Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Амфитеатров Александр Валентинович





Вариант 1

 

Родился 26 (14 ст.с.) декабря 1862 г. в Калуге, сын протоиерея, впоследствии настоятеля Архангельского собора в Московском Кремле. По образованию юрист. Начал печататься с 1882 г. в юмористических журналах «Будильник» и «Осколки», где познакомился с А.Чеховым. В 1891-1899 гг. был сотрудником газеты А. С. Суворина «Новое время», вышел из редакции. До революции Амфитеатров не раз подвергался преследованиям за свое критическое отношение к самодержавию. Фельетон «Господа Обмановы» (1902), в котором высмеивается правящая династия, повлек за собой высылку автора под гласный надзор в Минусинск, затем замененный Вологдой.

С 1904 по 1916 гг. Амфитеатров, исключая его поездку на театр русско-японской войны, жил в эмиграции, так как в России ему была запрещена литературная деятельность. Издавал в Париже журнал «Красное знамя» (1906-1907). В Италии близко сошелся с М.Горьким, который впоследствии стал одной из основных мишеней его обличительной публицистики в связи с позицией, занятой «буревестником революции» после октябрьских событий 1917 г.

К тому времени многочисленные романы, пьесы, очерки, памфлеты принесли Амфитеатрову широкую известность, его называли «русским Золя». Общее заглавие главного произведения Амфитеатрова — «Концы и начала», оно включает романы «Восьмидесятники» (1907), «Девятидесятники» (1910-1911), «Закат старого века» (1910), «Дрогнувшая ночь» (1914); в эмиграции опубликованы «Вчерашние предки» (1928-1931); были задуманы, однако остались ненаписанными также «Шестидесятники» и «Семидесятники».

По разъяснению автора, предпосланному заключительной части этой серии, ее читатель постоянно встречает уже известных ему действующих лиц, «несколько постаревших, в новых фазисах жизни и в изменившихся бытовых условиях». Амфитеатров видел свою задачу в том, чтобы проследить основные коллизии, которыми определялось историческое развитие русского общества в пору грандиозного перелома и кризиса вековых форм жизни. Амфитеатров вывел на сцену, наряду с вымышленными персонажами, реальные исторические лица (в его хронике появляются А. С. Суворин, Г. В. Плеханов, Ф. И. Шаляпин, М. А. Врубель). Действие происходит преимущественно в Москве, которая под пером Амфитеатрова стала, на взгляд критики, фокусом, голосом и лицом старой России.

За те двадцать лет, которые писатель отдал своей главной книге, ее жанр изменился: она начиналась как фактографически точная картина быта, нравов, коллизий эпохи, а дописывалась уже как исторический роман. Приближающаяся октябрьская катастрофа, оставаясь за рамками повествования, тем не менее, подчиняет себе логику движения всех его основных линий.

Четыре послеоктябрьских года Амфитеатров прожил в Петрограде, откуда 23 августа 1921 г. бежал с семьей в Финляндию. Опыт этих лет отражен в публицистической книге «Горестные заметы» (1922), в ней два раздела. «Вымирающий Петроград» непосредственно навеян воспоминаниями о советском Петрограде, «превращенном в трепет инстинкта самосохранения, запуганном, забитом, опошленном, оподленном, несчастном из несчастных». «Повесть о великой разрухе» представляет собой обработку публичных выступлений после бегства, здесь также царит «спокойная суровая правда», отличающая статьи Амфитеатрова.

Отвергая иллюзии тех, кто сулил большевикам скорое падение, Амфитеатров доказывал, что этот режим, означающий «позорное мелочное рабство закабаленных масс», воцарился надолго и что, помимо многого другого, он сулит перспективу дегенерации русской культуры. Трагическая смерть Блока, гибель Гумилева, постыдная, на взгляд Амфитеатрова, «политическая двусмысленность» поведения Горького, — все это осознано как приметы начинающейся гибели великой культурной традиции. Сохранить ее, насколько возможно, Амфитеатров считал обязанностью эмиграции. Эта мысль лежит в основе его пространной лекции «Литература в изгнании» (1929). Умер А. В. Амфитеатров 26 февраля 1938 г. в Италии.

 

Вариант 2

АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (псевд. Old Gentleman, Икс, Аббадонна и др.)(14.12.1862, Калуга — 26.2.1938. Леванто, Италия) — прозаик, публицист, фельетонист, литературный и театральный критик. Отец — Валентин Николаевич — протоиерей, настоятель Архангельского собора Московского Кремля, мать — Елизавета Ивановна (урожд. Чупрова), дворянка, сестра профессора А.Чупрова.

С 1906 по 1916 жил в Италии, постоянно общался с Г.Лопатиным, часто виделся и переписывался с М.Горьким, что дало повод В.Поссе назвать Горького и Амфитеатрова “Герценом и Огаревым русской эмиграции”; работал над многотомными историческими романами: “Восьмидесятники” (т. 1-2. СПб., 1907), “Девятидесятники” (т. 1-2. СПб., 1910-11), “Закат старого века” (т. 1-2. СПб., 1910), “Дрогнувшая ночь” (СПб., 1914), предполагая объединить их в хронику о судьбах русского общества под общим заглавием “Концы и начала”. Бытовой натурализм, за который критики называли Амфитеатрова “маленьким русским Золя”, сочетался в них с тонкими наблюдениями, пристрастием к красочному факту; Амфитеатров включал в повествование реально существующих лиц или их шаржированные образы, легко узнаваемые читателями. По отчетам библиотечной выставки 1911 г. книги Амфитеатров занимали 2-е место в России после сочинений А.Вербицкой. И.Шмелев считал достоинством язык романов — “живой, с русской улицы, с ярмарки, из трактира, из гостиных, из “подполья”, из канцелярий, от трущоб”.


Продолжая очерки о Балканах, которые суммировали его впечатления от неоднократных поездок в Болгарию, Македонию и др. страны (“В моих скитаниях. Балканские впечатления”. СПб., 1903), Амфитеатров издал книгу “Славянское горе” (М., 1912), печатал корреспонденции в газетах “Киевская мысль” и “Одесские новости”, в петербургской “Нашей газете”. Романы “Марья Лусьева” (1903), “Виктория Павловна” (1903), “Марья Лусьева за границей” (1910), “Дочь Виктории Павловны” (1914-1915), посвященные проблеме женской эмансипации, вызвали упреки критики в легковесности и торопливости: “Бегом через жизнь, не давая ее углубленной трактовки” (А.Измайлов).

В литературно-критических работах Амфитеатров создал выразительные портреты Л.Толстого, М.Горького, Л.Андреева и др. писателей, актеров, драматургов. В Италии продолжал работу над исторической хроникой из жизни Рима эпохи Нерона “Зверь из бездны” (т. 1-4; полн. изд. в собр. соч., т. 5-8. СПб., 1911-14), антологией сатиры и юмора “Забытый смех. Поморная муза” (сб. 1-2. М., 1914-17). В 1911-1912 гг. руководил журналом “Современник”, пытаясь воскресить в нем демократические традиции одноименного журнала 1860-х годах, однако отсутствие ясной политической программы не принесло журналу успеха.

В сентябре 1910 г. Амфитеатров писал Н.Рубакину. “Считаю себя... не записанным эсером. Но в хороших отношениях со всеми другими левыми партиями, борющимися с монархизмом”. В годы Первой мировой войны Амфитеатров занял, по его словам, “яро-патриотическую позицию и в качестве корреспондента “Русского слова” в Риме горячо отстаивал русское дело”. Вернувшись в 1916 на родину, сотрудничал в газетах “Русская воля”, “Петербургский листок”, журналах “Бич”, “Нива”, “Огонек” и др. Продолжал работать над серией романов под общим названием “Сумерки божков”, в которую предполагал включить 12 томов, “изображающих ликвидацию русского XIX века в веке ХХ-м — переломы в искусстве, в семье, в торговле, в политике и т.д.”

В феврале 1917 г. за публикацию “Этюдов” с криптограммой, высмеивающей министра внутренних дел А.Протопопова (Рус. воля, 22 янв.), был выслан в Иркутск, “ввиду вредной его деятельности”, но освобожден Февральской революцией. Октябрь встретил крайне отрицательно, определив большевистский переворот как “лавину ужасов и мерзостей”. Работал во “Всемирной литературе”, создав для секции “исторических картин” пьесы “Аввакум” и “Василий Буслаев” (Берлин-Ревель, 1922) Оценивая последнюю, А.Блок писал: “Все изрядно упрятано в литературу, сглажено, как у Ал.Толстого (или Римского-Корсакова), отчего эта самая русская мордобойная “правда” выходит немного слащавой, книжной, даже... газетной Есть, однако, и живые слова и та сочность, которая свойственна Амфитеатрову всегда”. М.Горький похвалил драму: “Хорошая вещь. Я полагаю — лучшее из всего когда-нибудь сочиненного Амфитеатровым”.


Проживая в революционном Петрограде, Амфитеатров трижды подвергался арестам и допросам в ЧК. Речь, произнесенная им на банкете по случаю приезда Г.Уэллса, и неопубликованный очерк “Ленин и Горький” свидетельствуют о его резко отрицательном отношении к советской власти. Опасность нового ареста заставила Амфитеатрова эмигрировать: 23.8.1921 вместе с семьей он на лодке уехал в Финляндию. Опубликовал в рижской газете “Последние новости” открытое письмо Ленину, в котором констатировал исчезновение “грани между идейным коммунизмом и коммунизмом криминальным”, т.к. для осуществления “самых соблазнительных лозунгов” избран “противоестественный путь, путь крови и насилия”. После недолгого пребывания в Праге поселился в Италии (Леванто), где прожил до смерти. Сотрудничал в берлинских, парижских, шанхайских изданиях (“Сполохи”, “Перезвоны”, “Илл. Россия”, “Слово”), был постоянным сотрудником парижской газеты “Возрождение”, поддерживал монархическую организацию “Братство русской правды”. Написанные в это время исторические хроники (“Сестры”. Берлин. 1922-23; “Гнездо”. Прага, 1922) продолжали и развивали его ранние произведения. Используя “человеческие документы”, Амфитеатров почти не прибегал к вымыслу, хотя романтическое повествование часто брало верх над объективным изложением. Манера его письма приобрела философский характер, романист пытался осмыслить опыт последнего десятилетия, объясняя “социально-политическое безобразие русской коммуны” крахом старой культуры, рухнувшей под напором “извечной азиатчины”. В книге “Горестные заметки. Очерки красного Петрограда” (Берлин, 1922) собраны статьи, печатавшиеся в гельсингфорской газете “Новая русская жизнь”. Дневниковые записи Амфитеатрова близки “Несвоевременным мыслям” Горького, “Окаянным дням” И.Бунина. Не прекращая публицистическую деятельность, Амфитеатров все больше погружался в изучение древних памятников, легенд и поверий, в стихию древнерусской литературы и фольклора. Итогом этой работы явились книги “Одержимая Русь: демонические повести XVII века” (Берлин. 1929), “Соломония бесноватая” (Златоцвет, 1924, № 22-30). Параллельно работал над сборником “Зачарованная степь” (1921), “На заре и другие рассказы” (1922). Романами “Без сердца” (Берлин, 1922) vi “Скиталица” (Берлин, 1922).


Продолжая работу над исторической хроникой “Концы и начала”, создал роман “Вчерашние предки” (т. 1. Новый Сад, 1928; т. 2. Белград, 1931) — пятую часть повествования, доведенного до начала XX в.; намерение Амфитеатрова охватить период до 1-й мировой войны и Октябрьской революции не осуществилось. В те же годы Амфитеатров развивал тему женского равноправия —— в книге “Заря русской женщины” (Белград, 1929}. В романе “Лиляша” (кн. 1-3. Рига, 1928) история “одной женской жизни” раскрывается на фоне повествования о тайной проституции.

В последние годы -жизни А. выступал с воспоминаниями о театральных деятелях, этюдами о писателях и актерах (В.Комиссаржевской, А-Сумбатове-Южине, М.Писареве, И.Горбунове и др.). Лекция, которую он прочитал в Миланском филологическом обществе в мае 1929, легла в основу его книги “Литература в изгнании” (Белград, 1929). Характеризуя разные ветви эмигрантской литературы, Амфитеатров замечал картину не упадка, “а высокого подъема и прочного созидания”. В произведениях И.Бунина, Б.Зайцева, И.Шмелева, А.Куприна. В.Набокова и др. писателей русского зарубежья он находил “красочного богатства несравненно больше, чем в предшествовавший нам литературный период от кончины Чехова до революции”. Работал над книгой о Гоголе “Человек, смешащий людей”, которая осталась неоконченной (этюды в газете “Возрождение”. 1936; сборнике “Земля Колумба”. Нью-Йорк, 1937, № 2). Значительная часть обширного творческого наследия Амфитеатрова осталась неопубликованной Собрание его сочинений (далеко неполное), выходившее в России с 1910 г. оборвалось на 37-м томе.







Date: 2015-08-24; view: 473; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию