Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальная база антиглобализма
Возрождение международного левого движения возможно: 1) путем расширения его социальной базы; 2) глубоким теоретическим осмыслением новых реальностей современной эпохи; 3) на платформе антиглобалистской борьбы; 4) путем объединения всех подлинно левых, подлинно социалистических сил; 5) на основе поддержки национально‑освободительной борьбы народов против «нового мирового порядка», за свободное, демократическое и самобытное развитие всех народов мира. Антиглобалистское движение набирает силу во всем мире. Вместе с тем его идейно‑политическая платформа остается пока весьма размытой и неопределенной. Впрочем, иного трудно было бы ожидать – любое широкое общественное начинание проходит в своем развитии период идеологического «разброда и шатаний». Но и давать затянуться этому периоду нельзя. Единство действий должно обеспечиваться не только наличием общего противника, но и общим пониманием основных целей и задач борьбы. Или прогрессивные и истинно демократические силы объединятся и спасут этот снова охваченный безумием мир, или мы все погибнем. На повестке дня создание широкого союза антиглобалистов, своего рода антиглобалистского Интернационала. Наступление глобализма существенно расширило социальную базу сопротивления всевластию капитала. Нужно только уметь выявить специфические черты этой силы, от сознательности, организованности которой зависит судьба всей планеты. Это, во‑первых, современный рабочий, или, говоря шире, производительный класс. Во‑вторых, это национально‑освободительные движения. В‑третьих, – движения, борющиеся за спасение культуры от бездуховности, за спасение природы и ее ресурсов от хищнической эксплуатации. Рабочий класс меняется по мере того, как меняется характер производительного труда. В ходе научно‑технического прогресса, по мере повышения наукоемкости производства, усиления его автоматизации, роботизации, гибкости создание материального богатства все больше зависит не столько от непосредственного приложения труда и его продолжительности, сколько от мощи и масштабов организуемых и приводимых в действие трудом потоков вещества, энергии и информации. То есть в конечном счете – от степени научного овладения обществом и индивидом природными и технологическими процессами. Производительный труд становится трудом преимущественно интеллектуальным. оэтому в качестве главной основы производства и богатства начинает выступать «развитие общественного индивида» (Маркс). Меняется структура инвестиций. Главными становятся вложения в человека – в воспитание и образование, в науку и культуру, в социальную сферу и здравоохранение. Поэтому и мерой общественного богатства становятся уже не рабочее время и создаваемая в течение него меновая стоимость, а его сбережение, то есть свободное время как пространство, необходимое личности для непрерывного и всестороннего развития. Изменение характера труда ведет к неуклонному повышению значения его творческих мотивов и стимулов. Из вынужденной необходимости или обязанности, остающейся еще в пределах буржуазного горизонта, очерченного протестантской этикой, труд постепенно превращается в самоцель. Приобретает самостоятельную потребительную ценность как естественный, наиболее соответствующий природе человека способ существования здорового организма, процесс развития и реализации творческих способностей личности. С изменением характера труда безвозвратно уходят времена, когда производству требовался частичный работник – человек‑винтик. В современных передовых отраслях неуклонно возрастает удельный вес умственного труда. Научно‑исследовательские и опытно‑конструкторские разработки, информационно‑программное обеспечение становятся неотъемлемой, а нередко и ведущей частью производства. Ряды производительных работников все больше пополняются представителями научной и технической интеллигенции. На этой основе постепенно складывается новое передовое ядро рабочего класса, включающее в себя работников производительного физического и умственного труда. Они объединены научной организацией производства и сознательной дисциплиной, современными технологическими процессами, требующими высокой степени координации трудовой деятельности, постоянного творчества, высокой специальной подготовки и общекультурного развития. Современный передовой класс является носителем социального прогресса и выразителем общенародных интересов. Это, во‑первых, производители вещественного, высокотехнологического и наукоемкого продукта (hardware) – ученые, конструкторы, технологи, управляющие, квалифицированные рабочие, в деятельности которых преобладает умственный труд. Это, во‑вторых, производители невещественного, программного продукта (software), обеспечивающего функционирование производственных и информационных систем и социальной инфраструктуры. В деятельности этого отряда трудящихся в качестве ведущей производительной силы выступают наука, научное знание, высокое индивидуальное развитие самого работника. Это, в‑третьих, все те, кто обеспечивает воспроизводство самого человека как субъекта труда и общественной жизни, – воспитатели, учителя, преподаватели вузов, врачи, производители услуг в сфере развивающего досуга и т. д. Сегодня именно через их труд осуществляются главные производственные инвестиции – вложения в человека, в его индивидуальное развитие. Поэтому они также являются в полном смысле слова производительными работниками. Во взаимоотношениях этого нового класса с капиталом особенно рельефно вскрывается тот факт, что эксплуатация имеет два аспекта: материальный и гуманитарный, духовный. Глобализация обнажает огромный пласт духовной эксплуатации труда капиталом. После того как трудящийся обретает определенный достаток, выясняется, что духовное обнищание – вещь не менее реальная, чем обнищание материальное. Человек превращается в «машину для потребления», в послушное звено в цепочке оборота капитала «деньги – товар – деньги». Огромные усилия употребляются на то, чтобы скрыть от человека эту вторую сторону эксплуатации. Отсюда гигантская машина изощренного программирования человеческого поведения. Вместо воспитания личности – манипулирование сознанием, потребностями с помощью коммерческой рекламы и PR‑технологий. Вместо систематического образования – узкопрофессиональное натаскивание, штампование «одномерного человека». Вместо высокого искусства – примитивный, механизированный шоу‑бизнес, личностная, культурная и национальная унификация. Это и есть информационно‑культурный империализм, интеллектуальная и духовная унификация, приведение к единому примитивному знаменателю. На почве капитализма духовное производство увядает и, наоборот, расцветают всевозможные его суррогаты. Угроза для духовной и творческой самостоятельности, самобытности, самоопределения личности приобретает массовый планетарный характер. Другой формой борьбы капитализма за мировое господство является борьба против национальной самобытности народов. Идеология либерализма, которую исповедует финансовый капитал, выступает против исторической традиции, против суверенности и независимости национальных государств. Date: 2015-08-24; view: 355; Нарушение авторских прав |