Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К практическому занятию для аудиторной работы





Кафедра гигиены

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

На 3 курсе ФФМО

специальность «лечебное дело»

к практическому занятию для аудиторной работы

Тема: «Радиационная гигиена»

 

Утверждена на кафедральном заседании

(межкафедральной методической конференции)

№ протокола …………….

«___»____________ 2007 г.

 

Зав. кафедрой гигиены.

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.м.н., проф. Л.Г. Климацкая____________

 

Составитель:

к.м.н., ст.преподаватель Шибанова Н.С.

 

Красноярск


1. Тема занятия: «Радиационная гигиена»

 

2. Учебное значение изучаемой темы:

Многолетняя практика здравоохранения в нашей стране, признанная в настоящее время всем международным медицинским сообществом, свидетельствует о целесообразности приоритета профилактической работы в деятельности врача любого профиля.

Радиационное излучение, как фактор среды обитания, оказывает разнообразное влияние на здоровье человека. Нормальная жизнедеятельность и высокая работоспособность человека сохраняется в том случае, если воздействие факторов среды (радиационное излучение), достигается без напряжения функциональных систем и систем адаптации организма.

Профессиональное значение изучаемой темы: освоение методологии профилактической медицины, полученные гигиенические знания и умения по оценке влияния факторов среды обитания (радиационного излучения) на здоровье человека, позволяет применять эти знания в профессиональной деятельности.

Личностное значение изучаемой темы: на основе полученных знаний формировать и сохранять собственное здоровье, способствовать пропаганде здорового образа жизни.

3. Цель занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен:

Знать: о разнообразных эффектах радиационного излучения и его влиянии на здоровье человека и окружающую природу.

Уметь:

  • Оценивать степень риска радиационного излучения
  • давать медико-профилактические рекомендации,
  • применять знания для пропаганды здорового образа жизни.
  • самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой,
  • вести поиск информации, превращать полученную информацию в средство для решения профессиональных задач.

 

4. План изучения темы:

Этапы занятия
Контроль исходного уровня знаний, умений
Раскрытие учебно-целевых вопросов
Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль): а) решение ситуационных задач под контролем преподавателя; б) оформление решения задач протоколами; в) разбор ситуационных задач; г) выявление типичных ошибок.
Итоговый контроль знаний письменно или устно с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия
Задание на дом

 

Основные понятия и положения темы

Современная концепция здоровья человека, как результат взаимодействия с окружающей средой, включает: факторы окружающей среды, принципы гигиенического нормирования и регламентирования факторов окружающей среды, в том числе оценку риска вредных факторов среды и их влияние на здоровье человека; уровни профилактики – первичной, вторичной, третичной; мероприятия по управлению факторами окружающей среды; основы законодательного направления в гигиене.

Естественный фон излучения –эквивалентная доза ионизирующего излучения,создаваемая космическим излучением и излучением естественно распределенных природных радионуклидов в поверхностных слоях Земли, приземной атмосфере, продуктов питания, воде и организме человека = 15-20 мкр/час.

Закрытый источник – радионуклидный источник излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан.

Зиверт – эквивалентная доза, доза любого излучения, создающая в среде биологический эффект, как и эквивалентная доза в один рентген; 13в = 100бэр (биологически эквивалент рентгена).

1 рентген - экспозиционнная доза – поглощенная энергия 1 см3 воздуха при 760 мм. рт. ст. и 00С, образующая в нём 2,08х109 пар ионов.

Источник ионизирующего излучения - устройство или радиоактивное вещество, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение,

Категория А облучаемых лиц, или персонал ( профессиональные работники) – лица, которые постоянно или временно работают непосредственно с источниками ионизирующих излучений.

Категория Б облучаемых лиц, или ограниченная часть населения – лица, которые не работают непосредственно с источниками ионизирующего излучения, но по условиям проживания или размещения рабочих мест могут подвергаться воздействию радиоактивных веществ и других источников излучения, применяемых в учреждении и (или) удаляемых во внешнюю среду. Уровень облучения лиц категории Б определяется по критической группе.

Категория В облучаемых лиц или население – население страны, республики, края или области.

Класс работ с открытыми источниками – характеристика работ по группе радиационной опасности радионуклида и его фактической активности на рабочем месте. Класс работ определяет требования к обеспечению радиационной безопасности (размещению и оборудованию помещений, технологическим режимам, организации работ, средствам индивидуальной и коллективной защиты и личной гигиены). В порядке уменьшения и объёма указанных требований выделяют 1, 2 и 3 классы работ.

Критический орган - ткань, орган или часть тела, облучение которого в данных условиях неравномерного облучения организма может причинить наибольший ущерб здоровью данного лица или его потомства. В порядке убывания радиочувствительности критические органы относят к 1, 2 или 3 группам, для которых устанавливают разные значения основных дозовых пределов. При сравнительно равномерном облучении организма ущерб здоровью рассматривают по уровню облучения всего тела, что соответствует 1 группе критических органов.

Предельно допустимая доза ПДД – основной дозовый предел для категории А облучаемых лиц. ПДД – такое наибольшее значение индивидуальной эквивалентной дозы за календарный год, при котором равномерное облучение в течение 50 лет не может вызвать в состоянии здоровья неблагоприятных изменений, обнаруживаемых современными методами. ПДД = 5 Бэр/ год (3 Бэр/ год Rn обследование).

Радиационный контроль – контроль за соблюдением Норм радиационной безопасности и Основных санитарных правил работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, а также получение информации об уровнях облучения людей и о радиационной обстановке в учреждении и в окружающей среде. Осуществляется службой радиационной безопасности учреждения или специально выделенным должностным лицам, а также соответствующими ведомственными службами с применением приборов и методик радиационного контроля и расчетных методов.

Радиоактивные отходы – неиспользуемые жидкие и твёрдые радиоактивные вещества, образующиеся в результате деятельности учреждения, общая активность, удельная активность и радиоактивное загрязнение поверхностей которых превышает уровни, установленные в данных документах.

Рентгеновское излучение – совокупность тормозного и характеристического фотонного излучения, генерируемого рентгеновскими аппаратами.

РАДИОАКТИВНОСТЬ- это самопроизвольное превращение атомных ядер химических

элементов,которое сопровождается изменениями физических и химических свойств

элемента и испусканием радиактивных излучений: альфа-частицы, протонов, гамма-

лучей, рентгеновских лучей.

АЛЬФА- ЧАСТИЦЫ образуются при распаде естественных радиактивных элементов

и представляет собой поток положительно заряженных ядер атомов гелия. Они обла-

дают малой проникающей способностью.

БЕТА-ЧАСТИЦЫ представляют собой электроны, испускаемые при ядерных распадах.

В зависимости от энергии проникающая способность бетта-частиц в различных средах

различна и колеблется от нескольких метров до нескольких миллиметров в воде и тка-

нях организма.

ГАММА-ИЗЛУЧЕНИЕ - это электромагнитное фотонное излучение, имеющее высокое

проникающее и низкую ионизирующую способность.

РЕНТГЕНОВСКОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ - это совокупность характеристического и тормозного

излучения, оно обладает значительной проникающей способностью при значительной

степени ионизации среды.

Все организмы чувствительны к действию радиации, причем, чем более высоко орга-

низован вид, тем выше его радиочувствительность. Введено понятие «критический

орган».

Норма радиационной безопасности устанавливает три группы радиочувствительных органов.

Все эффекты, вызванные действием радиации, могут быть систематизированы в три

группы: соматические нестохатические - острая, хроническая лучевая болезнь, лучевые

ожоги, локальные лучевые поражения, катаракты, незлокачественные поражения кожи

и другие соматико-стохастические сокращение продолжительности жизни, опухоли, генетические -доминантные и рецессивные генные мутации, хромосомные абберации, приводящие к возникновению наследственных заболеваний и аномалий развития у детей.

Соматические эффекты, стохостические и нестохостические, развиваются у человека

непосредственно подвергавшегося воздействию радиации, а генетические - у его потом-

ства - это отдаленные последствия.

В связи с возросшим фоном естественной радиактивности на земле и с тем,что иони-

зирующие излучения и радиактивные вещества обладают вредными кумулятивными

действиями на организм человека, в настоящее время нужно всемерно ограничить ис-

пользование доволнительных источников ионизирующего обдучения людей.

Исходя из цели конкретного применения радиактивных веществ работы с ними можно поделить на две категории.

К первой категории относятся работы, при которых применяются радиактивные ве-

щества в закрытом виде. В этом случае необходимо только защита от внешнего об лу-

чения гамма-лучей, рентгеновских лучей, прямого и рассеяного пучка.

Ко второй категории относятся работы с радиактивными препаратами в открытом

виде. При использовании открытых радиактивных веществ необходимо всеми средст-

вами не допускать радиактивного загрязнения рабочих помещений,спецодежды и рук рабочих.

При внешнем облучении биологический эффект, главным образом, зависит от вида

и дозы облучения, времени и размеров облучаемой поверхности. Воздействие при про-

никновении изотопов внутри организма зависит от его количества, активности перио-

да полураспада и скорости выделения из организма.

В основу защитных мероприятий положено основное требование, чтобы дозы облучения как персонала, так и других категорий не превышали допустимых уровней.

В порядке радиочувствительности устанавливаются три группы органов:

1 группа - все тело, гонады и красные гонады, и крастный костный мозг.

2 группа - мышцы, щитовидная железа, жировая ткань, печень, почки, селезенка,

желудочно-кишечный тракт, легкие, хрусталик глаза и другие органы за исключением

тех,которые относятся к 1 и 2 группам

3 группа - кожный покров, костная ткань, кисти, предплечье, лодыжки и стопы.

При разборе защиты врачей- рентгенологов необходимо знать требования к планировке рентгеновского кабинета.В настоящее время действуют «Правила устройства и эксплуатации рентгеновских кабинетов и аппаратов в учреждениях Минестерства здравоохранения РФ.

В этих правилах установлены нормы площади кабинетов, даны рекомендации по размещению оборудования, рабочих мест, требования к средствам защиты и общее соображение о мерах радиационной безопастности.

Процедурная или диагностическая кабина с 1 аппаратом должна иметь площадь 24-34м процедурная для двух аппаратов-50кв.м, фотолаборатория -12кв.м.

Размещение рентгеновского диагностического аппарата в кабинете должно соответствовать следующим основным требованиям:

а) направление рабочего пучка при просвечивании должно выбираться, предпочтительно

в сторону капитальных стен помещения. Рентгеновская трубка должна стоять чем на

2м, от той стены помещения, на которую направлен пучок излучения.

б) пульт управления аппаратом должен находиться в наибольшем отдалении от источника рассеянного излучения и в стороне от первичного пучка излучения.

в) размещение других узлов управления и рабочих мест обслуживающего персонала

должно быть предусмотрено так, чтобы применение защитных устройств обеспечивало ослабление излучения до мощности дозы, не превышающей предельно допустимую.

Радиационная безопасность при использовании рентгеновских лучей, должна обеспечиваться организацией работ, защитными устройствами, рациональным расположением

частей рентгеновского аппарата, временем и расстоянием.

Рентгеновские кабинеты должны быть в первую очередь обеспечены электронно-оптическими преобразователями, дополнительными защитными ширмами,

индивидуальными средствами защиты и индивидуальными дозиметрами.

Для снижения доз облучения рук необходимо правильно организовать работу:

1. прибегать к пальпации под контролем экрана и другим манипуляциям, только в случае крайней необходимости.

2. не помещать руки в пучок излучения, не ослабленный телом больного, стараться

держать руки как можно дальше от прямого пучка.

3. производя пальпацию сначалавыключите высокое напряжение, поместить руки на

нужный участок и только тогда включить аппарат.

4. при пальпации уменьшить до минимума ширину пучка, работать при минимальном

напряжении и силе тока.

5. просвечивать только при хорошей адаптации (не менее 30 мин.)

6. при удержании больных следить, чтобы руки помощника были максимально

удалены от прямого пучка.

Важную роль в организации мед. нагрузок персонала должны играть следующие мероприятия:

1. уточнения показаний к рентгенологическим исследованиям.

2. максимальная защита рентгеноскопических исследований рентгено- и электрорентге нографией.

3. постоянное повышение квалификации мед. персонала в вопросах радиационной безопасности.

Вопросы радиационной защиты мед. персонала при проведении внутриполостной и внутритканевой терапии.

В качестве закрытых источников излучения в мед. практике используются главным образом препараты металлического кобальта, заключенного в оболочку из нержавеющей стали, имеющую форму игл, цилиндров, бус. Активность препаратов, вводимых больному, изменяется в глубоких пределах в зависимости от локализации поражения, его линейных размеров, способа введения препаратов. Наибольший удельный вес занимает лечение гинекологических больных среди других заболеваний. Эти процедуры составляют 75-90% процедур с закрытыми источниками. Повседневная работа с препаратами включает цикл из 7 радиационных производственных операций.

В настоящее время разработан новый метод внутриполостной терапии. Сущность метода заключается в том, что в нужную полость тела вводят вторичные фильтры без препаратов. Это позволяет сократить число радиационно опасных операций с 7 до 2-х.

У мед. работников длительное время занимавшихся лечением поверхностного поражения с помощью бетта-апликаторов, при несоблюдении техники безопасности может иметь место поражение рук.

Использование защитных рентгеновских перчаток, дистанционных инструментов и комбинированныхт экранов, делают эту работу безопасной.

В качестве открытых источников для внутритканевой бетта-терапии в России, применяется три вида изотопа: J 131, Ag 198, P 32,которые применяются в виде высокоактивных растворов или коллойдных взвесей. Соединения J 131 и P 32 вводят внуть из расчета на естественное накопление их в критическом органе, подлежащем облучению. Коллойдные взвеси Ag 198 вводится непосредственно в ткань опухоли. Работа по применению радиоактивных веществ в открытом виде складывается из следующих процедур: доставка исходных препаратов в клинику, выгрузка из машины и доставка транспортного контейнера в хранилице, вскрытие транспортного контейнера, перегрузка первичной стеклянной упаковки в рабочий контейнер, транспортировка рабочего контейнера в фасовочную, подготовка препарата к использованию (фасовка, стерилизация), транспортировка приготовленных препаратов в процедурную или операционную, введение больному. Фасовка растворов обычно производится в фасовочной, а коллойдных взвесей по соображениям сохранения стерильности в процедурной. Радиоактивные растворы J 131 и P 32 обычно не транспортируются, так как больные принимают их прямо у места фасовки, коллойдные взвеси транспортируются в операционную.

Обслуживание больных, которым введены коллойды, сопряжены главным образом с внешним облучением. Больные, которым введены растворы радиоизотопов, в значительном количестве выделяют их во внешнюю среду, в связи с чем становится реальной опасностью внутреннего облучения.

Последующие работы связаны с обслуживанием больных (транспортировка больного в палату, его обслуживание, смена белья, удаление радиоактивных биологических отходов, транспортировка грязного белья в машину для стирки в специальных прачечных и т.д.). Другая часть к захоронению радиоактивных отходов, дезактивация различного рода инструментария.

Все основные мероприятия выполняются с использованием типового комплекса защитно-технического оборудования, состоящего из следующих групп: оборудования для хранения радиоактивных препаратов, экранирующие устройства, устройства для сбора и хранения радиоактивных отходов, средства связи сигнализации и средств индивидуальной защиты, дозиметрическая аппаратура.

Для измерения доз внешнего облучения, получаемых каждым работником, подвергавшимся воздействию ионизирующей радиации, применяются дозиметры. В основу их положено то, что ионизирующие излучения обнаруживаются по тем специфическим физическим процессам, которые происходят при взаимодействии этих излучений с веществом. Метод, основанный на непосредственной регистрации эффекта ионизации, называется ионизационным.

Вторичные эффекты ионизации могут быть измерены с помощью фотографического, люминисцентного, химического и др. методов.

Выработка у студентов навыков организации и проведения профилактических (гигиенических) мероприятий, ведения и пропаганды здорового образа жизни, умений использовать факторы окружающей среды, в данном случае физические свойства воздуха (химический состав воздуха), в оздоровительных целях, основана на осознанном понимании связи здоровья человека с окружающей средой, факторами и условиями жизни, трудовой деятельностью, поэтому студенты должны владеть информацией по освоению методологии профилактической медицины, приобрести гигиенические знания и умения по оценке влияния факторов среды обитания на здоровье человека и населения. Тема: « Санитарно-гигиеническая оценка микроклимата помещений (химический состав воздуха) » раскрывает вопросы, связанные с основными понятиями микроклимата, факторами их определяющими и регулирующими. Гигиенические требования к химическому составу воздуха закрытых помещений. Показатели, нормативы.

 

Date: 2015-08-24; view: 273; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию