Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речь. Функции речи





Исследователи выделяют три основные функции речи: коммуникативную, регулирующую и программирующую. Коммуникативная функция — осуществление общения между людьми с помощью языка. В коммуникативной функции выделяют функцию сообщения и функцию по­буждения, к действию. При сообщении человек указы­вает на какой-либо предмет или высказывает свои суж­дения по какому-либо вопросу. Побудительная сила ре­чи зависит от ее эмоциональной выразительности.

Через слово человек получает знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Система словесных символов расши­ряет возможности приспособления человека к окружа­ющей среде, возможности "его" ориентации в природном и социальном мире. Через знания, накопленные челове­чеством и зафиксированные в устной и письменной речи, человек связан с прошлым и будущим.

Способность человека к общению с помощью слов-символов имеет свои истоки в коммуникативных спо­собностях высших обезьян.

Л. А. Фирсов с сотрудниками предлагает делить языки на первичные и вторичные. К первичному языку они относят само поведение животного и человека, различ­ные реакции: изменение формы, величины и цвета опре­деленных частей тела, изменения перьевого и шерстно­го покровов, а также врожденные коммуникативные (голосовые, мимические, позные, жестикуляторные и др.) сигналы. Таким образом, первичному языку соот­ветствует допонятийный уровень отражения действи­тельности в форме ощущений, восприятий и представле­ний. Вторичный язык представляет понятийный уровень отражения. В нем различают стадию А, общую для че­ловека и животного (довербальные понятия). Сложные формы обобщения, которые обнаруживают антропоиды и некоторые низшие обезьяны, соответствуют стадии А. На стадии Б вторичного языка (вербальные понятия) используется речевой аппарат. Таким образом, первич­ный язык соответствует первой сигнальной системе, по И. П. Павлову, а стадия Б вторичного языка — второй сигнальной системе. Согласно Л. А. Орбели, эволюци­онная преемственность нервной регуляции поведения выражается в «промежуточных этапах» процесса раз­вития первой сигнальной системы во вторую. Им со­ответствует стадия А вторичного языка.

Язык представляет собой определенную систему зна­ков и правил их образования. Человек осваивает язык при жизни в результате обучения. Какой язык он усво­ит как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий воспитания. Существует критический период для освоения языка. После 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центра речи, утрачивается.

Человек может овладеть разными языками. Это оз­начает, что он использует возможность обозначать один и тот же предмет разными символами, как в устной, так и в письменной форме. При изучении второго и по­следующих языков используются те же нервные сети, которые ранее были сформированы при овладении родным языком. В настоящее время известно более 2500 живых развивающихся языков.

Языковые знания не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические предпосылки к общению с помощью речи и усвоению языка. Они за­ложены в особенностях, как центральной нервной систе­мы, так и речедвигательного аппарата, гортани.

Регулирующая функция речи реализует себя в выс­ших психических функциях — сознательных формах пси­хической деятельности. Понятие высшей психической функции введено Л. С. Выготским и развито А. Р. Лурией и другими советскими психологами. Отличитель­ной особенностью высших психических функций являет­ся их произвольный характер.

Первоначально высшая психическая функция как бы разделена между двумя людьми. Один человек регули­рует поведение другого человека с помощью специаль­ных раздражителей («знаков»), среди которых наиболь­шее значение имеет речь. Научаясь применять по от­ношению к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек приходит к овладению собственным поведением. В результате процесса интериоризации внутренняя речь становится тем механизмом, с помо­щью которого человек овладевает собственными произ­вольными действиями.

В работах А. Р. Лурии, Е. Д. Хомской показана связь регулирующей функции речи с передними отдела­ми полушарий. Ими установлена важная роль конвекситальных отделов префронтальной коры в регуляции произвольных движений и действий, конструктивной деятельности, различных интеллектуальных процессов. Больной с патологией в этих отделах не может выпол­нять соответствующие действия, следуя инструкции. Показано решающее участие медиобазальных отделов лобных долей в регуляции избирательных локальных форм активации, необходимых для осуществления про­извольных действий. У больных с поражениями в этих отделах мозга угашение сосудистого компонента ориен­тировочного рефлекса на индифферентный раздражитель не нарушается. Однако восстановления ориентировочно­го рефлекса под влиянием речевой инструкции, придаю­щей стимулам сигнальное значение, не происходит. У них же не может удерживаться в качестве компонента произвольного внимания тонический ориентировочный рефлекс в виде длительной ЭЭГ- активации, хотя тони­ческий ориентировочный рефлекс продолжает возникать на непосредственный раздражитель, т. е. высшие формы управления фазическим и тоническим ориентировочным рефлексом связаны с регулирующей функцией речи.

Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса — внутреннее программирование, осуще­ствляемое с помощью внутренней речи. Как показыва­ют клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий. Программирующая функция речи страдает при поражениях в передних от­делах речевых зон — заднелобных и премоторных отде­лов левого полушария.

 

Date: 2015-08-24; view: 731; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию