Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ход урока

Начало истории человечества».

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с основными этапами происхождения «человека разумного» и его отличительными признаками.

Планируемые результаты:

Предметные: получат представление об особенностях существования первобытного человека; основных этапах происхождения «человека разумного» с естественнонаучной точки зрения; научатся выделять его характерные признаки (отличия); ознакомятся с понятием «племя»;

Метапредметные: усовершенствуют навыки работы с учебно-научным текстом, умение анализировать и делать выводы исходя из прочитанного текста, рассказа учителя; продолжат совершенствовать устную монологическую речь, внимание, память.

Личностные: осознают значимость чувства товарищества, дисциплинированности, самостоятельности.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: иллюстрации А4, ромашка, лист А4 с текстом.

Методы и приемы: беседа, рассказ, работа с иллюстративным материалом

Литература: интернет источники, учебное пособие «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков 4 класс (3 часть), толковый словарь.

 

Обобщенный план урока.

I.Оргмомент

1.Приветствие.1

2.Проверка рабочего места.2

II. Объяснение нового материала.

1. Формулирование целевая установка.3

2. Проведение беседы о первобытном человеке.5

3. Работа с карточками.4

4. Создание проблемной ситуации.3

5. Появление орудий труда и огня в жизни первобытного человека.3

6. Внешность первобытного человека и ее отличие от внешности современного человека.3

7. Формирование речи; 2

Физкультминутка.3

8. Расселение, одомашнивание.3

9. Семья, мораль, культура.5

III. Закрепление и систематизация знаний 4

IV. Подведение итогов и оценивание работы учащихся.4


 

Ход урока

Этапы и время Деятельность учителя Деятельность ученика
  I.Оргмомент (2 мин) 1.Приветствие.     2.Проверка рабочего места.     II. Объяснение нового материала. 1. Формулирование целевой установки.     2. Проведение беседы о первобытном человеке.     3. Работа с карточками.     4. Создание проблемной ситуации.   5. Появление орудий труда, огня.   6.Отличие внешности первобытного человека от современного. 7. Появление речи   Физкультминутка.     8.Расселение, одомашнивание.     9. Семья, мораль, культура.     III. Систематизация знаний и закрепление.     IV. Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся.       Настраивание на урок -Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. -Проверьте, все ли у вас готово к уроку? На столе должны лежать: учебник, тетрадь, пенал. -А вот теперь я вижу, что вы все готовы и мы можем начать урок.   - Ребята, сегодня мы продолжим изучать окружающий мир. Откройте учебник, и посмотрите на параграф и подумайте, что же мы будем изучать в этом учебнике. -А что такое история?   -История - это наука, которая изучает, как жили разные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Почти 2,5 тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд «История», он стал первым учёным-историком, мы называем его «отцом истории». История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир. История - это дорога во времени. Она уходит вглубь веков, в «седую древность».   -И сегодня мы начнем путешествие по этой дороге.   -Тема нашего урока – «Начало истории человечества»   -Откроем наши тетради и запишем число, классная работа. Запишите тему урока – Начало времен человечества. И определение истории.   -Как вы думайте, ребята, о ком пойдет речь на уроке?   Наши предки, ваши предки На одной качались ветке, А теперь нас держат в клетке..   -Значит, от кого произошел человек? -Это естественнонаучная точка зрения происхождения человека, но существуют и другие.   -А как современные люди узнали о первобытных людях?   -А кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки? -Археология – это наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. -Запишем определение археологии себе в тетрадь.   Ученые считают, что древнейшие люди, «следы» которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад.   -Ребята, на столах вы видите карточки с вопросами. Попробуйте ответить на них, работая в парах. И коротко запишите ответ с обратной стороны – всего несколько предложений. На это вам дается 5 минут. -Знак плюс поставьте там, где ответ вы знаете, а минут, где в ответе сомневаетесь или не знаете. Примерные вопросы: 1.Какие преимущества у постоянной семьи? 2.Какие особенности человека позволяют ему учиться? 3.Какие особенности тела свойственны только человеку? 4.Почему современного человека называют разумным? 5.Что помогло людям расселиться по стране?   -Есть ли вопросы, на которые вы не ответили? Прочитайте их.   -К концу урока мы должны ответить на эти вопросы.   -А давайте с вами немного подумаем, если человек произошел от обезьяны, то это значит, что все обезьяны со временем станут людьми? -Почему?   -Что происходило с древним человеком в течение некоторого времени? -Так значит, с чем мы сегодня будем знакомиться на уроке?   - Итак, давайте представим, что мы на машине времени отправляемся в прошлое. Мы в Африке. Какой здесь климат? - Кто нас окружает? - По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырёх лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперёд. Руки человека, свешивались до колен и были свободны. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности. -Давайте с вами откроем учебник и прочитаем текст на странице 4 и прочитаем текст, которые нам дается. Начинает читать. -Как вы думайте, чему должны были научиться древние люди, чтобы добывать себе пищу? -Для чего использовались эти орудия? -А в каком виде использовалась эта пища? -А всегда ли в сыром? -А как вы думайте, как у людей появился огонь?   - Мы можем об этом только догадываться. Первобытный человек, возможно, сначала научился использовать огонь, а уже затем узнал, как его добывать. Например, молния могла зажечь сухое дерево, и древесина могла начать тлеть. От него человек мог разжечь костер и поддерживать его в течение нескольких лет. - Возможно блуждая среди камней в темноте и натыкаясь на них, первобытный человек, должно быть, заметил искры, которые появлялись при ударе одного камня о другой. Но, должно быть, сменилось несколько поколений первобытных людей, пока у одного из них не возникла идея ударить два камня для того, чтобы получить огонь! -Но все это только лишь наши догадки. Точно мы узнать это не можем.   -Посмотрите на страницу 5 учебника. Найдите отличительные черты первобытного человека от современного. Обратите внимание на строение черепа древних людей и современных и скажите, что у древних людей было развито лучше? Почему?     - Когда древний человек охотился, без чего он не мог обойтись? - Значит, что у них появилась….? - Следовательно, что происходит с древними людьми?   - А теперь, ребята, пора размяться. Поиграем в игру на внимание: если я назову качество обезьяны, то вы хлопаете над головой, а если вы услышите качества человека, то присядете. (Доброта, весёлость, ярость, выносливость, нежность, хитрость, забота о природе, ловкость, осторожность, любовь)   - С помощью физкультминутки мы выполнили одно из заданий урока. -Мы выяснили, какие качества присущи животным, а какие человеку.   -Так что же позволило расселяться древним людям на другие территории? -А вы представьте, так же бывает и у животных. На одной территории живет несколько стай, они начинаю, друг с другом воевать, и тогда слабая группа уходит. Или, например стая может уходить в поисках пропитания. -А какой климат был в Африке? -В чем люди ходили? -А если мы, например, возьмем Россию. Какой здесь климат? -Значит, что появилось у людей? -Как древние люди получали одежду? -Что происходило с животными? -Так, что же помогало древним людям расселяться по планете? (одомашнивание животных, изготовление одежды) -Теперь мы можем ответить на один из вопросов?   - Может быть, кто-нибудь знает, как назывался древний человек?   - На кого охотились древние люди? - В одиночку ли проходила охота? - А если охота была неудачной, чем могли прокормиться древние люди? - Кто этим занимался? -А чем занимались женщины? - Так что возникло? - Могла ли семья прожить в одиночку? Почему? - Вместе люди заботились о детях. Здесь не обижали слабых - так складываются правила поведения, появляются нормы морали, а это основа человеческого общества. Только эти нормы распространялись на своё племя, не признавая других.   - Так что такое племя?   -Можем мы сейчас ответить на 1 вопрос, поставленный в начале урока?   - Как вы думаете, откуда мы узнаём всё, что происходило, раньше, о мамонтах, о древних людях, их занятиях? -Что могли изображать древние люди? -А теперь прочитаем текст на странице 5. - Как вы думаете, что же создали древние люди благодаря рисункам? - Значит первые рисунки - это и есть зачатки культуры.   -Ну, вот ребята, мы и ответили на поставленные вопросы нашего урока. Посмотрите теперь на нашу ромашку, в ней мы перечислили основные моменты развития первобытного человека. -Перерисуйте ее быстро к себе в тетрадь.   - Посмотрите на стр. 4 в учебнике. Внизу дана иллюстрация. Давайте попробуем составить рассказ по этой иллюстрации. Вспомните все самое важное, что вы узнали на этом уроке.   -А какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории?   -Посмотрите на нашу ромашку и скажите, так в чем же проявляется разумность древнего человека? -Какая самая длинная эпоха истории человечества? -Почему самая древняя эпоха человека названа первобытная? -Молодцы ребята, все сегодня хорошо работали, но лучше всех работали: ….Эти ребята получат сегодня оценки. Миша 5, Галя 5, Катя 4.   Проверяют наличие материалов к уроку     Отвечают на вопросы -Историю. -История – наука о прошлом, история изучает, как жили разные народы, какие события происходили.   -О наших предках, о первобытных людях.     -От обезьяны.   Работа со словарем -Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости. -Археологи.   - Какие преимущества есть у постоянной семьи, что помогло людям расселяться по стране?     -Нет. -За все это время они же не стали людьми. -Он развивался.     С процессом развития первобытного человека   -Жаркий. -Древние люди.   -Делать простейшие орудия труда и охоты из палок, костей животных, камней. -Для добывания пищи. -В сыром.     - взяли уже горящие дрова; сами придумали.   Работают с иллюстрациями: -У первобытного человека большая челюсть (кусательная функция), длинные руки. Покатый лоб. Мозг больше чем у обезьяны, но значительно меньше чем у человека.   -Общения. -Речь.   -Они развиваются.     -Жаркий. -Без одежды или в набедренных повязках. -Холодный. -Одежда.   -От животных.   -Одомашнивание животных.   - Неандерталец - жил 300 тысяч лет назад. Эти существа были крупного роста, умели поддерживать огонь, добывать пищу.   -На животных.   -Нет.   -Кореньями, ягодами.   -Женщины и дети. -Готовили, собирательством. - Семья. -Нет, им необходимо было объединяться, чтобы выжить.     -Группа людей, объединённых общими интересами, живущие на одной территории.     - Из раскопок, рисунков на скалах.     -Себя, зверей.   -Живопись, письмо.

 


 

 

ТЕСТ.

Вопрос № 1
Самой долгой эпохой была:

первобытная история
история Средних веков
история Древнего мира
история Нового времени

Вопрос № 2
По мнению учёных, древнейшие люди появились:

более 2 млн. лет назад
40 тыс.лет назад
100тыс.лет назад
1 млн. лет назад

Вопрос № 3
Как добывал себе пищу первобытный человек?

занимался скотоводством
выращивал культурные растения
занимался рыболовством
собирал плоды и коренья

Вопрос № 4
Где на территории России найдены рисунки, сделанные первобытным человеком?

на Урале
на Камчатке
на Кавказе
на Алтае

Вопрос № 5
Как первобытные люди выживали в дикой природе?

строили хижины
разводили огонь
жили группами
использовали оружие

 


<== предыдущая | следующая ==>
МегаФон 4G для тех, кому нужен высокоскоростной интернет | Завдання на стажування

Date: 2015-08-22; view: 389; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию