Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 21 2 page





Согласно статье 182 Гражданского процессуального кодекса от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ, в целях охраны тайны переписки и телеграфных сообщений переписка и телеграфные сообщения граждан могут быть оглашены и исследованы судом в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми эти переписка и телеграфные сообщения происходили; без согласия этих лиц их переписка и телеграфные сообщения оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании.

Статья 13 Уголовно-процессуального кодекса допускает ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений только на основании судебного решения. Наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров могут производиться, по общему правилу, только на основании судебного решения.

Часть 2 статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса, в частности, предусматривает, что только суд правомочен принимать решения о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 Кодекса; о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи*(12); о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

В соответствии с частью 2 статьи 185 Уголовно-процессуального кодекса, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи производятся на основании судебного решения.

Согласно статье 186 Уголовно-процессуального кодекса при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются при отсутствии письменного заявления указанных лиц, на основании судебного решения.

Статья 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ*(13) (с послед. изм. и доп.) предусматривает, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища допускается на основании судебного решения. Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об этих преступлениях. Полученные фонограммы хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

Статья 138 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с послед. изм. и доп.) устанавливает уголовную ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан.

 

Статья 24

 

Проблема защиты прав личности, защиты личности от несанкционированного сбора персональных данных, злоупотреблений, возможных при сборе, обработке и распространении информации персонального характера, приобрела особую актуальность в условиях информационного общества, характеризующегося развитием средств вычислительной техники и связи, что позволяет накапливать и обрабатывать значительные массивы информации.

1. В части 1 статьи 24 определены основные принципы правового режима информации о частной жизни. Обязательным условием ее сбора, хранения, использования и распространения является согласие лица. Такая защита предоставляется любому человеку независимо от того, является он гражданином Российской Федерации или нет. Норма Конституции сформулирована широко, что обязывает все государственные органы власти и управления, предприятия и организации, коммерческие и общественные организации и предприятия и граждан соблюдать установленный порядок сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица.


Часть 1 статьи 24 устанавливает общее правило, которое действует в границах пользования правами и свободами, установленными в части 3 статьи 55 Конституции. Так, не требуется согласия лица на сбор, хранение, использование и распространение сведений о нем при проведении следствия, дознания, оперативно-розыскных мероприятий.

Часть 1 статьи 11 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. предусматривает, что перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона (такой закон пока не принят). Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

Юридические и физические лица, владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации. Деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных, подлежит обязательному лицензированию. Неправомерность деятельности органов государственной власти и организаций по сбору персональных данных может быть установлена в судебном порядке.

Собирание конфиденциальной информации государственными органами предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ, Законом РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 г. N 1026-1*(14) (с послед. изм. и доп.), Федеральным законом "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ (с послед. изм. и доп.)*(15), Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ*(16).

Согласно части 6 статьи 5 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" материалы, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение 6 месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол.


Статья 41 Закона "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 (с послед. изм. и доп.)*(17) защищает конфиденциальную информацию: редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне. Она обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и согласия его законного представителя. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без его согласия и (или) согласия его законного представителя.

Согласно части 1 статьи 30 (пункт 6) и части 2 статьи 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.*(18), пациент имеет право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведениях, полученных при обследовании и лечении, а органы и лица, которым эти сведения стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, обязаны не допускать их разглашения.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 февраля 1996 г. N 5-П признал конституционным положение статьи 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", предоставляющее депутатам возможность отказаться в ходе судопроизводства от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением депутатских обязанностей*(19).

В соответствии с частью 7 статьи 182 Уголовно-процессуального кодекса, следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, обстоятельства частной жизни других лиц.


Статьей 137 Уголовного кодекса РФ 1996 г. предусмотрено наказание за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну без его согласия, либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан.

Статья 138 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан, а также незаконные производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

2. Конституционное право ознакомления с документами и материалами, затрагивающими права и свободы, связано с некоторыми ограничениями: ознакомиться с ними могут только лица, чьих прав и свобод они касаются. Кроме того, заинтересованное лицо может воспользоваться предоставленным ему правом, если иное не предусмотрено законом.

В то же время целый ряд прав и обязанностей, прежде всего политических, принадлежит практически всем гражданам Российской Федерации, в связи с чем круг лиц, которые имеют право ознакомиться с соответствующей информацией, неограничен. Гражданин, выступая в качестве избирателя, участника референдума, организатора демонстраций и манифестаций, должен иметь возможность доступа к официальным документам, регулирующим данные отношения. Государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными, за исключением документированной информации, отнесенной законом к категории ограниченного доступа. Эта информация по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом: законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, демографическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне; документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан (статья 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации").

Закон Российской Федерации "О государственной тайне"*(20) от 21 июля 1993 г. (с послед. изм. и доп.) установил правовой режим информации, содержащей государственную тайну, порядок ограничения доступа к информации; перечень сведений, которые не могут иметь режим ограниченного доступа.

Статья 24 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. предусматривает, что отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом. Лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей.

Закон об оперативно-розыскной деятельности предусматривает право лиц, виновность которых не доказана в установленном законом порядке и которые располагают фактами проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий, истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о них информации. Это право может быть ограничено только в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны (не подлежат оглашению сведения о конфиденциальных источниках информации).

 

Статья 25

 

Право на неприкосновенность жилища - одно из фундаментальных прав человека и гражданина, зафиксированных в международно-правовых документах. Ст. 12 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашает: "Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища:" (Международные акты о правах человека, М., 2000. С. 41). Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. также закрепляет это право и устанавливает, что не должно быть никакого вмешательства со стороны государственных органов в пользовании этим правом, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Закрепленная на основе международных актов о правах человека конституционная норма о неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания любым способом проникнуть в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих там лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допустимо, и круг уполномоченных на то органов.

Под жилищем, неприкосновенность которого охраняется Конституцией и законодательством РФ, понимается: квартира, дом, земельный участок, комната в общежитии, номер в гостинице или санатории, палатка, садовый дом, хозяйственная постройка, приспособленная под жилье, отдельная каюта на теплоходе, отдельное купе в поезде, служебное помещение, временно используемое для жилья и любое другое помещение, занимаемое лицом на законных основаниях. Неприкосновенность также распространяется на транспортное средство, находящееся в собственности или пользовании лица.

Под запретом проникновения в жилище понимается не только недопустимость вхождения в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц, но и иные способы получения сведений о том, что происходит в жилище: установка видеокамер, звукозаписывающей аппаратуры.

Законное проникновение в жилище возможно только в случаях, установленных законодательством РФ, например, при непредвиденных чрезвычайных ситуациях (пожарах, землетрясениях); по решению судебных и иных правоохранительных органов в случаях, необходимых для предотвращения или раскрытия преступления, задержания лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении, а также в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. от 10.01.03) для исполнения приговора или решения суда.

Гарантии прав граждан от незаконного проникновения в жилище содержатся в УПК РФ, Законе РФ от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" (в ред. от 10.01.03), Федеральном законе от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. от 10.01.03) и некоторых других нормативных правовых актах.

Незаконное проникновение в жилище вопреки воли проживающих в нем лиц влечет уголовную ответственность по ст. 139 УК РФ. Если такое проникновение произошло с применением насилия или с угрозой его применения или совершено лицом с использованием своего служебного положения, уголовная ответственность ужесточается.

 

Статья 26

 

1. Национальность - одно из средств осознания человеком своей принадлежности к той или иной этнической общности. Оно связано с тем, что человек привержен языку, историческим традициям, культуре, быту, а возможно, и религии определенной нации, стремится сохранить ее исторические памятники и устное народное творчество, носить национальную одежду. Во многих международно-правовых актах провозглашается право народов и каждого отдельного человека на сохранение своей национальной самобытности.

Особое значение имеет сохранение языков, национальных, культурных и иных исторических традиций коренных малочисленных народов, так как их утрата обедняет мировую цивилизацию. В 1999 году в Российской Федерации принят Федеральный закон от 30.04.99 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", направленный на сохранение этих этносов, их традиционных видов деятельности, мест проживания, языка и культуры.

Важной дополнительной правовой гарантией независимости правового статуса лица от его национальности является запрет принуждения к определению и указанию своей национальной принадлежности. Поэтому в официальных анкетах не допускается наличие вопросов о национальности. Работодатели не должны выяснять этот вопрос при приеме граждан на работу. Паспорт нового образца не содержит указания на национальность лица, поскольку она не имеет правового значения. Равенство граждан перед законом и судом и право на равную защиту закона без всякой дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, национального происхождения и других обстоятельств провозглашается во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах и других международно-правовых актах. В Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка и других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ).

2. Вторая часть комментируемой статьи закрепляет целый ряд прав, составляющих понятие языкового равноправия. Язык признается важнейшим элементом культуры, принадлежности человека к тому или иному народу, одной из основных форм проявления национального и личностного самосознания. Ущемление языкового равноправия недопустимо в демократическом государстве, имеющем многонациональный состав.

В гражданском обществе не должно быть вмешательства государства в сферу межличностного общения, если при этом не нарушается закон, в том числе и в сферу языкового общения.

Гарантии права каждого на пользование родным языком установлены международно-правовыми нормами и положениями ч. 2 ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от языка; ч. 2. ст. 68 о праве республик в составе РФ устанавливать свои государственные языки; ч. 3 ст. 68 о гарантированности всем народам РФ права на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Принятие Закона РСФСР от 25.10.91 N 1807-1 "О языках народов РСФСР" (действует в ред. от 11.12.02) послужило повышению государственных гарантий языкового равноправия. Данный закон не устанавливает юридические нормы использования языков народов России в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных и религиозных организаций. Его нормы гарантируют осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав каждого независимо от знания или незнания ими того или иного языка.

В соответствии с законом каждый может обратиться в государственные органы, учреждения РФ не только на государственном языке РФ, государственном языке субъекта РФ, но и на любом другом языке народов России. Участники судебного процесса, не владеющие языком, на котором ведутся судебные заседания в рамках конституционного, уголовного, гражданского или административного судопроизводства, могут использовать свой родной язык. Соответствующие нормы содержатся в ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, АПК РФ.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъясняет, что суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать в суде на родном языке.

В силу данной статьи родители вправе свободно выбирать язык, на котором ведется воспитание ребенка в семье, как и учебно-воспитательное учреждение, в котором ребенок получает дошкольное образование. Закон РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 10.01.03) устанавливает, что язык, на котором ведется обучение и воспитание в общеобразовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом образовательного учреждения. Для сохранения языков народов Российской Федерации государство должно взять на себя заботу о создании и функционировании достаточного количества учебных и учебно-воспитательных учреждений на языках народов России.

 

Статья 27

 

1. Важным конституционным правом, закрепленным во многих международно-правовых актах, является свобода передвижения.

В советский период нашей истории прямых законодательных запретов на передвижение граждан внутри страны не устанавливалось. Но каждый человек обязан был иметь прописку по месту жительства. Проживание без паспорта и прописки влекло уголовную ответственность вплоть до лишения свободы. В течение многих лет колхозники (лица, проживавшие в сельской местности и являющиеся членами колхозов) не могли получить паспортов, а значит, поменять место жительства.

От прописки зависело трудоустройство граждан, прикрепление их к лечебным учреждениям, прием детей в воспитательные и образовательные учреждения.

Действующая Конституция, закрепив право на свободу передвижения, фактически отменила все ограничения прав граждан, связанные с пропиской. Еще до ее принятия были отменены ведомственные нормативные акты, наиболее сильно ограничивавшие права граждан в зависимости от прописки и противоречившие положениям международно-правовых документов, в частности, Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года и Факультативному протоколу к нему, Протоколу N 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

На основе Конституции был принят Закон РФ от 25.06.93 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбоpа места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Данный закон проводит разграничение понятий места пребывания и места жительства.

Местом жительства признается, в соответствии с этим законом, жилой дом, квартира, служебное и иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), аренды либо на иных законных основаниях.

Местом пребывания считается гостиница, санаторий, дом отдыха, больница, иные подобные учреждения, жилое помещение, не являющееся местом жительства, где он проживает временно, например, дачный (садовый) домик.

Закон предусматривает уведомительный регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства и устанавливает обязанность граждан, прибывших на новое место жительства, в течение семи дней обратиться в органы регистрационного учета граждан (органы внутренних дел) с заявлением о постановке на временный или постоянный учет.

Закон устанавливает исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение или иной документ о праве на вселение либо его заверенную копию).

Закон также устанавливает перечень оснований, по которым органы регистрации и учета граждан имеют право снять гражданина с регистрации по месту жительства. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.95 N 713*(21) (в ред. от 14.08.02).

Закон не связывает регистрацию граждан с его правом на трудоустройство. В Трудовом кодексе РФ говорится о запрете прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от места жительства и других обстоятельств, в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания (ст. 64 ТК РФ).

Закон РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает определенные, необходимые в интересах личности, общества и государства ограничения на свободу передвижения в пограничной зоне, зоне экологического бедствия, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях, где введены особые условия и режимы проживания в связи с опасностью инфекционных заболеваний и отравлений, а также в местностях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Отказ в регистрации граждане могут обжаловать в суд.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года и иные международные акты провозглашают право человека покидать любую страну, включая свою собственную.

В советский период гражданин мог выехать за границу только в качестве туриста, в командировку или по приглашению иностранных государств, юридических и физических лиц. Инициативный выезд не запрещался законодательно, но и не был возможен реально.

20.05.91 г. был принят Закон СССР N 2177-1 "О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР", который действовал на территории России до 15 августа 1996 г., когда в России был принят Федеральный закон от 15.08.96 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в ред. от 10.01.03). Закон конкретизирует и развивает конституционную норму о том, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, может свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Право гражданина на выезд может быть временно приостановлено в случаях, установленных законом, в том числе если гражданин имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, представляющим государственную тайну и заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд при условии, что срок ограничения не должен превышать пяти лет со дня последнего ознакомления лица с названными сведениями - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом); призван на военную службу или направлен на альтернативную службу - до окончания этих служб; задержан в качестве подозреваемого или привлечен в качестве обвиняемого в совершении преступления - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; осужден за совершение преступления - до отбытия наказания или освобождения от него; сообщил о себе заведомо ложные сведения - до решения вопроса органом, оформляющим документы на выезд, в срок не более одного месяца; уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом - до исполнения обязательств или достижения соглашения сторонами.







Date: 2015-09-03; view: 327; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию