Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Академия гуманологии Китая НИИ жизненной информации Столичного пединститута





Профессор Цянь Сюэсэнь призывал освободить теорию китайской медицины от инь-ян и пяти стихий, а на многотысячелетней ее практике на начальном этапе строить гуманологию. Но прежде чем освободиться от этих теорий, следует познать их суть, рассматривая с позиций современности. Поэтому одновременно с «освобождением», как мы надеемся, будет происходить развитие, перестраивание, обновление. В последние десятилетия инь-ян и пять стихий (усин) изучались системно, однако большей частью на уровне логического анализа. Авторы пошли дальше, рассмотрев структурные особенности. Учение о пяти стихиях возникло примерно 3 000 лет назад и к середине I тысячелетия до н. э., когда при переходе к феодализму народ отбросил родовую религию и веру во власть духов[29]началось быстрое развитие науки, техники, общества, экономики; учение о пяти стихиях к этому времени полностью созрело. С самого начала оно было связано с медициной (хотя относилось ко всему в природе и в человеке), а в конце концов стало основным столбом теоретической медицины, описывая физиологию, патологию, свойства лекарств, связь человека с природой, указывала методику диагностикии лечения. Начиная с опиумных войн (XIX в.), появились противники китайской медицины, считающие теорию пяти стихий «мистикой». Однако пять стихий выжили в борьбе, и возникает вопрос: почему?[30] 1. Анализ особенности структуры сети пяти стихий

В учении о пяти стихиях, усин, «у» – цифра 5, говорящая об отношении к свойствам материи, т. е. к «дереву, огню, почве, металлу, воде», а «син» (по-китайски «шаг, ход» – М.Б.) говорит о связи между четырьмя видами движений, т. е. о порождении (шэн), подавлении (кэ), использовании случая (чэн) и раскаивании (хуэй). Здесь первые два – нормальные связи движений, а последние – аномальны. Объединяя пятерку и четверку, получают модель усин – пяти стихий. Это сетевая структура, узлы сети N = \'7bдерево, огонь, почва, металл, вода.\'7d Для удобства назовем узлы факторами. В нормальных условиях каждый фактор имеет два входа: «порождение меня» и «подавление меня» и два выхода: «я порождаю» и «я подавляю». С другими факторами также возникают связи порождения и подавления. Порождающее – «мать», порожденное – «дитя». Использование случая – это преодоление, ограничение нормы, а раскаивание – это противоподавление, возникающее, когда «у меня сила, а у него слабость». Каждый фактор в этой схеме влияет на все остальные, обеспечивая беспрепятственное прохождение информации. Между любыми двумя факторами отсутствует контур непосредственной обратной связи, для этого нужно пройти более чем один промежуточный фактор. Например, между «деревом» и «огнем» существуют такие контуры обратной связи: дерево-огонь-металл-дерево, дерево-огонь-почва-металл-дерево и дерево-огонь-почва-металл-вода-дерево, где сочетаются как порождения, так и подавления. Связь между любыми двумя факторами имеет направленность, определяемую состоянием факторов. Например, только если «дерево» находится в нормальном состоянии, оно может преодолеть «почву», обратное воздействие невозможно. Если же «почва» находится «в расцвете» относительно «дерева» или же «дерево» «в недостатке», тогда «почва» будет «сожалеть» о дереве, а воздействие также будет необратимым. Такова эта сложная открытая макросистема в человеке. Система целостная, изменение любого фактора влияет на всю систему. Находясь в норме, система устойчива благодаря порождениям и подавлениям. Если же, например, «металла» будет слишком много, то он может «воспользоваться случаем» и подействовать на «почву» и «сожалеть» в отношении «огня»; тогда и «почва», и «огонь» окажутся в недостатке, что повлияет на «дерево» и «воду». Открытость системы заключается в соответствии пяти стихий человека пяти сезонам, направлениям, энергиям ци, превращениям, вкусовым ощущениям и пр. Эти связи с природными факторами используются в китайской медицине для диагностики и лечения. Хотя количество возможных состояний факторов велико (это наполнение, или процветание – шэн, прочность – цян, изобилие – лун, пустота – сюй, истощение – шуай, крайность – цзи, порождение – шэн, возрастание – чжан, угасание – си, подъем – шан, падение – ся, сохранение – цзан, ранение – шан, победоносность – шэн, гибель – ван, баланс – пин и др.), однако, грубо говоря, они укладываются всего в четыре: процветание, истощение, баланс и гибель, причем баланс – нормальное состояние, процветание и истощение – аномальное; баланс и гибель – полюса. 2. Изучение сети пяти стихий путем компьютерного моделирования

Главные проблемы при этом – определение состояния и выражение его количественно. На данном этапе не брали конкретный объект, исследовали лишь свойства данной системы. Рассматривали соотношения между факторами, приводящие к указанным четырем действиям: порождение, подавление, использование случая и сожаление, а также рассчитывали условия для нормализации состояния схемы. Выявлено, что модель обладает абсолютно хорошей устойчивостью, не требующей специального регулирования[31]. Об этой способности к равновесности в китайской медицине сказано: «инь подравнивается, ян скрывается»[32]. При воздействии на один из факторов, приводящем к резкому избытку или недостатку, четыре указанных действия влияют на остальные 4 фактора. Как сказано в теории китайской медицины: «При болезненном изменении происходит передача изменений». Например, исходят из того, что при болезни печени «дерево» и «огонь» в расцвете, болезнь может передаться селезенке – «почве», может «с сожалением» передаться легким – «металлу», а также повлиять на сердце – «огонь» и почки – «воду». Моделирование подтвердило это. На модели также было видно, что воздействие измененного фактора на другие факторы зависит от состояния последних. Однако, как показали эксперименты, когда сеть находится в аномальном состоянии, сеть не может полностью противостоять воздействиям, опираясь лишь на особенности структуры и на связи между движениями, и только добавив соответствующие возможности для регулирования, можно придать сети настоящую сопротивляемость и возможность восстанавливать нормальное состояние. Об этом не говорится в древней медицине. Необходимо также помнить, что учение о пяти стихиях не охватывает всех сторон физиологии и патологии[33]. Схема пяти стихий



Сплошные линии – норма, пунктирные – аномалия. По кругу: по солнцу (вправо) – градация (порождение), против солнца (влево) – деградация (использование случая). По звезде: по солнцу – как бы притормаживание (подавление), против солнца – также притормаживание, но аномальное (сожаление). – М. Б. Пятнадцатилетнее изучение излучения человека







Date: 2015-08-24; view: 438; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию