Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Национальный и международный правопорядок 5 page
Правила, касающиеся процессуальных аспектов судопроизводства смешанных судов на территории Косово, изложены, в частности, в распоряжениях МООНВАК от 15 декабря 2000 г. N 2000/64 "О привлечении к разбирательству международных судей/прокуроров и (или) изменении места рассмотрения дела", от 19 сентября 2001 г. N 2001/20 "О защите жертв преступлений и свидетелей в уголовном процессе", от 20 сентября 2001 г. N 2001/21 "О взаимодействии со свидетелями в уголовном процессе", от 6 июля 2003 г. N 2003/26 "Временный Уголовно-процессуальный кодекс Косово", от 29 июня 2007 г. N 2007/21 о продлении действия распоряжения от 15 декабря 2000 г. N 2000/64 "О привлечении к разбирательству международных судей/прокуроров и (или) изменении места рассмотрения дела". Назначение международных судей и прокуроров в суды Косово происходит следующим образом. На любой стадии уголовного судопроизводства компетентный обвинитель, обвиняемый или адвокат вправе подать в Департамент по судебным делам Косово ходатайство о назначении международных судей или прокуроров, а также об изменении места рассмотрения дела, если это считается необходимым в интересах правосудия. Департамент по судебным делам передает Специальному представителю Генерального секретаря ООН рекомендации в отношении привлечения к разбирательству международных судей, прокуроров или изменения места рассмотрения дела. Специальный представитель Генерального секретаря ООН утверждает данную рекомендацию. После этого Департамент по судебным делам назначает: (a) международного прокурора; (b) международного следственного судью или (c) палату, состоящую из трех судей, включая двух международных и одного косовского судью. Один из международных судей назначается председательствующим судебного состава. При этом Генеральный секретарь ООН наделен правом назначать и отрешать от должности международных судей и международных прокуроров в любой суд или прокуратуру, находящиеся на территории Косово. Международные судьи и прокуроры вправе сами выбирать те дела, из числа новых или незаконченных, в рассмотрении которых они хотят принимать участие. Международные судьи и прокуроры, как правило, участвуют в рассмотрении дел о военных преступлениях и преступлениях на этнической почве, начиная с актов геноцида и похищения людей. Международные судьи и прокуроры участвуют в формировании временной нормативной материально-правовой и процессуальной базы борьбы с преступностью на территории Косово. Временная администрация ООН в Восточном Тиморе (ВАООНВТ) была создана в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН 1272(1999). Возложив на ВАООНВТ общую ответственность за административное управление в Восточном Тиморе, Совет Безопасности наделил ее всеми законодательными и исполнительными полномочиями, включая отправление правосудия. В указанной выше Резолюции Совет Безопасности, выразив озабоченность сообщениями, указывающими на то, что в Восточном Тиморе были совершены систематические, широкомасштабные и грубые нарушения международного гуманитарного права и прав человека, подчеркнул, что лица, совершившие такие нарушения, несут личную ответственность, и призвал все стороны сотрудничать в расследовании указанных в этих сообщениях фактов. Распоряжения ВАООНВТ от 3 декабря 1999 г. N 1999/3 об учреждении Переходной комиссии по судебной системе; от 6 марта 2000 г. N 2000/11 "Об организации судов в Восточном Тиморе"; от 6 июня 2000 г. N 2000/15 "Об учреждении Коллегий с исключительной юрисдикцией в отношении серьезных преступлений"; от 25 сентября 2000 г. N 2000/30 "О временных правилах уголовного процесса" заложили правовую основу деятельности Коллегии с исключительной юрисдикцией в отношении серьезных преступлений в Восточном Тиморе. Предметную юрисдикцию Коллегий с исключительной юрисдикцией составили преступления геноцида, военные преступления, преступления против человечности, а также убийства, сексуальные преступления и пытки, ответственность за которые предусмотрена УК Восточного Тимора. Юрисдикция Коллегий распространяется на физических лиц - граждан Восточного Тимора и физических лиц-иностранцев, виновных в совершении в период с 1 января по 25 октября 1999 г. преступлений, отнесенных к предметной юрисдикции Коллегий на территории Восточного Тимора. Универсальная юрисдикция Коллегий подразумевает их компетенцию по привлечению к уголовной ответственности и наказанию индивидов безотносительно к месту совершения преступления либо гражданству обвиняемого или потерпевшего. Организационно Коллегии с исключительной юрисдикцией включают: Группу по расследованию серьезных преступлений; Судебные составы Коллегий (каждый из двух международных судей и одного судьи из Восточного Тимора); Апелляционный суд округа Дили, состоящий из двух международных судей и двух восточно-тиморских судей; Прокурорскую службу Восточного Тимора, осуществляющую функции поддержания государственного обвинения. Правовой статус и деятельность Иракского специального трибунала (ИСТ) не получили однозначной оценки в отечественной и зарубежной доктрине международного права. Убедительной представляется позиция тех, кто считает, что несмотря на то, что материально-правовой основой деятельности ИСТ является его Устав, предусматривающий условия привлечения к ответственности за совершение международных преступлений (геноцид, преступления против человечности, военные преступления), его нельзя рассматривать в качестве органа международного уголовного правосудия. Устав ИСТ был издан Временным руководящим советом 10 декабря 2003 г. без обычной парламентской процедуры, не говоря уже о каком-либо участии международного сообщества в лице Организации Объединенных Наций. Очевидно, поэтому в нем не нашли закрепления в качестве руководящих начал важнейшие принципы международного уголовного права. Более того, инициатор учреждения ИСТ - Коалиционная временная администрация не наделялся мандатом ООН. Процедура учреждения ИСТ дает серьезные основания сомневаться в том, что он отвечает, в частности, требованию положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., согласно которому все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право на разбирательство его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судопроизводство в ИСТ базировалось на принципах не международного, а национального права. Состав судейского корпуса и обвинителей ИСТ являлся национальным по своему составу <1>. -------------------------------- <1> См.: http://www.alleuropa.ru/mezhdunarodnoe-ugolovnoe-pravosudie-ot-zarozhdeniya-doktrini-do-sovremennoy-sistemi.
Вопрос о том, образуют ли рассмотренные органы международного уголовного правосудия единую систему, не получил однозначного ответа в отечественной доктрине. Заметим только, что отсутствие единообразно понимаемого, исчерпывающего перечня критериев, необходимого для признания наличия такой системы, отличия в правовых основах учреждения и деятельности, юрисдикции и организации известных международных уголовных судов и трибуналов, не вполне ясный порядок взаимоотношений и взаимодействия между ними не позволяют сегодня дать положительный ответ на упомянутый выше вопрос. Нюрнбергский и Токийский военные трибуналы, завершающие свою деятельность МТБЮ и МУТР, действующие ныне МУС, а также такие гибридные судебные органы, как Специальный суд по Сьерра-Леоне, Специальный трибунал по Ливану, Специальные палаты в судах Камбоджи, Коллегии с исключительной юрисдикцией в отношении серьезных преступлений в Восточном Тиморе, а также смешанные суды на территории Косово, при всем их несовершенстве и недостатках в работе, выполняли и продолжают выполнять в этом далеком от совершенства мире важную работу по отправлению международного правосудия, способствуя "утверждению веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности".
Вопросы для обсуждения
1. Каковы преступления против одновременно общественной, национальной и международной безопасности? 2. В чем заключается комплексный характер правовой основы международного сотрудничества в борьбе с преступностью? 3. Каковы первые в истории человечества документы, регулировавшие вопросы сотрудничества государств в сфере борьбы с преступностью и терроризмом? 4. Каковы основные направления международного сотрудничества в борьбе с преступностью? 5. Каковы основные формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью? 6. Каковы главные органы Международной организации уголовной полиции (Интерпола)? 7. Каковы структура и компетенция Российского национального центрального бюро Интерпола? 8. Какие вы знаете международные институциональные контртеррористические системы? 9. Какие вы знаете глобальные, региональные и двусторонние соглашения по противодействию терроризму и международному терроризму? 10. В чем заключаются главные отличия Международного уголовного суда от ранее существовавших международных органов уголовной юстиции? 11. Каково содержание принципа "комплементарности" Международного уголовного суда по отношению к национальным органам уголовной юстиции и как он может осуществляться на практике? 12. Каково значение приговора Нюрнбергского военного трибунала для предупреждения и борьбы с преступлениями против мира, военными преступлениями и преступлениями против человечности, для развития органов международной уголовной юстиции? 13. Какова юрисдикция Международного трибунала по бывшей Югославии и его структура?
Литература
Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М., 1983. Игнатенко Г.В. Международный уголовный суд как субъект международного права // Российский ежегодник международного права. 2003. Специальный выпуск. С. 12 - 17. Капустин А.Я. Правовой статус Международного уголовного суда // Российский ежегодник международного права. 2003. Специальный выпуск. Ляхов Е.Г., Алексеева М.М. Транснациональная преступность в глобализирующемся мире // Публичное и частное право. 2011. IV (XII). Ляхов Е.Г., Бояринова В.О. Информационно-психологические угрозы субъектам международного противодействия преступности: проблемы контроля // Публичное и частное право. 2011. N 4 (12). Ляхов Е.Г., Линдэ А.О. Транснациональные преступления и угрозы объектам безопасности // Публичное и частное право. 2011. N (12). Ляхов Е.Г. и др. Перспективные направления теории международного права и международного сотрудничества по противодействию и борьбе с преступностью и терроризмом. М., 2007. Ляхов Е.Г, Ляхов Д.Е. Международные институциональные контртеррористические системы. М., 2004. Мезяев А.Б. Международный трибунал по бывшей Югославии: некоторые международно-правовые вопросы // Российский юридический журнал. 2006. N 3. Овчинский В.С. Интерпол (в вопросах и ответах). М., 2000. Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990. Тузмухамедов Б.Р. Конституция Российской Федерации и Статут Международного уголовного суда: возможные пути гармонизации // Российский ежегодник международного права. 2003. Специальный выпуск. 2001. С. 124 - 136.
Date: 2015-08-24; view: 439; Нарушение авторских прав |