Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы государственного кредита





Содержание

Введение 3

1 Экономическое содержание и функции государственного кредита 5

1.1 Государственный кредит как экономическая категория 5

1.2 Функции государственного кредита 13

2 Формы государственного кредита 15

2.1 Основные формы внутреннего государственного кредита 15

2.2 Международный государственный кредит 19

3 Методы погашения государственного кредита 23

3.1 Методы погашения внутреннего государственного кредита 23

3.2 Методы погашения международного кредита 29

4 Внешний долг РФ в системе международной задолженности 32

5 Стабилизационный фонд РФ 37

Заключение 41

Список использованных источников 43

Приложения 44
Введение
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Государственный кредит и его регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики.
Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности. Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость.

Предметом данной курсовой работы являются правовые основы государственного кредита в Российской Федерации, состояние и перспективы их развития, а также конкретные нормы финансового законодательства, регулирующие финансовые отношения в области государственного кредита.

Задачами работы является изучение:

-государственного кредита как экономической категории;

-функций государственного кредита;

-основных форм внутреннего государственного кредита;

-международного государственного кредита;

-методов погашения внутреннего государственного кредита;

-методов погашения международного кредита;

-внешнего долга РФ в системе международной задолженности;

-стабилизационного фонда РФ.

Цель курсовой работы - определить роль государственных кредитов в экономике Российской Федерации.
1 Экономическое содержание и функции государственного кредита

1.1 Государственный кредит как экономическая категория

С появлением государства возникли и его по­требности, которые надо было финансировать. Это вызвало к жизни такие категории, как государ­ственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли по­требности. Это привело к увеличению государ­ственных расходов. Однако налоговых поступле­ний для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государ­ственных доходов - неналоговых платежей.

С течением времени налогов и неналоговых доходов для покрытия всех государственных рас­ходов оказалось недостаточно, и государство вы­нуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и т.п., прави­тельств иностранных государств. Монарх и его пра­вительство средства, полученные с помощью зай­мов, направляли в общий фонд финансовых ресур­сов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет по­ступлений по налогам и неналоговым доходам. За­имствования явились первой и самой распростра­ненной формой государственного кредита.

Однако государство в кредитных отношениях может выступать не только как заемщик, но еще как гарант и кредитор. Если государство дает поручи­тельства по займам (кредитам), получаемым на фи­нансовом рынке другими лицами, то оно играет роль гаранта. Выдавая кредиты за счет бюджетных средств (реже - за счет средств фондов, формируе­мых на заемной основе), государство выступает как кредитор, а другая сторона - как заемщик.

Государственный кредит - это специфические отношения по поводу перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта и наци­онального богатства, иностранного ссудного капи­тала, связанные с формированием дополнительно­го к бюджету фонда финансовых ресурсов органов власти и использованием бюджетных (реже - заимствованных) средств на возвратной и платной основе или для обеспечения гарантий. В этих от­ношениях орган власти выступает как заемщик, гарант или кредитор.

Таким образом, государственный кредит вы­ражает отношения вторичного распределения ча­сти стоимости валового внутреннего продукта и на­ционального богатства страны, а также части сто­имости национального продукта иностранных го­сударств, ресурсов международных рынков капи­талов и международных финансовых организаций. Следовательно, в сферу государственных кредит­ных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного и вторичного распределения стоимос­ти вновь произведенного и накопленного продук­та. Обычно ими являются временно свободные де­нежные средства населения и организаций (рези­дентов и нерезидентов), не предназначенные для текущего потребления. Государственный кредит конкретной страны питается также за счет бюджет­ных средств правительств иностранных государств, свободных ресурсов международных финансовых рынков и организаций (фондов).

Объективная необходимость использования го­сударственного кредита для удовлетворения потреб­ностей общества обусловлена постоянным проти­воречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Финансовая поддерж­ка предприятий, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требуют постоянно увеличиваю­щихся бюджетных расходов. Немалых средств сто­ит и международная деятельность государства. Между тем доходы государственного бюджета все­гда ограничены определенными рамками - уровнем экономического развития, величиной налоговой нагрузки, действующим законодательством и т.д. Поэтому органы власти прибегают к помощи госу­дарственного кредита как инструмента мобилиза­ции дополнительных ресурсов на внутреннем и внешнем финансовых рынках.

Возможность существования государственно­го кредита вытекает из особенностей формирова­ния и времени использования доходов, получаемых гражданами и организациями (резидентами). У на­селения постоянно образуются временно свобод­ные денежные средства, прежде всего в связи с не­равномерным получением доходов по найму (осо­бенно в отраслях с сезонным характером производ­ства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п. Население может со­знательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить деньги для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения. Вынужденные сбережения образу­ются у населения и в связи с такими отрицатель­ными явлениями, как разбалансированность эко­номики и товарный дефицит.

Аналогичные тенденции имеют место и в дви­жении денежных средств организаций. Большие временные колебания в получении выручки от ре­ализации продукции (работ, услуг) могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы могут образовать­ся у юридических лиц в силу неравномерности осу­ществления крупных капитальных вложений в производство или социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды органи­заций. С ростом эффективности общественного производства будут увеличиваться возможности привлечения хозяйствующих субъектов в сферу государственного кредита.

Возможность функционирования внешней ча­сти государственных кредитных отношений предопределяется постоянным наличием свободных ресурсов на международных финансовых рынках и специально созданных межгосударственных фондов, которые находятся в распоряжении меж­дународных финансовых организаций.

Именно так понимается содержание го­сударственного кредита, необходимые и достаточ­ные условия его функционирования большинством авторов научных, энциклопедических и учебных из­даний. Однако нет единства специалистов при от­ветах на вопросы: а) государственный кредит — это самостоятельная экономическая категория или он, выражая собой лишь определенную часть финансо­вых отношений, является финансовой категорией? б) государственный кредит — это не экономическая и не финансовая категория, а всего лишь одна из форм кредита? От ответа на эти теоретические воп­росы зависит и решение прикладной проблемы: в какой учебной дисциплине должны изучаться сту­дентами государственные кредитные отношения — финансовой или кредитной?

Вне всякого сомнения, государственный кре­дит находится на стыке двух самостоятельных эко­номических категорий - финансов и кредита. На это указывают Л.Д, Андросова, Л.А. Дробозина, С.Г. Горбушина, В.В. Ковалев, И.Н. Мысляева и др. И это действительно так. С одной стороны, госу­дарственные кредитные отношения осуществля­ются на кредитной основе, поскольку стоимость движется на началах срочности, возвратности и платности; с другой стороны, эти отношения (как и финансы в целом) возникают вместе и в связи с появлением политической надстройки (государ­ства) для удовлетворения ее потребностей в допол­нительных финансовых ресурсах. С укреплением государства, с развитием его функций усиливалось целевое назначение и расширялись границы ис­пользования государственного кредита - финан­совые ресурсы публичной власти все в большей мере формируются на долговой основе, и он все чаще и во все возрастающих масштабах используется для обеспечения заимствований других лиц (в виде государственных гарантий) и оказания фи­нансовой помощи другим органам власти, в том числе иностранным правительствам, юридическим лицам и международным организациям (в виде го­сударственных кредитов).

Наложение кредитной основы на часть государственных финансовых отношений порождает новое явление — государственный кре­дит, границы которого очерчиваются сегментом, обладающим новыми качественными характерис­тиками. Это новое явление выражает собой специфическую часть спектра экономических отношений, по­скольку взаимопроникновение сфер функциони­рования и смешение характерных черт кредита и государственных финансов порождает иные существенные признаки новой са­мостоятельной экономической категории (Приложение 1).

Исторически государственные кредитные от­ношения, которые в годы своего становления и развития в подавляющем своем большинстве вы­ражались в государственных внутренних и вне­шних заимствованиях, приводивших к формиро­ванию долгов, с самого начала научными и госу­дарственными деятелями рассматривались как эле­мент публичных финансов. Так, в 1912 году СЮ. Вит­те писал, что с конца 17 в. под словом «финан­сы» стали понимать «всю совокупность государ­ственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей сово­купности материальных средств, имеющихся в рас­поряжении государства — его доходов, расходов и долгов, — понимается это слово и теперь».

Этому высказыванию, прозвучавшему в нача­ле 20 в., в полном объеме корреспондируют выво­ды, сформулированные в конце 20 столетия при­знанным специалистом в области международных финансов В.Н. Сумароковым. В фундаментальном труде «Государственные финансы в современной экономике», отметив, что категория государствен­ных финансов является категорией исторической, он анализирует представления о финансах в разви­тых зарубежных странах и в России советского и по­стсоветского (т.е. в условиях формирования рыноч­ной экономики) периодов и делает заключение: «Та­ким образом, от науки «финансы» советского пери­ода остается та ее часть, которая, в принципе, соот­ветствует мировым стандартам. В развитых странах

как известно, под «финансами» понимают эконо­мические отношения, возникающие между государ­ством и частным сектором. Составляющими ее ча­стями являются государственный бюджет, бюдже­ты местных органов власти, внебюджетные фонды и государственный кредит... Все это вместе совре­менная российская наука о финансах называет «го­сударственными финансами»'.

Позиция автора цитируемого произведения, равно как и весь проведенный выше анализ сущно­сти государственных кредитных отношений, укреп­ляет во мнении, что у современных исследователей нет оснований не учитывать исторического пути развития государственных финансов с такими их ат­рибутами, как государственный кредит, внешние и внутренние долги, атакже выводы финансовой на­уки, изучавшей и обобщавшей этот путь. Вывод од­нозначен: государственный кредит, являясь само­стоятельной экономической категорией, представ­ляет собой элемент публичных финансов.

Что касается позиции отдельных ученых, со­гласно которой государственный кредит — всего лишь форма кредита и не является самостоятель­ной категорией, то она опровергается, например, анализом движения привлеченных от инвесторов средств в рамках кредитной и государственно-кре­дитной операций.

Единого, логически завершенного цикла движения средств инвесторов в рамках частного кредита не наблюдается в сфере государственного кредита, он расчленяется на три самостоятельные операции, ресурсным обеспечением которых служат разные источники, начинающие свое движение для достижения в каждом из трех случаев совершенно конкретных, принципиально иных целей.

Усилим высказанные выше соображения ана­лизом принципиальных различий между государ­ственным кредитом и банковским, являющимся наиболее распространенной формой кредита*. Су­щественные особенности названных экономичес­ких явлений просматриваются, по меньшей мере, по следующим направлениям. Первое связано с историческим аспектом: государственный и бан­ковский кредит вызваны к жизни разными обще­ственными потребностями. Появление государ­ственного кредита связано с потребностями поли­тической надстройки, которую он обслуживает и вместе с которой развивается. Появление банков­ской формы кредита вызвано потребностями вос­производства, его функционирование направлено на решение воспроизводственных проблем.

Второе направление, по которому просматри­вается коренное различие между государственным и банковским кредитом, связано с характером ис­пользования заимствованных средств и источни­ками погашения долговых обязательств. Государ­ственный кредит используется в основном на не­производительные цели (покрытие бюджетного дефицита) и погашается преимущественно за счет налогов и новых заимствований. Банковский кре­дит имеет в основном производительный характер, используется заемщиком как капитал, который создает источники для уплаты сумм в погашение кредита и процентов по нему.

Третье направление связано с субъектами от­ношений при государственном и банковском кре­дите. Непременным участником государственных кредитных отношений является орган публичной власти, при банковском кредитовании государство как субъект отношений отсутствует. Это, конечно, не исключает того, что банк может предоставить

кредит правительству, выступить в роли инвестора на рынке государственного долга, а орган власти прогарантировать кредитную сделку банка с хозяйствующим субъектом, Однако эти операции отра­жают отношения не частного кредитования, а го­сударственные кредитные отношения и увеличе­ние государственного долга. Всякая кредитная опе­рация, в которой хотя бы одна из участвующих сто­рон представлена органом власти, входит в сферу государственного кредита.

Следовательно, несмотря на яркую особен­ность государственных кредитных отношений как формы существования публичных финансов, со­стоящую в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств, их нельзя сме­шивать с категорией кредита вообще и с банковс­ким кредитом в частности. Когда речь идет о госу­дарственном кредите, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов пуб­личной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как пра­вило, на покрытие бюджетного дефицита, а источ­ником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования. Государствен­ный кредит, появление и существование которого связано с функционированием политической над­стройки общества, формированием в ее распоря­жении дополнительных финансовых ресурсов и движением бюджетных средств на возвратной, срочной и платной основах, выражает собой спе­цифическую часть экономических отношений, ас­симилировавших в себе черты и финансов, и кре­дита. Исторически государственный кредит рас­сматривается как форма существования государ­ственных финансов; в составе финансовой систе­мы страны он функционирует и сейчас.

Таким образом, государственный кредит - са­мостоятельная экономическая категория, сочета­ющая в себе черты кредита и финансов. Являясь таковым, государственный кредит исторически (в период своего становления, развития и по сегод­няшний день) существует и рассматривается спе­циалистами как звено, форма существования го­сударственных финансов. Для государственного кредита характерно плотное взаимодействие с дру­гими категориями, в частности с ссудным капита­лом, государственным капиталом в ссудной фор­ме, экспортом-импортом капитала. По отношению к названным экономическим явлениям государ­ственный кредит является формой движения, спо­собом существования ссудного капитала (частно­го и государственного, внутреннего, иностранно­го и межгосударственного), а в части движения сто­имости между национальным правительством и внешними субъектами отношений по линии пре­доставления или привлечения заимствований го­сударственный кредит правомерно рассматривать как форму экспорта и импорта капитала.

1.2 Функции государственного кредита

Государственный кредит выполняет три основных функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государ­ство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Это одна сторона государственных кредитных от­ношений. Другая их сторона — финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью дополнительно мобилизованных средств. При этом выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений, а круг налогоплательщиков не сов­падает с кругом держателей государственных ценных бумаг, да и при совпадении, что невозможно, будут наблюдаться структурные несовпадения: размер вносимых в бюджет налогов каждым вла­дельцем ценных бумаг не совпадает с величиной получаемых им доходов от государственно-кредитных операций. Это означает, что и вторая сторона государственных кредитных отношений имеет перераспределительный характер.

В современных условиях поступления от государственных зай­мов стали вторым после налогов методом финансирования расхо­дов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет за­имствованных средств в определенных пределах имеет положи­тельное значение. Распределение источников финансирования во времени путем выпуска займов на соответствующий срок позволя­ет переложить платежи по основному кредиту и процентов по нему на все поколения, которые будут пользоваться услугами объектов, построенных нынешним поколением.

Таким образом, положительное воздействие распределитель­ной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кре­диты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погаше­нием государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов постро­енный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого увеличения налоговых поступлений в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финан­сировании за их счет военных или социальных расходов, единст­венным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансировани­ем государственного долга.

Вступая в кредитные отношения, государство вольно или не­вольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость населения. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство мо­жет проводить ту или иную финансовую политику.

Контрольная функция государственного кредита органически связана с контрольной функцией финансов с учетом специфиче­ских особенностей этой категории.

Формы государственного кредита

2.1 Основные формы внутреннего государственного кредита

Государственный кредит может быть внутрен­ним и внешним. Основная доля общественных рас­ходов осуществляется в национальной валюте, по­этому обычно преимущественное развитие полу­чает внутренний государственный кредит. Во внутренних государствен­ных кредитных отношениях партнерами российс­кого органа власти выступают российские юриди­ческие и физические лица, другие российские орга­ны власти.

Долговые обязательства Российской Федерации могут сущест­вовать в форме:

-кредитных соглашений и договоров (в качестве заемщика);

-займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг;

-договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюд­жетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной систе­мы РФ;

-договоров о предоставлении гарантий;

-соглашений и договоров о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет (данная форма не предусмот­рена для муниципальных образований).

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть: краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет). По долговым обязательствам РФ и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципальных обра­зований — 10 лет.

Государственные займы, составляющие государственный долг, могут быть классифицированы по ряду признаков:

-по месту размещения займы могут быть подразделены на внешние и внутренние;

-по способу обращения займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы — это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно раз­витых странах доля таких займов составляет до 70% от всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные зай­мы— это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, то есть они покупаются инве­стором у правительства и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, кото­рую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бума­ги, — привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбереже­ний населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, по­скольку нерыночные ценные бумаги государства выступают аль­тернативой вложению средств на депозиты частных кредитных уч­реждений;

-по сроку заимствования средств займы могут быть подразде­лены на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжи­тельностью до одного года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от одного года до 5 лет) и долгосрочные (со сроком обраще­ния бумаг свыше 5 лет);

-по способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов зай­мы делятся на закладные и беззакладные. Закладные займы — это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом (каким-либо имуществом). К данному способу получения заемных средств прибегает заемщик, надежность которого в глазах потенциальных кредиторов недостаточна, поэтому он вынужден предоставлять дополнительные гарантии возвратности средств. Беззакладные займы — займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспе­чения. На практике государственный кредит реализуется посредст­вом беззакладных займов, поскольку государство априори считает­ся надежным заемщиком;

-по уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе Рос­сии государственные займы могут быть подразделены на федераль­ные, региональные и местные;

-по форме выплаты дохода государственные займы можно раз­делить на следующие виды:

1) процентные займы, доход по которым устанавливается в виде фиксированного процента от номинала. Этот тип займа является основным, так как именно в процентных бумагах размещена ос­новная часть государственного долга в промышленно развитых странах;

2) дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последую­щим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;

3) выигрышные займы, доход по которым выплачивается на ос­нове тиражей выигрыша. Они наименее привлекательны для инве­стора, поскольку не дают гарантированного дохода к определенно­му моменту времени;

4) индексационные займы, доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первона­чально приобретенных инвестором ценных бумаг.

-по принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства, эмитированные заемщиком, мож­но разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. Выпуск обяза­тельств с правом досрочного погашения означает наличие у заем­щика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Та­кое право может быть выгодно эмитенту в случае значительного снижения стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капита­ла. В этом случае эмитент имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым, и за счет полу­ченных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых на обслу­живание долга. Если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимст­вований эмитент не имеет возможности выкупа своих долговых обязательств и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную выгоду;

-по способу погашения задолженности займы разделяют на две категории: займы, подлежащие оплате единовременно, и займы, подлежащие оплате частями. Если эмитированный заем подлежит оплате частями, заемное соглашение может предусматривать сле­дующие три варианта его погашения: погашение равными долями на протяжении оговоренного срока; погашение увеличивающими­ся долями на протяжении оговоренного срока; погашение уменьшающимися долями на протяжении оговоренного срока;

-по способу определения предлагаемого инвестору дохода эми­тент может предложить займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода. Заключе­ние сделок по займам с постоянным фиксированным доходом пре­доставляет инвестору гарантированный доход, а эмитенту — зара­нее известную стоимость обслуживания долга. Однако при необхо­димости размещения долгосрочных займов и низких возможностях прогнозирования ситуации на рынке ссудного капитала государст­во может испытывать трудности в финансировании дефицита бюд­жета посредством размещения займов среди инвесторов. Эта про­блема возникает, когда инвесторы опасаются изменения конъюнк­туры на рынке. «Страховкой» для инвесторов в подобной ситуации и выступает заем с переменным уровнем дохода, который зависит от какого-либо экономического индикатора, например ставки по межбанковским кредитам в стране;

-по направлениям использования заемных средств займы могут
быть подразделены на целевые и нецелевые. Средства, привлечен­ные по целевым займам, должны быть использованы только для финансирования конкретных программ. Средства, полученные от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покры­тие текущих бюджетных расходов, на рефинансирование текущей задолженности или на другие нужды согласно решению уполномо­ченных органов власти и управления;
2.2 Международный государственный кредит

Международный кредит традиционно играл роль фактора, который главным образом обслуживал внешнеторговые связи между отдельными странами. Во второй половине нашего столетия положение стало все больше меняться, и к настоящему времени фактически уже сформировался международный рыночный механизм кредита, который опосредует не только сферу международной торговли товарами и услугами, но и процессы реальных инвестиций, регулирование платежных балансов, обслуживание внешнего долга стран-дебиторов.

Традиционно международный кредит представлял собой предоставление валютных и товарных ресурсов предприятиям и финансовым институтам одной страны предприятиям, финансовым институтам и правительству другой страны на условиях возвратности, срочности и платности. Кредиторами и заемщиками были представители двух разных стран. Источником финансирования товарного кредита и перевода валютных ресурсов в этом случае всегда являлся национальный рынок капиталов. В современных же условиях помимо национальных рынков капиталов важнейшим источником кредитных ресурсов стал собственно международный рынок капиталов, не имеющий непосредственно какой либо национальной принадлежности.

Международные кредиты, если они предназначены для производительных целей: приобретение за границей нового оборудования или важного вида сырья для непосредственного осуществления инвестиций в производство, в конечном итоге увеличивают масштабы производства валового внутреннего продукта в стране-заемщике и, следовательно, сами создают эквивалент той суммы средств, которая должна пойти на возмещение полученной за рубежом ссуды и уплаты процентов по ней. Если же международные кредиты предназначены для других, не производительных целей: приобретение продовольствия за границей, промышленных товаров потребительского характера, содержание государственного аппарата, преодоление дефицита государственного бюджета или платежного баланса, то это ведет к тому, что возврат основной суммы долга и уплата процентов по нему осуществляется не за счет созданного с использованием их эквивалента и в конечном итоге сказывается на сокращении валового внутреннего продукта страны.

Традиционной формой международного кредита является внешнеторговый кредит, который представляет собой важный фактор повышения конкурентоспособности товаров поставляемых на внешний рынок. Сегодня подавляющая часть машин и оборудования на мировом рынке продается как правило в кредит. Условия этого кредита - сроки, процентная ставка, сумма комиссионных, условия погашения, методы страхования рисков - существенно влияют на конкурентоспособность товара. Чем продолжительнее срок кредита, чем ниже его стоимость (проценты плюс комиссионные), чем больше льгот предоставляет при этом кредитор, тем при прочих равных условиях, выше конкурентоспособность товара на мировом рынке.

Старейшая форма внешнеторгового кредита - фирменные кредиты. Преимущественно это ссуды, предоставляемые экспортером одной страны импортеру другой в виде отсрочки платежа или коммерческий кредит во внешней торговле. Фирменный кредит, сроки которого, как правило, колеблются в пределах от 1 до 7 лет, имеет ряд разновидностей: покупательский аванс, кредит по открытому счету. Фирменный кредит чаще всего реализуется посредством открытого счета. Кредит по открытому счету осуществляется через банки импортера и экспортера. Между экспортером и импортером заключается долговое соглашение, по которому первый записывает на счет последнего в качестве его долга общую стоимость отгруженных товаров с учетом начисляемых процентов, а импортер, в свою очередь, обязуется в установленный срок погасить сумму кредита и выплатить проценты. При фирменном кредите импортер часто вносит так называемый покупательский аванс в размере, чаще всего, 10-20% стоимости поставки в кредит, что представляет своего рода обязательства принять поставляемые в кредит товары. Вплоть до начала 60-х годов нашего века фирменные кредиты были преобладающей формой внешнеторгового кредита и по своему стоимостному объему более чем в два раза превышали банковский экспортный кредит. Однако быстрый рост международной торговли, необходимость импорта взаимосвязанной продукции сразу у нескольких поставщиков, увеличение сроков кредита продемонстрировали, что у фирменного кредита есть свои недостатки. Среди них, с точки зрения импортера, наиболее существенными являются: ограниченные сроки кредита, сравнительно небольшие объемы кредитования, жесткая привязанность импортера к продукции фирмы поставщика. Поэтому с ростом масштабов и диверсификацией международной торговли доля фирменных кредитов в общей сумме внешнеторгового кредитования начала снижаться, все более уступая место банковскому внешнеторговому кредитованию. Банковский внешнеторговый кредит имеет с позиций импортера определенные преимущества перед фирменным кредитом: возможность некоторого маневра в выборе фирмы поставщика определенной продукции; более длительные сроки кредита; большие объемы поставок по кредиту; сравнительно меньшая стоимость кредита.

Первоначально банки вышли в сферу внешней торговли как кредиторы фирм экспортеров. Поэтому такие внешнеторговые кредиты именуются кредитами поставщику. Со временем национальные банки страны фирмы экспортера стали осуществлять более гибкую политику внешнеторгового кредитования: они стали предоставлять кредиты непосредственно импортеру. За счет полученных от банка средств импортер оплачивает поставки экспортера. Такой метод банковского внешнеторгового кредитования получил наименование кредиты покупателю. Они для импортера более выгодны. Появляется возможность выбора фирмы поставщика, однако, пока что только в данной стране. Сроки кредита удлиняются, а его стоимость несколько снижается. При этом фирмы поставщики, устраненные от непосредственного участия в кредитования экспорта, не могут завысить цены кредита, что весьма типично при фирменном кредите и даже при кредите поставщику. Помимо внешнеторгового кредита банки предоставляют своим контрагентам из других стран финансовые и валютные кредиты. Финансовые кредиты позволяют ссудополучателю (частному или государственному) использовать их в гораздо широком спектре, нежели чисто внешнеторговые кредиты. Он может осуществлять за счет этого кредита закупки товаров и услуг в любой стране, где качество и цена окажутся для него наиболее подходящими. Валютные же кредиты предоставляются заемщику в наиболее стабильной свободно конвертируемой валюте в целях выплаты внешнего долга, уплаты процентов по нему, пополнения счетов в свободно конвертируемой валюте.

Ши­рокое международное разделение труда, обмен тех­нологиями и научно-техническими идеями, оказа­ние финансовой помощи иностранным государ­ствам и многие другие факторы обусловливают интенсивное развитие международного государ­ственного кредита. В отдельные исторические пе­риоды - переход страны к иной политической или экономической системе, кризис экономики и фи­нансов, слабость денежно-кредитной системы страны, серьезные сбои в работе внутреннего фи­нансового рынка и т.п. - развитие внешних госу­дарственно-кредитных отношений может значи­тельно опережать динамику внутреннего государ­ственного кредита.

С развитием глобализации, проявляющейся, в частности, в свободном движе­нии капитала между странами, внимание ученых и практиков к международным вопросам движения ссудного капитала неизмеримо усиливается.

Date: 2015-08-24; view: 681; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию