Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические указания. Одобрено на заседании кафедры «социально-культурный сервис и туризм», протокол № 1 от 28. 09. 2011 г
Дробышева Е.Э.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 100103.65 (230500) «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ»
Санкт-Петербург
Одобрено на заседании кафедры «Социально-культурный сервис и туризм», протокол № 1 от 28.09.2011 г.
Актуальные проблемы современной культуры. Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов направления 100103.65 (230500) «Социально-культурный сервис и туризм». – СПб.: СПбГУСЭ, 2011. – 19 с.
В методическом пособии даются рекомендации по написанию контрольных работ по учебному курсу "Актуальные проблемы современной культуры". Пособие предназначено для студентов направления 100103.65 (2305) «Социально-культурный сервис и туризм».
Автор: д. филос. наук, проф. каф. СКСиТ Е.Э. Дробышева
Рецензент: зав. кафедрой СКСиТ, д. искусствоведения, профессор Мышьякова Н.М.
© Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………4
I. Цель, задачи и структура контрольной работы…… 6
II. Общие методические указания по выполнению работ………………… 7
III. Темы контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению…….. 12
IV. Список рекомендуемой литературы… 17
V. Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Учебный курс «Актуальные проблемы современной культуры» является обязательной дисциплиной для специальности 100103.65 230500 «Социокультурный сервис и туризм». Его изучение предполагает обращение к широкому спектру вопросов, касающихся функционирования общества как сверхсложной системы, в которой культура играет роль одного из базовых компонентов. Специалисты отмечают возрастание информационно-сервисных аспектов социокультурной среды. Сервисная деятельность обнаружила всепоглощающий характер, оказалась одной из ипостасей культуры. Увеличился «объем» сервисной сферы, т.е. появились новые сферы социально-культурной деятельности, которые раньше не идентифицировались как сервисные. Сервисный потенциал оказался не только некой константной, матричной величиной, до некоторого времени пребывающей в латентном состоянии, но и мерой развитости, зрелости социально-культурного феномена, готового «служить» другим. Сервисная реальность неумолимо приобретает собственную онтологию и требует новой теории. Если раньше сервисология локализовалась в антропологической нише «человек и его потребности», то теперь это совокупность, содружество нескольких экономических, социологических, правоведческих, культурологических наук, изучающих специфический аспект социально-культурной деятельности, материализованные и институциализированные интенции культуры. Существенно изменилась и образовательная ситуация. Выпускник современного университета должен обладать навыками системного анализа различных явлений окружающей реальности, быть в курсе актуальных научных, художественных и медийных тенденций. Университет сегодня – не только и не столько образовательная площадка, он претендует стать научно-исследовательским центром, что, в свою очередь, требует пересмотра системы, объёма, структуры знания. Современный специалист в области социально-культурного сервиса ‑ это человек, способный читать и интерпретировать социокультурные тексты различной природы, обладающий совокупностью экономических, правоведческих, организационно-управленческих знаний, владеющий коммуникативными, психодиагностическими технологиями. Он должен владеть приемами и навыками, связанными с организацией досуга, отдыха, праздников, обрядов, развлечений и различных бизнес-событий. Забота, проявленная по отношению к потребителю, способность чувствовать потребности, запросы локальной социокультурной общности – особенные черты поведения специалиста в области подготовки и проведения социокультурных мероприятий, организатора туристического или гостиничного бизнеса. Изучение меняющихся тенденций в сфере социально-культурного сервиса, поиск современных и перспективных направлений деятельности уже в период учебы имеет большое значение для любого, кто пытается найти интересную работу, сделать блестящую карьеру в этой области. Учебный план подготовки специалиста в области социально-культурного сервиса и туризма предусматривает научно-исследовательскую деятельность студента. По ряду дисциплин специальности «Социокультурный сервис и туризм» студенты должны подготовить контрольные работы. Одной из таких дисциплин является учебный курс "Актуальные проблемы современной культуры". Данные методические указания по подготовке контрольных работ разработано в помощь студентам заочной формы обучения. Обращение к проблематике актуального культурного пространства предполагает сочетание теоретического и эмпирического материала. В качестве теоретической базы рекомендуется привлечение исследований в области культурологии, философии, культурной и социальной антропологии. В связи с этим ниже приводится достаточно обширный список рекомендуемой литературы. В качестве фактологической основы могут быть использованы разнообразные тексты культуры ‑ от художественной до повседневной – события искусства, литературы, моды, языка. Особое внимание должно быть уделено особенностям современной картины мира, влиянию массового сознания на отдельного субъекта культуры, ценностным трансформациям, характерным для эпохи высоких технологий и тотальности потребления.
I. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа (от франц. contrôle – наблюдение, проверка) представляет собой промежуточную форму проверки знаний. Обычно это письменная работа, которая выполняется по конкретному заданию, которое студенты получают заранее (на установочной лекции). Цель контрольной работы – буквально контроль и проверка того, как студент усвоил теоретические знания и как он может их практически применить. Тематика и задания контрольной работы могут носить фактографический, библиографический, историографический, компаративный (сравнительный) характер и в качестве дополнительной задачи предполагают обучение студента различным познавательным приемам и формам. Выполнение письменных работ имеет большое значение в учебном процессе заочного обучения, поскольку способствует не только углубленному изучению студентом важнейших методологических вопросов в области социально-культурного сервиса, но и изучению существующей практики с перспективой использования полученных результатов в будущей профессиональной деятельности. Выполнение контрольной работы направлено на закрепление теоретических и практических знаний по специальности, развитие навыков исследовательской работы. В результате выполнения письменной работы студент должен: · продемонстрировать умение самостоятельно проводить анализ научных источников (монографии, статьи); · показать умение собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию по исследуемой проблеме; · предусматривать взаимосвязь теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы; · уметь формулировать выводы и рекомендации, полученные на основе проведенного исследования.
Примерная структура курсовой работы по дисциплине «Актуальные проблемы современной культуры».
Введение (актуальность и научная разработанность темы, ее место среди подобных исследований, объект, предмет и задачи работы). Основная часть (теоретическая и практическая часть; может состоять из 2‑3 разделов). Заключение (основные итоги работы и выводы). Список использованной литературы. Приложения (факультативная часть, включаемая в работу только при необходимости; как правило, это документы, иллюстрации, анкеты)
II. ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Общие требования 1. Работа должна быть сдана в сроки, указанные кафедрой. 2. Объем контрольной работы – 12‑15 страниц. 3. Размер бумаги стандартный (А 4); интервал полуторный; поля: по 2 см.; шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14. 4. Страницы текста должны быть пронумерованы, начиная с Введения. 5. Титульный лист оформлен по образцу (см. Приложение 1). 6. Сноски постраничные. 7. Список литературы, сноски и цитаты должны быть оформлены соответственно современным нормам (см. Приложение 2).
Типичные недостатки 1. Несамостоятельное выполнение работы, текст которой полностью или частично переписывается из учебных пособий, монографий, статей, заимствуется из Internet-источников с нарушением допустимого порядка цитирования и норм авторского права. Работа, содержащая плагиат, снимается с защиты, а ее автор не допускается к повторному представлению работы по заявленной проблематике. 2. Отсутствие одного из разделов работы (содержания, введения, заключения, списка литературы) или пренебрежительное отношение к композиционным особенностям разделов (отсутствие обоснования актуальности, степени разработанности проблемы, цели работы во введении, отсутствие тематических подразделов, доказательств и выводов в основной части работы и т.п.). 3. Описательный характер работы, невнятная формулировка цели и задач, избыточное цитирование, слабая аргументация. 4. Несоответствие объема работы требуемому. 5. Плохо отредактированный текст или небрежная, безграмотная формулировка высказываний.
III. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
1. Географический и социокультурный образ региона. 2. Проблемы и перспективы визуальной антропологии. 3. Этика визуального исследования. 4. Визуальная социология (визуальные презентации в социальных науках). 5. Коммуникационные аспекты «мобильной» фотографии. 6. Вещь как способ визуальной идентификации. 7. Визуальное конструирование региона. 8. Видимое и невидимое в повседневной городской культуре. 9. Стратегия визуальной репрезентации современной культуры. 10. Визуализация городской культуры. 11. Звук и зрелище: формы контактов. 12. Развлечение в системе массмедиа. 13. Развлечение как проблема. 14. Международный туризм как глобальная проблема современной культуры. 15. Праздник и повседневность: динамика отношений. 16. Еда в праздничной и повседневной культуре. 17. Социологические аспекты досуговой культуры. 18. Кризис потребностей и бремя досуга. 19. Исследования культуры повседневности (историографический аспект). 20. История сервиса как проблема. 21. Социально-культурная деятельность и сервисная деятельность: проблема соотношения. 22. «Алые паруса»: история, современное состояние, проблемы. 23. «День города»: история, современное состояние, проблемы. 24. ТV: стратегия зрелищности. 25. Ведущий телевизионных передач как зрелище. 26. Мобильный телефон как проблема современной культуры. 27. Зрелищные формы современной культуры. 28. Ритуалы современности. 29. Ритуальные формы досуга. 30. «Всё на продажу»: традиции и современность.
Современная культура не может быть проанализирована без привлечения новейших культурфилосфских методик. Одним из актуальных направлений гуманитарного знания сегодня является визуальная антропология. С каждым годом по этой тематике выходит все больше книг и статей, проходят фестивали, возникают новые центры, на университетских кафедрах вводятся соответствующие курсы. Это связано с «визуальным поворотом», который произошел в гуманитарных и социальных дисциплинах в конце ХХ в., что, в свою очередь, явилось результатом развития соответствующих технологий, тотально подчинивших себе весь континуум человеческого бытия. Предлагаемые темы контрольных работ составлены с расчетом на обращение студента к инструментарию визуальной антропологии. Речь, прежде всего, идет о культуре в и дения (в том числе техниках памяти), сложившейся в XX век и перешедшей в век ХХI. История современности может быть рассказана исключительно с помощью изображений, образов, которые в визуальной антропологии рассматриваются как источники информации об обществе и истории. Зрительное восприятие, таким образом, помещается в культурный и исторический контексты: это не просто психологическая функция, но и культурный механизм – что и как способен видеть человек в данном историческом пространстве и времени. Мы живем в визуальной культуре, и зримое становится центральным элементом в любом виде повседневной деятельности – в работе и на отдыхе, в науке, политике и бизнесе, в публичном или частном пространстве. Но отсюда вовсе не следует автоматически растущая очевидность, заметность или распознаваемость социальных проблем и человеческих страданий. Более того, многие противоречия успешно ретушируются и мистифицируются регулярно обновляемыми при помощи визуальных средств идеологиями. Особенно это касается "культуры города". К исследованию символической организации городского пространства визуальная антропология применяет методологию картирования городской среды, посредством чего изучаются способы восприятия и освоения людьми городских контекстов, интерпретируются репрезентации в массовой культуре, обсуждаются очертания городов, меняющиеся под влиянием социальной и культурной политики. Пристально вглядываясь в городские ареалы и миры, мы можем наблюдать разнообразные универсумы жизненных стилей, рассмотреть их социальную организацию и культурные практики в динамике глобального и локального, в условиях постоянно обновляемых технологий коммуникации. Городская визуальная антропология является новым полем социального знания. Работая над темами контрольных работ по курсу "Актуальные проблемы современной культуры" студент может включить в свой анализ самый разнообразный визуальный материал ‑ литературные и художественные образы, выражения лиц, пространственные структуры, символические карты повседневности. Город выступает одновременно и контекстом, и объектом исследования, в котором соотносятся крупномасштабные процессы и локальный опыт, абстрактные представления о пространстве увязываются с чувственным приватным понятием места, маршрута, границ и ощущением себя в истории. Визуализация современной культуры, особая значимость в системе восприятия зрительных образов трансформировала и характер зрелищных событий в культуре. Введение новых технологий не только преобразовало визуальную культурную традицию, но и изменила ее статус в общей культуре города, наделив зрелищную составляющую культуры самостоятельной эстетической и смыслонесущей функцией. В задачу исследовательской работы входит обнаружение «новой жизни» культурно-зрелищных традиций, характера их преобразований, социокультурных детерминантов и тенденций, проблем и перспектив. Визуальные воплощения мужественности и женственности, бедности и несправедливости, нужды и порядка, заботы и контроля в плакате, кинофильме, фотографии и содержательно, и формально связаны с тем временем, когда создаются изображения. Востребованные другими людьми и иными поколениями, образы (и запечатленные на них люди и объекты) получают новую жизнь, их культурная биография продолжается, они становятся средствами постижения и конструирования мира, важной частью знания человека о себе по отношению к другим и социальной реальности. Еще одним концептуальным моментом в исследовании проблем современной культуры является акцент на так называемой культуре повседневности. Появление самого этого направления в социогуманитаристике ‑ одна из составляющих «антропологического поворота» в гуманитарной мысли Запада, относящегося к началу ХХ века. «История повседневности» (everyday life history) ‑ новая отрасль знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности во множественных историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах. В центре внимания истории повседневности комплексное исследование повторяющегося, «нормального» и привычного, конструирующего стиль и образ жизни у представителей разных социальных слоев, включая эмоциональные реакции на жизненные события и мотивы поведения. В русском языке синонимы слова «повседневность» - будничность, ежедневность, обыденность – указывают на то, что все, относимое к повседневному, привычно, «ничем не примечательно, имеет место изо дня в день». Ключевым в определении «повседневного» является как раз регулярно повторяемое. Мы все живем в повседневном мире; повседневные, а потому малозаметные в своей привычности явления окружают нас, и каждый из нас полагает, что может точно судить о них и о предмете в целом. Почему же необходимо научное знание повседневности? Повседневность – первична, безусловна для всех людей, везде и всегда, хотя и неоднородна, неодинакова по содержанию и значению. В понимании исследователя она является необходимой предпосылкой и общий компонент всех остальных форм людской жизнедеятельности. Именно поэтому в перечне тем контрольных работ к рассмотрению предлагаются такие объекты, как мобильный телефон и еда. Посредством анализа роли и места обыденных вещей и ритуалов мы можем реконструировать характер той или иной эпохи, делать глобальные выводы и обобщения. Одной из центральных проблем актуальной культуры является автономность субъекта. Медийный характер современной культуры предполагает принципиальное отсутствие границ приватности. Особенности общества потребления, в котором досуг или туризм перерастают самою свою идею, становясь основным способом времяпровождения для некоторых членов социума, искажают традиционную ценностную парадигму, что, в свою очередь, находит свое воплощение в художественных практиках, литературе, театре и кино. Проблемное поле исследования в рамках данного учебного курса весьма широко, что предполагает использование разнообразных методик и подходов ‑ дескриптивного (описательного), компаративистского (сравнительно-исторического), герменевтического (интерпретативного), ‑ а также привлечение обширной эмпирической базы.
IV. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная и справочная литература: 1. Белик А.А. Культурология: Антропологические теории культур: Учеб. пособ. М., 1998. 2. Воробьев В.В. Лингвокультурология. ‑ М., 2008. 3. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. ‑ СПб., 1996. 4. Гуревич П.С. Культурология: учебник. – М., 2008. 5. Гуревич П.С. Философия культуры. ‑ М., 1994. 6. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1998. 7. Каган М.С. Философия культуры. ‑ СПб., 1996. 8. Кармин А.С. Культурология: учебник. – СПб., 2009. 9. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. – СПб., 1997. 10. Культура и культурология: Словарь / Сост и ред. А.И. Кравченко. – М.; Екатеринбург, 2003. 11. Культурология: учебн. / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2009. 12. Культурология: учебн. для студ. техн. вузов / Колл. авт. Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 2004. 13. Культурология. XX век. Антология. М., 1990. 14. Культурология. ХХ век. Словарь. В 2-х т. Том. 2. СПб., 1998. 15. Новейший философский словарь. Эл. ресурс // http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/24990. 16. Новые аудиовизуальные технологии: Уч. пособ. – М., 2005. 10. Оганов А.А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры: Уч. пособ. для вузов. М., 2001. 11. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. ‑ М., 1994. 11. Пивоев В.М. Философия культуры: Уч. пособ. СПб., 2001. 12. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.; Екатеринбург, 2002.
Монографические исследования: 1. Андреева Е. Всё и Ничто: Символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века. ‑ СПб., 2004. 2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. ‑ М, 1996. 3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. ‑ М., 2006. 4. Бодрийяр Ж. Соблазн. ‑ М., 2000. 5. Бродель Ф. Структуры повседневности ‑ М., 1977. 6. Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства. ‑ М., 2010. 7. Визуальная антропология: городские карты памяти.‑ М., 2009. http://www.urokiistorii.ru/media/book/2010/20/vizualnaya-antropologia. 8. Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. – Саратов, 2007. http://www.urokiistorii.ru/media/book/2010/20/vizualnaya-antropologia. 9. Гильдебранд Д. фон. Метафизика коммуникации. Исследование сущности и ценности общественных отношений. ‑ СПб., 2000. 10. Головань О.В. Частотный словарь современного языка средств массовой коммуникации. ‑ Барнаул, 2001. 11. Горалик Л. Полая женщина: мир Барби изнутри и снаружи. ‑ М., 2005. 12. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. – СПб., 1999. 13. Дробышева Е.Э. Аксиосфера постмодерна: Ирония. ‑ СПб., 2008. 14. Дробышева Е.Э. Архитектоника культуры: Опыт культурфилософской рефлексии. – СПб., 2010. 15. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество, культура. – М., 2000. 16. КорневиЩе ОА: Книга неклассической эстетики. ‑ М., 1999. 17. Кривенко Б.В. Частотный словарь языка массовой коммуникации. ‑ Воронеж, 1992. 18. Лапина В.Г. Социодинамика культуры. – СПб.: СПбГУСЭ, 2006. 19. Лелеко В.Д. Эстетика повседневности. ‑ СПб., 1994. 20. Повседневность середины 90-х годов глазами петербуржцев. ‑ СПб., 1999. 21. Савченко Л.А. Социология повседневности. ‑ Ростов н/Д.:, 2000. 22. Лиотар Ф. Состояние постмодерна. ‑ М.; СПб., 1998. 23. Луман Н. Медиа коммуникации. ‑ М., 2005. 24. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. ‑ СПб., 2000. 25. Массовая культура России конца ХХ века (фрагменты к…). Часть II. ‑ СПб., 2001. 26. Массовая культура и массовое искусство: "за" и "против". ‑ М., 2003. 27. Массовая культура на рубеже веков. ‑ М.; СПб., 2005. 28. Массовое сознание и массовая культура в России: история и современность. ‑ М., 2004 29. Миронов В.В. Философия и метаморфозы культуры. ‑ М., 2005. 30. Моль А. Социодинамика культуры. ‑ М., 1973. 31. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. ‑ М., 2005. 32. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. ‑ М., 2007. 33. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. ‑ М., 1987. 34. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. ‑ М., 1990. 35. Поляков А.Ф. Китч как феномен массовой культуры. ‑ Улан-Удэ, 2006. 36. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 2001. 37. Савчук В.В. Конверсия искусства. ‑ СПб., 2001. 38. Соколов Е.Г. Аналитика масскульта. ‑ СПб., 2001. 39. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. ‑ М., 2001. 40. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. ‑ М., 1994. 41. Суворов Н.Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма. – СПб., 2004. 42. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Создание новой цивилизации: Политика третьей волны. ‑ Новосибирск, 1996. 43. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь. ‑ М., 2008. 44. Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. ‑ СПб., 2002. 45. Хренов Н.А. Зрелища в эпоху восстания масс. ‑ М., 2006. 46. Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса. ‑ М., 2002. 47. Цветущая сложность. Разнообразие картин мира и художественных предпочтений субкультур и этносов. ‑ СПб., 2004. 48. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. ‑ М., 2000. 49. Ячин С.Е. Состояние метакультуры. ‑ Владивосток, 2010.
Статьи в периодических изданиях, коллективных монографиях и сборниках 50. Альберт Ю. Современное искусство — это больной любимый родственник // Артхроника. 2009. № 10. 51. Бычков В.В., Бычкова Л.С. ХХ век: предельные метаморфозы культуры // Полигнозис. 2000. № 3. С. 12–17. 52. Бычков В. Эстетический опыт России на рубеже тысячелетий // Эстетика: вчера, сегодня, завтра. Вып. 2. ‑ М.: ИФ РАН, 2006. С. 3‑31. 53. Бычков В.В., Вл. Вл. Иванов, Маньковская Н.Б. Триалог // Эстетика: вчера, сегодня, завтра. Вып. 2. ‑ М: ИФ РАН, 2006. С. 162‑238. 54. Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 127‑135. 55. Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые или О культуре массовой и немассовой // Социс. 1990. № 8. С. 106–111. 56. Губайловский В. WWW-обозрение // Новый мир. 2004. № 3. С. 48–51. 57. Иконникова С.Н. Антропологический вектор глобализации, вызовы и ответы // В кн.: Общественное признание философии. ‑ М., 2006. С. 439–443. 58. Кондаков И.В. Самосознание культуры на рубеже тысячелетий // Общественные науки и современность. 2001. № 4. С. 138–148. 59. Кривцун О. Художник ХХ века // Человек. 2002. № 3. С. 35‑43. 60. Кризис в экономике – кризис в литературе? Материалы дискуссии // Знамя. 2010. № 10. С. 179‑192. 61. Неклесса А.И. Ordo quartus: политическое пространство и новый субъект действия в XXI веке // В кн.: Пространства жизни субъекта: Единство и многомерность субъектнообразующей социальной эволюции. ‑ М.:, 2004. С. 305‑342. 62. Тимощук А.С. Знаковые социокоды культуры // Лингвофилософский портрет современной языковой личности: Сб. матер. межд. науч. конф. – Владимир, 2008. ‑ С. 215–228. 63. Тульчинчский Г.Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности // Вопросы философии. 2009. № 4. С. 50‑56. 64. Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая телесность и неантропоморфная персонология // В кн.: Перспективы метафизики: Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. ‑ СПб., 2000. С. 241‑258. 65. Уваров М.С. Антропологические константы ХХ века // Материалы научной конференции 23‑25.11.2000. – СПб.:, 2000. – С. 219‑221. 66. Уваров М.С. Постмодернизм и культура // Парадигма: Философско-культурологический альманах. Вып. 11. ‑ СПб.:, 2008. 67. Уваров М.С. Постмодернистская цивилизация? // В кн.: Цивилизация: вызовы современности: Сб. ст. / Под ред. М.С. Уварова. ‑ СПб.:, 2009. С. 163‑180. 68. Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // ОНС. 1998. № 6. С. 138–148. 69. Хассан И. Культура постмодернизма // В кн.: Современная западноевропейская и американская эстетика: Сборник переводов / Под ред. Е.Г. Яковлева. ‑ М., 2002. С. 113‑124. 70. Шилз Э. Теория массового общества / Человек: образ и сущность: Ежегодник РАН ИНИОН. Центр гуманитарных научно-информационных исследований. М.: 2000. – С. 228‑241.
Периодические издания 1. "Арт-хроника". 2. "Вопросы культурологии". 3. "Вопросы философии". 4. "Искусство". 5. "Общественные науки и современность". 6. "Человек". 7.
Date: 2015-08-24; view: 188; Нарушение авторских прав |