Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Моральные следствия. Онтология сама по себе не может сформулировать моральные предписания⇐ ПредыдущаяСтр 141 из 141
Онтология сама по себе не может сформулировать моральные предписания. Она занимается единственно тем, что есть, и из ее указаний невозможно извлечь императивы. Однако она позволяет предугадать то, что будет этикой, которая берет на себя ответственность перед человеческой реальностью в ситуации. Она открывает нам в действительности происхождение и природу ценности; мы видели, что это – недостаток, по отношению к которому для‑себя определяется в своем бытии в качестве обладающего недостатком. Поскольку для‑себя существует, как мы это видели, появляется ценность, чтобы преследовать свое бытие‑для‑себя. Отсюда следует, что различные задачи для‑себя могут стать предметом экзистенциального психоанализа, так как все они нацелены на то, чтобы произвести недостающий синтез сознания и бытия под знаком ценности, или причины самого себя. Таким образом, экзистенциальный психоанализ является моральным описанием, так как он придает этический смысл различным человеческим проектам; он указывает нам на необходимость отказа от психологии интереса, как и от всякой утилитарной интерпретации человеческого поведения, открывая нам идеальное значение всех установок человека. Эти значения находятся вне эгоизма и альтруизма, а также вне действий, называемых незаинтересованными. Могут сказать, что человек делает себя человеком, чтобы быть Богом, и самость, рассматриваемая с этой точки зрения, может показаться эгоизмом; но как раз потому, что нет никакого общего измерения между человеческой реальностью и причиной самого себя, которой она хочет быть, можно также сказать, что человек теряет себя, чтобы существовала причина самого себя. Тогда все человеческое существование будут рассматривать как страсть, при этом известная «любовь себя» будет только средством, свободно выбранным среди других, чтобы реализовать эту страсть. Но главная цель экзистенциального психоанализа состоит в том, чтобы заставить нас отказаться от духа серьезности. Дух серьезности имеет в действительности двойственную особенность: рассматривать ценности как трансцендентные данные, не зависимые от человеческой субъективности, и переносить свойство «желаемого» с онтологической структуры вещей на их простую материальную структуру. Для духа серьезности хлеб желаем, например, потому, что нужно жить (ценность, написанная на умопостигаемом небе), и потому, что он является питательным. Результатом духа серьезности, который, как известно, правит миром, оказывается то, что символические значения вещей впитываются, как промокательной бумагой, их эмпирической идиосинкразией; он ставит впереди непрозрачность желаемого объекта и рассматривает его в самом себе как нередуцируемое желаемое. Таким образом, мы находимся уже в плоскости морали, но вместе с тем и в плоскости «самообмана», так как именно мораль стыдится себя и не осмеливается назвать свое имя; она затемняет все свои цели, чтобы освободиться от тревоги. Человек отыскивает бытие вслепую, скрывая от себя свободный проект, которым является этот поиск; он делает себя таким, что ожидается всеми задачами, находящимися на его пути. Объекты выступают как немые требования, а он – как пассивное следование этим требованиям. Экзистенциальный психоанализ собирается раскрыть человеку действительную цель его поиска, которым является бытие как синтетический сплав в‑себе с для‑себя; он собирается объяснить его страсть. По правде говоря, многие люди практиковали на себе этот психоанализ, не ожидая обрести знания его принципов, чтобы использовать их как средство освобождения и спасения. Многие знают, что целью их поиска является бытие; и в той степени, в какой они владеют этим знанием, они пренебрегают присвоением вещей самих по себе и пытаются реализовать символическое присвоение их бытия‑в‑себе. Но в той же степени, в какой в этой попытке еще участвует дух серьезности, и если они еще полагают, что их миссия заставить существовать в‑себе‑для‑себя вписана в вещах, они осуждены на отчаяние, так как открывают в то же время, что все человеческие действия эквивалентны (поскольку все они имеют тенденцию пожертвовать человеком, чтобы появилась причина самого себя) и все они в принципе обречены на поражение. Таким образом, становится равнозначным, напьется кто‑то в одиночку или станет руководителем народов. Если одно из этих действий берет верх над другим, то это происходит не из‑за его реальной цели, а в силу степени сознания, которым оно владеет относительно идеальной цели; и в этом случае произойдет то, что квиетизм одинокого пьяницы возьмет верх над напрасной тщетой усилий лидера народов. Но онтология и экзистенциальный психоанализ (или стихийное и эмпирическое применение этих дисциплин, которое всегда делалось людьми) должны открыть моральному субъекту, что он является бытием, посредством которого существуют ценности. Именно тогда его свобода осознает себя и откроется в тревоге в качестве единственного источника ценности и ничто, посредством которого существует мир. Как только поиски бытия и присвоение в‑себе откроются ей как ее возможности, она поймет в тревоге и через тревогу, что они являются возможностями только на основании возможности других возможностей. Хотя возможности могут выбираться и отвергаться ad libitum, темой, которая осуществляет единство всех выборов возможного, является ценность, или идеальное бытие ens causa sui. Что станет со свободой, если она обратится к этой ценности? Не увлечет ли ее эта ценность за собой, что бы ни делала свобода, самим своим обращением к в‑себе‑для‑себя? Не будет ли свобода захвачена сзади этой ценностью, которую она хочет созерцать? Или из того факта, что свобода себя понимает в качестве свободы, может ли она положить конец господству ценности? В особенности, возможно ли, чтобы свобода принимала себя за ценность в качестве источника всякой ценности, или она необходимо должна определяться по отношению к трансцендентной ценности, которую она преследует? И в случае, когда свобода могла бы желать себя в качестве своей собственной возможности и своей определяющей ценности, что можно было бы понимать под этим? Свобода, которая хочет себе свободы, является в действительности бытием‑которое‑не‑есть‑то‑чем‑оно‑является и есть‑то‑чем‑оно‑не‑является, и которое выбирает в качестве идеала бытия бытие‑того‑чем‑оно‑не‑является и небытие‑того‑чем‑оно‑является. Следовательно, оно выбирает не брать себя снова, но бежать от себя, не совпадать с собой, а быть всегда на расстоянии от себя. Что нужно понимать под этим бытием, которое хочет для острастки быть на расстоянии от себя? Идет ли здесь речь о самообмане или о другом фундаментальном отношении? И можно ли жить этим новым аспектом бытия? В особенности, свобода, ставя себя своей целью, – может ли она избежать всякой ситуации? Или, напротив, она останется в ситуации? Или, располагаясь в ситуации более точно и более индивидуально, свобода будет проектироваться больше в тревоге как свобода в действии и будет больше требовать от себя ответственности в качестве существующей, посредством которой мир приходит к бытию? На все эти вопросы, которые мы ставим перед чистой и безучастной рефлексией, могут быть получены ответы только на основе морали. Ей мы посвятим будущее произведение.
[1] Beauvoir S. de. Mémoires d'une jeune fille rangée. Paris, 1958; Beauvoir S. de. La face de l'âge. Paris, 1963.
[2]The Nation, Aprü, 19, 1965.
[3]См.: Jean‑Paul Sartre mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg, 1991. S. 133.
[4] Sartre J. ‑P. Situations IX. Paris, 1987. P. 274–275.
[5]J. Habennas on the Legacy of J.‑P. Sartre // Political Theory. 1992. Vol. 20. № 3. P. 500.
[6]В пьесе речь идет о троих людях, попавших в ад, но обнаруживших себя в закрытой комнате, где после расспросов и разговоров они проникаются враждой друг к другу, и в конце представления герой Гарсен говорит: «Так вот что это такое – ад. Никогда бы не подумал! Вспомните: сера, костер, раскаленные решетки. Что за шутки! Нет нужды в решетках, ад – это другие!»
[7]Цит. по: Barnes Я. Е. Sartre. London, 1974. P. 76.
[8] The Encyclopedia of Philosophy. London; Ν. Υ., 1967. Vol. VU. P. 293.
[9] Gagnebin L. Connaître Sartre. Verviers, 1972. P. 22, 23.
[10]Les temps modernes. 1992. № 547. P. 6. Французский оригинал книги Сартра Гадамеру подарил М. Хайдеггер, прочитавший только первые 40 страниц, которые и были разрезаны в книге.
[11] Spiegelberg H. The Phenomenological Movement. The Hague, 1960. Vol. П. P. 513.
[12]См.: J.‑P. Sartre mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. S. 62.
[13]В «Идеях к чистой феноменологии и феноменологической философии» § 84 так и называется: «Интенциональность как главная феноменологическая тема». См.: Husserliana. Bd. Ш. Haag, 1950.
[14] Merleau‑Ponty Af. Phénoménologie de la perception. Paris, 1945. P. DC. 2Husserliana. Bd. III. S. 138.
[15]Husserliana. Bd. III. S. 138.
[16] Sartre J.‑P. La transcendance de l'ego. Paris, 1966. P. 23, 25.
[17]Ibid. P. 79.
[18] Beauvoir S. de. La Cérémonie des adieux. Paris, 1981. P. 505.
[19]См. Введение, п.2.
[20]Сартр создает неологизм от слова «neant» (ничто, небытие) – «neantisation» (неантизация, или ничтожение).
[21] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М.,
[22] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. С. 25.
[23]См. Введение, п.3.
[24] Великое Е. П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 1988. № 11. С. 7.
[25]Philosophy Today, 1994. Vol. 38. № 214. P. 199.
[26]The Philosophy of J.‑P. Sartre, La Safle, 1981. P. 34.
[27]См. последнюю страницу перед Заключением.
[28]См. Часть 2, Гл. 1, п. 5.
[29]См. Часть 1, Гл. 2, п. 2.
[30]Sartre after Sartre. Yale French Studies, 1985. P. 237.
[31] Merleau‑Ponty M. Phenomenologie de la perception. P. 499.
[32] Киссель М. А. Дороги свободы Ж.‑П. Сартра // Вопросы философии. 1994, И. С. 179.
[33] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8. С. 119.
[34] Sartre J.‑P. Critique de la raison dialectique, 1.1. Paris, 1960. P. 369.
[35]Ibid. P. 638.
[36]Ibid. P. 16.
[37] Garaudy R. Perspectives de l'homme. Paris, 1961. P. 112.
[38] Sartre У.‑P. Critique de le raison dialectique, t. 1. P. 165.
[39] Mounier E. Introduction aux existentialismes. Paris, 1947. P. 90.
[40] Sartre J.‑P. Critique de le raison dialectique, t L P. 37.
[41]Modera Concepts of Existentialism. Jevaskylo, 1993. P. 48.
[42] Кастор, или Кастором (имя одного из близнецов в древнегреческой мифологии), Сартр называл спутницу своей жизни и единомышленницу, писательницу Симону де Бовуар (1908–1986).
[43]Перевод Главы 1 осуществлен при участии М. А. Кисселя. – Ред.
[44]явление (нем.). – Ред.
[45]состояние (греч.). – Ред.
[46] Пуанкаре Жюлъ Анри (1854–1912) – французский математик, физик и философ; внес значительный вклад в развитие математической физики, теории дифференциальных уравнений, комбинаторной топологии и др. Его гносеологическая концепция является конвенционализмом. Основные принципы научного знания трактуются как условно принятые учеными положения, конвенции; ценность научной теории характеризуется прежде всего удобством и целесообразно‑тью ее практического применения.
[47] Дюгем (Дюэм) Пьер (1861–1916) – французский физик‑теоретик, философ и историк науки; подверг философскому анализу физическую теорию в свете двух исторических традиций: линии Декарта – Лапласа (теория как объяснение) и линии Паскаля – Ампера (теория как описание). Цель теории, по Дюгему, в логической систематизации и классификации большого числа экспериментальных законов. Дюгем отвергает понимание описания как индуктивного обобщения наблюдаемых явлений. Факты, считает он, всегда нагружены смыслом, сообщаемым теоретической системой в целом.
[48]усмотрение сущности (нем.). – Ред.
[49]оттенок, образ, ракурс (нем.). – Ред.
[50] Онтологическое доказательство – применяемый в истории европейской философии и теологии метод доказательства существования чего‑либо на основе мысли о нем. Ансельм Кентерберийский, следуя традициям Августина, сформулировал в XI в. один из наиболее известных вариантов доказательства бытия Бога, выводящий существование последнего из понятия Бога как всесовершенной сущности, с необходимостью включающей в себя и бытийственность. Р. Декарт выводил необходимость существования Бога как абсолютного бытия (а на его основе – и реальности физического мира), исходя из безусловной истинности индивидуального бытия.
[51]я мыслю (лат.). – Ред.
[52]воспринимайте (лат.). – Ред.
[53]«бытие есть воспринимаемое» (лат.). – Ред.
[54] Ноэма и ноэза (ноэсис) – термины древнегреческой философии, означающие мысль, мыслимое содержание (noema) и мышление, разумение, постижение (hoesis). В феноменологии Э. Гуссерля ноэза (ноэсис) характеризует направленность сознания на предмет, акт придания ему смысла, а ноэма – предмет как носитель смысла. В структуре ноэмы вычленяется устойчивое единство смысловых слоев предмета (мыслимое содержание) в отличие от предмета как такового, чистого предметного нечто.
[55]Само собой разумеется, что всякая попытка заменить «peräpere» другой установкой (attitude) человеческой реальности останется одинаково бесплодной. Если допустить, что бытие открывается человеку «в делании», надо было бы удостовериться в бытии последнего помимо действия. Установка («аттитюд») – состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности, т. е. к определенному восприятию и поведению в той или иной ситуации. Как психическое явление была открыта немецким психологом Л. Ланге при изучении ошибок восприятия (1888). Сартр часто обращается к этому понятию, рассматривая отношения Я личности к Другому (см., например: Часть третья, глава III).
[56]перципиент (воспринимающий) (лат.). – Ред.
[57] Ален (псевдоним Эмиля Огюста Шартье) (1868–1951) – французский философ, литературный критик, эссеист. Оказал большое влияние на преподавание философии во Франции, на творчество А. Моруа, А. Камю, Ж. П. Сартра. Для Алена философия – не строгая система, а доступная всем мудрость обретения счастья на земле. Человек, по Алену, дуалистичен, так как является духовно‑телесным существом, однако он способен к достижению гармонии духа и тела. В своих произведениях Ален продолжил традицию гуманистов и моралистов XVI–XVIII вв.
[58]См.: Пиаже Ж. (совместно с А. Шемиской). Генезис числа у ребенка (1941) // Избр. психологические труды. М., 1969. Пиаже Жан (1896–1980) – швейцарский психолог, логик и философ, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемиологии. Операция, согласно Пиаже, представляет собой внутреннее действие субъекта, генетически производное от внешнего предметного действия и скоординированное с другими действиями в определенную систему. Пиаже внес значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию, в исследование логических структур.
[59]Неполагаемое, non‑thétique – нететическое, образовано от thèse (фр.) и thesis (греч.) – тезис, положение. – Ред.
[60]переживание, событие (нем.). – Ред.
[61]наличное бытие, здесь‑бытие (нем.). – Ред.
[62]сущность (лат.). – Ред.
[63]Это отнюдь не означает, что сознание есть основа своего бытия. Напротив, как мы увидим далее, сознанию присуща полная случайность бытия. Мы только хотели отметить: 1) что у сознания нет причины; 2) что оно есть причина собственного способа бытия.
[64]«от случайности мира» (лат.). – Ред. Доказательство от случайности мира к Богу как необходимому бытию – третье из пяти доказательств бытия Бога, приводимое Фомой Аквинским в его сочинении «Сумма теологии».
[65]воспринимающее (лат.). – Ред.
[66]По этой самой причине картезианская доктрина субстанции находит свое логическое завершение в спинозизме.
[67]материя, вещество, материал (греч.). – Ред.
[68]из ничего (лат.). – Ред.
[69]самостоятельность (нем.). – Ред.
[70]причина самого себя (лат.). – Ред.
[71]В логике стоиков различаются три аспекта слова: звуковой (phone), обозначающий (lekton) и значащий предмет (ektos hypokeimenon).
[72]Предварительное понятие, § 24, прибавление 2; цит. по: Lefebvre. Morceaux choisis (См.: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974. С. 124).
[73] Laporte. Le problème de l'Abstraction, p. 25 (Presses Universitaires, 1940).
[74] Ле Сенн Рене (1882–1954) – французский философ, спиритуалист, ученик О. Гамелена. Метафизической традиции, считает Ле Сенн, угрожает как позитивизм, так и чрезмерный субъективизм, делающий человека мерой всех вещей. Основной принцип Ле Сенна: я хочу или я борюсь, поэтому я есть. Человек участвует в абсолютной и трансцендентной ценности бесконечного бытия. Она выходит за границы личности, но тем не менее последняя ее актуализирует. Реальность является и органом самосознания, и тем, что ему препятствует.
[75] Гамелен Октав (1856–1907) – французский философ, продолживший неокритицизм Шарля Ренувье и Жюля Лашелье. Критиковал Канта за то, что тот не включил в априорные категории понятие личности, так как воля, по Гамелену, определяет мышление в меньшей степени, чем это делает спекулятивный разум. Следуя Гегелю, Гамелен изображает диалектическую эволюцию реальности через систему дополняющих друг друга противоположностей. Эта эволюция начинается с абстрактных элементов и заканчивается созиданием сознательной личности, а не абсолютным духом, как у Гегеля.
[76]Набросок «Логики», написанный Гегелем между 1808 и 1811 гг. для его гимназического курса в Нюрнберге.
[77] Гегель. Раздел первый, § 87 (См.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. С. 220).
[78] Гегель. Большая логика, глава I (См.: Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т. 1. М., 1970. С. 143).
[79]«Всякое определение есть отрицание» (лат.). – Ред.
[80] Гегель. Раздел первый. § 87 (См.: Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. С. 220–221).
[81]Это тем более странно, что он первый признал, что «всякое отрицание является определенным отрицанием», то есть проведенным на некотором содержании.
[82] Heidegger, Qu'est‑ce que la métaphysique (trad. Corbin, N.R.F., 1938) (Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993).
[83]от Selbst – самость (нем.). – Ред.
[84]Гегель назвал бы это «непосредственное иное».
[85]От entfernen – удалять, устранять (нем.). – Ред.
[86]Гештальт – образ, форма, конфигурация. Устойчивая пространственная форма воспринимаемых предметов – главное понятие гештальтпсихологии, одного из основных направлений в психологии 20–30‑х гг., созданного психологами М. Вертгеймаром, В. Кёлером, К. Коффкой и др. Гештальтпсихология исходит из примата целого над частями, формы – над материалом.
[87]полученное из опыта (лат.). – Ред.
[88]См. Часть IV, глава I.
[89] Эпохе (греч. остановка, задержка) – понятие, сформулированное античным скептицизмом и означающее воздержание от суждения (когда ничего не отрицается и ничего не утверждается). В феноменологии Гуссерля это, по сути, синоним феноменологической редукции, когда субъект исключает из своего поля зрения все накопленные ранее мнения, суждения, оценки, чтобы выявить смысл предмета, на который направлено его сознание.
[90]В диалоге «Федон» Платон, утверждая, что познание есть воспоминание, приводит выдержку из беседы Сократа с Симмием. Сократ говорит: Если человек, что‑то увидев, или услышав, или восприняв... знает не только это, но примысливает еще нечто иное... разве не вправе мы утверждать, что он вспомнил то, о чем мыслит? – Как это? – Вот тебе пример. Знать человека и знать лиру – это ведь разные знания? – Само собой. – Но тебе, конечно, известно, что испытывают влюбленные, когда увидят лиру, или плащ, или иное что из вещей своего любимца: они узнают лиру, и тут же в уме у них возникает образ юноши, которому эта лира принадлежит. Это и есть припоминание (Платон. Соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1970. С. 35).
[91]L'imagination. Alcan, 1936.
[92]См. Введение, § 3.
[93]См.: Кьеркегор С. Понятие страха // Кьеркегор С. Страх и трепет. М. 1993. С. 160. Кьеркегор Сёрен (1813–1855) – датский теолог, философ и писатель. Вел замкнутую жизнь одинокого мыслителя, многие из своих произведений публиковал под различными псевдонимами, облекая их в художественную форму. Философия Кьеркегора была антирационалистической реакцией на гегелевскую философию и оказала большое влияние на экзистенциализм XX в.
[94] Wahl J. Etudes kierkegaardiennes: Kierkegaard et Heidegger.
[95]Мы возвратимся к рассмотрению возможностей во второй части этой работы.
[96]Сартр имеет в виду то место из «Науки логики», где Гегель говорит, что «немецкий язык в глаголе «быть» (sein) сохранил в прошедшем времени (gewesen – был) сущность (das Wesen), ибо сущность есть прошедшее, но временно прошедшее бытие» (Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 2. М., 1971. С. 7).
[97]См. Часть III, глава I.
[98] Шелер Макс (1874–1928) – немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии, аксиологии и социологии знания. С помощью феноменологического метода Э. Гуссерля пытался обосновать этику и религию. В отличие от Канта априорность рассматривается им не формально, а материально.
[99]бытие‑с, совместное бытие (нем.). – Ред.
[100]Слово, обозначающее у Сартра крупные (и даже внеземные) изменения и переходы. – Ред.
[101] Пирс Чарлз Сандерс (1839–1914) – американский философ, логик, математик, естествоиспытатель, родоначальник прагматизма и семиотики. Сартр ссылается на метод оценки научных гипотез, вытекающий из так называемого «принципа Пирса». Согласно этому принципу, понятие (или представление) об объекте достигается в результате рассмотрения всей совокупности практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом.
[102]Юно, Я, Сверх‑Я (нем.). – Ред.
[103]влечение (лат.). – Ред.
[104]от Trieb – влечение, инстинкт, склонность (нем.). – Ред.
[105] Штекель Вильгельм (1868–1940) – австрийский психиатр, начинал как ученик Фрейда, в 1912 г. отошел от него. Автор исследований о всякого рода сексуальных расстройствах и отклонениях: «Фригидная женщина», «Мужчина‑импотент», «Онанизм и гомосексуализм» и др. Подверг критике понятие бессознательного, на что обратил внимание Сартр.
[106] Шардонн (наст. фам. Бутейо) Жак (1884–1968)–французский писатель.
[107] Адлер Альфред (1870–1937) – австрийский психолог и психиатр, основатель «индивидуальной психологии». Примыкал к кружку Фрейда. Его концепция психической болезни основывается на идее компенсации чувства неполноценности. Адлер критиковал учение Фрейда за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в поведении людей. В отличие от Фрейда акцентировал внимание на роль социальных факторов. Идеи Адлера способствовали модификации фрейдизма и возникновению неофрейдизма.
[108] Мориак Франсуа (1885–1970) – французский писатель. Один из ведущих представителей «католического» направления во французской литературе XX в. Лауреат Нобелевской премии (1952). «Огненный поток» – название романа Мориака, вышедшего в 1923 г.
[109] Лоренс Дэвид Герберт (1885–1930) – английский писатель, автор ряда романов: «Сыновья и любовники», «Жезл Аарона», «Любовник леди Чаттерлей» и др. Его книги поднимают нравственные проблемы, в них используется психоанализ Фрейда.
[110] Сарман Жан (1897–?) – французский писатель.
[111] Жид Андре (1869–1951) – французский писатель. Автор романов «Пища земная», «Имморалист», «Подземелья Ватикана», «Фальшивомонетчики», «Дневник фальшивомонетчика» и др. Лауреат Нобелевской премии (1947). Кессель Жозеф (1898–1979) – французский писатель и журналист. Родился в семье врача, русского по происхождению; был летчиком. Известность ему принес роман «Экипаж» (1923) – один из первых романов об авиации. Он автор психологического романа «Пленники» и «сексуальной» трагедии – романа «Красотка днем» (1929). В 1950‑х гг. опубликовал роман «Круг несчастий» (т. 1–4).
[112]аналог, подобное (греч.). – Ред. См.: L'Imaginaire (N.R.F., 1940). Заключение.
[113] Валери Поль (1871–1945) – французский поэт и прозаик. Основные темы философской лирики («Юная Парка», «Морское кладбище», цикл «Чары» и др.) – размышления о сущности познания и природе творчества.
[114]Esquisse d'une théorie des émotions. Hermann Paul.
[115]миросозерцание, мировоззрение (нем.). – Ред.
[116]Если безразлично, быть правдивым или пребывать в самообмане, поскольку самообман завладевает правдивостью и проскальзывает в самое начало ее проекта, то это не означает, что нельзя радикально избежать самообмана. Но это предполагает возобновление бытия, развращенного им самим, что мы называем аутентичностью, описанию которой здесь не место.
[117] Мегарская школа – одна из сократических школ древнегреческой философии, учившая, что бытие свойственно только идеям, и отрицавшая всякое другое бытие. Платон критиковал абсолютную разъединенность идей и вещей у мегарцев. Это же имеет в виду и Сартр.
[118]Выражение «сознание о...» в скобках здесь и в других местах приводится как простая калька с французского. – Ред.
[119] Кузен Виктор (1792–1867) – французский философ и политический деятель. Полагал, что все философские истины уже высказаны, поэтому задача философии заключается лишь в том, чтобы критически отобрать истины из прежних философских систем, руководствуясь при этом лишь «здравым смыслом». Знание, считал он, состоит из восприятия и идей‑концепций, при помощи которых разум, являющийся посредником между Богом и человечеством, возвышается до абсолютных истин.
[120]принимать участие, соучаствовать (нем.). – Ред.
[121]этот и сам себя (лат.). – Ред.
[122]«se» (ся) – несамостоятельное местоимение. – Ред.
[123]В русском языке глагол «скучать» не является возвратным. – Ред.
[124]Здесь, видимо, опечатка. Вместо «от аутентичности к аутентичности» следует читать: «от неаугентичности к аутентичности». – Ред.
[125]Ср. здесь Введение, § 3.
[126]Это рассуждение явно основано, по сути, на требованиях разума.
[127]См. Часть первая, глава II, § 2.
[128]сотворенное бытие (лат.). – Ред.
[129]К этому типу отрицания принадлежит гегелевская противоположность. Но эта противоположность сама должна основываться на первоначальном внутреннем отрицании, то есть на недостатке. Например, если несущественное становится в свою очередь существенным, то это потому, что оно таится в качестве недостатка в глубине существенного.
[130]Может быть, попытаются перевести рассматриваемую тройственность в гегелевские понятия и сделать из в‑себе тезис, из для‑себя антитезис и из в‑себе‑для‑себя, или Ценности, синтез. Но здесь необходимо видеть, что если Для‑себя недостает В‑себе, то В‑себе не хватает Для‑себя. Следовательно, есть взаимность в противоположности. Одним словом, Для‑себя остается несущественным и случайным по отношению к В‑себе, и именно эту несущественность мы назвали выше ее фактичностью. Кроме того, синтез, или Ценность, был бы, разумеется, возвращением к тезису, следовательно, возвращением к себе, но так как он оказывается нереализуемой целостностью, Для‑себя не является моментом, который мог бы быть превзойденным. Его природа как таковая сближается здесь гораздо больше с «двусмысленными» реальностями Кьеркегора. И, кроме того, мы находим здесь двойное действие односторонних противоположностей: Для‑себя, в одном смысле, не хватает В‑себе, которому не хватает Для‑себя; но в другом смысле, ему не хватает своей возможности (или Для‑себя недостающего), которой ему также и хватает.
[131] Кутюра Луи (1868–1914) – французский философ, логик и математик. Речь идет о его труде «Логика Лейбница по неизданным документам», вышедшем в Париже в 1901 г.
[132]от protensio – выдвижение вперед (лат.); в философии Гуссерля это понятие обозначает предвосхищение будущего в настоящем сознании. – Ред.
[133]Мы увидим в главе III данной части, что это определение, которое мы принимаем предварительно, представляется недостаточным и ошибочным.
[134]несамостоятельность (нем.) – Ред.
[135]L'Imagination. Alcan, 1936.
[136] Клапаред Эдуар (1873–1940) –швейцарский психолог, разрабатывал вопросы генетической, сравнительной и прикладной психологии, которая оказала влияние на психологию Ж. Пиаже. Джеймс (Джемс) Уильям (1842–1910) – американский философ и психолог, один из основоположников прагматизма, в психологии придерживался взгляда на душевную жизнь как на поток сознания.
[137]от retentio – удержание, сдерживание (лат.). В философии Гуссерля понятие, обозначающее удержание в настоящем сознании прошлого. – Ред.
[138]от hysteresis – запаздывание, отставание (греч.); отставание во времени реакции тела от вызывающего ее внешнего воздействия. – Ред.
[139] Мальро Андре (1901–1976) – французский писатель, теоретик искусства, политический деятель. Основное внимание Мальро обращает на проблему активности человека, ответственности, жизни и смерти. На его философские взгляды оказали влияние Ницше, Гегель, Маркс, Фрейд, Шпенглер. Его философия близка французскому экзистенциализму.
[140]По всей вероятности, речь идет о французском философе Жаке Шевалье (1882–?), авторе книги «Идея и реальность» (1932).
[141]букв.: позже – раньше (алогизм) (греч.). – Ред.
[142]В трагедии Софокла «Трахинянки» кроткая Деянира, стремясь сохранить любовь мужа (Геракла), невольно становится причиной его гибели.
[143]Сущность есть то, что было (нем.). – Ред.
[144]присутствую (лат.). – Ред.
[145]воспринимаемое (лат.). – Ред.
[146]«Главный персонаж трагедии П. Корнеля «Сид» (1636).
[147]См.: Пруст М. По направлению к Свану. М., 1973. С. 35–36.
[148]esse – существование, бытие, percipi – воспринимаемое, percipitur – здесь это слово (глагол «воспринимается») употребляется в значении «воспринимающий» (лат.). – Ред.
[149] Мейерсон Эмиль (1859–1933) – французский философ и историк науки. Считал, что целью теоретического объяснения является замещение бесконечного разнообразия мира ощущений тождественными во времени и пространстве отношениями. Но разум постоянно наталкивается на то, что не укладывается в рациональную схему тождества, что и является причиной стремления интеллекта постоянно улучшать теории. Для Сартра именно реальность, бытие‑в‑себе представляет собой абсолютное тождество, в то время как сознание вносит туда различие и множество.
[150]Этот термин здесь и далее воспроизводится в том написании, как он дается Сартром: ek‑stase (подробнее о смысле этого термина см. тут – Ред.
[151]несамостоятельный (нем.). – Ред.
[152] Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 388–389, 420 и сл.
[153]У Сартра здесь стоит слово «temporisation», что означает «промедление, выжидание», но, по всей вероятности, это опечатка. – Ред.
[154]Мы снова встречаем здесь это «разделение равного самому себе», которое Гегель считал сущностью сознания. Но это разделение, вместо того чтобы вести, как в «Феноменологии духа», к более высокой интеграции, только заставляет рыть более глубоко и более бесповоротно ничто, которое отделяет сознание от себя. Сознание является гегелевским, но это самая его большая иллюзия.
[155]Речь идет о статье Сартра «Трансцендентность Эго».
[156]свойство, обладание чем‑либо (греч.). – Ред.
[157] Поццо ди Борго Шарль Андре (Карл Андрей), граф (1764–1842) – французский и русский дипломат, политический деятель родом из Корсики, где был адвокатом. В 1791 г. был избран депутатом в Законодательное собрание. Заподозренный в роялизме, он вынужден был вернуться на Корсику. С этого времени идет вражда между двумя корсиканцами: мстительным и хитрым Поццо и Наполеоном Бонапарте. Где бы ни был Поццо, он везде способствовал организации коалиции против наполеоновской Франции. После второй реставрации был посланником в Париже и пользовался своим влиянием, чтобы мстить всем сторонникам Наполеона.
[158]данное (лат.). – Ред.
[159]соединение, смешение (греч.). – Ред.
[160]У Сартра здесь явная опечатка. По всей вероятности, имеется в виду следующее место из Диогена Лаэртского: «При смешении два вещества проницают друг друга насквозь, а не только прилегают и охватывают друг друга (как пишет Хрисипп в I книге «Физики»); так, если в море упадет малая капля вина, то она в нем растворится, сколько бы ни сопротивлялась» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 314).
[161]По направлению к Свану (37‑е ed., II, р. 82 (курсив мои).
[162] Пруст М. По направлению к Свану. М., 1973. С. 323–324.
[163]Именно такой смысл вкладывает Сартр, судя по контексту, в выражение «le désir de l'enlever à tout autre», которое в русском издании романа Пруста переводится как «желание вырвать из объятий другого» (см. вышеприведенную цитату); французский глагол «enlever» означает и «отбирать, отнимать», и «восхищать, увлекать».
[164]В оригинале стоит фраза «La tasse n'est pas l'encrier», содержащая опечатку: вместо «la tasse» (чашка) должно быть «la table» (стол).
[165]от total – целостный, полный (фρ.). – Ред.
[166]гештальттеория (нем.). – Ред.
[167]Всякое определение есть отрицание (лат.). – Ред.
[168]от quidditas (букв, «чтойность») – сущность вещи (лат.). – Ред.
[169]Имеется в виду концепция И. Ньютона, в соответствии с которой в результате первоначального божественного толчка или «щелчка» все небесные тела были приведены в движение.
[170] Фииджералд Джордж Фрэнсис (1851–1901) – ирландский физик; объясняя опыт А. Майкельсона, доказавший независимость скорости света от движения Земли, выдвинул гипотезу о сокращении длины любого тела в направлении его движения, чем внес вклад в подготовку почвы для разработки А. Эйнштейном теории относительности.
[171]См. Глава III, §2.
[172]проникновение, вчувствование (нем.). – Ред.
[173]Даже если мы примем кантовскую метафизику природы и таблицу принципов, которую составил Кант, было бы возможным понять радикально различающиеся физики, исходя из этих принципов.
[174] Уотсан Джон Бродес (1818–1958) – американский психолог, основоположник бихевиоризма – направления в психологии, трактующего психическую деятельность как поведение (behaviour), представляемое в качестве системы видимых и скрытых (к последним относится и мышление) проявлений моторной активности.
[175] Пробабилизм (от лат. вероятный, возможный) – система взглядов, основывающаяся на понятии вероятности, случайности или откровенном скептицизме.
[176]«Формальная и трансцендентальная логика» (нем.). – Ред.
[177]«La transcendance de l'Ego», in: Recherches philosophiques, 1937.
[178]Феноменология духа. С. 148 (Ed. Cosson) (См.: Гегель Г. В. Ф. Система наук. Ч. 1. Феноменология духа // Соч. Т. 4. М., 1959. С. 104).
[179]Пропедевтика, с. 20 (1‑ое изд. Полного собрания сочинений) (См.: Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтика // Работы разных лет. Т. 2. М, 1971. С. 90).
[180]Пропедевтика, с. 20 (1‑ое изд. Полного собрания сочинений) (См.: Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтика // Работы разных лет. Т. 2. М, 1971. С. 84, 87).
[181]своего рода, особый, своеобразный (лат.). – Ред.
[182]Пропедевтика, с. 18.
[183]Феноменология духа. Там же.
[184]«Бытие и время» (нем.). – Ред.
[185]расположенность (нем.); термин указывает сразу на место и определенную эмоциональную настроенность. – Ред.
[186]рассудок, понимание (нем.). – Ред.
[187]«3десь‑бытие есть всегда мое» (нем.). – Ред.
[188]colo – обитаю, живу, забочусь; habito – обитаю, живу, населяю; insum – нахожусь в чем‑либо или на чем‑либо (лат.). – Ред.
[189]безличное местоимение третьего лица ед. числа во французском языке, соответствует у Хайдеггера местоимению man; существование в «man» у него означает усредненное, обезличенное, отчужденное существование. – Ред.
[190]ради чего (нем.) (термин Хайдеггера, указывающий на несамостоятельность личности). – Ред.
[191]второе я, другое я (лат.). – Ред.
[192]Французский философ Никола Мальбранш (1638–1715) считал в духе платонизма, что человеческое знание о вещах ограничивается знанием об их идеях; созерцая же последние, человек видит их в Боге, отсюда – знание есть видение в Боге.
[193] Лаланд Андре (1867–1963) – французский философ, написал ряд логических исследований по истории теоретического описания, экспериментального метода и процессов индуктивного умозаключения. Цитируемое сочинение «Теории индукции и экспериментирования» вышло в Париже в 1930 г.
[194]«Les théories de l'induction et de l'expérimentation».
[195]ощущение, восприятие (нем.). – Ред.
[196]«L'imaginaire». N. R. F., 1939.
[197]Во французском тексте стоит l'auteur – автор, виновник, вместо l'autre – другой, что, видимо, опечатка. – Ред.
[198]переживание (нем.). – Ред.
[199]Я есть Я (нем.). – Ред.
[200]От monitio – предостережение, предзнаменование (лат.). – Ред.
[201]Персонажи романов М. Пруста, входящих в цикл «В поисках утраченного времени» (1913–1927).
[202]Понятие «годологического пространства» введено немецко‑американским психологом Куртом Левином (1890–1947), который развил топологическую психологию и применил понятие поля к психологии и социальной психологии. Психологическое поле он описывает в терминах топологии – раздела математики, изучающего наиболее общие свойства геометрических фигур. Поведение индивида, по Левину, есть функция его личности и ее окружения и, следовательно, его жизненного пространства, где «направление к» отличается от «направления от».
[203]См. Часть вторая, глава III, § 3.
[204]Ср. наш «Очерк феноменологической теории эмоций» («Esquisse d'une théorie phénoménologique des émotions»).
[205] Мен де Биран (псевдоним Мари Франсуа Пьера Гонтье де Бирана) (1766–1824) – французский философ и политический деятель. Человеческое Я, его внутренний мир, считал он, не могут быть поняты по аналогии с предметами внешнего мира. Хотя метафизическая природа души непостижима, ее проявления раскрываются нам в самонаблюдении. Основой сознания является волевое усилие, через сопротивление которому постигается бытие внешних вещей.
[206] Бройль (де Брольи) Луи (1892–1987) – французский физик, один из создателей квантовой механики. Доказал двойственную корпускулярно‑волновую природу движения микрочастиц, выведя соотношения, описывающие связь энергии и импульса отдельных частиц с волновыми характеристиками движения (частотой и длиной волн). Лауреат Нобелевской премии (1929).
[207]от gerundivum (лат.) – в латинском языке причастие будущего времени страдательного залога с оттенком долженствования. – Ред.
[208]Должен быть разрушен (лат.). – Ред.
[209]должен быть сохранен (лат.). – Ред.
[210] Bachelard. L'Eau et les Rêves, 1942. Editions José Corti. Башляр Гастон (1884–1962) – французский философ, методолог науки и эстетик. В его концепции «интегрального рационализма» заметно влияние психоанализа, Бергсона и традиций эпистемологии. Последняя у Башляра является историческим исследованием тенденций развития науки, поэтому он считается основоположником исторической школы в философии науки. Сартр ссылается на его работу «Вода и грезы», в которой сказывается влияние психоанализа.
[211] Болдуин Джеймс Марк (1861–1934) – американский психолог и социолог.
[212]От coenesthésie (cenesthésie) – сенестезия, общее чувство (фр.). – Ред.
[213]Чтобы разграничить проявления боли в физическом смысле и боль как психический объект, постигаемый рефлексией, Сартр употребляет два разных слова: «douleur» и «mal». Слово «mal» имеет еще одно значение – «зло», что, вероятно, тоже учитывает Сартр.
[214] Стробоскопия (от греч. strobos – кружение, беспорядочное движение и skopéo – смотрю, наблюдаю) – метод исследования быстрых движений (колебаний, вибраций) предметов. Установлено, что если быстро колеблющийся предмет освещать вспышками света, частота которых совпадает с частотой колебаний предмета, то создается стробоскопический эффект, т. е. иллюзорное впечатление неподвижности данного предмета.
[215]Сартр описывает это в романе «Тошнота»: «Разнообразие вещей, их индивидуальность были только видимостью, облицовкой. Облицовка отпала, высвободив чудовищные бесформенные массы – оголенные, в страшной, бесстыдной наготе... Это был Мир, обнаженный Мир, внезапно открывший себя, и я задыхался от ярости при виде этого огромного бессмысленного бытия» (La Nausée. Paris, 1949. P. 167; см. также: Сартр Ж. П. Тошнота // Сартр Ж. П. Стена. Избр. произв. М., 1992. С. 136–137).
[216] Абрахам Пьер (1892 –?) – французский писатель и литературовед. Участник двух мировых войн, летчик, полковник авиации, с 1927 г. профессиональный журналист. Исследователь творчества О. Бальзака (1929), М. Пруста (1930).
[217] Кречмер Эрнст (1888–1964) – немецкий психиатр, создатель теории зависимости психического склада личности от конституционального типа, т. е. от биологических особенностей строения организма. Разработал классификацию типов конституции человека, каждому из которых соответствуют особенности темперамента и характера. См. его труд «Строение тела и характер». М.; Л., 1930.
[218]Понятие аппрезентации (Appresentation) ввел Э. Гуссерль для постижения другого Я в опосредованной интенциональности, понимаемой как сопредставление, сопереживание, вчувствование. Уже в непосредственном восприятии вещи есть аппрезентация, так как вещь дается только одной видимой стороной, другие же аппрезентируются. Применяя термин «аппрезентироваться», Сартр имеет в виду не постижение другого Я, а свой образ в сознании другого.
[219]Роман А. Жида (1909).
[220]Формула взята из: A. de Waehlens. La Philosophie de Martin Heigegger. Louvain, 1942, p. 99. Ср. также текст Хайдеггера, который он цитирует: «Diese Bezeugung meint nicht hier einen nachträglichen und bei her laufenden Ausdruck des Menschseins, sondern sie macht das Dasein des Menschen mit usw.» (Hölderlin und das Wesen der Dichtung», S. 6). («Это свидетельство имеет здесь в виду не добавочное и преходящее выражение бытия человека, но оно составляет бытие‑здесь человека и т. д.») (нем.). – Ред.
[221]Впрочем, психоз влияния, как большинство психозов, оказывается опытом исключительным и выражается мифами, касающимися важного метафизического факта: здесь – факта отчуждения. Сумасшедший всегда только реализует на свой лад человеческое существование.
[222]См. следующий параграф.
[223]См. следующий параграф.
[224]от assumer – брать на себя, притязать (фр.); assumption можно перевести и как возвышение (ср. религ. – успение, т. е. возведение, восшествие). – Ред.
[225] Захер‑Мазох Леопольд фон (1836–1895) – австрийский писатель. Известен прежде всего эротическими романами («Венера в мехах» (1870) и др.), с патологическими мотивами которых связано происхождение термина «мазохизм» (автор последнего немецкий психоневролог Рихард фон Крафт‑Эбинг; см. его труд «Половая психопатия». М., 1996. С. 69, 137–228).
[226]В терминах этого описания оно, по крайней мере, является формой эксгибиционизма, который должен быть включен в число мазохистских установок действий. Например, когда Руссо выставлялся напоказ прачкам «не непристойным объектом, но объектом смешным» – см. его «Исповедь», гл. III.
[227]См. нашу работу: Esquisse d'une théorie phénoménologique des émotions.
[228]Разумеется, здесь, как и везде, нужно учитывать коэффициент враждебности вещей. Эти объекты не являются только «ласкающими». В общей перспективе ласки они могут появляться также в качестве «антиласковых», то есть как грубость, какофония, жестокость; именно потому, что мы находимся в состоянии желания, они шокируют нас невыносимым образом.
[229]Донья Прухеса («Атласный башмачок», 11‑й день): «Он не узнает вкуса, которым я обладаю». Реплика из пьесы «Атласный башмачок» («Атласная туфля», 1924) французского поэта и драматурга Поля Клоделя (1868–1955). Действие происходит в Испании во времена Конкисты.
[230]Oт έκλινάμην – клонить, наклонять (греч.); спонтанное отклонение движения атомов от прямолинейного. – Ред.
[231]Курсив мой.
[232]Свет в августе (Lumière d'août. N.R.F. 1935, p. 385) (Фолкнер У. Свет в августе. Собр. соч.: Вот. М., 1985. Т. 2. С. 314).
[233]Ά также материнская любовь, жалость, доброта и т.д.
[234]«чистая доска» (лат.). – Ред.
[235] Вам Жан (1888–1974) – французский философ, стоял на позициях экзистенциалистского истолкования гегелевской диалектики, особое внимание уделял проблеме «несчастного сознания» в философии Гегеля; автор работ по истории экзистенциализма («Esquisse pour une histoire de l'existentialisme», 1950 и др.).
[236]От monitio – напоминание, предостережение (лат.). – Ред.
[237]Эти соображения не исключают моральной возможности освобождения и спасения. Но она должна быть достигнута в конце радикального обращения, о котором мы не можем здесь говорить.
[238]колебание голоса (лат.). – Ред.
[239] Ромен Жюль (псевдоним Луи Фаригуля) (1885–1972) – французский писатель. Попытался создать эпопею жизни Франции 1908–1933 гг. в многотомном романе «Люди доброй воли» (1932–1946, в 27 т.; русский перевод, 1933. Т. 1–4).
[240]См. Третья часть, глава I.
[241]Во французском языке «мы» и «нас» выражается одинаково – nous. – Ред.
[242]как (лат.). – Ред.
[243] Буланжизм – шовинистическое движение во Франции в конце 80‑х гг. XIX в. под лозунгами реваншистской войны против Германии, пересмотра республиканской конституции (1875) и роспуска парламента; возглавлялось генералом Жоржем Буланже (1837–1891, кончил жизнь самоубийством).
[244]Ср. многочисленные случаи отказа от самости. Для‑себя отказывается появляться в тревоге вне Мы.
[245] Ружмон Дели де (1906–1985) – швейцарский франкоязычный писатель, один из основателей (вместе с французским философом Э. Мунье) персоналистского журнала «Эспри» («Дух»), создатель «Европейского центра культуры» в Женеве (1950), автор многочисленных психологических, исторических и этических эссе.
[246]от intentio – намерение, цель (лат.). – Ред.
[247] Лионские восстания 1831 и 1834 гг. – первые вооруженные выступления французского пролетариата, вызванные крайне тяжелым положением рабочих и мелких ремесленников, занятых в шелкоткацком производстве г. Лиона. Были жестоко подавлены правительственными войсками.
[248] Gaston Berger. Le Cogito chez Husserl et chez Descartes. 1940. Берже Гастон (1896–1960) – французский философ и психолог. Отправляясь от психологических и логических проблем познания, пришел к критическому исследованию феноменологии Гуссерля (в частности, вопроса о трансцендентальном субъекте, или cogito). В конце жизни занимался конкретной психологией (изучением особенностей характера и личности).
[249]Страсть, аффект, пафос (греч.). – Ред.
[250] Sartre J.‑P. Esquisse d'une théorie phénoménologique des émotions. Hermann, 1939.
[251] Катаплексия (от греч. испуг, ужас, смятение) – кратковременная, наступающая приступообразно утрата мышечного тонуса, приводящая в выраженных случаях к падению больного без потери сознания, возникающая обычно на фоне сильных эмоциональных реакций.
[252]Хлодвиг I (ок. 466–511) – король галлических франков (с 481), завоевавший почти всю Галлию, что положило начало Франскскому государству. В 496 г. принял христианство в ортодоксальной форме.
[253] Арианство – возникшее в IV в. направление в христианстве, связанное с именем и учением александрийского пресвитера Ария, который расходился с основными догматами учения о Троице, доказывая, что Бог‑Сын «ни в чем не подобен Отцу» и является Сыном Божиим лишь по благодати. Арианство было осуждено Константинопольским собором 381 г. Однако до VI–VII вв. арианство пользовалось большим влиянием у варварских народов (готов, вандалов, лангобардов и др.).
[254] Лот Фердинанд (1866–1952) – французский историк. Автор ряда монографий, посвященных исследованию средневековья. На одну из них («Конец античного мира и начало средневековья», 1927) ссылается Сартр.
[255] Ferdinand Lot. La fin du monde antique et le début du moyen âge. Renaissance du Livre, 1927, p. 35.
[256]См.: Джойс Дж. Улисс. М., 1993. С. 55.
[257]«мировоззрение» (нем.). – Ред.
[258]См. Часть вторая, глава III, § 2.
[259]«Journal des faux‑monnayeurs». Сартр ссылается здесь на произведение А. Жида «Дневник фальшивомонетчика» (1926), которое представляет собой продолжение известного его романа «Фальшивомонетчики» (1925) и содержит критические размышления автора над своим созданием. Своей формой роман оказал влияние на французскую модернистскую литературу.
[260]золотая середина (лат.). – Ред.
[261] Пенелопа – в поэме Гомера «Одиссея» жена скитавшегося Одиссея за ночь распускала все, что успевала соткать за день, чтобы никогда не закончить свою работу и тем самым не дать согласия на новый брак.
[262]неполноценность (нем.). – Ред.
[263] Жане Пьер (1859–1947) – французский психолог, психопатолог и психотерапевт. Описал ряд психотерапевтических методов, создал учение о психастении (1903) и навязчивых состояниях, возникающих, по Жане, у психастеников в результате конституционально обусловленной слабости высших форм психической деятельности. Предшественник 3. Фрейда в учении о роли бессознательного.
[264]Главный персонаж произведения А. Жида «Филоктет» (1894–1898).
[265]или appetitio – желание, стремление, наклонность, влечение (лат.). – Ред.
[266]остаток (лат.). – Ред.
[267]полный, законченный (лат.). – Ред.
[268] Пневма (от греч.) – в древнегреческой философии первоначально вдыхаемый воздух, дыхание, затем дух. В стоицизме означает тончайшую, отличающуюся крайней подвижностью материю (Хрисипп рассматривал ее как смесь огня и воздуха), которая, как жизненное дыхание, пронизывает космос, объединяя его в целостный организм.
[269]что, что‑нибудь (лат.). – Ред.
[270]от querenda – любовь, привязанность, тяга, склонность (исп.). – Ред.
[271] Schlutnberger. Un homme heureux. N.R.F. Шлюмберже Жан (1877–1968) – сын эльзасского фабриканта, французский писатель, друг А. Жида. Автор ряда романов, в которых анализ сложных психологических коллизий связан с проповедью стоической жизненной позиции. В годы Второй мировой войны придерживался антинацистской позиции.
[272] ЛафайетМариЖозефде(ПУ1 –1834)–маркиз, французский военный и политический деятель, активный участник революционных событий во Франции 1789 г. После взятия Бастилии 14 июля 1789 г. стал командующим Национальной гвардией. До этого, начиная с 1777 г., сражался в рядах восставших американских колонистов против английской короны, получив в 1780 г. звание генерала американской армии.
[273]окружающий мир, окружение (нем.). – Ред.
[274]Мы здесь упрощаем. Существуют взаимовлияния, смешение техники; арлбергский способ давно преобладает у нас. Читатель может легко установить эти сложные факты.
[275] Хальбвакс Морис (1877–1945) – французский социолог и социальный психолог. Приверженец реформистского социализма. Автор трудов по вопросам образа жизни, уровня потребления, психологии социальных классов. Ман Анри (Гендрик) де (Де Mан) (1885–1953) – бельгийский политический деятель и публицист, один из лидеров Бельгийской социалистической (до 1940 г. – рабочей) партии. Автор нашумевшей книги «По ту сторону марксизма» (1927).
[276]от propositio – предложение, высказывание (лат.). – Ред.
[277] Полан Жан (1884–1968) – французский писатель. Занимался теорией языка и литературы. Сартр ссылается на его книгу, посвященную проблемам литературного творчества (1941).
[278]Мы намеренно упрощаем ситуацию, так как имеют место влияния и взаимодействия. Но читатель сможет легко восстановить факты во всей их сложности.
[279] Parain Brice. Essai sur le logos platonicien. Парен Брис (1897–1970) – французский философ и эссеист. В своих произведениях большое внимание уделял проблемам языка и коммуникации. Наряду с работой о платоновском Логосе, к которой обращается Сартр, в начале 40‑х гг. написал книгу «Исследования природы и функций языка» (1942).
[280]Я упрощаю: можно также узнать о своей мысли через свое предложение. Но это потому, что возможно, в определенной степени, встать на точку зрения другого по отношению к ней точно так же, как и по отношению к нашему собственному телу.
[281]как угодно, по произволу (лат.). – Ред.
[282]Мы дальше увидим, что проблема более сложна. Но эти замечания пока что достаточны.
[283] Альбигойцы – последователи еретического движения в Западной Европе (во Франции, Италии, Германии) в XII–XIII вв. Одним из центров движения во Франции был г. Альби (южная провинция Лангедок).
[284] Монфор Симон IV де (ок. 1150–1218) – граф, предводитель французских рыцарей, предпринявших в 1209 г. крестовый поход против альбигойцев. Жестокость и насилие Монфора и его рыцарей вызвали восстание населения Тулузы и возобновление войны. Монфор был убит восставшими.
[285] Виконт Роже Трансавель и граф Тулузский Раймонд VI (1156–1222) – феодалы, поддерживавшие движение альбигойцев, преследуя при этом свои цели.
[286] Катары – еретическое движение в Западной Европе в XI–XIV вв., отвергали многие христианские догматы, таинства, почитание икон, креста, проповедовали аскетизм. Многолетние преследования со стороны католической церкви и светских властей привели к их упадку и исчезновению.
[287] R. A. F. (Royal Air Force) – королевские военно‑воздушные силы; название было дано 1 апреля 1918 г. объединенной авиации армии и флота Великобритании.
[288]Или всякого другого выбора моих целей.
[289]звучание воздуха (лат.). – Ред.
[290]Двуликий Янус (лат.). – Ред.
[291]См., например, реалистический платонизм Моргана (Морган Чарлз Лэнгбридж (1894–1958) – английский писатель) в «Sparkenbrooke».
[292]конечный пункт (лат.). – Ред.
[293]бытие к смерти (нем.). – Ред.
[294] Баррес Морис (1862–1923) – французский писатель и политический деятель. Его произведения отличались тонкой стилистикой и вместе с тем публ Date: 2015-08-24; view: 332; Нарушение авторских прав |