Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6. Техника речи - средство речевого воздействия
Каждое речение, склад и литеру выговаривать чисто и ясно. М.В.Ломоносов. Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия
Это очень важная тема, так как культура звучания речи, ее звуковая выразительность, умение оратора говорить правильно и четко являются важным средством воздействия.
Сочетание сильного, звучного голоса, четкой дикции, правильной и выразительной интонации - все это называется техникой речи. Для судебного оратора владеть техникой речи - значит осмысленно управлять своим речевым аппаратом, умело и полно использовать голос, дикцию, интонации, паузы.
1. Интонационно-выразительные средства
Восприятию речи в большой степени способствует голосоратора. Это совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, пении. Голос - основной инструмент убедительности. Это тонкий, прекрасный инструмент, которым можно передать различные оттенки мысли и чувства.
Сила голоса
Сильный, гибкий, выразительный голос точно передает отношение говорящего к предмету разговора, передает все смысловые и эмоциональные оттенки речи. Желательно, чтобы он имел достаточную силу звука, чтобы его было слышно даже в последних рядах любой большой аудитории. Сила голоса - это способность убеждать, доносить до каждого члена суда свои мысли, чувства. Для этого голос должен изменяться по высоте, обладать широким диапазоном звучания и разнообразной тембральной окраской. Диапазон голоca - это его звуковой объем. Диапазон [от греч. dia pason] - расстояние между самым низким и самым высоким звуками голоса. Плавные переходы из одной тональности в другую придают речи выразительность, передают мысли во всей их полноте и разнообразии оттенков. Бедность голосового диапазона приводит к монотонности, которая мешает вникнуть в существо дела, значит, притупляет восприятие речи. Если оратор слабо знает материалы дела, не продумал доказательства, - сразу наступают перебои голоса: он становится глухим, прерывистым, сдавленным. Восприятие речи снижается. Оратор с тонким, слабым, неуверенным голосом не сможет вызвать у слушателей уважительного отношения, не заставит их поверить тому, в чем пытается убедить. Поэтому важно учиться владеть голосом.
Дикция
Все содержание судебной речи передается посредством звуков. Одна и та же мысль в звучащем высказывании может быть выражена с разнообразными звуковыми оттенками. И довольно трудно бывает слушать невнятную речь, в которой отдельные звуки произносятся нечетко, искажают смысл слов. В этом усматривается нарушение этических требований, так как проявляется не только равнодушие, но и неуважение к суду, к присяжным, ко всем присутствующим в зале, которым приходится напрягать слух, чтобы разобрать, что говорит горе-оратор. Впечатление небрежной речи производят смазанные окончания слов, нечеткие звуки и слоги, нечеткая скороговорка.
Дикционно чистая речь - большое достоинство судебного оратора. Дикция - это отчетливое, ясное, четкое произношение звуков, слогов и слов, соответствующее фонетическим нормам русского литературного языка. В четкости дикции проявляется культура оратора, его уважение к языку, уважительное отношение к суду и гражданам, слушающим судебный процесс. Четкую дикцию обеспечивает слаженная работа языка, губ и нижней челюсти. Половину слов, к сожалению, мы не слышим, а улавливаем по смыслу, например: превращениевместо предотвращение, реакциявместо редакция.А ведь должны без усилия различать: обсуждение- осуждение, предложение- продолжение, снежная- смежнаяи др. Желательно разрабатывать речевой аппарат, занимаясь дикционными тренировками . Хорошим помощником в этом являются чистоговорки и скороговорки. Научитесь, например, произносить от топота копыт пыль по полюлетити около кола - колоколамедленно, выговаривая каждый звук, разъясняя, выделяя слова пыль, колокола;затем прочитайте уточняя, выделяя от топота копыти около кола.Когда убедитесь в четкости произношения каждого звука, ускорьте темп, сохраняя при этом четкость дикции и смысл скороговорок. Научившись читать быстро, переходите к медленному темпу и опять к быстрому. Помните, что чем быстрее речь, тем более чистой должна быть дикция. Помимо упражнений, необходимо следить за своей повседневной бытовой речью; старайтесь не говорить не переводя дыхания, не напрягать мышц гортани; выговаривайте звуки четко и ясно. Только привыкнув к этому в обычном общении, возможно перенести навыки на судебную трибуну.
Темп речи
Очень важно для судебного оратора соблюдение темпа речи, т.е. скорости произнесения речевых элементов. «Какая речь лучше, быстрая или медленная? - спрашивает П.С.Пороховщиков и отвечает: Ни та, ни другая; хороша только естественная, обычная скорость произношения, то есть такая, которая соответствует содержанию речи, и естественное напряжение голоса. У нас на суде почти без исключения преобладают печальные крайности; одни говорят со скоростью тысячи слов в минуту, другие мучительно ищут их или выжимают из себя звуки с таким усилием, как если бы их душили…» Далее приводит пример: «Обвинитель напомнил присяжным последние слова раненого юноши: «Что я ему сделал? за что он меня убил?» Он сказал это скороговоркой.- Надо было сказать так, чтобы присяжные услышали умирающего».
Темп речи зависит от содержания высказывания, от индивидуальных особенностей говорящего и его эмоционального настроя. Чаще всего судебные ораторы произносят речь с внутренним подъемом, в состоянии эмоционального напряжения, что проявляется в несколько убыстренном темпе выступления. Однако следует помнить, что слишком быстрый темп не позволяет усвоить всю выдаваемую информацию. А слишком медленная речь утомляет суд; при слишком медленном темпе создается впечатление, что речь оратора затруднена из-за слабого знания материалов дела, из-за отсутствия доказательств. Медленная речь, как правило, оставляет судей равнодушными к предмету обсуждения.
Если даже речь будет произнесена в оптимальном темпе (что составляет примерно 120 слов в минуту), но без изменения его, то она все равно воспринимается с трудом, так как невозможно говорить о разных предметах (например, изложение обстоятельств дела и оценка действий подсудимого, изложение данных акта судебно-медицинской экспертизы и характеристика личности подсудимого) в одном и том же темпе. Анализируя материалы дела, судебный оратор рассуждает об истинности или ложности определенных доказательств, аргументирует, опровергает, делает выводы. Кроме того, почти в каждой судебной речи имеются так называемые общие места, в которых прокурор и адвокат ставят и разрешают моральные вопросы. Естественно, что все эти структурные части не могут быть произнесены в одном темпе. Наиболее важные из них произносятся в несколько замедленном темпе, чем подчеркивается значительность мыслей, их весомость, так как замедленный темп высвечивает мысль, подчеркивает ее, позволяет остановить на ней внимание. Менее важные части произносятся несколько быстрее, легче; эмоциональная оценка каких-либо явлений также дается в несколько убыстренном темпе.
Речь прокурора воспринимается лучше, когда она произносится уверенно, неспешно, убедительно, и итог - объективность выводов.
Судебному оратору необходимо владеть и замедленным, «увесистым», авторитетным словом, и четкой, ясной по дикции скороговоркой. Очень важно для юристов вырабатывать речевой слух, умение слышать звучание своей речи и оценивать ее. Это позволяет чувствовать темп и управлять им, а значит, помогает суду легко понять мысли оратора.
Мелодический рисунок речи
«Остерегайтесь говорить ручейком, - советовал П.С. Пороховщиков, - вода струится, журчит, лепечет и скользит по мозгам слушателей, не оставляя в них следа. Чтобы избежать утомительного однообразия, надо составить речь в таком порядке, чтобы каждый переход от одного раздела к другому требовал перемены интонации».
Действительно, выразительность звучания судебной речи в значительной степени создается интонационным богатством. Интонацией называется тональная окраска слов, последовательность тонов, различающихся по высоте, тембру, темпу. Тон - это высота звука, определяемая частотой звуковых колебаний; это высота звучания человеческого голоса. Тембр - природная звуковая окрашенность голоса, которая у каждого человека своя, неповторимая. Но тембр меняется в зависимости от физического и морального состояния оратора, от его отношения к собеседникам, к предмету речи.
Интонация является своеобразным музыкальным оформлением судебного выступления, повышает его экспрессивность и воздейственность. Большое значение интонационному рисунку судебной речи придавал П.С. Пороховщиков. «Неверно взятый тон может погубить целую речь или испортить ее отдельные части, - пишет он и приводит пример из речи С.А. Андреевского по делу братьев Келеш. - Помните вы этот бесподобный отрывок: «Тихонько и тихонько работа внутри кладовой продолжается… Вот уже дыму столько, что его тянет наружу; потянулись струйки через оконные щели на воздух, стали бродить над двором фабрики, потянулись за ветром на соседний двор…» Самые слова указывают и силу голоса, и тон, и меру времени. Как вы прочтете это? Так же, как «Осада! приступ! злые волны, как воры, лезут в окна…», как «Полтавский бой» или так, как «Простишь ли мне ревнивые мечты?»? Не думаю, чтобы это удалось вам. А нашим ораторам удается вполне; сейчас увидите.
Прочтите следующие слова, подумайте минуту и повторите их вслух: «Любовь не только верит, любовь верит слепо; любовь будет обманывать себя, когда уже верить нельзя…» А теперь догадайтесь, как были произнесены эти слова защитником. Угадать нельзя, и я скажу вам: громовымголосом».
С помощью изменения тона создается мелодический рисунок речи. Прочитайте, например, вслух следующий текст: «Прошу вас, уважаемые присяжные заседатели, обратить внимание на один знаменательный факт. Из 600 долларов США, полученных Ромахом от Капустиной, он потратил всего 100 долларов. И знаете на что? Он приобрел себе бронежилет, в котором приехал в ГУВД МО. Дальше события развертывались, как в детективе» [172. С. 364]. Сколько здесь интонационных переходов! Уважительным тоном, несколько размеренно произносятся слова Прошу вас, уважаемые присяжные заседатели.Повышением тона и несколько замедленным темпом отмечено словосочетание знаменательный факт.Переход из одной тональности в другую наблюдается при произнесении вопросительного предложения И знаете на что?Психологическая, интригующая пауза после него также повышает интерес и внимание к речи оратора. Впечатление такое, что прокурор беседует с присяжными заседателями, объясняет им факты, включает их в свои рассуждения. Это очень важно. Вспомните: «Иными должны стать ораторские приемы, логика изложения» [217].
Желательно, чтобы судебный оратор умел придавать речи мелодическое разнообразие. Богатыми интонационными рисунками отличались защитительные речи Ф.Н. Плевако, и это в значительной степени повышало воздействие его речей на присяжных заседателей. «Главная его сила заключалась в интонациях, в подлинной, прямо колдовской заразительности чувства, которыми он умел зажечь слушателя. Поэтому речи его на бумаге и в отдаленной мере не передают их потрясающей силы», - вспоминал В.В. Вересаев. А.Ф. Кони в воспоминаниях о Ф.Н. Плевако писал, что во время произнесения защитительных речей на него «накатывало» вдохновение, его лицо «освещала внутренняя красота, сквозившая то в общем одушевленном выражении, то в доброй, львиной улыбке, то в огне и блеске говорящихглаз. Его движения были неровны и подчас неловки; неладно сидел на нем адвокатский фрак, а пришепетывающий голос шел, казалось, вразрез с его призванием оратора. Но в этом голосе звучали ноты такой силы и страсти, что он захватывал слушателя и покорял его себе». «Гармоническим», по словам А.Ф. Кони, голосом обладал С.А. Андреевский, который говорил «нередко с тонкой и всегда уместной иронией». Сам А.Ф. Кони умел посредством интонации передать тончайшие оттенки мысли и чувства.
К сожалению, некоторые современные судебные ораторы мало заботятся о модуляции голоса, отчего их выступления становятся монотонными, скучными, теряют убедительность, так как речь кажется робкой; думается, что «говорящий сам не уверен в ценности своих слов и верности своих юридических соображений» . Как правило, монотонной, тихо звучащей речь бывает в тех случаях, когда прокурор или адвокат слабо знают материалы дела; от этого они проявляют равнодушие к слушающим, испытывают скованность, которой соответствует интонационная обедненность речи. Оратор говорит вяло, как бы нехотя. В таких речах почти всегда отсутствуют изобразительные средства, для использования которых (например, контраста, риторических вопросов, градации, повторов) говорящему не хватает ни силы голоса, ни навыков.
Каждому выступающему полезно мысленно ставить себя на место судей, которым приходится из процесса в процесс выслушивать монотонные, невыразительные речи. Равнодушный прокурор или адвокат не учитывает того, что модуляция голоса, тембрирование, тон являются важными, с точки зрения психологии, коммуникативными средствами: с их помощью возможно выразить разную степень утверждения, разные оттенки вопроса. Психологами подсчитано, что интонация может нести до 40% информации. Например, оратор, говорящий внушительным тоном, демонстрирует свою напористость, психологически давит на аудиторию. Это одна из уловок в споре. Уловка - любой прием, с помощью которого говорящий пытается облегчить спор для себя и затруднить его для другой стороны.
Это некорректное средство спора. Самоуверенный, решительный, безапелляционный тон способствует внушению. Внушение - это воздействие на волю и сознание человека с целью внушить ему определенные мысли. Рассудительные, убеждающие интонации, эмоциональные реакции обвинителя или защитника помогают судьям обратить внимание на те или иные вопросы, освещаемые оратором.
«Говорить надо громко, ясно, отчетливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убежденность, - советовал А.Ф. Кони, -…следует вообще менять тон - повышать и понижать его в связи со смыслом и значением данной фразы - и даже отдельные слова (логическое ударение). Тон подчеркивает». Логическое ударение выделяет целое слово, наиболее значимое. В высказывании Иванов виновным себя не призналлогическое ударение падает на слова не признал,так как судебному оратору важно выявить отношение Иванова к предъявленному ему обвинению. В высказывании Иванов виновным себя признал частичнологическое ударение выделяет слово частично,так как важно выяснить, как Иванов признался: полностью или частично. В высказывании Сомов совершил преступлениев зависимости от цели высказывания могут быть два варианта постановки логического ударения: если цель - сообщить что-то о Сомове, то выделим слова совершил преступление,если же важно подчеркнуть, кто совершил преступление, логическое ударение сделаем на фамилии. В высказывании Остроумные выходки Урусова иногда кололи очень больнотакже имеются варианты логического ударения: чтобы показать действие остроумных выходок Урусова, выделим слово кололи;чтобы показать степень их воздействия, выделим слова очень больно.
В речи по делу Сарры Мадебадзе П.А. Александров, цитируя записанные в обвинительном акте со слов свидетеля показания одного из обвиняемых «Если не будем хлопотать по нашему делу, если будем сидеть сложа руки, то докажется (окажется) наша вина», замечает: «Тут два смысла, и все зависит от того, над каким словом сделать повышение голоса. «Докажется» наша вина - понятно, что дело идет о действительно совершенном преступлении; повысьте голос над словом «наша» - смысл будет другой: взвалят на нас и окажется наша вина». Таким образом, логическое ударение подчеркивает логическую перспективу высказывания. Но выделять надо только то слово (или слова), в котором заключен смысл высказывания, иначе разрушится его логическая перспектива. Логическое ударение выражается не обязательно усилением звука, нужное слово можно выделить сменой темпа, логическими паузами, повтором. Советский адвокат и теоретик судебной речи В.Д. Гольдинер отмечал, что «разнообразные средства звуковой выразительности - интонация, повышение и понижение голоса - помогают судебному оратору подчеркнуть ту или иную мысль» [59. С. 136]. Вот почему воспитание культуры звучания речи является важным для юристов, выступающих в судебных прениях.
Паузы
Судебному оратору необходимо донести до участников процесса тончайшие смысловые оттенки своей речи. Нужно научиться своевременно делать паузы, которые очень важны, потому что они являются средством смыслового и эмоционального выделения слова или словосочетания. Пауза - это временная остановка звучания, разрывающая поток речи, вызываемая разными причинами и выполняющая различные функции. В потоке устной речи нередко возникают паузы обдумывания, в течение которых говорящий формулирует мысль, находит наиболее нужную форму выражения, подбирает языковые средства. Пауза дает возможность подумать, к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет важным мыслям глубже запасть в сознание слушателей.
В зависимости от функции выделяются паузы логические и психологические. Логические паузы, отделяющие один речевой отрезок от другого, формируют высказывание, помогают уяснить его смысл. Рассмотрим пример: Товарищи судьи// Дело/ по которому/ вам предстоит вынести приговор/ является на мой взгляд/ не совсем обычным.Логически значимыми в высказывании выступают слова является на мой взгляд/ не совсем обычным,они отделены логической паузой. Логический центр в них - не совсем обычным,он помещается в конце высказывания и также отделяется логической паузой. В примере Особенно неприятно/ наблюдать/ когда за такие преступления/ на скамье подсудимых оказываются/ молодые люди/ только что переступившие порог совершеннолетиялогические паузы выстраивают перспективу высказывания. Они делят фразу на логические сегменты, наиболее значимый из которых стоит в конце высказывания: на скамье подсудимых оказываются/ молодые людии т.д. Логический центр только что перешагнувшие порог совершеннолетиятакже отделяется логической паузой. Логические паузы, как видим из примеров, возникают внутри высказываний, между высказываниями; паузами оформляется переход от одной мысли к другой. Они позволяют более точно оформлять течение мысли, подчеркивать важные моменты, важные слова, сосредоточивать на них внимание, повышают целенаправленное восприятие речи.
Психологические паузы позволяют привлечь внимание к наиболее важной, наиболее значимой части высказывания. Они, по точному определению К.С. Станиславского, «дают жизнь» высказыванию. Они подчеркивают эмоциональные моменты, создают определенный эмоциональный настрой, усиливают психологическое воздействие речи. «Там, где, казалось бы, логически и грамматически невозможно сделать остановки, там ее смело вводит психологическая пауза». Важны психологические паузы в таких композиционных частях, как «Изложение обстоятельств дела», «Характеристика личности подсудимого», «Причины, способствовавшие совершению преступления». В примере Скоро/ очень скоро/ вы удалитесь в совещательную комнату/ длятого // чтобы постановить приговоррассчитанные, умело выдержанные паузы, особенно после слов в совещательную комнату,сосредоточивают внимание подсудимых и всех находящихся в зале, заставляют задуматься о судьбе молодых людей, сидящих на скамье подсудимых. Даже говоря о квалификации преступления или о мере наказания, оратор может с большим эффектом и эффективностью использовать психологические паузы: С учетом тяжести/ совершенного преступления/ личности подсудимого/ я прошу определить меру наказания/ сроком//… Паузы после слов с учетом тяжести совершенного преступления,после слов меру наказанияи сроком- это логические паузы: они делят высказывание на логические сегменты и оформляют перспективу высказывания; однако если одну из пауз задержать на пять-шесть секунд, она станет в большей степени психологической, так как до предела мобилизует внимание подсудимого и присутствующих в зале суда граждан, создаст эффект ожидания, подсудимого заставит по-настоящему понять то, что он совершил. И если оратор глубоко и объективно проанализировал обстоятельства дела, дал правильную правовую и заслуженную моральную оценку совершенного деяния, зал согласится с мнением оратора.
Особенно важна с точки зрения психологии начальная пауза, во время которой аудитория знакомится с оратором, настраивается на него. Теоретики ораторского искусства советуют не начинать речь немедленно, а сделать паузу в 10-15 секунд, в течение которой оратор устанавливает зрительный контакт с аудиторией. Подобное поведение судебного оратора, поднявшегося для произнесения речи, может показаться несколько неуместным, так как зрительный контакт с аудиторией установлен уже в продолжение судебного следствия, к тому же судебная речь обращена прежде всего к суду, к присяжным заседателям. Поэтому начальную паузу скорее всего следует сделать после обращения Ваша честь, господа присяжные заседатели, уважаемый суд, уважаемые присяжные заседатели,и она покажет неравнодушие судебного оратора к данному делу и его волнение и активизирует внимание слушателей. Начальная пауза окажет еще большее психологическое воздействие, если после нее оратор негромко, в несколько замедленном темпе начнет говорить об особенностях данного дела или о трудности задачи, стоящей перед ним в данном процессе. Это придаст его словам весомость. Однако не следует злоупотреблять паузами, так как от этого речь становится отрывистой, создает впечатление плохой подготовленности оратора к ее произнесению.
Роль интонационно-выразительных средств в речи судебного оратора показал А.П. Чехов в рассказе «Сильные ощущения», где молодой человек, влюбленный в свою невесту, под влиянием экспрессивной речи своего друга-адвоката писал ей отказ :
«…- Я тебе говорю: достаточно мне десяти - двадцати минут, чтобы ты сел за этот самый стол и написал отказ своей невесте.
И адвокат заговорил о недостатках моей невесты. Теперь я отлично понимаю, что это говорил он вообще о женщинах, об их слабых сторонах вообще, мне же тогда казалось, что он говорит только о Наташе. Он восторгался вздернутым носом, вскрикиваниями, визгливым смехом, жеманством, именно всем тем, что мне так в ней не нравилось. Все это, по его мнению, было бесконечно мило, грациозно, женственно. Незаметно для меня он скоро с восторженного тона перешел на отечески назидательный, потом на легкий, презрительный… Приятель говорил не новое, давно уже всем известное, и весь яд был не в том, что он говорил, а в анафемской форме. То есть черт знает, какая форма! Слушая его тогда, я убедился, что одно и то же слово имеет тысячу значений и оттенков, смотря по тому, как оно произносится, по форме, какая придается фразе. Конечно, я не могу передать вам ни этого тона, ни формы, скажу только, что, слушая приятеля, я возмущался, негодовал, презирал вместе с ним…
Хотите, верьте, хотите - нет, но в конце концов я сидел за столом и писал своей невесте отказ…»
2. Произношение
Одним из важных показателей речевой культуры судебного оратора, необходимым условием ясности и доходчивости речи является литературное произношение, отражающее бережное отношение к слову.
Хотя полной унификации литературного произношения нет и существуют произносительные варианты, связанные с территориальными признаками или имеющие стилистическую окраску, в целом современные орфоэпические нормы представляют собою последовательную совершенствующуюся систему.
Разберем те правила произношения (орфоэпические нормы), которые имеют значение в речевой практике судебного оратора: произношение безударных гласных, твердых и мягких согласных, сочетаний согласных.
Произношение гласных
1. Нам приходится иногда слышать поблекнуть - поблёкнуть, современный - современный.Подобные явления - результат длительного, сложного перехода эв опод ударением после мягких согласных. В настоящее время с опод ударением произносятся слова: звёздный - з[в'о]здный , запечатленный, коленопреклонённый, поднёсший, перекрёстный, разношёрстный, поблёкший, отёкший, раскалённый, белёсый.Наряду с этим является нормативным произношение э: атлет- ат[ л'э]т, афера, валежник, истекший, опека, современный, оседлый, отцветший, акушер.Слова желчь, маневримеют варианты произношения: [жэ]лчь - [жо]лчь, ма[н'э]вр - ма[н'о]вр.Произношение эобъясняется влиянием правописания, а также однокоренных форм, напр.: опекать, отцвести, оседать, желчегонноеи др.
2. Гласные аи ов неударных слогах, кроме первого предударного, редуцируются, т.е. произносятся неполным голосом и менее отчетливо, чем под ударением, например, [пъпра]сил - попросил, ра[дъ]сть- радость.В первом предударном слоге аи опроизносятся как краткий а,т.е. его артикуляция менее продолжительна, чем артикуляция ударного, сравните: [за]бава, [ка]стюм, [на]жом, [ра]нение.Не следует произносить в первом предударном слоге ывместо а и о,так как могут возникнуть ненужные ассоциации: [мы]шинная работа (машинная работа). Аи ов начале слова произносятся как а. [а]блава, [а]пределение, [а]ткрывать, [а]пекун, [а]перация.
В словах иноязычного происхождения а я опроизносятся так же, как и в словах исконно русских: [ба]кал, [бъта]рея - батарея, [къ]ридор - коридор.Заимствованные слова с безударным о,такие, как роман, концерт, поэт, бокал, поэма,еще в начале XX в. произносились с о,однако под влиянием аканья, характерного для русского языка, нормативным стало произношение а.Безударное ов них произносится в торжественной речи. Устойчивое произношение с безударным осохраняют лишь некоторые слова, напр.: коллеги, оазис, боа.
3. Апосле твердых согласных ж,до, цв первом предударном слоге произносится как несколько ослабленный звук а: [ша]татъся, [ца]рапать.Произношение звука ыв этом положении устарело. Только в отдельных словах может произноситься ы,близкий к э:[жыэ]леть, к со[жыэ]лению, ло[шыэ]дей.Произношение жа, тав этих словах является неправильным.
В других безударных слогах после твердых согласных и цпроизносится редуцированный ъ: [шъ]ловливый (шаловливый), [Шаповалов (Шаповалов).После мягких шипящих чи щв первом предударном слоге на месте апроизносится звук, средний между ии е: [щие]дить- щадить, [ч'ие]сы- часы, по[ч'ие]стям- по частям.Произношение аи ив подобных случаях устарело. В остальных безударных слогах на месте апосле нищпроизносится редуцированный звук, напоминающий краткий и: [чь]совщик.
4. Аи яв безударных окончаниях глаголов 2-го спряжения 3-го лица множественного числа произносятся так же, как и в других случаях после ударения, с редуцированным ъи ь: про[с'т]- просят, дер[жът]- держат, го[пьт] - гонят, ды[шът]- дышат.Произношение этих окончаний как -ут, -ют,соответствующее старой московской традиции, вышло из употребления.
5. Еи япосле мягких согласных в первом слоге перед ударением произносятся как звук, средний между и и е.Значит, менять, истязать, вести, поврежденияпроизносятся так: [мие]нять, ис[тие]зать, [вие]сти, по[рие]ждения.Отчетливое произношение ив этих случаях считается нелитературным.
6. Ев первом предударном слоге после ж, ш, цпроизносится как звук, средний между ыи э: [жыэ]на - жена, [цыэ]на- цена, о[цыэ]нить, [жыэ]стокий.Недопустимо в этом случае произносить отчетливо ы.В остальных предударных слогах после твердых согласных ж, ш, цпроизносится редуцированный ъ: [шъ]потком- шепотком, [цъ]ремониал - церемониал, [жъ]лоба- желоба.
7. И вначале слова, стоящего в потоке речи после предлога или слова, окончивающегося согласным звуком, произносится как ы: в[ы]зобилии- в изобилии, с[ы]спытаниями- с испытаниями, простым [ы]сполнителем - простым исполнителем.В середине сложных слов на стыке согласного и ипроизносится ы: лит[ы]здат, спор[ы]гра - спор, игра.
8. В окончаниях -ый, -ийприлагательных и причастий ыи ипроизносятся в соответствии с написанием: преступный, ранний, несовершеннолетний.Вариант произношения в этом случае редуцированного о[ъ]и редуцированного е[ъ]: ран[ньй], преступ[нъй]- менее принят.
В окончаниях прилагательных на -гий, -кий, -хийтипа хулиганский, легкий, тихий, пегийпроизношение ыне соответствует литературной норме.
Произношение согласных
1. Звук гв русском языке взрывной: гордость, глубокий.Фрикативный звук (обозначим его латинской буквой Л) сохраняется в междометиях a[h]а, [h] осподи,в слове бу[h] алтер,в словах церковного происхождения бо[h] а, бо[h] атство.В окончании родительного падежа единственного числа имен прилагательных, причастий, местоимений и порядковых числительных гпроизносится как в: доброго, исправительного,точно так же в словах сегодня, итого: се[в]одня, ито[в]о.
Гпроизносится как хв именительном падеже единственного числа слова бог- бо[х],а также в словах легкий, мягкий: ле[х]кий, мя[х]кий.
2.Согласные в конце приставок перед разделительным ъпроизносятся твердо: по[дъ]ем, о[бъ]яснение, о[тъ]езд;мягкое произношение согласного в подобных случаях устарело.
Перед разделительным ьвсе согласные, кроме жи ш,произносятся мягко: [бь]ет, [пь]ют, се[мь]я.
3. Согласные с, з, нобычно произносятся мягко перед мягкими д, з, н, с, т,особенно внутри корня, а также на стыке корня и суффикса: ко[с'т']и, по[сст’]епенно, пре[с’т’]иж, [з’д’]есь, зо[н’т’]ик.Согласный нсмягчается и перед ч, щ: же[н’щ’]ина, зако[н’ч’]ить, по[нсч']ик.
4. В старом московском произношении твердые согласные, оказавшись перед мягким к,чаще всего звучали мягко: тря[п'к']ии спра[фк']и.Сейчас такое произношение приобрело просторечный оттенок. Твердые б, в, м, п, фсохраняют твердость перед мягкими губными: [вб’]ивать, са[пф']ир, о[бм']ереть, о[бв']инить,а также перед г, к, х: рю[мк']и, та[пк']и.
Однако нелитературным считается твердое произношение губных согласных и нв глаголах повелительного наклонения (по-ста[ф]те, засы[п)те, подви[н]теи т.д.) и в числительных: се[м]десят.Нормативным является мягкое произношение: поста[ф’]те, за-сы[п']те, подви[н']те, се[м’]десят.
5. Звук рперед мягкими согласными не смягчается, остается твердым и перед г, к, х: оскве[рн']ение, утве[рд']ить,в пу\рг']е, ве[рф'].
6. В русских и заимствованных словах перед гласным епроизносится мягкий согласный звук: [те]мп, пыо[не]р, аг[ре]ссор, ши[не]ль, [те]рмин, ака[де]мия, конг[ре]сс, де[фе]кт, кон[те]кст, [ре]йс, брю[не]т, [се]ссия, [де]када, [де]градация, аква[ре]ль, [де]фис.Произношение этих слов с твердыми согласными, как ши[нэ]ль, ака[дэ]мия, [сэ]ссия,является неестественным, нарушает орфоэпическую норму. Вместе с тем некоторые термины, книжные слова произносятся с твердым согласным: а[дэ]кватно, а[тэ]лье, а[нэс-тэ]зия,[дэ]понировать, ан[ тэ]нна, [тэндэ]тхпя,анти[сэ]птика, то[ ннэ]ль, стюар[ дэ]сса, ти[ ре], апар[ тэ]ид, про[тэжэ],ар[ тэ]рия, [ кэ]мпинг, [дэ]-факто, [дэ]-ю[рэ]. Некоторые слова, обозначающие бытовые явления, предметы, также произносятся с твердым согласным: [тэ]рмос, бу[тэ]рброд, бифш[тэ]кс.Слова дендрарий, стратегия, дельта, интервал, интеграл, тезисимеют твердый и мягкий варианты произношения.
7. В суффиксе -измсогласный зпроизносится твердо: профессионализм, реализм, романтизм.Мягкое произношение з'м- нелитературное.
8. Отчетливо, как долгий звук, должны звучать двойные согласные, так как выпадение одного из них может изменить смысл слова: ввоз- воз, вводная - водная, труппа - трупа, из здания- издание.Тенденция к упрощению двойного согласного - в предударном слоге корня слова, например: акорд (аккорд), граматика (грамматика), субота (суббота),и в конце слова ( метал, грам - металл, грамм),а также перед согласными: групка (группка).
9. Возвратный суффикс -ся (-сь)в глаголах и деепричастиях произносится мягко, в соответствии с написанием: готовился, научился.Твердое произношение встречается в речи представителей старшего поколения. Однако после с (з)и сейчас суффикс -сяпроизносится твердо: не[ссъ]- несся, распол[ссъ] - расползся.
Произношение сочетаний
1. Сочетание чнпроизносится так, как пишется: поточный, сердечный, раздаточный, съемочная.Если в конце XIX - начале XX в. многие слова произносились с шн (було[шн]ая, сливо[шн]ое, мо-ло[шн]ик, брусни[шн]ик, беспорядо[шн]ый, взято[шн]ик),то в настоящее время такое произношение воспринимается как устаревшее. Сочетание шнпроизносится в немногих словах: коне[шн]о, ску[шн]о, деви[шн]ик, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, праче[шн]ая, пустя[шн]ый, наро[шн]о,а также в отчествах женщин: Ильини[шн]а, Кузьмини[шн]а, Никити[шн]а, Савви[шн]а, Фомини[шн]а.Слово горчичникимеет варианты произношения: чни шн.Орфографическое произношение преобладает и у сочетания чт: чтение, почта, почтение, учти, мачта, сочтемся, чтить, почтии др. Однако в словах что, чтобытрадиционно произносится шт.
2.Сочетания сш, зшпроизносятся как шш: [шш]ил - сшил, вле[шш]ий - влезший, бе[шш]умно - бесшумно.
Зшобычно произносится как жьжь: прие[ж'ж']ать - приезжать, по[ж'ж']е- позже,но это же сочетание произносится твердо, если звходит в приставку, а ж -в корень слова: и[жж]ога- изжога, и[жж]арить - изжарить, ра[жж]игать - разжигать.
Сочетания зжи жжвнутри корня произносятся как мягкий долгий ж: дро[ж'ж']и, брю[ж'ж']ать, по[ж'ж']е.Сочетания зж, ежна стыке приставки и корня произносятся как долгое твердое ж: ра[жжы]жена- разжижена, ра[жжэ]чь- разжечь, [жжэ]чь - сжечь.
3. В сочетаниях здн, стн, стл, рдцсредний звук не произносится (так называемые непроизносимые согласные): по[зн]о - поздно, изве[сн]ый - известный, сча[сл]ивый - счастливый, се[рц]е - сердце.
В словах солнце, здравствуйте не произносятся звуки л, первый в: со[нц]е, здра[ств]уйте.
Сочетания -тся, -тъеяв глаголах 3-го лица и неопределенной формы произносятся как -цца: собирае[цца]- собирается, собира[цца] - собираться, обвиняе[цца], признаё[цца].
4. Женские отчества от имен на -ей (Алексей, Андрей, Сергей)произносятся стяженно, т.е. вместо -еевназвучит -евна: Алекс[евн]а, Андр[евн]а.Отчества же от более редких имен (Авдей, Евсей, Елисей, Корней, Пантелей, Фаддей)произносятся без стяжения: Авдеевна, Евсеевнаи т.д. Отчество Николаевнапроизносится стяженно: Никол[авн]а,а менее распространенное Ермолаевнапроизносится без стяжения.
Следует помнить, что неправильное произношение свидетельствует о низкой речевой культуре оратора.
3. Благозвучие
Благозвучие речи, или эвфония (греч. euphonia - из ей - хорошо + phonia - звук), связано с эстетической оценкой звуков русского языка и предполагает сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха.
Благозвучные и неблагозвучные звуки
В русском языке звуки воспринимаются как эстетические и неэстетические, ассоциируются с понятиями «грубые» ( хам, хрыч)- «нежные» (мама, милая, лилия, любовь);«тихие» (тихий, шепот, писк) -«громкие» (кричит, зовет, ревет).Гласные звуки, сонорные л, м, н,р,а также звонкие согласные считаются музыкальными, они придают речи красоту звучания. Вслушайтесь в слова: плавно, звонкий, говор.Прочитайте вслух и прислушайтесь, какую строгость придают речи адвоката звуки ри р': Приговор не может быть построен на предположениях.Звуки ж, ш, щи сочетания жд, вш, ющотносятся к неблагозвучным, и их повторение в речи нежелательно.
Прочитайте приведенный ниже текст и убедитесь в этом сами: «Я полагаю, что когда вы представите себе этого подсудимого…, идущегобез всякой цели… затем совершающего убийство… и спокойно переменяющего белье, вытирающего руки и выбирающего имущество…; когда вы представите себе этого человека, рассчитанно запирающего дверь, уходящего и, наконец, гуляющего и пьянствующего…, то, я думаю, вы признаете, что у такого человека мысль о преступлении явилась не случайно…». С другой стороны, это хороший изобразительный прием: повторение шипящих звуков нагнетает удручающее состояние, подчеркивает его.
Причины неблагозвучия
В русском языке сочетание согласных подчиняется законам благозвучия. Все, что затрудняет артикуляцию, создает неблагозвучие, например, частотность сочетаний взгр, вздр, встр.Еще М.В. Ломоносов советовал: «остерегаться… слова… друг подле друга ставить, из которых первое на много согласных литер кончится, а другое многими согласными литерами начинается, для того, что ими в произношении язык весьма запинается и речь падает негладко, например: всех чувств взор есть благороднее».Трудны для произношения фамилии Стржельчик, Смчакова, Прцклава, Ястржембский, Стрджан, Брчакова, Мкртчян.
Скопление одинаковых согласных также снижает благозвучие речи, создает однообразие. Неблагозвучным является высказывание, построенное прокурором: Свидетель Свиридов в своих показаниях/ подтвердил фактически/ факт фальсификации/ продуктов/ продавцом Смышляевой.Или: После всех многочисленных, каждодневных издевательств, страданий мстить стало его страстным стремлением.Или: Запасы боеприпасов представляют постоянную опасность.
Неблагозвучным и не характерным для русского языка является и так называемое зияние, т.е. сочетание двух-трех гласных: слово о обновлении, Аракнаа, Уодай, Уотчаа.Поэтому некоторые заимствованные слова претерпевают фонетические изменения в соответствии с законами русского языка: Иоанн - Иван.
Неблагозвучие речи вызывает и повторение некоторых гласных, как и-о-и-ов примере, приведенном П.С. Пороховщиковым: «Многие наши ораторы, закончив определенный период, не могут перейти к следующему иначе, как томительными, невыносимыми словами: и вот.Прислушайтесь к созвучию гласных в этом выражении, читатель. И это глупое выражение повторяется почти в каждом процессе с обеих сторон: «И вот поддельный документ пускается в обращение», «И вот у следственной власти возникает подозрение». Неблагозвучие могут создавать и некоторые аббревиатуры: ДЮСШ- добровольная юношеская спортивная школа, ЭОАСТР- экспедиционный отряд аварийно-спасательных технических работ.
Бывают случаи, когда одинаковые слоги стоящих рядом слов образуют новое слово, совершенно неожиданное для самого автора, напр.: Ради смеха Хахуров/ решил понимаете/ попугать Зайко ножом.Или: Он же ребенок! Или: Он писал стихи, хитроумно подбирая рифмы, ловко жонглируя пустыми словами.
Выпадение согласных (например, кажецавместо кажется, военыйвместо военный, не одамвместо не отдам),а также исчезновение целых слогов (че-еквместо человек, та-ащивместо товарищи, со-ршенновместо совершенно)делает речь неразборчивой, неэстетичной, хотя в разговорной речи подобные явления оправданы законом экономии речевых средств. Сравните: тыщавместо тысяча, Сан Санычвместо Александр Александрович.
Непроизвольная ритмизация, а также случайная, неуместная рифма являются недостатком речи, вызывают неблагозвучие: Товарищи судьи // Продолжительность процесса/ длится несколько часов.Или: Я думаю товарищи судьи / что процесс этот будет хорошим уроком.Или: Бремя на время свалилось с плеч.
Благозвучие - одно из необходимых качеств хорошей речи , обязательное требование культуры речи, так как затрудненная артикуляция, неоправданное повторение одинаковых сочетаний звуков мешают восприятию материала.
4. Ударение
Важным элементом звуковой организации речи является соблюдение акцентологических норм, связанных с постановкой ударения в слове. «Словесное ударение, - пишет З.В. Савкова, - оформляет слово. Оно цементирует его, стягивает звуки и слоги в единое целое - слово, не давая ему распасться» [196. С. 12]. Действительно, основной функцией словесного ударения является фонетическое объединение слова, выделение слова в речи. Кроме того, ударение играет роль смыслоразличительного средства: п или - пил и, тр усит - трус ит, з амок- зам ок, п ора- пор а.
Подвижное ударение
Ударение в русском языке свободное, не фиксированное на определенном слоге; оно может падать на приставку (в ыполнил, н абело),на корень слова (п ишет, пригов ор, расск аз),на суффикс (осужд ённый, долженствов ание),на окончание: земл я, судь я, голов а.К тому же оно подвижное, т.е. может менять место при изменении формы слова: вод а- в оды, с удьи - суд ей, огов ор- оговор ить, эксперим ент- эксперимент ироватьи др. Кроме того, некоторые слова имеют варианты в постановке ударения, напр.: отл итыйи отлитый, з алитыйи зал итый, тату ированныйи татуир ованный, обжит ой - обж итый, дочист а- д очиста, облили обл ил, род ился- родилс я, недв ижимый и недвиж имый, лавр овый - л авровый; возбуд ишь,допустимо возб удишь; н ажитый,допустимо нажит ой, наж итый; мышл ение,допустимо м ышление; мастерск и,допустимо м астерски; килогр аммовый,допустимо килограмм овый; инд устрия,допустимо индустр ия; д опитый,допустимо доп итый; хв оя,допустимо хво я; х оленый,допустимо хол еный; угл я,допустимо угля; ум ерший,допустимо умерший; разряж ённый,допустимо разр яженный; прин удить,допустимо принуд ить; симметр ия,допустимо симм етрия; рж аветь,допустимо ржав еть; б аржа,допустимо барж а; рак урс,допустимо р акурс; диоптр ия,допустимо ди оптрия; п етля,допустимо петл я; настор оженный,допустимо насторож ённый.Некоторые из вариантов воспринимаются как устаревшие: норма - укра инский; укр аинский- устар.; норма - фл анговый; фланг овый- устар.; норма - блок ировать; блокиров ать- устар. Колебания в постановке ударения - это неизбежное, объективное явление, связанное с развитием акцентологической нормы.
В современном языке нередки колебания в постановке ударения в некоторых прилагательных. Можно услышать, например, зап асный, гром овый, жест яный, зав одский, борт овыйи: запасн ой, громов ой, жестян ой, заводск ой, бортов ой.Словари XIX в. давали как норму варианты зав одский, зап асный.Новое ударение на конце слова появилось в начале XX в. в разговорной речи. Но в 1952 г. в Большой Советской Энциклопедии указывалось: заводск ой комитет.В настоящее время ударение на корне слова является устаревшим, нормативное ударение - на окончании. Словарь ударений рекомендует запасн ой(но зап асный выход).Колебания в ударении у некоторых прилагательных связаны с различием в семантике этих слов: подвижн ой -способный перемещаться, подв ижный -отличающийся легкостью, быстротой движений; чудн ой -странный, вызывающий недоумение; ч удный -исполненный очарования; языков ой -имеющий отношение к языковым средствам, явлениям; язык овый -имеющий отношение к органу в ротовой полости: язык овая колбаса.
Нарушения в постановке ударения
На постановку ударения оказывают влияние территориальные и социально-профессиональные диалекты. Так, шахтеры произносят р удниквместо рудн ик,медики - алкогольвместо алк оголь.Влиянием диалектов объясняется ударение в следующих примерах: случ айвместо сл учай, р еменьвместо рем ень, р одитсявместо род ится, хозяев авместо хоз яева, бр алавместо брал а, весел овместо в еселои др. Разговорными являются варианты полшаг а(вместо полш ага), д обытые(надо: доб ытые).
Юристы, к сожалению, также довольно часто нарушают акцентологические нормы, произнося экспертвместо эксп ерт, дактилоскоп иявместо дактилоск опия, ос ужденвместо осужд ён, возб ужденовместо возбужден о, д обытые доказательстваи некоторые другие. Но то, что допустимо в речи шахтеров, непозволительно в правовой сфере общения, нетерпимо в правовой сфере, статус которой слишком высок и ответствен.
Нарушение акцентологических норм (например: агентвместо аг ент, п оимкавместо по имка, кв арталвместо кварт ал, средств авместо ср едства, язык овыйвместо языков ой, ходат айствовместо ход атайство, красив еевместо крас ивее)отвлекает от содержания речи, судьи и присутствующие в зале суда граждане начинают думать об ораторе. «Неправильное ударение, - писал П.С. Пороховщиков, - так же оскорбительно для слуха, как неупотребительное или искаженное слово».
Некоторые акцентологические нормы
Приведем слова, постановка ударения в которых вызывает затруднения: щ ёлкать(не щелк ать), эпил епсия, шоф ёр, ув едомить, звон ишь, стол яр(не ст оляр), приобрет ение, собол езнование, р ефери, кл еить, повтор ённый, алфав ит, диал ог, катал ог, парт ер, намерение, лоск ут(не л оскут), искра, кружев а(не кр ужева), кварт ал(не кв артал), к амбала(не камбал а), испов едание(не исповед ание), изобрет ение, балов аться, бал ованный, бо язнь, бомбардиров ать, вмен ишь в вину.
В кратких прилагательных и причастиях ударение подвижное: в прилагательных женского рода оно падает на окончание: узк а, близк а, нужд а, тих а, прав а, начат а;в прилагательных и причастиях мужского и среднего рода - на основу: узок, бл изок, н ачат, узко, бл изко, н ачато;в формах множественного числа - на основу, допустимо на окончание: узкии узк и, бл изкии близк и, ч уждыи чужд ы, в ерны - верн ы, н ачаты, пр авы.В приставочных глаголах (например: понять, продать, пролить, прожить)мужского рода ударение ставится на приставку: п онял, пр одал, пр олил, в ыжил;в глаголах женского рода - на окончание: понял а, продал а, пролил а, прожил и;в глаголах множественного числа - на приставку: п оняли, пр одали, пр олили, в ыжили.
Сложные слова, состоящие из двух корней, имеют два ударения: глубок оуваж аемый, н оворождённый, мн огообр азный, пятн адцатил етний, девят иэт ажный, во енносл ужащий, высок оквалифиц ированныйи др.
В случае затруднения в постановке ударения вам помогут словари (см. литературу).
Не забывайте, что ясно и четко звучащая речь оказывает рациональное и эмоциональное воздействие на суд и присутствующих в зале суда граждан.
Лингвистические термины
Аббревиатура- сложносокращенное слово, образованное из начальных букв, звуков или частей слов: УПК РФ, РОВД, НТК.
Артикуляция- движение произносительных органов во время речи.
Диалект- разновидность общенародного языка, употребляемая людьми, связанными одной территорией, социальной или профессиональной общностью.
Заимствованные слова- освоенные русским языком иноязычные слова.
Коммуникация- передача и прием мыслей об объектах действительности.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое техника речи? Зачем юристу надо владеть ею? 2. Какими качествами должен обладать голос оратора? 3. Что такое дикция? Какие качества придает она речи? 4. Что такое интонация? Какова ее роль в произнесении судебной речи? 5. Как вы поняли логическое ударение? 6. Каково значение пауз в организации звучащей речи? 7. Чем объясняются трудности в произношении е и опод ударением после мягких согласных? 8. Как произносятся согласные перед гласным ев иноязычных словах? 9. Что вы знаете о произношении сочетаний чн, чт?10. Что такое благозвучие? 11. Какие звуки и сочетания звуков считаются в русском языке неблагозвучными? 12. Какие явления могут создавать неблагозвучие? 13. Каковы особенности постановки ударения в русском языке? 14. Какие средства техники речи оказывают психологическое влияние на аудиторию? Какие из них содействуют убедительности речи?
Примерный план практического занятия
Теоретическая часть
1. Культура произношения. Значение звуковой организации речи.
2. Интонационно-выразительные средства речи.
3. Стилистические и этические недочеты в звуковой организации речи.
Практическая часть
Задание 1. Проследите, как в речи представителя гражданского истца Савельевой ведется анализ доказательств, какие средства техники речи помогают дать оценку действиям ответчика (см. Приложение 1).
Задание 2. Прочитайте каждую скороговорку вслух по пять-шесть раз в медленном темпе, отчетливо выговаривая каждый звук; затем читайте, убыстряя темп, и опять замедляйте темп. Следите за дикцией и произношением звуков в соответствии с орфоэпическими нормами.
1. Два щенка - щекой к щеке - щиплют щетку в уголке. 2. Косой козел. 3. Купи кипу пик. 4. Не любила Мила мыло, мама Милу мылом мыла. 5. Ты нас, мама, не ищи, ищем мы щавель на щи. 6. Если щи хороши, другой пищи не ищи. 7. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. 8. Степка, хочешь щец? 9. Дробью по перепелам да по тетеревам. 10. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку. 11. Расскажите про покупки. - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки свои. 12. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет - Лавру на Фрола наврет. 13. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать; надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. 14. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке. 15. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола рубили дрова, рубили дрова приговаривая: «Рубитесь, дрова, пока мокра трава, пока мокра трава, рубитесь, дрова». 16. Чешуя у щучки, щетинка у чушки. 17. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. 18. Сачок зацепился за сучок. 19. Жри во ржи, да не ржи. 20. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
Задание 3. Научитесь читать приведенные примеры в соответствии с логикой фраз, перспективой высказываемых мыслей. Следите за интонацией, дикцией, паузами, произношением. Избегайте однообразия мелодического рисунка. Наметьте психологические паузы.
а) Чтоб собеседник нашу мысль постиг, Нужней нам сердце, нежели язык. Как сможешь в чем-то убедить другого, Когда ты сам в свое не веришь слово?!
б) «Прокуроры знали силу Плевако. Старушка украла жестяной чайник стоимостью дешевле 50 копеек. Она была потомственная почетная гражданка и, как лицо привилегированного сословия, подлежала суду присяжных. По наряду ли, или так, по прихоти, защитником старушки выступил Плевако. Прокурор решил заранее парализовать влияние защитительной речи Плевако и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старушки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но собственность священна. Все наше гражданское благоустройство держится на собственности; если мы позволим
людям потрясать ее, то страна погибнет.
Поднялся Плевако.
– Много бед, много испытаний пришлось перенести России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары и поляки. Двуна-десять языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник, стоимостью в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно»[71].
Задание 4. Прочитайте текст. Разметьте паузы, подчеркните слова, на которые падает логическое ударение. Прочитайте вслух, изменяя темп, силу голоса. Следите за дикцией, паузами, правильным произношением. Отметьте психологические паузы.
1. «Андреевский почти не касался обычного материала судебного следствия - улик и доказательств - или касался его очень поверхностно, но предметом своей речи избирал личность подсудимого, его житейскую обстановку и условия окружавшей его среды, как бы говоря присяжным заседателям: «Не стройте вашего решения на доказанности его поступка, а загляните в его душу и в то, что неотвратимо вызвало подсудимого на его образ действий…» В этом заступничестве он нередко изображал своих подзащитных такими, какими их личность его интересует и какими он хотел бы их видеть как художник и человек, память которого полна созданиями великих писателей» .
2. «Если в Урусове чувствовался прежде всего талантливый адвокат, точно определивший и измеривший поле судебной битвы, то в Плевако сквозь внешнее обличие защитника выступал трибун, для которого дело было лишь поводом и которому мешала ограда конкретного случая, стеснявшего взмах его крыльев со всей присущей им силой.
Различно было и проявление особенностей их ораторского труда. Основным свойством судебных речей Урусова была выдающаяся рассудочность… блистал его живой и подчас ядовитый юмор, благодаря которому перед слушателями, как на экране волшебного фонаря, трагические и мрачные образы сменялись картинками, заставлявшими невольно улыбнуться над человеческою глупостью и непоследовательностью. Остроумные выходки Урусова иногда кололи очень больно, хотя он всегда знал в этом отношении чувство меры. Логика доказательств, их генетическая связь увлекали его и оживляли его речь…
Но если речь Урусова пленяла своей выработанной стройностью, то ярко художественных образов в ней было мало: он слишком тщательно анатомировал действующих лиц и самое событие, подавшее повод к процессу, и заботился о том, чтобы точно следовать начерченному им заранее фарватеру…
И совсем другим дышала речь Плевако. В ней, как и в речах Спасовича, всегда над житейской обстановкой дела, с его уликами и доказательствами, возвышались, как маяк, общие начала, то освещая путь, то помогая его отыскивать. Стремление указать внутренний смысл того или иного явления или житейского положения заставляло Плевако брать краски из существующих поэтических образов или картин или рисовать их самому с тонким художественным чутьем и, одушевляясь ими, доходить до своеобразного лиризма, производившего не только сильное, но иногда неотразимое впечатление. В его речах не было места юмору или иронии, но часто, в особенности где дело шло об общественном явлении, слышался с трудом сдерживаемый гнев или страстный призыв к негодованию» .
3. «Выдающийся судебный деятель и ученый-юрист, блестящий оратор и писатель-мемуарист Анатолий Федорович Кони был одним из образованнейших людей своего времени. Широта его знаний в области литературы, истории, философии, права, медицины и психологии поражала знавших его людей… Прокурорская деятельность А.Ф. Кони успешно сочеталась с литературной и научной. Он опубликовал много судебных очерков и статей по различным вопросам уголовного процесса… Душевная отзывчивость и нравственная чистота, постоянное стремление отстоять правду, колоссальная эрудиция и оригинальность суждений счастливо сочетались в Кони и привлекали к нему интерес большого числа знаменитых писателей и общественных деятелей.
…У А.Ф. Кони было все, что необходимо судебному оратору: огромный запас знаний, острый, наблюдательный ум, строгая логика мышления, дар широкого обобщения фактов, незаурядное литературное мастерство, а главное - огромная теплота, задушевность, тонкое понимание движений человеческой души, умение дать правильный анализ человеческим поступкам» .
Задание 5. Подумайте, какими чувствами проникнуты отрывки из судебных речей. Приготовьте чтение какого-либо из них, постарайтесь интонацией передать чувства и мысли оратора. Следите за тоном, темпом речи, паузами, дикцией. Отметьте приемы привлечения внимания.
1) Путник, идущий мимо высоких стен Владычного монастыря, вверенного нравственному руководительству этой женщины, набожно крестится на золотые кресты храмов и думает, что идет мимо дома Божьего, а в этом доме утренний звон подымает настоятельницу и ее слуг не на молитву, а на темные дела! Вместо храма - биржа, вместо молящегося люда - аферисты и скупщики поддельных документов, вместо молитвы - упражнение в составлении вексельных текстов, вместо подвигов добра - приготовление к лживым показаниям - вот что скрывалось за стенами. Выше, выше стройте стены вверенных вам общин, чтобы миру не видно было дел, которые вы творите под покровом рясы и обители! (Ф.Н.П.).
2) Товарищи судьи! Какие только люди не проходят перед вами! Какие только конфликты вам не приходится разрешать! Ведь каждый человек, стоящий перед судом, будь он подсудимым или ответчиком по гражданскому делу, приходит в суд своим особым и, как правило, неповторимым путем, обусловленным сложнейшим переплетением самых разнообразных обстоятельств в его личной жизни и в его отношениях с окружающими его людьми.
И кем, как не подлинными инженерами человеческих душ, надо вам быть, чтобы в течение непродолжительного общения со стоящими перед вами людьми суметь проникнуть в души этих людей, разглядеть и постигнуть их истинный характер, моральный облик и вынести свое безошибочное суждение (М.С.Д.).
Задание 6. Поставьте ударение в словах, прочитайте их вслух.
Валовой, газопровод, договор, диспансер, диалог, одновременно, мышление, комбайнер, столяр, запломбировать, километр, каталог, кремень, кулинария, гастрономия, легкоатлет, средства, осужденный, приговор, алиби, созыв, договорные, сосредоточение, статут, упрочение, феномен, ходатайствовать, цемент, эксперт, хронометр, некролог, минералог, индустрия, симметрия, металлургия, нефтепровод, водопровод, электропровод, заговор, обеспечение, призыв, звонишь, манит, петля, искра, родился, языковая, агентство, квартал, красивее, мастерски, одновременные, нормированный, намерение, характерный, усугубить, украинский, стенография, танцовщица, шасси, баловать, безудержный.
Задание 7. Прочитайте один из приведенных текс Date: 2015-08-24; view: 558; Нарушение авторских прав |