Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Узнай больше о чае





По тому, как гость держит пиалу с чаем, можно определить, насколько ему нравится происходящее, комфортно ли ему.

Чем меньше площадь касания руки и поверхности пиалы, тем лучше.

Если гостя приняли плохо и его душа нуждается в дополнительном тепле, то поверхность большая и ладонь интуитивно буквально скрывает чашу.

В случае, когда рука держит пиалу за самые ободки, относительно холодные, кончиками 3 пальцев – гость принят хорошо и ему нравится атмосфера располагающей душевности.

Хозяева чаще всего держат пиалу щепотью.

Считается верхом вежливости, уважения и гостеприимства допить оставшиеся чаинки и чай из пиалы гостя.

 

Начиная с династии Мин в Срединном государстве Чжоу «проявились» сосуды, изготовленные из глины гористой местности Шу – шань, находящейся на юго‑западе озера Тайху, исторического района изготовления керамических изделий из местных залежей глины. Современные города Исин и Диншучжень считаются центром гончарных ремесел этого района, где с глубокой древности оседло проживали поколения сословия ремесленников, а именно сословной прослойки гончаров и резчиков. Слава о керамической посуде из пятицветной исинской глины распространилась по всему миру, а небольшой город Исин приобрел статус настоящей столицы керамики.

Со времен правления династии Тан эта местность стала районом оседлого проживания и процветания местных помещиков и усадеб зажиточного чиновничества, среди которых было немало поклонников высокой литературы.

Во время правления династии Сун один из горных отрогов, откуда издревле черпается глина, у местного населения именовавшийся Ду‑шань – Одинокая гора, переименован в Шу‑шань по стихотворению Су Дунпо, впечатлившегося внешни видом горного отрога. Иероглиф «шу», выбранный Су Дунпо для наименования, обозначает одно из древних государств периода Чжоу, заложившего фундамент будущей китайской цивилизации. Прототипом чайников являются кувшины с носиком для удобства слива жидкости времен древней земледельческой цивилизации. С развитием чайного дела империи развивались казенные мастерские по производству и чайной керамики. Так, для династии Тан, например, было характерным производство прессованного чая, для приготовления которого нужны были металлический жернов, котел для кипячения воды и для варки чая, глиняные пиалы, украшенные глазурью.

Опытным путем чредой поколений было установлено, что глина из Исина – наилучшее сырье для изготовления чайных сосудов, наиболее полно проявляющих свойства напитка из чайного листа. Ко времени правления династии Сун, когда и в чайном производстве проявились новые технологии изготовления чая (а именно рассыпного чая), относится и появление сосуда для заваривания рассыпного чая, по‑китайски: «ча‑хай». При династии Мин постепенно прекращается изготовление прессованного чая и увеличивается производство рассыпного. Как следствие «чайных» перемен, расцветает производство чайников из глины «ча‑хай» и пиал с крышками «гайвань».

Стоит упомянуть, что древний китайский социум делился на сословия: «ши» – «ученые», служилые люди, «нун» – крестьянство, «гун» – ремесленники, «шан» – купечество. Среди ремесленников выделялась прослойка, которую нельзя было считать чисто ремесленнической. Они отчасти занимались выращиванием риса и овощей для потребностей семьи, а также гончарным ремеслом. Одновременно уделяли внимание литературному образованию как возможности получить другой социальный статус при прохождении государственных конкурсных экзаменов провинциального уровня для соискания ученой степени. Представители этой социальной группы часто имели дело с прослойкой служилых людей, литераторами. В конечном итоге все, что они изготавливали из глины для продажи, становилось воплощением эстетических идей прослойки образованного сословия. Идеи даосского, буддийского и конфуцианского мировоззрений воплощались в виде причудливых ваз, резьбы по камню и дереву для созерцания, чайной посуды, например чайников и других изделий, придававших быту неповторимое очарование и ощущение незыблемости.

В годы правления У Цзуна под девизом «Истинная добродетель» (1506–1522 гг.) гончар Гун Чунь (один из первых знаменитых мастеров изготовления чайных сосудов) часто посещал своего духовного отца в монастыре «Цзиньша мяо» (монастырь «Золотой песок») и однажды получил от него наставления и конкретные указания по изготовлению посуды для монастырских чаепитий Гун Чунь также считался другом таких влиятельных лиц местного региона сословия «ши», как Ван Шибэй и Чень Цзижу – ценителей изящных искусств. Они первые, кто оценил чайники из глины, изготовленные для монастыря, и включил их в свой светский быт.


Наверное, когда мы услышим, что глиняный чайник, бывший в употреблении, ценится выше, чем новый, то это вызовет у нас недоумение. Это реалии другой чайной культуры, и надо внести некоторые пояснения, следовательно, создать другое понимание для оценки и принятия этого факта.

Эстеты, ценящие применение природных материалов в изделиях, в частности, понимающие глину как проявление идеи «цзы – жань» – естественности, это «делают» так: во время приготовления чая чайник не только используется как «инструмент» заваривания чая, но и как «предмет», который помогает открыть новые ощущения и впечатления, превращающийся из «предмета» в «слепок чувств» природы. Поэтому чайник часто берут в руки, трогают, гладят, чтобы испытать его тепло и ощутить материал, «дают ему выпить чаю», поливая напитком из своей чашки, специальной кисточкой омывают, на несколько часов оставляют чайник с заваренным чайным листом для «питания» стенок. Для каждого вида чая у «чаевиков» – свой чайник. По мере накопления на поверхности чайника «разводов» и подтеков «времени» после чаепития использованным для заварки горячим чайным листом стирают «временной» налет, а потом начищают хлопчатобумажной мягкой тканью. После таких действий глина чайника через 3–4 месяца подобного ухаживания, проявляет то удивление и то изящество, содержащие в себе налет времени, мягкость цветовых оттенков, «питающих» зрительные ощущения, сравнимые с детским переживанием чуда новой игрушки. Чай из такого чайника – еще ароматнее, а радость от соприкосновения с чудом – глубже.

Чайник как изделие имеет своего мастера‑изготовителя. Каждый мастер и мастерская имеет свое клеймо в виде печати, как правило, с 4 иероглифами (варианты: 2, 6, 8 иероглифов). Их содержание – это фамилия мастера или название (часто поэтическое) производителя мастерской – артели, торговой компании или имитации печатей мастеров‑гравировщиков. Поэтому известные мастера стараются ставить печати с фамильным знаком так, чтобы можно было отличить оригинал от его имитации. Со временем сложился обычай ставить личные печати мастера с иероглифами‑символами на внутренней поверхности крышки чайника и на его ручке.

С конца 80‑х гг. XX столетия в материковом Китае началось возрождение гончарных промыслов, чему очень способствовали коллекционеры и чайные компании Тайваня. Последние 5–6 лет растет число ценителей и на материке. Растущий спрос на хороший чайник удовлетворяется «безымянными» мастерами достаточно высокого профессионального уровня, изготавливающими неплохие копии известных и традиционных форм чайников, которые доступны по цене широкому кругу покупателей и ценителей.

Пить чай не из кружки с крышкой, а заваренный в чайники исинской глины становится модным, так как это является символом принадлежности к традиционной национальной культуре, которая в условиях быстрого экономического роста Китая становится идентификационным символом представителей укрепляющегося национального капитала.

К сожалению, наряду с «настоящими» чайниками сейчас в продаже немало, по характеристике китайских ценителей искусства чайных сосудов, «чайников из отходов»: глины некачественной, предназначенной больше для изготовления кирпичей и черепицы. Для придания чайникам из такого материала товарного вида их покрывают парафином для блеска и придания впечатления качественной глины, и покрывают обувной ваксой «под старину». «Но что тогда будет выливаться из таких чайников?» – с сожалением как‑то воскликнул один из именитых мастеров, – «сточная вода, но не чай!» Но что поделаешь, это реалии китайского перенаселенного социума, в котором проблема пропитания и самообеспечения становится все актуальнее.


Поэтому печать на чайнике из глины приобретает не только идентификационное назначение клейма производителя. Она также отражает эстетический уровень мастера, его профессиональное мастерство, глубину его владения традицией, что крайне трудно подделать. Печать сама по себе в китайском искусстве имеет обособленное направление и самостоятельную ценность. В ней ценятся естественность выгравированной линии, ее разнообразие, композиция (сочетание белого и красного) как отпечаток состояния спонтанности и «естественности» ощущений, – все это переносится на печать на чайнике. Печать на глине создает новый «аромат» искусства печати, а в сочетании с чаепитием способствует углубленным размышлениям, ассоциациям, вызываемым и содержанием печати, и ее тесненной рельефностью. При рассматривании чайника печать привносит ощущение завершенности.

Работа мастера отличается необыкновенным чувством пропорций и тонким пониманием материала – глины, поэтому, когда приходится иметь дело с «настоящим» чайником, он никогда не надоедает: глаз не устает. Чайник мастера постоянно открывает в восприятии новые и новые ощущения.

При покупке чайника из исинской глины обычно советуют обратить внимание на следующее:

1) насколько он практичен;

2) «пригнанность» крышки к основному корпусу;

3) удобно ли держать чайник в руке – не устает ли запястье;

4) чтобы проверить, выявить трещины при покупке, необходимо налить в чайник горячую воду.

Но эти советы – не догма, к ним всегда возможно и необходимо привнесение творческого начала при выборе, которое характеризуется фразой: «А мне нравится!» Потому «нравится» – это определяющий мотив при выборе – первое впечатление, а все остальное пока вторично. В дальнейшем при обращении с приобретенным чайником будут накапливаться ощущения – понимания и формы чайника и материала, и его проявлений при заваривании чая.

Среди огромного выбора чайной посуды особое место занимает посуда ручной работы. Она обладает особой энергетикой. И эта энергетика – вдохновение самого мастера. Чистая и мощная, она позволяет максимально проявиться аромату чая. Как правило, эта посуда бывает только в единичном экземпляре и являет собой настоящее произведение искусства.

Интересно то, что в разных провинциях Китая пьют чай по‑разному. На северо‑востоке чай в основном заваривают в больших фарфоровых чайниках и пьют его из фарфоровых чашек. В Чже Цзяне для заваривания используют чайники из исинской глины, а также чашки с крышкой. В Сычуане используют фарфоровые гайвани.

Разные способы заваривания позволяют чаю раскрыться по‑разному.

Вот перечень посуды (и терминология на русском языке), который обязательно присутствует при церемонии чаепития:

Ча‑хай – чайник для чая,

Чалюй, Чалюйван – ситечко,

Чабань – чайная доска,

Чабэй, Пинъминбэй – чашка для чая,

Вэнсянбэй – чашка для аромата,

Чатоу – подставка для пары, блюдце,

Чахэ – чайная коробка,

Чачи – ложка,

Чацзань – игла,

Чацзюй – чайные инструменты,

Часяньло – воронка,

Цзяцзы – щипцы,

Гайвань – чашка с крышкой,







Date: 2015-09-03; view: 233; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию