Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность направленности личности

Человек — это общественное существо, неразрывно связан­ное с социальной средой, в которой он живет и без которой не может существовать. Все необходимое он получает от общества в результате своей целенаправленной деятельности, руковод­ствуясь при этом определенными целями и задачами.

Под направленностью понимается психологическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей человека. На­правленность показывает, к чему стремится человек в своей жизни, какие цели ставит перед собой в своей деятельности и что его к этому побуждает. От направленности зависит, что и как делает человек, каково его отношение к функциональным обязанностям, его нравственная ценность и полезность обществу. В направленности личности выражается основное содержа­ние человека как общественного существа.

Направленность имеет свою собственную структуру. Она включает в себя потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели личности.

Потребности личности — это испытываемая человеком нужда в чем-либо. Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждает­ся в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Так, например, растение нуждается для своего нормального произрастания в солнечном свете, тепле, влаге и питательных веществах, которые оно получает из почвы. Чело­век, как и другие живые существа, также нуждается для своего существования и деятельности в определенных условиях и сред­ствах. Он должен иметь общение с внешним миром, индивида­ми другого пола, пищу, книги, развлечения и т. д. Потребности выступают источником активности человека. Они требуют своего удов­летворения, вызывают определенные эмоциональные состояния, желания, стремления и по­этому побуждают его проявлять активность, ставить цели и достигать их.

В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биоло­гическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество со­здает для своих членов все новые и новые потребности, кото­рые отсутствовали у предыдущих поколений.

Немалую роль в этом постоянном обновлении потребностей играет общественное производство: изготовляя все новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни все новые потребности людей. В потребностях челове­ка выражаются характер и степень его зависимости от конкрет­ных условий существования. Более того, сама внешняя обста­новка может актуализировать различные потребности в челове­ческой жизнедеятельности.

Характерными особенностями потребностей являются:

· конкретный содержательный характер потребности, свя­занной обычно или с предметом, которым стремятся обла­дать люди, или с какой-либо деятельностью, которая долж­на доставить человеку удовлетворение (например, опреде­ленная работа, игра и т. п.);

· более или менее ясное осознание данной потребности, со­провождаемое характерными эмоциональными состояни­ями (привлекательность объекта, связанного с данной по­требностью, неудовольствие и даже страдание от неудов­летворения потребности и т. п.);

· наличие (хотя часто слабо осознаваемого, но всегда при­сутствующего) эмоционально-волевого состояния, ориен­тирующего человека на поиск возможных путей удовлетворения потребностей.

· ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состоя­ний, а в некоторых случаях даже превращение их в проти­воположные состояния при удовлетворении ранее реали­зованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения);» повторное возникновение потребности, когда нужда, ле­жащая в основе ее, вновь дает о себе знать.

Потребности человека многообразны. Обычно их делят на материальные — потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др. и духовные, связанные с общественным существованием че­ловека: потребности в общественной деятельности, труде (чело­век удовлетворяет свои материальные потребности не инстинк­тивно, а с помощью труда, усваивая в процессе жизни опреде­ленную систему необходимых для этого действий), общении друг с другом (без общения с другими людьми человек не может жить), приобретении знаний, изучении наук и искусств, в твор­честве (вместе с развитием общества развивались и стремления человека к учению, многочисленным и сложным видам искусства: живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе, теат­ру, кино и др.) и т. п. Ведущими являются духовные потребности, неудовлетворение которых ведет к деградации духовного облика человека.

На основе потребностей у человека фор­мируются мотивы, то есть внутренние побуждения, определяющие содержание целей, их лич­ностный смысл и характер деятельности по их достижению. Без знания мотивов невозможно правильно понять и направленность личности человека. Достижение одной и той же по своему объективному значению цели может иметь разные мотивы, соответственно смысл этой цели и действия, направленные на ее достижение, будут различными.

Мотивация появляется при возникновении нужды, недостат­ка в чем-либо. Она есть начальный этап психической и физи­ческой активности. В целом мотивация - это побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий. Она сопровожда­ется определенными переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегче­ние, страх, страдание). Имеет место и определенное психофи­зиологическое напряжение, т. е. процессы сопровождаются со­стояниями возбуждения, взволнованности, прилива или упад­ка сил.

Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низ­шие (биологические) и высшие (социальные). Биологические мотивы — это влечения, желания, хотения человека, обычно от­ражающие его физиологические потребности. Социальные мо­тивы — это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.

По общественной и личной значимости целей, к достижению которых они побуждают человека, мотивы бывают

а) широкие социальные, отражающие интересы всего общества;

б) коллективистские (групповые), определяемые интересами конкретного коллектива, характером взаимоотношений в нем (чувство товарищества, честь коллектива, его традиции и др.);

в) мотивы личного плана, которые могут совпадать с интересами общества, коллектива, а могут противоречить им, носить индивидуалистический, эгоистический характер (карьеризм, зависть, месть, жадность, корыстолюбие и др.).

Мотивы могут выступать в самых разных формах, проявляться в различных сферах дея­тельности человека. Поэтому их можно классифицировать по многим признакам. По сложно­сти и степени осознания мотивы подразделяются на простые и сложные. К простым мотивам относятся влечения, желания и хотения, которые, кроме того, характеризуются и степенью осознания соответствующей потребности.

Вначале потребность выступает в виде влечения, при котором осознается только недо­вольство настоящим состоянием, но не осознаются цель действия, пути и средства ее дости­жения. Влечения могут быть причиной тех или иных аморальных проступков

Влечение переходит в желание - уже достаточно осознанную потребность, но не высту­пающую еще в качестве сильного побудителя к действиям Человек в этом случае или не убежден в возможности удовлетворения своей потребности, или необходимость в этом не очень большая. Более активным, побуждающим к действиям мотивом является хотение, при котором вполне осознается потребность, возможность, пути и средства ее удовлетворения, а также последствия предполагаемых действий.

Более сложными формами мотивов являются интересы, склонности, идеалы и убежде­ния, которые по своему содержанию и роли в деятельности человека выступают в качестве ведущих смыслообразующих мотивов.

Интересы — это мотивы личности, выражающие ее специаль­ную направленность на познание определенных явлений окру­жающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности.

Особенностями интересов являются:

· активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных

усилий человека в различных областях деятельности;

· большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности;

· расширение и углубление знаний человека в данной спе­циальной области, развитие у него соответствующих прак­тических навыков и умений;

· своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию

соответствующей деятельностью.

Интерес, кроме того, характеризуется быстротой возникно­вения, относительной легкостью поддержания произвольного внимания. Он включает в себя любопытство как начальную ста­дию своего возникновения, которой присущ лишь общий эмоциональный тон познавательного процесса при отсутствии четкого избирательного отношения к объектам познания. В про­цессе своего дальнейшего становления, сохраняя эмоциональное проявления познавательной потребности и обогащаясь их разнообразием, интерес приобретает четкую постоянную на­правленность на свой объект. Интерес всегда является конкретным: к определенным предметам, явлениям, видам деятельнос­ти (интерес к машине, к политическому событию, к музыке, спорту и т. п.).

Направленность интереса во многом зависит от склонностей и способностей человека. Интересно только то, что ново: старое, давно известное, испытанное (даже в развлечении), если оно не выступает в новом свете, в новых сочетаниях и связях, малоинте­ресно, быстро надоедает, ведет к пресыщению и нервно-психи­ческому утомлению. Но интерес вызывает не все новое, а только то, что связано с уже известным и имеет хотя бы далекую значи­мость для какой-либо деятельности человека: то новое в высшей математике, что заинтересует инженера, не вызовет никакого интереса, например, у искусствоведа. Поэтому обязательным ус­ловием возникновения интереса являются предварительные зна­ния и практический опыт в определенном виде деятельности.

Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельно­сти, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Во-первых, они отличаются по сво­ему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литерату­ре; интересы технические, конструкторские, научные, спортив­ные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др.

Во-вторых, интересы делятся на виды в зависимости от ка­чественных психологических характеристик, отображенных на схеме, которые не нуждаются в развернутом объяснении и бы­вают: действенными и недейственными, устойчивыми и неус­тойчивыми, глубокими и поверхностными, непосредственны­ми и опосредованными, сильными и слабыми, активными и пассивными.

Интересы должны направленно формироваться. Прежде все­го, для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности.

Более действенным мотивом является идеал как высшая цель, основное направление личных устремлений человека. В качестве идеала может быть возвышенная, благодарная идея (честного служения Родине), высокие нравственные качества или конкретный человек, носи­тель этих качеств. Наличие устойчивых идеалов свидетельствует о высоком уровне развития личности, о выраженной направленности.

Наибольшей побудительной силой обладают убеждения. Они представляют собой устой­чивый «сплав» познавательных, эмоциональных и волевых элементов. Это знания и взгляды, проникнутые чувствами и волевыми устремлениями человека.

Основу мотивации личности составляет мировоззрение личности, представляющее собой сложившуюся систему убеждений и взглядов на природу, общество, челове­ческие отношения, которые стали внутренним достоянием личности и отложились в сознании в виде определенных жизненных це­лей, интересов, отношений, позиций. Мировоззрение отдель­ного конкретного человека всегда определяется исторической эпохой и общественным сознанием. В обществе сначала из­меняются материальные условия жизни, производительные силы и производственные отношения и лишь затем и в соот­ветствии с ними - мировоззрение людей.

Потребностно-мотивационная сфера является фундаментом направленности личности. На этом фундаменте формируются жизненные цели человека. В психологическом плане цель – это идеальный образ будущего результата деятельности. Цели показывают, к чему стремится че­ловек в своей жизни и деятельности.

По времени их осуществления цели могут быть далекими или близкими, существенными для человека или случайными, могут иметь личное или общественное значение. Следует раз­личать цель конкретной деятельности и жизненную цель человека. Цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляю­щуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными видами деятельности.

Широта направленности - это объем интересов, стремлений и целей, которые человек ста­вит в своей деятельности. Постоянство убеждений, интересов, склонностей и стремлений при их относительной гибкости и подвижности определяет устойчивость направленности личности.

Интенсивность направленности определяется степенью осознания человеком мотивов и целей своей деятельности. Она может колебаться от смутных влечений, осознанных желаний и активных стремлений до полной убежденности. Действенность направленности личности связана с активными желаниями и стремлениями, с настойчивостью человека в достижении поставленных целей.

Таким образом, направленность является системообразующим свойством личности, важ­нейшей психологической предпосылкой эффективности деятельности человека.

 

 

 

Рис. 1. Схема образования мотивов.

 

 

 

Рис. 2. Классификация мотивов деятельности.

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | после погибели тленного?

Date: 2015-09-03; view: 533; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию