Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политико-правовое устройство Казахского ханства в XVII в





 

Политическая система казахского общества. Политическая система казахов состояла из нескольких уровней. Первый регулировал отношения внутри общин, власть держалась только на авторитете правителя общины.

Следующий уровень представляется нам в виде сложной иерархии общин. Основное население в этой иерархии занимало места соответственно степени генеалогического родства, начиная от мелких патронимических групп до крупных союзов племен. Эта структура, выраженная в категориях родства, привела к осознанию всех общественных связей через родственные отношения и тем самым способствовала зарождению целостного этнического самосознания. Особенность этого уровня в том, что отношения властвования и отношения родства тесно переплетены. Самый верхний уровень представлял собой собственно государство.

Термином "государство" обозначен особый тип социальных явлений, характеризующийся следущими основными чертами: 1) отношением власти и подчинения; 2) наличием юридического порядка; 3) использованием насилия политической элитой; 4) относительным постоянством; 5) наличием постоянных институтов власти. Составными элементами государства являются территория, население и власть.

Основным субъектом политических отношений в Казахском государстве были общины. Их влияние на принятие политических решений определялось положением в иерархии общин, основанной на вымьшленной генеалогии. Общины объединялись в такие же жестко ранжированные ассоциации и объединения вплоть до жузов. Жузы также делились на великий (Улы Жуз), средний (Орта Жуз) и младший (Киши Жуз). При этом самое "младшее" объединение Великого Жуза считалось "старше" самого "старшего" в Среднем Жузе и т.д. Положение общины в иерархии учитывалось в случаях:

1. Определение места в боевом порядке.

2. При разделе боевой добычи.

3. Вхождения в дом и размещения по местам.

4. При открытии торжества.

5. При предоставлении качества предлагаемого на празднестве кушанья.

Традиционное казахское государство было основано на двойной труктуре власти. В нем параллельно сосуществовали две власти - авторитетная и аристократическая. Первая основывалась на традициях, обычаях, авторитете правящей элиты открытого типа. Здесь постоянно происходил приток новых представителей из масс, поскольку основными критерями было не происхождение, а опыт и авторитет. Ярким примером этого типа власти является власть биев и родоначальников у казахов. Аристократическая власть опиралась на элиты закрытого типа, которые не допускали в свои ряды новых членов. Это власть чингизидов - торе. Наибольшую степень консолидации кочевые государства получали при успешной экспансии на соседние земли или при необходимости обороны от внешней опасности. Поэтому правящее сословие сэои устремления направляло в основном на внешнюю политику. Успешная экспансия в той или иной мере обеспечивала не только благосостояние аристократии, но и стабильность власти. Она приводила к смягчению или разрешению внутренних конфликтов в этом обществе.

С другой стороны, одним из условий нормального существования кочевых государств являлось наличие в нем оседло-земледельческих и городских окраин. Вхождение оседло-земледельческих регионов в состав государства оказывало воздействие и на кочевников. В степи возникали политические центры-города, появлялись ремесленные и торговые поселения. Среди массы кочевников усиливалась тенденция к некоторой оседлости.

В этой связи следует подчеркнуть роль присырдарьинских городов и земледельческой округи, находившихся долгое время в составе казахских ханств. Только в политике управления этим оазисом казахская государственность отлилась в сравнительно прочные и устойчивые формы. Наличие оседлого городского компонента для казахских ханств было прогрессивным явлением, способствовавшим его укреплению. Среди факторов, обеспечивающих существование и развитие городов, особая роль принадлежит сильной центральной власти. В свою очередь города не противодействовали общегосударственным явлениям, а являлись проводниками их во всех частях страны.

Жетi Жаргы. Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVIIB. и при хане Тауке нашла свое закрепление в своде законов "Жетi Жаргы" (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейших биев в начале XVII в. и включал в себя следующие основные разделы:


1. Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

2. Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

3. Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.

4. Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.

5. Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

6. Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.

7. Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

Кроме "Жетi Жаргы" продолжал использоваться в качестве источника права и "Кодекс Касыма", особенно в области международного права. Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев - "Ереже", и "Билер сезi" - рассказы, содержащие сведения о практике суда биев - судебном преценденте.

Судопроизводство было основано на обычном праве - адате и мусульманском праве - шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение - бийлик, ханлык, а также различные подарки. Если ответчик уклонялся от суда или исполнения его решения, то истец имел право произвести барымту (насильственный угон скота).

Право на собственность-основной институт казахского права. Пастбища и пашни принадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строго разграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни.

Институты обязательного права включают в себя договоры купли-продажи, займа, найма, хранения и караванной перевозки. В казахском праве существовали и такие своеобразные институты обязательного права, как жылу, журтшылык, асар и т.п.

Брачное право казахов соответствовало экономическому базису. Основной формой брака был индивидуальный брак (моногамия). Среди имущего сословия получила распространение также полигамия (многожество). Одной из особенностей семейно-брачных отношений являлось аменгерство - обычай, по которому жена умершего переходила к брату мужа. Был установлен запрет брака между родственниками до седьмого колена. Каждый взрослый сын имел право на часть имущества отца. По достижении определенного возраста сыновей выделяли в самостоятельное хозяйство (отау). Все хозяйство отца после смерти доставалось младшему сыну (шанырак, иесi).

В казахском обществе XV-XVII вв. еще не было разграничений между гражданским правом и уголовным. Понятие преступления сливалось с понятием дурного поступка (жаман ic), греха (куне). В уголовном праве существовал закон возмездия (кровная месть). В большинстве случаев кровная месть заменялась выкупом (кун). За некоторые преступления налагались штрафы.

Согласно "Жетi Жаргы", уголовная ответственность обычно распространялась лишь на непосредственного виновника, вместе с тем широко был распространен принцип коллективной ответственности общины. Так, если ответчик на суд не являлся или не выплачивал положенного куна, то штраф взыскивался со всей общины. В таком случае членам общины предоставлялось право поступать с ответчиком по своему усмотрению. Такой меры наказания, как лишение свободы у казахов не существовало, не было и тюрем. В целом исследователи отмечают гуманность казахского уголовного права. Лишь в крайних случаях применялась смертная казнь. Таким исключением являлось изнасилование и кража чужой жены. Никаких специальных органов для исполнения приговора не было. Это право передавалось истцу.

 







Date: 2015-08-24; view: 414; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию