Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадиальный подход. Стадиальный подход к объяснению феномена цивилизация был предложен П.А.Сорокиным – основоположником русской и американской социологических школСтр 1 из 2Следующая ⇒
Стадиальный подход к объяснению феномена "цивилизация" был предложен П.А.Сорокиным – основоположником русской и американской социологических школ. Его теория существования суперсистем цивилизации – одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX века. Она изложена в четырёхтомном труде «Социокультурная динамика» (1937—1941). П.А. Сорокин предложил под цивилизациями понимать стадии развития общества, которых, по его мнению, две основные: религиозная (идеациональная) и чувственная (сенситивная), а также имеет место смешанная. В основу различия двух противоположных суперсистем культуры Сорокин положил главный критерий – представления о природе реальности. Идеациональная суперсистема имеет сверхчувственную природу, божественное начало. Чувственная – реальна, адекватна восприятию наших органов чувств. Не согласиться с П.А. Сорокиным невозможно. Окинув взглядом всю историю цивилизации, действительно, можно сказать, что человечество в своём развитии проходит только две стадии, которые просто сменяют друг друга: Античность – сенситивная цивилизация; Средние века – идеациональная цивилизация; Эпоха Возрождения – сенситивная цивилизация; Эпоха Реформации – идеациональная цивилизация; XVII–XVIII века с возросшим интересом к научному знании – сенситивная цивилизация; Конец XIX века, связанный с декадансом и религиозным ренессансом – идеациональная цивилизация; ХХ век – сенситивная цивилизация. Романский и готический стили как пример проявления идеациональной цивилизации. Идеациональная цивилизация, по своей сути, религиозна. Она основана на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности. «Это не искусство одного профессионального художника, а творчество безымянного коллектива верующих, общающихся с Богом и со своей собственной душой»[10]. Стиль этой художественной культуры символичен и во многом формален. Художественный образ идеационального искусства воплощается: в архитектуре церковных зданий, которые выполнены в романском стиле и в ранней готике; в богослужебных музыкальных песнопениях, хоралах, мессах, реквиемах, в религиозных литературных молитвах, гимнах, проповедях, житиях святых. Высшей идеациональной истиной у Сорокина является «истина веры». "Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях"[11]. Божественное откровение идеациональной истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения. Идеациональные этические ценности и нормы строятся на единении со сверхчувственным Абсолютом и воспринимаются как безусловные, неизменные, вечные. В свою очередь, отношение к житейским наслаждениям и удовольствиям в этой культуре негативно. Главным является безупречное исполнение людьми своих обязанностей между Богом и обществом. Идеациональное право также опиралось на абсолютные и неизменные принципы, данные Богом. Ересь и вероотступничество, подрывающие религиозные устои, карались с особой жестокостью, часто публично. Нормы, законы и формы его применения в идеациональной культуре абсолютны и жестки. Юридическое сознание данного общества «свободно от всяких сомнений, не допускает критики и обсуждения». Таким образом, как становится понятно из сказанного, ярким примером проявления черт идеациональной цивилизации является Средневековье, которое характеризуется синтетичность, т.е. тесной взаимосвязью всех форм искусства (архитектуры, живописи, музыки). Одни и те же образы и идеи воплощались разными способами и в разных видах искусства. Звуками – в музыке, словами – в литературе, красками – в живописи, линиями – в графике. Но все вместе они создавали целостность и единство в служении одной цели. Архитектура и скульптура той эпохи напоминала библейские сюжеты. Литература была также пропитана христианской верой. Музыка в основном носила религиозный характер. Философия практически полностью соответствовала религии и теологии. Наука была лишь прислужницей христианской религии. Живопись выражала всё те же библейские темы. Этика представляла собой разработку заповедей христианства. Политическая организация базировалась на Боге и религии и была преимущественно теократической. Даже экономика контролировалась религией, так как налагались запреты на многие формы экономических отношений. Весь материальный чувственный мир воспринимался как временное пристанище человека, а достичь совершенства и успокоения он сможет лишь в обители Бога. На наш взгляд, ярким примером подобной синтетичности является возникновение и распространение в Европе таких стилей искусства как романский и готический. Каждый художественный стиль выражает философию своей эпохи, её мировоззрение и миросозерцание. Указанные стили не являются исключением. Они получили распространение в Средневековье и являлись олицетворением религиозного мировоззрения. Романский стиль – время возникновения и функционирования общеевропейского монументального стиля в архитектуре, скульптуре и живописи. Памятники это стиля сохранились по всей Западной Европе, но более всего их во Франции. Монументальность выступает как главная составляющая, прежде всего, архитектуры, подчиняя себе все другие виды искусства. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль и храм. "Основой романского храма была каменная масса с толстыми глухими стенами, которая поддерживалась и уравновешивалась арками и столбами. Для большей устойчивости увеличивалась толщина и крепость стен"[12]. Мощные конструкции архитектурных сооружений сочетались с многофигурными скульптурными композициями, в которых господствовали евангельские сюжеты о страдания человека и торжестве христианства над тёмными силами мироздания. Образы романской живописи служили украшением храмов и также представляли собой интерпретации библейских сюжетов. Следует отметить, что романские художники достигли особого мастерства в иллюстрировании рукописей, которые являются образцом орнаментации высочайшего уровня. В свою очередь, в проповедях церкви и в сознании народа формировалась идея греховности мира, полного зла, соблазнов подвластного воздействию страшных таинственных сил. Таким образом, в романском стиле был создан и доведён до высочайшей выразительности синтез искусств. Никогда прежде все виды искусства, включая литературу, не объединялись столь цельно и соразмерно. Цель такого объединения – "строительство" души человеческой и подчинение его поведения идеям упорядоченного мироздания. Как верно отмечают искусствоведы, готика – это своеобразная кульминация и, в то же время, отрицание романского искусства. Возникла она во Франции в 1140 году и получила распространение вплоть до XV века. Основным представителем и выразителем готического периода была культовая городская архитектура. Готический храм, сохранив базиликальную форму, которая была в романский период, имеет новую конструкцию свода – ребристые своды, которые включают в себя стройные каменные арки, расположенные диагонально, поперёк и продольно. Новый свод, который стал тоньше и легче, позволил решить многие архитектурные проблемы. Прежде всего – замена толстых стен более тонкими, включающими обширные оконные проёмы, за счёт чего интерьеры получили невиданное до тех пор освещение. Готические соборы (Нотр-Дам в Париже, Собор Св. Вита в Праге, Соборы в Реймсе и Кёльне, а также многие другие) отличаются динамизмом устремлённых вверх форм, устойчивой каркасной системой остроконечных "ребер", стрельчатыми арками и, конечно же, многоцветием витражей и гобеленов. Изменения в архитектуре повлекли за собой и изменения в живописи. Место фресок занял витраж – это своеобразная живопись из стекла. В витражах ярче всего проявилось торжество цвета и света. "Свет, льющийся с неба, согласно средневековому мышлению, означал идущий от бога свет, наделённый всеми чарами цвета. Словно наряжая изнутри огромными самоцветами остов собора, витраж идеально согласуется с готической архитектурой и одновременно скрашивает телесность, живую выразительность готической пластики"[13]. Из дошедших до нас витражных ансамблей самый известный в Сен Шапель, включающий 146 окон с 1359 различными сюжетами. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах готических храмов размещались в качестве украшений огромное количество скульптур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Данный вид скульптуры был по своему характеру преимущественно архитектурной. В целом же, художественный образ готического храма выражал прежде всего устремлённость к Богу, трансцендентную идею слияния с ним. У верующих того времени да, собственно, и по сей день готический собор создаёт иллюзию его божественного происхождения и оторванности от Земли. "Этот стройный и высоко возносящийся над головой лес сводов, окна огромные, узкие, с бесчисленными изменениями и переплётами, присоединённые к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пёстрых украшений, эта лёгкая паутина резьбы, опутывающая его своею сетью, обвивающая его от подножия до конца спица и улетающая вместе с ним на небо; величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и лёгкость – это такие достоинства, которых никогда, кроме того времени, не вмещала в себя архитектура"[14]. Воплощение сенситивной цивилизации в стилях барокко и классицизм. Чувственная (или сенситивная) цивилизация является антиподом идеациональной. По мнению Сорокина, она существовала во времена палеолита, в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме. Начиная с XV в. этот тип культуры становится доминирующим в Западной Европе, включая и XX столетие. Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Его темами и персонажами являются реальные события и представители различных социальных групп. Задача искусства – доставить удовольствие реципиенту (т. е. зрителю, слушателю, читателю), снискать у него успех, признание и славу. "По этой причине оно должно быть сенсационным, страстным, патетичным, чувственным, постоянно ищущим нечто новое. Оно отмечено возбуждающей наготой и сладострастием. Оно свободно от религии, морали и других ценностей"[15]. Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Создателями этого искусства являются профессиональные художники. Однако рядом с этими великолепными достижениями, подчеркивает Сорокин, наше чувственное искусство заключает в себе самом вирусы разложения и распада, которые «и обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки»[16]. По мысли философа, искусство становится «музеем социальной патологии». И все же Сорокин далек от пессимизма: на смену разрушительным тенденциям чувственного искусства он ожидает приход нового, и, скорее всего идеационалъного искусства. В качестве примера, демонстрирующего особенности проявления сенситивной цивилизации, можно рассмотреть особенности развития таких стилей искусства как классицизм и барокко. Классицизм – художественный стиль, господствовавший в культуре Европы в период с XVII до начала XIX вв. и заключавшийся в обращении к античному наследию как норме, или идеальному образцу. Подобно тому, как социалистический реализм – художественный стиль тоталитаризма, так классицизм – стилевое направление абсолютной монархии. Упрочение монархии во Франции XVII века означало победу принципа универсальной регламентации во всех сферах жизни, включая искусство. Высшей добродетелью человека считалось исполнение государственного долга. В целом, основой классицизма послужил рационализм Рене Декарта, изложенный в его программном труде "Рассуждение о методе", где философ подчеркнул, что структура разумного совпадает со структурой реального мира. Другими словами, основой искусства классицизма было убеждение в том, что художественное творчество должно быть чётко регламентировано и систематизировано со стороны разума. Отсюда, для архитектуры классицизма (основной образец – дворцово-парковый ансамбль в Версале) были типичны чёткость, геометрическая правильность объёмов и форм, отсутствие функционально неоправданных деталей, регулярность планировки. Из античной архитектурной системы ордера в классицизм пришла такая деталь как колонны, которые создавали атмосферу торжественности и помпезности. В живописи (Н. Пуссен, К. Лоррен) ведущим стало ясная и уравновешенная композиция, линейно-объёмное пространство, подчинённая роль света. В литературе и драматургии (П. Корнель, Ж.Расин, Ж.-Б. Мольер) господствовало правило трёх единств: времени, места и действия, жанры делились на высокие и низкие (смешение их было просто невозможно), герои действовали только в угоду государству и власти, не руководствуясь личными чувствами и т.д. Таким образом, даже самый общий взгляд на особенности развития классицизма позволяет сделать вывод о том, это было искусство, хотя и построенное на чувственной основе, но подчинённое строгим правилам и канонам, отступление от которых не принималось. Именно классицизм был связан с революционными выступлениями буржуазии по всей Европе, отстаиванием идеалов политической свободы, социальной справедливости и национальной независимости. В этой связи не стало чем-то неожиданным, а скорее закономерным появление противоположного по мировоззренческим позициям стиля барокко. Барокко – это не только художественный стиль XVII–XVIII вв., но и мироощущение человека, который стремится создать рай на земле. Именно с этим направлением культуры связаны пространственный размах, перспективные и световые эффекты, динамика форм, пышность декора, функционально неоправданные детали и т.д. Барокко присуща потребность в утрировании. С этим стилем связано представление о сознательном преувеличенном, намеренно импозантном, заведомо фиктивном. Ярчайшими примерами этого стиля в архитектуре являются работы А. Бернини (площадью и собором св. Петра в Риме), В.В. Растрелли (зимний дворец в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе) и другие. Следует отметить, что в этом стиле строились как культовые сооружения, так и светские здания. "Интерьер барочной церкви как место пышного театрализованного обряда католической службы являет собой синтез всех видов изобразительного искусства (а с появлением органа – и музыки). Разные материалы (цветной мрамор, резьба по камню и дереву, лепнина, позолота), живопись с её иллюзионистическими эффектами – всё это вместе с прихотливостью объёмов создавало чувство ирреального, расширяло пространство храма до беспредельности"[17]. Самым тесным образом с архитектурой в барокко связана скульптура. Ею украшаются фасады и интерьеры храмов, городские площади, парки и сады, алтари и надгробия. Наиболее адекватное представление о барокко в живописи дают полотна Караваджо и Рубенса. В работах этих художников, которые созданы в основном на библейские, евангельские и мифологические сюжеты, чувствуется типичная для этого стиля патетика, приподнятость, стихийное движение, буйство красок и эмоций. Таким образом, подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что стадиальный подход к трактовке понятия "цивилизация" демонстрирует две противоположные мировоззренческие парадигмы – религиозную и светскую, которые непосредственным образом в тот или иной период оказывали влияние на развитие всех форм культуры, а также образ мысли и чувствования.
Вопросы для обсуждения: 1. Взлёт и падение античной цивилизации: закономерность или случайность? 2. Выделите доминанты средневековой цивилизации. 3. Раскройте исторические и современные типы цивилизаций. 4. Рассмотрите взгляд О. Шпенглер об исторических типах цивилизации. Тематика рефератов: 1. Формирование мировой цивилизации на базе общечеловеческих ценностей. 2. Расширение сотрудничества локальных и национальных культур –цивилизаций. 3. Барокко и классицизм: два взгляда на мир в рамках одной эпохи. 4. Готический стиль как выразитель средневекового мировоззрения. 5. Становление науки в рамках средневековой цивилизации: причины и особенности. 6. Первые европейские университеты, их роль в культуре. 7. Художественный стиль и культурная эпоха: идейные и смысловые связи. Дополнительная литература: 1. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990. 2. Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1980. 3. Любимов л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века, Возрождение в Италии. М., 1976. 4. Нрасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1998. 5. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. – СПб., 2000. 6. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1995.
Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации
[1] Культурология. ХХ век. Энциклопедия. – СПб., 1998. – Т.2. – С. 345 [2] Бердяев Н.А. О культуре // Философия неравенства. М., 1990. С. 249 [3] Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993, С. 437. [4] 3Там же, С. 438.
[6] Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. – Киев, 1994, С.73. [7] Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 1991, С.357.
[8]Там же, С.354. [9] Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 1991, С.354.
[10] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество /Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю.Согомонов: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. – С.235.
[11] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество /Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю.Согомонов: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. – С.246.
[12] Никитич Л.А. Эстетика. – М., 2003, С.261. [13] Никитич Л.А. Эстетика. – М., 2003, С.264. [14] Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы.-- М., 1982. – С. 58 [15] Сорокин П.А. человек. Цивилизация. Общество. – М.,1992. С 258 [16] Там же, С.262 [17] Любимов Л.Д. искусство Западной Европы. – М., 1982. – С. 163. Date: 2015-08-24; view: 790; Нарушение авторских прав |