Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статус Христа в Павловой религии





 

Если учитывать все тексты Павлова корпуса – не только написанные лично Павлом (1–2 Фес, 1–2 Кор, Гал, Рим, Флп, Флм), но и те, которые в науке обычно атрибутируются его ученикам (Еф, Кол, 1–2 Тим, Тит, Евр), – статус Христа не будет твердо установлен, хотя линия вроде бы идет по восходящей. Давайте же возьмем на себя смелость и зададимся вопросом: подтверждает ли литературный, исторический и критический анализ Павлова корпуса точку зрения поздней церковной традиции, что Павел верил в божественность Иисуса?

Да, Павел считал и называл Иисуса «Сыном Божиим» и «Сыном Отца». Однако не стоит делать далеко идущих выводов: как видно из иудейского контекста, «Сын Божий» не синоним слова «Бог». Более того, Павел нигде не говорит, что Иисус обладал всей природой Бога. Всюду у него «Сын» занимает подчиненное положение по отношению к Богу Отцу, хотя и находится значительно выше обычных людей. Идея, что Христос соравен Отцу, возникнет спустя столетия.

Согласно Павлу, Христос стоит ниже Бога. Павел считал, что в браке мужчина главенствует над женщиной, а Христос главенствует и над мужчинами, и над женщинами, но при этом ниже Бога. Восходящая иерархическая лестница выглядит так: женщина, мужчина, Христос, Бог. «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор 11:3).

Ситуация станет понятнее, если вдуматься, как Павел представлял себе эсхатологическую драму. Когда Бог через Мессию победит все враждебные силы, настанет черед Христа, Сына, покориться Богу Отцу. Павел обосновывает свою мысль мидрашистской интерпретацией Пс 8:6:

 

...

Когда же сказано [в Псалме], что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.

(1 Кор 15:27–28)

 

Эти два отрывка из Первого послания к Коринфянам ясно показывают, что Павел в данном отношении мыслил как иудей: никто не обладает тем же достоинством и той же силой, что и Бог. Никто не равен Богу, даже Христос. «Сын» стоит на голову выше остальных «сынов Божиих», чье достоинство обусловлено тем, что они предопределены «быть подобными образу Сына… первородного между многими братьями» (Рим 8:29).

Но как Иисус Христос обрел это великое достоинство? Родился ли он с ним? Павлов ответ: нет. Во‑первых, Павел не выказывает интереса к жизни Иисуса до его предательства и распятия. О человеке Иисусе мы узнаем от него лишь то, что Иисус «родился от женщины… под Законом» (Гал 4:4), иными словами, был сыном еврейской матери, и что Христос/Мессия происходил из рода царя Давида (Рим 1:3). Богосыновство стало принадлежать Иисусу лишь после смерти («был назначен Сыном Божиим в силе… через воскресение из мертвых» Рим 1:4). Иисус обрел статус Сына Божьего в полной мере не с рождения, и уж тем более не от вечности, и не во время свой жизни, но при воскресении. На сей счет Павел ясно выражается в своих наиболее авторитетных посланиях (1 Кор, Гал, Рим): Иисус стал «Сыном Божиим» после своей земной жизни.

Однако есть два отрывка в бесспорных Павловых посланиях и три отрывка – в посланиях, ему приписываемых, которые как будто предполагают более высокий статус Христа.

Первый из подлинных текстов – Рим 9:4–5. Он идет после страстной хвалы избранию иудеев, которым принадлежат сыновство, слава, заветы, Закон, богослужение, патриархи и Мессия. Хвала заканчивается благословением, синтаксис которого можно понять по‑разному. Не помешала бы пунктуация, но в древнегреческих рукописях пунктуации не было. Без точек и запятых отрывок гласит (приведем его прописными буквами, ибо во многих рукописях использовались прописные буквы): «…И ОТ НИХ ПО ПЛОТИ ХРИСТОС СУЩИЙ НАД ВСЕМ БОГ БЛАГОСЛОВЕН ВО ВЕКИ АМИНЬ» (Рим 9:5). Ключевой вопрос состоит в следующем: относится ли благословение ко Христу или к Богу? Если оно относится ко Христу, получаем: «…и от них по плоти Христос, сущий над всем Бог, благословен(ный) во веки. Аминь». Тогда Павел считает Иисуса Богом. Однако многие современные переводчики и комментаторы понимают отрывок иначе: «…и от них по плоти Христос. Сущий над всем Бог благословен во веки. Аминь». Здесь Христос и Бог относятся к разным категориям. Ниже я покажу, какая пунктуация предпочтительна, на основании анализа Павловых доксологий и молитв.

Второй отрывок – гимн Христу в Послании к Филиппийцам (Флп 2). Гимн имеет цель внушить верующим смирение: они должны подражать тому отношению к Богу, которое было у Христа.

В вас должен быть тот же ум, что и во Христе Иисусе,

который, будучи в образе Бога,

не стал держаться за равенство с Богом

но опустошил себя самого,

приняв образ раба,

сделавшись подобным человекам

и по виду став как человек; смирил себя

быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Потому и Бог превознёс Его

и дал Ему имя выше всякого имени,

чтобы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено

небесных и земных и преисподних,

и всякий язык исповедал, что Иисус Христос – Господь,

во славу Бога Отца.

(Флп 2:5–11)

 

Христос не стал держаться за равенство с Богом, а умалил себя, восприняв человеческую природу, чтобы спасти человечество. Если этот гимн действительно принадлежит Павлу, он говорит вещи уникальные для Павлова корпуса. Однако в его подлинности можно усомниться. Во‑первых, ключевые понятия («в образе Бога», «опустошил себя») не имеют параллелей в текстах Павла. Во‑вторых, тема гимна (полный отказ Христа от своего прежнего «я») не соответствует контексту, где Павел призывает филиппийцев любить друг друга. Поэтому повторю свою старую точку зрения: данный отрывок не входил в первоначальный вариант послания. Если его изъять, цельность мысли не пострадает.3 По своей лексике и стилистике отрывок принадлежит началу II века. Древняя церковная традиция связывает Четвертое Евангелие, наполненное подобными идеями, с Эфесом. Мы также знаем от Плиния Младшего, легата в Вифинии в 110 году, что малоазийские христиане «воспевали, чередуясь, Христа как бога» (carmenque Christo quasi deo dicere secum invicem; Письмо 10.96) [16]. Мои критики были недовольны, что я отвергаю подлинность отрывка из Послания к Филиппийцам, поскольку он не вписывается в мою теорию. Я бы сказал иначе: я делаю это потому, что он не соответствует тому пониманию Иисуса, которое присуще всем подлинным посланиям Павла, в частности его многочисленным молитвенным формулам и доксологиям. Поэтому я продолжаю считать, что гимн вставлен в текст поздним редактором.

Богословие того же плана, что и в Флп 2:6–11, вдохновило поэтический отрывок, который мы находим в Послании к Колоссянам (как считается, Павлу не принадлежащем). Он славит вечного Творца и Спасителя Сына Божьего.

Он есть образ Бога невидимого,

Первенец всякого творения;

ибо Им создано все,

что на небесах и что на земле, видимое и невидимое:

престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, –

все Им и для Него создано.

Он есть прежде всего, и все Им стоит.

И Он есть глава тела, то есть Церкви;

Он – начаток, первенец из мертвых,

дабы иметь Ему во всем первенство.

Ибо в Нем всякая полнота Божества

благоволила обитать,

и посредством Его примирить с Собою все,

земное и небесное,

принеся мир кровью креста Его.

(Кол 1:15–20)

 

Читая эти удивительные строки, мы вспоминаем не только отрывок из Послания к Филиппийцам, но и пролог Евангелия от Иоанна. Как мы увидим, этот Пролог, емко формулирующий основные идеи Четвертого Евангелия (Слово Божье, которое есть Сын Божий, вмещает и являет полноту Отца), по‑видимому, был написан в начале II века, причем не самим евангелистом.

В начале Послания к Евреям (опять же не принадлежащего Павлу) содержатся сходные образы. Они предполагают квазибожественность Христа Сына, который есть орудие творения и как бы зеркальное отражение Бога.

 

...

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в эти последние дни говорил нам в Сыне, которого поставил наследником всего, чрез которого и мир сотворил. Он отражает славу Бога и несет отпечаток Его природы, держа вселенную словом силы своей.

(Евр 1:1–3)

 

Мимолетный намек на некую роль Христа при сотворении мира Богом Отцом можно усмотреть в 1 Кор 8:5–6. Высказывания в Послании к Евреям весьма красноречивы и близко подходят к грани, отделяющей человеческое от божественного. Понятие «образа» Бога, которое мы находим у Павла в 2 Кор 4:4 и затем в Флп 2:6 и Евр 1:3, вдохновлено Книгой Бытия (Быт 1:26–27), где Бог создает Адама по своему образу и подобию. Если основная отсылка идет именно к Быт 1:26–27, Павел может иметь в виду не идентичность Христа с Богом, а сходство Христа с Богом.

И наконец, двусмысленное выражение использовано в Послании к Титу (Тит 2:13), также не принадлежащем перу Павла: «…явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». Некоторые толкователи полагают, что здесь утверждается божественность Христа. Однако вполне можно понять отрывок так: «…явления славы великого Бога и (славы) Спасителя нашего Иисуса Христа». Иными словами, божественность принадлежит Богу, а не Христу.

Рассмотрим далее подборку текстов, которые покажут ход мыслей Павла и прояснят вопрос о цитатах из посланий к Римлянам и Филиппийцам, а также трех отрывков из посланий, приписываемых Павлу. Мы увидим, кому адресованы молитвы и благословения в Павловом корпусе. Надеюсь, читатели простят мне столь длинный список примеров. Я лишь хочу показать, что пять вышеупомянутых отрывков идут вразрез с Павловой мыслью, а потому не принадлежат Павлу.

Молитвенные формулы

 

...

Взываем: «Авва! Отче!» (Рим 8:15)

Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. (Рим 15:5–6)

Между тем умоляю вас, братья, Господом нашим Иисусом Христом… подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу. (Рим 15:30)

Благодарю Бога моего за вас. (1 Кор 1:4)

Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками. (1 Кор 14:18)

Он падет ниц, поклонится Богу и скажет: «Истинно с вами Бог». (1 Кор 14:25)

Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1 Кор 15:57)

Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать. (2 Кор 2:14)

Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам. (2 Кор 8:16)

Благодарение Богу за неизреченный дар Его! (2 Кор 9:15)

Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла. (2 Кор 13:7)

А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал 4:6)

Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас. (Флп 1:3)

Всегда благодарим Бога за всех вас… непрестанно памятуя ваше дело веры… (1 Фес 1:2–3)

Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас? (1 Фес 3:9)

Бог мира да освятит вас во всей полноте (1 Фес 5:23)

Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас. (2 Фес 1:3)

Благословения и доксологии

Ибо все из Него [Бога], Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь. (Рим 11:36)

Единому премудрому Богу, чрез Иисуса Христа, слава во веки веков, аминь. (Рим 16:27) [17]

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. (2 Кор 1:3)

Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки… (2 Кор 11:31)

Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь. (Флп 4:20)

 

Эти примеры показывают, что Павел устремлял свои молитвы, хвалы и благословения только к Богу, и никогда – ко Христу. Иисус для него – посредник, через которого человек приступает к Богу, а не адресат молитв. Эти цитаты дают практическое и даже экспериментальное доказательство того, что Павел отводил разные роли Отцу и Сыну. В отличие от более поздних богословов, он не считал Сына соравным Отцу.

И последний штрих – послания, приписываемые Павлу. Они почти отождествляют Бога и Христа, но даже в них нет молитвы непосредственно ко Христу. На традиционный Павлов и иудейский манер они адресуют молитвы и хвалы Богу Отцу.

 

...

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. (Еф 1:3)

Благодарите всегда и за все Бога Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа… (Еф 5:20)

Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас. (Кол 1:3)

Царю веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь. (1 Тим 1:17)

 

 

...

Бог мира, воздвигший из мертвых Господа нашего Иисуса… да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его… через Иисуса Христа. Ему [Богу] слава во веки веков! Аминь.

(Евр 13:20–21)

 

Date: 2015-08-24; view: 264; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию