Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Христианские идеалы в народном сознании
Итак, большая часть населения Древней Руси не расставалась полностью с языческими верованиями и слабо разбиралась в догматах христианства. Но это вовсе не означает, что не были усвоены нравственные идеалы христианства. Они проникали в массовое сознание через проповеди, иконопись, отчасти через чтение «богодухновенных» книг и становились органической его частью, хотя при этом, конечно, претерпевали некоторые изменения. Очень распространен был культ Богородицы и святого Николая Угодника, которого даже называли «русским богом». В массовом сознании и Богородица, и святой Николай воспринимались как заступники христиан, с ними была связана идея милосердия и любви по отношению к ближнему. Высоко ценился евангельский идеал святой бедности, противопоставленной нечестно нажитому богатству. В легендах, сложенных народом, нередко сам Христос, приняв облик нищего, странствует по земле и просит милостыню, проверяя, не забыли ли люди о его заветах. Важную часть русского фольклора составляли «духовные стихи» — стихотворные обработки наиболее популярных сюжетов Священного Писания и житий святых. Одним из главных мотивов духовных стихов было Второе пришествие Христа и Страшный суд, ожидающий грешников, и прежде всего тех, кто притеснял слабых и творил несправедливость. В массовом сознании четко запечатлелась идея о противоположности земного и потустороннего миров. Потусторонний мир являл собой царство гармонии и справедливости (в том числе и социальной) — Правды, а земной — царство Кривды, под которой подразумевались любые формы зла и уклонения от идеала. В одном из духовных стихов (стих о Голубиной книге) соперничество Добра и Зла изображалось как борьба двух зверей, которая заканчивается следующим образом: Как Правда пошла по поднебесью, А Кривда осталась на сырой земле. Христианский образ рая, где все притесненные получат награду за свои страдания, породил множество легенд о земном рае. Местонахождение его могло быть разным (согласно некоторым легендам, он находился где-то в Сибири), но одно оставалось неизменным: зло туда не допускалось. Все эти представления, взятые вместе, образовывали особую, народную религиозность, во многом расходившуюся с «официальной», но питавшуюся все-таки идеями и нравственными ценностями христианства. Вопросы и задания 1. Какую роль сыграло принятие христианства для развития России? 2. Приведите примеры, подтверждающие, что в массовом сознании сохранились языческие верования. 3. Какие отличительные черты массового сознания проявились в эпоху раскола? 4. Расскажите, какие элементы христианского вероучения вошли в народное сознание Вернемся к вопросам, поставленным в начале этой главы. Сравнивая ее историю со средневековой Западной Европой и Востоком, мы можем сказать, что Россия действительно дала особый вариант развития, хотя он имеет целый ряд сходных черт с соседними цивилизациями. При этом элементы западной модели, появившиеся еще задолго до реформ Петра I, с течением времени усиливались.
Date: 2015-08-24; view: 460; Нарушение авторских прав |