Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История создания
«Я не следую вашим путём, вы, презирающие тело! Для меня вы не мост, ведущий к сверхчеловеку!». Фридрих Ницше «Так говорил Заратустра» В первые десятилетия XVII века западно-монгольские племена калмыков, теснимые восточными монголами и тюрками, мигрировали из Центральной Азии в Поволжье и уже в 1665 году вошли в состав России. Со временем, показав себя дисциплинированными и внушающими страх всадниками, они превратились в надежную опору русской власти в степном регионе и участвовали практически во всех войнах, которые вела Россия. Некоторая их часть затем вошла в состав Всевеликого войска донского. Калмыки, как и остальные монголы, исповедовали ламаизм, основывали буддийские монастыри и пользовались западно-монгольским алфавитом. Фактически, они представляли собой внешний форпост буддизма на юго-восточной окраине Европы и чужеродное тело в степном тюркоязычном исламском мире. В целях сохранения и развития своей религии калмыки поддерживали живую и непрерывную связь с Тибетом, где проходили обучение и подтверждали свой статус ламы и настоятели монастырей. Таким образом, в Россию попадали носители уникальных знаний в области тибетской медицины, йоги и тантры.
Особенно широкое распространение среди поволжских кочевников получила древнеиндийская система психофизического развития «Дхандал и Бхаски» - оригинальный комплекс медленных динамических упражнений основанных на сочетании принципа статико-динамического напряжения мышц с сильной психической концентрацией и последующей релаксацией. Простая в освоении и не требующая никаких дополнительных приспособлений, она была крайне удобна для применения в кочевом быту.
В ходе совместных войн и походов, калмыцкие всадники познакомили с принципами этой гимнастики своих братьев по оружию – донских и яицких казаков, а уже те распространили это знание среди остального населения России и восточной Европы. Гимнастику охотно использовали военные, разбойники и каторжники, деревенские знахари и колдуны. Особенно широкое применение практика «Дхандал и Бхаски» нашла в среде цирковых факиров и атлетов, борцов и гимнастов.
***
Согласно иной версии, имитационная гимнастика, подобная «Дхандал и Бхаски», была известна в Восточной Европе с древнейших времен и к началу ХХ века служила основой для подготовки адептов европейских оккультных тайных обществ и членов гимнастических союзов.
Так или иначе, но к началу ХХ века в России и славянской Европе существовало большое количество школ и направлений психофизического тренинга основанного на принципах имитационной гимнастики.
***
На рубеже ХIХ – ХХ веков чешский оккультист Иосиф Прошек, опираясь на элементы «Дхандал и Бхаски» или какой-то иной имитационной практики, создал систему «волевой гимнастики психофизических движений».
В процессе создания своей методики Прошек использовал разработки французского физиолога Дюбуа-Рэймона и немецкого – профессора Юпэ. Консультантами Прошека выступали виднейшие медицинские авторитеты того времени, профессора Пражского университета - анатом Альфред Фишель и гигиенист Фердинанд Гюппе.
Система Прошека была ориентирована на индивидуальный тренинг, была проста в освоении, не требовала никаких отягощений и спортивных снарядов, а также ставила перед тренирующимся задачу одновременного и равного развития силы мышц и силы воли. Отрицательной стороной гимнастики Прошека являлась потенциальная возможность нервного перенапряжения.
***
Нечто подобное рекламировали Сэймур Дадли в Великобритании и Вергейм – в Турине. Принцип «психофизиологических движений» применяли в своих тренировках многие выдающиеся атлеты того времени – Евгений Сандов и Артур Саксон. Чарльз Атлас пропагандировал свой стиль психофизической гимнастики в США. По легенде, однажды он стоял в зоопарке, в Бронксе, возле клетки со львом и смотрел, как лев потягивается, напрягая мышцы тела, и испытал озарение: «Он напрягает одну мышцу, расслабляя все остальное!». Якобы так родилась теория Атласа, которую он назвал «Динамическое напряжение». Но это конечно только легенда.
***
Практически одновременно с И. Прошеком известный русский оккультист, врач и атлет А.К. Анохин [псевдоним - Б. Росс] разработал собственную методику психофизических движений, названную им сначала «Новая система», а затем - «Волевая гимнастика». Принцип ее состоял в том, что выполняя упражнения без отягощений и снарядов, нужно было сознательно напрягать соответствующие мышцы, имитируя преодоление того или иного сопротивления. Некоторую часть собственных исследований он опубликовал в выдержавшей семь переизданий работе «Волевая гимнастика. Психофизические движения».
Как отмечал А.К. Анохин: «Волевая гимнастика не сделает вас Поддубным или Гаккеншмидтом. Она не даст вам бицепсов по 45 сантиметров или возможности выжимать 6-7 пудов одной рукой, но зато значительно укрепит здоровье. Даст красоту форм и очертаний и ту нормальную силу для каждого, которая утеряна современным человеком». Однако, практикуя волевую гимнастику, сам Анохин иногда демонстрировал настоящие чудеса. Он обладал колоссальной способностью к внушению, демонстрировал различные «магнетические» опыты, мог при собственном росте 168 см с места перепрыгнуть через шесть установленных в ряд стульев с сидящими на них людьми. Мы не располагаем сведениями о личных связях А.К. Анохина с И. Прошеком, но очевидно, что анохинская система более физиологична и лишена многих недостатков метода И. Прошека.
Вот что говорит о судьбе А.К.Анохина Ю.В.Власов в своей книге «Справедливость силы»:
«Студентом-медиком Анохин публикует первые статьи так или иначе связанные с физической гигиеной и тренировкой. Одна из них появляется отдельной брошюрой в 1905 году с предисловием профессора И. А. Сикорского.
Впоследствии доктор Анохин издает семь книг, непосредственно посвященных различным системам тренировки [Сандова, Мюллера, Дебоннэ, Штольца, Дадли, японской, русской]. Лишь одна из них написана в соавторстве с В. К. Крамаренко. Его работа «Волевая гимнастика. Психофизические движения», напечатанная и 1909 году, выдерживает шестнадцать изданий! Из них восемь - посмертных, последнее - в 1930 году. Анохин являлся также редактором «Всероссийского календаря спортсмена» [Киев, 1914]. Приложением к календарю был отчет о I Российской олимпиаде 1913 года. Анохина, несомненно, можно отнести к строителям русского спорта. Невозможно счесть его очерки, заметки в разных спортивных журналах, каждая - самостоятельный взгляд на судьбу того или иного атлета, а также на назначение физической культуры и спорта.
Это одна сторона жизни Анохина. Другая - руководство крупнейшим в дореволюционной России масонским орденом Андрея Первозванного [ложа Нарцисс ]. Вместе с ним в руководстве орденом оказался и С. К. Маркотун, который уже в эмиграции публикует об этом воспоминания. На Анохине как пророке ложи и вообще русского масонства замыкаются связи с орденом Изида, оккультной коммуной Гисбар и парижским Верховным советом мартинистов [через Маркотуна и небезызвестного французского консула Энно]. У масонов строгая иерархия всех братьев по ложе. Есть высшее звание - пророк, есть - магистр, маг, рыцарь. Эти звания при написании обозначаются своей системой точек. Посвященный сразу прочтет...
Масонская ложа тесно связывает Анохина с будущим гетманом П. П. Скоропадским, «самостийником» С. В. Петлюрой, В. Н. Луниным - внебрачным сыном царского военного министра Сухомлинова, Воробиевским [он вывозил в карете «скорой помощи» гетмана Скоропадского в немецкий военный эшелон, отбывающий в Германию] - все они встречаются в этой ложе, все - братья по ложе... и ненависти к революции.
Еще до известных событий Петлюра приносит клятву в помещении масонской ложи на Львовской улице, 47, кстати, в присутствии будущего гетмана Скоропадского. В этом же доме квартиру под номером девять занимал Анохин.
В 1919 году при облаве на киевских валютчиков случайно задержан Анохин. Он не имеет никакого отношения к черной бирже, но при выяснении личности и допросе в милиции вдруг дает подробные показания о руководимой им масонской ложе и ее российских и международных связях. Важные сведения тут же поступают в ЧК. Неизвестно, по каким причинам, то ли опасаясь возмездия, то ли в раскаянии за свою слабость [как-никак выдал святая святых - ложу и братьев по ложе], то ли по другим, неизвестным причинам, но Анохин кончает самоубийством в своей одиночке [все из-за той же важности сведений его посадили в одиночку]. Характерна поза покончившего с собой - поза распятого Андрея Первозванного - символа любой русской масонской ложи».
Помимо всего прочего, А.К. Анохин выступил и в качестве одного из основателей русского скаутского движения. Являлся автором книги «Спутник юного разведчика» и доклада «Первый киевский отряд герл-скаутов» сделанного на первом скаутском съезде в С.-Петербурге в 1915 году.
Тогда же, совместно с Л.Д. Прохоровой, им был сформирован первый киевский отряд герл-скаутов состоявший более чем из ста человек, преимущественно учащихся в Коммерческих училищах и женских гимназиях. Звенья имели названия цветов и птиц. Из цветов самым почетным была «Лилия», а из птиц – «Орел».
Киевские скауты особенно активно участвовали в работе общественных и благотворительных организаций, помогали приему раненых с фронта, заменяли ушедших на войну крестьян во время летних полевых работ. Излишне говорить, что волевая гимнастика служила одним из существенных элементов скаутского воспитания.
***
На основе волевой гимнастики А.К. Анохина, самодеятельный оккультист и теософ А.А. Лиханов создал новую методику психофизического тренинга направленную на развитие необычных, «магических» способностей человека. Основной упор он делал на медитативные и дыхательные упражнения, а также предложил сочетать методы анохинской волевой гимнастики и индийской хатха-йоги в одной системе. Свои находки он описал в вышедшей в 1913 году книге «Скрижали мага». К сожалению, недостаток медицинского образования и поверхностное знакомство с восточными психотехниками не позволили Лиханову создать нечто целостное, но для своего времени его труд был настоящим прорывом.
***
Работы А.К. Анохина и А.А. Лиханова активно изучал выдающийся революционный, военный, оккультный и уголовный авторитет Г.И. Котовский. Получив в детстве тяжелейшую травму позвоночника, он был практически полностью парализован, лишен дара речи и слуха. Однако, постоянно практикуя волевую гимнастику, Григорий Иванович смог не только восстановить свое здоровье, но и обрести колоссальную физическую силу и крайне необычные психические возможности. Как писал о нем Роман Гуль: «Если б Достоевский встретил такого каторжника в «Мертвом доме», вероятно, подолгу бы беседовал с ним. Котовский был странным и интересным человеком. Из острых черных глаз не уходила грусть. Может быть, осталась от сиротского детства и фантастических книг. Он мог прикрыть последним тряпьем мерзнущего товарища. А мог всадить нож в горло солдату, преграждающему Котовскому путь к свободе, к побегу. Говорят, Котовский плакал, глядя на нищих, оборванных детей. Но если охватывала этого черного силача злоба, от его взгляда самые крепкие убийцы-уголовники уходили, словно собаки, поджав хвосты. Необычная сила жила в Котовском». Длительное время, находясь в царских тюрьмах, а затем командуя частями РККА, Котовский постоянно пропагандировал волевую гимнастику, положив начало многочисленным воровским и армейским школам. Григорий Иванович внес много изменений и дополнений в методики И. Прошека, А.К. Анохина и А.А. Лиханова, уделяя особое внимание вопросам физической закалки и боевого применения системы.
***
В 30-е годы ХХ века, проживающий в Великобритании феноменальный русский цирковой атлет А.И. Засс [Железный Самсон] обогатил практику волевой гимнастики сухожильными [изометрическими] упражнениями, а также оригинальными упражнениями с отягощением и упражнениями основанными на принципе самосопротивления, фактически создав новый вид силового тренинга. В своих тренировках А.И. Засс значительное внимание уделял дыхательным упражнениям и аутогенной тренировке.
***
В конце 60-х гг. ХХ века советский ученый А.В. Ковалик научно обосновал метод волевых сокращений мышц и рекомендовал волевую гимнастику к широкому применению. Поскольку же волевая гимнастика позволяла значительно нагрузить человеческую мускулатуру и одновременно мобилизовать психику без применения каких-либо дополнительных снарядов и тренажеров, и даже без наличия силы тяжести, принципы системы могли быть использованы для поддержания нормальной жизнедеятельности человека находящегося в состоянии невесомости. Исходя из этого, в советском НИИ медико-биологических проблем опираясь как на находки А.К. Анохина, А.А. Лиханова, Г.И. Котовского, А.В. Ковалика, так и собственно на древнеиндийскую практику «Дхандал и Бхаски», была разработана оригинальная система подготовки космонавтов. И в 1976 году коллектив института удостоился за это изобретение Государственной премии. Начиная с этого времени, тема волевой гимнастики стала в СССР закрытой. Однако нам удалось отыскать свидетельства использования методов русской волевой гимнастики в советское время на подводных лодках во время длительных походов, на пограничных заставах и, конечно, в местах лишения свободы, где данный вид тренинга был известен как «зэковский».
***
Несмотря на запреты, в конце 80-х и начале 90-х советский популяризатор ретро-атлетизма и племянник А.И. Засса Ю.В. Шапошников вновь привлек внимание широкой общественности к волевой гимнастике А.К. Анохина и некоторым другим методам силовой тренировки без снарядов. В это же время, в самиздате выходит работа С. Есудиана и Э. Хейча «Йога и здоровье современного человека» с описанием элементов практики «Дхандал и Бхаски», а газета «Советский спорт» публикует статью о психофизиологической гимнастике И. Прошека.
***
К 1990 году советский инженер В.Г. Фохтин создает основанную на принципе самосопротивления систему, названную им «Автономная силовая гимнастика». Говоря о принципах своей системы, В.Г. Фохтин писал: «Мы получаем качественно новый принцип тренинга, методика выполнения которого заключается в том, что мышечное нагружение осуществляется не преодолением внешнего сопротивления, а преодолением сопротивления, создаваемого самому себе с помощью, например левой или правой руки, а также поочередным напряжением симметрично расположенных мышц туловища». Автономная гимнастика включила в себя 88 различных упражнений направленных на проработку всех мышечных групп, суставов и позвоночника.
***
С 1997 года В.В. Мамонов разрабатывает комплекс упражнений «Техника независимого тренинга», в котором соединяются элементы волевой и автономной гимнастик с технологиями изометрических упражнений А.И. Засса. В качестве единственного тренажера Вячеслав Мамонов предлагает использовать прочную веревку.
***
В конечном итоге, на территории бывшего СССР возникло большое количество школ русской волевой гимнастики, среди которых следует особо отметить белорусскую систему «Нетрадиционного силового тренинга», разработанную Вадимом Уфимцевым, гимнастику «Хаду» Звиада Арабули, а также популярную в США технологию наращивания силы «Обнаженный воин» созданную Павлом Цацулиным.
***
К сожалению, не обошлось и без спекуляций на тему волевой гимнастики. Некто Шлахтер, выбрав несколько упражнений из «Автономной гимнастики» В.Г.Фохтина объявил их «Волевой гимнастикой Шлахтера», всячески избегая при этом ссылок на источник своего плагиаторского «вдохновения».
Date: 2015-08-24; view: 657; Нарушение авторских прав |