Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Генезис новоевропейской цивилизации (цивилизации Модерна): основные факторы и процессы, хронология. Изменения в культурной картине мира, характере культурной практики
онятие «Новая история» родилось очень давно — на рубеже XIV—XV вв. Его ввели в оборот итальянские ученые-гуманисты в эпоху Возрождения. (Они впервые предложили трехчленную периодизацию мировой истории: Античность, Средневековье, Новое время. По их мнению, Средние века — период раздробленности, варварства и упадка культуры — закончились в XV в., с началом нового подъема наук и искусств, с возрождением идеалов античности.) Прошло шесть веков. Новую историю бесконечно «растягивали» во времени, пока историки не осознали, что человечество так сильно изменилось за прошедшее время, что в нем уже трудно усмотреть черты сходства с тем обществом, которое возникло и формировалось на протяжении XV — XIX вв., и они предложили ввести очередной хронологический этап — Новейшую историю, отсчет которой в большинстве стран ведется с начала XX в. — с Первой мировой войны. Но и пятисотлетний период Новой истории слишком велик, поэтому в нем порой выделяют важные внутренние этапы — Раннее Новое время (с конца XVпо середину XVII в.) и собственно Новое время (вторая половина XVII — XIX в.). За эти столетия человечество проделало огромный путь: освобождаясь из скорлупы старых феодальных порядков, оно вступило в пору индивидуализма, предпринимательства, капиталистических отношений, от патриархальной аграрной цивилизации, пережив в XVIII в. промышленную революцию, уверенно двинулось по пути научно-технического прогресса к индустриальному обществу. На протяжении этого периода наиболее динамично развивалась европейская цивилизация: науч-но-технические достижения, уровень производства и военной мощи позволили распространить свой стиль жизни, экономический и культурный уклад на американский континент, в Австралии и, в меньшей степени, Азии и Африке. Повсюду выходцы из Старого Света основывали свои торговые фактории и поселения колонистов. Раннее Новое время не случайно начинают отсчитывать от эпохи Великих географических открытий, которые перевернули представления людей об окружающем мире: на собственном опыте они убедились, что Земля — шар, были открыты новые материки, океаны и моря; европейцы познакомились с иными цивилизациями (культурой индейцев Америки, древние африканские державы, Индия, Китай и Япония). К концу XVIII в. на карте мира практически не осталось «белых пятен». Континенты, страны и народы постепенно вовлекались в единую мировую систему торговых, экономических и политических связей. Этот процесс порой шел весьма болезненно — с применением оружия, путем торговых войн и колониального подчинения, что приводило к разрушению местных традиционных обществ (доколумбовые цивилизации Америки или самобытный жизненный уклад Индии; Африка на многие годы была обречена служить поставщицей рабов, которых европейцы в массовом порядке вывозили в Америку). И все же, когда на пороге третьего тысячелетия столь естественно звучат слова о едином человечестве и общечеловеческих ценностях, следует помнить, что начало этому процессу сближения народов, взаимного обогащения и проникновения культур было положено в Раннее Новое время. Радикальные изменения в средневековую картину мира внесли научные открытия XVI в. и так называемый естественнонаучный переворот XVII столетия, в результате которых была пересмотрена прежняя геоцентрическая система Вселенной, уступившая место гелиоцентрической. Раннее Новое время — эпоха становления современной науки, важнейших открытий в области теоретической математики, физики, астрономии, химии, анатомии и биологии, а также инженерного дела. Это время, когда утвердилось точное опытное знание в противовес умозрительным заключениям средневековой науки об устройстве мира и природе вещей. На мировоззрение людей, их психологию сильное влияние оказали философские идеи гуманизма, провозгласившего идеал свободной, прекрасной, гармонически развитой творческой личности, а также блестящая культура Возрождения. Традиционные религиозные взгляды также подверглись серьезному переосмыслению в ходе церковной Реформации XVI в., в результате которой наряду с католической церковью возникло несколько христианских протестантских течений — лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, англиканство. Вслед за ними начали появлят члены которых отстаивали свое право верить в то, что они считали истиной, и совершать обряды в соответствии с собственными ощущениями. Современный мир унаследовал многообразие религиозных течений и конфессий от эпохи Раннего Нового времени. В то же время в конце XVII — XVIII вв. в эпоху Просвещения европейское общество вступило в период рационализма и секуляризации сознания — постепенного освобождения его от диктата веры и церковных установлений. Результат этих этих изменений — появление раскрепощенного, более уверенного человека, ощущающего себя хозяином собственной судьбы. Все это знаменовало разрыв со средневековым прошлым. Однако новое еще долго уживалось со старым: не случайно историки порой называют весь период до конца XVIII в. «долгим средневековьем». Реакцией на Реформацию стала Контрреформация, укрепившая позиции католической церкви в мире. Новые научные представления соседствовали с невежеством, мракобесием, массовой «охотой на ведьм». Робкие призывы к терпимости — с кровавыми религиозными войнами. В конце XVI в. наметился явный кризис оптимистического по своей природе гуманизма, превозносившего идеального человека, далекого от реальности. На смену ренессансной концепции гармоничного человека как венца творения пришли иные идеи и настроения, которые легли в основу новой культуры — барокко. Эпохе барокко было свойственно трагическое ощущение несовершенства человека, хрупкости и мимолетности его жизни. Отсюда — порывистость и страстность людей этого времени, бурные эмоции, мистический экстаз. Как это ни парадоксально, но в «век разума» обострились и религиозные переживания, люди постоянно обращались в своих размышлениях к Богу. Но его творение — бесконечный и прекрасный мир, в котором человеку отводилась очень скромная роль, — они воспринимали с точки зрения своего времени: их восхищал точный математический расчет, бесконечное многообразие форм жизни, существование всеобщей взаимосвязи между явлениями живой и неживой природы. В XV — XVII вв. общество все еще оставалось по преимуществу аграрным — его материальная культура основывалась на традиционных орудиях труда, навыках и ремеслах, известных уже тысячи лет. И эту картину не могли изменить никакие «перевороты» и малые «революции» в отдельных сферах и отраслях производства. Кроме того, главенствующие позиции по-прежнему принадлежали феодальному дворянству и церкви. Высшего пика развития достигло феодальное государство: оно приобрело форму абсолютной монархии — сильной и практически бесконтрольной королевской власти, опиравшейся на мощный бюрократический аппарат, армию новой модели и совершенную финансовую систему. Много нового в политическую культуру XV — XVII вв. внесло книгопечатание, возникновение которого положило начало настоящей информационной революции. Оно способствовало распространению грамотности; появлению периодических изданий, а с начала XVII в. и регулярных газет, облегчало обмен информацией, втягивало людей в обсуждение важных политических вопросов, формировало общественное мнение. Стали складываться новые формы общения: городские кофейни и аристократические салоны превращались в политические клубы, где велись оживленные дискуссии. Современная политическая культура во многом основывается на опыте Раннего Нового времени, когда окончательно сложилась практика парламентской деятельности — правила работы с законопроектами, техника законотворчества, сформировались принципы свободы слова и депутатской неприкосновенности, возник такой важный институт, как парламентская оппозиция. В тот же период были заложены основы современного международного права, сформировались принципы дипломатии. Возникли постоянные посольства, утвердились представления о неприкосновенности посла иностранного государства и дипломатической переписки, сложился торжественный церемониал приема иноземных послов. Период Раннего Нового времени был очень важным для становления наций и современных государств: активное складывание национальных языков, самобытных культур, национального самосознания. Политическая карта Европы постепенно приобретала все более привычные нам очертания. Отдельные государства и их коалиции вели постоянную борьбу за политическое доминирование: важными вехами в международных отношениях Раннего Нового времени стали Тридцатилетняя война и Вестфальский мир 1648 г., на долгие годы установивший статус-кво в Европе и определивший границы между государствами, остававшиеся практически неизменными до эпохи наполеоновских войн. Одна из главных черт Раннего Нового времени — зарождение и развитие капитализма в его ранней мануфактурной форме (весьма неравномерное в разных странах). Новые формы организации производства на мануфактуре, разделение труда и специализация способствовали прогрессу промышленности. Буржуазные черты приобретала торговля — возникали акционерные компании, Европа покрылась сетью банков, бирж, ростовщических контор. Претензии ранней буржуазии на участие в политическом управлении и новую роль в государственной жизни вылились в грандиозные социальные потрясения — национально-освободительное движение против Испании в Нидерландах, в результате которого на севере Европы появилась новая республика, превратившаяся в одну из самых передовых в экономическом отношении стран, и Английскую буржуазную революцию XVII в., упразднившую монархический режим. Вторую половину XVII в. нередко называют эпохой кризиса «старого порядка». Лицо традиционного общества сильно изменилось: аграрный переворот и разорение крестьян, повсеместная урбанизация, технический прогресс, распространение мануфактур привели к оттоку населения из сельской местности в города и складыванию многотысячной армии наемных работников, пришедших на смену средневековым ремесленникам и патриархальному крестьянству. Разбогатевшие предприниматели-буржуа стали оттеснять аристократию и дворянство от кормила власти. Борьба за утверждение новых ценностей нередко шла рука об руку со стремлением освободиться от политического господства других стран. Так было не только в Нидерландах, но и в Новом Свете, где американские соединенные штаты восстали против диктата Британии, результатом чего стало возникновение в 1775 — 1783 гг. первого в истории чисто буржуазного государства. Провозглашение независимости бывших британских колоний и рождение США означало и появление нового иЬнтра западной цивилизации, который отныне развивался самостоятельно по отношению к Европе, вырабатывая собственные модели построения общественных отношений и пути решения социально-политических проблем. Следующий шаг на пути утверждения новых буржуазных ценностей — Французская революция 1789 — 1794 гг. (Правда, как показала история, результаты первых буржуазных революций в Европе оказались обратимыми — в 1688 г. была реставрирована монархия в Англии, а во Франции вознесенный на революционной волне Наполеон Бонапарт сделался императором.) В отличие от хрупких политических завоеваний буржуазии, экономический прогресс развивался неуклонно. В XVIII в. Англия стала родиной промышленной революции, вместе с которой в жизнь вошли паровые двигатели, пароходы, железные дороги. Металлургия переживала невиданный расцвет. Успехи промышленности, превратившие Европу в «мастерскую мира», позволили ей закрепить преимущество во взаимоотношениях с цивилизациями Азии и Африки, завоеванное в предшествующий период. Европейские державы в остром соперничестве за экономические рынки окончательно утвердили свое колониальное господство в мире. Наряду со странами Западной Европы и США Россия, хотя и не всегда поспевала за своими соседями, двигалась в том же направлении благодаря реформам петровского времени. Здесь также шло создание современной промышленности, огромный потенциал державы реализовался в освоении колоссальных просторов Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока. Россия закрепила за собой видное место в сообществе европейских держав после совместной победы в наполеоновских войнах. Основы современного общества закладывались не только в материальной или социальной сферах. Огромную роль в том, каким стал новый облик Европы, сыграла культура Просвещения, зародившаяся в конце XVII в. в Англии, достигшая своего расцвета во Франции XVIII в. и превратившаяся в общеевропейское явление. Согласно веяниям своего времени и формируя «дух эпохи», английские и французские просветители превозносили безграничные возможности человеческого разума, для которого, по их мнению, не было преград в познании миропорядка. Просвещение принесло с собой культ точного, основанного на научном эксперименте знания и преклонение перед наукой. Философы-просветйтели полагали, что она позволит не только постичь тайны природы, но и преобразовать мир. С помощью распространения знаний и просветительства они мечтали цивилизовать и общество. Их вкладом в европейскую политическую культуру стала теория «общественного договора» — учения о рационально устроенном государстве, в котором законность власти.проис-текала из договора сограждан, которые добровольно передают ей часть своих прав в обмен на разумное и справедливое управление. Еще одна принципиально новая идея эпохи Просвещения, нашедшая реальное воплощение позднее, — учение о необходимости разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная, чтобы оградить граждан от произвола власти, а саму власть — от узурпации). Эпоха рационализма и культа точных наук породила получивший общеевропейское распространение особый стиль в искусстве — сдержанный, лишенный бурных эмоций и страстей классицизм, вновь черпавший вдохновение в Античности. Войны с Наполеоном привели к новому политическому переделу мира. Несмотря на то что Франция была носительницей прогрессивных идеалов «свободы, равенства и братства», попытка навязать их другим народам силой оказалась неплодотворной. Победа монархических держав скорее над Бонапартом, чем над Францией (чьи политические идеи по-прежнему привлекали многих, в том числе и в странах-победительни-цах, сохранила Европу как цивилизацию самобытных стран и народов с их национальными традициями и самосознанием, Временем усиленных поисков национальных путей к справедливому и развитому индустриальному обществу стало XIX столетие. Его открыла череда войн за независимость и революций в Латинской Америке, в результате которых родилось несколько новых независимых государств — Мексика, Колумбия, Аргентина, Боливия и др. Волна буржуазных революций прокатилась и по Европе. Целых три (в 1830, 1848 и 1871 гг.) потребовалось пережить Франции, чтобы покончить с монархическим режимом. Начались революции на «периферии» Европы, где были традиционно сильны феодальные отношения, — в Италии, Испании,. Германии, Бельгии. В то время как Старый Свет сотрясали настоящие бои, за океаном Соединенные Штаты развивались достаточно мирно и бес-прецятственно. Но повсюду — в Латинской Аме-рике, США, Западной Европе в XIX в. — шла борьба за упрочение демократических институтов — за всеобщее избирательное право, отмену имущественных цензов, прямые и равные выборы, т. е. за основы современного гражданского общества. Огромный шаг вперед сделала наука в XIX — начале XX в. Настоящий переворот в умах произвела выдвинутая Ч. Дарвином эволюционная теория. Благодаря зарождению психоанализа и первым попыткам заглянуть в человеческое подсознание, научным открытиям рубежа столетий, проникновению в тайны микромира, возникновению теории относительности перед человечеством открылись такие глубины еще непознанного мира, что с одной стороны привело к кризису традиционной религиозной модели миропорядка, а с другой — поставило под сомнение и наивно-механистическую картину мира, созданную учеными-рационалистами эпохи Просвещения. Необыкновенный динамизм жизни в XIX — начале XX в. отразился и в быстрой смене господствующих культурных течений и стилей в искусстве: классицизм и романтизм, реализм и натурализм уступали место новым увлечениям ипресси-онизму, постимпрессионизму, модерну, символизму и т. д. За одно столетие европейская культура прошла путь от салонной живописи и мебели в стиле «ампир» до телеграфа, радио, фотографии, кинематографа и зарождения массовой культуры. Веком индустриальной цивилизации по праву называют XIX столетие. Мануфактурный капитализм остался далеко в прошлом, ему на смену пришел фабричный. Гигантские фабрики поглощали миллионы рабочих, огромные масштабы производства требовали его постоянной модернизации. Понятие «модернизация» стало настоящим лозунгом эпохи. Связь между техническим прогрессом и наукой проявлялась все очевиднее. Человечество получило новые, невиданные ранее источники энергии: нефть и электричество. Ежегодно выплавлялись сотни тысяч тонн стали — показатель уровня экономической и военной мощи любой державы. Однако не только благодаря успехам промышленности это время окрестили «железным веком»: рост капитализма, вступившего в монополистическую ртадию, привел к обострению противоречий между трудом и капиталом, началу борьбы за экономические и политические права рабочих, появлению профсоюзов, возникновению марксизма, поставившего перед собой цель сокрушить буржуазные ценности. В это же время на почве экономического соперничества обострились противоречия между странами и группами государств. История XIX в. — это история постоянных локальных войн. В борьбу за передел мира наряду с великими державами прежней эпохи — Англией, Францией — активно включались и страны «молодого капитализма» — США, Германия, Россия. Конфликт их интересов привел в начале XX в. к Первой мировой войне, в которую оказались втянутыми и страны-сателли-ты во всех частях света. Тем не менее не это было главным итогом, достигнутым человечеством в ходе Нового времени, а создание высокого уровня материальной культуры и рождение индустриальной цивилизации, накопление огромных духовных богатств, формирование научного мировоззрения, а также постепенное движение в сторону все более демократического гражданского общества. Date: 2015-08-24; view: 570; Нарушение авторских прав |