Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иванов Иван Иванович

Связи с общественностью в органах государственной власти как ресурс политической модернизации в России

Иванов Иван Иванович

 

В современных условиях российские государственные структуры остро нуждаются в профессиональной рекламе своих программ и услуг для населения, в противном случае они рискуют не получить поддержки общественности. В этой связи организация эффективных PR-служб при государственных институтах представляется весьма актуальной задачей ближайших лет.

Среди концепций, положенных в основу анализа роли государства в управлении общественными делами, взаимосвязи политики и управления с позиций задач PR-деятельности наиболее перспективной представляется теория политических сетей (policy network). Это теория исходит из того, что в современную эпоху эффективное государственное управление не может быть основано на использовании старых принципов деятельности иерархических, бюрократических структур, отвергая вместе с тем, и претензии рыночных принципов организации на доминирование в государственном управлении.

С точки зрения PR, теория политических сетей интересна, прежде всего, двумя основными принципами: включенность в государственное управление в качестве равноправных партнеров ряда акторов, предполагает процессы взаимной коммуникации, истинного диалога; взаимодействия властных и общественных структур в процессах государственного управления возможно только на основе доверия.

Основной функцией PR-подразделений является взаимодействие со средствами массовой информации. Тесное взаимодействие органов государственного управления и СМИ – один из признаков и необходимых условий формирования, развития и существования гражданского обшества, показатель степени открытости власти. Являясь основным каналом распространения информации в обществе, СМИ формируют повестку дня, общественное мнение.

Свободное положение прессы в Чувашии неоднократно подвергалось сомнению со стороны правозащитников и общественных организаций. 21 Апреля 2010 года в Санкт-Петербурге на семинаре экспертов – участников проекта Фонда Защиты Гласности «Карта гласности» была представлена карта за март 2009 – февраль 2010 года. Согласно заключению Фонда, пресса Чувашии признана «относительно несвободной» («характеристики свободной прессы едва просматриваются»). При этом крупнейшее в республике издательство "Издательско-полиграфический комплекс "Чувашия" является государственным унитарным предприятием, 100% акций ОАО «газета «Советская Чувашия», одного из крупнейших по охвату аудитории печатных СМИ в республике принадлежит Министерству имущественных и земельных отношений Чувашии, все районные и большинство городских газет также либо учреждены Министерством культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, либо издаются государственными унитарными предприятиями. Облегчая задачу государственных служб по связям с общественностью в области формирования благоприятного, лояльного информационного поля, подобное положение дел угрожает свободе СМИ в освещении общественно-политической жизни регионального сообщества, ставит под сомнение их беспристрастность, поскольку на практике означает существенное возрастание зависимости региональных СМИ от республиканских властей. В подобной ситуации оптимальным решением стала бы передача управления рядом СМИ общественным организациям, либо вывод части печатных СМИ из региональной собственности в частные руки, тем более что политическим руководством страны объявлен курс на избавление от непрофильных государственных активов.

Еще одним важным направлением деятельности подразделений по связям с общественностью является обеспечение гласности, открытости в работе органов регионального управления и их должностных лиц. Своеобразным показателем подобной открытости может являться официальный сайт органа государственной власти. По содержанию официальных сайтов можно судить об уровне открытости и закрытости каждого органа власти и государства в целом, прозрачности управленческих решений и процедур, возможности граждан страны получать интересующую их информацию.

19 февраля 2010 года Институт развития свободы информации (ИРСИ) опубликовал итоговый сводный рейтинг и результаты исследования информационной открытости сайтов государственных органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации в 2009 году. По версии составителей рейтинга, наиболее «открытым» и информационно насыщенным является сайт Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (степень информационной открытости — 59,26%), сайт Кабинета Министров Чувашской Республики по версии рейтинга занимает 41е место (32,29%). В рейтинге официальных сайтов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации лидирует сайт Законодательного собрания Санкт-Петербурга (80,86%). Сайт Государственного Совета Чувашской Республики по версии рейтинга занимает 45е место (43,02%). Приведенные данные также свидетельствуют о снижении показателей информационной открытости республиканских сайтов относительно других регионов. Официальный портал органов власти Чувашской Республики был создан в 1996 году и с 2004 года практически не претерпел значительных функциональных изменений (кроме «косметического ремонта» в начале 2011г.). Достаточно сказать, что до сих пор в полной мере на нем не реализова функциональная возможность осуществления поисковых запросов, что крайне затрудняет возможность использования ресурсов портала.

Интернет как новый канал коммуникации все больше влияет на традиционные СМИ. Так за последние несколько лет блоги и сетевые дневники превратились из маргинального феномена в значимое явление информационного пространства. Тенденцией можно назвать усиление взаимовлияния традиционных СМИ и социальных медиа, при этом все чаще именно блогеры играют в этих отношениях ведущую роль. Читательские аудитории ведущих ресурсов в Сети и популярных блогеров уже давно сопоставимы с ежедневной аудиторией ведущих печатных СМИ. По данным ВЦИОМ, в 2010 году в России насчитывалось порядка 50 млн. пользователей Сети (это более трети населения страны) и оставаться вне прямого диалога с этой постоянно растущей, и активной частью населения уже не возможно.

Еще в 2008 году начал вести свой блог на президентском сайте глава страны Дмитрий Медведев. В декабре 2009 он настоятельно рекомендовал российским чиновникам овладевать компьютерной грамотностью, начать активную блогерскую жизнь и содействовать развитию Интернет-СМИ в регионах. В 2010 году политическая элита России увлеклась “Твиттером”: аккаунты в этой социальной сети помимо Президента завели около 80% глав регионов, сотрудники федеральных министерств, мэры и депутаты. Интерактивный дневник Президента Чувашской Республики, размещенный на базе Портала органов власти республики, по своей «интерактивности» значительно уступает блогам его коллег, за что не раз становился объектом критики местного сетевого сообщества. Более целесообразным было бы использование для целей открытого диалога ресурсов популярных социальных сетей – «Живого Журнала» и «Твиттер», тем более что большинство региональных руководителей и федеральных чиновников уже давно активно их используют.

8 декабря 2010 года, в ходе пресс-конференции, посвященной 100 дням своего президентства, Михаил Игнатьев пообещал журналистам организовать встречи республиканских министров с блогерами. 2 апреля 2011 года с представителями местной блогосферы встретилась министр здравоохранения и социального развития ЧР Венера Муллина. Подобный позитивный опыт необходимо развивать на постоянной основе, причем желательно с первым лицом республики в главной роли.

Службы по связям с общественностью органов власти в ходе своей деятельности формируют в сознании населения устойчивый образ, имидж как ветви власти, которую они представляют, так и конкретных должностных лиц. Красноречивым показателем результативности деятельности PR-подразделений в этом направлении могут служить результаты опросов общественного мнения.

22-27 декабря 2010 года исследовательской компанией "Праксис" среди жителей городов Чебоксары и Новочебоксарск был проведен социологический опрос, по результатам которого 38% жителей Чебоксар и Новочебоксарска доверяет президенту Чувашии, причём полное доверие испытывает 17,2% опрошенных, ответ 20,8% респондентов сформулирован как "пожалуй, доверяю". Каждый пятый не доверяет президенту Чувашии (не очень доверяет 20,8%, совсем не доверяет 0,4%), затруднился с ответом каждый четвёртый опрошенный (26,8%). Уровень доверия к региональным СМИ у чебоксарцев и новочебоксарцев - почти такой же, как к президенту - 37,2%, при этом показатель полного доверия СМИ несколько выше, чем к главе региона (18,8%). 32% респондентов признались, что не доверют СМИ, затруднились с ответом 26,4% опрошенных. По данным, которые приводит ИА «Regnum», за последние годы уровень доверия к власти претерпел существенные изменения. В 2006 году президенту республики доверяло 59% чебоксарцев и новочебоксарцев, при этом уровень доверия СМИ остался практически неизменным - 38%.

Показательно, что исследование проводилось коммерческой организацией. При этом практика инициирования социологических исследований органами власти в республике фактически отсутствует. В этой связи целесообразным и необходимым было бы проведение систематических социологических исследований общественного мнения, как основного показателя, отражающего степень взаимодействия и взаимопонимания между местным сообществом и органами публичного управления.

Своеобразным обобщающим количественным показателем результативности деятельности подразделений по связям с общественностью региональных органов власти является количество публикаций в СМИ, освещающих деятельность органов власти и их должностных лиц, в первую очередь глав регионов.

Согласно данным совместного проекта ИА «Regnum» и компании "Медиалогия" по исследованию упоминаемости в СМИ глав российских регионов, Президент Чувашской Республики Михаил Игнатьев в рейтинге «Топ-40 глав регионов РФ по количеству сообщений в центральных СМИ» занимает 32е место (202 сообщения, по данным за февраль 2011 года). При этом, в рейтингах, характеризующих степень информационного благоприятствования сообщений СМИ и аналогичных рейтингах глав регионов ПФО за 2010 год и 2 месяца 2011 года глава Чувашии не упоминается. По оценкам специализированного сетевого ресурса "Губернаторы.Ru" Михаил Игнатьев находится на 41 месте по Индексу цитируемости в СМИ (на февраль 2011 года).

Зачастую многогранная деятельность службы по связям с общественностью носит декларативный характер и не направлена на действительное разрешение волнующих общество проблем. Вследствие чего, она способствует формированию закрытого типа государственной службы, которая замыкается на своих потребностях и интересах. А значит, идет вразрез с мировыми современными тенденциями, утверждающими новый стиль управления органов государственной власти и новую культуру менеджмента государства, ориентированного на население, его нужды и потребности, повышение ответственности за качество предоставляемых государством услуг и распределение ресурсов.

Российское государство утратило положение единственного (особого) носителя властных полномочий. Разделение властей и правовое государство становятся основой политического устройства. Государство обретает характер системы регулирования с обратной связью, где общество является объектом регулирования. Успешность, эффективность деятельности властных структур в первую очередь зависит от того, насколько адекватно реагируют они на изменения в обществе, насколько умеют приспособиться (адаптироваться) к ним и обеспечить понимание своих действий со стороны общественности.

 

 

Литература:

 

1. Василенко И. Связь с общественностью в государственных организациях и местных органах власти: западный опыт. М., 2003

2. Русаков А.Ю., Связи с общественностью в органах государственной власти, СПб: Издат. Михайлова В.А., 2006, с.41-53.

3. Владимирская В., Профессиональный государственный public relations — это..., 22.12.2006, http://www.prclub.kz/

4. Громова Т.Н., Государственная коммуникация: теоретическая модель и региональная практика // сборник статей «Теория коммуникации & прикладная коммуникация», 2002, №1, http://www.russcomm.ru/

5. Папкова Н., Кузьмина В., ПР-подразделение в государственной организации: структура, особенности функционирования, взаимодействие с профессиональными ПР-агенствами, 2007, http://www.pr-club.com/

6. Плетнев Е.А., Роль связей с общественностью в государственной системе России // сборник статей «Интернет и современное общество», 2006.

7. Татаринова Г.Н. Современная пресс-служба. Учебное пособие. - Омск, 2007


<== предыдущая | следующая ==>
 | Графік проведення

Date: 2015-08-24; view: 198; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию