Семинарское занятие 14
Морфология
(2 часа)
1. Своеобразие русской морфологии.
2. Существительное.
3. Прилагательное.
4. Глагол.
5. Деепричастие.
6. Причастие.
7. Местоимение.
8. Числительное.
9. Наречие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 2000.
2. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку. – М., 2001.
3. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. – М., 2002.
Министерство культуры Российской Федерации
Алтайский филиал федерального государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра гуманитарных дисциплин
Учебно-методический комплекс дисциплины
Русский язык и культура речи
Специальность:
080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»
код ОКСО наименование
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
I курс, 1 семестр
Барнаул
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Русский язык и культура речи»
1. Место современного русского языка в мировой языковой культуре.
2. Основные разделы русского языка и их классификация.
3. Основные типы словарей русского языка.
4. Лексика и лексический состав русского языка: полисемия, омонимы, синонимы, антонимы.
5. Словарный состав языка. Подвижность и изменчивость языка. Активная и пассивная лексика.
6. Развитие языковой структуры в ХХ веке и тенденции языкового развития в ХХI веке.
7. Фразеология и её своеобразие.
8. Фонетика как наука о звуках. Своеобразие фонетики русского языка.
9. Стилистическое многообразие современного русского языка.
10. Ораторская речь и её составляющие.
11. Логические и психологические приёмы полемики
(понятие спора, дискуссии полемики).
12. Современный речевой этикет и его особенности.
13. Реквизиты оформления деловых бумаг (заявление, доверенность, служебная записка, докладная).
14. Разговорная речь. Условия функционирования. Особенности разговорной речи.
15. Использование технических средств коммуникации (телефакс, сканер, электронная почта, пейджер, телефон и др.).
16. Особенности речи перед микрофоном и телекамерой.
17. Культура речевого общения.
18. Аннотирование и реферирование.
19. Трудные случаи пунктуации.
20. Трудные случаи орфографии.
21. Понятие «Культура речи»: нормативный, этический и коммуникативный аспекты.
22. Выразительные средства языка.
23. Риторика как наука.
24. Оратор и его аудитория.
25. Подготовка речи и публичное выступление.
26. Нормы делового письма (заявление, ходатайство, объяснительная записка и т. д.).
27. Типы простых предложений.
28. Типы сложных предложений.
29. Орфоэпические нормы русского языка.
30. Методы ораторского выступления.
31. Типы речи в современной стилистике.
32. Паралингвистика и ее значение.
33. Морфология русского языка.
Министерство культуры Российской Федерации
Алтайский филиал федерального государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра гуманитарных дисциплин
Учебно-методический комплекс дисциплины
Русский язык и культура речи
Специальность:
080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ (ЗАЧЕТНЫЙ) ТЕСТ
Барнаул
1. Паронимы ДЛИННЫЙ – ДЛИТЕЛЬНЫЙ употреблены верно в предложении
А) Длительная цепочка лыжников стала вытягиваться на лыжне, набирая скорость.
Б) Длинные рукоплескания превратились в овацию.
В) Совершая длительные путешествия, мы познаём мир.
2. Паронимы РЕАЛЬНЫЙ – РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ употреблены правильно в предложениях
А) Система Станиславского помогает создавать реалистические образы.
Б) В рассказе угадывались реальные события.
В) Икона Ушакова знаменует этап в становлении реального искусства.
Г) Они располагали реалистической методикой управления.
3. К официально-деловому стилю относятся
А) должностная инструкция
Б) получка
В) принять меры в отношении
4. К словарю паронимов следует обратиться для выбора правильного варианта
А) важный – значительный
Б) веселить – печалить
В) хлопотливый – хлопотный
5. Цель прямого вопроса
А) подсказать ответ
Б) получить доп. сведения
В) создать напряженную атмосферу
Г) получить однозначный ответ
6. Цель провокационного вопроса
А) ускорить получение информации
Б) подсказать ожидаемый ответ
В) спровоцировать высказывание на определенную тему
7. Автором фразеологизма «есть ещё порох в пороховницах» является
А) И. Крылов
Б) А. Пушкин
В) Н. Гоголь
8. Баба пошла по воду, приткнёт дверь, сроду никто не зайдёт, натурально пришёл
А) разговорный стиль
Б) научный стиль
В) публицистический стиль
9. Неверно
Марки для А) Надежды Потейко
Б) Сергея Кузьминых
В) Зинаиды Вальтер
Г) Игоря Карасик
10. К жанрам научного стиля относятся
А) монография, тезисы
Б) заявление, иск
В) беседа, репортаж
11. К жанру академического красноречия не относятся
А) агитаторское выступление
Б) вузовская лекция
В) научное сообщение
12. Паралингвистика – это наука изучающая
А) процесс речи с точки зрения содержания
Б) языковые единицы
В) невербальные коммуникации
13. К основным качествам публичной речи не относятся
А) эмоциональность
Б) массовость
В) строгость изложения
14. К деловому стилю не относится
А) резюме
Б) справка
В) запрос
15. Синоним фразеологизма «выжить из ума»
А) впадать в детство
Б) сесть в лужу
В) душа болит
16. Синоним словосочетания «очень быстро»
А) вытягиваться в струнку
Б) не робкого десятка
В) во весь дух
17. В заключении оратор не должен говорить
А) у меня всё
Б) благодарю за внимание
В) надеюсь на дальнейшее сотрудничество
18. В заявлении о приёме на работу лишний реквизит
А) печать
Б) резолюция
В) адресат (кому направлено)
19. Чтобы узнать значение слов «СИКВЕСТР», «СКЕПТИЧЕСКИЙ» надо обратиться к словарю
А) орфоэпическому
Б) орфографическому
В) иностранных слов
20. Не является элементом рекламного текста
А) кульминация
Б) логотип
В) слоган
21. В газетном заголовке «СААБразим на двоих» использовано выразительное средство
А) игра слов
Б) рифма
В) дефразеологизация
22. Ошибка в сочетаемости слов.
А) трое сестёр
Б) двое братьев
В) трое молодых людей
23. В деловом общении: «Соблюдай интересы другого! Не нарушай границ его личной сферы» - передаёт смысл максимы
А) такта
Б) согласия
В) скромности
Министерство культуры Российской Федерации
Алтайский филиал федерального государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра гуманитарных дисциплин
Учебно-методический комплекс дисциплин
Русский язык и культура речи
Специальность:
080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»
ВАРИАНТ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА
код наименование
Министерство культуры Российской Федерации
Алтайский филиал федерального государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств»
Экзаменационный билет №1
для студентов 1 курса МГУКИ
предмет: русский язык и культура речи
вопросы: 1. Функциональные стили современного
русского языка.
2. Простое предложение и его типы.
Утверждаю
Заведующий кафедрой
________________ С.Г. Абрамкина
14 апреля 2010 г.
Министерство культуры Российской Федерации
Алтайский филиал федерального государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра гуманитарных дисциплин
Учебно-методический комплекс дисциплины
Русский язык и культура речи
Специальность:
080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Барнаул
Русский язык богат, велик и могуч. Это утверждение стало хрестоматийным и принимается без возражений. Достаточно в этой связи вспомнить высказывания Ломоносова, Карамзина, Пушкина, Лермонтова, Тургенева и других гениальных представителей русской словесности.
Но состояние современного русского языка вызывает беспокойство как у специалистов филологов, так и у представителей других наук, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Именно в языке, как известно, сохраняется общая культура. Еще А.С. Пушкин в начале 19 века утверждал, что уничтожить любую нацию очень несложно: достаточно уничтожить культуру этой нации, ее язык. Чтобы сохранить и упрочить классические традиции русского языка, сегодня курс по изучению родного языка и культуры речи введен или вводится в программы подготовки специалистов как филологического, так и нефилологического профиля.
Цель курса «Русский язык и культура речи» - внедрять в студенческую аудиторию нормы и правила из разделов классического русского языка и обучать культуре речевого общения как в устной, так и в письменной его форме.
Основными задачами вышеозначенного курса являются:
1) изучение истории языка;
2) изучение законов развития языка как системы;
3) обучение навыкам риторики;
4) осуществление при помощи языка воспитательных задач.
При работе над курсом студенты должны освоить некоторые из основополагающих тем курса «Русский язык и культура речи».
Прежде всего необходимо чётко знать происхождение, время возникновения и изменения, происходящие в языковой системе. Для этого достаточно подробно рассматривается тема «Из истории русского языка». Особое внимание уделяется состоянию языка в период 19 и 20 столетий. Это объясняется интенсивными изменениями, произошедшими в языке в означенный период.
Немаловажное значение в современном социуме играет умение носителя языка владеть культурой вербальных коммуникаций. Этим объясняется тот факт, что на лекционных занятиях достаточно внимания уделяется материалу о нормативном аспекте культуры речи, о коммуникативных качествах речи, об этических нормах речевой культуры. Студенты должны чётко знать понятия языковой нормы. В этой связи необходимо подробно говорить о литературном языке как ведущей форме существования русского языка. Кроме того, необходимо показать на примерах взаимосвязь литературной речи с письменной и устной формами общения. Необходимо убедить слушателей, что именно литературная норма позволяет реализовать знания человека, достигать профессиональных высот.
Умение отбирать языковые средства – важнейшее условие литературной речи. Студенты заочного отделения должны чётко усвоить некоторые из основных культурно-исторических нормативов русского литературного языка:
Стилистические нормы.
Орфоэпические нормы.
Лексические нормы.
Морфологические нормы.
Синтаксические нормы. Этические нормы.
Немаловажное значение в подаче материала по русскому языку и культуре речи является всё, связанное со стилистикой русского литературного языка. Стилистика языка – это наука, изучающая стили речи.
Особое внимание на лекционных занятиях уделяется системе речевой дифференциации русского литературного языка. Рассматривается особенности всех пяти функциональных стилей:
Научного.
Официально-делового.
Разговорного.
Публицистического.
Литературного.
Кратко излагается материал по основам знаний о типах речи в русском литературном языке. Это описание, повествование, рассуждение.
Рассматриваются вопросы, связанные:
с стилистическими ресурсами фонетики.
стилистическими ресурсами фразеологии.
стилистическими ресурсами лексики.
стилистическими ресурсами морфологии.
стилистическими ресурсами синтаксиса.
стилистическими ресурсами орфоэпии.
Каждый уважающий себя человек, каждый человек с высшим образованием обязан владеть навыками ораторского искусства. Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это умение построить и произнести речь с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Подобное толкование ораторского искусства было принято ещё в Древней Греции.
Эта традиция была продолжена и в России. Так Ломоносов в 18 веке написал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему мнению».
В «Чистой риторике» Кошанского читаем: «Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других людей».
Сперанский в «Правилах высшего красноречия» пояснял: «Красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ свих понятий».
Традиционно красноречие рассматривается в качестве одного из видов искусства.
Но наблюдается и безусловная связь между ораторским искусством и наукой.
Философы Древней Греции, Платон и Аристотель, уже рассматривают красноречие в качестве способа познания и толкования сложных явлений.
Позднее Ф.Б. Кон также говорил о риторике как искусстве умножать знания.
В красноречии искусство и научность составляют сложный сплав относительно самостоятельных способов воздействия на людей.
Ораторство, в основе своей, сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.
Отдельным блоком студенты заочного отделения изучают официально-деловую письменную речь. Студенты знакомятся с историей делового письма. Подробно рассматриваются понятие документирования и общие функции документа:
информационная функция;
социальная функция;
коммуникативная функция;
культурная функция.
Рассматриваются понятия «реквизит», «формуляр».
Студенты наглядно знакомятся с такими видами документа как заявление, служебная записка, докладная, протокол, жалоба, резюме, доверенность.
В каждом из читаемых разделов лекций уделяется большое внимание лексикологии. Это необходимо так как современная языковая система претерпевает большие качественные изменения: в языковую структуру входят многочисленные понятия из других языков. Особенно это относится к внедрению английской лексики в пределы русского языка. Студентам заочникам рекомендуется проанализировать и проработать краткий словарь иностранных слов, предлагаемый студентам очной формы обучения.
Таким образом, студенты заочного отделения знакомятся в пределах государственного стандарта с основными разделами и темами курса «Русский язык и культура речи».
Помимо лекционной формы работы предполагается система самостоятельной работы (СРС). В этом разделе студенты самостоятельно должны повторить и закрепить знания из курса классического русского языка и таких его разделов, как орфография, морфология, синтаксис.
Министерство культуры Российской Федерации
Алтайский филиал федерального государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра гуманитарных дисциплин
Учебно-методический комплекс дисциплины
Русский язык и культура речи
Специальность:
080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)» СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ по дисциплине
Барнаул
1. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 2000.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на -Дону, 2006.
3. Максимов М.А.. Русский язык и культура речи. – М., 2001.
4. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку. – М., 2001.
5. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. – М., 2002.
6. Фразеологический словарь русского языка. – М., 1986.
7. Современный словарь иностранных слов. – М., 1998.
8. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1999.
9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
10. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 2001.
11. Орфографический словарь русского языка. – М., 2002.
12. Толковый словарь русского языка. В 4 т. – М., 2000.
13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 2001.
14. Розенталь Д.Э. Практикум по современному русскому языку и культуре речи. – М., 2002.
15. Колесников В.Г. Современный русский язык и культура речевого общения. – М., 1999.
16. Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. – М., 1998.
17. Алексеев Д.И. Словарь сокращений русского языка. – М., 1984.
18. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Орфография современного русского языка. – М., 1999.
19. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. 5-е изд., – М.,1997.
20. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1999.
21. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура. – М., 1999.
22. Русские писатели о языке. – М.,2000.
23. Культура русской речи: Учебник для вузов. – М.,1998.
24. Об ораторском искусстве: Хрестоматия. – М., 1996.
25. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М., 1996.
26. Платонов Г.В. Методика подготовки массовой лекции. – М., 1999.
27. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. – М., 2007.
28. Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997.
29. Вежбицкая А. Язык, культура, познание. – М., 1997.
30. Ломоносов М.В. Грамматика русского языка. – М., 1978.
31. Озеров П.О. Значение «Истории государства Российского» Карамзина для развития художественного слова. – М., 1999.
32. Одиноков В.Г. Значение русской классики в развитии русского языка. Новосибирск, 1998.
33. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Аванесова. Изд. 9-е, стереотипное. – М.: 2001. (можно любое издание, начиная с 1997года).
34. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Изд. 3-е, стереотипное.– М.: 2006.
35. Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова. – М.: Вербум-М, 2004.
36. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003.
37. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. / Н.С.Водина, А.Ю.Иванова, В.С.Клюев и др.; – М.: Флинта: Наука, 2002.
38. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. / Е.Г. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина и др.; Под ред. Е.Г. Ганапольской,А.В. Хохлова. – СПб.: Питер, 2005.
39. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2006.
40. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2003.
41. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2007.
42. Русский язык и культура речи: Практикум по курсу. / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2007.
43. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005.
44. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учебн. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Министерство культуры Российской Федерации
Алтайский филиал федерального государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра гуманитарных дисциплин
Учебно-методический комплекс дисциплины
Русский язык и культура речи
Специальность:
080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»
самостоятельная работа студентов
по дисциплине
Барнаул
Самостоятельная работа студентов рассчитана на 54 часа. За это время студенты должны усвоить следующие разделы:
|
| 1 Функциональные стили современного русского языка Понятие: стиль, тип, речь. Теория О.А. Нечаевой о стилях и типах речи. Значение стилистики в современном русском языке. ЛИТЕРАТУРА
1. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2006.
2. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2003.
3. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2007.
| (2 часа)
| 2 Научный стиль речи Использование научного стиля. Особенности синтаксические в научном стиле. Языковые особенности. ЛИТЕРАТУРА
1. Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова. – М.: Вербум-М, 2004.
2. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2003.
3. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2007.
| (2 часа)
| 3 Публицистический стиль речи Использование публицистического стиля. Особенности синтаксические в публицистическом стиле. Языковые особенности. ЛИТЕРАТУРА
1. Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова. – М.: Вербум-М, 2004.
2. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2003.
3. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2007.
| (2 часа)
| 4 Официально-деловой стиль речи Использование официально-делового стиля. Особенности синтаксические в официально-деловом стиле. Языковые особенности. ЛИТЕРАТУРА
1. Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова. – М.: Вербум-М, 2004.
2. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2003.
3. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2007.
4. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 2000.
5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на -Дону, 2006.
| (2 часа)
| 5 Разговорный стиль речи Использование разговорного стиля. Особенности синтаксические в разговорном стиле. Языковые особенности. ЛИТЕРАТУРА
1. Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова. – М.: Вербум-М, 2004.
2. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2003.
3. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2007.
4. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 2000.
5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на -Дону, 2006.
| (2 часа)
| 6 Выразительные средства языка Значение выразительных средства языка в стилистике Фигуры. Тропы. Звуковые средства художественной выразительности. ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Изд. 3-е, стереотипное.– М.: 2006.
2. Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова. – М.: Вербум-М, 2004.
3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003.
4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. / Н.С.Водина, А.Ю.Иванова, В.С.Клюев и др.; – М.: Флинта: Наука, 2002.
5. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. / Е.Г. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина и др.; Под ред. Е.Г. Ганапольской, А.В. Хохлова. – СПб.: Питер, 2005.
| (4 часа)
| 7 Риторика как наука. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Логические основы речевого общения Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевой акт, дискурс), условия эффективной речевой коммуникации, невербальные средства общения, логические правила построения устной речи ЛИТЕРАТУРА
1. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура. – М., 1999.
2. Русские писатели о языке. – М.,2000.
3. Культура русской речи: Учебник для вузов. – М.,1998.
4. Колесников В.Г. Современный русский язык и культура речевого общения. – М., 1999.
| (4 часа)
| 8 Оратор и его аудитория История ораторского искусства. Ораторское искусство как наука. Развитие ораторского искусства в России. Этика ораторского выступления. ЛИТЕРАТУРА
1. Озеров П.О. Значение «Истории государства Российского» Карамзина для развития художественного слова. – М., 1999.
2. Одиноков В.Г. Значение русской классики в развитии русского языка. Новосибирск, 1998.
| (2 часа)
| 9 Подготовка речи и публичное выступление Приёмы поиска материала, основные правила построения ораторской речи, основные виды аргументов. Работа над композицией выступления и логикой изложения, выбор выразительных средств речи, эффектное начало и окончание выступления. ЛИТЕРАТУРА
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на -Дону, 2006.
2. Максимов М.А.. Русский язык и культура речи. – М., 2001.
| (4 часа)
| 10 Теоретические основы культуры речи. Лингвистические и энциклопедические словари русского языка Основные признаки литературного языка; его противопоставленность диалектам, жаргонизмам и другим нелитературным формам языка; новые явления в русском языке, термины, связанные с русским литературным языком, основные качества хорошей речи: точность, логичность, чистота, богатство, выразительность, правильность; понятие о национальном и литературном языке и формах его существования Основные лингвистические словари русского языка. ЛИТЕРАТУРА
1. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Аванесова. Изд. 9-е, стереотипное. – М., 2001. (можно любое издание, начиная с 1997года).
2. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Изд. 3-е, стереотипное.– М., 2006.
3. Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. – М., 1998.
4. Алексеев Д.И. Словарь сокращений русского языка. – М., 1984.
5. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. 5-е изд., – М.,1997.
6. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1999.
7. Фразеологический словарь русского языка. – М., 1986.
8. Современный словарь иностранных слов. – М., 1998.
9. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1999.
10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
| (2 часа)
| 11 Нормы современного русского литературного языка: нормы ударения Акцентологические нормы, особенности русского ударения, какие языковые единицы могут иметь нормативные варианты, какие языковые единицы находятся за рамками литературного языка. Орфоэпические нормы русского языка. ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Изд. 3-е, стереотипное.– М., 2006.
2. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2007.
3. Русский язык и культура речи: Практикум по курсу. / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2007.
4. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005.
5. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учебн. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
| (4 часа)
| 12 Нормы современного русского литературного языка: нормы лексической сочетаемости Языковые единицы имеющие нормативные варианты. Языковые единицы находящиеся за рамками литературного языка. Контроль соответствия устной и письменной речи требованиям норм современного русского литературного языка, работа с ортологическими словарями. ЛИТЕРАТУРА
1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003.
2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. / Н.С.Водина, А.Ю.Иванова, В.С.Клюев и др.; – М.: Флинта: Наука, 2002.
3. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. / Е.Г. Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина и др.; Под ред. Е.Г. Ганапольской,А.В. Хохлова. – С.-Пб.: Питер, 2005.
4. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2006.
| (2 часа)
| 13 Нормы современного русского литературного языка: синтаксические нормы
1. Простое предложение.
2. Сложное предложение.
А) Сложносочиненное предложение. Б) Сложноподчиненное предложение. В) Бессоюзное. 3. Предложения с прямой и косвенной речью. ЛИТЕРАТУРА
1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку. – М., 2000. – С. 198-204, 216-221, 224-228, 232-237, 249-252.
2. Розенталь Д.Э. и др. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 2008. – С. 117-127, 129-132, 132-137, 145-148, 151-155.
3. Баранов А.В. Трудные случаи синтаксиса в русском языке. – М., 2009. – С. 50-58.
4. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М., 1995. – С. 5-27.
| (2 часа)
| 14 Орфографические нормы русского литературного языка Употребление Ъ, Ь знаков. Чередование гласных в корнях слов. Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме. Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные. Правописание приставок пре-, при. Правописание гласных после шипящих и ц. Правописание сложных слов. Международные словообразовательные элементы. ЛИТЕРАТУРА
1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку. – М., 2000. – С. 198-204, 216-221, 224-228, 232-237, 249-252.
2. Розенталь Д.Э. и др. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 2008. – С. 117-127, 129-132, 132-137, 145-148, 151-155.
3. Баранов А.В. Трудные случаи синтаксиса в русском языке. – М., 2009. – С. 50-58.
4. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М., 1995. – С. 5-27.
| (4 часа)
| 15 Пунктуационные нормы русского литературного языка Особенности письменной речи. Грамотное в пунктуационном отношении составление письменных текстов на русском языке. Использование в необходимых случаях справочников по пунктуации. ЛИТЕРАТУРА
1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку. – М., 2000.
2. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 2000.
| (4 часа)
| 16 Речевая грамотность Особенности устной и письменной речи грамотные в речевом отношении. Составление грамотных в речевом отношении устных и письменных текстов на русском языке. ЛИТЕРАТУРА
1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2003.
2. Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2007.
| (4 часа)
| 17 Фонетика Предмет и задачи фонетики, алфавит, звуки русского языка, их классификацию, фонетические процессы, правила транскрипции, словесное ударение, слог, слогоделение; Основы транскрибирования. ЛИТЕРАТУРА
1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку. – М., 2000. – С. 198-204, 216-221, 224-228, 232-237, 249-252.
2. Розенталь Д.Э. и др. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 2008. – С. 117-127, 129-132, 132-137, 145-148, 151-155.
| (2 часа)
| 18 Лексикология Предмет лексикологии, типы лексических значений слов, многозначность слов, способы развития новых значений слова; Типы лексических значений слов. Прямое и переносное значения слова. ЛИТЕРАТУРА
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М., 2001.
3. Орфографический словарь русского языка. – М., 2002.
4. Толковый словарь русского языка. В 4 т. – М., 2000.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 2001.
| (4 часа)
| 19 Морфология Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение. Числительное. Наречие. Причастие. Деепричастие. ЛИТЕРАТУРА
1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку. – М., 2000. – С. 198-204, 216-221, 224-228, 232-237, 249-252.
2. Розенталь Д.Э. и др. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 2008. – С. 117-127, 129-132, 132-137, 145-148, 151-155.
3. Баранов А.В. Трудные случаи синтаксиса в русском языке. – М., 2009. – С. 50-58.
4. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М., 1995. – С. 5-27.
|
|
Date: 2015-08-24; view: 613; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|