Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ф. Энгельс ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Предисловие к работе К. Маркса «Критика готской программы»
Публикуемая здесь рукопись – критика проекта программы вместе с сопроводительным письмом к Бракке – была в 1875 г., незадолго до объединительного съезда в Готе отправлена Бракке с просьбой показать ее Гейбу, Ауэру, Бебелю и Либкнехту и вернуть затем обратно Марксу. Так как партийный съезд в Галле[x] поставил в порядок дня партии дискуссию по поводу Готской программы, то я полагаю, что с моей стороны было бы преступлением, если бы я и дальше продолжал откладывать опубликование этого важного документа, пожалуй, самого важного из всех, относящихся к данной дискуссии. Но рукопись эта имеет еще и другое, более широкое значение. В ней впервые ясно и четко выражено отношение Маркса к той линии, которой придерживался Лассаль с того момента, как он начал участвовать в агитации, и притом как к экономическим принципам Лассаля, так и к его тактике. Беспощадная резкость, с какой Маркс анализирует здесь проект программы, неумолимость, с какой он высказывает сделанные им выводы, вскрывая недостатки проекта,– все это теперь, спустя пятнадцать лет, никого уже не может задеть. Специфические лассальянцы существуют еще только за Границей в виде отдельных обломков, а от Готской программы, как совершенно неудовлетворительной, отказались в Галле даже её творцы. Тем не менее там, где это было возможно без ущерба для дела, я опустил некоторые резкие выражения и оценки, относящиеся к отдельным лицам, заменив их точками. Маркс сам поступил бы так же, если бы публиковал теперь эту рукопись. Ее местами резкий тон был вызван двумя обстоятельствами. Во-первых, Маркс и я срослись с германским движением теснее, чем с каким-либо другим, так что решительный шаг назад, обнаружившийся в этом проекте программы, должен был возмутить нас особенно сильно. Во-вторых, мы находились тогда – после Гаагского конгресса Интернационала[xi] едва прошло два года – в самом разгаре борьбы с Бакуниным и его анархистами, которые возлагали на нас ответственность за все, что происходило в германском рабочем движении, так что мы должны были ожидать, что нам припишут и тайное отцовство в отношении этой программы. Эти соображения теперь отпадают, а вместе с ними отпадает и необходимость тех мест, о которых идет речь. Некоторые фразы заменены точками также и по цензурным соображениям. Там, где мне приходилось выбирать более мягкое выражение, я заключал его в прямые скобки. В остальном рукопись перепечатана дословно.
Лондон, 6 января 1891 г, Фр. Энгельс Печатается по: К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч. 2-е изд., т. 22, с. 95—96 Нами печатается по: К. Маркс, Ф. Энгельс Избр. Соч. в 9 томах, т. 6, с. 8-29
* Пометка в начале письма: «Notabene. Рукопись должна вернуться в Ваши руки, чтобы в случае необходимости она была в моём распоряжении». Ред. ** – буквально: после праздника, т.е. задним числом. Ред. * Здесь и далее Маркс цитирует пункты проекта Готской программы Германской рабочей партии. Ред. * По-видимому, Гассельман – редактор газеты «Neuer Social-Demokrat». Ред. * В публикации Энгельса 1891 г. в «Neue Zeit» добавлено слово «соответственно». Ред. * В публикации Энгельса 1891 г. в «Neue Zeit» слово «ещё» пропущено. Ред. ** В публикации Энгельса 1891 г. в «Neue Zeit» слова «не хватило мужества» заменены словами «не были в состоянии». Ред. * В публикации Энгельса 1891 г. в «Neue Zeit» слова «и в то же время» опущены. Ред. ** – Р. Гладстоном. Ред. * – Я сказал и спас свою душу. Ред. [i] Работа К. Маркса «Критика Готской Программы» была впервые издана Ф. Энгельсом в 1891 г. под названием «Замечания к арограмме Германской рабочей партии». В работе содержался критический разбор проекта программы будущей объединенной социал-демократической партии, подготовленный к объединительному съезду эйзенахцев и Всеобщего германского рабочего союза (лассальянцев) в Готе. Всеобщий германский рабочий союз, созданный в 1863 г., был общегерманской политической организацией рабочего класса, но находился под влиянием оппортунистическх воззрений Лассаля и его последователей, стремившихся направить рабочее движение на реформистский путь, поддерживавших проводившуюся Бисмарком политику объединениея Германии сверху и пытавшихся войти в соглашение с ним. Под влиянием объединительных стремлений немецких рабочих и разочарования рядовых членов лассальянской организации в догмах и тактике своих лидеров в 1875 г. на съезде в Готе было осуществлено объединение обоих направлений в единую партию, называвшуюся до 1890 г. Социалистической рабочей партией Германии. Этим был преодолён раскол в рядах немецкого рабочего класса. Однако принятая Готским съездом программа объединённой партии содержала серьёзные ошибки и уступки лассальянству, за что была подвергнута Марксом и Энгельсом резкой критике. Идейный компромисс, допущенный в Готе, способствовал в дальнейшм усилению оппортунистических элементов в немецкой социал-демократии. При опубликованнии «Критики Готской программы» Энгельсу пришлось согласиться на смягчение некоторых наиболее резких мест. В настоящем издании документ печатается в соответствии с рукописью Маркса, разночтения с публикацией указаны под строкой. [ii] Имеется в виду авторизованный французский перевод первого тома «Капитала», выходивший выпусками в 1872-1875 гг. в Париже. [iii] Речь идет о втором издании работы Маркса «Разоблачения о кёльнском процессе коммунистов» (см. К, Маркс и Ф. Энгельс, Соч. 2-е изд., т. 8, с. 423-491), вышедшем в Лейпциге в 1875 г. [iv] Имеется ввиду следующее выражение из вводной части Общего Устава Международного Товарищество Рабочих: «экономическое подчинение трудящегося монополисту средств труда, то есть источников жизни, лежит в основе рабства во всех его формах, всякой социальной обездоленности, умственной приниженности и политической зависимости» (см. настоящеее издание, т. 4, с 160). [v] См. настоящее издание, т. 4, с. 160. Цитата приведена Марксом с некоторыми изменениями. [vi] См. настоящее издание, т. 3, с. 151. [vii] Речь идет о высказываниях Ф. А. Ланге в его книге: «Die Arbeiterfrage in ihrer Bedeutung fur Gegenwart und Zukunft» (Duisburg, 1865, S. 144-161, 180) («Рабочий вопрос и его значение для современности и будущего». Дуйсбург, 1865, стр. 144-161, 180). [viii] «L'Atelier» («Мастерская») – ежемесячный французский журнал, издававшийся в Париже с 1840 по 1850 год; пропагандировал идеи христианского социализма. [ix] «Культуркампф» («борьба за культуру») – название, данное буржуазными либералами системе законодательных мероприятий правительства Бисмарка в 70-х годах XIX века, проводимых под флагом борьбы за светскую культуру и против католической церкви и партии «центра», которые поддерживали сепаратистские антипрусские тенденции в католических районах Пруссии и государствах Юго-Западной Германии. [x] Съезд германской социал-демократии в Галле 12-18 октября 1890 г. был первым съездом после отмены исключительного закона против социалистов. По предложению В. Либкнехта съезд принял решение о подготовке к следующему партийному съезду в Эрфурте проекта новой программы и опубликовании его за три месяца до съезда в целях обсуждения в местных партийных организациях. [xi] Гаагский конгресс Международного Товарищества Рабочих состоялся 2-7 сентября 1872 г. Работой конгресса руководили Маркс и Энгельс. На конгрессе получила завершение многолетняя борьба Маркса, Энгельса и их соратников против мелкобуржуазного сектантства и реформизма в рабочем движении. Раскольническая деятельность анархистов была осуждена, и их лидеры исключены из Интернационала. Решения Гаагского конгресса заложили фундамент для создания в будущем самостоятельных политических партий рабочего класса в различных странах.
|