Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 13: Советское государство и право в период новой экономической политики (1921 – 1929гг.)





В условиях кризиса советской власти В.И. Ленин выдвинул план отказа от прежней внутренней политики («военного коммунизма») и использования частной инициативы (и капитала) для восстановления народного хозяйства. В 1921 году продразверстка была заменена значительно меньшим по размерам продовольственным налогом с крестьян. Разрешена частная торговля и товарные свободные отношения. Часть национализированных предприятий была возвращена их крестьянским владельцам. Разрешена аренда земли и промышленных заведений, введен хозрасчет на государственных предприятиях и т.д. Иначе говоря, было допущено капиталистическое хозяйство во всей структуре, но под контролем Советской власти и при сохранении в ее руках всего комплекса крупного хозяйства (транспорта, торговли, заводов – фабрик и т.д.).

Одновременно в области права государство также частично вернулось к признанию тех социальных норм институтов, которые ранее отвергло как буржуазное. Так в Гражданском Кодексе, принятом в 1922 году, частная и кооперативная собственность признавались наряду с государственной (к правовой защите). Частные предприниматели получили право кредита, аренды государственных предприятий. Договорные отношения в хозяйственной деятельности заменили прежние административные. Вернулась норма договорного наследственного права (завещательная форма).

В 1922 году были приняты уголовный кодекс РСФСР, земельный, лесной, процессуальный кодексы. Все они в той или иной мере отражали изменение государственной политики в области права собственности и личности, восстанавливали процедурные институты и нормы классического судопроизводства (вернулись к прокуратуре и адвокатуре, в частности). Принятые меры помогли уже в 1925 году восстановить довоенный уровень хозяйства, в том числе сельского, снять социальное напряжение в массе трудящегося населения.

Одновременно это были годы развернутого государственного строительства. В период гражданской войны на территории бывшей Российской империи образовалось несколько независимых государств – Украина, Грузия, Армения, Азербайджан, Прибалтийские республики и другие. Возглавляли их национально – демократические, но антибольшевистские по – своему характеру правительства. Придерживаясь своего программного принципа – право наций на самоопределение – большевики, вместе с тем, прилагали все усилия для утверждения в этих республиках власти Советов. Победа Советов во главе с национальными организациями партии большевиков, послужила основой их объединения в новое государство – Союз Советских Социалистических республик (СССР).

В конце 1922 года процесс разработки нормативной базы объединения завершился принятием федеративного принципа, по которому на равных правах РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия, Азербайджан и Армения одобрили основные пункты Конституции СССР и в декабре 1922 года на I съезде Советов утвердили Декларацию и договор об образовании СССР. Конституция нового государства была принята в январе 1924 года на II съезде Советов СССР.

Конституции состояли из двух разделов: Декларации об образовании СССР и договора об Образовании СССР. Обе части содержали принципы объединения, структуру органов власти, компетенцию Союза и республик, полномочия, нормы представительства в союзных учреждениях, механизм органов власти и т.д. Высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР, а исполнительным и распорядительным - Совет народных комиссаров СССР. В последующие годы национально – государственное строительство развивалось как в направлении образования новых социальных и автономных республик, так и по развитию органов власти и управления. В 1925 году была принята новая Конституция РСФСР, а затем и других союзных республик. Законодательная работа в 20-е годы стала одним из основных направлений государственного строительства в СССР.

На сессии центрального исполнительного комитета СССР (ЦИК СССР) в октябре 1924 года были приняты Основы Судоустройства и Судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Закреплялась единая судебная система во главе с Верховным судом СССР. Тогда же (в октябре 1924 года) были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. На его основе в 1926 году была принята новая редакция Уголовного кодекса РСФСР, где получили разработку разделы о государственных и воинских преступлениях. В декабре 1928 года принимаются Общие начала землепользования и землеустройства СССР. Национализация земли и исключительное право государственной собственности на нее закреплялось на всей территории СССР. Все сделки с землей объявлялись недействительными. Одновременно законодатель рекомендовал переход для крестьян к коллективным формам хозяйства как средствам социалистического землевладения. Коммунам, картелям, товариществам по совместной обработке земли устанавливались льготы по сельхозналогу, кредитование, наделению землей, машинами и т.д. В то же время с 1926 года властными органами была взята линия на жесткое ограничение «кулацких хозяйств», т.е. зажиточной части крестьянства, в которой руководство партии большевиков усматривалось опасность буржуазного развития.

Руководящая всем государственным строительством в СССР партия большевиков (российская коммунистическая партия (большевиков) с 1919 года) приняла название в 1925 году на своем XIV съезде Всероссийской коммунистической партии (большевиков) (ВКП (б)). Ее национальные подразделения окрепли и взяли на себя идейно – политические властные функции к середине 20–х годов во всех союзных республиках. В системе Советов партия коммунистов стала монопольной политической силой, фактически возглавляющей и направляющей их деятельность. По ее инициативе новая экономическая политика начала ограничиваться, а затем свертываться уже в 1926 – 1929гг.

Тема 14: Советское государство и право в 30-е годы
(в период развернутого социалистического строительства в СССР)

Стратегический план В.И. Ленина на поддержку революции в России выступлениями европейского пролетариата и на этой основе возможности ее перерастания в социалистическую оказался несостоятельным. Уже в середине 20-х годов перед партией большевиков встала проблема дальнейшего пути - возможности строительства социализма в России. Силами России. После смерти В.И. Ленина в 1924 году внутрипартийные дискуссии по этому вопросу завершились победой И.В. Сталина, тогда генерального секретаря ЦК ВКП(б), убедившего своих соратников в возможности социалистического строительства в СССР даже при капиталистическом окружении. Это положение становится с середины 20–х годов руководящим принципом внутренней и внешней политики СССР. Во исполнении его был взят курс на индустриализацию народного хозяйства и почти одновременно – на коллективизацию сельского хозяйства. В крестьянской стране решить ту и другую задачу, тем более в намеченном большевиками сжатые сроки, было делом чрезвычайной сложности. Руководство страны, а по сути Центрального Комитета ВКП(б), пошло не столько путем наращивания производственных мощностей и создания материальной базы социалистических преобразований, сколько применением штатского в гражданскую войну и в период НЭП, а методом административно – принудительного диктата. Коллективизация сельского хозяйства проводилась в 1929 – 1934 гг. с применением массовых нарушений гражданских и имущественных прав крестьянства, нередко методами административно – принудительными, экспроприации значительной части деревни. В уничтожении индивидуальных крестьянских хозяйств власть опиралась частично на бедноту, но больше на рабочий класс и органы принуждения. По сути это было продолжение гражданской войны, но уже не против буржуазии, а против недавнего соперника в этой войне. К 1936 году место личных крестьянских хозяйств заменяли по всей стране коллективные хозяйства (колхозы).

Тем самым советская власть решила сразу несколько задач: значительно увеличила товарность сельского хозяйства и получила в свое распоряжение управление ею, в целом получила возможность контроля и управления сельским хозяйством, исключила возможность появления в деревне буржуазных элементов и вероятной оппозиции социалистическим преобразованиям. Формально ликвидация крестьянской частной собственности создала основу социально однородного общества социалистического типа.

В сущности весь период от октября 1917 года и до конца коллективизации характерен в советской государственной практике преимущественным развитием и совершенствованием институтов принуждения, административного волюнтаризма, подчинением закона революционной (затем социально – партийной) целесообразности и властной вседозволенности. Возникшая в результате этой практике у немалой части советских руководителей убеждения в универсальности институтов и методов принуждения легло в основу системы административно – командного управления.

При этом партийная власть срослась с государственной властью и подчинила ее. Партийные руководители стали одновременно государственными руководителями. Вся хозяйственная система, Советы всех уровней, все общественные организации оказались под жестким контролем партийных органов, в рамках централизованного аппарата управления. Государство, все его институты оказались под властью и в полном распоряжении партийной номенклатуры, быстро (без какого – либо контроля над нею) превращавшейся в основной слой привилегированной бюрократии. Стало сбываться предостережение оппонентов большевиков из социалистического лагеря 1917 года (меньшевиков и социалистов – демократов) от опасности перерождения руководства партии от идейных базисов во властную элиту – власть любой ценой. Отсюда уже был один шаг к тоталитарной системе с культом вождя партии наверху.

Разумеется, неизведанность путей построения нового государства и общества, апробация впервые в истории модели социализма неизбежно наложили свои отпечатки на социалистическую практику. Тем более, что эксперимент история ставила в стране менее всего пригодной для этого. Отбросив в первые годы все прежнее в государстве как буржуазное, и потому непригодное для социализма, Советская власть постепенно возвращалась в рамки опята цивилизации. Инструментом руководства национализированной и централизованной экономикой стало планирование, с 1929 года – пятилетка. Выстраивается кредитно – финансовая система, где Госбанк становится с 1930 года единственным распорядителем краткосрочных кредитов, с 1934 года вводится производственно – территориальный принципы управления экономикой, принятые в 1932 – 1935 гг. уставы сельхозартели стали по сути государственными регламентами колхозного хозяйства, в 1934 году создается объединенный Наркомат внутренних дел СССР (НКВД СССР), централизовавший систему органов безопасности. В его состав вошло ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление) – инструмент борьбы с инакомыслием и политическими (идеологическими) преступлениями. В систему НКВД вошло созданное в 1930 году Главное управление лагерей (ГУЛАГ), система тюрем и концлагерей преимущественно для политических заключенных. В 30-е годы складывается единая система судоустройства СССР, союзных и автономных республик. Вершиной и своеобразным итогом Законодательства в 30-е годы стала принятая в 1936 году Конституция СССР – наиболее совершенный в сравнении с предшествующими – документам советского права.

Конституция 1936 года провозглашала построение социалистического общества в СССР. Его экономической основой закреплялась общественная собственность в форме государственной и колхозно – кооперативной. Высшим органом государственной власти вместо Всесоюзного съезда Советов стал двухпалатный Верховный Совет СССР с прямыми выборами депутатов.

Президиум Верховного Совета СССР стал постоянно действующим высшим органом власти. Правительство СССР (Совнарком СССР) сохранило свое название и структуру. Советы всех уровней стали называться Советами депутатов трудящихся, подчеркивая тем самым социальную однородность общества. По той же причине все граждане СССР получили право участвовать в выборах во все органы власти (кроме лишенных этого права по суду). Впервые в Конституции было закреплено право Коммунистической партии определять и направлять действия всех государственных и общественных организаций СССР. Всем субъектам федерации предоставлялось право выхода из СССР и право собственного конституционного устройства. Закреплялось единое гражданство на всей территории СССР и единое основное право. Среди них право на труд, отдых, бесплатное образование, обеспечение по старости и при потери трудоспособности. Конституция декларировала полный перечень политических прав гражданина, но фактически в рамках Советской идеологической и политической доктрины.

Вся полнота власти по Конституции 1936 года сосредотачивалась в Верховном Совете, принцип разделения властей, как и ранее, отвергался как «буржуазный». Среди правовых источников ведущая роль отводилась закону. Формально – это всякий акт, принятый представительным органом. В материальном смысле он не всегда исходил от законодательной власти, но всегда содержал нормы общего значения. По Конституции 1936 года формальная и материальная аспекты Закона всегда совпадали. Делегирование властных функций, имевшее место на практике, от одного органа другому по существу ничего не меняло, поскольку осуществлялся жестко в пределах властной единой системы.

С начала 30-х годов сращивание руководящих органов государства и коммунистической партии все чаще реализовывалось в совместно принятых нормативных актах, т.е. вопрос делегирования руководящей функции практически снимался. Процесс концентрации политической власти внутри целого круга партийных и государственных чиновников, сопровождавший эту тенденцию, одновременно сопровождался процессом сужением гражданских прав основной массы населения. Особенно это было заметно в области трудового, колхозного, административного и уголовного права. Полное отсутствие реального общественного контроля за органами власти превращало их в самодовлеющую и самодостаточную систему над правом и обществом. Последние особенно проявилось в 30-е годы с введением паспортов и института прописки, поставивших население под жесткий контроль администрации. Колхозники, вообще не получившие паспортов, оказались привязанными к месту труда и жительства, без права на свободное передвижение по стране. Принятые в апреле 1939 года постановление «О запрещении исключения колхозников из колхозов» не просто закрепляло рабочую силу за колхозами, а превращала колхозника в крепостного, окончательно лишенных гражданских прав.

Вместе с тем, 30-е годы были временем напряженного труда и быстрого развития Советского государства и общества. Выполнение пятилетних планов создало основу тяжелой промышленности, развитию машиностроения, электротехнической, химической, горнодобывающей и других отраслей народного хозяйства. К концу 30-х годов было объявлено о ликвидации неграмотности, высокими темпами шло формировании советской интеллигенции, подготовка инженерно – технических кадров, создавались научные институты, система высшего и профессионального образования. Менялся культурный облик страны, наращивался экономический потенциал. Особое внимание в условиях международной независимости советское правительство обращало на развитие военно – технических отраслей промышленности. Гигантский подъем трудового энтузиазма советского народа сопровождал социалистическое строительство в 30-е годы и был его основой. Умелая партийно – государственная пропаганда служила мощнейшим средством мобилизации социальных ресурсов. Она носила тотальный характер, будучи целиком в распоряжении официальных институтов власти. Любая публичная критика мероприятий власти не могла быть гласной, рассматривалась как враждебные происки.

Очевидно, в связи с последним стоят массовые репрессии в стране, природу и характер которых до сих пор правоведы и историки объясняют неоднозначно. Начиная с жертв коллективизации в последующие годы, репрессии обрушились на интеллигенцию, военных, рабочих. Не миновали они и части Советского аппарата управления, участников бывших оппозиционных групп в ВКП(б). По официальной пропаганде правоохранительная, карательная и партийно – идеологическая диеты очищали страну от «врагов народа» и социализма: недобитых представителей буржуазии, шпионов и агентов капитализма, двурушников и прирожденцев в рядах партии и т.д.

Возможно какие - то основания для такой чистки внутри страны были: далеко не все участники социалистических преобразований разделяли методы и принимали формы партийного руководства государственными и социальными преобразованиями. Особенно в связи с постоянным нарушением законов и прав трудящихся. Выращенный партийной номенклатурой уже в начале 30-х годов культ непогрешимого вождя и теоретика социализма Генерального секретаря ЦК ВКП(б) В.И. Сталина стал символом победного движения к коммунизму в СССР.

Выдвинутый им тезис в середине 30-х годов о том, что по мере успехов социализма в СССР классовая борьба в стране будет обостряться, фактически и лег в основу массовых репрессий.

У наиболее наблюдательных современников складывалось впечатление, что Сталин и его помощники норовили очистить страну от наиболее социально зрелых и аналитично критических по отношению к тоталитарному режиму элементов советского общества. Создаваемый в результате этого режим политической власти и государственно – экономической системы уже к концу 30-х годов утрачивал свой революционный фундамент и превращался в нечто схожее с прежним царским феодально – крепостническим режимом, несмотря на внешнее яркое интернационально – пролетарское оформление. Умелое партийное манипулирование огромной созидательной энергией трудящихся создавало внешне вполне благополучную картину социально – государственных успехов. Субъективная позиция руководителей в данном случае суть дела не имела.

Date: 2015-08-24; view: 309; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию