Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешняя политика России в 1992—1993 гг





После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств Российская Федерация, выступив как правопреемница СССР на международной арене, заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Вместе с тем, сложившиеся принципиально новые геополитические условия заставили Россию заново строить всю концепцию своей внешней политики. В этот период шли интенсивные поиски приоритетных направлений внешнеполитической деятельности, обусловленных формированием новой системы мировых международных отношений в связи с распадом биполярного мироустройства.

Определились два важнейших направления российской внешней политики: отношения с бывшими республиками СССР, или так называемым ближним, или новым, зарубежьем, а также с ведущими странами Запада, и прежде всего с США.

Отношения России с новыми независимыми государствами ближнего зарубежья определялись, прежде всего, проблемами формирования политического и экономического сотрудничества в рамках СНГ; защитой интересов русскоязычного населения в бывших республиках Советского Союза, и в первую очередь, в государствах Прибалтики и Казахстане; разделом «наследства» бывшей Советской Армии. Сразу же после распада СССР резко обострились отношения России с Украиной в связи с проблемой раздела Черноморского флота и вопросом о статусе Крыма и Севастополя. В то же время попытка создания Объединенных Вооруженных Сил (ОВС) СНГ не увенчалась успехом. В связи с этим в мае 1992 г. российское руководство приняло решение о создании Российских Вооруженных Сил. Их численность в соответствии с законодательством РФ была установлена в размере 1% от общей численности населения страны. Это повлекло за собой резкое сокращение рядов армии, которое происходило одновременно с выводом ударных военных группировок, расположенных в странах бывшего Варшавского блока, Германии и республиках Прибалтики. В комлексе военных вопросов важное место занимала проблема сокращения ядерного потенциала, доставшегося России в наследство от СССР. После распада союзной державы ракетно-ядерное вооружение сохранилось на территории не только Российской Федерации, но и Белоруссии, Украины и Казахстана. Три бывших советских республики декларировали свой безъядерный статус и обязались передать России находившееся на их территории ядерное оружие. Однако из-за осложнений российско-украинских отношений Киев долго оттягивал практическое осуществление передачи ядерного арсенала. Лишь в январе 1994 г. в Кремле было подписано совместное американо-российско-украинское заявление о ликвидации ядерного потенциала на Украине и ее присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия. Военно-политические проблемы являлись, пожалуй, наиболее значимыми при «цивилизованном разводе» (по выражению первого президента Украины Л. Кравчука) бывших советских республик, так как на начальной стадии развития СНГ преодолеть мощную волну центробежных тенденций в руководстве новых независимых государств так и не удалось. Вместе с тем, несмотря на все заявление о полной «независимости и суверенитете», государства ближнего зарубежья не могли обойтись без эффективной военно-политической поддержки России.

Выходом из создавшейся ситуации после распада ОВС СНГ стал заключенный 15 мая 1992 г. в Ташкенте Договор о коллективной безопасности (ДКБ), подписи под которым поставили шесть лидеров стран СНГ: Армении, Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. К концу 1993 г. к ДКБ присоединились еще три государства Содружества—Азербайджан, Белоруссия и вошедшая в 1993 г. в СНГ Грузия.

В 1992—1993 гг. Вооруженные Силы России, выступая под эгидой СНГ, взяли на себя важные функции по урегулированию межнациональных и межэтнических конфликтов, вспыхнувших на периферии постсоветского пространства (14-я армия в Приднестровье, миротворческие контингенты в осетино-грузинском и грузино-абхазском конфликтах, 201-я дивизия в Таджикистане).

После того как распад союзного государства приобрел необратимый характер, а его основные материальные и военные ресурсы были поделены, экономические связи между страна участницами Содружества стали приобретать межгосударственный характер. Наступил некоторый прогресс в развитии структуры СНГ. 22 января 1993 г. в Минске семью странами Содружества был подписан Устав СНГ. Однако это не привело к значительному росту влияния Содружества на постсоветском пространстве, так как большинство решений, принимаемых Советом глав государств и Советом глав правительств, не проводились в жизнь и носили рекомендательный характер. Основной проблемой в развитии отношений стран-участниц СНГ явилось налаживание взаимовыгодного экономического сотрудничества. Но из-за развала к концу 1992 г. рублевой зоны Россия была вынуждена перейти на торговлю энергоносителями со странами СНГ по мировым ценам. В результате внешний долг новых независимых государств стал стремительно расти, а товарооборот в рамках СНГ значительно снизился. Таким образом, первые два года после распада СССР ознаменовались серьезными дезинтеграционными процессами на постсоветском пространстве.


В 1992 г. внешняя политика России по отношению к странам дальнего зарубежья находилась в состоянии «переходного периода». Шел активный поиск новых инструментов осуществления национальных интересов в изменившемся мире. Доминирующее влияние на формирование внешнеполитической доктрины России оказывало ее тяжелое социально-экономическое положение.Платой за поддержку развитыми странами Запада радикальных рыночных реформ в России в 1992—1993 гг. стало ее следование в фарватере глобальной политики США и НАТО, резкое падение международного престижа, ослабление влияния в развивающихся странах, снижение миротворческой роли России в урегулировании арабо-израильского конфликта и пассивная позиция по отношению к конфликтам на Балканах. Во время визита Б. Н. Ельцина в США 1 февраля 1992 г. в загородной резиденции Кэмп-Дэвиде была подписана российско-американская Декларация об окончании «холодной войны» и заявлено, что обе державы более «не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников».

В апреле 1992 г. Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Однако из обещанных этими международными финансовыми организациями 24 млрд. долл. помощи Россия не получила более двух третей. Апогеем российско-американских отношений явилось подписание в Москве 3 января 1993 г. нового Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), в соответствии с которым обе стороны согласились на значительные сокращения своих ядерных потенциалов (на две трети) к 2003 г. При этом Россия обязалась пойти на сокращение трех тысяч ракет СС-20 с кассетными боеголовками индивидуального наведения, что фактически ослабляло оборонный потенциал страны.

В 1992—1993 гг. значительное место во внешней политике России отводилось укреплению отношений с ведущими странами Азиатско-тихоокеанского региона. В этот период были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, Китай стал главным торговым партнером нашей страны, восстановились отношения России со странами АСЕАН. Одной из сложных проблем оставались отношения России с Японией, т.к. не решена была судьба четырех островов Курильской гряды. Существенно ослабли связи с традиционными партнерами нашей страны в Азии —Монголией, Вьетнамом, КНДР, Ираком, Сирией и др.

В то же время формально международные связи России заметно расширились. Были установлены дипломатические отношения с ЮАР, происходили регулярные встречи на высшем уровне с лидерами ведущих западных стран, а в июле 1992 г. Б. Ельцин был официально приглашен на политическую часть проходившего в Мюнхене совещания «большой семерки» развитых стран мира.

В целом проблемы и противоречия, обусловленные переходным периодом в становлении внешней политики России, постепенно устранялись по мере укрепления ее государственности.







Date: 2015-08-24; view: 303; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию