Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность направленности личностиЧеловек — это общественное существо, неразрывно связанное с социальной средой, в которой он живет и без которой не может существовать. Все необходимое он получает от общества в результате своей целенаправленной деятельности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами. Под направленностью понимается психологическое свойство личности, представляющее собой систему взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей человека. Направленность показывает, к чему стремится человек в своей жизни, какие цели ставит перед собой в своей деятельности и что его к этому побуждает. От направленности зависит, что и как делает человек, каково его отношение к функциональным обязанностям, его нравственная ценность и полезность обществу. В направленности личности выражается основное содержание человека как общественного существа. Направленность имеет свою собственную структуру. Она включает в себя потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели личности. Потребности личности — это испытываемая человеком нужда в чем-либо. Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Так, например, растение нуждается для своего нормального произрастания в солнечном свете, тепле, влаге и питательных веществах, которые оно получает из почвы. Человек, как и другие живые существа, также нуждается для своего существования и деятельности в определенных условиях и средствах. Он должен иметь общение с внешним миром, индивидами другого пола, пищу, книги, развлечения и т. д. Потребности выступают источником активности человека. Они требуют своего удовлетворения, вызывают определенные эмоциональные состояния, желания, стремления и поэтому побуждают его проявлять активность, ставить цели и достигать их. В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений. Немалую роль в этом постоянном обновлении потребностей играет общественное производство: изготовляя все новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни все новые потребности людей. В потребностях человека выражаются характер и степень его зависимости от конкретных условий существования. Более того, сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности в человеческой жизнедеятельности. Характерными особенностями потребностей являются: · конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определенная работа, игра и т. п.); · более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т. п.); · наличие (хотя часто слабо осознаваемого, но всегда присутствующего) эмоционально-волевого состояния, ориентирующего человека на поиск возможных путей удовлетворения потребностей. · ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения);» повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в основе ее, вновь дает о себе знать. Потребности человека многообразны. Обычно их делят на материальные — потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др. и духовные, связанные с общественным существованием человека: потребности в общественной деятельности, труде (человек удовлетворяет свои материальные потребности не инстинктивно, а с помощью труда, усваивая в процессе жизни определенную систему необходимых для этого действий), общении друг с другом (без общения с другими людьми человек не может жить), приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве (вместе с развитием общества развивались и стремления человека к учению, многочисленным и сложным видам искусства: живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе, театру, кино и др.) и т. п. Ведущими являются духовные потребности, неудовлетворение которых ведет к деградации духовного облика человека. На основе потребностей у человека формируются мотивы, то есть внутренние побуждения, определяющие содержание целей, их личностный смысл и характер деятельности по их достижению. Без знания мотивов невозможно правильно понять и направленность личности человека. Достижение одной и той же по своему объективному значению цели может иметь разные мотивы, соответственно смысл этой цели и действия, направленные на ее достижение, будут различными. Мотивация появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо. Она есть начальный этап психической и физической активности. В целом мотивация - это побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий. Она сопровождается определенными переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание). Имеет место и определенное психофизиологическое напряжение, т. е. процессы сопровождаются состояниями возбуждения, взволнованности, прилива или упадка сил. Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные). Биологические мотивы — это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности. Социальные мотивы — это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни. По общественной и личной значимости целей, к достижению которых они побуждают человека, мотивы бывают а) широкие социальные, отражающие интересы всего общества; б) коллективистские (групповые), определяемые интересами конкретного коллектива, характером взаимоотношений в нем (чувство товарищества, честь коллектива, его традиции и др.); в) мотивы личного плана, которые могут совпадать с интересами общества, коллектива, а могут противоречить им, носить индивидуалистический, эгоистический характер (карьеризм, зависть, месть, жадность, корыстолюбие и др.). Мотивы могут выступать в самых разных формах, проявляться в различных сферах деятельности человека. Поэтому их можно классифицировать по многим признакам. По сложности и степени осознания мотивы подразделяются на простые и сложные. К простым мотивам относятся влечения, желания и хотения, которые, кроме того, характеризуются и степенью осознания соответствующей потребности. Вначале потребность выступает в виде влечения, при котором осознается только недовольство настоящим состоянием, но не осознаются цель действия, пути и средства ее достижения. Влечения могут быть причиной тех или иных аморальных проступков Влечение переходит в желание - уже достаточно осознанную потребность, но не выступающую еще в качестве сильного побудителя к действиям Человек в этом случае или не убежден в возможности удовлетворения своей потребности, или необходимость в этом не очень большая. Более активным, побуждающим к действиям мотивом является хотение, при котором вполне осознается потребность, возможность, пути и средства ее удовлетворения, а также последствия предполагаемых действий. Более сложными формами мотивов являются интересы, склонности, идеалы и убеждения, которые по своему содержанию и роли в деятельности человека выступают в качестве ведущих смыслообразующих мотивов. Интересы — это мотивы личности, выражающие ее специальную направленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным видам деятельности. Особенностями интересов являются: · активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности; · большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности; · расширение и углубление знаний человека в данной специальной области, развитие у него соответствующих практических навыков и умений; · своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительному занятию соответствующей деятельностью. Интерес, кроме того, характеризуется быстротой возникновения, относительной легкостью поддержания произвольного внимания. Он включает в себя любопытство как начальную стадию своего возникновения, которой присущ лишь общий эмоциональный тон познавательного процесса при отсутствии четкого избирательного отношения к объектам познания. В процессе своего дальнейшего становления, сохраняя эмоциональное проявления познавательной потребности и обогащаясь их разнообразием, интерес приобретает четкую постоянную направленность на свой объект. Интерес всегда является конкретным: к определенным предметам, явлениям, видам деятельности (интерес к машине, к политическому событию, к музыке, спорту и т. п.). Направленность интереса во многом зависит от склонностей и способностей человека. Интересно только то, что ново: старое, давно известное, испытанное (даже в развлечении), если оно не выступает в новом свете, в новых сочетаниях и связях, малоинтересно, быстро надоедает, ведет к пресыщению и нервно-психическому утомлению. Но интерес вызывает не все новое, а только то, что связано с уже известным и имеет хотя бы далекую значимость для какой-либо деятельности человека: то новое в высшей математике, что заинтересует инженера, не вызовет никакого интереса, например, у искусствоведа. Поэтому обязательным условием возникновения интереса являются предварительные знания и практический опыт в определенном виде деятельности. Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интересы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразными. Во-первых, они отличаются по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, конструкторские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др. Во-вторых, интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических характеристик, отображенных на схеме, которые не нуждаются в развернутом объяснении и бывают: действенными и недейственными, устойчивыми и неустойчивыми, глубокими и поверхностными, непосредственными и опосредованными, сильными и слабыми, активными и пассивными. Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего, для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта интереса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходимых в деятельности личности. Более действенным мотивом является идеал как высшая цель, основное направление личных устремлений человека. В качестве идеала может быть возвышенная, благодарная идея (честного служения Родине), высокие нравственные качества или конкретный человек, носитель этих качеств. Наличие устойчивых идеалов свидетельствует о высоком уровне развития личности, о выраженной направленности. Наибольшей побудительной силой обладают убеждения. Они представляют собой устойчивый «сплав» познавательных, эмоциональных и волевых элементов. Это знания и взгляды, проникнутые чувствами и волевыми устремлениями человека. Основу мотивации личности составляет мировоззрение личности, представляющее собой сложившуюся систему убеждений и взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали внутренним достоянием личности и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей, интересов, отношений, позиций. Мировоззрение отдельного конкретного человека всегда определяется исторической эпохой и общественным сознанием. В обществе сначала изменяются материальные условия жизни, производительные силы и производственные отношения и лишь затем и в соответствии с ними - мировоззрение людей. Потребностно-мотивационная сфера является фундаментом направленности личности. На этом фундаменте формируются жизненные цели человека. В психологическом плане цель – это идеальный образ будущего результата деятельности. Цели показывают, к чему стремится человек в своей жизни и деятельности. По времени их осуществления цели могут быть далекими или близкими, существенными для человека или случайными, могут иметь личное или общественное значение. Следует различать цель конкретной деятельности и жизненную цель человека. Цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными видами деятельности. Широта направленности - это объем интересов, стремлений и целей, которые человек ставит в своей деятельности. Постоянство убеждений, интересов, склонностей и стремлений при их относительной гибкости и подвижности определяет устойчивость направленности личности. Интенсивность направленности определяется степенью осознания человеком мотивов и целей своей деятельности. Она может колебаться от смутных влечений, осознанных желаний и активных стремлений до полной убежденности. Действенность направленности личности связана с активными желаниями и стремлениями, с настойчивостью человека в достижении поставленных целей. Таким образом, направленность является системообразующим свойством личности, важнейшей психологической предпосылкой эффективности деятельности человека.
Рис. 1. Схема образования мотивов.
Рис. 2. Классификация мотивов деятельности.
|