Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 11. Социально-экономическое положение Казанской губернии в XIX в
1. Социально-экономическое положение Казанской губернии в первой половине XIX в.
К концу 50-х гг. XIX в. население Казанской губернии (в границах Республики Татарстан) увеличилось в 1,8 раза, достигнув 1,5 миллиона человек. Его социальный состав отражал аграрный характер развития края. Так, крестьян насчитывалось более 1,4 миллиона человек. Крестьяне в основном делились на государственных, помещичьих и удельных. Из них государственные крестьяне составляли 80,2 процента. Второй по численности группой являлись помещичьи крестьяне. Городское население росло медленнее. Его удельный вес составлял к концу 50-х гг. 6,1 процента против 4,5 процента в начале века (в целом по России этот показатель равнялся 8%). Вместе с тем отдельные города становились крупными населенными пунктами. Особенно быстро росли Казань, Чистополь. Так, в Казани проживало уже 61,7 тысячи человек вместо 25,6 тысяч. Увеличилось число жителей Мамадыша, Лаишева, Тетюш, Елабуги, Мензелинска. Казанская губерния оставалась многонациональным регионом. Здесь жили русские, татары, чуваши, мордва, марийцы, удмурты, представители других национальностей. Почти три четверти населения губернии составляли русские (41%) и татары (29,6%). Из других народов больше всего было чувашей (22,2%), затем шли марийцы (5,7%), мордва (1,1%), удмурты (0,4%). Наибольшее распространение среди населения имели православие и ислам. Православие исповедовали русские, подавляющее большинство чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов, татары в основном придерживались мусульманской веры. По законам Российской империи разрешалось исповедовать любую религию (государственной религией являлось православие), лишь бы она признавала царскую власть и существующие порядки. Однако подлинной веротерпимости не было. В 1812 г. в Казани было организовано Российское библейское общество с миссионерскими целями. Это общество большими тиражами выпускало православную литературу, богословские книги на языках нерусских народов края, в том числе на татарском языке. 1830-е гг. прошли под знаком «крестового похода» прежде всего против мусульман, объявленного казанским архиепископом Филаретом. В деревнях, селах миссионеры, где словом, где при помощи земской полиции пытались обратить в православие нерусских крестьян. Миссионерское отделение имела Казанская духовная академия, открытая в 1842 г. В рамках этого отделения был создан противомусульманский разряд. В первой половине XIX в. среди нерусских крестьян возникло такое массовое явление, как отход («отпад») от православия. В первой четверти столетия 13,4 тысячи крещеных татар из 41,1 тысячи выразили желание вернуться в старую веру. В 30-40-х гг. татарские, марийские, чувашские крестьяне отпадали от православия целыми деревнями и волостями. Этот был протест против христианизаторской, русификаторской политики властей. В первой половине XIX в. большие изменения произошли в промышленности Казанской губернии. В новое столетие она вступила с многочисленными промыслами, мастерскими, с посессионными, казенными, вотчинными и капиталистическими мануфактурами. Большинство мануфактур, хозяевами которых были татарские предприниматели, основывались на труде вольнонаемных рабочих. Всего этим предпринимателям и в других губерниях принадлежало около 100 мануфактур. Широко было развито производство кожи, сукна, кумача, холста, полотна, мыла, меди, изделий из дерева. Промышленным центром по-прежнему являлась Казань. Здесь действовали Адмиралтейство, казенный завод, суконная мануфактура, более 90 кирпичных, кожевенных, мыловаренных и свечных «заводов», 37 кузниц. Выпускаемая продукция расходилась не только в крае, но и далеко за его пределами. В дальнейшем, за более чем полувековой период, промышленный облик Казанской губернии существенно изменился. Характер этих изменений был связан с тем, что в экономике страны первой половине XIX в. формируются новые, капиталистические отношения. В Казанской губернии возникают новые мелкие и крупные мастерские, в которых используется труд наемных работников. В Казани, например, в 1853 г. действовало около 120 таких мастерских. Крупными поставщиками товаров были кожевенная мастерская купца и предпринимателя Л. Ф. Крупенникова в Подлужной слободе и кожевенная мастерская татарского купца М. Суирова в Ново-Татарской слободе.
2. Участие населения Казанской губернии в Отечественной войне 1812 года В ночь на 12 июня 1812 г. «Великая армия» французского императора Наполеона вторглась в пределы России. Началась Отечественная война. В подписанных 6 и 18 июля 1812 г. Александром I манифестах был объявлен набор в народное ополчение. Ополчение надлежало формировать в 16 губерниях, которые были распределены по округам. Казанская губерния входила в 3-й округ с центром в Костроме. В Казани ополчение начало формироваться 1 сентября. В состав ополчения вошли почти 3 тысячи пеших и 300 конных воинов-добровольцев. Осенью 1812 г. было сформировано и второе, резервное ополчение из двух батальонов. За отличие в боях многие ополченцы были награждены, некоторые — произведены в офицеры. В честь возвращения воинов в конце февраля 1815 г. в городе было устроено большое торжество. Большой боевой путь прошли татаро-башкирские полки. Они участвовали в приграничных сражениях, Бородинской битве, в освобождении Дрездена, Лейпцига, Данцига, Берлина, Люксембурга, в сражении за Париж. Высшего знака военного отличия — Георгиевского креста — удостоилась Н.А. Дурова. Она вступила в армию под мужским именем (Александров) во время прусской кампании 1806 года. После нашествия наполеоновских войск корнет Александров участвует в боях с французами в кампании 1807 г., в конной атаке под Смоленском, в Бородинском сражении. 29 августа Александров был произведен в поручики, а после оставления Москвы русскими войсками стал ординарцем М.И. Кутузова. Участие населения Казанской губернии в Отечественной войне проявлялось в различных формах. Одной из них стали пожертвования на нужды армии. От населения поступало немало лошадей, подвод, зерна, фуража и т.д. Общая сумма собранного в пользу армии составила 346 тысяч рублей. Осенью 1812 г. Казань приняла около 30 тысяч жителей Москвы, вынужденных оставить столицу перед занятием ее Наполеоном События 1812 г., Заграничного похода нашли отражение в художественной литературе, устном народном творчестве, в том числе татарского народа
3. Культурная жизнь края в первой половине XIX в. В 1804 г. был основан первый в Поволжье и третий в России Казанский университет. В феврале следующего года его переступили первые 33 студента. Их подготовкой предстояло заняться восьми ординарным профессорам, пяти адъюнкт-профессорам и шести учителям. Роль Казанского университета в культурной, духовной жизни края первой половины XIX столетия велика и неоспорима. Однако поначалу татары, башкиры, представители других нерусских народов неправославной веры не имели возможности стать его студентами. Лишь через двенадцать лет после основания университета поступило разрешение на прием 20 мусульман на медицинский факультет. Это правило было подтверждено в 1849 г. Тем не менее первые татары и башкиры, представители других тюркских народов получили высшее образование в стенах Казанского университета. Общее их число к середине XIX в. составляло несколько десятков человек. Определенное развитие в этот период получает начальное и среднее образование. Возникают школы для детей русских государственных и удельных крестьян, в уездных городах учреждаются уездные училища. Кроме уже существовавшей 1-й Казанской гимназии, на базе главного народного училища в 1835 г. создается 2-я гимназия. Шестью годами позже на средства помещицы А.Н. Родионовой открывается Казанский институт благородных девиц, названный Родионовским. Долгое время институт оставался единственным женским образовательным учреждением в крае. В 1847 г. при Северо-Восточной ферме Казанского экономического общества была открыта сельскохозяйственная школа. Ее воспитанники, прежде всего дети государственных крестьян, получали знания по земледелию, животноводству, огородничеству, ветеринарии. Не оставалось неизменным число татарских школ. В начале второй половины XIX столетия в крае насчитывалось около 500 сельских мектебов и медресе. Татарские учебные заведения находились в особо стесненных условиях, поскольку правительство средств на их содержание не выделяло. К тому же, не допускалось открытие светских татарских учебных заведений. Важное значение для развития культуры края имело зарождение издательского дела и периодической печати. В 1801 г. была открыта в Казани Азиатская типография, приобретенная на средства отставного поручика А. Бурашева. Через год появились первые, изданные здесь книги на арабском алфавите. В 1807 г. казанским губернатором Б.А. Мансуровым была основана русская типография при губернском правлении. Некоторое время спустя основывается типография Казанского университета, в состав которой позднее вошла Азиатская. Одной из первых изданных здесь книг был букварь и этимология татарского языка И. Хальфина. Впоследствии в Казани были открыты частные типографии Л. Шевица, Ш. Яхина, К.А. Тилли, Г.М. Вячеслава, В результате в первой половине XIX в. по общему количеству издаваемых книг Казань стала занимать третье место в России после Москвы и Петербурга. В первой половине XIX в. появились такие газеты, как «Казанские известия», «Казанские губернские ведомости», журналы «Казанский вестник», «Заволжский муравей». Свои «Ученые записки» начал издавать Казанский университет, а затем стали выходить «Записки Казанского экономического общества». Татарской периодической печати в то время не было, так как попытки ее создания не были поддержаны правительством.
4. Социально-экономические процессы в Казанской губернии во второй половине XIX века В середине и второй половине XIX столетия в экономическом укладе России происходили глубокие изменения. В 30—40-е годы начался промышленный переворот. В 1861 году было отменено крепостное право. Это открыло широкий простор для формирования новых, капиталистических отношений как в городе, так и в деревне, способствовало значительному ускорению социально-экономического развития. Татарское население России, разумеется, не осталось в стороне от названных процессов. Проникновение товарно-денежных отношений в деревню привело к имущественному и социальному расслоению татарского крестьянства. Большая часть его страдала от нищеты и малоземелья. Земельный голод в татарской деревне ощущался острее, чем в великорусской. На одно хозяйство крестьянина-татарина в Казанской губернии приходилось в 1,5—2 раза меньше пахотной земли, чем на хозяйство крестьянина-русского. Доля безлошадных семей в татарских деревнях достигала 34—35 процентов. Чтобы выжить в этих тяжелых условиях, крестьянам приходилось заниматься различными промыслами — изготовлением тюбетеек, шапок, валенок, шуб и тулупов из овчины и другими. Широкое распространение получает отходничество. Многие молодые татары в поисках заработка уходили на зимнее время в города, нанимались там к богатым людям, купцам, заводчикам в качестве чернорабочих, грузчиков, дворников, истопников и т. д. Масштабы отходничества были весьма велики. За 1891 —1900 годы в Казанской губернии численность отходников составила 148 тысяч человек. Многие из них уехали далеко от родных мест — на Урал, в Донбасс, Баку, постепенно осели там, превратившись в профессиональных рабочих. Если большинство татарских крестьян, не говоря уже о рабочих, влачили жалкое существование, то богатства национальной буржуазии неуклонно росли. В пореформенное время богатые татарские купцы основали десятки акционерных обществ и торговых домов. В качестве примера назовем акционерное общество «Волжско-Илецкое стекольное товарищество», созданное Сайдашевым и Субаевым. Оно работало весьма успешно, принося своим владельцам высокие прибыли. Весьма видное место в российском предпринимательстве конца XIX—начала XX века занимали торгово-промышленные фирмы Апанаевых, Губайдуллиных, Сайдашевых, Субаевых, Утямышевых в Казани, Дебердеевых в Пензенской губернии, Яушевых в городе Троицке Оренбургской губернии и других. К 1890 году татарские предприниматели имели в собственности в европейской части страны 76 промышленных предприятий. В последующем экономическое могущество татарской буржуазии продолжало неуклонно возрастать. В 1913 году предприниматели-татары владели уже 141 промышленным предприятием с числом работающих 12 тысяч человек и 154 торговыми домами. Крупнейшим среди последних был торговый дом оренбургских (каргалинских) купцов Хусаиновых. Капитал этого дома превышал 1,2 миллиона рублей. Во главе его стоял купец 1-й гильдии Ахмет Хусаинов, его компаньонами были братья Габделгани и Махмут Хусаиновы. Торговый дом Хусаиновых вел широкую торгово-посредническую деятельность с казахскими областями, Средней Азией, имел свои торговые представительства и магазины в Казани, Нижнем Новгороде, Москве. Убыстрились темпы формирования национальной интеллигенции. По данным Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, из татар на государственной административной службе находилось 2912 человек, из башкир — 139. Лиц, занимающихся частной юридической практикой, было 79 (татары и башкиры вместе). Наукой, литературой, искусством было занято 134 представителя этих национальностей, педагогической деятельностью — 2395. Около двух тысяч татар и башкир работали в земских и муниципальных учреждениях. Численность врачей и других медицинских работников чуть превышала одну тысячу. Общая численность лиц, занятых умственным трудом, приближалась у татар и башкир, близких по языку и культуре народов, к 10 тысячам человек. Это был огромный скачок по сравнению с концом XVIII столетия. По данным переписи 1897 года, численность татарского населения в европейской части страны достигала почти двух миллионов человек, что составляло 1,9 процента населения всей Европейской России. Наибольшее число татар проживало в Казанской губернии — 675 тысяч. Здесь же отмечался самый высокий удельный вес татар в общем населении — 31,12 процента, большие массивы татарского населения имелись в Уфимской и Самарской губерниях. Довольно много татар проживало в Вятской, Оренбургской, Симбирской, Саратовской, Астраханской губерниях. В конце XIX века в городах проживало около 150 тысяч татар, или почти 8 процентов всего татарского населения. За сорок лет уровень городского населения повысился почти в четыре раза. Особенно много татар проживало в Казани (28 000человек), Астрахани (15 000), Оренбурге, Уфе. Следует, однако, отметить, что процесс урбанизации среди татар и башкир протекал гораздо медленнее, чем в Европейской России в целом (13,4 процента горожан). Абсолютное большинство татар продолжало жить в деревне и заниматься сельским хозяйством. Лишь в двух экстерриториальных группах татарского населения — оренбургской и астраханской — сельское хозяйство переставало быть главным занятием (54 и 38 процентов занятых соответственно). Здесь большой удельный вес имели такие занятия, как торговля, переработка, услуги. Татарское население уступало также русскому по таким социальным показателям, как доля дворян, почетных граждан, купцов. Это свидетельствовало о том, что в социально-экономическом развитии татары отставали от русских и некоторых других народов России, хотя по темпам этого развития, очевидно, нисколько не уступали им. Важными особенностями социальной структуры татар в конце XIX века являлись: 1) проживание подавляющего большинства татар-крестьян в чисто татарских населенных пунктах; 2) ограничение контактов татарских сельских обществ с внешним миром (государственной администрацией и российским обществом) выполнением обязательных повинностей (уплата налогов, отправка рекрутов); 3) сохранение сильных мусульманских традиций и роли ислама как гаранта культурной и этнической идентичности татар. Все это предотвращало культурную ассимиляцию и русификацию татар в отличие от языческих и христианизированных народов Поволжья и Приуралья. Своеобразная замкнутость татарского населения, при наличии такого объединяющего фактора, как ислам, явно облегчала сплочение нации, даже в условиях распыленного, чересполосного расселения татар на территории России. Особенно глубокие изменения происходили в национальном самосознании, исламском просвещении и образовании. Во всех этих сферах наблюдались обновленческие процессы, борьба нового, прогрессивного с отсталыми, устаревшими и реакционными представлениями и установлениями.
Лекция 12. Казанская губерния в начале ХХ века (1900-1917 гг.) 1. Социально-экономические и политические процессы в Казанской губернии в начале ХХ в. В начале XX в. Казань и губерния стали заметным явлением в экономике России, особенно в сфере промышленности. В 1896 г. на территории края действовало 176 заводов и фабрик. Через восемь лет здесь уже насчитывалось более 320 предприятий. За период 1896-1914 гг. число занятых на них рабочих увеличилось с 10,5 тысячи до 21 тысячи человек. Десятую часть промышленного пролетариата составляли татары. Наибольший удельный вес в общем, объеме занимали легкая и пищевая промышленность. Росло производство на мукомольных, кожевенных, деревообделочных предприятиях, предприятиях по выпуску валяной обуви. Так, крупные мельницы действовали в Печищах, Морквашах, Чистополе, Тетюшах, ряде других поволжских и прикамских городов. Продолжала развиваться и мелкая промышленность, представленная небольшими предприятиями кустарного и полукустарного типа. В начале XX столетия в Казанской губернии действовало более 3,6 тысячи таких фабрик и заводов. На них было занято примерно 6 тысяч рабочих. Условия труда и быта российского пролетариата были намного хуже, чем в европейских странах. Начавшее оформляться рабочее законодательство в большей мере отражало интересы фабрикантов и заводчиков. В стране отсутствовала система государственного страхования. Рабочие подвергались нещадной эксплуатации. При официально установленной максимальной продолжительности рабочего дня в 11,5 часов рабочий день на большинстве предприятий губернии длился 12-14 часов. Правда, наиболее дальновидные предприниматели стремились учесть нужды рабочих. Некоторых из них начинали улучшать условия труда рабочих, строить больницы, вечерние школы, и клубы. Так, при заводе Крестовниковых действовали больница, школа для детей. И.И. Алафузов пожертвовал средства на строительство зданий женской рукодельной школы, больницы для рабочих в Адмиралтейской слободе, театра. Братья Акчурины открыли в 1914 г. при принадлежавшей им Гурьевской суконной фабрике бесплатную библиотеку читальню для рабочих и служащих. Но это были единичные факты Основная часть населения Казанской губернии была занята в сельском хозяйстве. Здесь же производилась большая часть продукции. Иными словами, Казанская губерния продолжала оставаться аграрным регионом. В начале XX в. из Казанской губернии в другие районы страны и за границу ежегодно вывозилось от 15 до 20 миллионов пудов хлеба. Основным поставщиком хлеба являлись крестьянские хозяйства. Однако растущие поставки продукции не были следствием роста урожайности. Крестьянина гнала на рынок нужда, необходимость получить средства, чтобы рассчитаться по увеличивающимся налогам, выкупным платежам. Рост урожайности наблюдался только в хозяйствах зажиточных крестьян и в некоторых помещичьих хозяйствах. Основная масса крестьян вела свое хозяйство рутинным способом. Под влиянием развивающихся капиталистических отношений нарастало расслоение крестьянства. С одной стороны, значительной стала прослойка крестьян-кулаков, сельской буржуазии. С другой — все большим становился удельный вес обедневших и бедных, безлошадных крестьянских хозяйств. Особенно быстро росло число безлошадных дворов у татарских крестьян, которые на одну треть состояли из батраков и поденщиков. Таким образом, в начале XX в. промышленность, сельское хозяйство Казанской губернии продолжали развиваться по капиталистическому пути. Это развитие не сопровождалось улучшением положения рабочего класса и крестьянства. Обездоленность, бесправие основной массы населения рождали социальный протест. Надвигалось время революционных событий. В 1901-1904 гг. в стане состоялся ряд антиправительственных выступлений, которые отражали растущее общественное недовольство существующими порядками. Об этом свидетельствовали студенческие беспорядки, многочисленные забастовки рабочих, крестьянские выступления. В забастовочную борьбу активно вовлекаются рабочие казанских и других предприятий. В 1900-1904 гг. бастовали алафузовские рабочие, казанские булочники, строители Паратского механического завода, казанские трамвайщики, наборщики ряда типографий. Их требования в основном носили экономический характер. Крестьянство края протестовало против сохранявшегося помещичьего землевладения, обременительных арендных платежей. В 1901-1903 гг. произошло более 15 крестьянских выступлений. Крестьяне жгли помещичьи имения, захватывали хлеб, отказывались платить за аренду земли. За различного рода преступления против земельной собственности в 1902-1903 гг. власти привлекли к ответственности более тысячи крестьян. Активным участником антиправительственных выступлений являлась учащаяся молодежь. Студенты Казанского университета устраивали забастовки и демонстрации, требуя восстановления университетской автономии, демократизации образования. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года в Петербурге вызвало огромный резонанс по всей стране. Революционные выступления начались даже в тех регионах, где до этого царило относительное спокойствие. В Казани политическим «детонатором» стала забастовка алафузовских рабочих 20-23 января. Алафузовцев поддержали рабочие других предприятий города — механического завода Свешникова, паркетной фабрики Локке, завода Крестовниковых. Всего в январе-марте в Казани было проведено более 20 стачек с участием 6,5 тысячи человек. В борьбу начало втягиваться и крестьянство, В январе-марте 1905 г. аграрные волнения произошли в Бугульминском, Мензелинском, Спасском, Чистопольском уездах. В некоторых местах дело доходило до попыток дележа помещичьих земель. Летом 1905 г. целую неделю, начиная с 7 июля, продолжалась стачка алафузовцев. Рабочие требовали установления 8-часового рабочего дня, повышения заработной платы, отмены штрафов, выплаты полной заработной платы за время болезни. Сопротивление забастовщиков удалось сломить только при помощи войск. Одиннадцать дней в августе бастовали рабочие столярных мастерских Казани, которые смогли добиться сокращения рабочего дня и. повышения заработной платы. Летом в забастовочной борьбе участвовали также слесари, наборщики и рабочие ряда других профессий. С конца августа началась организация боевых рабочих дружин. Усилилось крестьянское движение. Газеты того времени пестрели сообщениями о потравах, поджогах, самовольных запашках помещичьей земли, рубке леса. Новым всплеском выступлений была отмечена осень 1905 г. В конце сентября бастовали рабочие завода Крестовниковых, ряда других казанских предприятий. Бастующие продолжали выдвигать прежние требования, основными среди которых были введение 8-часового рабочего дня и повышение заработной платы. В сентябре-октябре в Казанском университете и ветеринарном институте проходили массовые митинги с участием рабочих, ремесленников, солдат, учащихся средних учебных заведений. 7 октября началась Всероссийская политическая стачка. Первыми ее поддержали казанские печатники. Работа всех типографий была парализована, в течение трех дней не выходила ни одна газета. Забастовка печатников продолжалась со второй половины октября по 8 ноября. На накал и ход борьбы большое влияние оказали события 17 октября 1905 г. Тогда казаки применили оружие против митинговавших у Казанского университета рабочих, ремесленников, учащихся. Было убито и ранено около 40 человек. Последовал взрыв возмущения. 19 октября при участии татар началось разоружение полиции, создание боевых дружин, отрядов народной милиции. Была создана городская коммуна. Власти в ответ объявили в городе военное положение, привлекли в помощь солдат, юнкеров, черносотенцев и некоторых представителей православного духовенства. 21 октября по зданию городской Думы был открыт огонь из винтовок и пулеметов. К вечеру забаррикадировавшиеся в этом здании революционеры прекратили сопротивление. Общее число жертв расправы составило около 45 человек убитыми и ранеными. Под влиянием октябрьских событий активнее начали выступать крестьяне. Аграрные волнения прокатились по Мамадышскому, Свияжскому, Чистопольскому, Мензелинскому, Спасскому уездам. Характер действий крестьян не изменился. Самый высокий подъем революционного движения наблюдался в ноябре-начале декабря 1905 г. В ноябре бастовали алафузовские рабочие, портные ряда казанских мастерских, часть подсобных работников Бондюжского химического завода, служащие казанского телеграфа, Буинской, Тетюшской, Елабужской почтово-телеграфных контор. Забастовки организовывали ученики 2-й Казанской гимназии, Казанской татарской учительской школы, Казанского промышленного и Елабужского реального училищ. Несколько изменился характер крестьянских выступлений. Наряду с погромами помещичьих имений, самовольными порубками леса, отказами в выполнении повинностей крестьяне стали оказывать вооруженное сопротивление полиции и казакам. В течение почти всей первой половины 1906 г. в крае не наблюдалось сколько-нибудь значительных выступлений рабочих. Ситуация начала меняться в мае, когда в день международного пролетарского праздника бастовали наборщики ряда казанских типографий, рабочие заводов Крестовниковых, Рама, Либихта, бельгийского акционерного общества «Газ и электричество», ряда других предприятий. В сентябре в забастовках участвовали рабочие кукморских валяно-обувных фабрик, алафузовцы, строители Елабуги. В марте 1906 г. объявили забастовку шакирды самого крупного казанского медресе «Мухаммадия». Вместе с ними бастовали и учащиеся других татарских средних учебных заведений. Общее число участников волнений срставило около 1,5 тысячи человек. Несколько оживилось весной и летом 1906 г. крестьянское движение. Частые аграрные волнения происходили в Буинском, Бугульминском, Лаишевском, Чистопольском, Спасском, Свияжском уездах. Крестьяне самовольно запахивали земли помещиков, громили их имения. В апреле произошло столкновение крестьян деревни Цильна Буинского уезда Симбирской губернии с полицией и казаками, в результате которого было убито и ранено более 200 человек. Всего в 1906 г. в крае состоялось более 150 крестьянских выступлений. Первая российская революция, в которой активное участие приняли трудящиеся массы края, не достигла своих основных целей. Устояло самодержавие, было сохранено помещичье землевладение. Неразрешенным остался национальный вопрос. Со второй половины 1907 г. и до мая 1910 г. на промышленных предприятиях края не было ни одной крупной стачки или забастовки. Лишь изредка вспыхивали небольшие антипомещичьи выступления в деревнях. В период, непосредственно предшествовавший первой мировой войне, рабочее движение стало заявлять о себе все увереннее. Так, зимой весной 1914 г. на промышленных предприятиях Казанской губернии было организовано 10 стачек. Первая российская революция пробудила политическую активность татарского общества. Стремление добиться национального равноправия, свободы исполнения своих религиозных и народных обычаев, участия в политической жизни страны охватывает его широкие слои. Возобновляется ваисовское движение. Политическую окраску приобретает джадидизм. На основе джадидизма формируется либерально-демократическая партия российских мусульман «Иттифак аль-муслимин» («Союз мусульман»). Ее созданию предшествовали январское собрание татарских либералов в Казани и майское совещание представителей национальной буржуазии в Чистопоюле в 1905 г. В августе того же года в Нижнем Новгороде с участием около 120 человек, в том числе Ф. Туктарова и Г. Исхаки, нелегально состоялся I Всероссийский съезд мусульман. Устроители съезда арендовали пассажирский пароход «Густав Струве» и во время прогулки на нем провели 6-ти часовое заседание. Здесь и было принято решение о создании общероссийской политической организации мусульман. В резолюции съезда в основном речь шла об обеспечении равенства в политических, имущественных и религиозных правах мусульман с православным населением страны. На двух последующих съездах (январь, август 1906 г.) партия окончательно оформилась. Были приняты устав, программа, избран ЦК «Иттифак аль-муслимин». состав руководства «Союза мусульман» вошли такие, уже известные нам лидеры джадидистского движения, как Р. Ибрагимов, Ю. Акчура, И. Гаспринский, С. Алкин, М. Бигиев, Г. Баруди, Г. Буби и еще восемь человек. В Казани печатными органами партии являлись газеты «Казан мухбире» («Казанский вестник») и «Ахбар»(«Известия»). Требования татарских либералов во многом были созвучны программе партии кадетов. Это — установление в России конституционного строя, всеобщего избирательного права, демократических свобод, ряд других положений. Вместе с тем «Союз мусульман» выступал за равенство религий перед законом, а главное — выдвигал требование национально-культурной автономии. На трех всероссийских съездах были также намечены некоторые организационные меры по консолидации мусульманского населения регионов вокруг этой партии. Так, были названы 16 районов и городов России, где мусульмане составляли значительную или заметную часть населения. Региональные отделения «Союза мусульман» предполагалось создать, например, в Баку (район Кавказа), Симферополе (Крым), Москве, Минске (Литовский район), Астрахани (Нижнее Поволжье), Казани, Уфе (Уфимский район), Ташкенте (Туркестанский район), Иркутске (Сибирский район), Семипалатинске (Семипалатинский район), Верном (Семиреченский район), Ашхабаде (Закаспийский район). Восемь из этих городов при советской власти стали столицами национально-государственных образований. К началу первой мировой войны партия татарских либералов сошла с политической арены. Правительство П.А. Столыпина стало проводить «политику русского национализма». Так, в 1910 г. им было проведено Особое совещание по Приволжскому краю», на котором была выдвинута задача постепенного «обрусения инородцев». Усилились гонения на мусульман, обычным явлением стали аресты и обыски мусульманских деятелей. В 1911 г. властями было закрыто новометодное медресе «Иж-Буби», арестовано 14 мулл и учителей. В условиях усиления черносотенного движения некоторые деятели «Союза мусульман» вынуждены были уехать за границу. А поддержка частью кадетов позиции правительства в национальном вопросе сужала возможность союза с ними. Важное место в работе Государственной Думы всех четырех созывов (1906-1917 гг.) занимала деятельность мусульманской фракции. Эта фракция состояла из депутатов от мусульманских народов Поволжья, Приуралья, Казахстана, Средней Азии, Кавказа и Крыма. Общими для ее членов были идеи национального и религиозного равноправия, развития язычка, образования и культуры мусульманских народов. Программой фракции являлась программа партии «Союз мусульман». Общее число мусульманских депутатов Думы за 1906-1917 гг. составило более 70 человек, около половины из них были татары и башкиры. В Думу было избрано 24 депутата от мусульман России, из них —12 татар; во II Думу — 34 депутата, 15 татар; в III Думу — 10 депутатов, семеро татар; в IV Думу — 7 депутатов, четверо татар. Таким образом, число мусульманских депутатов неуклонно сокращалось. Дело в том, что царское правительство путем внесения поправок в законы создавало затруднения для избирателей-мусульман. Так, в выборах в III Думу не смогло принять участие большинство мусульман Средней Азии, а по итогам выборов в IV Думу от Казанской губернии не прошел ни один депутат-татарин. Многие мусульманские депутаты Думы впоследствии сыграли важную роль в сложных событиях, происходивших в стране после свержения самодержавия. Таким образом, революция 1905-1907 гг. дала мощный толчок развитию среди татар движения за национальное равноправие, демократические свободы. Эти требования были положены в основу программы первой общемусульманской политической партии «Иттифак аль-муслимин». Важное место в общественно-политической жизни татар заняла деятельность мусульманской фракции в Государственной Думе всех четырех созывов. 19 июля 1914 г. началась Первая мировая война. Главными противниками Российской империи были Германия, Австро-Венгрия и Турция. Начало войны вызвало в стране значительный патриотический подъем. Практически все политические силы призвали население защитить свое Отечество. Во второй половине июля в Казани были проведены верноподданнические манифестации. Однако постепенно настроение в обществе начало меняться. Война принимала затяжной характер. С фронтов все чаще приходили известия о военных поражениях российской армии. Россия из всех воюющих стран несла самые тяжелые людские потери. С 1916 г. в стране нарастает хозяйственная разруха. Российская экономика не могла удовлетворить постоянно растущие запросы армии. Не хватало самого необходимого — орудий и снарядов, стрелкового оружия и боеприпасов, обмундирования и продовольствия. Транспорт не справлялся с перевозками, ощущалась острая нехватка металла, сырья, топлива. В тяжелом положении оказалось сельское хозяйство, которое лишилось миллионов рабочих рук. Сокращалось производство хлеба мяса. Во многих городах начались перебои с продовольственным снабжением. Продолжалось обесценивание денег. Тяжелым бременем легли годы войны на экономику Казанской губернии. В армию была мобилизована наиболее работоспособная часть населения. На фабриках и заводах возрос удельный вес женщин и подростков, закрылись многие предприятия, производившие продукцию для населения. На ряде предприятий, даже работавших на войну, сократилось производство. Упадок переживало сельское хозяйство: в полтора раза уменьшились посевные площади, почти в два раза снизилась урожайность. Как и во многих других городах страны, в Казани у магазинов появились хлебные очереди. Общим результатом усиливающейся хозяйственной разрухи, ухудшения положения масс стало растущее недовольство политикой властей. Забастовочное движение в 1916 г. резко активизировалось. Фактом стали массовые крестьянские волнения. На фронте нередкими были случаи братания, неповиновения приказам. Неспокойно было и в Казанской губернии. Здесь также нарастали антивоенные, антиправительственные настроения. В середине января 1917 г. казанский губернатор П.М. Боярский сообщал в Министерство внутренних дел: «Чуть ли не все слои населения открыто осуждают правительство. Нервное настроение подогревается дороговизной жизни, отсутствием муки, толками о грядущей возможности голода. Все ждут лозунга «К оружию», чтобы, как говорит молва, совершить великое дело». В самом конце января 9-тысячную стачку под лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеб, мир, свобода!» провели алафузовцы. Вскоре к забастовке подключились рабочие других предприятий. Усилились волнения в частях Казанского гарнизона. Учащаяся молодежь устраивала многолюдные политические сходки. Резко оппозиционные настроения охватили также либеральное общество. В его кругах распространялось убеждение в неспособности правительства Николая II управлять страной. Против этого правительства было выдвинуто обвинение в глупости и измене. Более того, кадеты, октябристы, представители ряда других партий стали возлагать ответственность за хозяйственную разруху, военные поражения на самого императора. В конце 1916 г. начинают разрабатываться планы дворцового переворота, отстранения Николая II от власти. Нарастанию конфликта послужил и фактический роспуск IV Государственной думы. Ее депутаты начали предъявлять весьма серьезные требования правительству, а следовательно, и царю. Реакция на столь существенное изменение позиции Думы последовала в середине января 1917 г, когда по царскому указу в ее работе был объявлен перерыв.
2. Казань в 1917 году Февральская революция 1917 г. берет свой отсчет с 23 февраля (8 марта). Тогда в Петрограде начались антивоенные митинги и демонстрации, вызванные нехваткой продовольствия. Вскоре они переросли в стычки с казаками и полицией. В последующие два дня вспыхнула всеобщая забастовка. Общие требования участников волнений выражали лозунги «Долой царизм!», «Долой самодержавие!», «Долой войну!».25 февраля Николай II повелел «завтра же прекратить в столице беспорядки, недопустимые в тяжелое время войны с Германией и Австрией». Одновременно он отдал приказ о роспуске Государственной думы. На следующий день началось вооруженное восстание, поддержанное воинскими частями. 27 февраля восставшие овладели вокзалами, мостами, арсеналом, важнейшими правительственными учреждениями, а затем — Петропавловской крепостью, Зимним дворцом и Адмиралтейством. Правительство разбежалось. 27 февраля был создан Временный исполнительный комитет Государственной думы. Одновременно был образован Петроградский Совет рабочих (затем — и солдатских) депутатов. Возникло двоевластие. В ходе переговоров между представителями этих двух органов власти было принято решение об образовании на период до Учредительного собрания Временного правительства. Первоначально в его состав вошли в основном кадеты и октябристы. Временное правительство начало действовать со 2 марта. В тот же день под давлением думского руководства и командующих фронтами Николай II подписал акт об отречении от престола за себя и своего сына в пользу младшего брата Михаила. Однако Михаил Александрович 3 марта отказался принять царскую власть, предоставив решение вопроса о форме правления в стране Учредительному собранию. Самодержавие в России пало. В Казани события не носили столь бурного характера, как в Петрограде. По приказу командующего Казанским военным округом генерала А.Г. Сандецкого войска гарнизона были приведены в состояние боевой готовности. В самом начале марта на казанских улицах состоялись многочисленные демонстрации. Революционные настроения проявили солдаты трех полков, которые арестовали своих командиров. Были разоружены полиция и жандармерия, освобождены политические заключенные. 4 марта восставшими солдатами был разгромлен окружной штаб, арестован и отстранен от должности А.Г. Сандецкий. Вскоре среди арестованных оказался ряд других генералов. Всего от должностей было отстранено более ста представителей командования. В начале марта в Казани и губернии были созданы Советы рабочих и солдатских депутатов. В них, как в других Советах, преобладали эсеры и меньшевики. 2 марта на свое заседание собралась Казанская городская дума. По предложению городского головы В.Д. Воронина она заявила о своем признании произошедших в столице перемен. Через три дня расширенный состав городской Думы с участием рабочих организаций избрал Комитет общественной безопасности. В течение марта подобные комитеты были созданы во всех уездных городах. Они стояли на позиции поддержки Временного правительства. Выборные органы, носившие различные названия, формировались в воинских частях и гарнизонах. Представителями Временного правительства на местах являлись его комиссары. Они имели права прежних губернаторов. 8 марта губернским комиссаром был назначен председатель Казанской губернской земской управы В. Молоствов. В тот же день на объединенном собрании Советов рабочих и солдатских депутатов были избраны президиум и председатель. Таким образом, в Казанской губернии, как и по всей стране, установилось двоевластие, которое не могло не быть временным. По сути дела, возникло многовластие. Оно граничило с анархией и безвластием. В Казани и губернии восстанавливались и вновь возникали десятки партий, групп и общественных движение. Наиболее влиятельными среди них были кадеты, октябристы, эсеры, социал-демократы. Решающую роль в последующих событиях сыграли социал-демократы и эсеры. Во время войны эти партии ничем особенным себя не проявили. Часть их активистов находилась в ссылках и эмиграции, другие не имели статочного политического авторитета. Раскол в РСДРП сопровождался в провинции ожесточенными политическими схватками между местными большевиками и меньшевиками. В начале марта казанские социал-демократы вышли подполья. В течение месяца была предпринята попытка создать единую социал-демократическую организацию. Однако она не принесла результата. Немалую роль в этом сыграл большевик В.А. Тихомирнов. Он сумел отмежевать своих сторонников от других социал-демократов и объединить их в самостоятельную организацию. В.А. Тихомирнов возглавил городской комитет большевиков, который стал выпускать газету «Рабочий». Среди социал-демократов меньшевиков наиболее видными деятелями тогда были Ю. Денике, Б. Нелидов и некоторые другие. Влиятельной политической силой были также эсеры. К моменту свержения самодержавия эта партия понесла наибольшие людские потери. В ответ на развязанный эсерами террор царское правительство предприняло репрессивные меры. Сотни эсеров были казнены, тысячи — приговорены к различным срокам наказания. Как и среди социал-демократов, в феврале 1917 г. среди казанских эсеров начались разногласия. Их результатом стал распад прежде единой Казанской организации партии социалистов-революционеров. Казанские эсеры издавали газеты «За землю и волю» и «Игенче» («Земледелец»). Меньшевики и эсеры играли ведущую роль в большинстве Советов рабочих и солдатских депутатов, созданных в уездах с марта по апрель 1917 г. Они выступали за совместную с Временным правительством работу по проведению реформ и стремились к поиску почетного выхода из войны. Сильными позициями эсеры располагали в губернском Совете крестьянских депутатов, который был организован в мае. Большевики же и меньшевики имели здесь незначительное число мест. Кадеты, октябристы, монархисты и другие партии и группы также вели бурную политическую деятельность. Но особой популярностью среди населения они не пользовались. Приметой времени являлся рост влияния военных общественных организаций. В марте во всех частях Kaзанского гарнизона — а это более 50 тысяч человек — (были избраны солдатские или войсковые комитеты. 10 марта был образован Совет солдатских депутатов, который вскоре объединился с Советом рабочих депутатов. Председателем объединенного Совета стал подпоручик Константин Поплавский. Его позиция сказывалась на принятии ряда важнейших решений всеми органами власти. В апреле был образован Военно-окружной комитет. В нем преобладали меньшевики и эсеры. После февраля 1917 г. стали возрождаться старые и создаваться новые профессиональные союзы. Крупнейшим среди них был союз металлистов «Единение». На ряде промышленных предприятий возникли фабрично-заводские комитеты (фабзавкомы). Профсоюзы и фабзавкомы ограничивали экономическую власть хозяев, активно влияли на прием и увольнение рабочих и служащих, явочным порядком вводили восьмичасовой рабочий день. Нередко рабочие организации в своей асоциальной «политике» не учитывали экономическое положение предприятий, что оборачивалось спадом производства. На ход событий от Февраля к Октябрю сильный отпечаток накладывали национальное движение, национальный вопрос в целом. В первых числах марта в ряды РСДРП (большевиков) в Казани вступили Я. Чанышев, В. Шафигуллин, X. Садриев, А. Алеев, И. Якупов, 3. Юсупов; в Симбирске — Ш. Усманов, Б. Белоусов и другие. Как и в период первой русской революции, в некоторых городах были созданы татаро-башкирские группы при комитетах большевистской партии. Первая татарская группа появилась при Уфимском комитете РСДРП(б), затем при Оренбургском и Самарском комитетах. В Казани была создана агитационно-пропагандистская группа для ведения работы среди татарского населения. Много татар и башкир из рабочих, солдат и крестьян вступили весной—летом 1917 года в партию социалистов-революционеров. Мусульмане были представлены также в партии меньшевиков. Авторитетным политическим органом трудящихся являлись Советы, строившиеся на интернациональной основе. Советы рабочих и солдатских депутатов были созданы в Казани, Симбирске, Самаре, Уфе, Оренбурге, Саратове, Астрахани и во многих других городах. Представители трудящихся-мусульман свободно и активно участвовали также в работе таких демократических организаций, как профсоюзы и фабрично-заводские комитеты, солдатские и крестьянские комитеты. В профсоюзах Казани в 1917 году наряду с рабочими других национальностей было 1555 татар. На фронте и в тыловых гарнизонах создавались мусульманские солдатские комитеты и бюро. Они выражали интересы и чаяния военнослужащих-мусульман. В мусульманском военном комитете Казанского гарнизона большим влиянием пользовался Якуб Чанышев (1892—1987), впоследствии активный участник Гражданской и Великой Отечественной войн, генерал-лейтенант (с 1944 года) Советских Вооруженных Сил. Такой же комитет в Екатеринбурге возглавлял большевик Сахибгарей Саид-Галиев (1894—1939), впоследствии видный государственный деятель РСФСР. На фронте в армейских мусульманских комитетах работали М. Алиев, К. Якубов, А. Тагиров, Н. Байтеряков и другие. После Февраля в армии распространилось движение за создание национальных формирований. Оно находилось в русле утверждения демократических принципов, в частности права каждого народа на свободное самоопределение. В то же время большевики выступали против превращения национальных полков в постоянную, обособленную от общероссийского войска армию. Либерально-буржуазные круги татарского общества также попытались воспользоваться новыми, более благоприятными политическими условиями. Сразу после свержения самодержавия членами мусульманской фракции Четвертой Думы и ее бюро было образовано Временное Центральное бюро российских мусульман во главе с Ахметбеком Цаликовым, стоявшим на близких, к меньшеыневистским позициях. Помимо него в этот орган вошли известные деятели С. Алкин, А.-З. Валиди, М. Бигиев, С. Максудов, Ш. Мухаммедъяров и другие. Идейного и политического единства между ними не было. Когда бывший депутат Второй и Третьей Государственных Дум С. Максудов, выступая на съезде кадетской партии в конце марта 1917 года, заявил о поддержке российскими мусульманами партии кадетов, остальные члены Временного Центрального бюро выступили в эсеровской газете с протестом, в котором утверждали, что «многомиллионная мусульманская демократия никогда не видела в партии кадетов выразительницы своих политических интересов, в настоящее время даже самые умеренные слои мусульманского населения не склонны становиться под знамя кадетов». Отсюда становится ясно, что в татарском национальном движении весной—летом 1917 года шел сложный процесс идейного и политического самоопределения. Еще одной характерной чертой революции являлся расцвет митинговой демократии. На многочисленных митингах, собраниях, конференциях и съездах обсуждались главные вопросы тогдашней российской жизни: о форме правления и государственном устройстве, о войне, о земле, рабочий вопрос и другие. Временное Центральное бюро российских мусульман в середине марта 1917 года приняло решение о созыве в Москве Всероссийского мусульманского съезда. Открытие съезда намечалось на 1 мая. В ходе подготовки к съезду в основных районах проживания мусульман — Туркестане (Ташкент), Закавказье (Баку), Крыму (Симферополь), Поволжье (Казань) и Приуралье (Уфа) были проведены региональные конференции. 22—27 апреля в Казани состоялся съезд мусульманок, представлявших многие районы страны. В работе I Всероссийского мусульманского съезда участвовало около 900 делегатов, из них 112 женщин. На съезде, продолжавшемся 11 дней подряд, с 1 по 11 мая 1917 года, обсуждался широкий круг вопросов, работали 9 комиссий, было произнесено много речей, одобрены резолюции. Впервые в истории посредством демократических выборов были избраны главы и члены Духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири. Новым муфтием стал Галимджан Баруди. Было решено также образовать Всероссийский Мусульманский Совет (ВМС) из 30 человек. От татар и башкир в состав его вошли 10 человек, в том числе известные общественные деятели С. Максуди, Г. Исхаки, М. Бигиев, Ф. Каримов и другие. Решения съезда были выдержаны в демократическом духе. Однако они не имели ни юридической, ни практической силы. В конце лета 1917 года политическая ситуация в стране резко обострилась. Временное правительство, которое с 8 июля возглавил А. Ф. Керенский, не смогло справиться ни с одной из крупных политических задач демократической революции. Решение этих задач — о земле, о государственном устройстве и т. д. — откладывалось до Учредительного собрания, с созывом которого правительство не спешило. Положение российской армии на фронте неуклонно ухудшалось. Во всех слоях общества росло разочарование и недовольство деятельностью Временного правительства. Сложная, противоречивая политическая ситуация негативно отражалась на национальном движении. Когда украинская Центральная Рада (орган, напоминающий по своему статусу и функциям Всероссийский Мусульманский Совет) объявила о широкой автономии Украины, кадеты-министры вышли из состава Временного правительства, протестуя против примиренческой позиции большинства министров в данном вопросе. Кадеты требовали принятия жестких мер против украинских «сепаратистов». В этой накаленной атмосфере в Казани состоялся II Всероссийский мусульманский съезд (21.июля — 2 августа 1917 года). Его уже нельзя было назвать общемусульманским: в работе съезда отказались участвовать казахи и азербайджанцы. В мусульманском движении начинает преобладать тенденция к самоопределению отдельных наций: азербайджанской, татарской и т. д. В работе II мусульманского съезда участвовало около 200 делегатов, представлявших в основном татарское и башкирское население Поволжья, Приуралья и Западной Сибири. Центральное место в повестке дня съезда занимал вопрос о национально-культурной автономии для татар Внутренней России и Сибири. Одновременно с мусульманским съездом в Казани заседали еще два съезда: мусульманского духовенства и военных мусульман. 22 июля на совместном заседании всех трех съездов была торжественно провозглашена национально-культурная автономия для тюрко-татар Внутренней России и Сибири. Для проведения практических мероприятий по осуществлению национально-культурной автономии и подготовки созыва Национального Собрания была образована Коллегия мухтарията из 12 человек. Возглавил Коллегию Садри Максуди. Всероссийский мусульманский военный съезд создал свой руководящий орган — Всероссийский мусульманский военный совет — Харби Шура. Председателем совета являлся Ильяс Алкин, сын Саидгирея Алкина, одного из основателей и видных деятелей «Иттифака». По инициативе Харби Шура в последующие недели и месяцы были сформированы 1-й мусульманский стрелковый полк в Оренбурге, 2-й мусульманский стрелковый полк в Уфе, 6-й мусульманский стрелковый полк в Витебске и другие национальные военные части. Но вопрос о том, кому, какому правительству будут служить эти военные формирования, оставался открытым. Во-первых, состав Харби Шура, как и местных военных мусульманских комитетов, был политически разнородным: одни шли за эсерами и меньшевиками, другие поддерживали большевиков, третьи еще не определились в своих политических симпатиях. Во-вторых, отсутствовала определенность в вопросе о высшей государственной власти в России. В конце августа 1917 года главнокомандующий русской армией генерал Корнилов выступил с требованием передать высшую власть в его руки. Это означало бы установление военной диктатуры с неизбежным прекращением деятельности всех демократических движений и организаций, включая национальные, вроде Коллегии мухтарията и Харби Шура. Объединенными силами Временного правительства и демократических сил общества корниловский мятеж был подавлен (главную ударную силу мятежа составляла «Туземная дивизия», сформированная из кавказских мусульман). Эти события глубоко потрясли всю Россию и привели к двум важным политическим результатам. Первый — дальнейшее падение авторитета Временного правительства, опиравшегося на блок буржуазных и умеренных социалистических партий эсеров и меньшевиков. Второй — превращение выдвинутого В. И. Лениным еще в апреле 1917 года лозунга «Вся власть Советам» в практическую задачу дня. На состоявшихся в конце августа—сентябре 1917 года перевыборах Советов большинство депутатских мандатов досталось большевикам и поддерживавшим их левым эсерам. Произошла большевизация Советов, причем не только столичных — Петроградского и Московского, но и абсолютного большинства провинциальных, в том числе в Казани, Оренбурге, Самаре, Саратове, Астрахани. 25 сентября Петроградский Совет вынес резолюцию с требованием прекращения коалиции с буржуазией и передачи власти Советам. 12 октября при Петроградском Совете был создан Военно-революционный комитет (ВРК), фактически ставший органом подготовки вооруженного восстания против Временного правительства. Выполняя предписания ВРК, рабочие красногвардейские отряды и солдаты гарнизона в ночь с 24 на 25 октября заняли все правительственные учреждения и другие важнейшие здания и коммуникации, а в ночь с 25 на 26 октября арестовали в Зимнем дворце министров Временного правительства. Так свершилась Октябрьская революция. Переворот в Петрограде был осуществлен быстро, легко, почти бескровно. Открывшийся в Смольном 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил установление на всей территории России власти Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов — советской власти. Были приняты первые декреты новой власти — о мире и о земле. Создано новое, рабоче-крестьянское правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК) во главе с лидером большевистской партии В. И. Ульяновым-Лениным. Октябрьская революция и советская власть были бы обречены на неизбежное поражение, если бы выступление рабочих и солдат Петрограда не поддержало большинство народа на местах, в необъятной российской провинции. Еще в разгар подготовки вооруженного переворота, 15 октября 1917 года 40-тысячный митинг рабочих и солдат в Казани принял резолюцию с требованием передачи государственной власти Советам. В Казани вооруженное столкновение между противниками и сторонниками Временного правительства фактически совпало по времени с вооруженным восстанием в Петрограде. Это были дни 24—26 октября. Руководители Казанского мусульманского комитета (председатель — меньшевик Фуад Туктаров) и Харби Шура (председатель — правый эсер И. Алкин) попытались предотвратить участие татарских рабочих и солдат в событиях на стороне большевиков. Они агитировали в казармах четырех мусульманских рот 95-го полка сохранять «нейтралитет», «проявлять осторожность». В то же время руководители Мусульманского социалистического комитета (председатель — Мулланур Вахитов), ряд членов Харби Шура (Камиль Якубов, например), совместно с местными большевиками Г. Ахтямовым, В. Шафигуллиным и другими призывали татарских рабочих и солдат встать на сторону советской власти. По свидетельству командира роты 95-го полка прапорщика А. Рахманкулова, собрание солдат роты 24 октября приняло резолюцию, первый пункт которой гласил: «Принять участие в восстании вместе с солдатами 164-го и 240-го полков, бороться вместе с ними плечом к плечу за власть рабочих и солдат». Мусульманская рота 95-го полка под командованием прапорщика Я. Чанышева 25 октября заняла железнодорожный вокзал. Организованно, самоотверженно действовали и остальные мусульманские роты. К концу дня 26 октября Казань оказалась в руках восставших. На состоявшемся вечером того же дня собрании Казанского Совета был образован Временный революционный комитет из 20 человек. В его состав вошли К. Грасис, Н. Ершов, Г. Олькенецкий, М. Вахитов, К. Якубов, Я. Чанышев и другие. Так в Казани победила Октябрьская революция.
Date: 2015-08-24; view: 2250; Нарушение авторских прав |