Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Попытки пересмотра курса ХХ съезда





С отставкой Н. С. Хрущева, по существу, прекратилась критика политики культа личности. Исчезли публикации на "лагерную" тему, в книгах о репрессированных героях Гражданской войны перестали указывать даты их смерти. Официальная критика нападала на попытки "очернять" советскую историю. Зато вновь стали писать о заслугах И. В. Сталина как Верховного Главнокомандующего в период Великой Отечественной войны. Накануне XXIII съезда КПСС ожидалась официальная реабилитация И. В. Сталина. Руководство КПСС предпочло, однако, не пересматривать публично курс ХХ съезда, а сделать это постепенно, без громких заявлений. Возможно, определенную роль сыграло то, что курс на ресталинизацию вызвал очевидное недовольство интеллигенции. В ЦК поступили многочисленные протесты против реабилитации И. В. Сталина, в том числе подписанные выдающимися деятелями науки и культуры.

Провал попыток диалога общества с властью. "Разгром "Нового мира"

Попытки реабилитации И. В. Сталина встречали сопротивление либеральной части общества, выразителем взглядов которой оставался журнал "Новый мир" во главе с А. Т. Твардовским. В этом журнале печаталось большинство лучших произведений советской литературы. Критики "Нового мира" В. Я. Лакшин, И. Т. Виноградов, А. И. Кондратович и другие вели непримиримую борьбу со сталинистскими тенденциями в литературе. Главными оппонентами "Нового мира" были журналы "Октябрь" и "Молодая гвардия". "Октябрь", главным редактором которого был В. Кочетов, придерживался догматически-сталинистских позиций. В 1969 г. В. Кочетов опубликовал роман "Чего же ты хочешь?", воспринятый в обществе как пасквиль на интеллигенцию. "Правда" критиковала "Новый мир" за неверную идеологическую позицию, а "Октябрь" - за нетребовательность к качеству публикуемых произведений.

"Молодая гвардия" с середины 60-х гг. выступала с национально-почвеннических позиций. Авторы "Молодой гвардии" призывали сохранять самобытное развитие России, протестовали против американизации культуры, противопоставляли Россию Западу, а интеллигенцию - народу.

В конце 60-х гг. атаки против "Нового мира" усилились в связи с появлением в "самиздате", а затем и на Западе поэмы А. Т. Твардовского "По праву памяти", направленной против возрождения культа личности. В "Огоньке" появилось письмо 11 писателей, обвинивших "Новый мир" в космополитизме.

В феврале 1970 г. ближайшие сотрудники А. Т. Твардовского решением секретариата Союза писателей были выведены из редколлегии "Нового мира", а вместо них без согласования с главным редактором были назначены другие, чужие ему люди. После этого А. Т. Твардовский ушел в отставку. Прежний "Новый мир" перестал существовать.

"Альтернативная культура"

В 1979 г. была предпринята попытка издания без цензуры литературного альманаха "Метрополь". Среди его авторов были В. Аксенов, Б. Ахмадулина, А. Битов, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Викт. Ерофеев, Ф. Искандер, И. Лиснянская, С. Липкин, Е. Попов и другие. Составители сборника вели подготовку к его изданию подчеркнуто легально, не допуская распространения материалов альманаха в самиздате и избегая контакта с авторами, окончательно порвавшими с официальной литературой. Однако власти и руководство Союза писателей не допустили издания "Метрополя" и организовали пропагандистскую кампанию против его участников. Наименее известные среди авторов "Метрополя" Е. Попов и В. Ерофеев были исключены из Союза писателей. В знак протеста из Союза писателей вышли В. Аксенов, С. Липкин и И. Лиснянская. История "Метрополя" продемонстрировала невозможность свободного развития литературного процесса в СССР.

По мере того как официальная культура становилась все более консервативной, росло влияние неофициальной, "альтернативной" культуры. Наиболее значимые художественные произведения отечественной литературы распространялись в "самиздате". Вынуждены были эмигрировать такие писатели, как В. Аксенов, Г. Владимов, В. Войнович, С. Довлатов, А. Синявский. Только на Западе смогли быть опубликованы многие произведения А. Битова, Ф. Искандера, Вен. Ерофеева.

Росла популярность авторской песни. С распространением катушечных, а затем и кассетных магнитофонов песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора и В. Высоцкого стали известны миллионам, превратились в настоящий городской фольклор. В. Высоцкий был одинаково популярен в самых разных слоях общества. Его песни выразили общее чувство несвободы. В интеллигентской среде огромную популярность приобрело творчество гонимого А. Галича.

Молодежь, игнорируя официальное искусство, увлекалась рок-музыкой, которую власти не одобряли. Попытка поставить рок-культуру под контроль "органов" путем создания полуофициальных рок-клубов потерпела неудачу.

В изобразительном искусстве власти продолжали пресекать попытки отойти от канонов социалистического реализма. В 1974 г. группа московских художников-нонконффмистов решила провести выставку своих картин под открытым небом. Выставка была разогнана с применением бульдозеров, а нескольких ее участников задержали. Однако "бульдозерная выставка" вызвала такой международный скандал, что власти предпочли в дальнейшем разрешить непризнанным художникам организовывать выставки в небольших залах на окраинах.

В целом, несмотря на то что власть стремилась сохранить в своих руках жесткое руководство культурой, во второй половине 60-х - начале 80-х гг. происходило постепенное формирование новой культуры, неподконтрольной режиму. Либеральная интеллигенция все более расходилась с властью, что приводило ее к поддержке движения инакомыслия.







Date: 2015-08-22; view: 346; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию