ПАРАМЕТРЫ
| ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ
| СКОТОВОДЧЕСКИЕ (КОЧЕВЫЕ)
| РЕМЕСЛЕННО-ТОРГОВЫЕ
|
ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ
| районы великих рек; много воды и тепла, плодородные поливные земли (субэкваториальный пояс)
| малоплодородные почвы, большие пространства с разнотравьем (степи, прерии, предгорья)
| неплодородные почвы (гористая местность, леса); ограниченное земледелие и скотоводство, основной вид деятельности -ремесло; результат - торговля
|
ПОСЕЛЕНИЯ
| крупные города с мощными стенами, к ним примыкают большие поля с оросительными системами
| нет постоянных поселений; легкие транспортируемые жилища
| небольшие самостоятельные города-государства (полисы) -новый тип поселений, открывший широкие возможности для быстрого прогресса
|
ГОСУДАРСТ-ВЕННОЕ
УСТРОЙСТВО
| Теократия, правитель-деспот чиновничья иерархия, мощные государственные образования-империи
| военная демократия; правитель - вождь (выборная должность); военная иерархия
| демократия; правит Совет, Сенат
|
ПСИХОЛОГИ-ЧЕСКИЕ
ОСОБЕННО-СТИ, МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ
| созидательный коллективный труд, мирный характер народа; человек слаб, имеет ограниченные возможности, подавлен богами и стихиями
| агрессия, воинственность, элементы индивидуализма: "человек человеку - волк"
| доброжелательность, деловитость; "человек - мера всех вещей" (Протагор)
|
МИФОЛОГИЯ
| мифы о сотворении и устройстве мира (космогонические); обожествление стихий, боги в основном зоо-антропоморфные; жизнь движется по кругу (растительный принцип)
| близка тотемистическому культу первобытных охотников; героический эпос - герои космичны; противопоставление мира жизни и смерти
| боги антропоморфны, узкоспециализированы, множество бытовых реалий; герои выдающиеся личности, некосмичны; смерть - обратная сторона мира, откуда нет возврата: "лучше плохая жизнь на земле, чем хорошая в ином мире"
|
НАУКА, ТЕХНИКА
| науки, необходимые для земледелия: астрономия, метеорология,врачевание; для строительства: математика, геометрия...; священное иероглифическое письмо; науки в основном мифологичны, доступны жрецам; техника: строительные и сельскохозяйственные орудия, ирригационные системы, архитектура, инженерное дело
| потребность в естественнонаучном знании отсутствует, развивается:
военная наука; высокая техника изготовления оружия, развитая технология металлургии
| вырабатывается рациональное знание: реальные законы природы, математические науки, философия как способ научного познания; широкое распространение письменности - более простой и совершенной; система светского образования;
для торговли необходимы география, навигация судострои-
тельство...; выделяются принципы деятельности: техне и пойезис
|
ХРАМЫ -МОДЕЛИ МИРА
| в виде мировой горы (принцип иерархии), гигантские размеры, основная форма пирамида: храмы и пирамиды Египта и Мезоамерики, зиккураты, ступы, пагоды
| поклоняются объектам природы (горы, источники, деревья) как местам обитания духов; космогонические объекты (мировое дерево, мировая гора) присутствуют в реальном окружающем мире
| построены по принципу мировой горы, но внешне напоминают дворцы правителей - тенденции секуляризации античной мифологии; антропоморфизм храмов: в основе расчета -пропорции человека, энтазис колонн, "припухлость" всех пямых линий.
|
|
ХУДОЖЕСТ-
ВЕННЫЕ
ОБРАЗЫ
| боги и правители изображаются по канону; портрет умершего как дубликат его физической оболочки; простые люди изображаются реалистически
| зверь - символ кочевника; конь - источник жизни; олень, горный козел -солярная символика; человек - реалистически в сценах охоты или битвы; мегалитические изваяния воинов
| антропоморфные боги, человек; новый жанр - портрет живого человека, но идеально-обобщенный ("очеловеченный бог и обожествленный человек"), в Риме - реалистический портрет. Художественные принципы в Греции: агон, "полезность красоты"
|
|
КАНОН
| предельно устойчив, невосприимчив к новациям; иерархичность в изображении, статичность
| открыты влияниям иных культур - адаптируют, но не развивают; отсутствие выраженного канона; динамичность сюжетов, реалистичность
| пропорциональное, идеализированное, собирательное изображение; изменение канона в зависимости от эволюции мировосприятия
|
|
ДОМИНИРУЮЩИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА И СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
| архитектура, скульптура, барельефы, фрески, иероглифика и иератика; искусства утилитарны, подчинены религиозным культам; монументализм
| ювелирное и прикладное искусство; его функциональность украшение одежды, упряжи, оружия, посуды выполняет функции оберегов; большое значение орнамента как носителя информации; миниатюризм
| скульптура, архитектура, театр; искусство как средство усовершенствования человека; подразделение видов искусства на технические и мусические; появляются теоретические трактаты об искусстве
|
|
СТЕПЕНЬ КРЕАТИВНОСТИ КУЛЬТУРЫ
| прогрессивнее кочевой, т.к. необходимо совершенствование технологии
сельскохозяйственного производства, но не развивает творческую энергию человека, замкнута, циклична. КОНСЕРВАТИВНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ
| культура высоко адаптивна, при необходимости способна трансформироваться в другие типы, но при этом путь развития культуры -тупиковый, т.к. не содержит потребности в рациональном познании, а, значит, в развитии творческого потенциала. КОНСЕРВАТИВНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ
| открыта для влияний извне,
содержит мощный потенциал для
саморазвития.
КРЕАТИВНЫЙ ТИП
КУЛЬТУРЫ
|
|
| | | | | | |