Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этика справедливости





Третий подход к проблемам деловой жизни связан с использованием в анализе бизнеса категории справедливости. В отличие от этики утилитаризма и деонтической этики область применения этики справедливости существенно сужена. Последняя включает в основном проблемы, связанные с отношениями бизнеса и общества в целом, и не касается, например, проблем отношений между корпорациями. Очевидно также, что стандарты справедливости не могут стоять выше моральных прав отдельной личности. Сама справедливость основана на моральных правах индивидов.

Этика справедливости исходит из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основные ценности для ее представителей — человеческое равенство и справедливость как его выражение. Вследствие этого моральным долгом, как он понимается в этике справедливости, является подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий.

Сложность, однако, состоит в том, что существует несколько отличающихся друг от друга представлений о справедливости. Приведем лишь самые распространенные подходы к данной проблеме.

I. Эгалитаризм. Согласно теории эгалитаризма (от фр. egalite — равенство), между людьми нет никаких различий, которые могли бы оправдать возможность неравного к ним отношения. Согласно этой теории, блага и тяготы должны распределяться между людьми по следующему принципу: “Каждый человек должен получать равную долю тягот и благ”. Эгалитаристы полагают, что все люди равны в принципе, а поэтому каждый человек в равной мере претендует на блага общественного достояния. Следовательно, считают они, распределение благ должно производиться равномерно.

II. “Капиталистическая” справедливость — распределение благ должно осуществляться с учетом индивидуального вклада в общее дело группы (фирмы, общества, человечества).

III. “Коммунистическая” справедливость — трудовые обязанности должны распределяться в соответствии со способностями, а блага — в соответствии с потребностями.

IV. Концепция Д. Ролза, изложенная им в вышедшей в 1971 г. книге “Теория справедливости”. В ней американский ученый сформулировал свое понимание справедливости, основанное на следующих принципах:

1. каждый человек имеет равное право на наиболее широкие свободы, совместимые с аналогичными свободами других людей;

2. неравенство по социально-экономическим параметрам должно быть таким, чтобы:

а) обеспечить максимум прибыли для наименее привилегированных лиц;

б) учреждения и должностные лица, являющиеся носителями власти, были бы доступны в равной мере для каждого.

Этика бизнеса как нравственная регуляция экономики. Нравственные нормы регулирующие поведение и отношения, возникающие в процессе деятельности в сфере бизнеса выполняют определенные функции, основными из которых можно считать следующее:

Оценочная - дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведения и действия цели и задачи организации на рынке, ее устремление и намерение, избранные ею средства достижения целей и конечные результаты.

Регулятивная - вытекает из потребности регулировать поведение и действия организаций в рыночных условиях в различных формальных и неформальных ситуациях, с тем, чтобы они органично вписывались в деятельность самой организации и соответствовали рыночным отношения.

Организационная - служит улучшению организации, требуя от ее персонала творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга.

Управляющая - служит средством управления поведения и действиями персонала в ходе процесса, в ходе совместной деятельности, в интересах дела.

Мотивационная - служит средством формирования социального и профессионально одобряемых мотивов деятельности.

Координирующая - обеспечивает сотрудничество всего персонала в процессе продвижения товара или услуг клиенту, основанная на социальной ответственности и доверии.

Регламентирующая - направляет и обуславливает выбор организации целей методов и средств в работе с клиентом.

Воспроизводственная - позволяет воспроизводить действия персонала и их отношений между собой и с клиентами, партнерами и конкурентами на основах морали и нравственности.

Воспитательная - служит средством воспитания и совершенствования личности в организации всего персонала, а также клиентов организации, партнеров и конкурентов.

Коммуникативная - служит средством коммуникации между персоналом, клиентами, партнерами, конкурентами.

Оптимизирующая - способствует повышению эффективности и качество в совместной деятельности повышению статуса профессий предпринимателя, менеджера в обществе и уровня морали в их действиях и поступках на рынке.

Стабилизирующая - способствует стабилизации отношений внутри организации с клиентами, партнерами, конкурентами.

Рационализирующая - облегчает менеджеру выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения морали принятого решения.

Превентивная - предохраняет, предостерегает менеджера от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу.

Прогностическая - позволяет прогнозировать действие и поведение на рынке организации и ее персонала. Разрешение противоречий способствуют устранению, разрешению и сглаживанию противоречий возникающих в процессе совместной деятельности.

Информационная - приобщает весь персонал организации к системе совместных ценностей.

Социальная - способствует созданию условий, благоприятных для осуществления в социальной ответственности.

Социолизирующая - служит делу при общении организации.

Этические отношения в бизнесе существуют в форме требований предъявляемых субъектами отношений друг другу в части выполнения обязанностей и долга нравственных принципов, лежащих в основе бизнеса и подчиняющих себе всю деятельность; моральных качеств, которыми должны обладать и актуализировать в работе предприниматели, менеджеры в процессе деятельности; постоянного их самоконтроля в сфере бизнеса. Этическое сознание предпринимателей, менеджеров представляет собой отражение их социального бытия и деятельности возникающих в процессе рыночных отношений. Это сознание является субъективным отражением морали, представлений о должном поведении и действиях. Предприниматель, менеджер действует в ценностном ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т.е. представлением общества или микросоциума о добре и зле.

Можно выделить ряд нравственных принципов этики бизнеса. Причем, рассматривая содержание этих принципов, имеет смысл вести их поуровневое рассмотрение.

Принцип справедливости. Первый его уровень связан с признанием равенства стартовых возможностей. В этом плане государство принимает самое активное участие в развитии бизнеса и предпринимательства, что проявляется в законодательной базе, создающей правовую основу развития бизнеса и предпринимательства. В Казахстане такая законодательная база была недостаточно продумана на первом этапе развития рыночных отношений, но, тем не менее, она способствовала проявлению инициативы в развитии предпринимательства.

Этот уровень принципа справедливости проявляется также в создании равенства стартовых возможностей каждому получить образование. Система непрерывного образования это есть также забота государства, и то, что сегодня в системе высшего образования появилась система платного обучения, это тоже влияния государства на развитие образования. С одной стороны, мы можем сказать, что эта система появилась в связи с тем, что у государства отсутствовали средства на развитие бюджетной сферы, но тем не менее, приняв закон об образовании, государство определило границы развития платной системы образования в стране. Таким образом, через систему образования государство принимает участие в создании стартовых возможностей каждому гражданину общества. Раньше государство обеспечивало возможность каждому работнику в течение своей жизни пройти через так называемую систему повышения квалификации. Такая система повышения квалификации способствовала определенному развитию уровня производства. Сегодня созданы различные школы бизнеса, большая курсовая сеть, которая позволяет получить первичные навыки по организации и ведению своего бизнеса, получить основы маркетинга, рекламы, public relations, в сфере туризма, в правовой грамотности и так далее.

Второй уровень нравственного принципа справедливости связан с признанием неравенства стартовых возможностей. Нужно сказать, что именно к этому уровню мы были не очень подготовлены, потому что очень долго в нашей стране был лозунг всеобщего равенства. Но мы все разные, у нас у всех разные способности, по разному складываются жизненные обстоятельства, поэтому психологически нам очень трудно было и остается признать этот уровень справедливости, но к сожалению такова диалектика жизни, что мы по разному достигаем своего жизненного успеха. И это сегодня аксиома жизни и, особенно, аксиома рыночных отношений.

Принцип честности тоже будем рассматривать на двух уровнях. Первый уровень - быть честными со своими коллегами. Наверное, первое, в чем проявляется этот принцип - это принцип делегирования, на котором построена система управления в менеджменте. Плох тот руководитель, который боится или в недостаточной степени осуществляет делегирование своих полномочий. Искусство руководителя и состоит в том, чтоб таким образом построить систему управления в своей организации, чтобы каждый четко знал, за что он отвечает, какие самостоятельные решения, а главное, как он может их принять.

Принцип честности в конкретном коллективе проявляется через ту организационную культуру, которая существует в этой фирме, те традиции, которые существуют в этой фирме. Далее это, конечно же, системы стимулирования труда. Насколько процесс стимулирования труда затрагивает интересы каждого, кто работает в этой фирме? Это тоже есть процесс реализации принципа честности со своими коллегами внутри фирмы. Это те привилегии, которые существуют в данном коллективе. Сегодня во многих фирмах разрабатываются кодексы чести фирм. Заглянув в такой кодекс, можно четко оценить: насколько реализован принцип честности данного предприятия и, в том числе, честности с коллегами именно в своем коллективе.

Принцип честности с коллегами и партнерами проявляется в подходах к решению этических проблем: с точки зрения пользы; с точки зрения прав; с точки зрения справедливости; с точки зрения общественного блага; с точки зрения добродетелей (черт или свойств характера, которые побуждают к совершенству).

Второй уровень принципа честности - это быть честными со своими клиентами, партнерами, конкурентами. И сегодня уже очень многие предприниматели, менеджеры поняли, что быть честным сегодня выгодно. Этому аспекту принципа честности в бизнесе в нашей стране крупно не повезло, потому что мы очень долгие годы думали одно, делали другое, говорили третье.

Принцип прайвеси (privacy) - признание за личностью права на ограждение себя от ненужных контактов. Первый уровень принципа прайвеси - это психологическое прайвеси. Для менеджеров очень важно знать проблемы своих подчиненных не только производственные, но и личные. Но как же сделать так, чтобы мои подчиненные мне могли доверить свои личные проблемы. Конечно, менеджер должен пользоваться авторитетом у своих подчиненных и доверием, потому что для моего подчиненного очень важно, чтобы проблема, возможно, сугубо личная, с которой он пришел ко мне, навсегда осталась только между нами. Если менеджер нарушил это правило, то очень скоро весь коллектив будет знать, что этому руководителю не следует доверять свои проблемы сугубо личного характера.Следующий уровень прайвеси - это физическое прайвеси. С физическим прайвеси нам также очень не повезло. Оно нарушается у нас очень часто - от поведения на улице и в транспорте до бандитского рэкета в бизнесе.

В целом, можно говорить о социальном прайвеси, т. е. соотнесении своих возможностей с возможностями общества, осознании своего собственного прайвеси и прайвеси своих подчиненных, прайвеси своих клиентов, партнеров и конкурентов.

Принцип гендерного взаимодействия. Проблема отношения полов очень актуальна в современном менеджменте. Сегодня в бизнесе очень серьезно обсуждается проблема деловой женщины. По некоторым опросам более 84% деловых мужчин мира сказали, что они не хотели бы работать под руководством деловых женщин. Деловые мужчины отметили, что женщина не склонна к поиску и инициативе, что деловая женщина через три-четыре года становится неинтересной как руководитель по принятию своих решений: начинают срабатывать стереотипы в принятии решений. Кроме того, деловые мужчины отметили, что им очень часто кажется, что многие руководители - женщины заняли свое кресло, свое место благодаря определенным сексуальным посягательствам на мужчин. Женщинам (не без оснований) кажется, что в жизни ситуация сказывается диаметрально противоположно, но оказывается, что и мужчины думают подобным образом.

 

Тестовые задания для самопроверки по теме № 2 «Этика и философия бизнеса: проблемы и развитие»

1. Этика и мораль соотносятся между собой как:

A. наука и предмет изучения

B. теория и практика

C. правило и поступок

D. они никак не соотносятся

E. мысль и слово

2. Укажите одну из основных концепций в этике бизнеса:

A. антропологическая

B. позитивистская

C. биологическая

D. религиозная

E. натуралистическая

3. Какие четыре основных подхода существуют к моральным проблемам бизнеса?

A. религиозный, теория утилитаризма, деонтический, этика справедливости

B. натуралистический, биологический, социологический, антропологический

C. религиозный, атеистический, дуалистический, синтетический

D. теория утилитаризма, этика справедливости, позитивистский, сциентический

E. антропологический, онтологический, деонтический, религиозный

4. Представители, какой теории полагают, что все люди равны в принципе, а поэтому каждый человек в равной мере претендует на блага общественного достояния. Следовательно, считают они, распределение благ должно производиться равномерно:

A. эгалитаризма

B. «капиталистической» справедливости

C. «коммунистической» справедливости

D. сторонники теории Д. Ролза

E. нет сторонников такой теории

5. Распределение благ должно осуществляться с учетом индивидуального вклада в общее дело группы (фирмы, общества, человечества) – так считают сторонники теории:

A. эгалитаризма

B. «капиталистической» справедливости

C. «коммунистической» справедливости

D. сторонники теории Д. Ролза

E. нет сторонников такой теории

6. Трудовые обязанности должны распределяться в соответствии со способностями, а блага — в соответствии с потребностями – так считают сторонники теории:

A. эгалитаризма

B. «капиталистической» справедливости

C. «коммунистической» справедливости

D. сторонники теории Д. Ролза

E. нет сторонников такой теории

7. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на политическую среду ведения бизнеса?

A. законы и нормативные акты, принимаемые на любом уровне государственной власти

B. изменения в налоговом законодательстве

C. гражданские войны, террористические акты, похищение иностранных предпринимателей

D. политические риски (потеря собственности, операционные, трансфертные риски)

E. нет таких факторов

8. Совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику – это:

A. экономическая этика

B. юридическая этика

C. этика справедливости

D. деонтическая этика

E. экологическая этика

9. Что означает принцип прайвеси в этике бизнеса?

A. признание за личностью права на ограждение себя от ненужных контактов

B. законы и нормативные акты, принимаемые на любом уровне государственной власти

C. это те привилегии, которые существуют в данном коллективе

D. принцип справедливости

E. «коммунистическая» справедливость

10. Одна из функций нравственных норм регулирующих поведение и отношения, возникающие в процессе деятельности в сфере бизнеса, а именно предохраняющая, предостерегающая менеджера от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу:

A. информационная

B. прогностическая

C. превентивная

D. организационная

E. оценочная

 

 

Date: 2015-08-24; view: 2392; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию