Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация маркетинговых исследований





Организация маркетинговых исследований и практикуемые при этом формы могут быть различными. На практике проведение исследований фирма может осуществлять собственными силами, а также с помощью других организаций, специализирующихся в данной области.

Выбор формы организации маркетинговых исследований обусловливается опытом работы фирм на рынке, их возможностями, наличием собственного персонала исследователей, видом производимой продукции, ее технической сложностью и т. д. Обязательно принимаются во вни­мание экономическая целесообразность и необходимость сохранения коммерческой тайны. Фирмы предпочитают сами изучать вопросы, связанные с разработкой и оценкой тактики конкурентной борьбы, выбором методов продвижения товаров на рынок, ценовой политикой и т. д. Эти проблемы анализируются на основе материалов, составляющих коммерческую тайну, а также с учетом специфики, положения и намерений предприятия, стратегии и тактики его рыночной деятельности.

Массовые опросы потребителей часто поручаются сторонним организациям. Практически все солидные зарубежные фирмы сотрудничают с институтами по изучению рынков и (или) консалтинговыми организациями.

Институтами и консультационными организациями могут выполняться также фундаментальные исследования рынка, результаты которых можно использовать в качестве исходных данных при дальнейшем индивидуальном анализе, осуществляемом самой фирмой.

При принятии решения о форме проведения маркетинговых исследований - самостоятельное, то есть собственными силами организации, или же при помощи услуг специализированных консультационных организаций, — необходимо учитывать ряд факторов.

1. Стоимость исследования. Многие организации считают, что дешевле проводить маркетинговые исследования собственными силами. (Для справки: стоимость проведения маркетинговых исследований, по экспертной оценке зарубежных специалистов, в среднем составляет менее 0,2 от каждого процента себестоимости продукта.)

2. Наличие опыта проведения исследований, специалистов необходимой квалификации. Особенно это важно учитывать при использовании сложных методов проведения маркетинговых исследований и обработки полученных результатов.

3. Глубокое знание технических особенностей продукта. Обычно специалисты компании знают их лучше, и эти знания не так просто и быстро можно передать специалистам других организаций.

4. Объективность. Специалисты специализированных организаций обычно более объективны в своих оценках.

5. Наличие специального оборудования: компьютеров и специальных программ для них, оборудования для тестирования. Таким оборудованием, как правило, в более полном объеме обладают специализированные организации.

6. Конфиденциальность лучше сохраняется при проведении маркетинговых исследований сотрудниками компании. Иногда компании одну часть маркетинговых исследований проводят силами собственных сотрудников, а другую — с помощью специализированных маркетинговых организаций.

Результаты опроса в ряде стран показали, что услугами агентств по исследованию рынка пользуется около 37,0% компаний и 63,0% не пользуется. Наиболее часто при проведении маркетинговых исследовании используются следующие методы и источники получения маркетинговой информации: отчеты компании — 70%; вторичная информация — 56,6%; результаты опросов потребителей — 27,9%; качественные исследования — 25,6%; полевые эксперименты — 18,4%; результаты обследования дистрибьюторов — 17,2%; лабораторные эксперименты — 13,1%.

6.4. Основные методы исследования:

— наблюдение;

— эксперимент;

— групповые исследования;

— качественные исследования;

— обзорные исследования.

Наблюдения осуществляются, например, за временными колебаниями потоков посетителей супермаркетов с помощью визуального контроля или видеокамерами с последующей компьютерной обработкой.

Экспериментальные исследования могут применяться при тестировании новых продуктов, изменении методов торговли, продвижения. По результатам эксперимента выбирается оптимальный вариант действий. В основе методики эксперимента лежит сравнение в контролируемых условиях.

При подходе «До и после» сравниваются результаты до изменений и после их проведения. При применении «Расщепленных потоков» сравниваются результаты для двух статистических эквивалентных групп потребителей (испытуемой и контрольной). В случае использования методики «Разница» предлагаются, например, одновременно три типа продукта, один из которых обладает испытуемыми свойствами. Если покупатель не чувствует этой разницы, то покупки разных типов будут носить случайный характер. Методика типа «Латинский квартал» означает проведение эксперимента в небольшой группе разнородных покупателей, что позволит распространить полученные результаты на большую общность покупателей.


Качественные исследования проводятся в том случае, когда нет необходимости в строгих численных результатах.

Групповые интервью обычно проводятся по методу «мозговой атаки» 8—10 участников.

Индивидуальные глубинные и псевдоструктурированные интервью проводятся в разных формах — от полностью свободной (интервью позволяет респонденту отвечать в любой форме) до псевдоструктурированной (близкой к анкетному опросу, но с возможностью респонденту иметь некоторую свободу выражения своих мыслей).

Применение «постоянной решетки» позволяет выяснить ключевые размерения в оценках респондентов. Респонденту предлагаются, например, три образца из 15—20 с целью выбрать из них два схожих и ответить на вопрос, почему они похожи и чем отличаются от третьего. Оставшиеся в списке образцы затем располагаются между этими двумя полюсами. Процесс повторяется для следующих трех образцов, выбранных случайно, и респондента просят найти другие причины разницы и сходства. Процесс повторяется до тех пор, пока новых причин различия респонденту найти не удается. Результаты таких исследований с 10—50 респондентами затем обрабатываются ЭВМ с целью кластеризации признаков различий. Выбранные ключевые признаки различий используются в качестве базы обычных анкетных исследований.

Обзорные исследования наиболее широко применяются с помощью анкет по почте, опросов по телефону, персональных интервью и с помощью Internet.

Любая анкета требует тщательной разработки, опробования и отработки. Форма вопроса может повлиять на ответы. Поэтому применяют два типа вопросов:

— открытые — ответ формулируется самостоятельно (табл. 6.1);

— закрытые — вопрос содержит все возможные ответы (табл. 6.2).

Сравнительно новым, развивающимся методом сбора первичной информации являются исследования посредством Интернет.

Таблица 6.1

Типичные примеры открытых вопросов

(по Ф. Котлеру, Г. Армстронгу и др.)

 

Название Описание | Пример
Обычный вопрос Опрашиваемому задают вопрос, подразумевающий свободную форму ответа «Чем вы обычно занимаетесь, когда летите на самолете?»
Подбор словесной ассоциации Опрашиваемому называют слово и просят назвать первое, пришедшее на ум слово «Какое первое слово приходит вам на ум, когда вы слышите слово «авиалиния»?»
Завершение предложения Опрашиваемому предлагают незаконченное предложение и просят его завершить «Когда я выбираю авиакомпанию, для меня самое главное...»
Завершение рассказа Опрашиваемому предлагают незаконченный рассказ и просят его продолжить  

 

 

Таблица 6.2

Типичные примеры закрытых вопросов

(по Ф. Котлеру, Г. Армстронгу и др.)

 

Название Описание Пример
     
Альтернативный вопрос Вопрос, предлагающий выбрать один из двух ответов «Задумав поездку, вы лично позвонили в авиакомпанию Аэрофлот-Дон?» Да. Нет.
Вопрос с выборочным ответом Вопрос, предлагающий выбрать один из трех и более вариантов ответов С кем вы собираетесь лететь на этот раз?» Один. С женой (мужем). С женой (мужем) и детьми. Другое.

Продолжение таблицы 6.2


     
Вопрос со шкалой Лайкерта Утверждение с предложением указать степень согласия или несогласия с сутью сделанного заявления «Небольшие авиакомпании обычно обслуживают пассажиров лучше, чем крупные». Абсолютно не согласен. Не согласен. Не могу сказать. Абсолютно согласен.
Семантический дифференциал Шкала ответов с двумя противоположными значениями; респондент должен выбрать точку, соответствующую направлению и интенсивности его восприятия «Авиакомпания Аэрофлот-Дон». Крупная - Небольшая. Опытная - Неопытная. Современная - Старомодная.
Шкала важности Шкала с оценкой степени важности характеристик: от совсем неважно» до «исключительно важно» «Питание в полете для меня». Исключительно важно. Очень важно. Довольно важно. Не очень важно. Совсем не важно.
Оценочная шкала Шкала, оценивающая какую-то характеристику от «неудовлетворительно» до «отлично» «На самолетах авиакомпании Трансаэро питание...» Отличное. Хорошее. Удовлетворительное. Неудовлетворительное.
Шкала заинтересован­ности в покупке Шкала, которая отражает степень готовности рес­пондента к совершению покупки «Если на борту самолета установлен телефон на случай длительного перелета, то я...» Конечно, воспользуюсь этой услугой. Возможно, воспользуюсь этой услугой. Я еще не знаю. Возможно, не воспользуюсь этой услугой. Не воспользуюсь этой услугой.






Date: 2015-08-24; view: 401; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию