Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии. [1] До 1971 года Брук поставил пятьдесят семь драматических спектаклей (пять из них вывозились на гастроли за границу)






[1] До 1971 года Брук поставил пятьдесят семь драматических спектаклей (пять из них вывозились на гастроли за границу), семь опер, семь фильмов, пять телеспектаклей (сценарии трех из них написаны самим Бруком, одного — Бруком в соавторстве с Деннисом Кенаном), написал предисловия к книгам Ежи Гротовского «К бедному театру». Яна Котта «Шекспир — наш современник» (эта книга известного польского Шекспироведа дала большой творческий импульс Бруку, когда он работал над «Королем Лиром»), отдельным изданиям «Как вам это понравится» Шекспира и «Марат / Сад» Петера Вайса, книге Майкла Уэрра «Оформление спектакля» и создал большое число других литературных работ.

[2] Г. Козинцев. Пространство трагедии. Л., «Искусство», 1973, стр. 23.

[3] J. C. Trewin. Peter Brook. London, 1972, p. 134.

[4] Впечатлений от этого спектакля (правда, увиденного на стадии репетиции) читатель найдет в упоминавшейся книге Г. Козинцева «Пространство трагедии» (стр. 196).

[5] Charles Marowitz. Notes on the Theatre of Cruelty. In: Theatre at Work. Playwrights and Productions in the Modern English Theatre. London, 1976, p. 184.

[6] В. Комиссаржевский. Пространство, которое не может оставаться пустым. «Иностранная литература», 1974, № 5, стр. 250.

[7] Цит. по кн.: J. C. Trewin. Peter Brook. London, 1972, p. 160.

[8] Там же, стр. 146.

[9] У. Шекспир. «Король Лир», перевод Б. Пастернака. М., «Искусство», 1965, стр. 9. (Прим. перев.)

[10] Жоэф Дювил (1869 – 1939) — знаток искусства, известный торговец картинами.

[11] «Визит пожилой дамы» — пьеса Фридриха Дюрренматта. (Русский перевод — Москва, «Искусство», 1959).

[12] «Преследование и убийство Жана-Поля Марата, представленное труппой дома умалишенных в Шарантоне под руководством господина де Сада» — пьеса Петера Вайса (Peter Weiss. Die Verfolgung und Ermordung Jean Paul Marats. Dargest. durch die Schauspielgruppe des Hospizes zu Charenton unter Anleitung des Herrn de Saade. Frankfurt a. M., 1964).

[13] «Кто боится Вирджинии Вулф?» — пьеса Эдварда Олби (“Who is afraid of Virginia Wolf?” by Edward Albee, 1962).

[14] Томас Бекет (1118 – 1170) много лет был ближайшим другом и советником английского короля Генриха II Плантагенета, став в 1162 году архиепископом Кентерберийским, выступил против короля, стремившегося подчинить английскую церковь светской власти.

[15] Здесь: настоящее (лат.).

[16] Ветчина, ливерная колбаса (нем.).

[17] Обманом зрения (фр.).

[18] Избранных (фр.).

[19] Здесь: грубой силы: (фр.).

[20] Игру ума (фр.).

[21] Наивности (фр.).

[22] Перевод Т. Щепкиной-Куперник.

[23] Тем самым (лат.).


[i] Район Лондона, где находятся коммерческие театры (Адельфи, Аполло, Театр Ее Величества, Комедия, Колизеум, Нью и др.). В современном театроведении — термин, которым обозначают сугубо развлекательное сценическое искусство.

[ii] Речь идет о театрах, расположенных на Бродвее, одной из главных улиц Нью-Йорка, наиболее важном центре коммерческой театральной жизни Соединенных Штатов Америки. Тип современного бродвейского театра сформировался в конце XIX – начале XX вв. Бродвейские театры не имеют постоянных трупп, режиссеров, репертуара. В них, как правило, идут музыкальные комедии (мюзиклы). Значительно реже здесь ставятся произведения классики и пьесы серьезных современных драматургов. Те же принципы организации театров в XX веке стали обычными для стран Западной Европы. Термином «бродвейский театр» принято обозначать спектакли, принадлежащие к развлекательным жанрам.

[iii] Французский театр, основанный, в Париже в 1690 году по указу Людовика XIV, объединившего «Театр Мольер» и театр «Бургундский отель». Созданный как театр классической трагедии и высокой комедии, на сцене которого ставились произведения П. Корнеля, Ж. Расина, Ж. Б. Мольера, — «Комеди Франсез» уже в XVIII веке становится оплотом официальной идеологии. И хотя на протяжении XVIII – XIX веков и репертуаре театра по-прежнему появлялось все лучшее, что давала театральная культура Франции, «Комеди Франсез» оставался в стороне от поисков, которые вели демократически настроенные деятели французской сцены. Его искусству всегда был присущ академизм, следование формально-понимаемой классицистской традиции. В XX веке «Комеди Франсез» начинает испытывать влияние реформаторских режиссерских идей: в театр приглашаются такие режиссеры, как Ж. Копо, Л. Жуве, Ш. Дюллен. В настоящее время «Комеди Франсез» является своеобразным театральным музеем Франции, где в исполнении {214} произведений классической драматургии сохраняются веками выработанные актерские традиции. Наряду с классикой театр ставит пьесы современных авторов, принадлежащих к различным художественным направлениям.

[iv] Но (Ногаку) — вид японского театра, сложившийся в XIV – XV вв. Театр Но первоначально формировался как театр народный; затем он профессионализировался. Основоположниками театра Но считаются Капами Киёцугу (1333 – 1384) и его сын Сэами (Дзэами) (1363 – 1443), автор пьес, музыки, танцев и ряда трактатов, где впервые были сформулированы основные принципы этого искусства. В основе представления Но — текст, слагающийся из различных литературно-стилевых частей: ритмической прозы, стиха, ораторской и разговорно-бытовой речи. Значительное место в представлении Но отведено хору, который активно вмешивается в действие, объясняет ситуации, выражает свои эмоции и впечатления, дает оценку происходящему и т. д. (хор состоит из восьми певцов-мужчин). Действие включает статичные позы, пластические движения и танец, выражающий драматическую кульминацию (все эти элементы определены вековой традицией). Соединяя музыку, танец и драму, Но является музыкально-танцевально-театральной формой. В настоящее время представления театра Но понятны лишь узкому кругу интеллигенции, хранящей приверженность к этой изысканной форме сценического искусства. В XX веке театр Но, как и другие формы восточного искусства, привлекает внимание деятелей европейского театра, стремящихся к обновлению театральной выразительности.

[v] Персонаж трагедии У. Шекспира «Король Лир».

[vi] Знаменитый театральный коллектив Китая, искусство которого сохраняло традиции китайского классического театра до культурной революции 1966 года. Корни его восходят к 740 году, когда была создана первая в Китае школа драматического искусства. Свой расцвет театр пережил и середине XIX века.

[vii] Один из ведущих театров ГДР, основанный Бертольтом Брехтом (1898 – 1956) и его женой, актрисой Еленой Вайгель (1900 – 1971) в Берлине в 1949 году. В состав труппы вошли актеры берлинского Немецкого театра и Цюрихского драматического театра, бывшие вместе с Б. Брехтом в эмиграции. «Берлинер ансамбль» открылся 11 января 1919 года спектаклем по пьесе Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» в постановке Э. Энгеля под руководством автора с Е. Вайгель в заглавной роли. В репертуар театра вошли пьесы Б. Брехта, произведения мировой классики, пьесы современных немецких, советских и других прогрессивных драматургов. В разное время в театре работали ведущие режиссеры {215} ГДР Бено Бессон, Манфред Векверт, известные актеры Эрнст Буш, Эберхард, Шалль, Гизела Май и др. В художественной практике «Берлинер ансамбля», получила наиболее полное воплощение теория эпического театра Брехта, которой театр неуклонно следует и по сей день. Международное признание этот коллектив получил после европейских гастролей в середине пятидесятых годов. Европейское турне «Берлинер ансамбля» вызвало интерес к теории и практике Брехта далеко за пределами ГДР.

[viii] Род. 1905. Американский композитор, автор музыки к большому количеству спектаклей и кинофильмов, в том числе к известному бродвейскому шоу «Дом цветов» (1968).

[ix] Род. 1924. Известный американский писатель, обладатель ряда литературных премий США. Автор большого числа романов и сценариев для музыкальных представлений, кинематографа и телевидения. В частности, являлся сценаристом спектакля «Дом цветов».

[x] Род. 1930. Английский драматург, окончил Кембриджский университет и Художественный колледж в Эдинбурге, архитектор по профессии. Наиболее значительные произведения Ардена написаны в жанре исторической драмы: «Пляска сержанта Масгрейва» (1959), «Последнее прости Армстронга» (1964), «Свобода, дарованная левой рукой» (1905) и др. Эти пьесы, принадлежащие к лучшим образцам «новой драмы» в Англии (конец 50‑х – начало 60‑х годов) отличаются четкостью, социальных и нравственных конфликтов. Герои Ардена выступают против обезличивания человека и современном буржуазном государстве, отстаивая свою историческую правоту, утверждая право личности на самостоятельное решение своей судьбы.

[xi] Создан в 1960 году на основе Шекспировского Мемориального театра, открытого 23 апреля 1879 года, в Стрэтфорде-на-Эйвоне, родине У. Шекспира. В разные годы в руководство театра входили Барри Джексон, Пегги Эшкрофт, Питер Брук и Питер Холл. С 1968 года театр возглавляет режиссер Тревор Нени. Труппа театра играет одновременно в Сгрэтфорде-на-Эйвоне (здесь в основном ставятся произведения Шекспира и елизаветинских драматургов) и в Лондоне в здании Олдвич, где идут пьесы современных английских и зарубежных авторов, а также зарубежная классика. Часть группы постоянно гастролирует как по английской провинции, так и в странах Европы и Америки.

[xii] Спектакль «Король Лир» был поставлен Питером Бруком в Королевском Шекспировском театре с Полом Скофилдом в заглавной роли (1962).

[xiii] Спектакль, поставленный Питером Бруком в 1966 году. Его название можно перевести либо как «Соединенные Штаты» либо «Мы». Сам Брук писал: «Мы стремились установись контакт между тем, что называется Вьетнам, и зрителем, сидящим в кресле Олдвича».

[xiv] {216} Театральное здание в Лондоне, открытое в 1905 году. В 20‑е годы здесь шла серия спектаклей объединенных общим названием «фарса Олдвича». С 1960 года Олдвич становится лондонской площадкой Королевского Шекспировского театра. Первым его спектаклем была «Горцогиня Амальфи» елизаветинца Джона Вебстера с Пегги Эшкрофт в главной роли.

[xv] Пьеса западногерманского драматурга Петера Вайса (род. 1916) впервые поставленная в 1965 году в ФРГ, обошедшая сцены многих стран мира. В том же 1965 году состоялась ее лондонская премьера (Королевской Шекспировский и театр, режиссер Питер Брук). «Дознание» написано в форме судебного разбирательства над фашистскими военными преступниками, участниками массового уничтожения людей в концлагере Освенцим. Высокий гуманистический пафос, яркая выразительность белого стиха, глубина размышлений о прошлом и его связи с настоящим сделали это произведение заметным событием театральной жизни 60‑х годов.

[xvi] Историческая хроника У. Шекспира, написанная в 1599 году. Впервые опубликовал в 1600 году. Питер Брук пишет о монологе Генриха V из восьмого явления четвертого акта:

Легко французов в поле десять тысяч, —
Так в списке значится, — и в том числе
Владеющих знаменами дворян
И принцев полегло сто двадцать шесть;
А рыцарей, дворян, оруженосцев
Тут восемь тысяч и четыре сотни…
(Перевод Е. Бируковой).

[xvii] Эпизод Столетней войны (1337 – 1453) между Англией и Францией из-за французских земель захваченных англичанами в XII в. Она состоялась 25 октября 1415 года в период царствования в Англии Генриха V (1413 – 1422). В этом бою, который Генрих V был вынужден принять, он, несмотря на количественное превосходство французских войск, одержал полную победу.

[xviii] {217} «Визит старой дамы» — пьеса швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта (род. 1921), написанная в 1955 году и шедшая с успехом в Англии и США. В гротесковой манере драматург рассказывает о возвращении в маленький город Гюллен мультимиллионерши Клары Цаханасьян, которая приехала сюда, чтобы по своему восстановить попранную когда-то справедливость. Питер Брук ставил эту пьесу в 1960 г. с Альфредом Лантом и Лини Фонтанн в главных ролях.

[xix] Сокращенное название пьесы Петера Вайса «Преследование и убийство Жана-Пили Марата, представленное труппой дома умалишенных в Шарантоне под руководством маркиза де Сала», поставленной Питером Бруком в 1964 году. Этим спектаклем режиссер продолжал эксперименты, связанные с театральными теориями Антонена Арто (1896 – 1948).

[xx] Казан, Элиа (род. 1909) — американский актер и режиссер театра и кино. Начал свою творческую деятельность в тридцатые годы в качестве актера прогрессивного коллектива «Труп тиэтр», известного своей приверженностью системе К. С. Станиславского. Изучение «Метода» (так называют на Западе систему К. С. Станиславского) он продолжил и Студии актеров, одним из основателей которой он являлся (1947). В 40‑е – 50‑е годы он прославился своими постановками в театре и кинематографе пьес крупнейших американских драматургов Артура Миллера и Теннесси Уильямса. В период с 1962 по 1965 год Казан являлся одним из руководителей Репертуарного театра Линкольновского центра в Нью-Йорке.

[xxi] Уильямс, Теннесси (род. 1911) — американский драматург. Окончил университет в Миссури (штат Колумбии), Вашингтонский университет и университет штата Айовы. После 1945 года, когда вышла его пьеса «Стеклянный зверинец», принесшая Уильямсу всеобщее признание, им написано более двадцати многоактных и ряд одноактных пьес, несколько сценариев, роман и три тома рассказов. Уильямс — мастер тонких психологических портретов, пристально анализирующий душевное состояние человека в разные моменты его жизни, рассказывающий об одиночестве и неприкаянности людей и американском обществе. Наиболее известные его пьесы — «Трамвай “Желание”» (1947), «Лето и дым» (1948), «Милая птица юности» (1959), «Ночь игуаны» (1962), «В баре токийского отеля» (1969), «Предупреждение малым кораблям» (1972).

[xxii] Миллер, Артур (род. 1915) — американский драматург. Окончил Мичиганский университет. Миллер — создатель пьес глубокого социального звучания, в которых отразились многие проблемы послевоенной американской действительности. Художник-реалист, последовательно отстаивающий принципы прогрессивного искусства, {218} Миллер приобрел общественное признание и пак драматург, и как борец с маккартизмом в конце 40‑х годов. Среди его лучших произведений — пьесы «Все мои сыновья» (1947), «Смерть коммивояжера» (1949), «Вид с моста» (1955), «Случай в Виши» (1964), «После грехопадения» (1964), «Цена» (1968), «Сотворение мира и другие дела» (1972).

[xxiii] Олби, Эдвард (род. 1928) — американский драматург. Окончил Тринити колледж в Хартфорде (штат Коннектикут). Литр пьес «Случай в зверинце» (1958), «Смерть Бесси Смит» (1900), «Американская мечта» (1901), «Крошка Алиса» (1965), «Неустойчивое равновесие» (1966), «Все кончено» (1971). Произведения Э. Олби представляют американский вариант «театра абсурда». С одной стороны, его пьесы отражают специфический американский опыт, несут в себе проблемы и приметы американской действительности. С другой — им свойственны мотивы, характерные для всех произведений абсурдистского театра размытость конфликта, расплывчатость индивидуальных черт персонажа, восприятие мира как непознаваемого, но неизменно враждебного человеку источника постоянной угрозы, анонимного зла. «Кто боится Вирджинии Вульф» (1962) — наиболее популярная пьеса драматурга.

[xxiv] Была основана в 1947 году в Нью-Йорке по инициативе ряда театральных деятелей США с целью изучения и внедрения на американской сцене системы К. С. Станиславского, получившей название «Метод». Она противопоставлялась «формалистически стереотипной» игре американских и английских актеров. С 1950 года главой Студии актеров является выдающийся американский режиссер и педагог Ли Страсберг (род. 1901). В Студию принимают только профессиональных актеров, которые во время занятий должны: овладеть «Методом» и тем самым совершенствовать свое мастерство. Среди наиболее известных спектаклей Студии — «Три сестры» А. П. Чехова, в постановке Ли Страсберга, показанные на Международном театральном фестивале 1965 года в Лондоне.

[xxv] {219} Жене, Жан (род. 1910) — французский поэт, прозаик и драматург. Бродяга и изгой, он значительную часть своей молодости провел в тюрьме, что обусловило содержание и интонацию его произведении. Начал писать с 1942 года. Его творчество, отмеченное модернистскими чертами, характеризовалось активным неприятней норм общепринятой морали, что дало французским критикам повод для сравнения его с Франсуа Вийоном. В своем творчестве Жене оказывается очень близок к воплощению на практике идеи Антонена Арто, в частности основных постулатов Театра жестокости. Первая пьеса Жене «Служанки» была поставлена известным французским режиссером Луи Жуве в 1947 году, вызвав небывалый скандал. Уже в этой пьесе проявились характерные для дальнейшего творчества Жене мысли и тенденции. Драматургу присуще отношение к театральному представлению и как к трагическому маскараду, в процессе которого раскрываются подсознательные мысли персонажа, и как к церковной службе, некоему таинству, объединяющему и зрителей, и актеров в своеобразное метафизическое единство. Одна из наиболее известных пьес Жене «Балкон» была поставлена Питером Бруком в 1960 году в Париже. Премьера пьесы «Ширмы», написанной в 1961 году, состоялась лишь в 1966 году (режиссер Роже Елен). Ее постановка имела большой общественный резонанс, так как в ней был выражен протест против колониальной политики Франции в Алжире.

[xxvi] Арто, Антонен (1896 – 1948) — французский актер, режиссер, теоретик театра, поэт. Ученик известного французского режиссера Шарля Дюллена. Арто начал свою творческую деятельность в его театре «Ателье», где играл в пьесах Л. Пиранделло, А. Арну, П. Кальдерона и т. д. В 20‑е – начале 30‑х годов сыграл ряд ролей в кинематографе («Наполеон», реж. А. Жане, 1926; «Страсти Жанны Д’Арк», реж. Ж. Дрейер, 1928 и др.). В середине 20‑х годов Арто был связан с сюрреалистическим театром: в 1927 году вместе с Р. Витраком он организовал «Театр Жарри», где наряду с сюрреалистическими пьесами Витрака, ставил произведения А. Стриндберга, П. Клоделя и других авторов. В 1935 году в театре «Фоли-Вагран» ставит собственную трагедию «Ченчи», написанную по пьесе П.‑Б. Шелли и новелле Стендаля; в этом спектакле Арто пытается на практике осуществить те театральные принципы, которые впоследствии нашли выражение в его знаменитой книге «Театр и его двойник» (1918). Идеи Арто, выраженные в этой теоретической работе, особенно главы посвященные Театру жестокости (термин, предложенный самим Арто), оказали большое влияние на развитие послевоенного театра Западной Европы и Америки.

[xxvii] {220} П. Брук имеет и виду группу критикой, мнение которых определяет успех или провал бродвейских спектаклей. В их число входят Брукс Аткинсон, Мартин Готтфрид, Клайв Барнс, Роберт Брустайн и др.

[xxviii] Род. 1914. Французская писательница и драматург. В своих пьесах она близка «театру абсурда», однако представление о бессмысленности, смехотворности человеческого существования она скрывает за внешней реалистичностью. Среди режиссеров ставящих ее драмы, — Жан-Луи Барро.

[xxix] Робб-Гийе, Ален (род. 1922) — французский писатель, один из основоположников течения «нового романа». Автор романов «Резинки» (1953), «Смотрящий» (1955), «Зависть» (1957), Робб-Грийе выступал как теоретик (статьи «Путь будущего романа», 1956; «Природа, гуманизм, трагедия») и практик «шовизма» (от фр. «chose» — вещь) — принципиально обезличенного повествования, в котором бесстрастная опись наличных вещей оттесняет и рассказ о событиях, и человека, сведенного к взгляду, механически фиксирующему предметы. В последние годы Ален Робб-Грийе работает преимущественно в кинематографе.

[xxx] {221} Уэскер, Арнольд (род. 1932) — английский драматург, опии из наиболее значительных представителей «ново» драмы и Англии. В известной трилогии («Куриный бульон с ячменем», «Корни», «Я говорю об Иерусалиме», 1958 – 1960) Уэскер рассматривает проблемы рабочего движения в Англии на протяжении последних трех десятилетий. Из всех английских драматургов «рассерженного» поколения он наиболее откровенно высказывает свое отрицательное отношение к буржуазной системе. Большое внимание привлекли также его пьесы «Кухня» (1960), «Картошка ко всем блюдам» (1962), «Времена года» (1966). Уэскер был руководителем созданного им в Лондоне «Центра 42» (1961), организации, призванной популяризировать театр среди широких слоев рабочей аудитории. Его творчество конца 60‑х – начала 70‑х годов отмечено идеологическими и эстетическими противоречиями, что и определило уменьшение его роли к современном английском театре.

[xxxi] Осборн, Джон (род. 1929) — английский драматург, зачинатель новой драмы в Англии, рождение которой связывают с датой премьеры его пьесы «Оглянись во гневе» (И мая 1956 года, театр (Ройял Корт). Это произведение, в котором автор высказал неприятие современной английской действительности, стало своеобразным театральным и общественным манифестом движения «рассерженных молодых людей». Среди лучших пьес Осборна, написанных в последующие годы, — «Комедиант» (1957), «Лютер» (1961), «Неподсудное дело» (1964), «Отель в Амстердаме» (1968), «К западу от Суэца» (1971), «Чувство отрешенности» (1973). В последние годы интонация произведений драматурга существенно меняется на смену страстному, обличительному негодованию приходит растерянность, усталость, недоверие. Однако Осборн по прежнему остается социально ангажированным писателем, стремящимся отразить в своих произведениях всю сложность и многогранность современной жизни.

[xxxii] Пинтер, Гарольд (род. 1930) — английский драматург. Закончил Королевскую Академию драматического искусства, по профессии актер. Его произведения («День рождения», 1959 «Комната», 1960 «Возвращение домой» 1965 «Былые времена», 1971) принадлежат к экспериментальному направлению английской «новой драмы», близкому французскому «театру абсурда». Наиболее характерна, для творчества Пинтера пьеса «Сторож» (1960), рассказывающая о распаде личности в буржуазном обществе.

[xxxiii] П. Брук имеет в виду зарождение режиссерского театра и выделение режиссуры в самостоятельное искусство, которое определяет концептуальную и художественную целостность драматического спектакля. В действительности этот процесс начался несколько раньше (в последней трети XIX века) и связан в первую очередь с именами таких режиссеров, как К. С. Станиславский (1863 – 1938), В. И. Немирович-Данченко (1858 – 1943), В. Э. Мейерхольд (1874 – 1940), Е. Б. Вахтангов (1883 – 1922), А. Я. Таиров (1885 – 1950) в России; Андре Антуан (1837 – 1891), Жак Копо (1879 – 1949) во Франции; Людвиг Кронек (1837 – 1891), Макс Рейнгардт (1873 – 1943) в Германии; Чарлз Кин (1811 – 1868), Гордон Крэг (1872 – 1966) в Англии.

[xxxiv] «Царь Эдип» — трагедия Софокла (596 – 406 до н. э.).

[xxxv] Трагедия Жана Расина (1639 – 1699).

[xxxvi] Трагедия У. Шекспира (1564 – 1616).

[xxxvii] Пьеса А. П. Чехова (1860 – 1904).

[xxxviii] {222} Жуве, Луи (1887 – 1951) — французский актер и режиссер. Ученик Жака Копо, в чьем театре «Старая голубятня» в 1913 году начал свою творческую деятельность (здесь он сыграл роль Эгьючика в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира и Автолика в шекспировской «Зимней сказке»). В последующие годы Жуве работает в различных театрах (Театр Комедии на Елисейских полях, Театр Атеней), где он является как постановщиком спектаклей, так и актером. Среди ролей, сыгранных Жуве, наиболее значительны образы, созданные в мольеровском репертуаре (заглавная роль в «Тартюфе». Жеронт в «Проделках Скапена» и др.). Творчество этого режиссера и актера неразрывно связано с современной ему французской драматургией. Яркая театральность и углубленный психологизм отличают его лучшие постановки: «Господин Труадек развлекается» Жюля Ромена (1923), «Диктатор» Жюля Ромена (1926), «Жан с Луны» Марселя Ашара (1929) и др. В 1927 году вместе с другими прогрессивными французскими режиссерами Шарлем Дюлленом (1885 – 1949), Гастоном Бати (1885 – 1952), Жоржем Питоевым (1884 – 1939) вошел в так называемый «Картель четырех», творческое содружество, призванное способствовать развитию сценического искусства Франции.

[xxxix] Берар, Кристиан (1902 – 1949) — французский художник и театральный декоратор. Его творчество, в котором проявилось удивительное чувство цвета, оказало большое влияние на развитие сценографии XX века. С 1934 года Берар тесно сотрудничает с Луи Жуве, для которого он оформил такие спектакли, как «Безумная из Шайо» Жана Жироду (1945), «Служанки» Жана Жене (1947) и мольеровского «Дон Жуана» (1947). Берар работал также в «Комедии Франсез» и в труппе Рено-Барро, где оформил «Амфитриона» (1946) и «Проделки Скапена» (1949) Ж.‑Б. Мольера. Художник умер на репетиции этого последнего спектакля, вечером, накануне премьеры.

[xl] Род. 1910. Французский актер и режиссер. Он приобрел известность в 1940 году, когда по приглашению Жака Копо сыграл в «Комеди Франсез» роль Сила в трагедии Пьера Корнеля (1940). В 1916 году Барро вместе со своей женой, актрисой «Комеди Франсез» Мадлен Рено покидает этот театр и организует собственную труппу. Первым спектаклем труппы Рено-Барро стал «Гамлет» У. Шекспира (17 октября 1946 года). Уже в этой постановке воплотилось творческое и общественное кредо руководителей труппы: в послевоенной Франции этот спектакль прозвучал как призыв к защите человечности и активному противлению зла. Эти темы развивались во всем последующем творчестве Барро, и его постановках произведений Мариво, П. Клоделя, Альбера Камю и др. С 1959 по 1968 год Барро являлся руководителем Театра Одеон, параллельно выступая в качестве режиссера и актера в других театральных коллективах. Значительными событиями культурной жизни Франции стали его спектакли «Рабле» (1971) и «Жарри на холме» (1973).

[xli] Клаве, Антони (род. 1913) — французский художник, родившийся в Испании. Гравер, скульптор, театральный декоратор, книжный оформитель. Работал в театре в период с 1946 по 1952 год. В 1949 году оформил балет «Кармен» в постановке Ролана Пети (род. 1924) (труппа Балет Елисейских полей) на музыку Ж. Бизе. Пети исполнил в этом балете партию Хосе.

[xlii] {223} Род. 1904. Английский актер и режиссер. Дебютировал в начале двадцатых годов на сцене театра «Олд Вик». Наиболее значительные достижения связаны с шекспировским репертуаром: он сыграл Макбета, Гамлета, Ричарда II, Ромео, Анджело в «Мере за меру», Кассия в «Юлии Цезаре». На протяжении творческой деятельности Гилгуд не раз возвращался к этим ролям, заново их переосмысливая. Свое понимание Шекспира ему удалось наиболее полно выразить в моноспектакле «Век человеческий» (1958), который был составлен из разных произведений великого драматурга. Гилгуд известен также исполнением чеховских ролей (Вершинин, Тригорин, Гаев), и ролей современного репертуара в пьесах Эдварда Олби, Грэма Грина, Кристофера Фрая. Он выступал в качестве режиссера. Пьеса Оскара Уайльда (1850 – 1900) «Как важно быть серьезным» была поставлена Гилгудом впервые в театре «Глобус» в 1939 году, где он сам выступил в роли Джона. Впоследствии эта постановка неоднократно возобновлялась.

[xliii] Драма Генрика Ибсена (1828 – 1906). Была поставлена в театре «Олд Вик» в 1944 году знаменитым английским режиссером Тайроном Гатри.

[xliv] Род. 1907. Английский актер и режиссер. Профессиональная творческая деятельность Оливье началась в 1926 году в Бирмингемском Репертуарном театре, где он работал до 1928 года, после чего до 1937 года он выступал в различных театрах Лондона и Нью-Йорка. В 1937 году был приглашен в театр «Олд Вик», с которым связана вел его дальнейшая творческая судьба. С 1944 по 1949 год он был одним из художественных руководителей этого театра. С 1961 по 1973 год Оливье руководил созданным по его инициативе первым в истории Англии Национальным театром, почетным директором которого он является по сей день. Лоуренс Оливье — одни из лучших современных исполнителей ролей шекспировского репертуара. В числе других в разные периоды жизни и в разных постановках им были сыграны Гамлет, Отелло, Тит Андроник. Среди ролей в современных пьесах наиболее значительны: Арчи Раис в «Комедианте» Джона Осборна (1957), Беранже в «Носорогах» Эжена Ионеско (1960), Тайрон в «Долгом путешествии в ночь» Юджина О’Нила (1973).

Роль Ричарда III, принадлежащая к лучшим работам Оливье, была сыграна им в театре «Олд Вик» в 1944 году, а Царь Эдип — там же в сезон 1945/46 г.

[xlv] «Леди сжигать не полагается» (1949, театр Глобус, Лондон) и «Вечера под наблюдением» (1950, театр Сент-Джеймс, Лондон) — пьесы английского драматурга Кристофера Фрая (род. 1907), продолжающего {224} традиции стихотворной драмы Т. С. Элиота (1888 – 1965).

[xlvi] Мясин Леонид Федорович (псевдоним Леонид Массин, род. 1896) — артист балета и балетмейстер. В 1912 году окончил Московское театральное училище, а в 1913 был приглашен Сергеем Дягилевым в его труппу «Русский балет», где занял положение ведущего танцовщика и балетмейстера. Лучшая партия Мясина — Петрушка в балете на музыку Игоря Стравинского. Среди его ролей — партии Мельника и билете «Треуголка» на музыку М. де Фальк, поставленным Мясиным в 1919 году и возобновленном в 1946. Мясин работал в качестве танцовщика в различных труппах мира.

[xlvii] Английский режиссер, художник и теоретик театра (1872 – 1966). Начал творческую деятельность как актер труппы Генри Ирвинга (1838 – 1905). Первой постановкой Крэга-режиссера была опера Генри Пёрселла (ок. 1659 – 1695) «Дидона и Эней» (1900, Лондон). Он был художником и постановщиком целого ряда спектаклей по пьесам Ибсена, Шекспира (в том числе «Гамлета» в Московском Художественном театре, 1911; совместно с К. С. Станиславским и Л. А. Сулержицким с В. И. Качаловым в заглавной роли). В период с 1908 по 1913 г. Крэг возглавил театр «Арена Гольдони» во Флоренции; в 1913 году открыл там же школу театрального искусства. В это время формируются теоретические взгляды Крэга: опираясь на опыт антиреалистических направлений в сценическом творчестве конца XIX – начала XX веков, он объявляет театр искусством «чистой режиссуры». Он отрицал значение драматурга и актера и провозглашал единовластие постановщика. Концепции Крэга были изложены в его теоретических трудах «Искусство театра», «К новому театру», «Приближаясь к театру» и др., а также в издаваемом им журнале «Маска» (Флоренция, 1908 – 1929). Он является также автором книг о Г. Ирвинге и о своей матери выдающейся английской актрисе Эллен Терри (1848 – 1928). Несмотря на ряд теоретических заблуждении Крэга, его театральная практика способствовала, обновлению сценографии и сценической техники XX в.

[xlviii] Собств. Фра, Джованни да Фьезоле, прозванный Беато Анджелико; ок. 1400 – 1455. Итальянский живописец раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Как художник сложился в 1420‑е годы под воздействием позднеготической живописи. Искусство Фра Анджелико, наивное и глубоко религиозное, лишено, однако, средневековой суровости, проникнуто светлым лиризмом. Помимо Флоренции и других городов Тосканы, он работал в Риме. Главные его произведения: «Мадонна делла {225} Стелла» (1430 – 1433), «Наречение Иоанна Крестителя» (до 1435), «Снятии с креста» (ок. 1435 – 1436) и «Мадонна Анналена», — все в музей, Сан-Марко во Флоренции; «Коронование Марин» (ок. 1434 – 1435, Лувр, Париж), фрески бившего монастыри Сан-Марко (1438 – 1445), и также капелла Николая V в Ватикане (1445 – 1448).

[xlix] Английский театральный деятель (1879 – 1961). В 1907 году организовал любительскую труппу «Актеры-паломники», на основе которой был создан «Бирмингемский репертуарный театр», где Барри Джексон поставил многие произведения Шекспира и Шоу. В этом театре состоялся режиссерский дебют Питера Брука на профессиональной сцене («Человек и сверхчеловек» Бернарда Шоу, 1945). В 1945 – 1948 гг. был директором Шекспировского Мемориального театра и Стретфорде-на-Эйвоне и организатором фестиваля шекспировских пьес. С 1949 года он входил в дирекцию опорного театра «Ковент-Гарден» (Лондон). Его перу принадлежит ряд пьес, а также книга «Театр и гражданская жизнь» (1922). Барри Джексон — магистр искусств (1929), а затем — доктор литературы Бирмингемского университета (1950). Он видел в театре прежде всего лабораторию, предназначенную для режиссерских поисков, а не музей, охраняющий традицию: ему довелось ставить пьесы Шекспира в современных костюмах с целью порвать с устоявшимися сценическими условностями.

[l] 400‑летие со дня рождения У. Шекспира отмечалось во всем мире в 1964 году.

[li] Война Алой и Белой розы — династическая гражданская война в Англии, длившаяся с некоторыми интервалами с 1455 по 1485 г. Этим названием она обязана эмблемам белой и алой розы, которые носили соответственно сторонники йоркской и ланкастерской династий. Причиной этих войн явились претензии на королевский трои.

Спектакль «Война Алой и Белой розы» был поставлен в Королевском Шекспировском театре в 1963 году. Спектакль представлял собой трилогию, состоящую из трех частей «Генриха VI», которые были разделены на дне пьесы («Генрих VI» и «Эдуард IV»), затем шла хроника «Ричард III».

[lii] Род. 1936. Английский драматург. Получил высшее образование, в Оксфорде. Его наиболее известная пьеса «К ночи». Премьера, состоявшаяся в Лондоне в 1962 году, сразу принесли драматургу известность. О Радкине стали писать как и представителе английского «театра жестокости», сравнивая его с Жаном Жене. В действительности источники мироощущения и творческого метода Дэвида Радкина заключены в прозе Т. Гарди и Д. Г. Лоуренса.

[liii] {226} Знаменитый американский мюзикл композитора Леонарда Бернстайна, поставленный известным хореографом Джеромом Роббинсом (1957).

[liv] Этим термином Брук объединяет пьесы принадлежащие к «театру жестокости», появившиеся в английской драматургии к середине 60‑х годов нашего столетии.

[lv] Теннисон, Альфред (1809 – 1892) — английский поэт и драматург в 1850 году получивший звание поэта-лауреата. Поэзия Теннисона отличалась сентиментальностью, была музыкальна и живописна. В своей поэзии он романтизировал прозу мещанского существования.

[lvi] Маровиц, Чарлз (род. 1931) — английский режиссер американского происхождения. В течении ряда лет он сотрудничал с Питером Бруком (совместные постановки «Короля Лира», 1932 и сезона «театра жестокости», 1964). В 1968 году Маровиц открыл в Лондоне собственный театр Оупен Спейс, в котором им были поставлены пьесы современных авторов, а также написанные самим режиссером обработки трагедии Шекспира «Гамлет», «Макбет», «Отелло».

[lvii] Французская актриса русского происхождения (урожденная Сманова, 1895 – 1951), жена известного режиссера Жоржа Питоева, в чьем театре она дебютировала в 1916 году. Ее индивидуальности были свойственны поэтичность и хрупкая женственность, проявляющиеся в ролях различного репертуара. Питоевы были настойчивыми пропагандистами чеховской драматургии во Франции, в частности Людмила Питоева открыла французскому зрителю своеобразие женских образов А. П. Чехова (Соня, Нина Заречная, Ирина). Актриса выступала также в пьесах Ж. Кокто, Л. Пиранделло, П. Клоделя. Одна из наиболее значительных ролей Питоевой — Жанна Д’Арк в «Святой Иоанне» Бернарда Шоу (1925). После смерти мужа (1939) она играла в театрах Швейцарии и Канады, снималась в Голливуде, занималась педагогической деятельностью.

[lviii] Речь идет прежде всего о знаменитых сценах из «Леса» А. Н. Островского, поставленного В. Э. Мейерхольдом в 1924 году.

[lix] Обычное для западных театральных деятелей определение драматургии реалистического направления.

[lx] Одно из модернистских направлений в драматургии и театре XX века. Зародилось во Франции в конце 40‑х годов, {227} в условиях «холодной войны» и «атомной истерии», когда ряд представителей западной интеллигенции поставил под сомнение всякий прогресс человеческой цивилизации и общегуманистические духовные ценности. Начали с отрицания обезличивающей бюрократической буржуазной государственности, бессмысленности существования в «обществе потребления», представители «театра абсурда» пришли к утверждению абсурдности всякого человеческого существовали вообще, в любой социальной системе.

Термин «театр абсурда» был впервые введен известным английским критиком Мартином Эсслином, который в 1962 году выпустил книгу под таким названием.

В современном театроведении этим термином объединяется целая группа драматургии, пишущих в разных странах: Жан Жене, Эжен Ионеско, Сэмюэль Беккет и др.

[lxi] Так называют музыкальные произведения, создаваемые посредством записи на магнитофонную ленту природных и искусственных звучаний, которые по усмотрению автора могут подвергаться различным акустическим преобразованиям и смешиваться. Изобретателем конкретной музыки является французский инженер акустик П. Шеффер, создавший первые конкретные произведения и 1948 году, после чего группы сторонников конкретной музыки возникли в Италии, ФРГ, США и др. странах. По мнению советских музыковедов, это музыкальное направление может играть лишь чисто прикладную роль в кинематографе, в театре, на телевидении и т. п.

[lxii] Лоуренс, Дэвид Герберт (1885 – 1930) — английский поэт и прозаик. Учитель по образованию. Наиболее известные романы «Белый павлин» (1911), «Сыновья и любовники» (1913), «Любовник леди Чаттерлей» (1928). В его произведениях, которые повествуют о сложных социальных процессах, происходящих в английском обществе, сильны, фрейдистские мотивы.

[lxiii] Вагнер, Рихард (1813 – 1883) — видающийся немецкий композитор, реформатор оперной сцены, стремившийся к созданию музыкально-драматического спектакля. В его творчестве 60‑х – 80‑х годов сильно влияние философии Шопенгауэра. Наиболее значительные оперы: «Риенци» (1840), «Тангейзер» (1845), «Лоэнгрин» (1850), «Тристан и Изольда» (1858 – 1859), тетралогия «Кольцо Нибелунга» (1869 – 1876).

[lxiv] От английского «happen» — случаться, происходить. Форма театрального спектакля, зародившаяся в США в середине 50‑х годов XX века, а затем получившая распространение в Западной Европе. Хэппенинг не опирается на драматургию и {228} разыгрывается по самому общему сценарию, допускающему широкую импровизацию. Одним из основных принципов такого спектакля является вовлечение зрителей в происходящее действие.

[lxv] Одно из течений дальневосточного буддизма, сложившееся в Китае в VII – VIII вв. под сильным влиянием даосизма. От последнего дзэн заимствовал пренебрежение к знанию, убеждение в том, что истина невыразима и словах, и ее можно постичь лишь путем внутреннего скачка, освободив сознание не только от проторенных логических путей, но и от мысли вообще. Для дзэн характерны отказ от установленных норм разумного и морального, любовь к парадоксу, интуитивизм, непосредственность. Основа понятийного и художественного языка дээн — лаконичный намек и ритмичная пауза. На первое место выдвигается импровизация, действие по наитию. Расцвет это направление получило в Китае до IX века, а затем в Японии (XII – XIII вв.). Оказывает до настоящего времени влияние на культуру Востока и Запада.

Вульгарно понимаемый дзэн получил распространение среди хиппи США и Западной Европы, которые толковали его как отказ от «рационализма» и цивилизации.

[lxvi] Известный американский танцовщик, хореограф педагог.

[lxvii] Род. 1902. Американская танцовщица, хореограф, педагог. Кончила балетную школу в Лос-Анджелесе, дебютировав в 1919 году. Среди ее знаменитых постановок «Весна в Аппалачах» (1944), «Иродиада» (1945), «Ночное путешествие» (1947), «Самсон-борец» (1962), «Легенда о Юдифе» (1962). В 1928 году Марта Грэм открыла Школу современного танца.

[lxviii] Род. 1906. Франко-английский прозаик и драматург ирландского происхождении, лауреат Нобелевской премии по литературе 1969 года. Ведущий представитель драматургии «театра абсурда». Закончил Тринити колледж в Дублине (бакалавр искусств — 1927, магистр искусств — 1931). В 20‑е – 30‑е годы секретарь знаменитого ирландского писатели Джеймса Джойса (1882 – 1941). С 1937 года живет во Франции. Автор романов: «Мерфи» (1938), «Моллой» (1951), «Малой уминает» (1051), «Как это» (1961) и др. Наибольшую известность принесла Беккету его первая пьеса «В ожидании Годо» (1952), ставшая классикой материнского театра XX века. Его перу принадлежат также пьесы «Конец игры» (1957), «Последняя лента Крэппа» (1958), «Счастливые денечки» (1961), «Дыхание» (1971) и др. В последние годы Беккет обратился к режиссуре, им поставлены в Западном Берлине собственные пьесы «Конец игры» (1967), «Последняя лента Крэппа» (1969), «Счастливые денечки» (1971).

[lxix] {229} Персонажи пьесы «В ожидании Годо» С. Беккета.

[lxx] Персонаж пьесы «Последняя лента Крэппа» С. Беккета.

[lxxi] Персонажи пьесы Эжена Ионеско «Стулья» (1952).

[lxxii] Персонаж пьесы «Счастливые денечки» С. Беккета.

[lxxiii] Персонажи пьесы «Конец игры» С. Беккета.

[lxxiv] Персонажи пьесы «Комедия» С. Беккета (1963 – 1964).

[lxxv] Род. 1933. Польский режиссер, и теоретик. Окончил консерваторию в Кракове и Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского в Москве. В 1959 году он вместе с Людвигом Фляшеном организовал в Ополе театр-лабораторию «13 рядов». Здесь им были поставлены «Канн» по Дж. Байрону (1960), «Дзяды» по А. Мицкевичу (1961), «Кордиан» по Ю. Словацкому (1962), «Трагическая история доктора Фауста» по К. Марло (1962), «Акрополис» по С. Выспянскому (1962) и др. В 1965 году театр-лаборатория Гротовского переезжает во Вроцлав, где работает до настоящего времени. Во Вроцлаве Гротовский создал «Стойкого принца» по П. Кальдерону (1965) и «Апокалипсис кум фигурнс», спектакль, литературную основу которого составили библейские тексты, отрывки из произведений Ф. М. Достоевского, Т. С. Элиота, Симона Вейля (1970). Гротовский ставит своей целью создание «бедного театра», в котором самым важным и по сути единственным элементом представления становится актер. В Положении о работе коллектива Ежи Гротовского говорится: «Театр ставит своей целью изучение путем практического опыта технических и творческих проблем театра, с особым учетом актерского мастерства… основная деятельность театра — это исследовательская и студийная работа, а не обычная обслуживающая функция». Эксперименты Гротовского вбирают в себя опыт разнообразных театральных течений: от «театра жестокости» до элементов восточного театра. Сам режиссер утверждает, что он во многом следует системе К. С. Станиславского, развивая ее в «психофизическом», а не в «психологическом» направлении. В 1968 году вышло английское издание книги Ежи Гротовского «К бедному театру», предисловие к которой написал Питер Брук.

[lxxvi] Шёнберг, Арнольд (1874 – 1951) — австрийский композитор. В 1934 году эмигрировал в США, преподавал композицию в Бостоне {230} и Кливленде. Шёнберг сформировался под влиянием Р. Вагнера, став затем одним из лидеров музыкального экспрессионизма. В конце 20‑х – начале 30‑х годов складывается его знаменитая атональная (додекафонная) система композиции. Наиболее известные произведения Шёнберга: симфоническая поэма «Пеллес и Мелизанда» (1903), сюита «Лунный Пьеро» (1912), опера «От сегодня к завтра» (1929), «Ода Наполеону» (1943). «Оставшийся в живых из Варшавы» (1947) и др.

[lxxvii] «Авангардный» театр в Нью-Йорке. Был организован в 1947 году Джулианом Беком (род. 1925) и Джудит Малиной (род. 1926), которые вступили в брак в 1948 году. Владея многими театральными профессиями (Бек — режиссер, актер, сценограф Малина — актриса и режиссер), они экспериментировали в течение нескольких сезонов, после чего их труппа распалась. В 1959 году, когда активизировалось движение экспериментальных театров в США, Бек и Малина о ноль создали свой театр. В последующие годы. «Ливинг Тиэтр» показывает спектакль: «Много любви», «Связной» по Дж. Гелберу, одноактные пьесы С. Беккета. Во время первого европейского турне (1962), которое принесло театру международную известность, кроме этих спектаклей были показаны «Джунгли городов» и «Яблоко». По возвращении в США был поставлен спектакль по пьесе Бертольта Брехта «Что тот солдат, что этот». Эксперименты «Ливинг Тиэтр» связаны с эстетикой «театра жестокости» и приемами хэппенинга. С 1965 по 1968 гг. труппа работали в Западной Европе, а затем она вернулась в Нью-Йорк, где поставила спои наиболее известные спектакли «Рай сейчас», «Мистерия» и «Франкенштейн» (все работы в сезоне 1969 – 1970 гг.). В 1973 году коллектив окончательно распался.

[lxxviii] Режиссерская деятельность Крэга началась постановкой оперы Дж. Перселла «Дидона и Эней» в Хэмстед Консерватуар (1900).

[lxxix] Род. 1918. Английский театральный критик и теоретик. Окончил Венский университет и Рейнгардтовский семинар драматического искусства. С 1940 года начал работу на Би-Би-Си в качестве сценариста и постановщика. В 1963 году стал главой театральной редакции, радиовещания Би-Би-Си. Автор ряда театроведческих работ: «Брехт» (1967), «Театр абсурда» (1962), «Беккет» (1965), «Гарольд Пинтер» (1967), «Гений немецкого театра» (1968), «Новый театр Европы» (1970) и др.

[lxxx] 1856 – 1943. Английский актер-режиссер, вошедший в историю английской сцены своими выступлениями против {231} «постановочно-декоративной» интерпретации произведений Шекспира, которой отличались многие спектакли второй половины XIX века. Он предлагал вернуть театральному искусству условность, присущую елизаветинской сцене, призывал активизировать творческую фантазию зрителя. Свою режиссерскую и актерскую деятельность Поул начал в 1879 году, а в 1894 году он организовал «Общество Елизаветинского театра», которое немало способствовало обновлению английского сценического языка. Наиболее значительны три роли, сыгранные Поулом: Гамлет (1881), Киган в «Другом острове Джона Булля» Дж. Б. Шоу (1906) и Бекет в «Убийство в соборе» Т. С. Элиота (1935).

[lxxxi] Театральное здание в Лондоне.

[lxxxii] Гейнсборо, Томмас (1727 – 1788). Живописец и рисовальщик, наряду с Дж. Рейнольдом (1723 – 1792), крупнейший английский мастер портрета и XVIII веке. Зрелый стиль сложился под влиянием А. ван Дейка (1599 – 1641) и А. Ватто (1684 – 1721).

[lxxxiii] Ватто, Антуан (1684 – 1721) — французский рисовальщик и живописен, интересовался декорационной живописью. Для его творчества наиболее характерны циклы «театральных сцен» и «галантных празднеств». В 1717 году за картину «Путешествие на остров Кифару» присуждено звание академика. Его картинам свойственны многообразие лирического чувства, игра поэтических оттенков и т. п.

[lxxxiv] Род. 1914. Английский режиссер, основатель театра Уоркшоп. Окончила Королевскую Академию драматического искусства. В 1935 году была одним из организаторов любительской группы «Юнион» (Манчестер), которая существовала до 1939 года и известна постановками пьес прогрессивных драматургов. В 1945 году Джоан Литтлвуд вновь собирает свой коллектив. Она занимается со своими актерами по собственной методике объединяющей систему К. С. Станиславского и методы. Б. Брехта. Свое предназначение как режиссера и общественного деятеля она видит в пропаганде демократического искусства среди рабочего населения Англии. Она ставит классику и современную драматургию, оригинальные пьесы и обозрения на злободневные темы. Наиболее известны ее спектакли «Заложник» по пьесе ирландского драматурга Брендана Биэна (1923 – 1964), к которой она обращалась дважды (1958 и 1973), а также политическое обозрение «О! Что за прекрасная война!» (1964).

[lxxxv] Кокто, Жан (1989 – 1963) — французский поэт, прозаик, художник, кинорежиссер драматург, музыкальный деятель. Один из наиболее значительных представителей французской культуры XX века. В начале века сотрудничал как либреттист с «Русским балетом» Сергея Дягилева и независимыми балетными труппами, пропагандируя {232} музыку композиторов-новаторов. Первой пьесой для драматического театра была новая интерпретации «Антигоны» Софокла, которую в 1922 году поставил Шарль Дюллен в декорациях Пабло Пикассо. Кокто всегда был связан с театральным авангардом, для режиссеров которого перерабатывал античные и средневековые сюжеты — «Орфей» (1928), «Адская машина» (1934) и др. Среди его пьес, следует отметин, две монодрамы, написанные для Эдит Пиаф («Человеческий голос», 1930, и «Равнодушный красавец», 1911). В 1914 году Кокто организует труппу «Балет Елисейских полей». В 1955 — избирается членом Французской Академии. Кокто — автор многих книг о театре.

[lxxxvi] Модный на Западе театроведческий термин, который используют представители различных театральных течений. В данном случаи Брук имеет и виду некую «универсальную» модель театра, вбирающего все лучшее, что выработала мировая театральная культура.

[lxxxvii] Род. 1918. Американский танцовщик и хореограф, член художественного ценного руководства группы «Нью-Йорк Сиги Балет». Окончил Нью-йоркский университет, учился балетному искусству у Энтони Тюдора и Евгения Лоринга. Дебютировал в Нью-Йорке в 1937 году. В 1958 в США организовал собственную труппу. Его лучшие хореографические постановки: «В городе» (1915), «Называй меня мадам» (1950), «Король и я» (1951), «Питер Пен» (1954), «Вест-Сайдская история» (1957), «Скрипач на крыше» (1964, режиссер и хореограф) и др.

[lxxxviii] Баланчин, Джордж (род. 1904) — американский хореограф и танцовщик. Окончил Императорскую Академию танца в Петербурге. С 1924 года работал хореографом в различных труппах Европы: в «Русском балете» Сергея Дягилева (1925 – 1929), «Датском Королевском балете» (1930), вместе с Борисом Кохно создал Балетный театр в Монте-Карло и т. д. В 1934 году он организовал Школу Американского балета. С 1934 года Генеральный директор созданной вместе с Линкольном Кирстайном труппы «Нью-Йорк Сити Балет». Баланчину принадлежит более ста хореографических постановок.

[lxxxix] Жарри, Альфред (1873 – 1907) — французский драматург, поэт романист. В историю театра вошел как автор знаменитой пьесы «Король Убю», премьера которой состоялась в театре марионеток в 1888 году. Наиболее известен спектакль в театре Эвр (1896), где это произведение поставил М. О. Люнье-По с Фирменом Жимье в главной роли. Эта пьеса резко и грубо обличала типичные пороки мещанина-буржуа. В творчестве Жарри, который считается зачинателем сюрреализма и дадаизма, современные театроведы {233} усматривают черты, характерные для театра абсурда и театра жестокости.

[xc] Миллиган, Теренс Алан (род. 1918) — английский актер и литератор. Окончил Лондонский политехникум. Автор ряда прозаических произведений, радио- и телепьес, стихов для детей. Сценический псевдоним — Спайк. Одна из лучших его актерских работ — заглавная роль и инсценировке романа И. А. Гончарова «Обломов».

[xci] Вуд, Чарлз (род. 1932) — английский драматург, в пьесах которого высмеивается милитаризм и «казарменное» мышление. Его наиболее известные пьесы «Еда на колесах» (1905). «Динго» (1967), «Кусочек праздников» (1969), «Благосостояние» (1970).

[xcii] 1900 – 1971. Выдающийся английский актер и режиссер. Дебютировал на сцене Оксфордского театра в 1924 году. Наиболее известны шекспировские постановки в Олд Вик, одним из руководителей которого он был с 1939 по 1945 г. (в частности, он дважды ставил «Гамлета»; с Лоуренсом Оливье, 1937, и с Алеком Гиннесом, 1938). С 1953 по 1957 г. Гатри руководил Шекспировским фестивалем в Стретфорде (Онтарио, Канада). 7 мая 1963 года и Миннеаполисе (США) открылся театр его имени, где он поставил затем ряд постановок: «Три сестры». «Вольпоне», «Генрих V» и др. Автор книг «О театре» (1932). «Жизнь в театре» (1960) и «Тайрон Гатри об актерской игре» (1971).

[xciii] Пьеса Артюра Адамова (1908 – 1970), написанная в 1901 году и сразу пошедшая во многих театрах. Артюр Адамов — французский драматург, в начале своей творческой деятельности примыкавший к театру абсурда, а затем перешедший на позиции брехтовского эпического театра.

[xciv] Персонаж пьесы Бертольта Брехта «Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть» (1941, премьера в Гамбурге, 1959).

[xcv] Пьеса западногерманского драматурга Рольфа Хоххута (род. 1931), одного из наиболее значительных представителей «документальной драматургии». Премьера состоялась в 1963 году в Западном Берлине, где ее поставил Эрвин Пискатор. В дальнейшем Хоххут продолжает работать в жанре политической документальной драмы: «Солдаты» (1967). «Герильяс» (1970) и др.

[xcvi] Фейдо, Жорж (1862 – 1921) — французский драматург, автор драматических фарсов. Его пьесы необычайно популярны в современном английском театре.

[xcvii] Годар, Жан-Люк (род. 1930) — французский кинорежиссер «новой волны». Им сняты фильмы: «На последнем дыхании» (1959). {234} «Маленький-солдат» (1960), «Жить своей жизнью» (1961), «Карабинеры» (1962), «Альфа-Билль» (1965), «Безумный Пьеро» (1965) и др.

[xcviii] Речь идет о трагедии Шекспира, адаптированной Б. Брехтом в 1952 году.

[xcix] Сартр, Жан-Поль (род, 1905) — французский философ-экзистенциалист, прозаик, драматург. Участник Сопротивления, лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года (от которой он отказался). В противовес битовому и психологическому театру Сартр создает «интеллектуальный театр», в котором главной становится «пытка мыслью». Основная проблематика сартровской драматургии — осмысление понятия свободы, его ложного и истинного наполнения, взаимоотношений свободных индивидов в несвободном обществе (эти проблемы он трактует в духе левого «атеистического экзистенциализма»). Сартр автор пьес «Мухи» (1943), «Мертвые без погребения» (1946), «Грязные руки» (1948), «Дьявол и господь бог» (1951) и др. Идеологической позиции Сартра свойственны резкие переломы, попытки совместить либерально-демократические устремления с левацким радикализмом.

[c] В «Поэтике» Аристотеля (гл. VI) этот термин трактуется как «очищение», производимое трагедией посредством аффектов ужаса и сострадания. В литературоведении существует ряд трактовок этого понятия: моральная, гедонистическая, медицинская, эстетическая.

[ci] Продолжение знаменитой книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» (1865), вышедшее в свет в 1871 г. Льюис Кэрролл — псевдоним Чарлза Л. Доджсона (1832 – 1898), английского детского писателя, священника и математика.

[cii] Род. 1905. Английский художник, дизайнер. Работал в различных театрах Англии, США и других стран.

[ciii] Комедия У. Шекспира, поставленная П. Бруком в Шекспировском Мемориальном театре в 1946 году.

[civ] Род. 1922. Английский актер. Дебютировал на сцене Бирмингемского репертуар кого театра в роли Бастарда («Король Иоанн» У. Шекспира, 1945). В последующие годы вместе с Барри Джексоном работал в Стрэтфорде-на-Эйвоне, где в течение трех лет создал сложнейшие образы шекспировского репертуара. Среди наиболее известных ролей Скофилда — Гамлет, Лир, Мор в пьесе Р. Болта «Человек на все времена», Хлестаков, Войницкий в пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня».

[cv] {235} Род. 1923. Французский актер пантомимы, ученик Ш. Дюллена. Впервые выступил на сцене в маленьком эпизоде «Батист» спектакля труппы Рено-Барро (1947). Впоследствии Марсо создает образ собственного персонажа Бипа, который переходит из одной пантомимы в другую. В своем творчестве Марсо ориентируется на образцы классической французской на пантомимы.

[cvi] Начало знаменитого монолога Гамлета (акт III, сцена 1).

[cvii] Так в английском переводе 1938 года называлась книга К. С. Станиславского «Работа актера над собой».

[cviii] Род. 1893. Американский актер. Дебютировал в 1912 году на сцене бостонского театра Касл Скуэр. В 1924 – 1929 гг. был актерам прогрессивного театра Гилд в Нью-Йорке. Наиболее полно дарование Ланта раскрылось в роли Петруччо в «Укрощении строптивой» У. Шекспира и Вольпоне в одноименной пьесе Бена Джонсона. Лант выступал и как театральный режиссер.

[cix] Род. 1907. Французский актер и режиссер. Формировался и 30‑е годы под влиянием А. Арто и Ж. Л. Барри. В 50‑е годы Роже Блен поставил ряд известнейших произведений театра абсурда («В ожидании Годо», «Конец игры», «Последняя лента Крэппа» С. Беккета, «Негры» Ж. Жене и др.). Один из самых значительных спектаклей Блена — «Ширмы» Ж. Жене (1966).

[cx] Английский актер. Впервые выступил на сцене ирландского театра Энью Мак-Мастерс, компани. В 1964 году сыграл и Королевском Шекспировском театре роль Маккаина в пьесе Г. Пинтера «День рождения» в 1965 году в бруковском спектакле «Марат / Сад» исполнил роль де Сада.

[cxi] Пьеса Гарольда Пинтера, впервые поставленная в Лондоне в 1958 году и опубликованная годом позже. Впоследствии неоднократно ставилась и переиздавалась.

[cxii] Род. 1895. Немецкий композитор, ныне живет в ФРГ. Начинал свою музыкальную деятельность как дирижер ряда немецких оперных театров. В 1924 году основал в Мюнхене Школу гимнастики, танца и музыки, где работал до 1936 года. С 1950 года преподает в Мюнхенской музыкальной академии. В своих музыкальных трагедиях («Антигона», 1949, «Эдип-царь», 1959 и др.) Орф выступает как глубоко оригинальный композитор-экспериментатор, стремящийся к «синтезу искусств». В его произведениях музыка, слово и движение сочетаются в ритмическом единстве. Характерная черта творчества Орфа — использование средств античного {236} театра, средневековой мистерии, комедии дель арте, барокко, театра Шекспира.

[cxiii] «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (акт III, сцена V), перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник.

[cxiv] Ок. 1450-60 – 1516. Нидерландский живописец. Писал религиозно-аллегорическом и жанровые картины.

[cxv] Род. 1891. Французский художник немецкого происхождения. С 1922 года жилет в Париже, где входил в группу сюрреалистов.

[cxvi] Гойя, Франсиско Хосе де (1746 – 1828) — великий испанский живописец, гравер, рисовальщик.

[cxvii] Комедия Бернарда Шоу (1912). Премьера — 16 октября 1913 года в венском Бургтеатре. Первая английская постановка — 3 апреля 1914 года в Театре Его Величества (Лондон) с П. Кэмпбелл и Г. Бирбомом-Три в главных ролях.

[cxviii] Род. 1936. Английская актриса. Выступала в спектаклях многих лондонских театров, в том числе и постановках Питера Брука — «Марат / Сад» и «US». За свои работы в кинематографе удостоена ряда наград английских и американских кинокритиков.

[cxix] Здесь Брук впадает в некую полемическую крайность. Разумеется, на спектаклях Брехта и Литтлвуд присутствовала самая разнообразная аудитория, но эти художники театра обращали свое искусство прежде всего к демократическому зрителю, которому их спектакли были вполне доступны и понятны.

[cxx] Ведущий американский оперный театр. Открылся в Нью-Йорке в 1883 году спектаклем «Фауст». На сцене театра выступали крупнейшие исполнители XX века (Э. Карузо, Ф. И. Шаляпин, М. Каллас и др.). Одним из лучших спектаклей 50‑х – 60‑х годов была постановка оперы В. А. Моцарта «Волшебная флейта» (1956, под управлением Бруно Вальтера).

[cxxi] Глайндборн — деревушка в Англии (Сассекс), где проводятся ежегодные оперные фестивали. Театр был построен на средства мецената Дж. Кристи в его поместье Глайндборн в 1934 году. Основной репертуар фестивалей — оперы В.‑А. Моцарта, К. Глюка, Дж. Верди и ряда композиторов XIX века. Изредка ставятся произведения современных авторов. Глайндборнские национальные фестивали играют заметную роль в повышении оперной культуры Англии.

[cxxii] «Байрейтский театр» — немецкий оперный театр в Баварии (ФРГ). Театр был создал по инициативе Р. Вагнера и открылся в августе {237} 1876 года постановкой тетралогии «Кольцо Нибелунга». После первых трех представлений из‑за финансовых затруднений театр был закрыт и смог возобновить свою деятельность лишь в 1882 году в виде фестивалей вагнеровской музыки. С этого времени Байрейтские фестивали проводятся в течение трех-четырех недель ежегодно. С 1965 года театром руководит внук Рихарда Вагнера Вольфганг Вагнер.

[cxxiii] Питер Брук имеет в виду ситуацию, характерную для театральной практики в буржуазном обществе.

[cxxiv] Персонажи пьесы С. Беккета «В ожидании Годо».

[cxxv] Матушка Кураж из одноименной пьесы Б. Брехта.

[cxxvi] Сержант Масгрейв из пьесы Джона Ардена «Пляска сержанта Масгрейва».

[cxxvii] Персонажи пьесы Ж.‑П. Сартра «За запертой дверью» (1945).

Date: 2015-09-03; view: 321; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию