренние конфликты в Никарагуа, Эфиопии, Анголе, Мозамбике, прекратил помощь режимам в Ливии и Ираке, осудил агрессию Ирака против Кувейта в 1990. Все это способствовало ослаблению международной напряженности. Но осложнились отношения внутри социалистического лагеря. В результате вывода войск СССР и «бархатных революций» в странах Восточной Европы к власти пришли руководители, которые во внешней политике ориентировались на Запад. В 1991 официально прекратили свое существование Совет Экон Взаимопомощи и Орг-ция Варшавск Договора. Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР стремительно терял инициативу в междунар делах. Прекращение сущ-ния СССР сделало США единств супердержавой мира. В 12.1991 амер президент поздравил свой народ с победой в «хол войне».

 

вопрос65.Р-рмы 90-х гг в Рос и их рез-таты. Рос на рубеже XX и XXI.

В 10.1991 прав-во Рос представило программу радикальных реформ. Она предусматривала экон стабилизацию в теч года с последующим подъемом пр-ва. Главная реформа-реформа ценообразования Гайдара. С 1.01 предполагалось отпустить цены на больш-во продуктов. Прав-во Рос дополнило программу реформ мерами по приватизации гос собств-ти. На 1992 предусматривалась приватизация 20% госпредприятий в пром-ти и 70% предприятий торг и сферы услуг. Реформа Гайдара исходила из того что сначала произойдет либерализация цен. Это было прямой противоположностью программе ”500дней”. В рез-те освобожд цен ден ср-ва насел были по существу конфискованы. Покупать акции предприятий было не на что. В этих усл летом1992 была утверждена прогр-ма приватизации согласно кот с 1.10.1992 началась выдача приват чеков. Началась их неконтролир скупка,резко поднялись цены. Они выросли в100-150р,а зарплата в10-15. Наиб сильно пострадали работники бюджета. Начался сильный отток “умов” в коммерцию. Значит сокращ-ся потребление продуктов питания. Продолж-ся спад пром пр-ва. Не удалось добиться перелома в проведении фин реформ. К 01.1993 было напечатано денег в 4р больше чем их было в 1992. Ссылаясь на неустойчивость полит ситуации в Рос,Междунар валютн фонд и страны “Семерки”отказали Рос в обещанных кредитах. Начин-ся большой вывоз капитала. Скрытая Коррупция приняла откр хар-р. В рез-те гл задача-макроэкон стабилизация-не была решена.

Вопрос63 Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР 26 декабря 1991 года.Распад СССР привёл к независимости 15 республик СССР и появлению их на мировой политической арене как самостоятельных государств Причины распада В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов[4], каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;авторитарный характер советского общества, в частности гонения на церковь, преследование КГБ диссидентов, принудительный коллективизм, господство одной идеологии, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив (особенно важно для интеллигенции);[ источник не указан 272 дня ]растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием, особенно в эпоху застоя и Перестройку, и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);кризис доверия к экономической системе: в 1960—1970-е гг. главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало падение качества производимых в СССР товаров народного потребления. Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы (экономическая реформа 1965 года);инициированное американским правительством снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР. Егор Гайдар считал этот фактор определяющим:[5]моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени;Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет.Политик и ученый Руслан Хасбулатов связал попытку создания нового Союзного договора с развалом СССР:Самая большая опасность возникла, когда появилась идея заключения нового Союзного договора. Идея совершенно пагубная. Первый Союзный договор, объединивший Российскую Федерацию, Украину, Закавказье, был заключен в 1922 году. Он послужил основой первой советской Конституции в 1924 году. В 1936 году была принята вторая, а в 1978 – третья Конституция. И Союзный договор в них окончательно растворился, о нем помнили только историки. И вдруг он возникает вновь. Своим появлением он ставил под сомнение все предыдущие конституции, как бы признавал СССР нелегитимным. С этого момента дезинтеграция начала набирать силу.Обобщая всё вышеизложенное, стоит отметить, что итоги, тенденции и перспективы развития России как федеративного государства свидетельствуют о сложном развитии нашего государства по пути утверждения основных ценностей федерализма.В заключение считаю важным отметить, что определённые отступления от федерализма в последние годы не должны разрушить федерацию как таковую. Весьма важно своевременно устранить складывающийся дисбаланс в разделении власти по вертикали, установить дополнительные правовые гарантии эффективного и демократичного федерализма, адекватно отвечающего на проблемы и вызовы современности. Ответ на вопрос, будет ли это движение успешным в итоге, зависит от правильного выбора государственно-правовой политики Российской Федерации, её верности гуманистическим идеалам, выработанным мировым опытом и получившим закрепление в действующей Конституции РФ

Вопрос64 Россия, начиная с 1991 года, оказалась в принципиально новой ситуации. Каковы результаты проводимой нашей страной политики в последнее десятилетие XX века? Существует разные мнения на этот счет, как пессимистичные, так и оптимистичные. Я же придерживаюсь нейтральной точки зрения. Наиболее важные, поистине эпохальные события произошли в конце столетия. Именно 90-е годы стало вполне очевидно, что исторический спор между большевистской моделью социализма и капитализмом промышленно развитых стран решен в пользу Запада. После 1991 года коренным образом изменился внешнеполитический курс России, ее отношения с НАТО: покончив с политикой экспансии и конфронтации, Москва внесла решающий вклад в оздоровление международного климата, обеспечила достижение успехов в развитии диалога, взаимопонимания, сотрудничества и партнерства с демократическими странами Запада, произошло значительное продвижение на пути интеграции Росси в мировое сообщество. Ликвидация раскола мира на две антагонистич


<== предыдущая | следующая ==>
Мулга (Pseudechis australis) - Коричневый король | Упражнения на все времена

Date: 2015-08-24; view: 303; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию