Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация туризма в сфере клубного отдыха. Система владения отдыхом первоначально возникла в Европе в середине 60-х гг
Система владения отдыхом первоначально возникла в Европе в середине 60-х гг. XX в. и была окончательно доработана в США в середине 70-х гг. во время нефтяного кризиса и связанного с ним кризиса на рынке недвижимости. С начала 70-х гг. показатели системы владения отдыхом свидетельствовали о стабильном росте. Сегодня это наиболее быстрорастущая отрасль индустрии отдыха. В 1980-1999 гг. количество курортов[8] системы владения отдыхом в мире увеличилось с 500 до 6000, а количество владельцев недель отдыха выросло со 155000 семей почти до 4,5 млн. Объем продаж составил 6,4 млрд долл. США, когда 400 тыс. семей приобрели около 1,3 млн недель в клубах отдыха по всему миру. Сегодня курорты системы владения отдыхом находятся в 89 странах мира, а владельцы отдыха проживают в 191 стране мира. При сохранении такого темпа ожидается, что объем таймшерных продаж также будет возрастать. С ростом популярности таймшера меняется его структура и состав. В начальный период своего развития таймшер-индустрия привлекала, в основном, мелких предпринимателей. В настоящее время в этом секторе работают такие мировые лидеры индустрии туризма, как Хилтон, Сендапт, Мариотт, Шератон, Холидей Инн, а также ряд других крупных компаний. Таймшер рассматривается как право пользования в целях отдыха объектом недвижимости в течение определенного времени в определенный срок, которым можно владеть и распоряжаться по своему усмотрению, а таймшер-неделя - как «единица отдыха», которую, как и любой другой товар или услуга, можно купить и продать. Права покупателя таймшер-недели закреплены специальным сертификатом (не являющимся, впрочем, официально признанной в России ценной бумагой). Владелец таймшер-недели имеет право на ее обмен среди других собственников в других клубах, сдачу в аренду, продажу и т.д. Сертификат о членстве в клубе отдыха дает право его члену на размещение в клубе и пользование его услугами. Профессиональный обмен таймшер-недель владельцы отдыха осуществляют через специализированные обменные организации, самые крупные и известные из которых RCI и II: RCI (Resort Condominiums International), компания, основанная в 1974 г., стала первой обменной компанией, II (Interval International), была основана двумя годами позже, в 1976 г. Система владения отдыхом приносит огромные доходы странам, где развивается эта индустрия. Она позволяет создать большое число дополнительных рабочих мест, так как в ее работе участвуют банки, страховые, туристские, юридические, строительные компании, действующие, модернизируемые гостиницы и вновь строящиеся гостиницы, курорты и т. д. Экономическая выгода для местной экономики отдельных регионов России, где система владения отдыхом получит свое развитие, реальна, и подтверждение тому - опыт других стран. При продаже недель отдыха российским и зарубежным гражданам обеспечивается постоянное поступление денег в местные бюджеты за предоставление услуг по аренде автотранспорта и туристского инвентаря, продажу продуктов питания и сувениров, оплату экскурсий и многих других услуг. По международным оценкам таймшер-владельцы тратят в течение отпуска в среднем на 20% средств больше, чем постояльцы других отелей или другие типы туристов. Система владения отдыхом стимулирует развитие существующих и строительство новых курортных комплексов. За последние годы владельцами клубного отдыха в России стали около 20 тыс. физических и юридических лиц. Однако средства в размере около 1 млрд долл. США, уплаченные ими за право владения таким видом отдыха, оказались вложенными в экономику других стран. Система владения клубным отдыхом, в отличие от классического туризма, привлекает деньги туристов на много лет вперед. Вовлечение в российскую экономику таких средств возможно только при наличии специальной законодательной базы, защищающей национальные интересы России и гарантирующей защиту прав владельцев клубного отдыха. Итак, таймшер (timeshare) - это разделенное время; отдых в средстве размещения, принадлежащем клубу отдыха или включением в его каталог, в течение определенного периода и продолжительностью не менее одной недели в определенное время каждого года (недельный модуль). Становление системы владения отдыхом восходит к началу 60-х гг. XX в., когда Александр Нетте, немец по национальности, впервые развил концепцию на базе гостиницы в Тицино, управляющим которой он являлся. Его первоначальная идея привела к созданию компании «Hapitag», которая была основана в Швейцарии. Компания выпустила акции, собственность на которые давала покупателю право на проведение отдыха в туристских комплексах, принадлежащих компании. Сегодня «Hapitag» - успешно работающая компания с более чем 90 тыс. акционеров и 45 объектами по всей Европе. Чуть позже, в 1967 г. на лыжном курорте Супердеволи также была проведена творческая (и во всех смыслах оригинальная на тот момент) попытка использовать для отдыха фиксированные недели в гостинице. Коммерческий лозунг гласил: «Не арендуйте комнату - покупайте гостиницу. Это дешевле!». Как уже было отмечено, система владения отдыхом возникла в Европе, идея была адаптирована в США в середине 70-х гг. После окончания бума во Флориде, связанного со строительством зданий для продажи в полную собственность, строительные компании нуждались в новых способах, которые помогли бы им продать пустующие объекты, и тогда система владения отдыхом явилась решением: оказалось очень выгодным, разбив год на 52 недели, продать одну и ту же квартиру 51 раз - на неделю - каждому желающему отдохнуть во Флориде. Оставшиеся одна-две недели предназначались для коммунальных работ и ремонта. Как только была применена эта коммерческая формула, продавцы скоро обнаружили ее основной недостаток - отсутствие гибкости, заключающейся в требовании к покупателю проводить отдых в том же самом месте и в то же самое время года. Решение было найдено через развитие специальной обменной системы, состоящей из двух основных компаний по обмену: RCI и II. Эти компании действовали как катализатор для индустрии владения отдыхом, которая впоследствии распространится от США до Мексики, и в начале 80-х гг., снова в Европе. Использование британским рынком услуг испытанной и проверенной методики продаж обменов отдыхом на Канарских островах и побережье Коста дель Соль (Испания) принесло успех и в Европе. С тех пор индустрия владения отдыхом распространилась по всем регионам мира. В России таймшер-рынок начал складываться в начале 90-х гг. Вытесненные с рынков Европы компании, зарекомендовавшие себя не самым лучшим образом в своей стране, устремились в Восточную Европу, в том числе Россию. В нашей стране это совпало с периодом перераспределения капитала и собственности, в результате чего в стране появились люди, имеющие весьма значительные средства в твердой валюте. Очень часто эти средства необходимо было или легализовать, или сохранить. Этим отчасти объясняется интерес, проявленный к новому для россиян явлению - таймшеру. Но в связи с отсутствием законодательной базы, регулирующей данный вид деятельности, российский рынок прав владения отдыхом приобрел стихийный характер. Российский покупатель оказался абсолютно незащищенным от произвола продавцов, ведущих чрезмерно агрессивную продажу, что вызвало и продолжает вызывать негативное отношение к этому перспективному и экономически выгодному виду деятельности. Структура индустрии владения клубным отдыхом значительно сложнее, нежели структура индустрии традиционного туризма, так как в ней задействовано гораздо больше участников. Это связано с особой формой покупки таймшер-недели (недель) и соблюдением условий защиты прав потребителей. С 1999 г. в России действует ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», в котором представлена современная, соответствующая международной, классификация средств размещения туристов. К коллективным средствам размещения согласно классификации относятся, кроме гостиниц, мотелей и пансионатов, также и клубы с проживанием. Клубы отдыха являются одной из разновидностей клубов с проживанием и как таковые нуждаются в собственных стандартах размещения, обслуживания и продаж. Рассмотрим терминологию, используемую в сфере клубного отдыха. Клубный отдых - вид отдыха, в принадлежащих клубу отдыха средствах размещения на условиях и в сроки им определяемые. Существует три разновидности (вида) клубного отдыха: 1) клубный отдых в режиме разделенного времени - таймшер; 2) клубный отдых в режиме реального времени - отдых, продолжительность которого зависит от количества принадлежащих члену клуба баллов, кредитных очков или иных принятых в клубе единиц измерения, определяющих также и выбор средств размещения, предоставляемых различными клубами; 3) клубный отдых в гостиницах, входящих в клуб отдыха. На рис. 12.1 представлена структура индустрии клубного отдыха.
Рис. 12.1. Структура индустрии клубного отдыха
Далее рассмотрим основные элементы структуры системы владения отдыхом подробнее. Компания - собственник, как правило, это компания, владеющая самостоятельно или через дочернюю организацию одним или несколькими средствами размещения (апартаментами), предназначенными для организации на их базе таймшера. В практике европейского и американского тай-мшера обычно оперируют понятиями «таймшер-курорт» или «сеть тайм-шер-курортов», что говорит о масштабах самого явления. Разработчик (девелопер) проекта клуба отдыха - компания-собственник и разработчик проекта - это одно юридическое лицо, но чаще они выступают как раздельные участники в виду разности стоящих перед ними задач. Компания-собственник может использовать принадлежащую ей собственность любым путем, приносящим максимальный доход, не обязательно развивая ту или иную форму системы владения клубным отдыхом. Задачей разработчика является реализация права собственности на недвижимость в продаже прав владения клубным отдыхом. Компания-маркетер - является непосредственным организатором продаж таймшер-недель потребителю и выступает, чаще всего, как агент (комиссионер) разработчика или принадлежащей ему компании - генерального маркетера. Фактически именно это звено отвечает за продвижение таймшер-продукта на рынке и непосредственно «соприкасается» с покупателем (первичный рынок продаж). Управленческая компания - отвечает за управление курортом и его обслуживание. В круг ее обязанностей входят поддержание порядка и функционального состояния компонентов, ремонт, обеспечение соблюдения экологических норм и взаимодействие с эксплуатационными и коммунальными службами. Это звено тесно сотрудничает уже непосредственно с владельцами. Трастовые компании (попечительская организация) - организация, специально созданная для охраны прав многочисленных и раздробленных членов клуба; является как бы гарантом выполнения клубом своих обязательств. Выпускает именные сертификаты для таймшер-владельцев, ведет счета клуба и балансы маркетеров, продающих членство в данном клубе по всему миру. Компании по перепродаже (специализированные туристские биржи) - специализированные организации, занимающиеся комиссионной (биржевой) торговлей ранее купленными и сданными на продажу владельцем таймшер-сертификатов (вторичный рынок продаж). Компании по обмену - организации, основное направление бизнеса которых заключается в предложении клиентам, владельцам отдыха, возможности обменять их интервал отдыха на другой на курортах, входящих в данную систему. Член клуба отдыха (таймшер-владелец) - физическое или юридическое лицо, купившее таймшер-неделю (недели) и получившее сертификат, подтверждающий его членство в клубе отдыха. Курорт (клуб) - объект, собственность или комплекс проданный для использования в системе владения отдыхом (в отличие от общераспространенного понятия, которое означает город, находящийся на берегу моря, или лыжный курорт). Профессиональные консультанты - финансовые советники кредитных организаций, юридические консультанты, адвокаты, аналитики и т.д. Торговые ассоциации - некоммерческие объединения профессиональных операторов рынка, девелоперов и маркетеров, разрабатывающие и поддерживающие на рынке принятые стандарты работы в рамках существующего законодательства, лоббирующие интересы отрасли в органах власти и т.п. В Российской Федерации - это Ассоциация российских компаний, действующих на рынке клубного отдыха (таймшер) - АРККО, существующая с 1995 г. (Прежнее название - Ассоциация российских компаний, действующих на рынке собственности на каникулы - Российская таймшер Ассоциация). Ассоциация членов клубного отдыха - ассоциации, объединяющие непосредственно владельцев интервалов отдыха в определенном таймшер-клубе (или баллов в клубах отдыха) для защиты своих интересов в клубе вне зависимости от страны постоянного проживания. Национальные ассоциации владельцев - объединения владельцев отдыха, проживающих в данной стране, вне зависимости от местонахождения их клуба отдыха. В 1998 г. в Европе создана Европейская таймшер-организация (ОТЕ), а в 1999 г. организован Всемирный Союз по высоким стандартам в таймшере. Описанная цепочка закрепляет организационные и экономические взаимоотношения, в которые участники вступают по поводу организации и продажи таймшер-продукта, договорами, разграничивающими права и ответственность сторон. Количество звеньев и их наименование может отличаться от вышеперечисленных. В частности, компания-собственник может быть заменена на строительную компанию, возводящую средства размещения по соглашению с компанией-организатором. В течение последних 25 лет объем продаж владения отдыхом последовательно доказал потенциал роста этого сектора туризма. Суммарный денежный оборот фирм, действующих в таймшер-бизнесе, составляет сейчас порядка 400 млн долл. США в год. В ближайшие 5 лет, по прогнозам экспертов RCI, ожидается приток на этот рынок инвестиций в размере 30 млрд долл. США. В течение 80-х гг. таймшер-индустрия развивалась быстрыми темпами (табл. 12.1 и рис. 12.2-12.5). Т а б л и ц а 12.1 Тенденции развития всемирной индустрии владения отдыхом в 1980-1999 гг.
Источник. Данные RCI. Из данных табл. 12.1 можно сделать вывод, что пик роста объемов продаж приходился на 1980-1985 гг. На рис. 12.2 представлены данные, отражающие рост числа курортов в 1981-1999 гг. по сравнению с начальным периодом, однако средний размер новых курортов увеличивался, и они развиваются благодаря более опытным и лучше финансируемым компаниям. Система владения отдыхом в настоящее время является одной из наиболее быстрорастущих областей туристского бизнеса, связанного с организацией отдыха. Демографические последствия (старение населения) меняют отношение к проведению отдыха в сторону повторного посещения мест отдыха. На рис. 12.3 представлен рост числа владельцев отдыха, а на рис. 12.4 - рост количества проданных недель за тот же период времени. В системе владения отдыхом владельцы часто приобретают несколько недель на одном или нескольких курортах. При этом число клиентов, отдыхающих в клубе, может быть значительно больше владельцев отдыха. Рост объема продаж представлен на рис. 12.5, а количество владельцев отдыха на 10 тыс. населения, в некоторых странах мира (по данным RCI) - в табл. 12.2.
Рис. 12.2. Рост количества курортов, связанных с системой владения отдыхом в 1981-1999 гг. Источник. Данные RCI
Рис. 12.3. Рост числа владельцев отдыха в 1980-1999 гг. Источник. Данные RCI
Рис. 12.4. Рост количества проданных недель (1980-1999 гг.) Источник. Данные RCI
По мнению экспертов RCI, в будущем не ожидается появления существенного фактора, который бы угрожал росту объемов продаж в системе владения отдыхом. В относительных величинах наиболее существенный рост числа курортов и владельцев наблюдался в начале 80-х гг., прежде всего благодаря произошедшему в Соединенных Штатах преобразованию сотен неприбыльных объектов, находящихся в полной собственности, в объекты, связанные с владением отдыхом. В течение следующих нескольких лет замедлился рост индустрии вследствие постепенного восстановления рынка недвижимости.
Рис. 12.5. Рост объема продаж в системе владения отдыхом в 1980-1999 гг. Источник. Данные RCI
Т а б л и ц а 12.2
В начале 80-х гг. ежегодные темпы роста обмена собственностью для отдыха равнялись в среднем 15%. Для сравнения можно сказать, что за тот же период в секторе традиционного туризма эта цифра составляла лишь 4%, а в гостиничном бизнесе - 2%. Эксперты полагают, что сфера обмена отдыхом меньше подвержена краткосрочным изменениям спроса, чем более изменчивый традиционный сектор туризма, так как чутко реагирует на колебания доходов потенциальных потребителей и влияние внешних факторов. По оценкам экспертов, темпы роста сектора системы владения будут в дальнейшем примерно в 4 раза превосходить общие темпы роста туристского бизнеса, и в 7 раз - гостиничного бизнеса. В России рынок системы владения отдыхом практически отсутствует. В настоящее время база клиентов в Москве составляет 12 500 тыс. семей, из которых примерно 20% не уплатили управленческие взносы. И в эту цифру входят семьи не только из Москвы, но также и из более или менее благополучных регионов России. Таким образом, получается, что 12 500 тыс. семей и составляет весь рынок владения отдыхом в России. Это результат бесконтрольного отсутствия законодательной базы развития данного сегмента рынка. Растущее количество жалоб и обращений в судебные инстанции по поводу недобросовестных действий продавцов таймшер-продукта заставило правоохранительные органы обратить внимание на эту проблему. Кроме того, необходимо было определить налогооблагаемую базу по продуктам тайм-шер-индустрии. Все эти причины нашли свое отражение в разработке нормативно-правовой базы, регламентирующей операции на рынке отдыха в режиме разделенного времени. Цель разрабатываемого Государственной Думой закона об особенностях организации туристской деятельности в сфере клубного отдыха - создать в стране условия для развития отечественных индивидуальных и коллективных средств размещения, уменьшить дефицит платежного баланса по статье «Туризм/поездки», а также защитить права отечественного потребителя услуг клубного отдыха. Одной из основных задач, которая должна быть решена после принятия соответствующего закона - максимальная защита прав потребителей в условиях массовых нарушений прав последних, особенно со стороны иностранных компаний. Приходится констатировать, что в России репутация системы владения отдыхом невысока. Политика маркетинговых компаний, работающих на российском рынке, - это «политика рвачества». Маркетинговые фирмы системы владения отдыхом совершенно не задумываются о том, что политика агрессивного маркетинга приносит плоды только в данный момент. Устраиваются презентации, на которые люди заманиваются с помощью обмана; при этом используются психологические методы воздействия на клиентов. Далеко не секрет, что покупаемые у маркетинговых компаний недели идут с большой «накруткой», что является одним из основных моментов в торможении развития системы владения отдыхом. Сейчас наблюдается тенденция покупки сертификатов системы на месте, непосредственно у курорта, минуя посредников, но и это оказывает незначительное влияние на работу вторичного рынка. Таким образом, причина сложившейся вокруг системы владения отдыхом в России ситуации сводится к следующим моментам: · отсутствие необходимой законодательной базы и нормативных документов; · практическое отсутствие рынка вторичных продаж; · агрессивность маркетинговых компаний; · порочное ценообразование на услуги клубного отдыха. Большинство таймшерных компаний, действующих в России, зарегистрированы как туристские фирмы, но часто не имеют лицензии на ведение туристской деятельности. Некоторые из них напрямую с клубами отдыха и отелями не связаны. Вероятно, среди этих фирм есть и такие, которые планируют работать на российском рынке добросовестно и долго. Но, к сожалению, даже они на сегодняшний день прибегают к сомнительным приемам, используя некорректные меры воздействия на клиентов. Имущественное право на пользование неделей отдыха в таймшер-клубе, как особый вид товара, является предметом договора купли-продажи и, как и любой товар, его можно купить, продать, т. е. им можно владеть, пользоваться и распоряжаться. Но данному товару присущи и специфические черты, как то: право на клубный отдых закреплено за покупателем на определенный срок; не позднее одного месяца со дня заключения договора клуб отдыха заносит покупателя в реестр своих членов; клуб отдыха обязан обеспечить ведение и хранение реестра в установленном порядке; кроме того, покупатель имеет право на обмен таймшер-недели с другими собственниками, сдачу ее в аренду, продажу, завещание или наследование. При очевидных преимуществах системы клубного отдыха существуют и негативные моменты: жесткая привязанность клиента к одному месту (клубу) и сроку отдыха, хотя в этом случае в работу включаются организации, занимающиеся обменом сроков и мест отдыха между владельцами таймшер-недель; отсутствие вторичного рынка продаж, т.е., если владелец таймшер-недели через какое-то время решил продать свое членство в клубе, то сделать это он сможет с большим трудом, если вообще сможет. Право на клубный отдых может быть продано членам клуба отдыха (если иное не установлено указанным клубом) только через клубы отдыха или специализированные организации. Пока же, обратясь в RCI, клиент может получить список фирм, занимающихся продажей таймшер-сертификаторов, но ответственность за деятельность этих фирм RCI не несет. Таким образом, избавиться от своего членства в клубе в настоящее время очень сложно. При продаже и обменах в системах владения клубным отдыхом учитываются следующие основные моменты: сезонность отдыха, его продолжительность (интервал), размер предоставляемого на курорте средства размещения (модуль) и дополнительные организационные и коммунальные платежи, суммы на которые вносятся ежегодно. В системе владения отдыхом календарный год разделен на три основных сезона: 1) красный - пик сезона (высокий сезон); 2) белый - межсезонье (демисезон); 3) синий - несезон (низкий сезон). Большинство клубов продают 50 или 51 интервал (из расчета на год), чем обеспечивают круглогодичное посещение. Даже в том случае, если владелец не может использовать свою неделю на курорте или желает посетить другие места, обменная система позволяет другому владельцу использовать его номер. Система владения отдыхом способствует продлению красного сезона. В городских районах на объекты размещения может поддерживаться круглогодичный спрос. В Англии, например, почти 2/3 курортов имеют пиковой сезон, продолжающийся в течение 5 месяцев - с мая по сентябрь включительно. Представление обширного диапазона услуг высокого качества, наличие центров проведения досуга и клубов здоровья, которые обычно ассоциируются с клубами отдыха, уменьшает климатическое неудобство зимних месяцев, стимулируя таким образом, круглогодичное использование. Концепция клубного отдыха в режиме реального времени принадлежит швейцарской компании «Hapimag», но используют ее «многие клубы, поскольку эта система и есть собственно клубный отдых и лишена традиционных таймшерных неудобств. Таких систем клубного отдыха насчитывается несколько десятков. Членство в клубе продается на срок от 30 до 99 лет и варьируется в зависимости от уровня цены: «бронзовый» уровень (около 5000 долл. США, 5000 кредитных очков, 265 долл. США ежегодных управленческих сборов) и уровень «royal» (самое дорогостоящее, «королевское» членство стоит 74875 долл. США, 200 000 ежегодных кредитных очков, при 2165 долл. США ежегодных управленческих сборов). Система клубного отдыха в режиме реального времени выгодно отличается от системы таймшера по следующим пяти принципиальным признакам. 1. За членство в клубе надо платить непосредственно владельцу всей сети. В таймшер-системе платежи идут через трастовую компанию (банк, нотариуса), представляющую интересы отдельного клуба. 2. Не существует обмена между клубами - членство предполагает выбор каждый год из имеющегося ассортимента отелей и круизных линий, принадлежащих сети. При этом категория номера и продолжительность отдыха зависят от количества кредитных очков. 3. Уровень членства можно повышать, доплачивая соответствующую сумму и получая при этом прогрессивно большее количество кредитных очков. В клубной системе неиспользованные кредитные очки также пропорционально накапливаются нарастающим итогом. 4. Запрещена процедура перепродажи (отсутствует свободное обращение членских сертификатов), т. е. существует четкая процедура передачи членства в пользу третьих лиц в следующих случаях: · если третье лицо согласно с правилами членства в клубе; · освобождения индоссамента от обязательств по членству в клубе; · наличия соответствующего письменного заявления, подписанного обеими сторонами, которое направляется в управляющую компанию клуба для перерегистрации членства. 5. Нет жесткой привязки к конкретному клубу, конкретной неделе как единице измерения отдыха вообще. Это, пожалуй, самое главное отличие, делающее владение отдыхом в режиме реального времени максимально удобным для пользователя. Успех клуба в обслуживании клиентов зависит от сложной системы бронирования. Наряду с особенностью системы баллов, которая требует специализированного программного обеспечения, необходима надежная система резервирования в течение всего периода времени. Модуль (номер) в средствах размещения клуба обозначается как Т0, Т1, Т2, Т3, Т4, где цифра указывает на количество спален в средстве размещения. В системе владения отдыхом существуют следующие типы номеров: гостиничный номер - одна комната со спальными местами без кухни; студия - одна большая комната, которая служит и спальней и гостиной, и, как правило, с частичной кухней или мини-кухней (Т0); одна спальня, две спальни, три спальни или четыре спальни - апартаменты или виллы с кухней, где можно готовить, а также спальнями, изолированными от остальных жилых помещений. В табл. 12.3 представлены минимальные требования к количеству проживающих, типы и площади апартаментов (блоков размещения). Наряду с многообразием типов номеров имеется широкий диапазон особенностей для комфортного отдыха. Номера или апартаменты часто включают такие элементы, как террасы, балконы, камины, джакузи, сауны и домашние кинотеатры с одним (или несколькими) телевизором, видеосистемой, кабельным телевидением. Кухни укомплектовываются большими холодильниками, посудомоечными машинами и сушилками. Архитектурные особенности расширены в соответствии с современным дизайном: богатая обстановка, наличие драпировки и стенных панелей, создающие уютную домашнюю обстановку. В апартаментах ждут покупателей не только огромные ванные комнаты, но и наборы махровых полотенец; спальни с кроватями больших размеров, удобная балконная мебель - все это разработано, не только для удобства и комфорта, но и для создания атмосферы роскоши. Постоянно повышающиеся стандарты размещения клиентов четко отделяют апартаменты в системе владения отдыхом от других вариантов отдыха, предлагаемых временным клиентам, и часто превосходят ожидания клиентов. Существуют и используются на практике общие принципы оснащения апартаментов и стандарты размещения, которые разработаны RCI, применительно аффилированным в систему курортам. Количество модулей и их типоразмеры (в процентном отношении) при-менитедьно к некоторым странам и регионам (согласно системе, принятой в RCI) приведены в табл. 12.4. Т а б л и ц а 12.3
________
Источник. Данные RCI.
Из табл. 12.4 видно, что студия (Т0) - наиболее часто встречающийся тип модуля в клубах Юго-Восточной Азии, Европы, Мексики и Южной Америки. В Северной Америке и Австралии преобладает модуль Т2 с двумя спальнями. В среднем в мире наиболее широким спросом пользуются модули Т0, Tl, T2. Клубы отдыха системы владения отдыхом подразделяются на следующие типы: · Пляжные - наиболее типичный вид владения отдыхом, расположены в прибрежных местностях и оборудованы в полном объеме комплексами средств для предоставления разнообразных услуг (бассейны, теннисные корты, бары, закусочные, магазины и т.д.) имеют все необходимое для игры в гольф, занятий водными видами спорта и т. д. Высокая концентрация курортов этой системы наблюдается на побережьях Мексики, Флориды, Испании, Канарских островах, Португалии и на латиноамериканских курортах, типа Пунте Дель Эсте в Уругвае в Карибском море; · городские - расположены в наиболее известных городах, обладающих большой культурной значимостью; из-за высокой стоимости земли городское владение отдыхом обычно продают по высокой цене, таким образом, ограничивая рынок. Однако запросы в течение сезона отдыха на такие курорты через систему обмена очень велики и владельцы недель стараются использовать возросшую меновую стоимость их интервала в системе обмена. Курорты данного типа находятся в Лондоне, Париже, Вене, Сан-Франциско, Сан-Диего, Сингапуре и Нью-Йорке;
Т а б л и ц а 12.4
__________ Источник. Данные RCI.
· горные - расположены на традиционных горных и горнолыжных курортах; здесь разгар сезона совпадает с лыжным сезоном, хотя горный туризм по многим причинам привлекателен и в летнее время. Известно, что все больше и больше туристов ищут направления отдыха, отличные от традиционных представлений, типа альпинизм, байдарочный туризм, пешие походы; · тематические парки отдыха - находятся вблизи известных парков развлечений и интересны для обменов, особенно они привлекательны для семейного отдыха. Ярчайший пример такого курорта - Disney World (Орландо, штат Флорида), своим появлением создавший большую туристскую привлекательность. Диснеевский клуб отдыха предлагает отдых в районе диснеевского городка, рядом с которым расположилось множество других клубов отдыха. Подобные парки находятся в Японии, Франции и северо-востоке Испании; · иные типы клубов отдыха создаются на различных основах. Изменение тенденций рынка и запросов заказчика стимулирует появление новых оригинальных программ владения отдыхом, например, владение отдыхом в загородных домах (Великобритания) или оздоровительные программы клубов отдыха. Вместимость подобного клуба отдыха составляет примерно 50 номеров. В силу того, что компания RCI занимает центральную позицию в системе обмена отдыха, она обладает большим авторитетом среди клубов и разработчиков. Если курорт желает присоединиться (аффинироваться) к системе RCI, то это должно быть одобрено соответствующим комитетом, который рассматривает следующие вопросы: · клиентура - учет потребностей клиентов RCI, которые будут участвовать в обмене; · курортные услуги - оценка вероятности и уровня запросов на отдых на данном курорте; · контроль качества - гарантия того, что стандарты номеров и оборудования соответствуют критериям, разработанным RCI. Менеджер по развитию бизнеса RCI тесно сотрудничает с разработчиком по вопросам подготовки курорта к включению в сеть. Адвокаты RCI работают с адвокатами разработчика, чтобы получить ответ на 3 основных вопроса: 1) Есть ли у разработчика право на собственность? 2) Все ли согласовано с законом? 3) Есть ли у разработчика соответствующая юридическая схема, обеспечивающая получение покупателями права на отдых, которое они оплачивают, и застраховано ли оно на случай банкротства или отказа разработчика? Специализированные курорты должны также предоставить дополнительную информацию об общих службах и сооружениях, которые желательны на территории курорта, в том числе: · администрация по приему и размещению гостей и посетителей (reception); · зона для парковки машин; · продуктовый магазин; · плавательный бассейн, крытый и (или) открытый с обогревом; · отдельный плавательный бассейн для детей; · теннисный корт (корты); · оздоровительный клуб, сауна, джакузи; · ресторан; · бар; · игровая комната; · детская площадка; · развлекательные заведения; · прачечная; · пункт аренды автомашин; · пункт по уходу за детьми; · медицинские службы; · пункт обмена валюты. Также существуют отдельные требования к каждому виду клубов отдыха: а) пляжный: · расстояние от здания курорта до пляжа; · характеристика пути к пляжу (например, крутой спуск, ступени, необходимость переходить автодорогу и т.д.); · наличие на пляже ресторана/бара; · водные виды спорта; · виндсерфинг; б) горнолыжный: · расстояние до зоны катания на лыжах; · расстояние до подъемников; · расстояние до пункта проката лыж; · расстояние до лыжной школы (инструкторов по лыжам); · протяженность лыжни для скоростного спуска, высота самой верхней горнолыжной станции; · протяженность лыжни для кросса; в) гольф-клуб: · расстояние от клуба до поля для игры в гольф; · количество лунок на поле (19 или 18); · длина (площадь) поля в ярдах; · новая стартовая площадка для первого удара по мячу (Driving Range); · уроки игры в гольф; · специализированный магазин; · прокат оборудования; · зеленые площадки вокруг лунки; · возможность забронировать время начала игры. Сотрудничая с присоединенными курортами, RCI ставила своей целью укрепить индустрию по обмену отдыхом посредством обеспечения высококачественного отдыха владельцам таймшеров. Для достижения этой цели компания старается присоединять курорты, которые стремятся к высоким стандартам качества и предоставления услуг. Компанией RCI были введены две престижные категории курортов: 1) курорты «Золотой короны RCI»; 2) курорты «Международного значения RCI». Отбор курортов, соответствующих этим престижным категориям, производится ежегодно. Каждый курорт, получивший признание как курорт «Золотой короны RCI», отвечает требованиям, предъявляемым к качеству и обслуживанию как по оценке, данной этому курорту в карточке отзывов члена RCI, так и по результатам независимой оценки условий, удобств и обслуживания на курорте. Отзыв члена RCI включает оценки: · качества жилья; · уровня гостеприимства; · ведение хозяйства; · содержание помещения и уход за ним; · наличие удобств по заезду/выезду. Критерии оценки условий обслуживания, предоставляемых клубом отдыха, следующие: · наличие удобств на курорте; · уровень предоставляемого комфорта; · оценка интерьера; · уровень обслуживания гостей. Курортам, достигшим высокого уровня в предоставлении первоклассного отдыха гостям по обмену, присваивается категория курортов «Международного значения RCI». Так же, как и курорт «Золотой короны RCI», каждый курорт, получивший категорию курорта «Международного значения RCI», должен соответствовать принятым стандартам качества и обслуживания, при этом выбор основывается на оценке клиентов в карточке отзывов членов RCI после обмена отдыхом. Курорты, получившие категорию курортов «Международного значения RCI», также должны демонстрировать постоянные убедительные доказательства удовлетворенности гостей RCI, отвечая требованиям каждой из пяти категорий оценки. Для определения курортов-кандидатов этой категории в течение года оценивается уровень состояния каждой категории на каждом присоединенном курорте (по пятибалльной системе). Критерии оценки, проводимой членами RCI (минимальные оценки, средние за 12 месяцев), приведены в табл. 12.5. Таблица 12.5
__________ Источник. Данные RCI.
На практике существует также и третья категория курорта - «Стандартный курорт», оцениваемый по следующим критериям: · удобства курорта; · удобства жилья/интерьер; · уровень обслуживания гостей. Требования к различным курортам, средствам размещения в зависимости от количества человек, апартаментам и их оснащению приводятся в нормативных документах RCI. Стоимость владения клубным отдыхом для покупателя складывается из: цены модуля размещения, которая зависит от интервала, типа модуля, курорта и компании-маркетера; ежегодных взносов на коммунальные услуги, которые составляют от 150 долл. США до 800 долл. США в год (в среднем 300-400 долл. США); членских взносов (например, в RCI они составляют 150 долл. США в год); расходов на обмен отдыхом (в RCI эта сумма составляет 171 долл. США за внутриконтинентальный и 229 долл. США за межконтинентальный обмен). Стоимость модуля покупатель оплачивает непосредственно при заключении договора о покупке, коммунальные расходы - ежегодно. Взнос за коммунальные услуги устанавливает курорт и вносится он независимо от того, используете ли вы свой срок (неделю) или нет. Все эти взносы распространяются на покупателя, а не на одного отдыхающего, поэтому таймшер выгодно покупать семье или компании друзей, состоящей минимум из 3-4 человек. Средняя цена модулей системы владения отдыхом в 30 странах мира равняется приблизительно 6500 долл. США. Однако средняя цена на доминирующем рынке Соединенных Штатов равняется приблизительно 9500 долл. США, поэтому «истинная цена» модулей, продаваемых в мире, - 8000-8500 долл. США. По регионам данный показатель составляет в среднем 4000 долл. США. Ниже он в Арабских странах, Индии, Израиле, Корее и Южной Африке. Средняя цена более чем 8000 долл. США - в Западной Канаде, Франции, Италии, Мексике и США. В Испании и Великобритании средние цены колеблются на уровне 6000 долл. США. Средняя цена одного интервала различных модулей в некоторых странах и регионах представлена в табл. 12.6. Большие преимущества таймшер дает людям, проживающим в той же стране, где расположен курорт. Если они любят отдыхать на своем курорте и редко меняют место отдыха, то существенно экономят на транспортных расходах. В течение 30 лет владение отдыхом стало весьма существенным направлением в индустрии туризма с огромным потенциалом роста, обеспечивающим поддержание темпов развития. Система владения отдыхом заслужила право на признание и уважение со стороны всех участников индустрии туризма. Обмен - важная составная часть системы владения отдыхом, так как именно ему она обязана своим существованием. Обмен предоставляет более широкие возможности в системе владения отдыхом, позволяя покупателям не возвращаться на один и тот же курорт, в одно и то же время год за годом, а открыть для себя что-нибудь новое и интересное, отдыхая в другом месте. Обмен - один из основных факторов, являющихся причиной бурного развития системы владения отдыхом, ибо благодаря именно ему таймшер-индустрия распространена во всем мире. Обмен подразумевает, что обладатель недели на определенном курорте может обменять ее на неделю, принадлежащую другому клиенту, в иное время (или) в ином месте. Разнообразие и гибкость, которые может предложить система обмена, придали владению отдыхом дополнительную привлекательность, поскольку развиваются новые курорты, которые становятся частью этой системы. Возможность доступа к системам обмена признана одним из основных стимулов для приобретения владения отдыхом. Следовательно, компании по обмену играют существенную роль в общей структуре системы владения отдыхом, увеличивая ее привлекательность. По природе своего бизнеса компании по обмену имеют устойчивые связи со всеми другими участниками индустрии владения отдыхом, особенно с курортами и клиентами, и гарантируют поддержание определенных стандартов качества, так как могут исключать из системы те курорты, которые не соблюдают установленные стандарты.
Т а б л и ц а 12.6 (долл. США)
Продолжение
___________ Источник. The Worldwide, Resort timeshare Industry, Ragatz Associates.
Как было отмечено, существуют две основные международные компании по обмену отдыхом: RCI и II. RCI была образована в 1974 г. в Индианаполисе (США). В настоящее время входит в крупную гостиничную цепь «Cendant» с оборотом более 2 млрд долл. США, имеющую в своем составе около 100 собственных курортов, круизную компанию, компанию по аренде автомобилей и другие объекты. В RCI аффилировано около 4000 курортов (3,2 млн владельцев). За 1999 г. произведено 2,8 млн обменов. RCI является лидером по обменам, контролируя около 80% рынка. Имеет представительство в Москве. Вторая по величине обменная компания (II) была основана в Майами (штат Флорида) в 1976 г. В 1992 г. была приобретена CUC International, базирующейся в Коннектикуте и специализирующейся на оказании разного рода услуг - от предоставления различного рода скидок туристам, организации транспортных перевозок, продажи продуктов питания и других товаров до консалтинга и составления балансов. Компании RCI и II выполняют большинство обменов в системе отдыха. Они не имеют серьезных конкурентов, и таким образом являются лидерами рынка по обмену отдыхом. В США и Западной Европе существуют и другие, более мелкие компании, но их вклад не столь значителен. Вклад и влияние, которые две основные компании по обмену оказывали и оказывают на развитие данного бизнеса, нельзя недооценивать. Эти компании традиционно конкурировали в системе владения отдыхом, при этом каждая из них стремилась включить в свою сеть как можно больше курортов. Компании по обмену продолжают успешно обеспечивать необходимую гибкость системы. Недавние исследования показывают, что свыше 88% клиентов компаний по обмену удовлетворены предоставленным обслуживанием. Принципы обмена в системе владения отдыхом состоят в следующем. Благодаря помощи специальных компаний по обмену, которые позволяют владельцам отдыха обменивать недели, находящиеся у них в собственности, на альтернативные на курортах по всему миру, последние имеют возможность выбора места проведения отдыха.
Рис. 12.6. Количество членов компаний по обмену Источник. Данные RCI
Обменные компании ежегодно взимают отдельную плату за свои услуги. Принцип обмена заключается в том, что владельцы отдыха на одном курорте могут обменять недели, которыми они владеют, на соответствующие периоды на различных курортах в разное время года на основе «неделя на неделю». Существует два типа обмена: · внутренний; · внешний.
Рис. 12.7. Количество аффилированных курортов в компаниях по обмену Источник. Данные RCI
Внутренний обмен происходит, когда владелец обменивает время отдыха, не меняя при этом места. Внешний обмен представляет собой обмен, при котором владелец меняет не только время, но и место отдыха. Компании по обмену производят внутренний и внешний обмен, но, как правило, именно последний является основной частью их операций. Обменные компании RCI и II имеют обширную сеть сотрудничающих с ними курортов по всему миру и в своей работе опираются на компьютерные технологии. Но в системе обмена существуют и свои так называемые подводные камни: · обменный потенциал проданного периода времени; · время, за которое обмен может быть произведен; · получение визы (для российских клиентов). Представительство компании RCI в России расширило круг предлагаемых услуг, включая помощь по заказу авиабилетов, страховку на случай отказа в получении визы, чтобы хоть как-то компенсировать потерянные деньги. Приходится отметить тот факт, что почти все российские владельцы недель отдыха были введены в заблуждение маркетинговыми компаниями, которые продали им таймшер, по поводу обменных возможностей. Обменный потенциал каждой недели зависит от пяти следующих факторов: 1) сезон - красный, белый или синий (на стоимость конкретной недели в рамках сезона влияют школьные каникулы и национальные праздники). 2) размер модуля, оценка которого происходит по двум критериям; · максимальное количество человек, которых можно разместить в данных апартаментах; · количество человек, проживающих с максимальным уровнем комфорта, имеющих прямой доступ в ванные комнаты без необходимости проходить через другие спальные зоны. Чем больше спален или комфортабельных спальных зон, тем выше спрос на апартаменты и, следовательно, выше обменный потенциал конкретного жилья; 3) спрос на курорт и его расположение; 4) срок депонирования недели - чем раньше неделя вносится в «RCI Спейсбанк», тем выше ее обменный потенциал. Максимальный срок депонирования - 2 года, минимальный - 14 дней; 5) качественная оценка курорта. Обменный потенциал недели клиента становится ее меновой ценой. Эквивалентная стоимость обмена может означать следующее: предлагается менее «ценный» сезон, но более высокое качество курорта или апартаментов; меньший размер апартаментов, но более популярный курорт и т.д. Клиенты RCI имеют право производить обмен, даже если их недели не были востребованы другими клиентами. Процедура запроса по обмену в RCI происходит напрямую. Клиенты могут вносить недели в письменной форме или по телефону, контактируя с ближайшим представителем компании RCI. Мощность компьютерной системы RCI такова, что в 60% случаев она выполняет запросы по обмену недель клиента в течение одного обращения по телефону. Если запрос не может быть удовлетворен немедленно, компьютер будет искать подходящий курорт. Если RCI не в состоянии удовлетворить запрос клиента, то ее сотрудники предложат альтернативный выбор времени и места. Система владения отдыхом приносит доходы странам, где развивается эта индустрия. Система владения отдыхом, в отличие от классического туризма, привлекает деньги туристов на много лет вперед. В России система владения клубным отдыхом имеет несколько отличительных моментов, из-за которых она пользуется не слишком хорошей славой на российском рынке: 1. Отсутствие полноценного рынка системы владения отдыхом. По данным RCI, база клиентов в России составляет всего лишь 12 500 тыс. семей. 2. Отсутствие законодательной базы и необходимых нормативных актов и стандартов. 3. Агрессивная политика продаж маркетинговых компаний. 4. Цены на покупаемые недели у маркетинговых компаний слишком завышены, и это является одним из ключевых моментов в торможении развития системы владения отдыхом. 5. Отсутствие вторичного рынка по продаже таймшер-сертификатов. 6. Нестабильная экономическая обстановка в России, препятствующая притоку иностранных и отечественных инвестиций. На Западе в системе владения отдыхом в процессе своего развития возникали те же самые проблемы, но, несмотря на это, темпы роста и ее привлекательность динамично увеличиваются. После преодоления существующих проблем система владения отдыхом на туристском рынке России будет соответствовать цивилизованным нормам.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Дайте определение понятия «система владения отдыхом». 2. Какие виды клубного отдыха Вам известны? 3. На какую часть населения ориентирован клубный отдых? 4. Назовите основные причины привлекательности клубного отдыха по сравнению с традиционной системой туристского отдыха. 5. На каких величинах основывается период продаваемого времени? 6. На какие сезоны (цвета) подразделяются интервалы отдыха в тайм- шере? 7. Как распределяются модули по своей вместимости и привлекательности для клиента? 8. Что входит в понятия «курорт», «аффилированный курорт»? 9. Назовите отличительные особенности различных курортов, представляющие наибольший интерес для покупателя. 10. Приведите примеры, характеризующие развитие таймшера. 11. Перечислите участников индустрии клубного отдыха. 12. Что представляет собой обмен в системе клубного отдыха? 13. Назовите основные компании по обмену клубным отдыхом и показатели их деятельности. 14. Из чего складывается стоимость «клубного отдыха»? 15. Назовите основные проблемы, связанные с развитием клубного отдыха в России.
Date: 2015-08-24; view: 605; Нарушение авторских прав |