Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образование и периодическая печать
Развитие образования. В начале XX в. в Казахстане продолжала увеличиваться сеть русскоязычных и русско-казахских школ. По сравнению с 1897 г. их число к 1911 г. удвоилось. Однако население продолжало получать образование в мектебах и медресе, причем большинство их существовало на нелегальном положении (для их открытия требовалось специальное разрешение колониальных властей). Значительным событием конца XIX-начала XX вв. было открытие "новометодных" ("джадидских") учебных заведений. Идейным вдохновителем джадидизма в просвещении был крымский просветитель Исмаил бей Гаспралы. Сторонники "нового метода" стояли за реформу мусульманской школы, широкое внедрение светских дисциплин (географии, истории, естествознания, русского языка), новую методику обучения. Противники "нового метода" - кадимисты (от арабского "кадим"-древний) пользовались поддержкой колониальных властей и миссионеров типа Ильминского, который в своем письме к обер-прокурору Синода писал: "Фанатик без русского образования и языка сравнительно лучше, чем по-русски цивилизованный татарин, а еще хуже аристократ, а еще хуже - человек университетского образования". Именно поэтому колониальная администрация противилась открытию "новометодных" мектебов и признавала "грамотными" только выпускников русско-казахских и русских школ. Несмотря на это в начале XX в. в Казахстане движение за "новый метод" активизируется, охватив вначале большие города, а затем и крупные населенные пункты. Начиная с 1900 г. отдельные старометодные мектебы и медресе постепенно преобразовывались в "новометодные". Например, из 30 старометодных мектебов г.Туркестана переходит к "новому методу" обучения 2 мектеба, возникший в 70-х годах XIX в. в г. Казалы старометодный мектеб в 1903 г. преобразовывается в "новометодный", начиная с 1905 г. специально открыт "новометодньй" мектеб в г. Перовске (Кзыл-Орда). Такую же картину мы наблюдаем и в других городах Казахстана: Верном (Алматы), Семипалатинске, Акмолинске, Петропавловске, Костанае, Уральске, Актюбинске и др. Примерами могут служить старометодные мектебы, существовавшие с 1883 г. в Верном и с 1870 г. в г. Копале, которые были преобразованы в "новометодные" соответственно в 1904 г. и 1905 г. Поскольку высших учебных заведений в Казахстане не было, многие казахи обучались в университетах и институтах Петербурга, Москвы и Казани. Только высшее медицинское образование в конце XIX-начале XX вв. получили в столичной военной академии -А.Котибаров, X. Досмухамедулы, С. Шалымбеков, Н. Исма-гамбетов, С. Аспандияров, в Саратовском университете - Е. Каса-болатов, Б.Жусипгалиев, М. Ниязов, Б.Бейсенов, К. Есенкулов, в Казанском университете - М. Карабаев, М. Шамбалов, А. Алди-яров, М. Шолтыров, И. Кашкынбаев. Медицинский факультет Московского университета закончил Д. Куспагалиев, Томского -А. Айтбакин и Ы.Жаксылыков, Киевского - Н. Жакыпбаев. Петербургский женский медицинский институт закончила Гульсим Аспандиярова. Кроме того, большое число казахов училось на юридических, технических и др. факультетах различных вузов страны. Отдельные представители казахской молодежи обучались в вузах зарубежных стран. По неполным данным, в начале XX в. свыше 100 человек из числа казахов имели высшее образование. Периодическая печать. Начало XX в. - время расцвета казахской периодической печати. Если в конце XIX в. существовав всего два издания "Туркiстан уалаятынын газетi" (1870-1883) и "Дала уалаятынын газетi" (1888-1902), то после 1905 г. появляется целый ряд новых газет и журналов. В 1907 г. группа казахской интеллигенции в Петербурге начала издавать газету "Серке", редактором был Абдурашид Ибрагимулы. Во втором номере этой газеты была опубликована статья М. Дулатулы "Наша цель". Царская охрана, усмотрев в ней прокламацию, направленную на "возбуждение казахского населения против всех представителей и органов правительства", закрыла газету. В марте того же года в Троицке вышла "Казак газетi", запрещенная после первого же номера. В 1911 г. в свет выходит первый номер журнала "Айкап", издававшегося в Троицке. Редактором и идейным вдохновителем журнала стал Мухамеджан Сералыулы, видный казахский поэт и общественный деятель. Журнал внес огромный вклад в развитие литературы и оформление казахского литературного языка, публиковал исследования по фольклору, этнографии, истории. В то же время "Айкап" следил за творчеством Исмаил бея Гаспралы, высказывается за открытие в степи новых мектебов и медресе, реформу старых. В нем часто появлялись переводы с турецкого и персидского языков, например, "Шахнаме" Фирдоуси. В 1911 г. Сагинкереем Бокеем начинает издаваться газета "Казакстан", в которой, кроме политических статей, публиковались исследования по народной литературе казахов и ногайцев. Особая роль в развитии национальной прессы принадлежит газете "Казак", выходившей в Оренбурге и Тургае в 1913-1918 гг. под редакцией Ахмета Байтурсына. Основной заботой газеты был культурный подъем казахского народа, развитие казахского литературного языка и литературы. Много места уделялось работам А.Бокейхана по фольклору и А. Байтурсына о казахском языке и казахской литературе. В Петропавловске в сентябре 1913г. начала выходить на двух языках (татарском и казахском) газета "Ест даласы", в конце года запрещенная за "распространение революционных идей". С 1916 г. до конца 1917 г. в Ташкенте выходила еженедельная газета "Алаш", издаваемая Кульбаем Тогусовым. Газета была социалистического направления, хотя сильны были панисламистские и антирусские настроения. После Февральской революции 1917 г. выходит целый ряд новых газет и журналов различного толка. С июня в Семипалатинске начинает выходить еженедельное издание "Сарыарка", близкое по направленности журналу "Айкап", в Уральске - газета "Уран", орган Мусульманского бюро города. В Семипалатинске летом стал издаваться литературный журнал "Абай" и газета "Халык созы". В Ташкенте появляются два издания пантюркистского и джадидского толка: газета "Бiрлiк туы", главным редактором которой был Мустафа Шокай, и "Жас Алаш". Близка к позиции газеты "Казак" была газета "Tipшiлiк", выходившая в Акмоле.
Date: 2015-08-24; view: 406; Нарушение авторских прав |