Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы развития глобальных логистических систем





Сегодня неоспорим факт обращения специалистов и ученых, бизнесменов и хозяйственников к логистике для решения в основном проблем экономического характера. Что послужило толчком для широкого развития логистики в конце ХХ века? Какие движущие силы спровоцировали этот процесс? Для ответа на этот вопрос рассмотрим факторы развития логистики.

По масштабности эти факторы следует классифицировать на глобальные и субглобальные.

Рассмотрим глобальные факторы.

1. Международная экспансия промышленности. Этот фактор побуждает фактически все крупные компании к участию в бизнесе за пределами своей страны. В связи с этим организации теперь находятся в постоянном поиске, в пределах суши и воды земного шара, лучших вариантов доставки, хранения, распределения и сбыта своей продукции. И в этом им помогает логистика.

2. Рост международной торговли. Данный факт зафиксирован Программой действий «Повестка дня на ХХI век (AGENDA 21)», одобренной Конвенцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (Саммит «Планета Земля», 1992 г.). В данном документе указано, что «за последние годы мировая торговля продолжала расти более интенсивно, чем мировое производство. Открытая, справедливая, надежная, недискриминационная многосторонняя система торговли, согласующаяся с целями постоянного развития, ведет к оптимальному распределению глобального производства в соответствии с конкурентоспособностью и является выгодной для всех торговых партнеров». Указанная выгода сегодня во многом усиливается благодаря логистике, интегрирующей деятельность международных фирм и компаний для достижения наиболее высоких результатов.

3. Международное разделение труда и кооперация. На мировом рыночном пространстве сегодня идет интенсивный процесс образования новых транснациональных компаний, которые вынуждены использовать в бизнесе глобальные логистические каналы и цепи, что связано с возможностями повышения отдачи на вложенный капитал, использованием логистическим посредником в других странах более низких тарифов, а также благоприятными финансовыми условиями.

4. Необходимость обеспечения конкурентных преимуществ на мировом рынке сбыта продукции. В Программе действий «Повестка дня на XXI век (AGENDA 21)» указано, что «…все большее внимание уделяется повышению роли предприятий и собственно конкурентоспособности рынков на основе внедрения политики, предусматривающей конкуренцию». Это может быть достигнуто, прежде всего, за счет быстрой адаптации товаропроизводителей к постоянно изменяющимся условиям рыночной среды и спросу на продукцию. Успех в достижении сильной конкурентной позиции на рынке возможен при условии использования логистики.

5. Изменение философии рынка. Сегодня мировая экономика переживает следующую фазу трансформации рынка, а именно переход от «рынка продавца» к «рынку покупателя». Это влечет за собой:

усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;

рост «диктата потребителя» по отношению к производителям и их партнерам по бизнесу.

6. Растущая экономическая мощь регионов. Этот процесс представляет более широкие возможности перемещения материалов ввиду увеличения потребления продуктов. Более сильная экономика имеет и более эффективную логистику благодаря более совершенной инфраструктуре. Это было отмечено еще в 1776 г. Адамом Смитом: «Дороги, каналы и судоходные реки – это самые сильные факторы, способствующие улучшениям».

7. Возрастающий дефицит ресурсов. Это проблема глобального характера номер один. Результаты ее обсуждения нашли отражение в Программе действий «Повестка дня на XXI век (AGENDA 21)»: «…увеличивается использование человечеством энергии, воды и других ресурсов как в валовом объеме, так и на душу населения, и их недостаток может возникнуть во многих частях света…». В этом же документе подчеркнуто, что международное содружество должно стремиться:

- к обеспечению лучшего управления природными ресурсами, при котором учитываются потребности развития;

- внедрению более эффективных производственных процессов, ведущих к отсутствию отходов или сведению их объема к минимуму;

- совершенствованию производственных систем путем внедрения таких технологий и процессов, при которых ресурсы используются более эффективно и, в то же время, создается меньше отходов, то есть получение большего эффекта при меньших затратах является одним из важнейших путей достижения постоянства в сфере бизнеса и промышленности;

- развитию науки: она должна продолжать играть все более важную роль в повышении эффективности использования ресурсов, в поиске новых методов и альтернатив развития. Она должна постоянно заниматься переоценкой и благоприятствовать развитию менее интенсивных тенденций в области использования ресурсов, включая интенсивное использование энергоресурсов в промышленности, сельском хозяйстве и на транспорте.

Указанным документом странам рекомендовано по необходимости с помощью международных организаций «разрабатывать, применять и внедрять экономические подходы и новые и усовершенствованные структуры, которые стимулируют более рациональное использование ресурсов».

Как видно, логистика фигурирует, по крайней мере, в неявном виде, практически в каждом указанном пункте. Сегодня уже неоспоримым является тот факт, что в области экономии ресурсов логистика имеет достаточно широкие возможности, реализовать которые призваны именно «новые и усовершенствованные структуры» – службы и отделы логистики.

К субглобальным факторам развития логистики относится рост объемов производства и связанное с этим увеличение издержек сферы обращения.

Прокомментируем данный фактор, используя материалы экономического и социального Совета ООН, опубликованные Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, а также результаты исследований известных американских (А. Кирни и Дональда Уотерса) и российских ученых (А. Гаджинского и др.).

Получение продуктов и услуг связано с огромными материальными затратами. Так, в промышленности они в среднем составляют до 50 % всех расходов, а в некоторых отраслях удельный вес материальных затрат увеличивается до 80 – 90 %. Издержки, связанные с хранением сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции на складах, составляют в среднем 10 – 15 % для стран Западной Европы и 20 – 28 % для государств СНГ. А, к примеру, в Украине, согласно результатам расчета специалистов, в большинстве отраслей экономики в середине 90-х гг. ХХ в. удельные затраты на производство продуктов и услуг были выше, чем в Японии, в 2,8 раза, чем в США – в 2,7 и чем в Германии – в 2,3 раза. Одной из основных причин такого превышения стало игнорирование принципов логистики.

В западных странах около 93 % времени движения товара от источника сырья до конечного потребителя расходуется на его прохождение по различным каналам снабжения, сбыта и, главным образом, на хранение, то есть на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции. А собственно производство товаров, как свидетельствует статистика, занимает лишь 2 % от суммарного времени цикла процесса производственно-коммерческой деятельности. На внешнюю транспортировку уходит до 5 % от суммарных затрат времени. В этих же странах доля производства валового внутреннего продукта отраслями, осуществляющими товародвижение, составляет около 20 %. При этом в структуре расходов этих отраслей на издержки по содержанию запасов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции приходится примерно 44 %, на складирование и экспедирование – 16, магистральные и технологические перевозки грузов – соответственно, 23 и 9 %. Оставшиеся 8 % приходятся на расходы по обеспечению сбыта готовой продукции.

Операции по перемещению товаров в рамках мирового рынка являются более дорогими и сложными, чем на национальных рынках. Затраты на мировых рынках составляют 25 – 35 % от стоимости продаж экспортно-импортной продукции, по сравнению с 8 – 10 % от стоимости товаров, предназначенных для потребления на внутреннем рынке.

Проведенные в Великобритании исследования производственного цикла материального потока, включая его доставку конечному потребителю, показали, что в стоимости продукта, попавшего к потребителю, более 70 % составляют расходы, связанные с хранением, транспортированием, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока.

Весьма высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических показателей субъектов хозяйствования содержит оптимизация управления материальными потоками путем совершенствования конкретных логистических операций. Данный инструментарий является весьма эффективным в конкурентной борьбе за устойчивые позиции на рынке.

 

3. Основные движущие силы глобализации

Можно сказать, что движущими силами глобализации являются:

- новый виток научно-технического прогресса, обогативший человечество универсальными информационными технологиями и позволяющий создать или приблизиться к созданию глобальной инфраструктуры экономического взаимодействия наций;

- деятельность транснациональных корпораций, оперирующих глобально и распространяющих по миру единые бизнес-стандарты и одинаковую продукцию, в том числе с применением новых информационных технологий;

- расширение Интернета как самостоятельно развивающейся, приводящей к глубинным качественным сдвигам, всемирной коммуникационной, деловой и развлекательной среды;

- деятельность международных экономических организаций, способствующих вначале гармонизации (приведению к единой основе, снятию противоречий), а затем и унификации национального законодательства стран мира, ставящих общие пели глобального развития и разрабатывающих механизмы их реализации,

- расширение и обострение глобальных проблем, что заставляет человечество объединять свои усилия в их преодолении.

Каждый из этих факторов глобализации сложен и не всегда действует в направлении объединения наций, а нередко, наоборот, их разобщает, локализует, делит мир на части. Так, деятельность подразделений одной и той же ТНК различается от страны к стране и даже от региона к региону мира в зависимости от их экономических особенностей. Не везде удается и есть необходимость реализо-вывать наработанные технологии управления, производства, сбыта и саму продукцию. Да и сами транснациональные технологические цепочки строятся таким образом, что в одних странах производятся полуфабрикаты, в других осуществляется сборка готовых изделий, в третьих — их реализация. Отсюда различная степень влияния ТНК на национальные экономики.

Современный научно-технический прогресс (НТП) имеет неблагоприятную особенность: быстрое устаревание результатов исследовательской деятельности. Наибольшую выгоду от него получают развитые страны, в которых имеются условия для стремительного внедрения появляющихся технических наработок, их модернизации и замены на новые. Развивающиеся страны в большинстве своем пользуются морально устаревшими технологиями и другими продуктами НТП, или же, как слаборазвитые страны, не пользуются таковыми вообще.

Сеть Интернет, которую часто представляют как «сеть без границ», тем не менее разделена на части по многим признакам. Назовем, к примеру, языковой. Ведутся активные поиски программных и технических средств государственного контроля за контентом (содержимым) обращающейся информации. В рамках ВТО серьезно обсуждаются проблемы таможенного контроля электронной продукции, реализуемой в Интернет. Постепенно формируется электронное право, идентифицирующее лиц, совершающих Интернет-сделки, с помощью электронно-цифровой подписи, определяющее понятие «электронный документооборот» и т.д.

Деятельность международных экономических организаций подвержена влиянию наиболее экономически сильных стран, вносящих существенный вклад в финансирование их деятельности. Принцип «двойных стандартов», непоследовательность и противоречивость заявлений — такова позиция развитых стран, когда на международных переговорах затрагиваются их национальные интересы. Естественно, это отнюдь не способствует сближению наций.

Обострение глобальных проблем, действительно, заставляет задуматься о конкретных направлениях и мерах по объединению усилий всего человечество ради выживания. Однако и здесь развитые страны не всегда последовательно отстаивают глобальные интересы, когда проблема затрагивает их национальные. Скажем, США как страна, с территории которой в атмосферу выбрасывается 1/4 всех вредных веществ, два года назад заявила о выходе из Киотского соглашения, в котором были оговорены масштабы таких выбросов для каждой страны-участницы. Следование взятым на себя обязательствам для США означает сокращение объемов производства, а значит, прибылей национальных корпораций, ВВП, занятости и т.д.

Это первое, самое главное, внутреннее противоречие глобализационного процесса: каждая из движущих сил глобализации — сама по себе противоречива, не способна привести к всеобщему объединению.Здесь же мы видим и второе противоречие — глобального и национального (индивидуального). Глобализация ведет к стиранию, утрате национальных экономических особенностей стран. Еще одно, третье противоречие глобализации: она ведет к увеличению разрыва в экономическом развитии разных групп стран.

 

4. Экспортирование – преимущества и недостатки

Метод международной торговли – способ осуществления товарного обмена между участниками МТ, являющимися резидентами как разных (прямой метод), так и одной (косвенный метод) страны.

Прямой экспорт (импорт) – совершение международной торговой сделки непосредственно между производителем/продавцом и покупателем/потребителем/пользователем.

Косвенный экспорт (импорт) – совершение международной торговой сделки через посредника.

Организация прямого экспорта возможна, когда:

- наличие на внешних рынках постоянных покупателей промышленного или с/х сырья, которым долгое время необходимо одинаковое сырье,

- экспорт для своих зарубежных предприятий или дочерних компаний,

- экспорт в собственную сеть дистрибуции,

- создание международных стратегических альянсов,

- необходимость установления непосредственного контакта между покупателем и продавцом на стадии проектирования и разработки,

- необходимость обеспечения непрерывного допродажного и послепродажного обслуживания,

- торговля оружием,

+ прямого экспорта:

- повышение экономической эффективности экспорта, т.к. сокращаются технические издержки (как минимум на сумму отчисления посреднику),

- снижение рисков от возможной недобросовестности посредника,

- возможности создания позитивного имиджа компании-экспортера,

- обеспечение постоянного присутствия компании-экспортера на зарубежном, локальном рынке, позволяющее своевременно реагировать на изменения конъюнктуры.

- прямого экспорта:

- отвлечение кадровых и финансовых ресурсов на организацию собственной экспортной деятельности,

- расширение ранее не знакомой работы (выбор рынков, исполнение логистических функций, …)

- недостаток торгового опыта в сфере МТ может привести к росту издержек,

- компания-экспортер принимает на себя все риски, порождаемые любыми изменениями и кросс-культурными различиями.

Косвенный экспорт применяется при сбыте стандартного промышленного оборудования, стандартизируемого промышленного сырья потребительских товаров.

Виды посредников.

Агент. Принципал (фирма-экспортер) передает агенту определенные полномочия на совершение некоторых юридических действий. Т.е. агент представляет принципала в какой-то сделке.

Агенты могут как универсальным, так и специализированным (агент по фрахту, страховой агент, агент по закупке),

Консигнатор. Консигнант поставляет товар на склад консигнатора для реализации в течение определенного срока. Непроданные товары может вернуть.

Дистрибьютор. Заключают договоры купли-продажи от своего имени и за свой счет.

+ косвенного экспорта:

- использование опыта и бизнес-контрактов посредника,

- пользование информацией о рынке, имеющейся у посредника,

- пользование уже имеющимися у посредника складами, транспортом и т.д.,

- экспортеру не надо самому выполнять экспортных функций (получать экспортные лицензии, адаптировать к местным требованиям и т.д.),

- проникновение на рынки, недоступные для установления прямых контактов.

- косвенного экспорта:

- нет непосредственных контактов с зарубежным рынком,

- не накапливает маркетинговый опыт,

- не нарабатывает на зарубежных рынках позитивный имидж,

- часто недостаточное внимание к товару производителя-экспортера со стороны посредника,

- посредник не берется за сложные сделки, что лишает экспортера возможности занять потенциально возможную долю рынка.

 

Date: 2015-08-24; view: 1298; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию