Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции искусства





Искусство полифункционально.

Различные подходы к пониманию искусства свидетельствуют о множественности его социокультурных смыслов. Л.С. Выготский утверждал, что "искусство первоначально возникает как сильнейшее орудие в борьбе за существование, и нельзя, конечно, допустить и мысли, чтобы его роль сводилась только к коммуникации чувства и чтобы оно не заключало в себе никакой власти над этим чувством. Если бы искусство... умело только вызывать в нас веселость или грусть, оно никогда не сохранилось бы и не приобрело того значения, которое за ним необходимо признать".

Если ограничиться простым перечислением функций искусства, то можно назвать следующие:

- эстетическая функция;

- познавательная;

- коммуникативная;

- гедонистическая;

- катарсическая;

социально-организующая;

- воспитательная;

- игровая;

- компенсаторная.

Искусство представляет собой высшую форму эстетической деятельности, оно выделяет прекрасное в специальный объект. Общение с произведениями искусства во многом формирует эстетический вкус, который тем тоньше, чем лучше человек освоил мировое наследие художественной культуры. Искусство формирует эстетические потребности человека, стремление к красоте и к творчеству по законам красоты. Высокие художественные достижения пробуждают в каждом из нас художника, то есть развивают наше эстетическое отношение к действительности, дают ценностную ориентацию эстетическому сознанию. Таким образом, эстетическая функция является основополагающей для искусства.

Эстетическое воздействие искусства выражается, по словам психолога Л.С. Выготского, в "отсроченной реакции", опосредованной сложной работой мысли. Для обозначения эстетического воздействия искусства на человека в античной философии появился термин "катарсис" (греч. katharsis - очищение). В рамках пифагорейской школы существовала теория и практика излечения телесных недугов, очищения души от вредных страстей (гнева, страха, ревности) с помощью определенных музыкальных ладов. Аристотель понимал под катарсисом очищение через страх и сострадание: в психике человека под воздействием песнопений, музыки, античной трагедии возникают сильнейшие аффекты, результатом которых становится некое облегчение и очищение, связанное с удовольствием. В дальнейшем существовали разные интерпретации этого термина: под катарсисом понимали очищение страстей (от чрезмерностей), очищение от страстей (их устранение), возбуждение страстей, восстановление гармонии духовного мира человека. Л.С. Выготский считал, что катарсис может рассматриваться как завершающая фаза сложного психофизиологического процесса восприятия произведения искусства: в психике человека происходит разряд эмоций, нервной энергии, "самосгорание" противоположно направленных аффектов.

Искусство очищает нашу душу, просветляет, видоизменяет наши эмоции с помощью "сострадания и страха", как писал еще Аристотель. Парадоксальный характер художественной эмоции, "фальшивость" настоящих слез, пролитых зрителем в театре, выражен в словах Гамлета, который говорил об актере: "Что ему Гекуба? А он рыдает". Эмоция сигнализирует о жизненной важности увиденного для человека. Но художественные эмоции "беспредметны". Судьба троянской царицы, которая так трогает человека, включенного в театральное действие, неизмеримо далека от его обыденных интересов. Но парадоксальность художественно-эстетической эмоции стимулирует поиск деятельности, соответствующей этим эмоциям. Искусство в своей эстетическо-катарсической функции "просветляет", очищает эмоции путем расширения их предмета. Искусство обращает человека к самопознанию, преображая "фальшивые" театральные слезы в настоящие. «Оплакивая смерть трагического героя, зритель фактически предощущает возможности, которые таит в себе его собственная смерть, эстетическое переживание носит обобщенно-символический характер».

Мы обращаемся к искусству и для того, чтобы получить удовольствие. В зависимости от степени овладения "языками искусства", люди получают удовольствие от фильмов А. Тарковского или триллеров, от "бульварной" детективной литературы или поэзии Гете и романов Достоевского, от "приятных для глаза" картин Ильи Глазунова или "закодированных" произведений Сальвадора Дали, от музыки Шопена в концертном зале или концерта любимой рок-группы. Наслаждение от художественных произведений - закономерное порождение восприятия эстетической организации звуков, форм, красок, движений. В этом состоит гедонистическая функция искусства. Но чувственное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эстетического восприятия.

Искусство всегда было прекрасным общественным посредником, выполняло функцию социальной коммуникации. Художник стремится донести до людей свои переживания. Искусство - посредник в коммуникации не только между автором и публикой. Люди с интересом поддерживают между собой разговор о музыке, книгах, фильмах, что способствует общению и познанию внутреннего мира окружающих. Коммуникативная функция фактически оказывается одним из аспектов эстетической функции искусства. Однако коммуникативная функция не может быть сведена к общению людей по поводу увиденного фильма или к общению автора и зрителя посредством художественного образа. Художественное произведение всегда неоднозначно. Адресат пытается прояснить его, понять с точки зрения собственных ожиданий, интерпретировать. Искусство несет "избыточную" информацию, всегда предполагает более чем одно истолкование "сообщения" (художественного произведения). Искусство ослабляет прямые, однозначные функциональные связи между людьми, затрудняет повседневный процесс общения, заставляет задуматься о том, что нас связывает. Но тем самым искусство помогает ощутить ценность нефункционального общения, "общения вообще".

Более того, многообразие возможных трактовок свидетельствует о глубине созданного художественного образа. В этом «секрет» произведений, ставших классическими. В их число попадают те, которые способны вновь и вновь пробуждать в людях эстетическое чувство; те, в которых любое поколение может открыть адекватные своим запросам смыслы.

Искусство выступает специфической формой познания мира, «мышлением в образах». Выполняя познавательную функцию, искусство несет нам особое знание о мире. Оно дает ценностно-окрашенное знание, сразу выделяет в нем важное и значимое для людей. Так, искусство не раз выполняло функцию предвосхищения, предупреждая об общественном неблагополучии, прогнозируя последствия научных открытий или социальных преобразований.

Искусство - необходимая предпосылка познавательной деятельности, но эта функция не сводится к информированию читателя или зрителя о достижениях в научной области; искусство способствует формированию самой познавательной способности, предлагая неожиданные повороты событий, сопрягая несовместимое, стимулируя фантазию.

То же можно сказать о воспитательной функции искусства. «Если художественная эмоция "бескорыстна", то это еще не означает, что любитель искусства забывает о собственной выгоде и корысти в жизни. Театральные слезы в известном смысле фальшивые слезы, хотя зритель в театре и не играет в сострадание. Искусство может оказаться кладбищем благих намерений, несовершенных поступков, не сделанных в реальной жизни нравственных усилий. Искусство может стать не побуждением к совершению нравственных поступков, а средством успокоения нечистой совести. Как в таком случае отличить нравственно-воспитательную функцию от компенсаторной?»

Произведения искусства оказывают сильнейшее воздействие на ум и чувства людей, воспитывая у нас представления о правильном положении вещей. Эстетически приятное становится для нас символом нравственно-положительного, художественное произведение исподволь внушает определенную ценностную ориентацию.

В истории существовали группы деятелей искусства, которые сознательно стремились формировать общественное мнение и считали художественное творчество лучшей формой пропаганды общественных идей. Такова была литература эпохи «Бури и натиска» в Германии (60-70 гг. XVIII в.), когда романтизм как художественное направление стал средством критики косной немецкой действительности. Аналогичные задачи ставило перед собой русское товарищество художников-передвижников (XIX в.), чьи полотна стали форменным обличением тяжелого положения простого народа.

Общество в целом также стремится поставить силу искусства на службу своим интересам. Военные марши должны приободрять солдат в трудных переходах и на поле битвы. Красота соборов, музыка и пение во время церковной службы должны возвышать душу верующего и укреплять его религиозные чувства. Развешанные по городу плакаты призваны внушать его жителям различные идеи: от патриотических до коммерческих. Реклама так широко использует художественные средства, что сама уже стала претендовать на звание особого вида искусства.

Стремление поставить искусство на службу утилитарным интересам того или иного общественного слоя основано на убеждении, что искусство играет в обществе служебную роль, оно должно положительно воздействовать на жизнь, т.е. самая главная его функция - общественно-преобразующая. Исходя их такой позиции, те произведения, которые не выполняют этой задачи, не имеют ценности. Они бесполезны, а может быть даже вредны, так как не отвечают господствующим общественным интересам, а подлинное искусство должно давать личности мировоззренческую ориентацию и преобразовывать общество в направлении идеала.

На самом деле, социальные и нравственные идеи, «общественное благо» могут быть результатом художественной деятельности, но не должны быть ее главной целью.

Можно проследить определенную связь художника, создателя искусства, и общества. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы определенных социальных слоев, групп, классов, партий; взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи. Вспомним периоды, когда искусство было обращено к Богу, звало на баррикады, выполняло идеологические задачи тоталитарной власти. Подлинное искусство, считал немецкий философ И. Кант, является незаинтересованным, а русский мыслитель С. Булгаков утверждал, что истинное искусство свободно в своих путях и исканиях, оно "само себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон". В этом случае формула "искусство для искусства" верно, отражает его самостоятельность, свободу от подчинения извне. Вместе с тем мы знаем огромное количество гениальных произведений, написанных по "заказу" (почти вся живопись эпохи Возрождения, музыка Баха, Моцарта и т.д.). Для истинного художника "заказ" - широкое поле для творчества, выражение своего "Я" (вспомним А.С. Пушкина: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать").

Поскольку искусство действует через чувства, его произведения часто словно завораживает нас, выполняя функцию внушения, подсознательного сообщения идей и смыслов.

Страх перед неконтролируемым, «опьяняющим» действием искусства иной раз был так велик, что всякое общение с ним считалось безнравственным. Пуританская мораль (XVII-XVIII вв.) объявляла танцы «бесовскими», стремление украшать жилище - «суетным», отвергала любую литературу, кроме нравоучительной.

В рассказе Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» развивается идея о том, что иная музыка настолько чувственна, что развращает людей, например, подталкивает женщину к измене мужу. В современном обществе не раз ставился вопрос о том, как защитить нравственное и психическое здоровье людей от разрушительного воздействия иной аудио - и видеопродукции.

Чтобы художественное произведение было эстетически значимым, в нем должно быть запечатлено нечто великое и универсальное, что позволит произведению пережить свое время, а его создателю почувствовать себя творцом непреходящих ценностей. Такие работы оказываются наиболее соответствующим общественным интересам, только не сиюминутным задачам, а глубокой потребности человечества стать совершеннее. Из века в век, несмотря на смену направлений, стилей, приемов, гуманизм оставался смысловым стержнем искусства, искусство выполняет гуманизирующую функцию.

В искусстве происходит накопление художественных ценностей. Однако разделение ценностей на материальные и духовные и отнесение произведений искусства к духовным ценностям может рассматриваться как чисто условное, необходимое для анализа. В реальной жизни этого разделения не существует, ведь и античная статуя, и Собор Парижской Богоматери, и "Подсолнухи" В. Ван Гога, без сомнения, тяготея к духовной сфере культуры, в то же самое время являются ценностями материальными.

Воспринимая художественные произведения, мы живем вместе с любимыми героями, качествами которых не обладаем, с детских лет примеряя для себя полюбившиеся образы: это могут быть сказочные персонажи (Иван-царевич), носители доброго начала (Зорро, супермен). Позднее все нереализованные возможности и скрытые желания компенсируются при общении с искусством (я - следователь, я - президент, я - суперполицейский, я - балерина и т.д.). Кроме того, при включенности в мир художественных образов происходит своеобразная компенсация нашей будничной, подчас однообразной, жизни. В одних видах искусства (литература, театр, кино) эта взаимосвязь более очевидна, в других (архитектура, живопись, музыка) - механизм художественно-психологической компенсации более сложен.

По мнению Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцова, жесткое разделение познавательной, воспитательной, игровой функции искусства не имеет смысла, можно говорить о различных модусах функционирования искусства.

Эстетическая специфика искусства может угаснуть при соприкосновении с иными формами деятельности.

Поэтому «игра, общение, нравственные суждения, познание становятся не "функциями" искусства, но внутренними моментами эстетической ситуации, создаваемой искусством. Искусство отрезает человеку путь к неэстетическому его использованию. Современное искусство как бы иронизирует над традиционной концепцией искусства как носителя ряда не связанных между собой функций - познавательной, воспитательной, коммуникативной».

Искусство обращается к целостной личности, оно стимулирует самосознание, воображение, память - интегративную деятельность личности.

Таким образом, социокультурные функции искусства подразумевают его бытие в культуре как способа чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нравственного развития личности.

Date: 2015-09-03; view: 1509; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию