Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабочая программа. «философское учение о человеке»

Элективный курс

«Философское учение о человеке»

по направлению бакалавриата 280200.62 – «Защита окружающей среды»

форма обучения очная

 

семестры по учебному плану

лекции 6 ч.

практические (семинарские) занятия 17 ч.

лабораторные работы

контрольные работы (семестр, количество)

курсовая работа (семестр)

курсовой проект (семестр)

зачеты (семестр) по учебному плану

экзамены (семестр)

самостоятельная работа 17 ч.

Всего часов 40 ч.

 

 

2006 г.

Кафедра «Философия»

Составитель Петрова Мария Владимировна профессор, доктор политологии

 

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждена на заседании кафедры

Протокол № 3 от 26.10.2006 г.

Заведующий кафедрой М.В.Петрова__

к.ф.н., доктор политологии, «___»_________2006 г.

профессор.

 

СОГЛАСОВАНО

Председатель методического совета Б.В.Севастьянов

«____»_________2006 г.

 

 

Количество часов рабочей программы элективного курса соответствует количеству часов рабочего учебного плана по направлению бакалавриата 280200.62 «Защита окружающей среды».

 

Начальник УИО Н.В.Исакова

«_____»_________2006г.


 

Цель и задачи курса «Философское учение о человеке»

 

Элективный курс «Философское учение о человеке» является продолжением и конкретизацией основного курса «Философия» для высших учебных заведений в связи с современными концепциями человекознания.

Цель курса – формирование у студентов глубоких знаний в области философской антропологии, понимания проблемы человека, приобретение навыков рефлексивного мышления, методов самопознания, умения решать жизненные проблем и утверждения активной личной позиции.

 

Студент должен знать:

— основные философские учения о человеке;

— систему научных подходов в решении проблемы человека;

— концепции смысла жизни и смерти человека;

 

Студент должен понимать:

— значение ценностей, смыслов, идеалов, принципов и других мировоззренческих составляющих в жизни человека;

— смысл творчества, свободы, самосовершенствования человека;

— процесс становления и развития личности.

 

Студент должен иметь навыки:

— рефлексии и проблемного анализа жизненных ситуаций;

— постановки и решения мировоззренческих проблем;

— целеполагания и проектирования стратегии (линии) собственной жизни.

 

Тематический план

Наименование тем и разделов Максимальная нагрузка в часах Количество часов Самостоятельная работа
всего Лекций практических занятий
  Развитие представлений о человеке в истории философии          
  Проблема человека в современной философии          
  Системное представление о человеке и его поведении     -    
  Экзистенциальное измерение человеческого бытия          
  Итого:          

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ

 

1. Развитие представлений о человеке в истории философии

 

Проблема человека в философии Древнего Востока, в античной философии, в философии Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени. Проблема человека в эпоху Просвещения и в немецкой классической философии.

 

2. Проблема человека в современной философии

Марксистская концепция человека. Учение о человеке в экзистенциализме, фрейдизме, постмодернизме. Проблема человека в русской философии. Современные антропологические версии в рамках философии.

 

Сущность человека, смысл и оправдание его деятельности как квинтэссенция философской мысли. Основные антиномии человека. Основные философские характеристики человека. Основные категории человеческого бытия.

 

3 Экзистенциальное измерение человеческого бытия

Жизнь как процесс становления, развития и самореализации человека. Цель и смысл жизни. Категории и принципы морали. Человек как субъект воли. Проблема смерти и бессмертия. Проблема духовности и бездуховности. Поиски собственного «Я» и проблема одиночества. Человек среди людей. Проблема развития человека. Человек будущего.

 

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРОВ

 

1. Развитие представлений о человеке в истории философии

Человек как предмет философии Древнего Востока. Учения Конфуция о благородном муже.

Проблема человека в античной философии: софисты, Сократ, Платон и Аристотель о человеке. Учения о человеке киников, эпикурейцев и стоиков.

Средневековая философия: человек как творение Бога. Учение Августина Блаженного. Тело и душа. Дух. Разум и воля.

Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности.

И. Кант и послекантовский немецкий идеализм о человеке и его месте в мире.

 

2. Проблема человека в современной философии

Марксистская концепция человека.

Идеи философской антропологии (М. Шелер, М. Бубер, Э.Фромм и др.)

Проблема человека в русской философии (Н. Бердяев, С.Л. Франк) и литературе (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой). Современные версии человека (фрейдизм, постмодернизм).

 

3. Системное представление о человеке и его поведении

Кто такой человек, откуда пришел, куда идет и к чему предназначен? Проблема происхождения человека. Тайна человека. Основные антиномии человека: совмещенность личного и сверхличного, индивидуального и социального, конечного и бесконечного (вечного), свободы и судьбы, природного и духовного. Основные философские характеристики человека: универсальность, трансцендентность, уникальность, целостность.

Природная, социальная и культурная среда (детерминация) человека. Дискуссии о «биосоциальной природе» человека. Тройственный состав человека – единство духа, души и тела. Структурные определения человека: индивид – субъект – личность и их основания. Социально-деятельностная сущность человека. Мировоззрение как способ духовно-практического овладения миром. Ценности и смыслы в структуре мировоззрения. Отношение к миру и деятельность человека.

 

4. Экзистенциальное измерение человеческого бытия.

Жизнь как процесс становления, развития и самореализации человека. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Осознание цели и смысла жизни, конечности индивидуального – исходный пункт выбора стратегии жизни и формирования мировоззрения.

Проблемы человека, его активности и свободы. Личностный выбор, ответственность, поиски собственного «Я», самоопределение и развитие. Философские проблемы творчества, любви, веры.

Общение, его сущность и жизненная ценность. Функционально-ролевое и личностное общение. Личность и группа. Лидерство и конформизм. Гендерное измерение человека Проблемы отношений между мужчиной и женщиной. Проблемы повседневности: страх, одиночество, агрессия, зависимости.

Развитое самосознание, способность внутренних душевных усилий, разума, самоанализа, самооценки как основы самоопределения и самовоспитания.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Самостоятельная работа студентов состоит из подготовки реферата. Реферат необходимо подготовить на основе предложенной литературы по выбранной теме.

Реферат обсуждается на семинарах.

В реферате необходимо показать:

- к какому времени, какому философскому направлению относится данное произведение;

- какова основная проблема, которая поднимается автором или данной группой мыслителей;

- как эта проблема решается, какие аргументы приводятся, к каким выводам приходят авторы;

- что интересно, с чем вы согласны, что вызывает возражения;

- какие выводы можно сделать для себя, как этот материал можно использовать в формировании жизненной позиции, в отношениях с людьми.

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

  1. Учение о человеке в философии Древнего Востока. Конфуций.
  2. Универсальность, трансцендентность, уникальность и целостность человека.
  3. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека.
  4. Проблема человека в философии Античности,
  5. Проблема человека в философии Средневековья,
  6. Проблема человека в философии Возрождение
  7. Проблема человека в русской философии и литературе (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой).
  8. Экзистенциалистская трактовка существования человека (Ж.П. Сартр, А. Камю).
  9. Проблема человека в «философской антропологии» (М. Шелер, М. Бубер, Э. Фромм).
  10. Проблема и теории антропосоциогенеза человека.
  11. Основные философские характеристики и антиномии человека.
  12. Системное представление о человеке: единство тела, души и духа.
  13. Процессы социализации, «инкультурации», индивидуализации как основные направления развития человека.
  14. Человек как индивид, субъект, личность. Их сущностные основания и формы выражения.
  15. Мировоззрение и внутренний мир личности.
  16. Личность и группа. Формы общения. Лидерство и конформизм.
  17. Самоопределение и развитие человека. Свобода и ответственность.
  18. Проблемы творчества, любви и веры.
  19. Проблемы человека: страх, одиночество, агрессия, зависимости.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ

 

 

1. Основные концепции человека в мировой философии.

2. Проблема и теории антропосоциогенеза.

3. Понятия: «человек», «личность», «индивид».

4. Человек и группа. Проблемы общения.

5. Человека как существо религиозное.

6. Человек и мир его чувств.

7. Проблемы человека повседневности.

8. Процессы социализации, «инкультурации», индивидуализации как основные направления развития человека.


 

 

Основная литература

 

 

  1. Гуревич, П.С. Философская антропология: учебное пособие. М.: изд-во «Омега-Л». 2010. –607 с.
  2. Ильин, В.В. Философская антропология: учебное пособие. М.: изд-во Книжный дом «Университет». 2008. – 232с.
  3. Марков,Б.В. Философская антропология: учебное пособие. М.: изд-во Питер. СПб. 2008. – с.

 

Дополнительная литература

  1. Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Вавилонская сеть: эрозия истинности и диффузия идентичности в пространстве интернета / /Вопросы философии. 2013.– № 1. – С. 74-85.
  2. Гребенщикова Е.Г. Биоэтика – вариант постэтики. // Философские науки. 2009. № 1. С.90 -96.
  3. Горбачев В.Г. Предпосылки становления и статус философской антропологии // Социально-гуманитарные знания. –2005. №1.– С.143- 149.
  4. Юдин Б.Г. О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии.–2004, №2.– С. 16-19.
  5. Кутырев В.А. Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования) // Вопросы философии.–2003, №1.– С. 63 -70.
  6. Кессиди Ф.К. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии.–2003, №1.– С. 76-81.
  7. Семенов В.С. О перспективах человека в 21 столетии //Вопросы философии.–2005, №9.– С. 26-32.
  8. Канапацкий А.Л. Духовность как онтологическая компонента истинности человека// Социально-гуманитарные знания.– 2004, №3.– С. 16-20.
  9. Хен Ю.В. Теория и практика усовершенствования человеческой «породы» // Вопросы философии.–2006, №5.– С. 123-131.
  10. Лекторских В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке // Вопросы философии.–2004, №3.– С. 44-49.
  11. Фетискин В.В.Материальное и духовное в деятельности человека // Социально-гуманитарные знания.–2004, №2.– С. 16-19.
  12. Розин В.М. Как можно помыслить тело человека, или на пороге антропологической революции // Философские науки.–2006, №5.– С. 123-131.
  13. 5. Дробжев М.И. Зло и грех в русской религиозной антропологии // Философские науки.–2003, №6.– С. 41-47.
  14. Баландин Р.К. Ноосфера или техносфера // Вопросы философии.–2005, №6.– С. 107-111.
  15. Самохвалова В.И. Проект глобализации и метафизический мегапроект человека //
  16. Философские науки.–2003, №3.– С. 112-117.
  17. Розин В.М. Техника и социальность // Вопросы философии.–2005, №5.– С. 95-103.
  18. Воронин А.А. Техника и мораль // Вопросы философии.–2004, №10.– С. 93-99.
  19. Розин В.М. Дмлог технаря и гуманитария о кризисе техники и путях его преодоления // Философские науки.–2004, №9.– С. 104-110.

<== предыдущая | следующая ==>
Философия о будущем человека и человечества | Финансирование инновационной деятельности

Date: 2015-08-24; view: 391; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию