Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридическая функция





Суть этой функции конституции заключается в том, что она:

- становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются);

- сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения;

- дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

Сказанное в полной мере относится к действующей Конституции РФ. Она является "заглавным" документом создаваемой в России правовой системы, для детализации Конституции нужны около 600 нормативных актов, частично принятых, но в своем большинстве все-таки пока подготавливаемых. Достаточно актуальна и задача обеспечения прямого действия Конституции: нечего скрывать, что об этом свойстве Основного Закона забывают и нередко смотрят на нее как на правовую библию, которой надо молиться на словах, но которой совсем не требуется следовать в делах, и в том числе потому, что она содержит набор благих идей, но не норм непосредственного юридического действия.

 

Конституционно-правовое принуждение

Конституционно-правовое регулирование в необходимых случаях опирается на публичное принуждение, являющееся разновидностью ограничения прав. К видам правового принуждения традиционно относят меры пресечения, защиты, восстановления прав, меры ответственности. Все эти виды принуждения встречаются и в конституционном праве.

Этапы конституционного развития России

 

Имела ли дореволюционная Россия конституцию? Была ли она конституционной монархией? Вопросы эти в свое время были предметом острых дискуссий. Многие дореволюционные государствоведы полагали, что Россия после издания Манифеста 17 октября 1905 г., учреждения и начала работы в 1906 г. Государственной Думы (с законодательными полномочиями) вступила на путь конституционного развития, превратилась в конституционное государство. Юридическим актом, имевшим значение конституции, эти ученые называли Свод основных государственных законов в новой редакции от 23 апреля 1906 г., которые закрепляли происшедшие в 1905-1906 гг. изменения в государственном строе России.

 

Была и другая группа ученых-юристов, которые не разделяли эти взгляды, считая, что Россия не превратилась после событий 1905-1906 гг. в конституционное государство, что принцип самодержавия как основа государственного строя России сохранился и после издания Свода основных государственных законов 1906 г. По мнению некоторых современных исследователей, ряд государственных актов 1905-1906 гг. содержал нормы конституционного характера. Положения Манифеста 17 октября 1905 г. послужили базой для принятия новой редакции Свода основных государственных законов, которые фактически стали первой российской конституцией.* Несомненно, что и Манифест 17 октября 1905 г., и Свод основных государственных законов 1906 г. были важной вехой на пути России к конституционному правовому государству. События 1917г. изменили, однако, характер и направленность процессов, происходящих в государственном строе России.
Первая Конституция РСФСР была принята в 1918 г. Она положила начало развитию конституций социалистического типа, каковыми и считались последующие российские конституции, принимавшиеся уже в связи с определенными этапами развития СССР, куда

 

РСФСР до недавнего времени входила в качестве субъекта (члена Федерации).

 

После 1918 г. в РСФСР конституции принимались: в 1925, 1937 и 1978 г г. Конституция РСФСР 1978 г. с многочисленными дополнениями и изменениями, которые в нее вносились с 1989 г. и существенно изменили ее первоначальную редакцию, действовала до принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.

 

Этапы конституционного развития обусловлены изменениями, происходившими в общественном и государственном строе России. Все конституции РСФСР несут на себе отпечаток времени, господствовавших в стране официальных воззрений на государство, право, их роль в обществе, на экономическую и социальную политику, положение человека в обществе и государстве.

 

Всем конституциям РСФСР как конституциям социалистического типа были присущи общие черты, признаки. Это, прежде всего, их откровенно классовый характер. Так, Конституция РСФСР 1918 г. основной задачей переходного периода называла установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в целях полного подавления буржуазии, уничтожение эксплуатации человека человеком и водворение социализма.

 

Конституция РСФСР 1978 г. подтвердила преемственность идей и принципов Конституций РСФСР 1918 г. и последующих годов. В ее преамбуле указывалось на основополагающее для жизни страны значение идей научного коммунизма. Закрепляла Конституция РСФСР 1978 г. и руководящую роль Коммунистической партии Советского Союза в обществе и государстве. В качестве основы экономической системы РСФСР она утверждала государственную (общенародную) и колхозно-кооперативную собственность, закрепляла плановое ведение хозяйства.

 

В основу организации государственной власти советская Конституция России формально закладывала принцип верховенства Советов. В действительности же Советы подменялись партийными органами, которые фактически были всевластны.

 

Основной Закон РСФСР провозглашал и закреплял политические, социально-экономические и личные права граждан. Однако отсутствовали конституционный механизм и гарантии, которые могли бы обеспечивать реализацию этих прав. Конституционные права и свободы граждан, как известно, грубо попирались, например, в период массовых репрессий 30-х гг. Конституционное законодательство не могло обеспечить независимость судов– одного из необходимых устоев действительно правового государства.

 

Вопрос о новой Конституции Российской Федерации был поставлен на первом Съезде народных депутатов России в 1990 г.: им была образована Конституционная комиссия для разработки проекта новой Конституции. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ, Съездом народных депутатов Российской Федерации.

 

Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции Российской Федерации, для завершения подготовки которого Президент РФ созвал летом 1993 г. Конституционное совещание. Осенью 1993 г. Конституционное совещание продолжило работу над проектом новой Конституции РФ, который в конце года был вынесен на всенародное голосование. Всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации состоялось 12 декабря 1993 г. в соответствии с Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденным Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. Согласно этому Положению для принятия нового Основного Закона РФ требовалось, чтобы более 50% избирателей, принявших участие в голосовании, проголосовало за его принятие (при условии, что в голосовании приняло участие более половины всех избирателей).

 

Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования – 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития нашей государственности. Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ определяет Российскую Федерацию– Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, в котором:

1) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2);

2) носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России (ч. 1 ст. 3);

3) социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7);

4) признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8);

5) государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10);

6) признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12);

7) признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13);

8) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации – составная часть ее правовой системы (ч. 4 ст. 15).

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15).


Конституция: понятие и роль в правовой системе

 

Предполагается, что термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio» - «устанавливаю», «учреждаю». Конституции, в современном смысле этого слова, возникли в конце XVIII в. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в 1787 г. в США. В 90-е годы XVIII века были приняты конституции во Франции (1791 и 1793 гг.) и Польше (1793 г.). Сегодня большинство стран мира имеют конституции.

Конституция - это особый акт в правовой системе государства. Она обладает высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и: общества, а также взаимоотношения государства и гражданина.

 

Конституция обладает учредительным характером, что проявляется в том, что она выступает первоосновой, ее положения являются фундаментом, основанием для всех правовых норм страны, а также создают систему государственных органов.

Конституция имеет важную социально-политическую сущность, которая отражает соотношение политических сил в обществе, баланс социальных интересов. Конституция является общественным компромиссом, в котором согласованы политические интересы, представленные различными политическими силами.

Основополагающим юридическим свойством конституции является ее верховенство в системе нормативных правовых актов. Это означает, что любой правовой акт должен соответствовать конституции. Конституция должна обеспечивать целостность, единство, непротиворечивость всей системы правовых актов.

Конституция имеет особый предмет правового регулирования - наиболее важные общественные отношения. Она учреждает основные институты государства, статус гражданина и тем самым влияет на содержание всей правотворческой деятельности. В конституции устанавливается система правовых актов, определяется их предмет и порядок принятия.

Под конституцией в любой стране понимается основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Конституции разделяются на писаные и неписаные. Кодифицированные конституции представляют собой единый правовой документ, занимающий доминирующее положение в правовой системе как по своему содержанию, так и по форме. Некодифицированные конституции - это совокупность отдельных конституционных законов и обычаев, взаимосвязанных между собой и выполняющих роль основного закона страны.

Конституция имеет формально-юридическую и содержательную сторону. Характер соотношения конституции фактической (конституционного строя) и юридической (правового акта особой юридической силы) дает основания для вывода о фиктивности или реальности конституции.

 

Первая Конституция в России была принята в 1918 году. Затем - 1925, 1937 и 1978 гг. Несмотря на ряд отличительных моментов, они имели много общего, так как исходили из тезиса о преимуществе социализма как общественной системы, закрепляли приоритет государственной формы собственности, планово-регулируемой экономики, систему советов народных депутатов и построены на принципе демократического централизма. Действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (референдумом).

Российская Конституция как по форме, так и по содержанию существенно отличается от своих предшественниц.

Так, приоритет прав и свобод человека, как основной принцип правового государства, выразился в том, что соответствующая глава в тексте Конституции предшествует главам об органах государственной власти.

Конституция Российской Федерации состоит из 9 глав:

Основы конституционного строя.

Права и свободы человека и гражданина.

Федеративное устройство. Президент. Федеральное Собрание. Правительство.

Судебная власть. Местное самоуправление. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Принципы и юридические свойства Конституции РФ

Основное социальное содержание Конституции России определяется ее принципами. Назовем основные принципы: приоритет прав и свобод человека и гражданина над иными ценностями общества и государства; народный суверенитет; государственный суверенитет; федерализм; разделение властей; экономическая свобода; многообразие форм собственности; единство экономического пространства; гарантирование местного самоуправления и другие.

Рассмотрим некоторые принципы.

Основополагающим по отношению ко всем остальным положениям Конституции является принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Статья 2 Конституции России провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Эти ценности не устанавливаются законодателем, они должны гарантироваться, соблюдаться и защищаться государством как уже существующие. Основные права и свободы человека объявляются неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

Принцип народного суверенитета означает, что многонациональный народ России является единственным источником власти и носителем суверенитета в нашем государстве. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.

Перечисленные принципы являются одновременно и основами конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что они определяют содержание, главный смысл не только Конституции, но и устройство общества и государства в целом.

Конституция обладает рядом юридических свойств. Наиболее значимым из них является ее наивысшая юридическая сила. Это положение закреплено в ст. 15 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Высшая сила конституционных норм означает, что, в случае противоречия между нормами Конституции и иными законами, действуют нормы Основного закона. Конституция выделяется особым юридическим содержанием. Особенность Конституции Российской Федерации состоит в предмете правового регулирования — основы организации государства и общества. Конституция формулирует целостное представление о государстве, положении в нем личности.

Юридическим свойством Конституции является особый, по сравнению с остальными законами, порядок изменения и пересмотра.

Конституция обладает повышенной, по сравнению с другими нормативными актами, охраной, защитой ее предписаний со стороны государства. Эту задачу выполняет система конституционного контроля и надзора, в осуществлении которых особая роль принадлежит Конституционному Суду РФ.

Развитие Конституции Российской Федерации. Поправки и пересмотр Конституции России

Развитие Конституции Российской Федерации осуществляется посредством принятия федеральных конституционных законов. К настоящему времени в развитие Конституции России приняты следующие конституционные законы: «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О чрезвычайном положении», «О государственном гимне Российской Федерации», «О государственном гербе Российской Федерации».

Развитие Конституции РФ может осуществляться путем внесения в нее изменений и дополнений. В зависимости от того, какие нормы подлежат пересмотру, выделяют четыре способа изменения текста Конституции РФ. Первый, упрощенный способ предусмотрен для внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ. В случае изменения наименования субъекта Федерации, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 137 Конституции РФ изменения (второй путь) вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и об образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Третий по степени сложности путь предусмотрен для внесения поправок к главам с 3 по 8 Конституции РФ. Они принимаются в форме закона Российской Федерации. Это порядок описан в теме № 7 настоящего пособия.

Наиболее сложной является процедура пересмотра глав 1, 2 и 9 Конституции РФ. Частью 2 ст. 135 Конституции РФ установлено, что если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно подтверждает неизменность Конституции РФ либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей.

Основные черты конституции характеризуют ее роль в реальных процессах жизни общества и государства. Основными чертами Конституции РФ являются:

основополагающий характер;

народность (с этим можно поспорить);

реальность (и с этим можно поспорить);

стабильность.

Юридические свойства конституции - это те качественные характеристики, которые отличают конституцию от актов текущего законодательства. К ним относятся:

Конституция - Основной закон государства.

Юридическое верховенство конституции.

Конституция - база текущего законодательства.

Прямое действие конституции.

Правовая охрана конституции.

Особый порядок изменения конституции.

Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы:

институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности);

институт государственного (территориального) устройства;

институт (систему) государственных органов;

государственную символику;

механизм защиты конституции.

Как правило, конституции начинаются с преамбул, которые носят торжественно-декларативный характер и не имеют юриди­ческой силы. В преамбулах часто фиксируются цели и функции государства, подчеркиваются историческая преемственность го­сударственности, ответственность перед Богом и народом, нрав­ственные основы конституции и т. д. — они как бы предопреде­ляют дальнейшее содержание конституции.

Структура Конституции РФ содержит следующие элементы:

1) Преамбула

2) Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Глава 3. Федеративное устройство

Глава 4. Президент РФ

Глава 5. Федеральное Собрание

Глава 6. Правительство РФ

Глава 7. Судебная власть

Глава 8. Местное самоуправление

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

3) Раздел второй. Заключительные и переходные положения

В преамбуле Конституции РФ объясняются причины и цели принятия Основного закона. Среди них утверждение прав и свобод челове­ка, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сло­жившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение незыблемости ее демократиче­ских основ, обеспечение благополучия и процветания России. Это введение фиксирует также общность судьбы многонацио­нального народа России, верность общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов, почитание памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в доб­ро и справедливость, а также ответственность за свою Родину пе­ред нынешним и будущим поколениями и осознание себя частью мирового сообщества. Это нравственно-политические воззрения российского народа, которые обусловливают принятие данной Конституции.

В заключительных разделах конституций обязательно содер­жатся нормы о порядке изменения основного закона и некото­рые переходные положения, подчас весьма важные.

Таким образом, структурный анализ конституции с элемента­ми логического анализа помогает уяснению воли законодателя.

Новые статьи:

01/11/2012 12:22 - Сущность и функции Конституции РФ

Предыдущие статьи:

01/11/2012 08:54 - Конституционно-правовые институты: понятие, особенности и виды

Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения конституции РФ

 

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

 

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

 

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

 

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

Правовая охрана конституции РФ

 

Особая правовая охрана Конституции РФ установлена законодательством в целях обеспечения неизменности и постоянства основополагающих принципов организации российского общества: верховенства Конституции как Основного Закона государства, сущности и гарантий прав и свобод человека и гражданина, политического, религиозного и идеологического плюрализма, разделения властей, парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного устройства и других демократических принципов.

Особенности правовой охраны Конституции РФ состоят в том, что вся система государственных органов РФ, в том числе Президент рФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, а также судебная система РФ, призвана обеспечивать соблюдение конституционным норм, безусловно, органы местного самоуправления также обеспечивают соблюдение конституционных норм в отдельных населенных пунктах РФ.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Федеральное Собрание РФ принимает федеральные законы во исполнение Конституции РФ, заслушивает отчеты Правительства РФ об их исполнении и соблюдении конституционных норм в РФ, осуществляет иные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции РФ всеми субъектами правоотношений.

 

Правительство РФ осуществляет контроль за соблюдением Конституции РФ и конституционных прав и свобод федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов.

 

Особое место в охране конституционных норм принадлежит Конституционному Суду РФ. Он осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением Конституции РФ: 1) издает акты официального толкования конституционных положений; 2) проверяет принимаемые законы и подзаконные акты различных органов власти на соответствие их Конституции РФ; 3) в случае обнаружения несоответствия нормативных актов федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ признает этот акт не соответствующим Конституции РФ и отменяет его действие; 4) проверяет международные договоры РФ на соответствие нормам Конституции РФ и признает их соответствующими или не соответствующими Конституции РФ, причем в последнем случае такие международные договоры не подлежат ратификации, а значит, не подлежат применению на территории РФ.

Иные суды РФ вправе отменять действие нормативных актов органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в случае их несоответствия положениям Конституции рФ по запросу правомочных органов. Правовой охране Конституции РФ служит особый усложненный порядок ее принятия, внесения в ее текст изменений или поправок.

Все субъекты конституционно-правовых отношений, включая и дипломатические, и консульские представительства иностранных государств, представительства международных организаций, их сотрудников, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом, а также иных законно находящихся на российской территории иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Конституционный Суд Республики в составе Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок формирования и деятельности Конституционных Судов Республик определяются Конституцией Республики и Законом Республики «О Конституционном Суде Республики».

Конституционные Суды Республик состоит из судей, назначаемых на должность Законодательным Собранием Республик по представлению Глав Республик. Свои полномочия Конституционный Суд Республики вправе осуществлять в составе не менее трех судей. Полномочия судьи Конституционного Суда Республики не ограничены определенным сроком.

Конституционный Суд Республики разрешает дела в открытых судебных заседаниях. Проведение закрытых судебных заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

 

Поводом к рассмотрению дела является обращение в Конституционный Суд Республики. Обращение направляется в Конституционный Суд в письменном виде и подписывается заявителем (заявителями) или уполномоченным лицом и должно соответствовать требованиям, установленным Законом Республики.

Правом на обращение в Конституционный Суд Республики обладают Глава Республики, Законодательное Собрание Республики, депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия, прокурор Республики Карелия, Уполномоченный по правам человека Республики Карелия, органы местного самоуправления, общественные объединения, юридические лица и граждане.

Основаниями к рассмотрению дела являются обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики тот или иной Закон Республики, нормативные правовые акты (или их отдельные положения) Законодательного Собрания Республики, Главы Республики, Правительства Республики, иных органов исполнительной власти Республики, уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты (их отдельные положения) органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Республики.

Законы Республик «О Конституционном Суде Республики» устанавливают порядок распределения поступающих в суд обращений, порядок определения очередности рассмотрения дел, особенности делопроизводства в Конституционном Суде, а некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях и иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда устанавливаются Регламентом Конституционного Суда Республики, который принимается решением собрания судей Конституционного Суда Республики.

С целью оказания научного содействия Конституционному Суду Республики в осуществлении задач, определенных Законом Республики «О Конституционном Суде Республики», и разработки научно обоснованных рекомендаций по вопросам судебной практики созданы научно-консультативные советы, которые являются совещательными органами при Конституционных Судах Республик.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — неблагоприятные последствия, которые наступают для субъектов К.о. в случае отступления от конституционно-правовых требований. Субъектами К.о. являются органы государственной власти и должностные лица, а также общественные образования, полномочные принимать решения, затрагивающие основные права и свободы граждан, интересы государства или какой-либо его территории. На гражданина, не являющегося должностным лицом, такая ответственность не распространяется. К.о. наступает не только при совершении правонарушения, но, например, и за неправильный политический курс, неэффективную деятельность, слабость руководства и т.п. Ее характеризует специфический набор санкций, не присущих какому-либо иному виду юридической ответственности. К таковым по Конституции РФ относятся: роспуск парламента (в РФ — Государственной Думы (ст. 109); отставка Правительства, недоверие Правительству (ст. 117); отрешение Президента от должности (ст. 93); признание неконституционным нормативного правового акта (ч. 6 ст. 125); приостановление Президентом действия актов органов исполнительной власти субъекта РФ (ч. 2 ст. 85); отмена актов Правительства РФ (ч. 3 ст. 115). Сущность К.о. проявляется в лишении определенных органов и лиц государственно-властных полномочий, смещении их с должности вследствие отрицательной оценки их деятельности.

 

К.о. отличается от ответственности за нарушение конституционных норм, которая возлагается на граждан, должностных лиц в случае виновного нарушения ими таких норм (например, умышленное невключение граждан в списки избирателей или отказ от регистрации лица в качестве кандидата на выборную должность, фальсификация результатов голосования и другие подобные нарушения влекут за собой административную и уголовную ответственность). Для К.о., как правило, характерен отсылочный способ определения санкций за нарушение соответствующих конституционных норм, Часто меры государственного воздействия на случай нарушения той или иной конституционной нормы сформулированы в самой норме в виде общего указания о наступлении ответственности (см., например, ч. 3 ст. 41 Конституции РФ).

Date: 2015-09-03; view: 343; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию