Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство

Западноевропеская культура 17 в.

Нина Алексеевна Жирмунская и др. История зарубежной литературы 17 в.

Это учебник для соответствующего курса лекций на филфаке, состоит из 4 разделов: Лит-ра Испании, Франции, Германии и Англии. В принципе, по этой книге Родосский и читал свои лекции.

 

Шарль Сент-Бёв «Литературные портреты, критические очерки».

Он жил в 19 в., очень любил лит-ру, особенно французскую. Написал о Корнеле, Лафонтене, Дидро, Гюго (не любил его за отсутсвие исторической правды), Жорж Санд (был с ней дружен), Беранже, Руссо, Монтене, Паскале, Флобере и неск.др менее известных. Книга интересная - 600 стр…J

 

Александр Якимович «Новое время: искусство и культура 17-18 вв». Из серии «Новая история искусства».

 

Татьяна Валериановна Ильина «Западноевропейское искусство»

 

Литература

Испанская поэзия и проза 17 века

Поэзия Возрождения тяготеет к классической ясности. В античной поэзии было и другое направление. Ясный и темный стиль по сложности восприятия.

Испанская поэзия 17 века – не было понятия «ясный стиль». Разделение на темный и трудный стиль. Крупный представитель испанской поэзии 17 в – Луис де Гонгора-Арготе (1561-1627) – родом из Кордовы, университетское образование, сан священника, получил бедный приход. Известен как поэт. Король дал ему звание королевского капеллана. 2 тенденции: 1) ясный стиль – стихи в стиле народных песен; 2) больше всего прославился в темном стиле – нужно, чтобы читатель пошевелил мозгами, преодоление препятствий – эстетическое наслаждение. Важно, не о чем написано, важно, как написано (тропы, метафоры, эпитеты). Есть в русских переводах – «Европейская поэзия 17 в». Сервантес терпеть не мог Гонгору, противостоял темному стилю.

Представитель трудного стиля Франсиско де Кеведо-и-Вильегаса (1580-1645) – государственный деятель, министр колонии, завзятый дуэлянт, хороший наездник, несмотря на врожденную хромоту. Писал много, в различных жанрах («Полиграфо» - и романы, и комедии, философские, богословские трактаты. Больше известен как поэт. Полемизировал с Гонгорой – считал, что действительно, если сразу понятно, читателю будет неинтересно читать, нужно иначе ставить художественную задачу – не усложнять форму, не сразу понятной должна быть мысль.

Проза – плутовской роман – дидактичное произведение – жизнеописание отрицательного героя. Иезуит-проповедник – Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1601-1658) – 2 прозаических произведениях «Критикон» и «Карманный оракул». «Критикон» - критика социальных пороков. «Карманный оракул» - сборник афоризмов, свод жизненных правил законченного негодяя.

 

Литература Франции

Не было резкого перехода от Возрождения к барокко и классицизму. У истоков французского Возрождения – Франциск 1 – приглашал художников итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи). Сестра – королева Маргарита Наваррская (династия Бурбонов). Овдовела – кружок писателей и поэтов. «Гептамерон» («Семь новелл») – ее лучшие произведения. Творческое усвоение – урок, а не подражание. Без непристойностей (в отличие от Декамерона). Группа придворных (10 чел) едут с курорта в Париже – в трактире на неделю – рассказывают друг другу истории.

Особенность французской литературы 16 в. – неоднородность – наметились 2 параллельных течения:

1. Предвещает классицизм.

2. Предвещает барокко (термин «предвозрождение» многие не нравился)

1. Предвещает классицизм – литературное объединение «Плеяда» (созвездие из 7 звезд) – 7 поэтов и драматургов. Теоретик и вдохновитель – Жоашен (Иоаким) Дюбелле – из старинного дворянского рода, слабослышащий. Двоюродный брат – кардинал. Пару раз бывал в Италии – многое заимствовал от итальянцев.

Дюбелле – книжка сонетов. Прославился – написал статью «Защита и прославление французского языка». Восхищение перед латинским и греческим языками необходимость. Французский язык 15 века – старофранцузский (Франсуа Гийом).

Дюбелле – пишет – греческий и латинский языки, которыми мы восхищаемся, проделали длительный и нелегкий путь развития, они развивались и обогащались, в том числе заимствованиями. Призывал поэтов обогащать французский язык. (17 век – Буалло – обогащение привело к его засорению).

Поэты-драматурги – пьесы на античные сюжеты и комедии.

Трагедии Корнеля, Расина и Мольера появились не на пустом месте – у них были предшественники.

Корнель – 1-ый великий драматург.

Самый талантливый представитель плеяды – Пьер де Ронсар, поэт, потомок старинного дворянского рода, его родители – придворные. Паж одной из королевских дочерей.

Тяжело заболел – двойное гнойное воспаление уха – остался слабослышащим. Перешл в духовное звание – формально, не отправлял богослужение. Лишил возможности создать семью.

Эпическая поэма – «Франсиада» - бросил на полдороге. эпическая поэма – специфический жанр («Африка» Петрарик – бросил на полдороге, Вольтер – «Генриада»).

Любовная лирика Ронсара игривая, эротичная – «Любовь к Марии», «Любовь к Кассандре» - не отличаются чистотой. Видно влияние Горация – пользовался удовольствиями жизни. За жизнелюбием мысль – пользоваться жизнью, пока есть возможность. Предвестие классицизма в поэзии и прозе.

Франсуа Рабле – медицинское образование, принял постриг в францисканском ордене. Священник в Париже – вел не монашеский образ жизни. Приобрел известность как врач. Медицинский трактат компилятивного характера.

Прославился единственным романом – «Гаргантюа и Пантагрюэль» - по замыслу – пародия на рыцарские романы. Неуравновешенность композиции, страсть к гиперболам. Замешано на непристойностях. Нарождающееся низовое барокко.

17 век – Высокое (Аристократическое) барокко и Низовое барокко. В прозе. На роман в 17 веке смотрели как на окололитературный жанр.

Распространенный жанр – прециозный роман – разнообразные тропы. Классицисты это осмеивали. Комедия Мольера «Смешные жеманницы».

В 18 веке в барокко трансформировалось в рококо (в литературе аналог рококо – легкая поэзия, юный Пушкин).

Низовое барокко – аббат Поль Скарон – самая знаменитая поэма – «перелицованный Верилий», по жанру – бурлеск (шуточная поэма). Сюжет «Элеиды» - содержание пересказал площадным языком.. комический эффект – порождает несоответствие между формой и содержанием. Буало – такие поэмы писать не годится.

«Иерокомическая поэма» - потом в перешло. (Майков «Елисей или Разрдраженный Воин»). Бурлеск – получила распространение. Подражатели Котлеревский – Энеида» - шутовской пересказ Энеиды.

1-ый поэт низового барокко – Сирано де Бержерак (1619-1655)– писал стихи. Проза – «Государства и империи Луны» - утопический роман (автор 1-ой в мире утопии Платон. Бержерак не стремился объяснить, на чем держится благополучие (у Мора на рабском труде).

Столбовая дорога принадлежало классицизму, барокко во французской культуре и литературе имело периферийный характер, основное направление – классицизм. Ранний классицизм зиждился не только на культе античности, но и на философии Декарта – картезианство. Учение Декарта еще называется рационализм – органы чувств могут ввести в заблуждение, познаем мир разумом.

 

Система жанров классицизма

Разветвленная, в некотором роде воспроизводит античную. Приверженцы классицизмы считали, что идеалы прекрасного надо искать в античности. Один из основополагающих источников «Поэтика» Аристотеля (1 часть – теория трагедий, 2 часть – теория комедий, утрачена в древности). Соблюдение трех единств.

Система жанров. Изящная словесность – поэзия. Проза – второстепенное место. Роман вообще отвергали.

Основные жанры: высокие и плохие (не хорошие и не плохие). Высокие – возвышенные жанры (высшие проявления человечности, подражания, дидактичность. Низкие – показывают низменные проявления человеческой природы с целью обличения или осмеяния.

Основные высокие жанры: трагедия, эпопея (эпическая поэма) и ода.

Основные низкие жанры: комедия, сатира и басня.

Трагедия (песнь козлов) – возникает в античности. Козел посвящен Дионису – бесплатно приглашалось все свободное мужское население, весь световой день – 3 трилогии, 4-ое – сатировская драма («Циклоп» Еврипида).

В древнегреческих трагедиях нередко действуют боги, в классицистической трагедии быть не должно. «Ипполит» у Еврипида – появляется Афродита, гневается на Ипполита, девственник и женоненавистник, занимается охотой. Действующие лица трагедии – знать, иногда короли. Главный герой или героиня гибнет или морально уничтожен (пошло от древних греков). Древние греки язычники, жертвы богам, задобрить. Рок – от судьбы не уйдешь. Обстоятельства против главного героя.

Действующие лица драмы – кто угодно, сближает драму с комедией, перед героем – выбор, герой делает неправильный выбор, гибнет.

Писали много для театра. Художественная система классицизма – примат всеобщего над единичным и объективного над субъективного.

Эпопея (эпическая поэма) писали во в эпоху Возрождения и в эпоху классицизма. За образец – Вергилий и Гомер.

Эпические поэмы создаются: человек чувствует себя частью какого-то единого целого и потом независимою личностью. «Энеида» Вергилия – был не доволен ею. Петрарка «Африка» о Сципионе Африканском. Ронсар «Франсиада» - бросил на полдороге, Вольтер «Генриада» - скука. Херасков «Росиада» о покорении Казани Иваном Грозным.

Романтики от него отказались.

Ода («песня») торжественная, духовная. Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков. Прославляют государей, полководцев. Примат объективного над субъективным.

Низкие жанры были более живучие и продуктивные.

Комедия зародилась в Аттике. Древнеаттическая комедия – Аристофан – сохранилось 11 комедий, написал больше. Непристойность, хаотичная структура. Его высоко ценил Гоголь. Новоаттическая комедия – Менандр (3 в. до н.э.) – комедии в отрывках – «Третейский судья», Целиком «Брюзга». Плавт Терентий. Не обязательно в стихах, допускалась и проза.

Сатира – малопродуктивный жанр. Отличается от современной сатиры. То, что осмеивает людские пороки. В старину это было не так, пороки осмеивала комедия, а сатира их обличала. Сатира – длинное стихотворение. Ювенал – античный сатирик – нет ничего смешного, Кантемир – корявый язык.

Басня – живучая. Эзоп – 1ый баснописец – целая книга басен. Представляет собой маленькое прозаическое повествование, в конце – мораль. Сюжеты стали распространенными. Лафонтен – французский баснописец. Крылов. После Крылова писали очень мало басен, очень высоко поднял планку. 2 советских баснописца – Демьян Бедный и Сергей Михалков.

Франсуа де Моперн – очистить французский язык от засорений. Была создана французская академия (Ришелье) – 40 пожизненных членов – способствовала выработке единого французского литературного языка.

Великий французский театр начался с Корнеля. Есть предшественники, все трагедии до Корнеля забыты. Франция – театральная страна. Были придворный и частные театры.

Родился в Руане (главный город Нормандии), в семье адвоката, получил юридическое образование в иезуитской коллегии. Изучал право – помешало отсутствие косноязычия. Увлекся театром, написал несколько комедий – поставлены, имели успех.

Сент_Берв – французский критик – понять творчество писателя – составить психологический портрет. Написал литературные портреты (в т.ч. Гоголь).

Трагедия Корнеля «Сид». Нашел драму испанца Гильяра де Кастро «Юность Сида». Сид – историческое лицо, настоящее имя Родриго Диез. Сидом прозвали арабы «господин».

Эпическая поэма «Юность Сида», на ее основе. Кастро создал драматическое сочинение в 3-ех актах с соблюдением аристотелевских норм. Сюжет поэмы – сид – сын простого сукновала, выходец из низов. Отцу дал пощечину граф Гомес де Гормес. Сид вызвал его на дуэль, убил. У убитого дочь – Химена – пожаловалась королю. Решение – Сиду жениться на Химене – неохотно поженились. Ее прочитал Пьер Корнель.

Задача Корнеля – перевести сюжет из художественной системы барокко в художественную систему классицизма. Франция в 17 веке – единственная страна, в культуре которой успел утвердиться классицизм.

Пьеса из 5 действий – появляется королевна (инфанта) с наперсницами (видное положение в классицистической драме, делятся мыслями с наперсницами) – тайно влюблена в Родриго Диеза. Корнель переосмыслил де Кастро. Корнель делает отца Сида придворным, хоть и не титулованным (в угоду художественной системе классицизма).

Говорит, что влюблена в Сида, чтобы еще до появления Сида на сцене расположить к нему зрителей (за это критики поносили автора – нарушено единство действия) – нет завершения. Появляется Сид, бурно объясняются друг другу в любви. Король ищет воспитателя для наследника. 2 кандидата отец Сида и отец Химены – выбор на отца Сида. Отце Химена – пощечину отцу Сида. Конфликт между разумом и чувством, долгом и страстью. Сид обязан отомстить обидчику отца, с другой стороны, обидчик отца – отец девушки, которую он любит. Классицисты – в пользу разума, долга. Убивает на дуэли отца Химены – за сценой, никаких жестокостей на сцене быть не должно. Вестник – говорит об этом событии. Химена в отчаянии, аналогичный конфликт, обязана просить короля покарать Родриго Диеза, но по-прежнему любит его. Обращается к королю. Деус эк молина – прием в античной литературе – появление бога – разрешает все противоречия своей волей – сохранился в классицистической литературе – видоизменился – там гордиев узел разрубает монарх, либо лично, либо с помощью вестника. Король – пусть Сид соберет отряд, если победит мавров, то будет прощен – так и получается.

Автор свое сочинение назвал трагикомедией. В трагедии главный герой или гибнет, или морально уничтожен. Здесь гибнет только второстепенный герой. Античность трагикомедии не ведала – невозможно перенести античную этику в новое время. Античная поэзия рифмы не знала. В европейской поэзии рифма появилась в 12 веке (была в малых жанрах фольклора до 12 века).

Многие поэты от рифмы отказывались (оды), мотив – античная поэзия рифмы не знала. Франция – поэзия исключительная, нерифмованных стихов очень мало. Весь французский театр от 16 до 19 в – написаны александрийским стихом – 1-ый рыцарские романы в стихах – 1ый анонимный от Александра Македонского.

Доломоносовская поэзия силлабическая, основной закон – равное количество слогов в строке, ударные и безударные слоги чередуются в разброс, беспорядочно. Различаются двудольные и трехдольные размеры.

Александрийских стих представляет собой 12тисложный размер м цезурой (паузой, словоразделом) посередине. В русскую поэзию александрийский стих проник в 18 веке, принял вид 6стопного ямба с обязательной цезурой после 3 строки. Рифмовка обычно парная.

Александрийский стих обязателен для французского театра с 16 в. до руб. 19-20 вв. распространен был в русской поэзии. Сейчас – редко обращаются. Русский театр 18 века на александрийском стихе. Отказался Пушкин, взяв 5стопный ямб «Борис Годунов» - цезура после 2ой стопы. В дальнейшем отказался.

Успех трагикомедии «Сид» бешеный. Стали упрекать в отступлении от аристотелевской поэтики: 1) нарушено единство действия; 2) нарушено единство времени (должно – сутки).

Корнель вернулся в Руан. Предложил придворному театру трагедию «Гораций». Сюжет – история объединения Рима с Альбой-Лонгой (город по другому берегу Тибра). Решить вопрос можно только военным путем, римляне и альбалонгцы постановили решить вопрос единоборством, тройное единоборство. Со стороны Рима – 3 брата Горациев, от Альбы-Лонгы 3 брата Куриациев. Об этом рассказал вестник. Куриаций сомкнутый строй. 2 брата Горациев убиты, последний побежал, военная хитрость, строй разомкнулся, убил всех троих. Сестра Камилла – жена одного из брата Куриациев, Гораиций убивает ее. Царь – Сервий Туллий прощает Горация.

Корнель стал терять популярность. Соперник – Жан Расин – сравнивал себя с Еврипидом, а Корнеля с Софоклом. Корнель последние годы бедствовал. Внучатая племянница Корнеля – Шарлотта Корде убила Марата.

Расин – из провинции, незнатного рода. Рано остался без родителей, в Париж, воспитывала бабушка в общине янсенистов (течение внутри католицизма, идет из Голландии). Основатель – голландский католический священник – Корнелий Янсен – пошел по стопам Эразма Роттердамского. Корнелий стремился дополнить католическую доктрину некоторыми элементами протестантизма. Община группировалась вокруг парижских женских монастырей Парв Вояль. Злейшие их враги – иезуиты создали свои школы, внимание уделили греческому языку и литературе. В эту общину входил Блез Паскаль.

Расин рано увлекся театром, не одобряли единомышленники – портит нравы, а не исправляет их.

Писал многою написал оду – «Нимаросены» - бракосочетание Людовика 14. Пригласили в придворный театр, место королевского историографа – история правления Людовика 14.

Его любимый автор – Еврипид, заимствовал сюжеты. Самая известная трагедия «Андромаха» и «Федра». Хорошо и правдиво разработаны женские образы. Андромаха – жена Гектора. Сын ахилла – Неоптулем или Пир взял Андромаху с ребенком в качестве военной добычи, взял во дворец, полюбил ее, хотел сделать ее царицей. Пир помолвлен с Гермионой, сделал предложение Андромахзе, она пришла в ужас. Убить ее сына Астионакса по приказу Агамемнона, дает согласие на брак с Пиром. Орест влюблен в Гермиону, она требует убить Пира. Он убивает его, гермиона бросается на меч, Орест сходит с ума. Андромаха в двойственном положении. Смысл – классицисты – человек должен жить разумом, а не идти на поводу у чувств. Страсти под полным контролем разума. Здесь – герои на поводу у своих страстей.

«Федра» 2ая трагедия Расина. Перевел Мультатули. На сюжет, заимствованный у Еврипида («Ипполит»). Действующие лица одни и те же. Трагедию Еврипида открывает Афродита – монолог – гневается на Ипполита (сын Тесея от Ариадны, потом женился на Федре). Ипполит – девственник и женоненавистник, все свободное время проводит на охоте. Ипполит служит Артемиде, наслала на Федру страсть к пасынку. Дворец Тесея, Ипполит ее отталкивает, жалуется Тесею, что Ипполит хотел ее изнасиловать. Просьба к Посейдону – наказать его. Ипполит ехал на колеснице, из моря – чудовище, Ипполит разбился насмерть. Федра бросается на меч (оклеветала его). У Расина нет античной благородной красоты, нет ходульности (как в трагедиях Корнеля). Нет Афродиты, переосмыслен образ Ипполита девственник и женоненавистник не вызвал бы симпатию – влюблен в соседнюю царевну. Тесей против брака. Царицу надоумила кормилица (простая женщина. Здесь не совместимо с христианской этикой. Идея человек должен жить умом, а не страстями. Человеческое чувство должно быть подконтрольно разуму.

Написал несколько трагедий, потом ушел от театре. Янсенисты театр недолюбливали. Запретила театральные зрелища на всей территории Англии.

Выбрали во Французскую Академию. Отошел от театральной деятельности, женился на девушке из их общины – не прочитала ни одной пьесы своего мужа. История царствования Людовика 14 сгорела в Лувре во время большого пожара.

Писали много для театра, но все остальные меркнут. Корнель и Расин у истоков великого французского театра.

Незадолго до смерти, Расин вернулся в драматургии. Супруга Людовика 14 основала пансион для благородных девиц, просьба к Расину написать для ученического спектакля. Театр французского классицизма впервые обратился к ветхозаветному сюжеты. Написал 2 трагедии: «Исфирь» и «Гофоиля».

Исфирь – еврейская девушка, супруга персидского царя Артаксеркса, спасла свой народ. В трагедии предусматривалось музыкальное сопровождение.

Фронда – движение против абсолютной власти. Некоторые идеи просвещенного абсолютизма.

Комедия французского классицизма

Мольер. Общественных основ Мольер не затрагивал, критиковал то, что можно было критиковать.

Жан Батист Поклен (настоящая фамилия). Родился в семье придворного обойщика-декоратора. Хорошее образование. Хочет стать актером. Открыл с группой единомышленников театр – «Блистательный театр» менее 2 лет просуществовал – неудачное расположение, зрители – друзья и родственники актеров – не было хорошего репертуара. Отправился на гастроли. 1-ые пьесы – фарсы. Стал сочинять комедии в стиле классицизма.

3 группы комедий Мольера:

1. Высокие – 5-стопный ямб

2. Комедии в прозе (1 и 3-актные)

3. Комедия-балет («Мещанин во дворянстве»).

После 13-летних странствий вернулся в Париж, воспользовался старыми связями, его пьесы стали ставиться в придворном театре. 1ая комедия «Смешные жеманницы» 1ый перевод Петра Великого, озаглавил «Драгие смеянные».

Семейно-бытовая комедия – «Урок женам».

Мольер был особенно близок Островскому. Один из объектов его сатиры – семейный деспотизм. Позиция Мольера – неоднозначная.

«Дон Жуан» - на сюжет Молины – ослаблен религиозно-нравственный элемент. Резкое деление героев на положительных и отрицательных.

«ТартюФ» - единственная пьеса, которая навлекла на автора неприятность, 1-ые 2 редакции были отвергнуты по настоянию вдовствующей королевы.

«Мещанин во дворянстве» - деление общества на сословия естественно и необходимо.

На сцене Мольер актер до конца, стало плохо, доиграл комедию, упал, домой, через несколько часов скончался. Первоначально хотели отказать в христианском погребении. Был женат на дочери бывшей любовницы. Дело потом уладили.

Жан де Лафонтен – баснописец. Пушкин – есть нечто общее между Лафонтеном и Крыловым – оба из низов. Лафонтен – сын лесничего, мещанин. Родился в провинции. Приехал в Париж, нашел богатого покровителя – сюринтендант финансов Фуке – спонсировал его. Необыкновенное честолюбие, рано женился, крайне женолюбив.

Крылов и Лафонтен пробовали себя в разных жанрах. Лафонтен писал оды, трагедии, комедии, идиллии, но известен как баснописец. Басня часто ишется на расхожий сюжет, заимствованный у Эзопа (6 в. до н.э.) – был рабом, казнили.

Басни Эзопа – все в прозе, каждая басня несколько предложений – в конце мораль. Лафонтен переложил басни стихами (1ый великий поэт(. 1-ый сборник ьасен – переложение басен Эзопа. Против скупого человека, не готового прийти на помощь, у Крылова не так.

Сами выдумывали сюжеты для басен. У Лафонтена «желудок и части» - части тела против желудка, они работают, а вся пища в желудок.

Есть эротические мотивы у Лафонтена – из жизни католических монахинь – «Кошка, превращенная женщину» - из Эзопа. Кошек в Древней Греции не знали, Ласка злейший враг мышей. У Эзопа – ласка влюбляется в юношу, Афродита превратила ее в юношу, в постели пробежала мышь, она голая за ней.

У Крылова – басни на религиозные сюжеты, чего нет у Лафонтена. Басня Крылова «Крестьянин и лошадь».

Жанр сатиры – крупный представитель – Никола Буало де Прео – родился в семье адвоката, члена парижского парламента, юридическое образование – богатый наследник. Не мог жениться из-за травмы. Член французской академии.

Писал в разных жанрах. Любимый – сатира – в античном понимании и эпохи классицизма не одно и то же. Сатира – небольшая поэма Ювенал в античности – нет ничего смешного. Осмеивает человеческие пороки не сатира, она обличает их.

Классицистические сатиры – Буало – не слишком интересно. Гораздо интереснее – Дидактическая поэма – «Поэтическое искусство», основа – небольшая поэма Горация «О поэтическом искусстве». Поэма в 4-ёх песнях, несколько раз переводилась на русский язык в 70-е гг. Дидактическая поэма, написанная александрийским стихом.

В 1-ой песне перечислены общие требования к истинному поэту – талант, правильный выбор жанра, содержательность. Примат содержания над формой, отличить истинный поэтический талант от графомании. Не увлекаться пустой мишурой. Очищал французский язык от засорений, но несправедливо упрекает Ронсара. Формулирует основное правило стихосложения, закрепил правила, существовавшие до него. Запрещение переносов – конец стихотворной строки должен совпадать с концом предложения или с логически завершенным предложением. Недопустимость скопления согласных, нескольких гласных. Совет прислушиваться к критике и быть требовательным к себе.

2-ая песня – характеристика лирических жанров – идиллия, эклога, элегия. Называет древних авторов Феокрита, Вергилия, Овидия примером. Против банальности и штампов. Подчеркивал высокое общественное значение оды – воинские подвиги и события государственной важности. Сатира – наиболее действенный жанр, который способен исправлять людские пороки.

3-я песня – рассуждение об облагораживающей роли искусства. В конце об эпической поэзии.

Эпопея – поэма про Хлодвига – низменный средневековый сюжет. В эпической поэме действуют языческие боги. Токватор Тассо – как примирить с христианством, вместо языческих богов = святые и ангелы Бауло, язычество как вымысел. Против несоответствия формы и содержания (Аббат Скарон – «Бурлеска».

Иерокомическая поэма – предлагает новый жанр – низкий сюжет пересказывается высоким стилем – «Нагой». Писали в России 18 в. – В.И. Майков – иерокомическая поэма «Елисей, или раздраженный Вакх».

Не считает роман литературой.

 

Проза классицизма

Классицисты стремились подражать античной эстетике. Механического копирования не было. В античности и в эпоху классицизма проза первоначально занимала служебное, подчиненное место. В классический период в аттической литературе существовало 3 вида прозы: ораторская (Лисий, Сократ, Демосфен), историческая (Геродот, Фукидид) и философская (Платон и Аристотель).

Изменяется система прозаических жанров во французской словесности 17 века (римские литераторы ввели еще один жанр – послания, Цицерон). В 18 веке писали много писем. Востребованный жанр – письмовник – руководство для писания писем (барон Шафиров при Петре 1). Мадам де Севиньи написала несколько тысяч писем – частично изданы после ее смерти. Интересная панорама парижских нравов.

Ораторская проза качественно отличается от античной – это церковное красноречие, проповеди 4 века – на западе св. Амвросий Медиоланский. Крупнейший французский проповедник и мастер церковного красноречия - Жак Бенин Боссюэ (1627-1704) - был парижским епископом, воспитанником дофина. Проповеди – надгробные речи подчинены жесткой структуре – зачин (в честь кого проповедь), славные свершения покойного. Приводит параллели с Библией (Ветхий завет).

Больше востребована во Франции моральная проза – сложное и противоречивое явление. Решили воскресить античную этику эллинистического периода и римского владычества. Философы ставили задачу научить человека стать счастливым. Счастье понималось в отрицательном значении, счастье – жизнь без страданий. Скептики (Секст Эмпирик) – нужно воздерживаться от категорического суждения по какому-либо вопросу. Стоики призывали человека терпеливо и смиренно переносить страдания.

Школа Эпикура (Афины, 3-2 вв. до РХ) – стремление к удовольствиям (гедонизм) – неправильно. Истинный Эпикур и его ученики – не такие. Эпикур говорил, что счастье жизнь без страданий. Причиной страданий являются неосуществленные желания. Чем меньше у человека желаний, тем меньше шансов, что они не исполнятся. Идеальное состояние мудреца – атараксия (бесстрастие), спокойная ясность духа.

Полный аскетизм – вегетарианство, трезвенность, аскетизм в половой жизни, отказ от активной общественной жизни и творческих занятий. Страх перед гневом Бога и страх перед смертью, Эпикур – разоблачить эти страхи. Смерть не имеет к нам никакого отношения. Царство Аида ужасно – загробные муки. Философия Эпикура в поэтической форме была изложена Лукрецием.

Вор Франции эта философию частично перенес парижский священник Пьер Гассенди – Возлюби ближнего своего как самого себя. Любовь (нач. 19 в.) – это страсть, которая помогает человеку преодолеть болезни.

В 17, 18 вв. другая картина. И Гассенди, и исследователи – человек по природе своей эгоист, любить по-настоящему может только себя, бесполезно бороться с эгоизмом. Не надо обдумывать свои желания. Живи и давай жить другим. Его взгляды имели определенное влияние на творчество Мольера, Лафонтена. Излагает философию Гассенди Булгаков («Жизнь господина де Мольера»). Каждый человек – неисправимый эгоист.

Один из выдающихся мастеров французской моральной прозы – герцог Франсуа де Ларошфуко – «Мемуары», «Максимы, или Моральные размышления». Отличительная черта стиля – необыкновенный и предельный лаконизм. В салонных беседах ценилось остроумие и краткость. Ларошфуко не поддерживал абсолютизм, участник Фронды. Посещал салон мадам де Лафайет. Фронда потерпела поражение из-за эгоизма ее участников, думали о своей выгоде. Париж укрепился в мнении, что человек – неисправимый эгоист. «Наши добродетели – искусно переряженные пороки».

Блез Паскаль принадлежал к общине янсенистов. Недолгая жизнь. Был типичный вундеркинд. Страдал навязчивой идеей – казалось, слева от него разверзается бездна, в которую он может упасть в любую минуту. Занялся философией и богословием.

Книга – «Письма провинциала/ или к провинциалу» - эпистолярный жанр, разоблачается деятельность иезуитов.

Задумал обширный философско-религиозный труд – работал ряд лет – записывал отдельные мысли и собирал их. Ранняя смерть помешала довести это дело до конца. Друзья объединил фрагменты и опубликовали «Мысли о религии». Человек – эгоист, как это совместимо с христианской любовью человека к Богу. Человек по своей природе нечто среднее между животным м ангелом. Человек может по-настоящему любить только себя, то пусть полюбит свою высшую ангельскую природы.

Жан де ля Брюер – из небогатой буржуазной семьи. Перевел книгу древнегреческого философа Феофраста – «Характеры». Сопровидил примерами из современной действительности, появление его книги «Характеры, или нравы нынешнего века».

Мадам де Лафайет – 1ый роман – «Принцесса Клевская». Действие при дворе короля Генриха 2. За ней ухаживает герцог де Немур – случайно умер. Считает себя виновницей его смерти, отказала Немуру в предложении руки и сердца. Немур – эротоман.

 

«Спор древних и новых»

 

Последние десятилетия 17 в. – кризис в духовной и общественной жизни Франции, переоценка ценностей. Один из симптомов – многочисленные дискуссии по вопросам религии, морали, философии и литературы. Наиболее значительным по масштабам и последствия – «спор древних и новых»: в центре стоял вопрос о преимуществах древней или новой литературы.

Франц.лит-ра классицизма – безусловный авторитет античности. Но в середине века наметилось критическое отношение к древним. Раннее всего оно проявилось в области философии. Непререкаемый авторитет древних был поставлен под сомнение Декартом, выступившим с позиций свободного разума против догматического истолкования философии Аристотеля официальными богословами Сорбонны. Распространение картезианской философии + успехи естественных и точных наук (математики, астрономии, физики)подорвали авторитет схоластической философии.

Сомнения в абсолютной значимости античной культуры затронуло и литературу. Творениям древних авторов были противопоставлены духовные ценности нового времени. НО здесь столкновение разных точек зрения оказалось значительно более сложным. Этот спор затронул и вопрос о преимуществах французского языка над латинским. И здесь аргументов у критиков античности больше. Одновременно шло наступление и в области драматургии. В начале 1670-х гг. растёт увлечение оперой, которая грозилась вытеснить в сознании придворной публики высокую трагедию. Наиболее влиятельными фигурами в этом жанре были композитор Жан Батист Люлли и драматург Филипп Кино. Оттесённый на второй план Расином, Кино стал сочинять либретто для опер, в которых редко использовал известные античные сюжеты, приспосабливая их для надобностей оперного спектакля. Деятельность Кино и сам оперный жанр вызвали резкую критику со стороны Буало и Расина, которые не без основания считали, что в нём отдана дань поверхностному воздействию, которое несла с собой высокая классическая трагедия.

Однако у оперы нашлись и рьяные защитники. В 1674 г. Шарль Перро [1] (1628-1703), ставший в дальнейшем главным инициатором «спора древних и новых», выступил с сочинением о критике оперы. Сопоставляя трагедию Еврипида «Алкеста» с оперой Кино и Люлли на тот же сюжет, Перро отдавал предпочтение своим современникам. Он упрекал Еврипида в «неподобающем» с нравственной точки зрения поведении царя Адмета, с поспешностью принимающего жертву своей жены и готового спасти свою жизнь ценою её гибели. Перро оправдывал автора либретто, существенно изменившего трактовку главных персонажей в соответсвии с моральными и этикетными нормами своего времени. Этот же критерий он применял в ходе дальнейшей полемики о древней и новой литературе и к разбору поэм Гомера. Перро поставил под сомнение восторженное отношение к античности – неразвитость общественных отношений.

На этот выпад откликнулся Расин в предисловии к своей трагедии «Ифигения». Он дал понять, что критика трагедии Еврипида у Перро объясняется незнанием греческого языка и обращением к искажённому латинскому переводу. Упрёк в некомпетентности и недостаточной образованности станет одним из самых излюбленных аргументов «древних», так же как встречный упрёк в излишнем педантизме и учёном высокомерии – аргументом «новых».

Бурлескные поэмы Скаррона критикует Буало. Перро видел в бурлеске действенное средство борьбы с деспотически навязываемым авторитетом античных поэтов и дал в своих критических сочинениях высокую оценку Скаррону. Т.о. к сер.1670-х гг. определились главные участники полемики: Перро и Буало.

Позиция «новых» была сформулирована Шарлем Перро в поэме «Век Людовика Великого» (1687 г.) Поэма «Век Людовика 14» - прославление его века («Государство – это я»): общий прогресс наук и ремесел, изобретение телескопа и микроскопа. Эта позиция отражала и рост национального самосознания. Буало (уже член Академии) не мог принять ни один тезис Перро, критикует нравы общества и двора- несовместимость морально-общественных позиций обоих противников

В 1694 г. произошло официальное примирение главных участников «спора» - Буало и Перро. Оба противника, однако, остались каждый при своём мнении. «Спор» был продолжен следующим поколением уже в 18 в. и касался преимущественно отдельных частных вопросов – критики Гомера и его переводов, прозаической или стихотворной трагедии и т.д. Но главная идея Перро – о прогрессе цивилизации и культуры – утвердилась в эпоху Просвещения как основная и бесспорная! (Перро опередил свое время).

 

 

Литература Германии 17 века

В эпоху позднего средневековья лидеров во всей эстетике является Франция, в 15-16 вв. Италия, в 17 веке Италия уступила место Испании.

В 18 веке Франция восстановила лидирующие позиции. На рубеже 18-19 вв. Франция уступила место Англии и Германии.

2ая пол. 19 в. Франция (родина классицизма) – лидер в культуре и эстетике – сохраняет до сих пор в Западной Европе.

Германия – безобразное положение. Политическая и идейная обстановка сыграла большую роль. В 16 веке – проповедь Лютера. Мадам де Сталь – литература Юга (испанская, французская, португальская, римская – романские языки), литература Севера (английская, германская, скандинавские страны). Проповедь Лютера – продут или реакция на Возрождение?. Роднит с Возрождением религиозный индивидуализм – попытка доказать, что каждый верующий может общаться с Богом непосредственно, без таинств («Огненный ангел» Томас Манн, монография Ипполита Тена «Философия искусства»).

Скандинавские страны стали протестантскими. Исключение – Ирландия и Бавария.

Романские страны – все католические, кроме некоторого преобладания протестантизма во Франции.

У германцев была неукорененность в христианстве. Христианство возникло в Палестине – еврейский народ верил в единого Бога. Понимать Бога как абсолют

В 11 веке – разделение единой христианской церкви на греко-православную и римско-католическую – по-разному воспринимали христианство, с разным багажом знаний. – греки – способность к отвлеченному миросозерцанию, римляне – гораздо практичнее. Католичество – упрощенное православие. Началась реформация. Потомки германских народов легко отпали от римской курии (неукорененность культа). Политические последствия проповеди Лютера – раздел Германии на княжества – 2 мощных королевства Пруссия и Бавария. Спровоцировало Тридцатилетнюю войну. До 4/5 населения было уничтожено. Вестфальский мирный договор. Покончено в 70-е гг. 19 века.

Лютер обвинял католичество в фанатизме, но он сам был фанатиком. Мощный заслон проникновению католической культуры в Германию. Были кружки гуманистов. Кружковство – осознание своего меньшинства. Комплекс национальной неполноценности немецких гуманистов (не знали латынь) – переделывали имена на греческий или латински языки (на «ус» - Гиппиус).

Немецкие гуманисты не достигли больших высот. После проповеди Лютера остались верны католичеству. «Письма темных людей».

Лютер – талантливый поэт – «Гимн». Перевел Библию на свой зык – смысловой перевод – допускал вольности (о постах). Тогда светская литература не очень приветствовалась.

В 17 веке проникают идеи гуманизма и эстетики барокко. Немецкие поэты – приспособили их к словесности своей страны.

Мартин Гобиц – немецкий поэт 17 века – ввел в немецкую литературу сонеты т другие поэтические формы.

Пауль Флеминг (был в России) – был купцом – написал несколько сонетов о Москве, о Волге.

Проза – Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен (1622-1676). Романы – «Матушка Кураж» - Тридцатилетняя война, героиня разъезжает по протестантским и католическим лагерям, торгует, один сын воюет за католиков, другой – за протестантов.

2-ой роман – «Симплициссимус» («Простачок») 1668 г. в 5 книгах– о простачке Симплиций, который жил в лесу, пас овец, ворвались ландкснехты и, убегает. Остановился у Отшельника, тот его обучает грамоте и христ.вере, знакомит его с идеальной стороной жизни. Отшельник умер, оказывается, что Симплициссимус его внебрачный сын. Теперь он видит мир реальным. Оказывается среди солдат, теряет простоту и наивность. Над ним издеваются, превращают в шута – эта роль помогает ему устоять во всех превратностях жизни. Становится воякой, добивается успеха. Всё теряет, начинает разбойничать => раскаяние => паломничество.Пытается заняться крестьянским хозяйством, но вихрь войны уносит его в далёкие страны: Московию, Китай, Турцию, Корею. Удаляется в горы и становится отшельником. Мирская суета манит его, пускается в странствия, терпит кораблекрушение, остаётся жить на необитаемом острове и пишет свою автобиографию – т.е. этот роман. Физиологичный юмор. Порождает череду «робинзонады». Испытвает все превратности судьбы человека в Германии во время Тридцатилетней войны.

 

Английская словесность 17 века

Революционные события (3 сходные революции: в Англии в 17 в., Великая Французская 18 в., в России в 20 веке – стремление к коренной ломке всё и вся, исходили не из нужд народа, а из собственной идеологии, у англичан – пуританство – крайняя форма протестантизма,; цареубийства, разруха, остановка промышленности, казни, попытка экспорта революции).

Светская литература не поощрялась. Театр был законодательно запрещен на территории всей Англии.

Великий английский поэт Джон Мильтон – родился в Лондоне в семье преуспевающего нотариуса. Окончил Кембриджский университет. Влюблен в античность. Съездил в Италию, хотел ехать в Грецию – дошли вести о революционных событиях в Англии. Вернулся на родину, его заметил Кромвель – приблизил к себе и сделал его т.г. латинским секретарем – ведал всей его международной перепиской (латынь – язык МО дипломатии). До революции писал на 3ех языках: английском, латинском (гекзаметром) и итальянском.

Перешел к Кромвелю, забросил поэзию, писал политические и религиозные трактаты. Злейший враг пуритан – католичество. Злобное отношение к ирландцам-католикам. Трактат «О свободе печати» - цензура не так уж необходима, но католикам не надо предоставлять свободу печати. Развод допустим.

Мильтон потерял зрение (причина – трахома) незадолго до Реставрации Стюартов. Стюарты приговорили его к крупному штрафу, поселился на окраине Лондона. Вернулся к поэтической деятельности, написал сонет «О слепоте». Религиозное отношение к труду – часть протестантской этики («О слепоте» - переводы Маршака и Корнеева).

Создает самые знаменитые свои сочинения (дочь писала под диктовку). Дилогия – «Потерянный…» и «Возвращенный рай». Следует рассматривать в органическом единстве. По структуре это поэтическая дилогия воспроизводит Библию «Потерянный рай» - Ветхий завет, «Возвращенный рай» - Новый завет. Как Ветхий завет по объему в несколько раз превосходит новый завет, так и «Потерянный рай» по объему в несколько раз превосходит «Возвращенный рай».

Сюжет – восстание части ангелов против Бога во главе с Сатаной. Напоминает парламентские дебаты и политическую борьбу. Мильтон разочаровался в революции? Нельзя дать открытый ответ.

«Возвращенный рай» - искушение Христа в пустыне.

Сатана его показан в опасной привлекательности. Во 2-ой части уходит от Христа посрамленным.

Поэма – «Самсон-борец», Самсон – президент, посадник, архонт у евреев. Некоторые черты романтической поэтики – не для постановки в театре, а для чтения. Есть ремарки автора. Откровенное проецирование черт автора на образ главного героя (ослепленный Самсон – ослепший Мильтон).

Пушкин – Просвещение на одну ногу с тиранией. Великая Французская революция велика своими жертвами.

В Англии не было агрессивного Просвещения – отвергала насильственные перевороты.

После Славной революции – государственное устройство – конституционная монархия – очень устойчивая и стабильная. Были в Англии в 19 веке и республиканцы – достигнуть согласия между массами, показывать их предрассудки.

Френсис Бэкон – «Новый органон» и «Новая Атлантида» - говорит о признака рынка, пещеры.

Ближайший последователь – Гоббс – повторил мысль Маро – государство должно быть всесильно, Левиафан (морское библейское чудовище). Государство Гоббс сравнивает с Левиафаном – государство должно быть всемогуще, бесконтрольно. «Естественное состояние – война всех против всех», «Человек человеку волк». После революции о политике стали говорить меньше.

Джон Локк – яростный оппонент Декарта (основатель рационализма – познание разумом) – в противовес ему, Локк говорит, что человек познает все с помощью чувств, роль разума сводится к тому, что он синтезирует, обобщает ту информацию, которую человек приобретает с помощью 5 чувств.

Декарт – у человека есть врожденные идеи, самая главная – идея Бога. Табула раса – чистая доска – душа новорожденного младенца – чистый лист бумаги. Эту идею использовал Марк Твен («Принц и нищий») – нет разницы между сыном короля и сыном угольщика.

20 век – наука психоанализа – З. Фрейд – эту теорию развил Карл Густав Юнг.

 

 

Искусство

17 в – это искусство барокоо, классицизма и реализма. Мировоззрение этого времени пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором он занимает совсем не главное место (как в Возрождении), а растворён в его многообразии, подчинён среде, обществу, гос-ву. Наука и искусство, углубившись, уже не идёт рука об руку, никогда не объединяются в одном лице. Отражая сложную атмосферу времени, барокко соединило в себе черты мистики, фантистичности, иррациональности, повышенной экспрессии, трезвость и приземлённость, истинную бюргерскую деловитость. В религиозной тематике преобладает интерес к сюжетам чудес и мученичества, где смогли проявиться излюбленные этого стиля гиперболичность, аффектированность, патетика. Любовь к динамике, контрастам, асимметрии, грандиозности, перегруженности декоративными мотивами.

Для барокко характерна живописная иллюзорность, желание обмануть глаз, выйти (н.,в плафоне) из пространства изображённого в пространство реальное. Барокко тяготеет к ансамблю, к организации пространства: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны, парковые террасы и т.д. В живописи барокко предпочитает линии живописное пятно, массу, светотеневые контрасты. Нарушает принципы деления пространства на планы, принципы прямой линейной перспективы для усиления глубинности, иллюзии ухода в бесконечность.

Основной вид искусства- репрезентативный портрет. Натюрморт и пейзаж – самостоятельные жанры.

Место и время развития барокко – 17 век и Италия: ярчайшее развитие в архитектуре (барочный Рим превалирует над соврмененным и античным), затем Испания, Португалия, Фландрия, несколько позже – Германия, Австрия, Скандинавия, Восточная Европа. В 18 в. своеобразное развитие в России. Во Франции и Голландии не получило первенствующей роли. Затухает в нач.18 в., уступая место рококо.

 

 

Музыка

Развитие и закрепление гомофонии. На рубеже XVI-XVII столетий полифония, господствовавшая в музыке эпохи Возрождения, начала уступать место гомофонии (от греч. "хомос" - "один", "одинаковый" и "фоне" - "звук", "голос"). В отличие от полифонии, где все голоса равноправны, в гомофонном многоголосии выделяется один, исполняющий главную тему, а остальные играют роль аккомпанемента (сопровождения). Аккомпанемент представляет собой, как правило, систему аккордов (гармоний). Отсюда и название нового способа сочинения музыки - гомофонно-гармонический.

Изменились представления о церковной музыке. Теперь композиторы стремились не столько к тому, чтобы человек отрешился от земных страстей, сколько к тому, чтобы раскрыть сложность его душевных переживаний. Появились произведения, написанные на религиозные тексты или сюжеты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви. (Такие сочинения называют духовными, так как слово "духовный" имеет более широкое значение, чем "церковный".) Основные духовные жанры XVII- XVIII вв. - кантата и оратория. Возросло значение светской музыки: она звучала при дворе, в салонах аристократов, в общедоступных театрах (первые такие театры были открыты в XVII в.). Сложился новый вид музыкального искусства - опера.

Оперная музыка. Итальянская опера. Её истоки. В конце XVI столетия в Италии сложился художественный стиль барокко (от ит. barocco - "странный", "причудливый"). Этому стилю присущи выразительность, драматизм, зрелищность, стремление к синтезу (соединению) разных видов искусства. Данные черты в полной мере проявились в опере, возникшей на рубеже XVI-XVII вв. Одно произведение соединяло в себе музыку, поэзию, драматургию и театральную живопись. Первоначально опера имела иное название: "драма для музыки" (ит. dramma per musica); слово "опера" (ит. opera - "сочинение") появилось только в середине XVII в. Идея "драмы для музыки" родилась во Флоренции, в художественном кружке Флорентийская камерата. Музыкально-драматическая композиция разных опер. Опера стала быстро развиваться, прежде всего как придворная музыка. Знать покровительствовала искусствам, и такая забота объяснялась не только любовью к прекрасному: процветание искусств считалось обязательным атрибутом могущества и богатства. В крупных городах Италии - Риме, Флоренции, Венеции, Неаполе - сложились свои оперные школы.

Флорентийская камерата. Заседания кружка проходили в камерной (от ит. camera - "комната"), домашней обстановке. С 1579 до 1592 г. в доме графа Джованни Барди собирались просвещённые любители музыки, поэты, учёные. Его посещали и профессиональные музыканты - певцы и композиторы Якопо Пери (1561 - 1633) и Джулио Каччини (около 1550-1618), теоретик и композитор Винченцо Галилей (около 1520-1591), отец знаменитого учёного Галилео Галилея.

Участников Флорентийской камераты волновало развитие музыкального искусства. Его будущее они видели в соединении музыки и драмы: тексты подобных произведений (в отличие от текстов сложных хоровых полифонических песнопений XVI в.) станут понятны слушателю.

Идеал сочетания слова и музыки члены кружка находили в античном театре: стихи произносились нараспев, каждое слово, каждый слог звучали ясно. Так Флорентийская камерата пришла к идее сольного пения в сопровождении инструмента - монодии (от греч. "монос" - "один" и "оде" - "песня"). Новый стиль пения стал называться речитативным (от ит. recitare - "декламировать"): музыка следовала за текстом и пение представляло собой монотонную декламацию. Музыкальные интонации были маловыразительными - акцент делался на ясном произношении слов, а не на передаче чувств героев.

Ранние флорентийские оперы сочинялись на сюжеты из античной мифологии. Первые дошедшие до нас произведения нового жанра - две оперы под одинаковым названием "Эвридика" композиторов Пери (1600 г.) и Каччини (1602 г.). Созданы они на сюжет мифа об Орфее. Пение сопровождал инструментальный ансамбль, который состоял из чембало (предшественник фортепиано), лиры, лютни, гитары и др.

Героями первых опер правил рок, а его волю провозглашали вестницы. Действие открывалось прологом, в котором воспевались добродетели и сила искусства. Дальнейшее представление включало вокальные ансамбли (оперные номера, где одновременно поют несколько участников), хор, танцевальные эпизоды. На их чередовании строилась музыкальная композиция.

Клаудио Монтеверди (1567-1643) – крупнейший музыкальный драматург первой половины XVIII века, основоположник венецианской оперной школы. Лучшие черты разных школ - внимание к поэтическому слову (Флоренция), серьёзный духовный подтекст действия (Рим), монументальность (Венеция) - соединил в своём творчестве Клаудио Монтеверди (1567-1643). Композитор родился в итальянском городе Кремона в семье врача. Как музыкант Монтеверди сложился ещё в юности. Он писал и исполнял мадригалы; играл на органе, виоле и других инструментах. Сочинению музыки Монтеверди обучался у известных в то время композиторов. В 1590 г. в качестве певца и музыканта его пригласили в Мантую, ко двору герцога Винченцо Гонзаги; позже он возглавил придворную капеллу. В 1612 г. Монтеверди покинул службу в Мантуе и с 1613 г. поселился в Венеции. Во многом благодаря Монтеверди в 1637 г. в Венеции открылся первый в мире публичный оперный театр. Там композитор возглавил капеллу собора Сан-Марко. Перед смертью Клаудио Монтеверди принял духовный сан.

Изучив творчество Пери и Каччини, Монтеверди создал собственные произведения этого жанра. Уже в первых операх - "Орфей" (1607 г.) и "Ариадна" (1608 г.) - композитору удалось музыкальными средствами передать глубокие и страстные чувства, создать напряжённое драматическое действие. Монтеверди - автор многих опер, но сохранились только три - "Орфей", "Возвращение Улисса на родину" (1640 г.; на сюжет древнегреческой эпической поэмы "Одиссея") и "Коронация Поппеи" (1642 г.).

В произведениях Монтеверди гармонично сочетаются музыка и текст. В основе опер – монолог-речитатив, в котором ясно звучит каждое слово, а музыка гибко и тонко передаёт оттенки настроения. Монологи, диалоги и хоровые эпизоды плавно перетекают друг в друга, действие развивается неспешно (в операх Монтеверди три-четыре акта), однако динамично. Важную роль композитор отводил оркестру. В "Орфее", например, он использовал почти все известные в то время инструменты. Оркестровая музыка не просто сопровождает пение, но сама рассказывает о событиях, происходящих на сцене, и переживаниях персонажей. В "Орфее" впервые появилась увертюра (фр. ouverture, от лат. apertura - "открытие, начало") - инструментальное вступление к крупному музыкальному произведению. Оперы Клаудио Монтеверди оказали значительное влияние на венецианских композиторов, заложили основы венецианской оперной школы.

Монтеверди писал не только оперы, но и духовную музыку, религиозные и светские мадригалы. Он стал первым композитором, который не противопоставлял полифонический и гомофонный методы - хоровые эпизоды его опер включают в себя приёмы полифонии. В творчестве Монтеверди новое соединилось со старым - традициями эпохи Возрождения.

К началу XVIII в. сложилась оперная школа в Неаполе. Особенности этой школы - повышенное внимание к пению, главенствующая роль музыки. Именно в Неаполе был создан вокальный стиль бельканто (ит. bel canto - "прекрасное пение"). Бельканто славится необычайной красотой звучания, мелодичностью и техническим совершенством. В высоком регистре (диапазон звучания голоса) пение отличала лёгкость и прозрачность тембра, в низком - бархатная мягкость и густота. Исполнитель должен был уметь воспроизводить множество оттенков тембра голоса, а также виртуозно передавать многочисленные, накладывающиеся на основную мелодию быстрые последовательности звуков - колоратуры (ит. coloratura - "украшение"). Особое требование составляла ровность звучания голоса - в медленных мелодиях не должно быть слышно дыхания.

В XVIII столетии опера стала основным видом музыкального искусства в Италии, чему способствовал высокий профессиональный уровень певцов, обучавшихся в консерваториях (ит. conservatorio, от лат. conserve - "охраняю") - учебных заведениях, готовивших музыкантов. К тому времени в центрах итальянского оперного искусства - Венеции и Неаполе - было создано по четыре консерватории. Популярности жанра служили и открывшиеся в разных городах страны оперные театры, доступные для всех слоев общества. Итальянские оперы ставились в театрах крупнейших европейских столиц, а композиторы Австрии, Германии и других стран писали оперы на итальянские тексты.

Сюжеты. Закрепление форм арии da capo и итальянской оперной увертюры. В XVIII в. сформировались такие оперные жанры, как опера-сериа (ит. opera seria - "серьёзная опера") и опера-буффа (ит. opera buffa - "комическая опера"). Опера-сериа утвердилась в творчестве Алессандро Скарлатти (1660-1725) - основателя и крупнейшего представителя неаполитанской оперной школы. За свою жизнь он сочинил более ста таких произведений. Для оперы-сериа обычно выбирали мифологический или исторический сюжет. Она открывалась увертюрой и состояла из законченных номеров - арий, речитативов и хоров. Главную роль играли большие арии; обычно они состояли из трёх частей, причём третья являлась повторением первой. В ариях герои выражали своё отношение к происходящим событиям.

Сложилось несколько типов арий: героические, патетические (страстные), жалобные и др. Для каждого использовался определённый круг выразительных средств: в героических ариях - решительные, призывные интонации, бодрый ритм; в жалобных - короткие, прерывистые музыкальные фразы, показывающие волнение героя, и др. Речитативы, небольшие по размерам фрагменты, служили развёртыванию драматического повествования, как бы двигали его вперёд. Герои обсуждали планы дальнейших действий, рассказывали друг другу о случившихся событиях. Речитативы подразделялись на два типа: секко (от ит. secco - "сухой") - быстрая скороговорка под скупые аккорды клавесина, и аккомпаниато (ит. accompaniato - "с сопровождением") - выразительная декламация под звучание оркестра. Секко чаше использовали для развития действия, аккомпаниато - для передачи размышлений и чувств героя. Хоры и вокальные ансамбли комментировали происходящее, но участия в событиях не принимали.

Количество действующих лиц зависело от типа сюжета и было строго определённым; то же относится и к взаимоотношениям героев. Установились типы сольных вокальных номеров и их место в сценическом действии. Каждому персонажу соответствовал свой тембр голоса: лирическим героям - сопрано и тенор, благородному отцу или злодею - баритон или бас, роковой героине - контральто.

К середине XVIII в. стали очевидны недостатки оперы-сериа. Исполнение нередко приурочивалось к придворным торжествам, поэтому произведение должно было заканчиваться благополучно, что иногда выглядело неправдоподобно и неестественно. Часто тексты были написаны искусственным, изысканно манерным языком. Композиторы порой пренебрегали содержанием и писали музыку, не соответствовавшую характеру сиены или ситуации; появилось много штампов, ненужных внешних эффектов. Певцы демонстрировали собственную виртуозность, не задумываясь о роли арии в произведении в целом. Оперу-сериа стали называть "концерт в костюмах". Публика не проявляла серьёзного интереса к самой опере, а ходила на спектакли ради "коронной" арии знаменитого певца; во время действия зрители входили и выходили из зала.

Опера-буффа сформировалась также у неаполитанских мастеров. Первый классический образец такой оперы - "Служанка-госпожа" (1733 г.) композитора Джованни Баттисты Перголези (1710-1736). Если в опере-сериа на первом плане - арии, то в опере-буффа - разговорные диалоги, чередовавшиеся с вокальными ансамблями. В опере-буффа совсем иные главные действующие лица. Это, как правило, простые люди - слуги, крестьяне. В основе сюжета лежала занимательная интрига с переодеваниями, одурачиванием слугами глупого богатого хозяина и т. п. От музыки требовалась изящная лёгкость, от действия - стремительность.

Большое влияние на оперу-буффа оказал итальянский драматург, создатель национальной комедии Карло Гольдони. Наиболее остроумные, живые и яркие произведения этого жанра создали неаполитанские композиторы: Никколо Пиччинни (1728-1800) - "Чеккина, или Добрая дочка" (1760 г.); Джованни Паизиелло (1740-1816) - "Севильский цирюльник" (1782 г.), "Мельничиха" (1788 г.); певец, скрипач, клавесинист и композитор Доменико Чимароза (1749-1801) - "Тайный брак" (1792 г.).

Джироламо Фрескобальди (1583-1643) – крупнейший представитель органной и клавирной музыки первой половины XVII века. Значительны достижения музыки Италии XVII-XVIII вв. и в области инструментальных жанров. Для развития органного творчества много сделал композитор и органист Джироламо Фрескобальди (1583-1643). ' В церковной музыке он положил начало новому стилю. Его сочинения для органа - развёрнутые композиции фантазийного (свободного) склада. Фрескобальди прославился виртуозной игрой и искусством импровизации на органе и клавире. Достигло расцвета скрипичное искусство. К тому времени в Италии сложились традиции производства скрипок. Потомственные мастера семейств Амати, Гварнери, Страдивари из города Кремона разработали конструкцию скрипки, способы её изготовления, которые хранились в глубокой тайне и передавались из поколения в поколение. Инструменты, сделанные этими мастерами, обладают удивительно красивым, тёплым звуком, похожим на человеческий голос. Скрипка получила распространение как инструмент ансамблевый и сольный.

Роль в развитии этих жанров композиторов скрипачей: Арканджело Корелли (1653-1713). Основатель римской скрипичной школы - Арканджело Корелли (1653-1713), один из создателей жанра кончерто гроссо (от. concerto grosso - "большой концерт"). В концерте обычно принимают участие солирующий инструмент (или группа инструментов) и оркестр. "Большой концерт" строился на чередовании сольных эпизодов и звучании всего оркестра, который в XVII столетии был камерным и преимущественно струнным. У Корелли солировали большей частью скрипка и виолончель. Его концерты состояли из разных по характеру частей; их количество было произвольно.

Антонио Вивальди (1678-1741). Один из выдающихся мастеров скрипичной музыки. Он прославился как блестящий скрипач-виртуоз. Современников привлекала его драматическая, полная неожиданных контрастов манера исполнения. Продолжая традиции Корелли, композитор работал в жанре "большого концерта". Количество написанных им произведений огромно - четыреста шестьдесят пять концертов, сорок опер, кантаты и оратории.

Создавая концерты, Вивальди стремился к ярким и необычным звучаниям. Он смешивал тембры разных инструментов, часто включал в музыку диссонансы (резкие созвучия); выбирал в качестве солирующих редкие в то время инструменты - фагот, мандолину (считалась уличным инструментом). Концерты Вивальди состоят из трёх частей, причём первая и последняя исполняются в быстром темпе, а средняя - медленная. Многие концерты Вивальди имеют программу - название или даже литературное посвящение. Цикл "Времена года" (1725 г.) - один из ранних образцов программной оркестровой музыки. Четыре концерта этого цикла - "Весна", "Лето", "Осень", "Зима" - красочно рисуют картины природы. Вивальди удалось передать в музыке пение птиц ("Весна", первая часть), грозу ("Лето", третья часть), дождь ("Зима", вторая часть). Виртуозность, техническая сложность не отвлекала слушателя, а способствовала созданию запоминающегося образа. Концертное творчество Вивальди стало ярким воплощением в инструментальной музыке стиля барокко.

Джироламо Фрескобальди (1583-1643) – крупнейший представитель органной и клавирной музыки первой половины XVII века. Значительны достижения музыки Италии XVII-XVIII вв. и в области инструментальных жанров. Для развития органного творчества много сделал композитор и органист Джироламо Фрескобальди (1583-1643). ' В церковной музыке он положил начало новому стилю. Его сочинения для органа - развёрнутые композиции фантазийного (свободного) склада. Фрескобальди прославился виртуозной игрой и искусством импровизации на органе и клавире. Достигло расцвета скрипичное искусство. К тому времени в Италии сложились традиции производства скрипок. Потомственные мастера семейств Амати, Гварнери, Страдивари из города Кремона разработали конструкцию скрипки, способы её изготовления, которые хранились в глубокой тайне и передавались из поколения в поколение. Инструменты, сделанные этими мастерами, обладают удивительно красивым, тёплым звуком, похожим на человеческий голос. Скрипка получила распространение как инструмент ансамблевый и сольный.

Роль в развитии этих жанров композиторов скрипачей: Арканджело Корелли (1653-1713). Основатель римской скрипичной школы - Арканджело Корелли (1653-1713), один из создателей жанра кончерто гроссо (от. concerto grosso - "большой концерт"). В концерте обычно принимают участие солирующий инструмент (или группа инструментов) и оркестр. "Большой концерт" строился на чередовании сольных эпизодов и звучании всего оркестра, который в XVII столетии был камерным и преимущественно струнным. У Корелли солировали большей частью скрипка и виолончель. Его концерты состояли из разных по характеру частей; их количество было произвольно.

Антонио Вивальди (1678-1741). Один из выдающихся мастеров скрипичной музыки. Он прославился как блестящий скрипач-виртуоз. Современников привлекала его драматическая, полная неожиданных контрастов манера исполнения. Продолжая традиции Корелли, композитор работал в жанре "большого концерта". Количество написанных им произведений огромно - четыреста шестьдесят пять концертов, сорок опер, кантаты и оратории.

Создавая концерты, Вивальди стремился к ярким и необычным звучаниям. Он смешивал тембры разных инструментов, часто включал в музыку диссонансы (резкие созвучия); выбирал в качестве солирующих редкие в то время инструменты - фагот, мандолину (считалась уличным инструментом). Концерты Вивальди состоят из трёх частей, причём первая и последняя исполняются в быстром темпе, а средняя - медленная. Многие концерты Вивальди имеют программу - название или даже литературное посвящение. Цикл "Времена года" (1725 г.) - один из ранних образцов программной оркестровой музыки. Четыре концерта этого цикла - "Весна", "Лето", "Осень", "Зима" - красочно рисуют картины природы. Вивальди удалось передать в музыке пение птиц ("Весна", первая часть), грозу ("Лето", третья часть), дождь ("Зима", вторая часть). Виртуозность, техническая сложность не отвлекала слушателя, а способствовала созданию запоминающегося образа. Концертное творчество Вивальди стало ярким воплощением в инструментальной музыке стиля барокко.


<== предыдущая | следующая ==>
Конструкция подины | Массаж для детей в возрасте от 3 до 4 месяцев

Date: 2015-08-22; view: 427; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию