Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Государство Хунну в Центральной Азии и Западная держава гуннов





 

1.Ранние кочевники Центральной Азии

В середине II — начале I тысячелетия до н. э. на востоке Евразии окончательно сформировались два отличных друг от друга хозяйственно-культурных региона: собственно китайский и центральноазиатский.

В большей части центральноазиатского региона основой хозяйственной деятельности стало кочевое и полукочевое скотоводство, сочетавшееся с примитивным земледелием и охотой. В начале I тысячелетия до н. э. племена, населявшие Центральную Азию, создали кочевническую культуру скифского типа; они освоили металлургию бронзы и железа, металлообработку, колесные повозки и всадничество; жилищем им служила полусферическая с коническим верхом войлочная кибитка, которую при перекочевке укрепляли на большой повозке, влекомой быками (юрта, на сов. тат. - йорт). Свойственный скифам тип вооружения и конского убора, одежда, «звериный стиль» в искусстве засвидетельствованы раскопками на Алтае, в Туве, в Монголии так же хорошо, как и в Причерноморье.

Китайский историк Сыма Цянь (145—87 гг. до н. э.), систематизировавший в своих «Исторических записках» ранние рассказы о северных соседях Китая, сообщает о них лишь отрывочные сведения. Примерно с VII—VI вв. до и. э. он именует кочевников Монголии жунами, а позднее — ху. В степях Внутренней Монголии, Южной Маньчжурии и в отрогах Большого Хингана жили шаньжуны («горные жуны») и дунху («восточные варвары»). Северные племена были постоянными участниками политической жизни древнекитайских государств, то сражаясь с ними, то вступая в коалиции воюющих друг с другом китайских царств и получая за это вознаграждение.

Сыма Цянь ярко описывает образ жизни «варваров» и их общественное устройство. Жуны и дунху не были политически объединены, «все они были рассеяны по горным долинам, имели собственных вождей, и, хотя нередко собиралось свыше ста племен жунов, они не сумели объединиться в одно целое». Источники отмечают у жунов и дунху посевы проса, но главным их занятием было скотоводство: «Переходят со скотом с места на место, смотря по достатку в траве и воде. Постоянного пребывания не знают. Живут в круглых юртах, из коих выход обращен и к востоку. Питаются мясом, пьют кумыс, одежду делают из разноцветных шерстяных тканей... Кто храбр, силен и способен разбирать спорные дела, тех поставляют старейшинами. Наследственного преемствия у них нет. Каждое стойбище имеет низшего начальника. От ста до тысячи юрт составляют общину... От старейшины до последнего подчиненного каждый сам пасет свой скот и печется о своем имуществе, а не употребляют друг друга в услужение... В каждом деле следуют мнению женщин, одни военные дела сами решают... Войну ставят важным делом...»

Радикальное изменение общей ситуации в Центральной Азии произошло, согласно Сыма Цяню, в период «Воюющих царств» (403—221 гг. до н. э.). Вместо прежних жунов на севере и западе появляются сильные объединения кочевых племен сюнну (хуннов) и юэчжэй, а про дунху сообщается, что они «достигли расцвета» и у них появился единый правитель. В IV в. до н. э. китайцы впервые называют хуннов среди своих противников; позднее те начинают ожесточенную борьбу за Ордос с царством Чжао. Война шла с переменным успехом; за то время в составе хуннского объединения оказались те жунские племена, которые прежде были независимыми. На западе соседями хуннов были юэчжи— восточно-скифские (сакские) племена, занимавшие вместе с родственными им усунями огромную территорию от Тянь-Шаня до Центральной Монголии.

Раскопками обнаружены два типа культур скифского круга (I тысячелетие до н. э.). Один тип представлен «культурой плиточных могил» и «оленьими камнями». Плиточные могилы сооружались из неглубоко погруженных в землю плоских каменных плит, образующих прямоугольный ящик. Погребенных клали головой на восток вместе с оружием, украшениями, сосудами. В плиточных могилах погребены монголоиды северной (палеосибирской) ветви этой расы, а в курганах—европеоиды. В III—II вв. до н. э. плиточные могилы и скифские курганы вытесняются иными по облику погребениями, в которых железный инвентарь сменяет бронзовый.

Теперь, накладывая сведения письменных источников на археологическую карту, можно заключить, что носителями культуры плиточных могил были племена жунов и дунху. Культура курганных захоронений Западномонгольского и Саяно-Алтайского регионов, датируемая V—III вв. до н. э., принадлежала восточноскифским (сакским) племенам — юэчжам и усуням. Таким образом, сакские племена контролировали Западную часть предгорий Алтая, а жуны и дунху – Центральную Азию


2.Хунну: социально-политический строй и экономика.

В последние десятилетия III в. до н. э. союз хуннских родов, возглавлявшийся военным вождем — шаньюем, вместе с подчиненными племенами испытал ломку традиционных отношений, завершившуюся возникновением примитивного государства.

Подробно об этих событиях пишет Сыма Цянь: «В то время дунху были сильны, а юэчжи достигли расцвета. Шаньюем у хуннов был Тоумань. Он имел двух сыновей от разных жен. Для того чтобы сделать наследником младшего, шаньюй решил пожертвовать старшим, Маодунем, и отправил его заложником к юэчжам. Затем Тоумань напал на юэчжей. Маодунь не погиб, он украл коня и ускакал к своим. Тоумань дал ему под начало отряд. Маодунь, обучая воинов, приказал им стрелять туда, куда летит его «свистунка» (боевые стрелы хуннов снабжались костяными шариками с отверстиями - сотни свистящих стрел наводили ужас на врагов и пугали их коней). Вскоре Маодунь пустил стрелу в своего прекрасного коня. Тем из его отряда, кто не стрелял, он приказал отрубить головы. Некоторое время спустя Маодунь пустил стрелу в свою любимую жену. Он отрубил головы тем, кто не посмел стрелять. На охоте Маодунь выстрелил в коня своего отца и никто из его воинов не опоздал выстрелить. Маодунь понял, что время настало. Когда он пустил стрелу в Тоуманя, тот был утыкан стрелами. Казнив младшего брата, мачеху и приближенных отца, Маодунь стал шаньюем. Узнав о событиях в орде (так называли гунны военный лагерь и княжескую ставку), правитель дунху, решив, что смута ослабила гуннов, потребовал от Маодуня уступить пограничную территорию. Многие старейшины, страшась войны, советовали Маодуню отдать землю. «Крайне разгневанный, Маодунь ответил: «Земля—основа государства, разно можно отдавать ее!» Всем, советовавшим уступить землю, он отрубил головы. Затем Маодунь разгромил дунху наголову, убил их правителя, взял в плен людей из народа и захватил домашний скот».

В 203—202 гг. до н. э. Маодунь подчинил племена Саян, Алтая и верхнего Енисея (в том числе древних кыргызов на территории современной Хакасии) и установил северные границы своей державы. Но оставались два главных противника — Китай и юэчжи.

Экономика хуннского общества, судя по описанию Сыма Цяня, была примитивной: «В мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование, а в тревожные годы каждый обучается военному делу для совершения нападений... Начиная от правителя, все питаются мясом домашнего скота, одеваются в его шкуры и носят шубы из войлока». Столь же простой кажется и проистекающая из характера экономики программа отношений с Китаем, сформулированная одним из шаньюев: «Я хочу открыть вместе с Хань большие заставы для торговли, взять в жены дочь из дома Хань, хочу, чтобы мне ежегодно посылали 10 тыс. даней рисового вина, 5 тыс. ху (мер) проса, 10 тыс. кусков различных шелковых тканей, а также все остальное, и в этом случае на границе не будет взаимных грабежей».

Кроме огромных табунов лошадей богатством хуннов были стада быков, яков и верблюдов, громадные отары овец и коз. Скот находился в семейной собственности; каждая семья имела право на достаточную часть родовой территории для выпаса скота и пользовалась защитой всего рода. Для сохранения численности и нераздельности имущества семьи хунны, как отмечает Сыма Цянь, «после смерти отца берут в жены мачех, после смерти старшего или младшего брата женятся на их женах» (у хуннов, как и у многих кочевников, существовало многоженство). Предусматривалась и семейная ответственность за кражу чужого имущества, прежде всего скота,— семья виновного могла быть обращена в рабство.


Политическая структура Хунну выглядела следующим образом: во главе государства стоял шаньюй, чья власть была строго наследственной и освященной божественным авторитетом. Его называли «Сыном Неба» и официально титуловали «Небом и Землей рожденный, Солнцем и Луной поставленный, Великий хуннский шаньюй». Его власть определялась функциями и правами:

а) суверенным правом распоряжаться всей территорией государства, всеми землями, принадлежащими хуннам, и функцией охраны этой территории;

б) правом объявления войны и заключения мира и функцией личного руководства войсками;

в) правом концентрировать в своих руках все внешние отношения государства и функцией определения внешнеполитического курса;

г) правом на жизнь и смерть каждого подданного и функцией верховного судьи.

д) выполнял функции верховного жреца.

Высшими после шаньюя лицами в государстве были «левый» и «правый» (т. е. западный и восточный) «мудрые князья», сыновья или ближайшие родственники шаньюя. Они управляли западными и восточными территориями империи и одновременно командовали левым и правым крылом армии. Ниже их стояли другие родичи шаньюя, управляющие определенной территорией,— все они носили различные титулы и назывались «начальниками над десятью тысячами всадников» (т. е. темниками). Их число было строго фиксировано — 24 высших военачальника, распределенные между левым и правым крылом войска, западной и восточной частями империи. Тот или иной пост занимался в зависимости от степени родства с шаньюем. Темников назначал сам шаньюй. Он же выделял подвластную каждому темнику территорию вместе с ее населением. Перемещение населения без приказа шаньюя строго возбранялось.

Наибольшее значение имела не территория, а численность его населения, которой и определялась власть и военная сила темников; число в 10 тыс. воинов, находившихся под их командой, было условным — Сыма Цянь замечает, что каждый из 24 начальников имел от десяти тысяч до нескольких тысяч воинов.

В пределах своих владений темник, подобно шаньюю, назначал тысячников, сотников и десятников, наделяя их землей с кочующим на ней населением. Сместить и наказать темника мог только шаньюй. Основной повинностью всего мужского населения государства была военная служба. Каждый хунн считался воином, и малейшее уклонение от исполнения военных обязанностей каралось смертью. Каждый с детства и до смерти был приписан к определенному воинскому подразделению и сражался под командованием своего темника.


3.Отношения между хуннами и «Поднебесной» империей. Распад Хунну (I в. до н.э – II в. н.э.).

В 202 г. до н. э. закончилась гражданская война в Китае. К власти пришла династия Хань. Ее основатель Лю Бан (император Гаоди), стремясь обезопасить границу, зимой 200 г. до н.э. лично повел войска против хуннов. После первых столкновений Маодунь отступил, а ханьский авангард в преследовании оторвался от основных сил. С авангардом был сам император. Хунны сразу же прекратили отступление и окружили императора в горах Байдэн. Спасло императора только обещание заключить с хуннами мирный договор, основанный на родстве, т. е. обязался выдать за Маодуня принцессу из императорского дома. Маодунь снял окружение. Император выполнил обещание лишь после нескольких новых набегов хуннов и вместе с принцессой прислал богатые подарки, обязавшись возобновлять их ежегодно: шелковые ткани и вату, вино и рис, украшения. Между хуннами и империей Хань на 40 лет установились мирные отношения, лишь ненадолго прерванные хуннскими набегами в 166— 163 гг. до н. э., после чего договор о мире и родстве был возобновлен.

Самую жестокую войну Маодуню и его наследнику Лаошан-шаньюю (174—161 гг. до н. э.) пришлось выдержать с юэчжами. Окончательная победа была одержана хуннами между 174 и 165 гг. до н. э. Вождь юэчжей пал в бою, а из его черепа Лаошан-шаньюй сделал чашу для питья (этот обряд носил магический характер - таким образом победитель "подчинял" себе душу побежденного героя). Оттесненные в Среднюю Азию, юэчжи завладели землями в верховьях Амударьи и впоследствии стали создателями Кушанской державы. А западная граница хуннов надолго стабилизировалась в Восточном Туркестане.

Дань, которую получали шаньюи от ханьского двора была совершенно недостаточна для удовлетворения потребностей значительного кочевого населения в продуктах оседлого хозяйства. Поэтому для хуннов более существенна была пограничная торговля, которую, однако, не разрешало императорское правительство, видевшее в торговле только инструмент политического давления на «варваров».

С образованием Хунну и после окончания долгой хунно-юэчжийской войны в степях наступил мир. Большая часть II в. до н. э. была временем подъема хуннского кочевого хозяйства. В ходе нескольких хунно-китайских войн кочевники вернули захваченные циньскими императорами пастбища к югу от пустыни Гоби и добились своей главной цели — непрерывного поступления тканей и зерна из Китая через рыночную торговлю на границе и «даров» (замаскированной дани) шаньюям.

Новый цикл хунно-китайских войн был начат в 133 г. до н. э. по инициативе ханьцев. Император У Ди (140—87 гг. до н.э.) решил вновь захватить хуннские земли к югу от Гоби и навсегда сокрушить мощь северных кочевников. В 119 г. до н. э. огромная китайская армия захватила северную ставку шаньюя и перебила около 90 тыс. хуннов, но и сама понесла тяжелые потери.

В 99 и 97 гг. до н. э. ханьцы вновь предприняли два крупных наступления против гуннов, но успеха не добились. Наконец, в 90 г. до н. э. 70-тысячная китайская армия под командованием полководца Ли Гуан-ли вторглась в хуннские земли и разгромила передовые отряды хуннов. В тяжелом бою китайцы были окружены, а Ли Гуан-ли сдался в плен. Китай не сумел сломить хуннов своими силами, но через 20 лет нанес им тяжелые поражения с помощью других кочевых народов, использовав новую тактику: «Пусть варвар бьет варвара» — в 71 г. до н. э. усуни с запада, ухуани (часть дунху) с востока и енисейские динлины с севера ворвались в хуннские земли; хунны потеряли до трети населения.

В 56 г. до н. э. хунны раскололись на южных и северных. Южные хунны во главе с Хуханье-шаньюем установили мирные отношения с Китаем, отказавшись от набегов, а Китай делал все для их умиротворения.

Единство и могущество Хунну было восстановлено на короткий срок в начале I в. н. э., но в 48 г. н. э. произошел новый раскол хуннов на северных и южных. Вся дальнейшая судьба южных хуннов вплоть до падения Ханьской империи является обычной историей варваров-федератов.

4.Гунны и «Великое переселение народов» (вторая половина IV – середина V вв.).

Северные хунны под ударами с юга и натиском древнекиргизских племен Енисея и в особенности потомков сяньби и дунху — протомонгольских племен Юго-Западной Маньчжурии — с каждым десятилетием утрачивали свое могущество и территории. Их ставки сместились в Западную Монголию, в Юго-Западную Сибирь и Восточный Туркестан, где до середины II в. н. э. они продолжали сопротивляться ханьскому продвижению на запад. Наиболее тяжелые поражения они понесли в войнах с сяньби в 93—94 гг., когда десятки тысяч гуннских семей были включены в состав сяньбийской племенной федерации, и в 151—155 гг., когда создатель эфемерной сяньбийской империи Таньшихан вытеснил гуннов из их последних владений в Джунгарии. Именно в первой половине II в. началась миграция гуннских племен сначала в Восточный Казахстан и Семиречье, где они создали государство Юэбань, просуществовавшее до V в., а затем вместе с угорскими племенами Западной Сибири — в Приаралье, в прикаспийские и заволжские степи.

Хунны быстро освоились в новых, удобных для скотоводства местах, где их никто не трогал. Женщинами они обзавелись, сделав набег на аланов, а объединившись и породнившись с народом вогулов (манси), хунны создали новый этнос — западных гуннов, так же мало похожих на старых азиатских хуннов, как техасские ковбои на английских фермеров. Эти западные гунны (для простоты мы их будем называть гуннами) начали войну с готами.

На рубеже 360-370 гг. гунны завершили разгром аланов, истощив их силы бесконечной войной. Государство гуннов расширилось и заняло просторы между реками Урал (Яик) и Дон. Готы пытались удержаться на рубеже Дона, но они были обессилены изнурительной борьбой со славянами. Поэтому, когда гунны через Керченский пролив, Крым и Перекоп вышли готам в тыл, те побежали. Остготы покорились гуннам, визиготы, переправившись через Дунай, оказались в Римской империи. Гибель державы готов обеспечила свободу действий славянам. Но память о былом господстве в южнорусских степях готов, некогда захвативших славянского вождя Божа и распявших 70 славянских старейшин, сохранилась.

Вся причерноморская периферия античного мира вплоть до Днестра, сармато-аланские и готские племена были сокрушены в течение нескольких лет; частью они были включены гуннами в состав их орд, частью бежали за Днестр. К 376 г. гунны продвинулись непосредственно к границе Римской империи.

«Невиданный дотоле род людей,— пишет автор IV в. Аммиан Марцеллин,— поднявшийся как снег из укромного угла, потрясает и уничтожает все, что покажется навстречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор». Для римского эрудита, изучавшего труды ранних авторов, гунны были новым племенем, «о котором мало знают древние памятники». В середине II в. автор стихотворного «Описания населения земли» Дионисий упоминает гуннов где-то в Прикаспии. Во второй половине II в. их отмечает там и знаменитый александрийский географ Клавдий Птолемей. Но даже для образованного человека IV в. эти краткие упоминания мало о чем говорили. Поэтому столкновение с невиданным дотоле народом казалось ужасным. По словам Аммиана Марцеллина, гунны, «которые превосходят всякую меру дикости», были «семенем всех несчастий и корнем разнородных бедствий».

В своем ярком описании гуннов Аммиан Марцеллин допустил ряд преувеличений, наделив гуннов традиционными чертами самых диких северных племен. Гунны имели достаточно развитую материальную культуру и такие навыки военного дела, вплоть до стенобитной техники, которые позволяли им сокрушать хорошо вооруженных противников, брать их укрепления и города. Но несомненно, что пришедшие в Европу племена утратили многое из достижений экономического, социального и культурного развития, которые были характерны для государства Хунну в Центральной Азии.

В первой половине V в. союз гуннов распался на самостоятельные группировки. Собственно гунны начали терять в нем первенствующее положение. Это ослабление усугубилось еще и тем, что одна из гуннских орд была в начале V в. наголову разбита императором Феодосием. Множество гуннов было уничтожено, взято в плен, продано в рабство. Но сельское население Византийской империи в Подунавье симпатизировало гуннам, поскольку в основном происходило из варваров с северного Дуная. Постепенно это население становилось гуннской земледельческой базой, и именно это обстоятельство в значительной степени способствовало укреплению экономики и новому возрождению могущества гуннов.

Вождем, который смог вновь объединить под своей властью гуннские орды стал Ругила. Он сначала победил и подчинил себе народы, ранее входившие в гуннский союз, перешел Дунай и занял Паннонию. Затем он начал расширять свою территорию и потребовал у Византии дани или ежегодной выплаты 700 фунтов золота. В 433 г. Ругила умер. Объединение было возглавлено двумя его племянниками — Бледой и Аттилой. По словам Иордана, Аттила, очевидно, просто убил Бледу, борясь за единовластие, и в 433 г. стал вождем гуннов (Иордан. С. 101— 103). Несмотря на жестокость к своим врагам, Аттила был хорошим политиком. Византийский историк Приск изображает его мудрым правителем, искусным дипломатом и справедливым судьей. В короткое время Аттила сумел создать огромную гуннскую империю.

Основой хозяйства оставалось кочевое скотоводство. Аттила даже запрещал возделывать некоторые особо пригодные для пастбищ земли вдоль Дуная. Продукты земледелия кочевники брали у фракийских и германских племен, входивших в империю. Этот симбиоз кочевников и земледельцев также весьма способствовал укреплению и единению гуннской державы Аттилы.

Походы Аттилы не всегда были направлены на завоевание новых земель. «Помыслы Аттилы,— писал Иордан,— обращены на разорение мира», а после походов он, как правило, возвращался «на свои становища» (Иордан. С. 102, 110). То, что становища эти были достаточно стабильны, подтверждается описанием «селения», принадлежавшего лично Аттиле. Оно «было подобно обширнейшему городу; деревянные стены его, как мы заметили, были сделаны из блестящих досок, соединение между которыми было на вид так крепко, что едва-едва удавалось заметить — и то при старании — стык между ними... Площадь дворца опоясывалась громадной оградой; ее величина сама свидетельствовала о дворце. Это и было жилище короля Аттилы, державшего в своей власти весь варварский мир...» (Иордан. С. 101). Аттила предпочитал свою ставку всем завоеванным им городам. Такими же «дворцами», по словам Приска, владели и приближенные к Аттиле сановники и родичи. Эти ставки, таким образом, возникали в степи, окруженные своим кочевым населением. Завоеванные же города находились на окраине империи, где обитали остатки оседлых земледельцев.

В конце 440-х гг Аттила направился на запад и захватил Германию и Галлию. В 451г. гунны дошли до Орлеана. Против них выступила римская армия Аэция, союзниками которого были вестготы, бургунды, аланы, франки. В том же году произошла знаменитая битва на Каталуанских полях, где противоборствующие стороны потеряли большие силы. В историографии принято считать, что в битве победили европейцы, однако факты говорят об обратном. Так, в 452 г. Аттила (после поражения???) вторгся в Италию, подвергнув опустошению Северную Италию, а потом забрав огромную дань с Рима, гунны возвратились за Дунай, где в 453 г. неожиданно умер их грозный предводитель. Возник вопрос о наследнике: все сыновья Аттилы претендовали на престол отца, а покоренные племена поддерживали разных царевичей. Большинство гуннов встало на сторону вождя Эллака, но против него выступили гепиды и остготы. В битве при Недао (славянское название этой реки — Недава) гунны были разбиты, и Эллак погиб (454). Попытки гуннов бороться с византийцами привели их к поражению на Нижнем Дунае. На востоке, в Поволжье, гуннов разбили (463) и подчинили себе сарагуры.

 

 

Лекция 3. Тюркский каганат (VI-VIII вв.)

 

1.Возникновение Тюркского каганата

В V в. на предгорьях Южного Алтая появилось небольшое племя под названием «тюрк», «тюркют» (китайцы их называли «ту-кю»), считавшее себя потомками хуннов. Согласно одной из легенд, некогда могущественные хунны были полностью истреблены коварными соседями. Сумел выжить лишь один десятилетний мальчик, которому враги отрубили руки и ноги, а самого оставили умирать в болоте. Но мальчика спасла волчица, которая выкормила его, а через некоторое время стала его женой. Враги позже все-таки сумели убить юношу, а волчица, убежав в горы, где родила десятерых сыновей, давшие начало десяти коленам. Один из внуков волчицы получил имя Ашина, что означает «великий» или «благородной волк».

В это же время в степях Центральной Азии кочевали жужани, собиравшие дань с окрестных племен. Попытки поднять восстание долгое время оказывались неудачными, а их вождей ждала мучительная смерть: на голову пленных надевали шапку из свежей кожи голени верблюда, которая обсыхала на солнце, и сдавливала череп.

С 439 года тюркские племена подчинились жужаням и стали платить дань железными изделиями. В 534 г. вождем тюрков стал Бумын, носивший титул «Великий ябгу» (князь). Он себя номинально считал вассалом жужаньского кагана, но исправно выплачивая дань сумел продвинуть свои владения на восток. Тюрки начали торговать с китайскими государствами обменивали скот на шелк и зерно. В 536 году власть Бумына признали 50 тысяч огузских семей, а в 545 г. в ставку тюркского правителя прибыло посольство китайского государства Западного Вэй. Китайские хронисты описали это событие следующим образом: «Тюрки поздравляли друг друга и говорили: теперь наше царство будет процветать! Ведь к нам приехал посол великой державы». Бумын отправил в Китай ответное посольство с богатыми подарками. Таким образом, государство тюрков получило признание у Западно-Китайского государства и обрело международное признание.

В 551 году в Восточной степи начинается восстание племени телэ. Вскоре они встретились с тюрками и изъявили полную покорность Бумыну, у которого к тому времени была тяжелая конница. После этого, сообщают источники, «полагаясь на свою силу и многочисленность», Бумын обратился к жужаньскому правителю Анахуаню с просьбой дать ему в жены царевну. Анахуань в ярости ответил: «Ты - мой плавильный невольник! Как же осмелился сделать мне такое предложение?». Тогда Бумын попросил руки китайской принцессы и женился на ней, из-за чего его авторитет среди кочевников возрос. После этого основные силы жужаней были разгромлены, Анахуань покончил жизнь самоубийством, а остатки его орды убежали на запад, где их стали называть аварами (см. лекцию 4). В 552 году Бумын был провозглашен каганом Тюркского Иля и получил титул иль-кагана. Так возник Первый Тюркский каганат.

2.Внешняя и внутренняя политика Первого Тюркского каганата

В 552 г. Бумын умер, престол занял его Кара Иссык-каган, но он правил недолго и следующим правителем стал Мугань-каган, который начал проводить энергичную внешнюю политику. К началу 560-х гг. восточные границы достигли Желтого моря, и его брат Истеми-ябгу, преследуя жужаней выходит к берегам Волги. Чуть позже власть тюркских каганов признают многие племена Восточной Европы, входившие ранее в состав гуннского объединения.

В Средней Азии тюрки разгромили государство эфталитов, а затем согдийцев, заключили союз с Сасанидским Ираном. Вскоре экономические противоречия привели к началу изнурительной войны с Персией, а на востоке шла постоянная война с китайскими государствами. Причем один из китайских императоров обязался ежегодно выплачивать дань в 100 тыс. кусков шелка. Тюркский каганат к середине 570-х гг. простирался от Желтого моря на востоке до Днепра на западе. Такие огромные территории не могли сосуществовать в рамках единой империи долгое время. Между отдельными областями не было тесных экономических связей, войны, увлечение аристократии роскошью и богатством привели к обеднению народа. Начались усобицы, а представители тюркской знати стремились самостоятельно управлять захваченными территориями. В результате Тюркский каганат распался в 581 г. на Восточно-Тюркский и Западно-Тюркский каганаты. Восточный каганат располагался на территории Восточной (Центральноазиатской) степи. Его каганы продолжали вести войны с Китаем, где установилась династия Суй, а в 620-е гг. из-за нехватки средств ввели налоги для своих подданных, что привело к политическому кризису и военному разгрому (630 г.).

Западный каганат занимал западную часть Великой степи. Местные каганы были вынуждены дать своим вассалам больше прав и также вели активную войну со своим южным соседом – Ираном. В 620-е гг. здесь усиливаются сепаратистские тенденции, и вскоре каганат распался на мелкие государственные образования, наиболее значительным из которых была Великая Болгария (см. лекцию 4).

Тюркский каганат являлся первой империей объединявшей Великую степь, и многие принципы государственного устройства были восприняты более поздними кочевыми государствами. Верховный правитель тюрков назывался каган (у монголов - каан), этот титул соответствовал императорскому. Следующим лицом в государстве после кагана был ябгу (князь), обычно представитель правящего рода. Наследника называли тегином. Должность шад занимали принцы. Эльтебером назывался глава племени входящего в каганат. Кроме них, существовали буюруки – подчиненные правителю начальники отрядов, сборщиков налогов называли тарканами. Главной обязанностью кагана и буюруков было «прокормление народа», а высшей оценкой правителю было утверждение «он хорошо кормил свой народ». Основные доходы государства поступали в виде натуральной дани, которые собирали беги; в виде военной добычи и от торговли. У тюрков существовало сословное деление – белая и черная кости, которых у хуннов не было. Все важные должности были наследственными, их могли занимать лица из «белой кости».

Хозяйственная жизнь народов Тюркского каганата была разнообразной. Главным занятием тюрков была добыча железа, производились предметы вооружения, конского снаряжения, охоты и быта.

Воинская служба была главным делом всех слоев общества. Есть сведения, что тюрки делились по военно-административному признаку, т.е. на тумены тысячи сотни и т.д. Армия состояла из тяжелой – «бури» и легкой конницы. Согласно китайским источникам: «Сила тюко заключается в верховой езде и стрельбе из лука. Они бушуют, как буря и молния и не знают устойчивого боевого порядка. Лук и стрелы являются их когтями и зубами, а кольчуги и шлем – повседневным одеянием. Они поселяются там, где находят воду и траву, а их овцы и лошади представляют собой военный провиант». Тюрки в совершенстве владели оружием и к военному делу готовились с раннего возраста.

В походах они участвовали два-три раза в год, остальное время были заняты мирными делами. Кроме металлургии они занимались кочевым и полукочевым скотоводством. Больше всего разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот. У тюрков в мирное время существовала аильная система кочевого скотоводства, при которой каждая семья имела свои пастбища. В пограничных областях или в военное время использовали куренную систему: несколько семей объединялись и вместе пасли свой скот, ночью стан окружали телегами и организовывали коллективную охрану. Одним из любимых занятий была охота, которая одновременно представляла собой военные маневры. Постепенно развивалось земледелие, а в VI в. стали появляться первые небольшие города.

Нравы тюрков были очень суровы. За возбуждение волнений в народе, измену, убийство, похищение лошадей полагалась смертная казнь. За изнасилование виновного подвергали кастрации и рассекали пополам. У тюрков как и у хуннов существовал обычай «наследования» жен. Женщины в кочевом обществе пользовались огромным уважением. Так, молодой человек, входя в юрту, обязан был сначала поклониться матери и только потом отцу.

 

3.Тенгрианство

В период существования Тюркского каганата развивается религиозная система, получившее название тенгрианства. Главным богом у тюрков был Тенгри (Кок-Тенгри). Согласно их религиозным представлениям Вселенная делилась на три части (Небо, Земля, Подземный или потусторонний мир), в каждом из которых был свой Тенгри, однако все они являлись частями единого Кок-Тенгри, поэтому его изображали следующим символом - Ψ. Происхождение человечества отражено в орхоно-енисейских надписях: «Вначале было вверху голубое небо, внизу темная земля и родились между ними сыновья человеческие». Кок-Тенгри ежегодно приносили жертву, обычно барана. Причем в обряде могли участвовать только мужчины, женщины туда не допускались.

Тенгри в древнетюркских письменах характеризуется как невидимое и не участвующее в обыденных повседневных событиях в жизни человека. Высокие холмы или находящиеся на них деревья, пораженные молнией, считались связанными с Кок-Тенгри и тоже являлись объектами поклонения. Одним из таких мест с незапамятных времен является Худжалар тавы около с. Билярска, недалеко от бывшей столицы Волжской Булгарии. Необходимо сказать, что имя Тенгри у тюркских народов исповедующих ислам, а также у татар-кряшен, является одним из синонимов Аллаха (Бога).

Наряду с Тенгри тюрки верили и женскому божеству Умай, которая считалась богиней плодородия и олицетворяет женское начало в мироздании. Кроме того, особо почиталась Йир-су (Земля-вода). Отдельные роды поклонялись местному заступнику, что являлось пережитками более ранних религиозных систем. Тюрки верили в бессмертие души и загробную жизнь, они считали, что после смерти душа улетает к Кок-Тенгри (Отцу небесному), а тело должно остаться в лоне Умай (Матери-земли).

Погребальный обряд был достаточно сложным. Тело бальзамировали, держали в палатке, умерших весной хоронили осенью и наоборот. Перед палаткой родственники закапывали лошадей и, семь раз верхом объехав палатку, собирались толпой для выражения скорби царапаньем лица до крови. Выражение скорби продолжалось семь дней. Срок похорон назначал кам (жрец). Тело покойного клали на его любимую лошадь, умерщвляли ее и сжигали вместе с любимыми вещами, золу предавали земле или тело вместе с останками лошади и вещами опускали в могилу. Над могилой ставили балбал (каменное изваяние, «стража»). Кладбища обычно находились на возвышенностях (эта традиция сохранилась у многих тюркских народов до сих пор).

Существовал культ предков, причем каждый тюрок должен был знать семерых своих предков. Тотемным животным был волк (Бозкорт – белая волчица).

Тюрки создали культуру, основанную на письменности. Сначала это была согдийская письменность. Позднее она легла в основу рунической письменности, которой пользовалось все население каганата. Руническое письмо имело две разновидности – орхонское и енисейское. Некоторые буквы этого алфавита сохранились до сегодняшнего времени в виде тамг (тамга – знак рода) у башкир и некоторых этнографических групп татар.

Вместе с письменностью зародился общетюркский литературный язык – именно на нем написаны знаменитые тексты Кюль-Тегинской стелы (надгробие Бильге-кагана, его брата Кюль-Тегина и Тоньюкука). В тюркское время получили свое дальнейшее развитие градостроительство, архитектура и искусство (т.н. «звериный» стиль). В исторических источниках имеются сведения о постройке дорог и почтовых станций.

4. Второй Тюркский каганат

В 630-650-е гг. тюрки подчинялись китайской империи Тан и служили в качестве федератов. В 679 г. началось восстание тюрков, которое закончилось победой в 681 г. Новым каганом стал Кутлуг Эльтерес, а его советником Тоньюкук. При Капаган-кагане (691-716) Второй Тюркский каганат на короткий срок расширил свои границы от Маньчжурии до Сырдарьи. Дальнейшему продвижению в Среднюю Азию помешали арабы. Капаган-каган, используя государственный переворот в империи Тан, принудил китайцев к позорному миру. В тяжелой войне удалось победить Кыргызский каганат, причем в самых опасных походах участвовали ближайшие родственники кагана – Могилян и Кюль-Тегин, которые установили контроль над Великой Шелковой пути.

К этому же времени относятся одни из первых упоминаний о татарских племенах – «отуз-татар», «токуз-татар». Скорее всего, этноним «татар» в контексте того времени означает «люди, живущие за горой», «вассалы», «чужаки». Такое же значение этот термин имело в первые периоды существования Золотой Орды.

В начале 710-х гг. из-за необдуманной политики правителя восстали все вассальные племена: кидани, карлуки, уйгуры, татары и другие. Кюль-Тегину с огромным напряжением сил удалось подавить мятеж. Капаган был убит во время одной из стычек, но незадолго до смерти он успел назначит наследником своего сына Кучук-кагана. Но это правительство было свергнуто, новым каганом стал Могилян под титулом Бильге-каган. Кюль-Тегин объявил себя главнокомандующим, а верховным судьей был назначен мудрый Тоньюкук. Основной целью это правительство объявило благосостояние народа. Но семена раздора были уже посеяны.

В начале 730-х гг. один за другим умерли члены триумвирата и в их честь была воздвигнута Кюль-Тегинская стела, обнаруженная Е.Н. Клеменцом в 1897 г., в 66 км к юго-востоку от Улан-Батора. В 741 г. начинается новая волна усобиц и мятежей, закончившиеся падением Второго Тюркского каганата в 745 г. на ее территории было создано новое государство – Уйгурский каганат.

 

 

Лекция 4. Государства кочевников Восточной Европы в раннее средневековье (VI-X вв.)

 

1. Аварский каганат

После распада гуннской державы в европейских степях остались кочевать многочисленные племена, которые постоянно упоминаются в византийских и переднеазиатских источниках V—VII вв.: акациры, барсилы, сарагуры, угори, савиры, авары, утигуры, оногуры, кутригуры, болгары, хазары и многие другие. Все они находились в состоянии войны друг с другом и с соседними земледельческими народами и странами.

В первой половине VI в. среди этих многочисленных кочующих группировок выделялась орда авар. Есть основания считать, что авары, появившиеся в европейских степях, были остатками разбитого тюрками огромного азиатского каганата жужаней (см. лекцию 3). Отступив под натиском тюрков в восточноевропейские степи, сравнительно небольшая орда авар столкнулась здесь с савирами, утигурами и кутригурами. Побеждая все попадавшиеся им на пути группы кочевников, авары оказались не в силах вытеснить побежденных с их земель и тем более самим обрести собственную территорию.

В 562 г. аварский каган Баян обратился в Византию к императору I Юстиниану с просьбой выделить ему земли на византийском пограничье в Подунавье. Юстиниан решительно отказал аварам, узнав от перебежчика, что Баян собирается, заняв пограничье, начать наступление на Византийскую империю. Получив отказ, авары ринулись к Дунаю, на земли, занятые остатками гуннов и славянами. В 578 г. авары заняли Паннонию, а в начале VII в.— Далмацию. Именно во время этого нашествия авары захватили территорию одного из сильнейших славянских племенных союзов — дулебов. Там они не просто «примучивали» славян, о чем писал позднее русский летописец: «Эти обры воевали против славян и примучили дулебов – также славян, и творили насилие женам дулебским: если поедет куда обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его – обрина, - и так мучили дулебов», (ПСРЛ. Т. II. Стб. 9), но использовали их на земледельческих работах.

Другие кочевнические орды (кутригуры, болгары), а также славяне создавали в каганате своего рода комлексную скотоводческо-земледельческую базу, которая способствовала быстрому росту и укреплению аварского объединения. Аварские каганы, подобно гуннам, совершали набеги в основном на ослабевшую в то время Византию (она вела тогда тяжелейшую борьбу с Ираном), на славян и на западноевропейские страны и народы: франков, лангобардов, гепидов и др. В результате этих постоянных войн военный потенциал каганата постепенно слабел, тем более что его аварское ядро смешивалось с побежденными ими народами, ассимилировалось в их среде. В 791 г. авары были разбиты Карлом Великим, а позднее его сын Пипин окончательно уничтожил аварскую державу. Еще недавно могущественное объединение исчезло с лица земли: по словам русского летописца: «есть притъча Руси и до сего дне погибоша аки обре; их же несть племени ни наследника» (ПСРЛ. Т. II. Стб. 9).

 

2.Великая Болгария

Подавляющее большинство племен, входивших сначала в Гуннскую империю, а затем в Аварский каганат, после гибели последнего так и не смогли организоваться и возглавить ни одного достаточно крупного государственного союза. Исключение составляют только два племени: болгары и хазары. Оба народа примерно столетие (с середины VI по 30-е годы VII в.) входили в состав Тюркского каганата, занимая его крайние западные владения — Приазовье и Прикаспийские степи. После гибели последнего в ходе борьбы двух знатных родов Ашина и Дулу на обширных пространствах, бывших под властью Тюркского каганата, образовалось несколько подобных ему государственных объединений. Правящий род Ашина и его противник — род Дулу приняли самое деятельное участие в формировании болгарского и хазарского политических объединений.

Сразу вслед за развалом Тюркского каганата один из представителей рода Дулу—хан Кубрат (Куврат), начал энергично объединять в Приазовских степях разрозненные болгарские орды. Так было создано новое объединение, хорошо известное в источниках под именем Великая Болгария. В него входили не только тюркоязычные болгарские, но и угорские племена, однако ведущим языком здесь стал тюркский.

Объединение это просуществовало всего одно десятилетие: после смерти Кубрата (ок. 642 г.) оно распалось на несколько больших орд, возглавляемых его сыновьями. Двое из них — Батбай (старший) и Аспарух неоднократно упоминаются в письменных источниках. Кочевники даже не освоили в своих владениях древний город-порт Фанагорию, хотя он уже начал отстраиваться после гуннского разгрома. Они пользовались им, видимо, только как торговым пунктом, в котором значительную роль играли местные крымские купцы.

Вскоре после смерти Кубрата на разрозненные, хотя и большие орды болгар, напали хазары и одержали победу, заняв пастбища и, пробившись к морю, связавшему их с Византией. Хан Аспарух с ордой, не пожелав покориться хазарам, ушел на Дунай. В первое время, кочуя по Дубрудже и левому берегу Дуная, в землях, уже до них частично занятых оседлым земледельческим населением (в основном славянами), болгары вели кочевое хозяйство, а общественный строй их был близок к военной демократии. Однако в Подунавье именно Аспарух со своей военизированной ордой возглавил новое государственное объединение — Дунайскую Болгарию. При первых болгарских ханах Дунайское государство болгар весьма напоминало обычное полукочевое государство. Во главе его стоял кочующий вместе со своим родом и родовой кочевнической аристократией хан. У хана была зимняя резиденция — ставка.

Земледельческую основу государства создавали славяне и местные фракийские племена. Судя по тому, что нередко могильники славян и болгар были общими, слияние этих двух этносов в одну этническую общность протекало довольно быстро. Уже во второй половине VIII — начале IX в. мы можем говорить о протоболгарах как об отдельно существующем этносе. Новая болгарская этническая общность начала созвать свою оригинальную культуру. Наиболее ярким материальным ее выражением явилось создание общей столицы, выстроенной по образу и подобию кочевой ставки Аттилы (в виде концентрических прямоугольников), но названной уже по-славянски — Плиска. Правящим родом в Дунайской Болгарии оставался тюркский род Дулу, а официальным языком сначала был тюркский. Однако уже к середине IX в. языком этого государственного объединения стал славянский. С Х в. утвердилась славянская письменность (кириллица). Полукочевое государственное объединение превратилось в славянское государство, в экономике и культуре которого кочевнические тюркские элементы в конце IX в. почти не прослеживаются. Единственное, что сохранялось в Первом Болгарском царстве от его основателей — кочевников-болгар, было особое почитание всадников-воинов, породившее в IX в. культ всадника-бога. Об этом свидетельствует большое число изображений коней и всадников на стенах Плиски. Они датируются не только временем расцвета этого культа (Мадарский конник), но и значительно более поздним временем полной христианизации страны, когда столицей стал Преслав.

Большая же часть болгар вместе с Батбаем осталась на своих коренных землях – в Предкавказье и причерноморских степях. Вскоре они заняли Крым и направились в северном направлении – в степи и лесостепи Приднепровья и Поволжья. Дальнейшая миграция болгар была связана с событиями в рамках Хазарского каганата.

 

3.Хазарский каганат в VII-VIII вв

Знатный тюркский род Ашина стал во главе хазарского объединения орд, кочующих в Прикаспийских степях, ранее возглавлявшегося гуннским племенам савиров. Новый каганат также включал в себя различные этнические группировки и племена. Кочевники слились с местным оседлым населением и (как в Дунайской Болгарии), обитавшим на обжитых столетиями местах, нередко укрепленных стенами. Очень рано там появились поселения городского типа. Рядом с городами возникали обширные разноэтничные могильники. Основная масса населения, судя по материалам могильников, состояла из близкородственных остатков гуннских орд: савир, болгар, хазар и др. Язык у них, естественно, был общий — тюркский.

По мнению ряда ученых, само название «хазар» — производное от тюркского корня «каз» — кочевать. Вероятно, как и у протоболгар в Подунавье, большую роль сыграло то обстоятельство, что оба этноса попали в земледельческую среду и все, что нужно было для развития их экономики, они получали, не переходя к земледелию сами, от подвластных им земледельцев.

Хазары, как и аспаруховы болгары на Дунае, представляли собой военный подвижный организм, всегда готовый к набегам и войнам. От этих «северных варваров» более всего страдала соседняя кавказская Алания, отчасти Армения и Грузия. Хазары ходили туда еще в качестве федератов в войсках Тюркского кагана. По проторенной дороге, через Дербент, продолжали они свои набеги после образования собственного политического объединения.

В середине VII в. хазарский каган разгромил Великую Болгарию и подчинил себе обширные степные пространства между Каспийским и Азовским морями, заселенными аланами, болгарами, древними уграми. К концу VII в. они захватили Боспор, Восточный Крым и Херсон, став в VIII в. соперниками Византии в борьбе за Крым. В это время каганат оказался в центре политических интриг Византии. Хазарский каган Ибузир Гляван, как называли его византийцы, выдал даже свою дочь замуж за свергнутого и сосланного в Херсон императора Юстиниана II (после крещения хазарская принцесса стала именоваться Феодорой).

Некоторое время император жил в Фанагории под покровительством хазар, а потом с помощью болгарского хана Тервела — властителя Дунайской Болгарии вернул себе трон и начал войну с хазарами за власть над Крымом. Каган поддержал его противника Вардана (Филиппа), который с его помощью вошел в Константинополь, разбил войска Юстиниана и казнил его. Хазары приобрели в лице Вардана надежного союзника для отпора новой надвигающейся через Закавказье силы — арабов. Поскольку и Византия была кровно заинтересована в этом союзе против арабов, она пошла на всевозможные уступки каганату, в частности в Крыму, где Византия получила Херсон, а Хазария — Восточный Крым с его степными просторами.

Христианизация Хазарии не устраивала кагана, поскольку она означала идеологическое подчинение соседним христианским странам и особенно Византии. В то время он предпочитал языческий культ Тенгри, который укреплял его власть как представителя бога на земле. Впрочем, уже тогда каган Булан (олень — тюрк.), противопоставляя себя христианскому императору и нападавшим с юга мусульманам — арабам, попытался внедрить в своем государстве еще одну религиозную систему — иудаизм. В 684 г. он огнем и мечом прошел по Албании, опустошив несколько областей и ее столицу Ардебиль, захватив добычу и пленных. На награбленные богатства он выстроил у себя в стране синагогу. Однако народ и даже аристократы не приняли тогда новой религии. Албания была обложена тяжкой данью. Только в 713 г. знаменитый арабский полководец Хабиб Ибн-Маслама вытеснил хазар из Албании. Началась затянувшаяся на два десятилетия война хазар с арабами.

В 737 г. талантливый арабский военачальник Мерван Ибн-Мухаммад (двоюродный брат самого халифа) хитростью одолел кагана, вторгся в его страну, пройдя ее до волжских просторов. Тем не менее страна не была завоевана и не стала вассалом халифата. Арабы не оставили в холодных для них степях ни гарнизонов, ни укрепленных поселений. Однако экономике молодого хазарского государственного объединения война нанесла серьезный ущерб. Города были разграблены, пашни заброшены, стада угнаны. Разорение, как это часто случается в кочевнических государствах, было как бы толчком для стремительного нового продвижения хазар в низовья Волги и Дона, в Приазовье и Крым. Только Приазовье и Крым были заняты кочующими и кое-где оседающими болгарскими ордами, а весь бассейн Нижнего Дона и степи на Волге были почти свободными от населения. Таким образом, продвижение в северные степи не носило характера завоевания. Для части племен это была откочевка, а для большинства — расселение (переселение), поскольку они в Дагестанских степях и в предгорьях Кавказа перешли уже к оседлому образу жизни и к земледельческому хозяйству.

Экономика каганата основывалась в первую очередь на земледелии и отгонном скотоводстве. Некоторые районы этого громадного объединения, мало пригодные для пашен, использовались для кочевнического скотоводства. Всюду на поселениях появлялось ремесло, сначала домашнее, затем постепенно выделявшееся в отдельную отрасль хозяйства. Это вело к развитию внутренней торговли. Внешняя торговля со странами Закавказья, Передней и Средней Азии, с крымскими провинциями Византии и самой Византийской империей была очень оживленной.

В каганате было несколько более или менее крупных городов. Самым большим среди них был Итиль (или Атиль) на Нижней Волге — столицa государства, выросшая из ставки кагана и во все время существования государства остававшийся зимовищем хазарской знати, которая по-прежнему кочевала семь месяцев в году. Крепость была изолирована от центральной части города. Она и была, очевидно, тем военно-административным ядром, вокруг которого вырос затем ремесленный и торговый центр всего государства — Итиль. В нижнем течении Дона находился еще один известный в средневековых источниках город — Саркел, через который проходили степные торговые пути: с юга на север — сухопутный, c запада на восток — речной. На берегу Азовского моря и в Крыму хазарскому государству принадлежало несколько древних портов. Они быстро отстраивались и заселялись в период расцвета каганата.

В VIII в. произошло еще одно важное событие в истории Хазарского каганата – сюда проникли иудеи-рахдониты и достаточно быстро сумели внедриться в социально-экономическую структуру хазарского общества (Русский историк Д.И. Иловайский считал, что иудеи уже в начале н.э. жили на территории Крыма и Северного Причерноморья). В начале IX в. Обадия, про которого древние документы говорят, что "он боялся Бога и любил закон", совершил государственный переворот и захватил власть. Он выгнал из страны тюрок, составлявших военное сословие Хазарии. При этом Обадия опирался на отряды наемников — печенегов и гузов. Хазарские тюрки долго воевали с захватчиками, но были разбиты и частью погибли, частью отступили в Венгрию.

Население каганата делилось на «черных» и «белых». Черными называлась податная часть населения. Белые составляли класс феодалов, складывающийся из родовой знати. Знать, в свою очередь, была разделена на группы, состоявшие друг с другом в сложных иерархических отношениях. Верховная власть в государстве принадлежала кагану, избиравшемуся на съезде знати, но всегда из одного правящего рода, и обычно передавалась от отца к сыну.

Перед избранием, описанный в Х в.: «Когда они желают поставить кого-нибудь этим каганом, то приводят его и начинают душить шелковым шнуром. Когда он уже близок к тому, чтобы испустить дух, говорят ему: «Как долго желаешь царствовать?",— он отвечает: „Столько-то и столько-то лет". Если он раньше умрет — его счастье, если нет, то его убивают по достижении назначенного числа лет царствования...» (Ал-Истахри С. 51). В этом жестоком обряде отражается вера в божественную силу кагана-вождя. Он сам должен в состоянии эйфории определить, на сколько лет хватит этой силы. Когда она исчезает — вождь должен уйти. В период военной демократии вождь всегда выполнял и функции верховного жреца, обладателя сверхъестественной силы. Поэтому все его действия были строго регламентированы, и постепенно каган превратился в носителя древних традиций и потерял реальную власть. Государством правил «царь», или, как его называли в источниках, иша (шад). Ал -Истахри писал, что «у хакана власть номинальная... хотя хакан и выше царя, но его самого назначает царь», а Ибн Русте добавляет к этому: «...царь не дает отчета никому, кто бы стоял выше его... он сам распоряжается получаемыми податями и в походы ходит со своими войсками». В государстве был развитый бюрократический аппарат: тудуны — правители портовых городов и завоеванных даннических областей, сборщики податей, судьи и, вероятно, даже полицейские силы, роль которых могли выполнять воины из личного царского войска (лариссии).

В каганате была широко распространена тюркская руническая письменность, которой пользовались не только правительственные круги, но и рядовые жители. Очевидно, общепризнанным государственным языком в каганате был тюркский.

Объединяющим фактором для всего населения была общность религиозных представлений. Как уже говорилось, в стране господствовал культ главного бога неба — Тенгри. Проникали в Хазарию и другие религии. Христианство наступало из Византии, основавшей на территории боспорских провинций каганата отдельную епископию (в Таматархе). Мусульманство силой оружия принесли арабы. Наконец, еще в начале VIII в. каган Булан принял иудаизм. Веротерпимость властей в каганате была широко известна современникам, вызывая у них удивление и, нередко, осуждение.

В начале IX в. положение изменилось. Каган Булан, как рассказывает в своем письме, написанном спустя 150 лет, каган Иосиф (середина Х в.), устроил при дворе диспут священника, муллы и раввина, и последний пленил его своими доводами, переспорив христианина и мусульманина. Не исключено, что так оно и было, но следует помнить, что иудейские купцы захватили к тому времени торговлю Хазарии, а иудейские советники проникли во дворцы и юрты хазарской знати. К тому же Византия и халифат раздражали властителей Хазарии постоянным желанием подчинить их своему влиянию и власти.

Каган и все его приближенные приняли иудаизм и начали активно насаждать его в стране. Видимо, это вызвало недовольство, началась междоусобица, кончившаяся тем, что часть болгарских орд откочевала на Дунай. Туда же на запад отступили и некоторые орды хазар, в том числе и принявшие иудаизм (кабары). Другая часть болгар отошла далеко на север — на Среднюю Волгу и в Прикамье. Несмотря на это, иудаизм все-таки утвердился в каганате как государственная религия. Правда, народ не принял его, судя по данным археологии, всюду ели свинину, хоронили своих мертвых по языческим обрядам, поклонялись Тенгри и предкам, верили шаманам и священной силе кагана.

Каганат вел с соседями постоянные войны и дипломатическую борьбу, нередко вмешиваясь в отношения между Халифатом и Византией. В течение полутора столетий каганату удавалось удерживать свои владения и даже увеличивать их за счет северных и северо-западных соседей, которые выплачивали ему дань. Таким образом, войны каганата носили уже политический характер, преследуя, прежде всего цель присоединения новых территорий для обложения их данью.

В каганат входило несколько очень сильных этнических общностей, отличавшихся друг от друга по языку и даже антропологически. Прежде всего, это были различные болгарские племена как из числа живших в Дагестане, так и оставшиеся в Приазовье после развала Великой Болгарии. Среди них кочевали и угроязычные орды. Кроме того, в каганат входили ираноязычные аланские племена, жившие в лесостепных регионах бассейна Дона, а также в предгорьях Северного Кавказа. Только в Х в., после ослабления каганата, кавказские аланы создали самостоятельное государство. Каждая из этих этнических общностей имела не только свой язык, но и свои экономические и этнографические особенности, свою территорию. Поэтому можно сказать, что Хазарский каганат был федерацией этих общностей. Очевидно, для того, чтобы сложиться в народы или единый этнос, этим общностям необходимо было еще несколько спокойных столетий. Однако этих столетий у них не оказалось — каганат был обескровлен ворвавшимися в европейские степи в конце IX в. печенегами, подорвавшими его экономику, его настигла экологическая катастрофа (начался подъем уровня Хазарского моря и многие центральные области оказались под водой). Окончательный разгром первой империи на территории Восточной Европы (по определению Мухаммадиева А.Г.) был совершен силами русского князя Святослава Игоревича и его союзников во второй половине Х в.

 

 







Date: 2015-08-24; view: 1340; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.049 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию