Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культ гор





Культ гор, как и сами горы, с древнейших времён занимал весьма значительное место в традиционном укладе корейской жизни. Причин для этого множество. Во-первых, значительная часть данного региона является горной местностью. Во-вторых, именно в Корее, на границе с современным Китаем, расположена крупнейшая в северо-восточной Азии горная вершина – действующий вулкан Пекту (примерно 2750 метров над уровнем моря). Именно с ним связано название крупнейшей в Корее горной системы Пекту-дайган, имеющей важное геомантическое значение в традиционных религиях Кореи. Считается, что с этой горной грядой связаны важнейшие потоки жизненной энергии, протекающие на территории Кореи, и эти потоки наделяют горы Пекту-дайгана особо силой, в связи с чем они имеют священный статус. В то время как горы Пекту-дайгана почитались как священные просто по факту своей принадлежности к этой системе, другие горы далеко не всегда почитались таковыми. Для признания святости того или иного места существовал целый ряд физических и культурных критериев, обуславливавших такое признание. В частности, среди них встречаются: необычные горные пики, большая высота, наличие в горе источника реки, связь этих гор с биографиями различных корейских героев, видения и чудеса,

связанные с этими горами и т.д. Почитание, оказываемое священным горам, выражалось в популярности культов духов, связываемых с этими горами.

Наиболее известным вариантом поклонения духам гор из тех, что существовали в Корее, является поклонение горному старцу, называемому в этом регионе Сан-син 산신 (山神), либо Сан-силлён 산신령 (山神靈). Предполагается, что культ Сан-сина напрямую связан с другим легендарным персонажем, основателем первого корейского королевства Тангуном. По мнению Грэйсона, эти два культа, в принципе, допустимо отождествить друг с другом. Примечательна в этом отношении биография Тангуна. Согласно преданию, он был рождён на вершине горы Пекту и был внуком/сыном Владыки Небес. Исходя из последнего факта, можно сделать вывод о его огромном могуществе после того, как он стал горным духом и его значительной роли в пантеоне. Являясь одновременно основателем корейского государства, он покровительствует всем горам как таковым, самой стране и корейскому народу в целом. В этом проявляется уникальность Сан-сина относительно горных духов Китая и Японии, которые неизменно носили локальный характер, покровительствуя строго определённой местности, т.е. неким вполне конкретным горам. В отличие от них Сан-син имеет вполне универсальный характер и управляет не какой-то областью, а определённым аспектом природы.

Впрочем, помимо этого универсального Сан-сина, связанного с личностью Тангуна, существовали и духи конкретных гор, также именовавшиеся сан-син. Основными функциями таких духов была помощь в рождении наследников мужского пола и защита путешественников, особенно тех, кто путешествует в густом лесу или преодолевает горные перевалы. С древнейших времён в корейском шаманизме существовал специальный ритуал, связанный с призывом Сан-сина, проводившийся в связи с переездом клана на новое место для защиты в пути. Также к Сан-сину обращались с просьбами о здоровье, благополучии и успехах в учёбе. Сан-син является одной из самых популярных фигур в народном корейском фольклоре. Например, в Корее существует народная «Сказка о золотом топоре», сюжет которой сводится к следующему: некий бедный крестьянин уронил в реку топор и взмолился о том, чтобы этот топор был возвращён ему. В ответ на эту молитву явился Сан-син и достал из реки серебряный топор. Крестьянин сказал, что этот топор ему не принадлежит. Затем Сан-син достал из реки золотой топор, и с ним повторилась та же история. Наконец, дух достал из реки плохонький крестьянский топор, и, когда крестьянин сказал, что это и есть его топор, Сан-син подарил ему в награду за честность все три эти топора. Данный сюжет оказался настолько популярен в корейской культуре, что он активно воспроизводится и в настоящее время. В изобразительном искусстве фигура Сан-сина оказывается непосредственно связанной с тигром: в сложившемся в Корее каноне его часто изображают как старца, рядом с которым лежит тигр.

Такая связь, естественно, не является случайной. Предполагается, что первоначально в шаманских. практиках, распространённых в данном регионе, хранителя гор почитали именно в форме этого животного, и лишь затем он приобрёл антропоморфную форму. Именно в такой форме образ Сан-сина проник в буддистские и даосские храмы Кореи. С даосизмом при этом культ горных божеств мужского пола соединялся наиболее активно. Такому соединению в значительной мере способствовал тот факт, что представление о горных духах мужского пола соединилось в корейском регионе с даосскими представлениями о бессмертных святых, живущих в горах. Одним из наиболее известных изображений Сан-сина как универсального божества гор, демонстрирующих также его значимость, является его изображение в комплексе Кукса-данг. В этом святилище были собраны изображения всех наиболее почитаемых божеств корейского народного пантеона. Двенадцать из представленных в святилище изображений относятся к XVII веку, остальные – к XIX веку.

Демонов гор, которые считались очень могущественными, опасались земледельцы и жители нагорных деревень. Находясь на горе для рубки леса или других целей, кореец непременно уделял духу этой горы первую ложку риса. Эти демоны очень капризны и требовательны и за малейшее к себе пренебрежение мстили виновнику на его семье или на скоте и урожае. Тем не менее, видеть во сне духа гор или его представителя, тигра, считается хорошим предзнаменованием. Отшельники оказывали ему особенное почитание в уединенных горных долинах путем омовений и подношений.

 

Хотя культ Сан-сина, несомненно, играл и продолжает играть огромную роль в культуре Кореи, необходимо отметить, что наравне с ним в Корее с древнейших времен существует и культ женских горных божеств, называемых йо-сансин. Йо-сансин представляются обычно как покровители конкретных горных местностей, основной функцией которых является охрана и помощь путешественникам, проходящим через принадлежащие им земли. Как отмечает Грэйсон, данный культ был незаслуженно обойдён стороной большинством ранних исследователей корейской религии, за исключением Изабеллы Бёрд Бишоп и В. Е. Гриффинса. Однако данный культ, как показывают современные исследования, является одним из древнейших культов Кореи, существовавшим там с глубокой древности. В частности, работе Сары Нельсон «Археология Кореи», приводятся свидетельства существования культа богини горы Унье, находившийся рядом с городом Кёнджу столицей королевства Силла. На основании этого факта может быть сделан вывод, что культ женских горных божеств существовал в Корее уже в эпоху Трёх королевств, т.е. приблизительно с IV века н.э. В последующие периоды он также не исчезал из духовной культуру Кореи.

В период Объединённого Силла женские духи гор, в особенности богиня горы Унье, пользовались огромным авторитетом. От этого времени сохранилось множество рассказов о вмешательстве йо-сансин в жизнь корейцев, в том числе, в политические и военные дела Кореи. Кроме того, в это время весьма активно появлялись новее культы йо-саннин, связанные с конкретными историческими личностями.

В эпоху Чосон, несмотря на то, что с 1394 года в качестве официальной религии в Корее было принято конфуцианство, культ йо-сансин не исчезает. Напротив, конфуцианские учителя оказываются вынужденными интегрировать культы этих богинь в собственную религиозную практику и оказывать им всяческое уважение. Тексты этого периода рассказывают о сопротивлении, которое некоторые наиболее радикальные конфуцианцы пытались оказывать культам горных богинь и том, что из этого получалось. Так, в легенде из трактата Чёнье-рок рассказывается как некий учёный Квон Пил разрушил один из алтарей йо-саннин. Обиженная богиня явилась к нему во сне и пообещала ему, что не оставит разрушение своего алтаря безнаказанным. Согласно легенде, богиня долгое время преследовала Квон Пила, пока, наконец, не довела его до смерти. О популярность йо-сансин в эпоху Чосон свидетельствует, в частности, тот факт, что именно к горным богиням часто обращались с просьбами о дожде, о благополучии определённой местности, о процветании и преуспевании. При этом примечательно, что, в отличие от Японии, культы йо-сансин не были, по-видимому, связаны с циклическими сельскохозяйственными ритуалами.

Культ горы Унйе, существующий в настоящее время, не является частью какого-либо формального культа и носит сугубо индивидуальный характер. Чаще всего святилище на горе Унье привлекает к себе женщин с просьбами о рождении сына.

Подведём итоги данного обзора. Культ гор, занимающий важное место в народной религии Кореи, можно условно разделить на несколько составляющих его частей. Во-первых, такой частью является культ Сан-сина как внука/сына Владыки Неба и божества, относящегося к горам как таковым.

Во-вторых, существуют культы местных божеств, относящихся к определённым местностям. Такие божества могут быть как мужскими (сан-син), так и женскими (йо-сансин). При этом последние играют не менее, а порой даже более значительную роль, чем мужские божества. Важным фактором, который обуславливает особую значимость данных культов для исследователей, является то, что эти культы являются живой традицией, которая в значительной степени сохранились до настоящего времени.

 

Date: 2015-08-24; view: 1134; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию