Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. И. Вернадский. Несколько слов о ноосфере





Россия в мировой цивилизации

Хрестоматия

Под редакцией

профессора Петровой И.А

 

Москва – Волгоград

 

УДК 930

ББК 63.3. (2) я73

Р 76

 

Авторский коллектив:

проф. И.А Петрова. - руководитель, доц. Л.М. Медведева, доц. Г.П.Кибасова, ст. преп. А.В.Петров, Л.А.Мухоедова, А.В.Захаров.

 

Рецензенты:

– доктор ист. наук, профессор Е.Г.Блосфельд

– доктор ист. наук, профессор Н.И.Першин

 

 

Р 76 Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия /Под редакцией И.А.Петровой / Москва – Волгоград. – 2003. – 208 с.

Хрестоматия включает в себя обязательные документы по курсу «Россия в мировой цивилизации» в соответствии с рабочей программой курса. Представленные документы изучаются как в ходе семинарских занятий, так и в процессе самостоятельной подготовки студентов к семинарским занятиям и к экзамену по отечественной истории.

Рекомендована Министерством здравоохранения Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов медицинских и фармацевтических ВУЗов (№15 – 16/124 от 24 ноября 2000 г)

 

 

Предисловие.

Из всех современных наук история, пожалуй, наиболее популярна. Вряд ли можно найти человека, который признается, что ничего не знает об истории. Любой россиянин всегда готов высказать свое мнение о давней и тем более недавней истории страны. Чаще всего это мнение складывается под воздействием средств массовой информации и, в первую очередь, телевидения, а также на основе личного опыта. Так что нет ничего удивительного в том, что у каждого из нас своя История. Такой подход хотя и не научен, но вполне закономерен, тем более что рождение истории как науки происходило практически тем же образом.

Как известно, термин история вошел практически в неизменном виде в европейские языки из древнегреческого. Это слово в античной Греции означало рассказ, о конкретном событии, случае, происшествии нередко передаваемый с чужих слов. И, сегодня, в научных классификациях многих стран историю относят не к науке, а к свободным искусствам (liberal art), подчеркивая, таким образом, близость ее к литературному творчеству.

Становление современной науки непосредственно связанное с зарождением и развитием промышленной цивилизации привело к изменению понимания и истории, превращению ее в науку. В полном соответствии с научной парадигмой той эпохи главным делом историков стал поиск и исследование фактов истории. В XVIII – XIX веках было собрано, изучено, классифицировано огромное количество исторических источников, как письменных, так и материальных.

Одновременно, в быстро развивающихся науках шел процесс выделения из наук общих, наук более узких конкретных. Процесс дифференциации наук достиг своего апогея на рубеже XIX-ХХ веков. Из истории выделились источниковедение, историография. Появились абсолютно новые науки, такие как археология, социология и т. д. Одновременно с этим процессом шла смена парадигмы науки. Научное знание от изучения фактов, наблюдения и эксперимента переходило к построению научных гипотез, к развитию синтетических теорий, объясняющих закономерности развития как природы, так и общества. В исторической науке происходил переход от хронологического и провиденциалистического подходов к формационному материалистическому подходу (марксизм), а затем к обще - (Морган, Энгельс, школа «Анналов», Ясперс) и локально - (А. Тойнби) цивилизационному подходам.

Несмотря на то, что подавляющее большинство современных историков рассматривают историю как закономерный процесс, их теории сегодня строятся на включенности в историческую науку огромного пласта как принципиально новых исторических источников – статистических демографических, социологических данных, так и по-прежнему расширяющегося круга письменных и материальных источников.

Данная хрестоматия включает в себя извлечения из наиболее важных исторических источников обязательных при изучении общеобразовательного курса отечественной истории студентами негуманитарных специальностей и составлена в соответствии с программой Госстандарта высшего образования и рабочей программой курса «Россия в мировой цивилизации».

Авторский коллектив хрестоматии надеется, что работа с первоисточниками поможет студентам не только освоить основной фактический материал курса, но и почувствовать «дух» исторического времени. Большинство из представленных документов одновременно с этим дают возможность самостоятельного анализа позиций их авторов, для развития плодотворной и актуальной дискуссии по проблемам развития не только прошлых эпох, но и современности.


Руководитель авторского коллектива,

доктор философских наук,

профессор И.А. Петрова.

Оглавление

1. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. 5

2. Повесть временных лет. 13

3. Русская правда. 22

4. Поучение Владимира Мономаха. 26

5. Диктат папы. 31

6. Задонщина. 33

7. Судебник 1497 г. 41

8. Судебник 1550 г.. 42

9. Из послания царя Ивана IV Васильевича Грозного князю А.М. Курбскому. 46

10.Указ о беглых крестьянах. 46

10. Окружная грамота князя Дм. Пожарского 1612 г. 47

11. Соборное уложение 1649 г. 48

12. Из указа о единонаследии 23 марта 1714 года. 53

13. Указ о покупке к заводам деревень. 18 января 1721 года. 54

14. «Юности честное зерцало». 55

15. Жалованная грамота дворянству. 1785 г. 61

16. Жалованная грамота городам. 1785 г. 65

17. Из «Декларации прав Человека и Гражданина». 70

18. Из указа о свободных хлебопашцах. 73 19. Из «Русской правды» П.И. Пестеля. 74

20. Конституция Н. Муравьева. 76

21. Чаадаев П.Я. Философические письма. 81

22. Герцен А.И. Русский народ и социализм. 90

23. Манифест 19 февраля 1861 года. 91

24. Из положения о губернских и уездных земских учреждениях. 96

25. Бакунин М.А. Из работы «Государственность и анархия». 99

26. Лавров П.А. Об исторической роли «критически мыслящей личности». 103

27. Ткачев П.Н. Терроризм как единственное средство нравственного

и общественного возрождения. 106

28. Программа «Земля и воля». 115

29. Из манифеста 17 октября 1905 г. 118

30. Из программы партии монархистов-конституционалистов. 118 31. Из программы конституционно-демократической партии. 120

32. Из программы партии социалистов-революционеров. 122

33. Из программы РСДРП. 129

34. Манифест об отречении Николая II. 135

35. Декларация Временного правительства о его составе и задачах. 136

36. Приказ № 1 Петроградского Совета. 137

37. Декрет о мире. 139

38. О замене продовольственной и сырьевой разверстки продналогом. 141 39. Из работы Ленина В.И. «Пять лет Российской революции

и перспективы мировой революции». 142

40. Из постановления ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями

партлинии в колхозном движении». 153

41. Доля СССР в мировом промышленном производстве. 155

42. Мюнхенское соглашение. 155

43. Советско-германский пакт о ненападении. 23 августа 1939 г. 157

44. Из речи Сталина И.В. по радио 3 июля 1941 г. 158

45. Приказ № 227. 165

46. Из переписки Сталина И.В., Ф.Д. Рузвельта и У. Черчилля 167

47. Акт о капитуляции фашистской Германии. 172

48. Из речи У. Черчилля в Фултоне 5 марта 1946. 173

49. Переписка Кеннеди Дж. и Н.С. Хрущева. 178

50. Из постановления ЦК КПСС «О преодолении культа 180

личности и его последствий» от 30 июня 1956 г.

51. Из нобелевской лекции Горбачева М.С. 5 июня 1991 г. 185

52. Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия. 197

53. Конституция РФ. 199

 

 

 

В. И. Вернадский. Несколько слов о ноосфере.

Впервые опубликовано в журнале "Успехи современной биологии" (1944 год, N.18, вып. 2, стр. 113-120).Это последняя прижизненная публикация В.И. Вернадского.


 

…Понятие "жизнь" всегда выходит за пределы понятия "живое вещество" в области философии, фольклора, религии, художественного творчества. Это все отпало в "живом веществе". …

3. В гуще, в интенсивности и в сложности современной жизни человек практически забывает, что он сам и все человечество, от которого он не может быть отделен, неразрывно связаны с биосферой - с определенной частью планеты, на которой они живут. Они - геологически закономерно связаны с ее материально-энергетической структурой.

В общежитии обычно говорят о человеке как о свободно живущем и передвигающемся на нашей планете индивидууме, который свободно строит свою историю. До сих пор историки, вообще ученые гуманитарных наук, а в известной мере и биологи, сознательно не считаются с законами природы биосферы - той земной оболочки, где может только существовать жизнь. Стихийно человек от нее не отделим. И эта неразрывность, только теперь начинает перед нами точно выясняться.

В действительности, ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все эти организмы неразрывно и непрерывно связаны - прежде всего питанием и дыханием – с окружающей их материально-энергетической средой. Вне ее в природных условиях они существовать не могут.

Замечательный петербургский академик, всю свою жизнь отдавший России, Каспар Вольф (1733-1794) в год Великой французской революции (1789) ярко выразил это в книге, напечатанной по-немецки в Петербурге "Об особенной и действенной силе, свойственной растительной и животной субстанциям". Он опирался на Ньютона, а не на Декарта, как огромное большинство биологов в его время.

4. Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки земли - с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту.

Понятие "биосферы", т. е. "области жизни", введено было в биологию Ламарком (1744-1829) в Париже в начале XIX в., а в геологию Э. Зюссом (1831-1914) в Вене в конце того же века.

В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера.

В архивах науки, в том числе и нашей, мысль о жизни как о космическом явлении существовала уже давно. Столетия назад, в конце XVII в. голландский ученый Христиан Гюйгенс (1629-1695) в своей предсмертной работе, в книге "Космотеорос", вышедшей в свет уже после его смерти, научно выдвинул эту проблему. Книга эта была дважды, по инициативе Петра I, издана на русском языке под заглавием "Книга мирозрения" в первой четверти XVIII в.

Гюйгенс в ней установил научное обобщение, что "жизнь есть космическое явление, в чем-то резко отличное от косной материи". Это обобщение я назвал недавно "принципом Гюйгенса".…


Живое вещество по весу составляет ничтожную часть планеты. По-видимому, это наблюдается в течение всего геологического времени, т. е. геологически вечно. Оно сосредоточено в тонкой, более или менее сплошной, пленке на поверхности суши в тропосфере - в лесах и в полях – и проникает весь океан. Количество его исчисляется долями, не превышающими десятых долей процента биосферы по весу, порядка, близкого к 0.25 %. На суше оно идет не в сплошных скоплениях на глубину в среднем, вероятно, меньше 3 км. Вне биосферы его нет.

В ходе геологического времени оно закономерно изменяется морфологически. История живого вещества в ходе времени выражается в медленном изменении форм жизни, форм живых организмов, генетически между собой непрерывно связанных, от одного поколения к другому без перерыва.

Веками эта мысль поднималась в научных исканиях; в 1859 г. она, наконец, получила прочное обоснование в великих достижениях Ч. Дарвина (1809-1882) и А. Уоллеса (1822-1913). Она вылилась в учение об эволюции видов - растений и животных, в том числе и человека.

Эволюционный процесс присущ только живому веществу. В косном веществе нашей планеты нет его проявлений. Те же самые минералы и горные породы образовывались в криптозойской эре, какие образуются и теперь. Исключением являются биокосные природные тела, всегда связанные так или иначе с живым веществом. Если количество живого вещества теряется перед косной и биокосной массами биосферы, то биогенные породы (т. е. созданные живым веществом) составляют огромную часть ее массы, идут далеко за пределы биосферы.

Учитывая явления метаморфизма, они превращаются, теряя всякие следы жизни, в гранитную оболочку, выходят из биосферы. Гранитная оболочка Земли есть область былых биосфер.

В замечательной по многим мыслям книге Ламарка "Hydrogeologie" (1802) живое вещество, как я его понимаю, являлось создателем главных горных пород нашей планеты. Ж. Б. Ламарк де-Монне (1744-1829) до самой смерти не принимал открытий Лавуазье (1743-1794). Но другой крупнейший химик Ж. Б. Дюма, его младший современник (1800-1884), много занимавшийся химией живого вещества, долго держался представлений о количественном значении живого вещества в строении горных пород биосферы.

7. Младшие современники Ч. Дарвина - Д. Д. Дана (1813-1895) и Д. Ле-Конт (1823-1901), два крупнейших североамериканских геолога (а Дана к тому же минералог и биолог) выявили еще до 1859 г. эмпирическое обобщение, которое показывает, что эволюция живого вещества идет в определенном направлении. Это явление было названо Дана "цефализацией", а Ле-Контом "психозойской эрой". Д. Д. Дана, подобно Дарвину, пришел к этой мысли, к этому пониманию живой природы во время своего кругосветного путешествия, которое он начал через два года после возвращения в Лондон Ч. Дарвина, т. е. в 1838 г., и которое продолжалось до 1842 г.

Нельзя здесь не отметить, что экспедиция, во время которой Дана пришел к своим выводам о цефализации, о коралловых островах и т. д., фактически исторически тесно связана с исследованиями Тихого океана - океаническими путешествиями русских моряков, главным образом Крузенштерна (1770-1846). Изданные на немецком языке, они заставили американца Джона Рейнольдса (адвоката) добиваться организации такой же американской первой морской научной экспедиции. …

8. Эмпирические представления о направленности эволюционного процесса - без попыток теоретически их обосновать - идут глубже, в XVIII в. Уже Бюффон (1707-1788) говорил о царстве человека, в котором он живет, основываясь на геологическом значении человека. Эволюционная идея была ему чужда. Она была чужда и Л. Агассицу (1807-1873), введшему в науку идею о ледниковом периоде. Агассиц жил уже в эпоху бурного расцвета геологии. Он считал, что геологически наступило царство человека, но из богословских представлений высказывался против эволюционной теории. Ле-Конт указывает, что Дана, стоявший раньше на точке зрения, близкой к Агассицу, в последние годы жизни принял идею эволюции в ее тогда обычном, дарвиновском понимании. Разница между представлениями о "психозойской эре" Ле-Конта и"цефализацией" Дана исчезла.

К сожалению, в нашей стране особенно, это крупное эмпирическое обобщение до сих пор остается вне кругозора биологов.

Правильность принципа Дана (психозойская эра Ле-Конта), который оказался вне кругозора наших палеонтологов, может быть легко проверена теми, кто захочет это сделать, по любому современному курсу палеонтологии. Он охватывает не только все животное царство, но ярко проявляется и в отдельных типах животных. Дана указал, что в ходе геологического времени, говоря современным языком, т. е. на протяжении двух миллиардов лет, по крайней мере, а наверное много больше, наблюдается (скачками) усовершенствование - рост - центральной нервной системы (мозга), начиная от ракообразных, на которых эмпирически и установил свой принцип Дана, и от моллюсков (головоногих) и кончая человеком. Это явление и названо им цефализацией. Раз достигнутый уровень мозга (центральной нервной системы) в достигнутой эволюции не идет уже вспять, только вперед.

9. Исходя из геологической роли человека, И. П. Павлов (1854-1929) в последние годы своей жизни говорил об антропогенной эре, нами теперь переживаемой. Он не учитывал возможности тех разрушений духовных и материальных ценностей, которые мы сейчас переживаем вследствие варварского нашествия немцев и их союзников, через десять с небольшим лет после его смерти, но он правильно подчеркнул, что человек на наших глазах становится могучей геологической силой, все растущей.

Эта геологическая сила сложилась геологически длительно, для человека совершенно незаметно. С этим совпало изменение (материальное прежде всего) положения человека на нашей планете.

В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым. Нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ему нужно. Наше пребывание в 1937-1938 гг. на плавучих льдах Северного полюса это ярко доказало. И одновременно с этим, благодаря мощной технике и успехам научного мышления, благодаря радио и телевидению, человек может мгновенно говорить в любой точке нашей планеты с кем угодно. Перелеты и перевозки достигли скорости нескольких сот километров в час и на этом они еще не остановились.

Все это результат цефализации Дана (1856), роста человеческого мозга и направляемого им его труда.

В ярком образе экономист Л. Брентано иллюстрировал планетную значимость этого явления. Он подсчитал, что, если бы каждому человеку дать один квадратный метр и поставить всех людей рядом, они не заняли бы даже всей площади маленького Боденского озера на границе Баварии и Швейцарии. Остальная поверхность Земли осталась бы пустой от человека. Таким образом, все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом. В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это, и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление.

10. Геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей - Homo sapiens и его геологических предков Sinanthropus и др., потомство которых для белых, красных, желтых и черных рас - любым образом среди них всех – развивается безостановочно в бесчисленных поколениях. Это – закон природы. Все расы между собой скрещиваются и дают плодовитое потомство. В историческом состязании, например в войне такого масштаба, как нынешняя, в конце концов побеждает тот, кто этому закону следует. Нельзя безнаказанно идти против принципа единства всех людей как закона природы. Я употребляю здесь понятие "закон природы", как это теперь все больше входит в жизнь в области физико-химических наук, как точно установленное эмпирическое обобщение.

Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера".

11. В 1922/23 г. на лекциях в Сорбонне в Париже я принял как основу биосферы биогеохимические явления. Часть этих лекций была напечатана в моей книге "Очерки геохимии". Приняв установленную мною биогеохимическую основу биосферы за исходное, французский математик и философ бергсонианец Е. Ле-Руа в своих лекциях в Коллеж де Франс в Париже ввел в 1927 г. понятие "ноосферы" как современной стадии, геологически переживаемой биосферой. Он подчеркивал при этом, что он пришел к такому представлению вместе со своим другом, крупнейшим геологом и палеонтологом Тельяром де-Шарденом, работающим теперь в Китае.

12. Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности. И, может быть, поколение моей внучки уже приблизится к их расцвету.

Здесь перед нами встала новая загадка. Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен. Его поставил впервые, сколько я знаю, американский ученый, родившийся во Львове, математик и биофизик Альфред Лотка. Но решить его он не мог.

Как правильно сказал некогда Гете (1749-1832) - не только великий поэт, но и великий ученый, - в науке мы можем знать только, как произошло что-нибудь, а не почему и для чего.

Эмпирические результаты такого "непонятного" процесса мы видим кругом нас на каждом шагу.

Минералогическая редкость - самородное железо - вырабатывается теперь в миллиардах тонн. Никогда не существовавший на нашей планете самородный алюминий производится теперь в любых количествах. То же самое имеет место по отношению к почти бесчисленному множеству вновь создаваемых на нашей планете искусственных химических соединений (биогенных культурных минералов). Масса таких искусственных минералов непрерывно возрастает. Все стратегическое сырье относится сюда.

Лик планеты - биосфера - химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды.

В результате роста человеческой культуры в XX в. все более резко стали меняться (химически и биологически) прибрежные моря и части океана. Человек должен теперь принимать все большие и большие меры к тому, чтобы сохранить для будущих поколений никому не принадлежащие морские богатства.

Сверх того человеком создаются новые виды и расы животных и растений.

В будущем нам рисуются как возможные сказочные мечтания: человек стремится выйти за пределы своей планеты в космическое пространство. И, вероятно, выйдет.

В настоящее время мы не можем не считаться с тем, что в переживаемой нами великой исторической трагедии мы пошли по правильному пути, который отвечает ноосфере.

Историк и государственный деятель только подходят к охвату явлений природы с этой точки зрения. Очень интересен в этом отношении подход к этой проблеме, как историка и государственного деятеля, Уинстона С.Черчилля (1932).

13. Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней. Ход этого процесса только начинает нам выясняться из изучения ее геологического прошлого в некоторых своих аспектах.

Приведу несколько примеров. Пятьсот миллионов лет тому назад, в кембрийской геологической эре, впервые в биосфере появились богатые кальцием скелетные образования животных, а растений больше двух миллиардов лет тому назад. Это - кальциевая функция живого вещества, ныне мощно развитая, - была одна из важнейших эволюционных стадий геологического изменения биосферы. Не менее важное изменение биосферы произошло 70-110 миллионов лет тому назад, во время меловой системы и, особенно, третичной. В эту эпоху впервые создались в биосфере наши зеленые леса, всем нам родные и близкие. Это - другая большая эволюционная стадия аналогичная ноосфере. Вероятно, в этих лесах эволюционным путем появился человек около 15-20 миллионов лет тому назад.

Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу.

Мы вступаем в нее - в новый стихийный геологический процесс – в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны. Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере.

Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках.

Мы его не выпустим.

Печатается по изданию в книге: В.И. Вернадский. Научная мысль как планетное явление, Отв. ред. А.Л. Яншин, Москва, "Наука", 1991.

 







Date: 2015-08-24; view: 736; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию